Плюсы и минусы семейного обучения ребенка – к чему готовиться родителям? Семейное образование – актуальные правовые вопросы.

Моему сыну девять лет, и он не учится в школе. Такое признание, как правило, вызывает недоумение и тысячу вопросов.

Он болеет?

Он не справляется со школьной программой?

Или даже так:

Ты вступила в какую-то секту, которая запрещает детям ходить в школу?

Спешу успокоить. Мой сын здоров. Со школьной программой у нас нет никаких проблем. И да, я не состою ни в одной секте 😉

И тем не менее мы не знаем, что значит учить уроки допоздна, бежать на первый урок ни свет ни заря или зубрить правила, смысл которых остается неведом.

Лев хоумскулер. Попросту говоря - один из тех детей, которые вместе с родителями выбрали форму семейного образования. Что это такое? Давайте попробую объяснить.

Что такое семейное образование?

Семейное образование помогает забыть о такого рода молитвах 😉

Во-первых, семейное образование - это не домашнее обучение , которое бывает необходимо для отстающих или часто болеющих детей. Если при надомном обучении учителя приходят домой и занимаются с учеником по индивидуальному плану, то на семейном образовании роль учителя сводится к минимуму: педагоги становятся только теми, кто принимает аттестации.

Во-вторых, семейное образование является законодательно закрепленной нормой . В последней редакции Федерального закона «Об образовании» четко прописано, что это одна из форм получения среднего образования наравне с привычным очным.

В-третьих, семейное образование общедоступно . Его может выбрать ученик любого класса в любой момент. При этом никакого основания или веского доказательства иметь не нужно, достаточно одного желания.

В принципе это все, что нужно для начала знать о семейном образовании. Понимаю, что здесь возникает еще несколько вопросов: зачем это нужно и как мы к этому пришли. Отвечу и на них, но начну, пожалуй, со второго.

Пойти, чтобы вернуться

Хоумскулером Лев был не всегда. В 7 лет он гордо нес огромный букет цветов в сопровождении безумно волнующихся родителей. Все мы ждали, что новый период в жизни семьи не будет ничем омрачен. Но вышло не так.

Мне как филологу по образованию не нравилась программа (это, честное слово, местами какой-то ужас - родители школьников меня поймут). А еще по каким-то предметам Лев шел далеко впереди одноклассников, по другим - чуть медленнее.


Лев у своей первой школы

После первого полугодия второго класса я перевела ребенка из школы рядом с домом в статусную школу. Здесь и окружение было лучше, и качество образования. Но ребенок просто начал «закисать»: до школы нужно было ездить полтора часа в одну сторону, все секции пришлось оставить, времени на прогулки не осталось. И в какой-то момент я проснулась посреди ночи, а в голове крутилась мысль: «Я теряю ребенка! Пора что-то делать!» Через неделю я забрала из школы документы и унесла в департамент образования уведомление о переходе на семейное образование.

А зачем все это нужно?

Школа не была ни за, ни против. Завуч младших классов спокойно выслушала меня, согласилась, а еще через пару дней заключила договор со мной и озадачила коллег на составление учебного плана. Единственное - она меня предупредила: «Можете забыть о том, что ребенок был отличником, оценки скорее всего будут ниже». Знаете, она меня нисколько не удивила и не испугала. Я всегда говорила, что учиться для оценок глупо и нелепо.

Итак, на сегодняшний день мы уже почти полгода находимся в свободном плавании. Количество плюсов от такой жизни, не буду скрывать, зашкаливает. И исходя из них я готова сформулировать цели, которые мы преследуем, выбирая семейное образование.

  1. Ответственность за образование, воспитание и будущее ребенка лежит полностью на родителях, а не на педагогах, людях, с которыми может быть совсем не по пути и чьи жизненные ориентиры далеки от тех, которые царят в вашей семье. Да, это огромная ответственность, уже нет возможности сказать: «Этого мы не знаем - не научили в школе!» Если ребенок не знает - виновата я: я должна объяснить тему нужным образом или обеспечить доступ к информации, которая поможет разобраться в теме самостоятельно.
  2. Чувствовать себя свободным - это бесценно, сколько бы лет тебе ни было! Буквально за пару недель семейного образования у сына пропала болезненная худоба, круги под глазами от бесконечного недосыпа. Мы не привязаны к жесткому расписанию, а учитывая мою жизнь в режиме хоум-офиса, это просто волшебно!
  3. Любой человек вправе общаться с теми людьми, кто им приятен, и заниматься тем, что ему нравится. Да, вы можете со мной поспорить: мол, ребенку нужна социализация, он должен знать, какая жизнь на самом деле и т.д. Но это моя принципиальная позиция. Взрослый человек стремится избегать тех, кто ему неприятен. Вы скажете: «Это невозможно!». Почему же нет? Вполне возможно - если есть сильное желание. То же и с занятиями. Я глубоко уверена: секрет счастья в том, чтобы заниматься тем, что ты любишь. Предвижу вопрос: «А работать когда?» Если что-то очень любить, этим можно научиться зарабатывать на жизнь и обеспечивать себя, делая еще счастливее. Вот этому и нужно учить с детства.

Немного об организации учебы

Хоумскулинг - это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.

Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет. Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам - информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.

У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников). Еще он учит два языка - французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский. Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.


Теперь у нас есть возможность не гоняться за бессмысленными рейтингами, а стараться быть лучше. Стопочка дипломов победителя разных олимпиад у нас постоянно растет

Главное, что мы приобрели, уйдя из школы, - возможность заниматься тем, что действительно нравится. И Лёва пользуется этой возможностью с лихвой. Дважды в неделю он занимается дзюдо, трижды - шахматами (даже уже первый юношеский разряд получил, что для меня совсем недосягаемо). Кроме того, он занимается в литературном кружке, а в городском планетарии пропадает бесконечно на занятиях астрономией. А еще он много-много гуляет и общается с другими детьми - это то, чего лишены большинство школьников, живущих по принципу школа-уроки-секция-компьютер-сон.


Лёва два года занимается дзюдо. На семейном образовании для этого появилось гораздо больше времени.

