Венчание в православной церкви (правила). Что нужно для венчания? Венчание в православной церкви: правила

Таинство венчания уходит корнями в глубокую древность, и православные христиане всегда относились к нему с особым почтением, ведь этот обряд означал клятву перед Богом и людьми в любви и верности, которую влюбленные должны были пронести через всю жизнь. Эта клятва сдерживает их в порывах гнева, награждая семейным счастьем, объединяет супругов в духовном плане.

Таинство, прославляющее союз влюбленных сердец, для православной церкви играет огромную роль, поэтому пары, которые приняли решение получить божеское благословение на совместную жизнь в церковном браке и на рождение детей, должны подойти к этому осознанно. Обряд венчания в корне отличается от церемонии регистрации в загсе, известной большинству, поэтому стоит познакомиться с правилами венчания, знакомых далеко не каждому.

Кому недоступно таинство венчания

  1. Прежде чем принять такое ответственное решение, следует ознакомиться с ограничениями, без соблюдения которых венчание невозможно.
  2. Вступление в церковный союз даже второй раз проблематично, а более трех раз - недопустимо.
  3. Не могут венчаться люди, находящиеся в близких родственных связях (до 4-й ступени). Не допускается венчание и при духовном родстве – кум и кума, крестник и крестный родитель.
  4. То же относится и к людям с психическими отклонениями.
  5. Венчание не состоится, если молодожены считают себя атеистами и хотят венчаться не по зову сердца, а по другим мотивам – дань моде, желание родителей и т.п.
  6. Если один или оба молодожена исповедуют другую веру, не крещенные в православной церкви и не желают пройти обряд крещения перед венчанием.
  7. Если один из супругов состоит в церковном или гражданском браке. При церковном браке надо взять разрешение у архиерея на расторжение предыдущего, при гражданском – расторгнуть официальные отношения.
  8. Венчание проводится при наличии свидетельства о регистрации и паспортов со штампами гражданского брака.
  9. Возрастные ограничения для церковного брака: невесте на момент обряда должно быть полных 16 лет, жениху – 18 лет.

С чем надо приходить на венчание

  1. Если решение принято и препятствий для брака нет, можно согласовать со священником место и время венчания в специальном календаре, так как в некоторые дни, а также во время постов, накануне крупных церковных праздников: Святок, Масленицы, в течение Пасхальной недели - венчание не проводится.
  2. Если собираетесь снимать обряд на фото или видео, этот момент также надо обговорить: в каком месте можно находиться фотографу и видеооператору и какие моменты можно снимать. Во время чтения отдельных молитв ничто суетное не должно отвлекать присутствующих от происходящего.
  3. На венчании необходимо присутствие свидетелей, крещенных в православном храме. Когда венчание было единственным актом подтверждающим законность брака, к выбору поручителей относились очень серьезно, ведь они помогали скрепить союз. Сегодня требования к свидетелям смягчились, но их присутствие на обряде обязательно. Надо подобрать высоких и выносливых шаферов, которые смогут в течение всей службы держать венец над головами венчающихся. Что нужно купить для венчания в церкви? При подготовке к обряду надо приготовить:
  4. Свадебное платье и – два разных понятия. Для храма платье должно быть скромного фасона, с закрытыми плечами и рукавами, без декольте и открытой спины, не укороченное. Оттенки – только светлые, черный, синий, фиолетовый вообще под запретом. Дополняют наряд длинный шлейф – символ долгой супружеской жизни и (можно шляпка или белый платок, ведь длинная фата может воспламениться от множества свечей). Если даты регистрации брака и венчания совпадают, для открытого свадебного платья можно воспользоваться шалью, накидкой.
  5. Обручальные кольца для священника надо приготовить заранее, чтобы он успел провести обряд освящения. Традиционно муж носил золотое кольцо – символ солнца, а жена – – луна. Сейчас таких условностей не придерживаются.
  6. Также заранее надо передать в храм бутылку кагора, который используют в обряде венчания.
  7. В церковной лавке надо уточнить, какие купить свечи для венчания. Обычно используют специальные, праздничные. Чтобы зажженная свеча не обжигала воском руки, надо приготовить салфетки или платочки.
  8. для венчающихся обязательны.
  9. Венчальный рушник или белая ткань, на которые становятся новобрачные во время обряда.
  10. Обряд венчания длится в среднем около часа, а потому стоит подумать об удобной обуви.
  11. Надо подготовить и предварительно освятить иконы Спасителя и Богородицы, олицетворяющих мужское и женское начала, которые новобрачные будут держать на венчании, а потом сохранять дома как семейную реликвию, чтобы передать потом своим детям.