И, конечно, в его жизни огромную роль играют книги. Честное слово, не знаю, что я бы делала без МИФа! Книги он поглощает одна за другой. Это и художественная литература (например, сейчас он зачитывается Киром Булычевым), но в большей степени - нонфикшн. Здесь на отдельном счету у нас книги о космосе (да-да, и сегодня есть дети, которые с уверенностью говорят, что хотят работать в космонавтике) - «Космос» и «Астрокот и его путешествия в космос » перечитывались несметное количество раз.


Свобода дала возможность полностью увлечься любимой темой. 12 апреля Лёва был одним из ведущих Дня космонавтики в нашем городе.
Тот редкий момент, когда Лёва занимается за столом. Обычно это происходит в дороге, на природе, на улице - где угодно.

А что дальше?

Когда мы сообщили родственникам о переходе на семейное образование, все приняли новость довольно спокойно. Сейчас периодически возникают вопросы: «А что дальше? Когда-то ведь нужно возвращаться в школу».

Если честно, я стараюсь не загадывать. До пятого класса мы точно собираемся оставить семейное образование.

Если Лев захочет вернуться в школу - он вернется, я не буду препятствовать. Другое дело - что он уже вкусил всю прелесть свободной жизни и обгоняет своих одноклассников по программе. Будет ли ему интересно в школе при таком раскладе - вопрос спорный.

Думаю, логичным продолжением в средней школе было бы заочное обучение: все-таки иностранный язык - это то, что нужно практиковать общаясь с другими людьми, а естественные науки немыслимы без опытов и практических работ, с этим школа справится лучше меня.

Не исключено, что у нас появятся репетиторы, если в этом будет необходимость. В общем поживём - увидим.

А пока мы ходим в школу на аттестации раз в четверть. Одни предметы (окружающий мир и чтение, к примеру) он сдает учителю устно тет-а-тет, по другим (математика, русский и французский языки) Лев пишет итоговые контрольные работы вместе с одноклассниками. Есть и другая форма аттестации: например, по физкультуре мы сдаем доклады, а по информатике - рабочую тетрадь на печатной основе с выполненными за отчетный период заданиями. По итогам третьей четверти у Лёвы вышло четыре пятерки и пять четверок, то есть, вопреки мнению завуча, ребенок не стал учиться хуже.

А впереди нас ждет итоговая аттестация за второй класс. К ней мы готовы, и страха или волнения ни у меня, ни у сына нет.

А стоит ли?

Наверное, семейное образование никогда не станет массовым явлением. Да и не требуется от него этого. Всегда будут те, кто мечтает о таком обучении, те, кто его осуждает, и те, кто уже не мыслит жизни в режиме «как у всех».

Я точно знаю, что если есть какие-то опасения, то семейное образование пробовать рано.

Вместе со всеми прелестями у свободы в образовании есть и серьезные сложности. Если в мегаполисах система поставлена на поток, то в небольших городах школы зачастую вообще не знают о том, что такое хоумскулинг. Родителям приходится в лучшем случае проходить весь путь знакомства и погружения в семейное образование в худшем - пробивать лбом стену бюрократии. А всё потому что законодательная база, касающаяся этой части образования, пока оставляет желать лучшего.

Кроме того, семейное образование требует очень серьёзных вложений. И в первую очередь не финансовых (хотя и их тоже), а временных и моральных. Нужно по-новому учиться организовывать день и образовательный процесс. Для родителей это не всегда легко. Но в любом случае все сложности с лихвой компенсирует радость от свободы и чувства полета и творчества, приходящие вместе с семейным образованием.

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы - и . Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская - психолог, многодетная мама, автор книги .

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге, или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания "стоять над душой", а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике.

Как итог, хоумскулинг признается неэффективным, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный подход.

Хоумскулинг - это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на домашнее обучение, если мама наивно полагает, что ей станет легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный "бонус" домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник прикажет вам каждый день совершенно бесплатно учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете.

Ответьте себе честно: сможете ли вы это делать? Сможет ли кто-то из коллег или родных замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет. И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить.

В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

А как же у других родителей получается?

Разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с семейным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка из школы не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение - возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, и даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому - людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужда в мелких чиновниках и офисных клерках - рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Миллионы людей уже оказываются безработными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее обучение?

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно? Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант - когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые могли бы эффективно передать ребенку.

Поговорим о тех родителях, которые успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. Поэтому к школе нужно отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей.

Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать с ним в конфликт.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором. Кому-то повезёт: ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При эффективном подходе к изучению обязательной программы на основную учебу в день уходит всего пара часов. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно - очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнее обучение эффективным

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться перед ребенком с учебником. Сначала позаботьтесь о том, чтобы у него появился важнейший навык - быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается учебный процесс дома. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается занятий с репетиторами, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия. При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. "Семейники" по статистике числятся среди худших учеников, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.


Мой личный опыт семейного обучения

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся развить эти особенности. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и она уже ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника.

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь - очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь - личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать.

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются и возвращают ребенка в школу.

Наша задача как родителей - думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем (поступить в какой-нибудь вуз), а о долгосрочной перспективе: кем будет работать ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и реализованной личностью?

Пустая, хвастливая статья... а обсуждение вышло на удивление интересным и содержательным, есть о чем подумать!
Спасибо постоянным участницам конференции))

Семейное образование не подходит тому, кто не хочет этим заниматься, не настроен всерьез.
Кто хочет - найдет возможности, кто не хочет - тысячу аргументов против.
На мой взгляд семейное образование хорошо тем, что у него есть очень много всяких разных вариантов. От семейных и альтернативных школ и школы дома до анскулинга.
Кто хочет может заниматься высокими технологиями и наукой, кто хочет - рукоделием, творчеством и сельским хозяйством.

Если абстрагироваться от тона статьи - все очень резко и безаппеляционно, в жизни оттенков и полутонов бесчисленное множество, и столько же вариантов успешного образования - с одной идеей могу согласиться безоговорочно. Семейное образование не подходит категорически родителям, которые требуют от детей освоения всех нюансов школьной программы в установленные извне сроки (аттестация по классам). То есть попытка буквально воспроизвести школу дома, с почасовой отсидкой за уроками. Чаще всего быстро обе стороны бывают разочарованы, как минимум.

Во всех остальных случаях это может быть превосходно реализовано. Это может даже в школе происходить, если у ребёнка есть возможность следовать своим интересам, развивать сильные стороны и получить "отсрочку" в отношении слабых в ожидании доразвития определённых зон мозга, перерастания поведенческих проблем и пр. Именно это наблюдаю сейчас у младшего ребёнка - способного, но изначально очень проблемного в плане учебы. Просто нарадоваться не могу, что нашли школу с семейным типом обучения.

Вот интересно, предлагается родителям решить вопрос обработки информации. Скорочтение, развитие памяти, логика. Но... забавно, но при наличии этих навыков школьная программа осваивается вообще на счет раз))) Особенно понравилось что "легко не будет" и ошибочно думать что ребенок сам захочет, местные фанаты со как раз обратное доказывают))
И да, я 20 лет работаю в ИТ. Одного ребенка уже вырастила до взрослого совершенно самостоятельного состояния. И сегодня надела именно фартук, который меня учили шить 30 лет назад. Десятилетия прошли, а роботов не наблюдаю, фартук так и остался единственным способом защитить одежду от брызг при приготовлении еды)))

Оооо, опять! После фразы "наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы" понятно, что читать статью - бессмысленная трата времени. Вольный перевод. Дети, которые не могут осилить элементарную, в сущности, школьную программу, получают двойки и тройки, а мамы, вспоминая свою неспособность учиться и свои двойки и тройки, жалеют бедных деточек и поливают по-всячески школу и учителей. И пытаются доказать мамам способных детей, что они умнее и успешнее, а еще состоятельнее:))))

Прочитав такую статейку, я бы точно не стала адептом со. Предвзято и глупо.

Есть и вполне реальные наблюдения:) Только трактовка страдает.
"ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов."
Естественно, сам, как правило, не мотивирует. Вообще насаждения тяги к знаниям и заинтересованность в _процессе_ обучения (а не только в результате) - дело семьи. Что при школьном обучении, что вне его. Когда есть школа - еще и там некая мотивация привносится, ну и просто тяга "за коллективом" срабатывает, наверное.

"Глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий."
Глупо и наивно противопоставлять совершенно разные вещи, кмк. Никак умение управляться с иголкой и ниткой и понимание, как происходит создание вещей не мешает изучать компьютерные технологии. Вообще никак.

То, что школу, фактически, пытаются заменить не только мамой, но и "специализированными курсами" и репетиторами, я уж умолчу:))) "В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших добавится физика и химия.", "Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах." - прелестно же! Это то, что среднестатистический (обычный) ребенок вполне естественно получает в семье и школе.

А вот это "При этом ребенок всегда понимает: его оценки - не более чем формальность. А родительская любовь никак не связана с отметками." отлично работает и при обучении в школе.

Но вообще, из статьи следует, что "успешная мама" - это неработающая мама, в первую очередь. Которая, видимо, сама 10+5 лет училась, чтобы стать заменителем учителя для одного ученика. Ну, может быть, кому-то такая жизненная схема кажется реальным успехом, не знаю.

в школе, оказывается, "Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания". почему я никак с ними не столкнусь, с этими механизмами? и почему же тогда дома достаточно понимания, что "Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, ...отнестись, как к неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей". почему точно такое же понимание не может быть у ходящего в школу? не пойму

Ааа, вот она, "библия")))), откуда нам транслируется и транслируется, практически дословно.

Всплакнула: "В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против "двоечника" и прочие привычные советские методы воспитания".
Бедные, бедные дети...

Комментировать статью "Кому не подходит семейное обучение"

Домашнее обучение. Поделитесь мнением!. Дистанционное образование, экстернат. Домашнее обучение. Поделитесь мнением! Девочки, есть у нас такие, у которых дети обучаются дома? Не по причине слабого здоровья, например, а это именно позиция родителей...

Обсуждение

Дочь училась все 11 лет на семейном. Две музыкальные, танцевальный, художка, медаль в школе, высокие баллы ЕГЭ, строжайшая дисциплина, жизнерадостный взгляд на мир - всё это наше. Условия: у меня два высших образования (техническое и гуманитарное)+полное финансирование(и личное участие) со стороны мужа. Если этого нет - фигня и профанация.

21.11.2018 20:29:28, Аэл.

Мой на семейном 4й год. Для нас это удобно. Самым удобным оказалось сдавать в лояльной инет-школе в этом году. Но я учу сама, кроме англ. Ребенок трудный, учится и не хочет, и не может. Сейчас учимся с удовольствием, много роликов в инете, на любую тему. Остается время на тренажерку и музыку.

Кому не подходит семейное обучение. Образовательная программа - обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование.

Обсуждение

Похвастаюсь. Сегодня поговорила в школе с завучем, без вопросов дали ИУП по 2м предметам. Попросили написать заявление в свободной форме, передать через дочку. В заявлении должна быть фраза, что "ответственность за освоение программы беру на себя". У нас вообще очень человечное отношение в школе....

Мой опыт говорит, что в наших школах сейчас проще что-то решить неофициально, чем что-то официально оформить.
У нас девочка-олимпиадница решила в 11-ом классе уйти на самостоятельное. Ох, и натерпелась она! Все, кому не лень, её шпыняли от директора до учителки МХК!
Пришла на контрольную - зачем пришла?
Не пришла на контрольную - Почему "этой нашей" нет??
Дипломы олимпиад, которые она приносит школе, все любят, ага!! А всю эту бухгалтерию с самостоятельным/домашним/ИУПам-и, отчетами в комитет по образованию и т.д. администрации школ и учителя терпеть-ненавидят!

В общем, мы, глядя на это всё ничего формализировать не стали. Уезжает ребь на олимпиаду - записка от меня, что "по семейным...". Надо отоспаться после олимпы или доп.занятий - опять записка. Классуха сначала возмущалась, потом - отстала.