Подготовка к венчанию

До сих пор речь шла о формальностях, но ведь главное здесь – не чистота и красота нарядов, а состояние души. Сейчас правила более лояльные, целомудрия до венчания никто не требует, но определенные ограничения все же есть. Что нужно для венчания в церкви? Три дня накануне венчания жених и невеста постятся, готовятся к исповеди и причастию. С начала дня венчания (с 0 часов) воздерживаются от приема пищи, воды, половых контактов, алкоголя и курения. В храме новобрачные исповедуются и причащаются, а потом уже переодеваются в наряд для венчания.

Как вести себя в храме

Не все придают должное значение таинству венчания, поэтому многие приходят в храм в обычной одежде, разговаривают. Вот некоторые общие правила, которые надо помнить, переступая порог храма:

  • наличие головного убора у женщин, нательного крестика и соответствующей одежды, прикрывающей ноги и плечи, тем, кто пришел в брюках, выдают специальные фартуки;
  • макияж – максимально приближенный к естественному;
  • в храм нужно прийти за 15 мин. до начала, поставить свечи, приложиться к иконам;
  • отключить мобильные телефоны;
  • не разговаривать во время службы;
  • правила венчания запрещают присутствующим ходить во время службы по храму;
  • сидеть на скамейках разрешается престарелым и немощным прихожанам;
  • во время обряда мужчины располагаются по правой стороне зала, женщины – по левой;
  • есть места, куда нельзя заходить вообще (например, алтарь);
  • не держаться за руки и не держать руки в карманах;
  • не стоять спиной к иконостасу;
  • если не уверенны, что выстоите весь обряд венчания, лучше остаться у входа в храм, ведь уход со службы раньше времени – демонстрация неуважения к православию.

Крестятся православные правой рукой и священника называют «батюшка». Эти правила должны неукоснительно соблюдать не только венчающиеся, но и все присутствующие на церемонии гости.

Обряд венчания

Описать венчание в деталях невозможно – разве словами передашь всю красоту и святость таинства? В обряде выделяют четыре этапа:

  • обручение (раньше оно проводилось отдельно и у молодых был испытательный срок, во время которого можно было расторгнуть отношения, а теперь вся процедура проходит в один день);
  • непосредственно само венчание;
  • разрешение венцов;
  • молебен — благодарность.

Сначала проходит обряд обручения, в ходе которого священник выдает жениху и невесте свечи, поэтому свадебный букет ей здесь не нужен. После обручения молодые проходят в центр к алтарю для венчания. После молитв и возложения венцов священник преподносит чашу с вином – символом бед и радостей супружеской жизни. Венчающиеся отпивают его трижды. Завершает обряд обход новобрачных вокруг аналоя и чтение назидания.

Венчание после свадьбы

До венчания многие хотят прожить вместе какое-то время, чтобы убедиться в своем выборе, ведь расторгнуть церковный брак не так просто – причин для такого поступка может быть две: лишение рассудка или супружеская измена. Что нужно для венчания в церкви после свадьбы? В принципе, то же самое - для церкви не имеет особого значения, сколько лет супруги живут вместе. Есть только дополнения благословения для супругов, доживших до серебряной или золотой свадьбы. Если кто-то из супругов состоит не в первом браке, то к церемонии добавляются покаянные молитвы.

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.
  • Кольца - используются в православном обряде венчания.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.
  • Священник читает тайную молитву за новобрачных.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Обряд венчания это одно из церковных таинств. После того как молодые дают друг другу обед, сам Господь Бог дает благословение молодой семье в христианской жизни, и последующему воспитанию будущих детей. Что нужно для венчания в церкви? Об этом и поговорим в этой статье и узнаем, чем нужно обзавестись для совершения обряда.
Очень важно, чтобы новобрачные обязательно были крещёные, православной церковью, и верили в Бога.

Подготовка к церемонии

Чтобы совершить этот обряд, молодожёнам нужно хорошо подготовиться, не только физически, но и душевно. За 3-4 дня до венчания они должны поститься и подготовиться к исповедованию и причащению.

Также необходимо приобрести две иконы, которыми благословят невесту и жениха, в то время как проходит Таинство. Принести иконы Божьей матери и Иисуса Христа должны родители венчающихся, если по каким либо обстоятельствам родные не могут принять участия, то с ними приходят молодожены. Из давних времён иконы передавали от родителей детям, и так благополучие сохранялось во всей семье, на долгие годы, и они становились святыми оберегами всего рода.


Обязательно ли покупать кольца?

Без колец обряд не сможет быть окончен, поэтому не забывайте о них. Обручальные кольца должны состоять из разных драгоценных материалов для мужчины покупают золотое, которое символизирует солнечный свет, а женщине серебряное оно является символом Луны. Так как кольцо, является символом неразрывного и вечного брака, то его присутствие на церемонии обязательно. Молодожены могут выбрать православные кольца, которые можно приобрести в самой церкви.


Но самой главной подготовкой остаётся пост, который нужно соблюдать и говенье. Перед церемонией необходимо побеседовать со священником он может дать хорошие советы и подскажет, как лучше поступить в том или ином случае. Процесс исповедование и причащение лучше совершить перед венчанием, так же нужно позвать двух свидетелей. Ранее в свидетели брали уже опытные пары, которые состояли в браке не один год. Важно, выбирать близких людей либо родственников, так как на них ложиться обязанность сохранять пару и быть наставниками.

Что должен знать свидетель?

Они, как и новобрачные тоже принимают участие в обряде венчания. Когда жених с невестой обходят аналой, свидетели держат над их головами венцы, помогают нести свечи. Как и молодожены, они должны быть крещёнными в церкви и верить Таинству Божьему.

Как нужно себя вести в святом месте?

На что нужно обратить внимание? Все присутствующие должны быть ознакомлены с правилами нахождения в храме. Вся церковь молиться только о молодых и не о ком больше, нужно выразить своё уважение молчанием либо присоединиться к прочтению молитв.
Невнимательность и плохое отношение молодожен, говорит о том, что они пришли в святое место, чтобы соответствовать моде либо по просьбе родителей. Молодые, верующие в Бога и имеющие желание иметь благополучие в семейной жизни, должны молиться и верить в Божью благодать. Именно часть прочтение молитв влияет на дальнейшую супружескую жизнь.

Выбор даты важного события

Для того чтобы знать в какой день церковь имеет право связывать души влюблённых нужно посмотреть в календарь нынешнего 2017 года, в котором выделены благоприятные дни для обряда венчания. После церемонии идут в ход поздравления родителям и новобрачным.
Перед венчанием проводиться обручение новобрачных. В храм невесту и жениха заводит священник. Это означает, что жених и невеста подобны Адаму и Еве и вступают в новую освященную жизнь. После обмена кольцами, который делается трижды, иногда сам священник делает обмен колец, обручение считается оконченным и батюшка переходит к обряду венчания.


Образ молодожен

По традиции невеста должна быть в белоснежном платье, также можно рассмотреть оттенки бежевого. Не стоит отдавать предпочтением темным тонам. По длине оно должно быть не выше колена, в дополнении с длинным шлейфом. Фасон платья не имеет никакого значения и может быть очень разнообразным. Главное не выставлять напоказ грудь и спину, и прикрыть плечи.
Если роспись в Загсе и венчание в церкви совпадает в один день необходимо купить два платья, чтобы на торжественном вечере быть в более открытом платье. Несмотря на то что все платья очень красивы, оголенные участки кожи в святом храме не уместны, так же как и яркий броский макияж.




Для жениха нет лучше выбора, чем классический костюм в светлых тонах. Но если хотите использовать темные, в этом нет никаких проблем и строгих ограничений по этому поводу. Обязательно у пары должны быть одеты нательные крестики!

В чем пойти на венчание гостям?

Все гости должны быть с крестиками в закрытой одежде. Женщинам необходимо взять с собой головной убор в виде косынки либо платка и покрыть ним голову до входа в церковь. Мужчины должны быть без головного убора! Также при наличии длинных волос у мужского пола следует собрать их в хвост.

Памятные фотографии на церемонии

Роль фотографа в церемонии очень тяжёлая, так как ему следует соблюдать целый ряд правил, что бы сделать фото. Фотограф не должен быть заметным, он должен надеть шапку невидимки и снимать самые лучшие фотографии, которые будут напоминать молодым о знаменательном дне.

Видео по теме статьи.