Если ты на самостоятельном или на ИУП, то у тебя все формальные сдачи зачетов-контрольных-лаб прописаны, и никуда ты не денешься - всё придется сдавать. Да еще и точно в срок! Раньше сроков не всегда принимают - учителя же не обязаны, только если пойдут навстречу ученику.
А если ты, типа, болел или по каким-то другим причинам пропустил урок, то далеко не всегда тебя вообще заставляют что-то досдавать. Как говорится - всё, проехали. :)

Если не ошибаюсь, по санпину до 25% пропусков учебного времени считается вариантом нормы. Мы следили только, чтоб оценок для аттестации хватало по всем предметам.

Домашнее образование, нюансы. Забираю детей домой учиться, директор предложил официально ничего не оформлять понятно. блин, это все усложняет. я совсем не против того, чтобы за нас счет Домашнее обучение - очень тернистый путь, очень хлопотный и дорогой.

Обсуждение

Мы в МШЗД на заочное перешли, тоже частная. Там раз в месяц контрольные по всем предметам онлайн, а приезжать только в конце года на итоговые аттестации.

В зависимости как договоритесь.
У меня сейчас ребенок тоже оформлен как на ИУП. ЧАсть предметов заочно, часть очно.
Школа получает деньги. Считаю, что это правильно, т.к. труд учителей должен быть оплачен. С другой стороны можно попросить о консультации при необходимости.

Я когда искала своему школу для аттестации, мне понравились школы при колледжах малокомплектные ТК 21 и 26 . Администрация школьных отделений очень доброжелательна. Мы в итоге прикрепились к 21. Была приятно удивлена уровнем педагогов.

Про домашнее обучение. Думаю для дочери. Аргументы за - со школой опять проблемы, в этот раз вообще не связанные с дочкой, но А есть официальная статистика,что дети на домашнем обучении лучше социализированы? Я против домашнего обучения ребенка аспергера.

Обсуждение

Я давно склонялась к домашнему обучению, но всё-таки два года кое-как мы проучились в школе. Для ребенка школьное обучение далось тяжело. Так как в садик мы не ходили, его воспитанием я всегда занималась самостоятельно. Начались конфликты со сверстниками, бесконечные болезни. Смысла обучения в школе я больше видела, поэтому сейчас учимся сами в он-лайн школе Бит. Учимся дистанционно, знания дают достойные, мало того, моего ребенка даже подхвливают. Он стал явно опережать своих сверстников.

Мои дети на семейном и мне это очень нравится.
Наша практика и практика других знакомых показывает, что общения на семейном образовании не становится меньше. Освобождается время для занятий там, где есть единомышленники. У меня сын ходит заниматься в студию для взрослых и ему там комфортнее. И для социализации это лучше, ведь это процесс передачи знаний и навыков об обществе от старших к младшим. Чем со сверстниками обмениваться? Только дружат, а это другое.
И еще хотела спросить. У вас есть организация родителей с этим синдромом? У нас, родителей с синдромом Дауна, свой круг общения, где дети с синдромом и без дружат по много лет, встречаемся на праздниках, организуем совместные занятия, кружки.

постою рядом послушаю, потому как устраивая ребенка знающего программу первого класса в этом году в первый класс - долго сомневалась - а надо ли нам оно и не уйти ли на экстернат сразу до 1 сентября не мучая ребенка - благо началка это такое дело когда с ребенком за месяц можно пройти годовую программу не особо напрягаясь:)

до сих пор сомневаюсь - правильно ли я сделала запихнув ребенка в ИМХО откровенно слабую школу к никакому учителю, хотя - это было лучшее из имеющего в наличии в 20 минутах езды:(

особенности семейной формы обучения. Дистанционное образование, экстернат. Мы на семейном с сентября. Те деньги, которые государство выделяет школе за моего ученика, школа перевела на мой счет, поскольку школа его не обучает.(Приятно, но не из-за этого все...

Но домашнее обучение для вас имхо не выход. А много занятий сверх школы научат трудолюбию. У моих детей в классах и мальчики плакали. Их, как раз, никто не дразнил. А задирали совсем других детей, сразу и не поймешь, за что.

Обсуждение

если учитель не настроен на работу,то вряд ли выйдет с ней закончить началку.
Я посмотрела- вы в Москве? есть школы надомного обучения.Формально для детей с проблемами здоровья,реально-просто всякие дети,малокомплектные классы,оочень хорошие(лучшие) учителя потмоу что детей мало, а надбавки большие.
Вот в нашем округе (зеленоград)школа.
[ссылка-1]
Я ее неплохо знаю.Обучение качественно,обычное.
Вам бы такую найти.

У меня была довольно тяжелая дочка. Поэтому я не отдала ее в школу в 7 лет, а целый год вместо этого занималась ею: психолог групповой и индивидуальный, нейропсихолог, дефектолог, логопед, музыкальная школа, фигурное катание. За год выправилась девушка, сейчас никаких проблем.
Постарайтесь максимально задействовать все возможные и невозможные ресурсы, разных специалистов. В возрасте 7-9 лет еще вполне возможно чудо.

Моей почти 9, заканчивает 3 класс на семейном. Негатива для нас нет, один позитив - ребенок познает программу (и за пределами вширь и в глубь) в своем темпе, ничто не тормозит ее и не форсирует. Много времени на прогулки, кружки, свободное чтение, игры.

1. В 4 классе, думаю, реально. Я просто оставляю задание, если уезжаю куда-то. Ну иногда напомнить надо. Моя в школу совсем не хочет, поэтому делает даже то, что не стала бы для себя - для аттестации нужно, и точка.

2. У нас музыка с частным педагогом и бассейн. Кружки, секции - нереально, я искала.

3. Читает, играет, занимается часа 2 (больше не требовалось пока). В 12 идет гулять.

4. Знакомиться:) у моей 3 постоянные подруги с младенчества и куча новых знакомств на кружках. Постоянно приглашает кого-то в гости - правда, мало кто из родителей выдерживает темп:) Но вообще общение нешкольников - не проблема.

21.05.2009 15:55:39, Эль Нинья

1. Удастся ли совмещать - очень сильно зависит и от мамы, и от ребенка. Если ребенок может самостоятельно ставить задачу и вовремя её выполнять, то, скорее всего, получится.
2. На первую половину дня занятия бывают, но нечасто. В музыкалке бывает, что педагоги в 11-12 часов готовы заниматься.
3. Утром чаще всего выполняются задания. В некоторых видах спорта тренировки бывают по утрам.
4. Круг общения приходится организовывать, если нет двора, в котором ребенок может общаться сколько угодно. Это требует определенных дополнительных усилий, но преодолимо. И потом, совершенно необязательно, что старые друзья "отвалятся". Если есть общие интересы помимо школы, будут продолжать общаться.

домашнее обучение. подскажите, у кого дети на домашнем обучении (или экстернате - это ведь одно и то же)? когда перешли? почему домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит...

Обсуждение

домашнее обучение - ребенок имеет медсправку о невозможности временно посещать школу (справку нужно будет подновлять), учитель ходит на дом

экстернат - ребенок ходит на консультации (1-2 в полугодие, но вообще как договоришься) - сдает экзамены. Может сдавать досрочно, может со всем классом. Учитель домой не ходит

семейное - ребенок ходит на консультации, учитель домой не ходит. !!!родители получают деньги "на методические материалы и т.д.!

Собственно поэтому семейное образование выцарапать сложнее, нужно искать школу, где оно прописано в уставе

Мой сын на экстернате, семейное организовать не получилось, но мы в Краснодаре, не в Москве, здесь это реже бывает. Ну и плюс в Москве (по отзывам мам) семейникам за год выплачивают около 20 тысяч рублей, у нас намного меньше, так что я не сильно бодалась.

Если есть вопросы - можно тут или в подник

Дочь 2 класс заканчивает на семейном обучении. Ислючительно по убеждениям. Очень довольны. Успеваемость отличная, по математике - на класс-полтора выше идет. Занимаюсь я, а в основном дочь сама. Можете прямо здесь расспросить, мой комп сейчас не работает, почту не читаю.

23.01.2008 23:01:38, Эль Нинья

Домашнее обучение. Образование, развитие. Домашнее обучение. Ситуация: ребенок болеет постоянно, в этом году (с сентября) уже успел переболеть бронхитом, пневмонией, часто сопли.

Семейное образование по новому закону является внешкольной формой обучения. Другими словами, школа никак не может вмешиваться в этот процесс и контролировать его. Впрочем, как и раньше. Однако в прежние времена в законе это было отображено достаточно размыто, чем могли воспользоваться школы, вмешиваясь в учебный процесс и диктуя родителям свои правила. Теперь же все прописано очень явно и четко.

Не все понимают, что такое семейное образование, часто путая его с экстернатом или домашним обучением. На самом деле это три совершенно три разных вида образования. В экстернате ребенок не числится в списках учеников конкретного образовательного учреждения. Он получает знания самостоятельно, имея возможность осваивать программу быстрее, чем школьники (например, программы двух классов за один год). Свои знания подтверждает прохождением промежуточных и итоговых аттестаций в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию. Пройдя всю программу и сдав все экзамены, получает аттестат государственного образца.

Ребенок, находящийся на домашнем обучении, не посещает школу из-за состояния здоровья на основании выданных медицинским учреждением справок. При такой форме обучения школа контролирует и помогает родителям организовать учебный процесс.

Семейное образование можно сравнить с экстернатом – ребенок так же получает знания самостоятельно и подтверждает их сдачей экзаменов, затем ему выдают аттестат. Однако есть существенное отличие: он числится в списках учеников конкретной школы, которая обеспечивает его учебниками и другими необходимыми материалами. При этом образовательное учреждение контролирует качество полученных их знаний (аттестациями), но не сам учебный процесс.

Положение о семейном образовании дает право перейти на такую форму обучения учащемуся любого класса. Если по каким-то причинам ребенок решит, что подобная возможность получения знаний ему не подходит, он может вернуться обратно в школу и участвовать в учебном процессе наравне с другими детьми.

В «семейных условиях» можно получить начальное, основное и среднее образование. Все они подразумевают прохождение промежуточных и итоговых аттестаций согласно учебному плану и порядку образовательного учреждения. Исключение составляет семейное дошкольное образование – в этом случае аттестации не требуются.

Если родители хотят самостоятельно заниматься образовательным процессом чада, им необходимо подать в школу, которую посещает их ребенок, заявление о переводе ученика на семейное обучение. Составляется договор, в котором подробно оговариваются тонкости «сотрудничества» ребенка со школой (сроки аттестаций, требования к их прохождению и т.д.). Нередко подобный договор заключается в устной форме.

Семейное образование и самообразование

Зачем переводить ребенка на внешкольную форму обучения, если у него нет проблем со здоровьем, препятствующих посещению образовательного учреждения? На самом деле причин может быть немало. Семейное образование и самообразование целесообразны, если ребенок:

  • не испытывает интереса к общению со сверстниками, не становится частью коллектива;
  • подвергается издевательствам со стороны других детей или учителей и из-за переживаний не может полноценно сосредоточиться на учебе;
  • более талантлив и развит, чем его одноклассники, многое из общей программы ему уже известно, поэтому он нуждается в индивидуальных заданиях;
  • серьезно занимается творческой или ( , танцами, гимнастикой и т.д.) и из-за постоянных занятий, тренировок или соревнований не успевает посещать школу наравне со всеми.

Также семейное образование актуально и в том случае, когда родителей не устаивает сложившийся в школе порядок. Например, учитель из-за большого количества учеников не успевает уделить достаточно времени каждому школьнику, из-за чего у ребенка могут возникнуть проблемы с предметом.

Семейная форма получения образования имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести возможности:

  • уделять предметам, к которым у ребенка есть особые способности, больше времени;
  • выбора собственного режима и темпа обучения (если, например, в школе ребенок освоил материал раньше одноклассников, он должен ждать, пока учитель перейдет к следующему этапу, дома же он может спокойно двигаться дальше или заниматься другими предметами);
  • разнообразить учебный процесс, сделать его более захватывающим, исходя из особенностей и пожеланий ребенка (если в школе ученик вынужден довольствоваться тем, что ему предлагают, то родители действуют согласно его интересам: например, организовывают не «ради галочки», а ради того, чтобы их чадо посмотрело то, что ему хочется);
  • введения дополнительных предметов, которых в школе и вовсе может не быть.

Обучение в форме семейного образования позволяет ребенку намного быстрее стать самостоятельным, научиться принимать решения и нести ответственность, ведь ему приходится основной объем материала осваивать своими силами. Конечно, родители помогают ему, но основная нагрузка ложится на его плечи. Согласно статистике, дети, получившие семейное образование, лучше сдают экзамены, чем многие дети, обучавшиеся в школе. Главная причина заключается в том, что у ребенка нет возможности отлынивать от освоения материала. Если опрос в школе – своеобразная рулетка, и ученик может не выполнить домашнее задание, надеясь, что его не вызовут, то родители будут контролировать его знания ежедневно. Это позволяет ребенку научиться более серьезно относиться к учебе. К тому же такие дети, как правило, гораздо раньше, чем остальные, определяются в выборе будущей профессии.

Минусы семейного образования заключаются в отсутствии:

  • ежедневного общения со сверстниками и опыта построения отношений внутри коллектива, что может сказаться в будущем;
  • здоровой конкуренции (у ребенка нет возможности сравнить уровень своих знаний с показателями других детей);
  • строгих рамок (из таких учеников получатся прекрасные предприниматели, начальники, представители творческих профессий, но работать под чьим-то началом в офисе и беспрекословно подчиняться вышестоящему лицу им в дальнейшем будет достаточно сложно).

Поэтому, прежде чем выбрать для ребенка такую форму обучения, как самообразование, нужно тщательно взвесить все плюсы и минусы и понять, как будет лучше именно для вашего чада.

Также нужно понимать, что семейная форма образования требует наличия у родителей (хотя бы у одного) большого количества свободного времени. По крайней мере, если ваш ребенок пока еще не вышел из младшего школьного возраста. Ученики 5-11 классов вполне способны заниматься большей частью самостоятельно. Помощь родителей, как правило, требуется лишь в особенно сложных случаях. Также родители должны ежедневно проверять, как ребенок осваивает программу и выполняет проверочные задания. С детишками помладше сложнее – помощь требуется им практически постоянно. А уж если речь идет о первоклашке, то маме или папе и вовсе необходимо будет постоянно присутствовать на занятиях, помогая ребенку разбираться с новой для него информацией.

Впрочем, родителям не обязательно взваливать все усилия на свои плечи. Можно раз-два в неделю приглашать учителей. Но это уже чревато дополнительными расходами.

Организация семейного образования

Чтобы домашние занятия давали результат, необходимо правильно организовать образовательный процесс. Если есть такая возможность, выделите ребенку «учебное» помещение, предназначенное исключительно для получения знаний. Это поможет ему быстрее научиться разграничивать учебу и отдых. Комната должна быть светлой, оформленной так, чтобы ничто не отвлекало ребенка от главного. Не стоит ее оформлять в раздражающих глаза или отвлекающих внимание оттенках. Обставьте комнату удобной мебелью. Если нет возможности выделить отдельное помещение для занятий, организуйте «учебную зону» в комнате ребенка.

Организация семейного образования подразумевает четкий режим занятий и наличие учебного плана. График занятий следует составлять согласно биоритмам ребенка (если ему не в радость приступать к учебе с раннего утра – не настаивайте) и с учетом дополнительных занятий (спортом, музыкой и т.д.).

Некоторые родители в меру необходимости или собственного желания решают обучать своих детей в домашних условиях. Семейная форма обучения предусмотрена законодательством, ее нормы регулируются законом №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Законодательство позволяет родителям отдавать почтение любым формам обучения своих детей, в зависимости от надобностей семьи или самого ученика.

На выбор домашнего обучения могут влиять и непредвиденные обстоятельства, которые просто заставляют оставлять школу и искать альтернативные пути приобретения образования. Иногда семейное обучение является непосредственным выходом из ситуации.

В приобретения образования дома есть свои нюансы. Вся ответственность за получаемый результат возлагается на родителей. Для грамотного проведения этой процедуры следует подобрать правильные программы, а также разъяснить процесс аттестации в школе.

Терминология

Многие путают или объединяют понятия семейное образование и домашняя учеба. Обучаться дома можно только по состоянию здоровья. В этом случае образовательным процессом полностью занимается ответственная школа. Домой к ребенку приходят учителя и проводят с ним уроки, проверяют задания и выдают аттестат.

Под семейным образованием надлежит понимать добровольную процедуру, когда родители забирают ребенка со школы учиться под их присмотром. В этом случае школа не участвует в обучении ребенка, а только проводит проверку его знаний – аттестацию.

Чтобы перейти на семейное образование, не нужно никаких дополнительных причин, кроме желания самих родителей.

Законодательная база

Переход на семейную учебу должен осуществляться на основании таких нормативных документов:

  • закон «Об образовании»;
  • приказ Минобразования №1015;
  • письмо Минобразования «О получении образования в семейной форме»;
  • приказ Минобразования №1400;
  • ФГОС;
  • законодательные акты отдельных субъектов России.

Нужно учитывать локальные нормативные акты, которые действуют в образовательном учреждении, принимающем аттестацию у обучающихся на семейной форме.

Выбор формы обучения

Принимать решение о выборе формы образования вправе только родители или законные представители ученика. Следует брать во внимание взгляд ребенка. Законодательство утверждает, что родителям нельзя отказать, если они хотят перевести своего ребенка на иную форму учебы.

Также допустимо сочетать несколько форм. Это значит, что законодательство не запрещает совмещать семейный и очный вариант обретения образования.

Родители совместно с ребенком могут принять решение обучаться некоторым предметам в школе, а прочие усваивать дома. Также по решению попечителей дети, учившиеся на семейной форме, могут в любое время перейти на очную и продолжить обучение в образовательной организации. После такого перехода ученик будет изучать предметы по установленным в школе образовательным программам.

Для осуществления перехода на семейную форму одному из родителей достаточно будет написать заявление в местный орган управления образованием и в школу, которую до сих пор посещал ребенок. Любые другие бумаги для этого не потребуются.

В законе указано, что каждый год проходить эту процедуру нет необходимости – заявление написать достаточно один раз. Если же родители сменили семейную форму образования на очную, то для последующей смены нужно будет снова писать заявление в соответствующие органы.

Сменить форму образования для ребенка и написать заявление об этом родители могут в любое время. В законодательстве нет никаких ограничений по срокам, а также максимальном числе проводимых изменений формы обучения. Это значит, что родители имеют право менять форму обучения столько раз, сколько понадобится.

Особенности семейного образования

В школе дети могут учиться на разных формах: очно, заочно или дистанционно. Если ребенка или родителей это не устраивает, они могут перевестись на семейную форму обучения. Для осуществления перехода можно не ждать окончания четверти или полугодия – сделать это можно в любой момент. Это же касается и возвращения в школу, если другая форма образования не подошла.

Администрации школ не любят, когда дети уходят на семейное обучение – это ухудшает статистику школы и выдвигает много лишних вопросов.

Часто родителей пытаются уговорить оставить ребенка хотя бы на заочной форме. Но последнее слово все же остается за родителями, так как законодательно школа не имеет права отказать в переходе на другую форму обучения.

Для перевода ребенка на другую форму образования следует предпринять такие шаги:

  1. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения, в котором будет указано желание перейти на семейную форму.
  2. Направить уведомление в образовательный Департамент (это можно сделать как самостоятельно, так и через администрацию школы).
  3. Написать заявление для зачисления ребенка на экстернат для осуществления аттестации.
  4. Выбрать подходящую образовательную программу и проводить изучение школьных предметов дома.

Через некоторое время после окончания этой процедуры родителям может позвонить сотрудник Департамента и спросить о переходе на семейную форму. Это обычный процесс, так как с этого времени ребенок находится на учете в этой организации.

После окончания перехода родителей должны пригласить в школу для подписания договора о семейном обучении. Его оформляют в двух экземплярах, один из которых остается в школе, другой – передается родителям.

Договор должен содержать все необходимые аспекты, а именно:

  • проведение консультаций;
  • осуществление аттестации ученика;
  • использование школьной библиотеки;
  • участие в общешкольных мероприятиях и пр.

Семейное образование по новому закону об образовании 2019 не запрещает выбор семейной формы обучения. Однако следует помнить, что для осуществления такой процедуры в первую очередь родители должны иметь необходимые знания с большинства школьных предметов. Ребенок все равно будет сдавать школьные экзамены, а без соответствующих знаний это будет невозможно.

Если ребенок идет в первый класс

В том случае, если ребенок еще не учился в школе, а только должен идти в первый класс, писать заявление директору не нужно. Следует сразу же идти в Департамент образования и там писать специальное уведомление.

Сотрудник организации проведет с родителями беседу, и если он решит что их решение обдуманное и правильное, то направить в определенную школу. В этом учебном заведении ребенок будет проходить аттестации.

Каждая школа имеет свой Устав, в котором прописаны правила аттестации. Это значит, что в одном учреждении она может проходить каждую четверть, в другом – раз в год. Некоторые школы выбирают блочную систему для сдачи экзаменов, другие хотят, чтобы ребенок сдавал все контрольные работы.

Процедура обучения первоклассников на семейном образовании должна состоять из таких шагов:

  1. Изучить правила и Уставы местных школ.
  2. Попасть на прием в Департамент образования, заполнить уведомление.
  3. Согласовать прикрепление к школе с сотрудниками Департамента.
  4. Получить направление в образовательное учреждение для вступления на экстернат.
  5. Согласовать все необходимые моменты с директором школы.

В школе нужно будет написать заявление об аттестации. К этому аспекту следует отнестись очень внимательно, так как установленным в нем моментам придется следовать. Практически всегда для проведения всех аттестаций следует написать только одно заявления, но в некоторых школах просят писать заявление для каждой аттестации по отдельности.

Аттестация

Аттестация учеников бывает нескольких видов:

  • текущая;
  • промежуточная;
  • итоговая (государственная).

Для лиц, которые проходят обучение в семейной форме, не проводится текущая аттестация. Для получения возможности сдавать промежуточную и итоговую аттестацию в школе, ребенок туда оформляется экстерном.

В образовательном законодательстве нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении ежегодной промежуточной аттестации. В законе можно найти только упоминание о праве ребенка на принятия участия в такой аттестации.

Заявление о необходимости аттестации родители могу написать:

  • перед началом аттестации;
  • по окончании учебного года;
  • перед государственной аттестацией.

Если заявление будет подано непосредственно перед началом аттестации, то ребенок не будет числиться в образовательном учреждении. Если же заявление было написано в начале учебного года, то ребенок получит право пользоваться школьной библиотекой, а также ему полагается финансовая компенсация, если это предусмотрено нормами органов местной власти.

Для этого промежуточная школа для учащихся на семейной форме должна быть включена в муниципальное здание. В этом случае образовательное учреждение будет финансироваться из местного бюджета.

Если по итогам аттестации ученик получает неудовлетворительную оценку, формируется академическая задолженность. Если она не будет ликвидирована, ученика переведут на обучение в школе.

Ответственность

Статья 44 действующего закона об образовании возлагает всю ответственность за обучение ребенка на семейной форме на его родителей или опекунов. На школу возлагается ответственность только за организацию процедуры аттестации.

Действия должностных лиц, которые не являются правомерными, или же их бездействие могут быть обжалованы родителями в суде. Об этом говорится в статье 45 закона об образовании.

Часто задаваемые вопросы

Где можно найти образец заявления о переходе на семейную форму обучения? Такой бланк можно взять на сайте Департамента образования. Документ следует адресовать директору школы. В тексте нужно указать посылания на законодательные акты, опираясь на которые происходит переход.
Новое законодательство относит семейное образование к формам обучения вне образовательных учреждений. Насколько это хорошо или плохо? В статье 17 нового закона указано, что семейное образование считается таким, что происходит вне школы. Это следовало и из норм старого закона, но было описано не так четко. Это приводило к тому, что школы считали возможным контролировать образовательный процесс в семье.

В новом же законе четко указано, что обучение происходит за пределами школы, а значит, школа в него вмешиваться не имеет права. Это нововведение делает закон более ясным и устраняет двусмысленности.

Имеют ли дети, учащиеся в семье, отношение к школе? Имеют, но уже не в качестве непосредственных учеников, а только как аттестующиеся. В законе сказано, что аттестация происходит экстерном, а дети имеют право проходить ее бесплатно. Экстерны хоть и являются по закону обучающимися в образовательном учреждении, но они не считаются учащимися.
Обязательным ли условием считается согласование аттестации? Нет, но специалисты настоятельно рекомендуют это сделать. В таком случае родители будут точно знать, когда и какой экзамен ждет на ребенка. В ином случае можно слишком поздно узнать, что учителя уже заняты и некому принимать аттестацию. Дата может переноситься раз за разом, что не принесет комфорта ни родителям, ни ребенку.
Что можно предпринять, если директора школы нет на месте в часы приема, а больше никто не хочет принимать заявление? Заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о том, что его уже вручили. Так не придется ждать на директора и родители будут полностью уверены в том, что документ дошел до адресата.
Когда ребенку уже не нужно будет посещать школу? Дату перехода на семейное обучение сообщит Департамент образования. С этого времени ходить в школу уже будет не нужно.
Сколько раз в год ребенку нужно будет посещать школу? Во-первых, необходимо будет приходить на аттестации. Их количество оговаривается в договоре. Во-вторых, ребенок сможет посещать школьную библиотеку и общешкольные мероприятия, но это уже полностью добровольно.
Какие права получает ребенок, пребывающий на семейном обучении? Ребенок может бесплатно получать учебники, пользоваться библиотекой, а также принимать участие в школьных мероприятиях. Кроме того, у семейного ученика есть право на консультации перед аттестацией. На каждый предмет выделяется по два часа.
Можно ли в таком случае оформить справку, что ребенок является учеником образовательного учреждения? Это возможно только в том случае, если ребенок зачислен в школу как экстерн. В ином случае он не будет считаться контингентом школы, поэтому и звания школьника у него не будет.
Как получить компенсацию за обучение ребенка на семейной форме? Это очень сложная процедура, так как компенсацию выплачивают не в каждом учебном заведении. О возможности получения подобных выплат стоит узнавать в местном Департаменте образования.

Кто из нас в детстве не прогуливал школу? Помните, с каким удовольствием мы это делали, как заманчиво было это ощущение свободы и возможность делать только то, что хочется?
И если задуматься – с тех пор мало что изменилось: дети с тем же удовольствием отлынивают от занятий, изобретательно придумывая различные поводы, которые помогли бы им пропустить хотя бы один день учебы.

А так ли хороша школьная система обучения?

Многие ли из нас вспоминают свою школу с нежностью и благодарностью? Много ли знаний из тех, что нам настойчиво вкладывали в голову, пригодились в дальнейшей, взрослой, жизни? Кто из нас хорошо овладел иностранным языком благодаря школьной программе? Кто на практике смог применить знание исторических дат?
Замечали ли Вы, как с каждым годом обучения гаснет в вашем ребенке здоровая любознательность и интерес к знаниям? Вчерашний почемучка, изводивший всех вопросами «зачем и отчего?», медленно, но верно теряет интерес ко всему, что еще вчера его волновало больше всего на свете. Сухой язык школьных учебников, сдерживание воображения, авторитарность учителя, подавляющая любое выражение собственного мнения ребенка – уверенно делают свое дело.
Бороться с системой, достижения которой весьма сомнительны, а ущерб физическому и моральному здоровью ребенка налицо, очень сложно. На стороне школьной системы обучения ряды учителей, директоров, чиновников из министерства образования и, как ни странно, бОльшая часть родителей.
Если провести опрос родителей, задавая им единственный вопрос «Зачем вы отдали ребенка в школу?», то ответ, как правило, бывает стандартным: 8 человек из 10 отвечают, что «так положено», «время пришло», «а как же иначе-то?».
То есть большая часть родителей даже не представляет, что дать образование ребенку можно какими-то иными методами, сохранив детскую психику, физическое здоровье и при этом вложив в голову качественные знания.
Из статистики: врожденные заболевания имеют 7% школьников, наследственные – 18%, приобретенные за время обучения – 44%.
По результатам исследований 66% школьников страдают гиподинамией, у 24% наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью. К концу дня и недели у 41% учащихся появляется выраженное утомление и у 52% неврозоподобные реакции.
Основные «профессиональные» заболевания школьников: , сколиоз, близорукость, неврозы.
Итак, если задаться вопросом – есть ли выход из этой порочной ситуации и что нужно сделать для того, чтобы школа не являлась источником ухудшения здоровья, то ответ напрашивается сам собой: нужно просто отказаться от посещения школы.
Возможно ли это? Законно ли это? И как ребенок будет учиться, если не будет ходить в школу? Это основные вопросы, которые задают родители при обсуждении данной темы.
До недавнего времени не посещать школу могли лишь те дети, которые имели серьезные заболевания и по медицинским показаниям вынуждены были обучаться на дому у приходящих учителей.
В 1992 году президент страны Борис Ельцин подписал исторический указ, позволяющий родителям самостоятельно выбирать форму обучения для своих детей, в том числе и семейную форму образования (Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, ст.10).
Семейная форма образования на сегодняшний момент – это единственный вариант создания доброжелательной и дружественной ребенку образовательной среды, которая сможет учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика.
Родителям предоставляется уникальная возможность помочь ребенку распределить его время с учетом биологических часов – отпадает необходимость ранних подъемов; с учетом увлечений и способностей – большее количество времени выделяется для посещений кружков и секций по интересам; кроме того, появляется возможность проходить курс обучения в соответствии со способностями ребенка, в удобном для него темпе – ускоренном, переходя через класс или, наоборот, замедленном, тщательно прорабатывая трудно дающийся предмет.

Возможности и права ученика-«семейника»

Роль школы, в которой числится ребенок на семейной форме обучения, сводится к аттестационной – ребенок сдает проверочные, контрольные работы и экзамены по истечении определенного периода (четверть, год). Также каждый учащийся-«семейник» имеет право пользоваться школьными лабораториями, библиотеками и при необходимости – получать консультации педагогов.
Кроме того, ученик избавлен от необходимости тратить время на сомнительные уроки вроде пения или рисования, а высвободившееся время посвятить собственным увлечениям, что немаловажно для формирования гармоничной личности.
Из личного примера: мой сын, до самозабвения увлеченный компьютерами и «президентским видом спорта» – дзюдо, с переходом на семейную форму обучения получил полную свободу действий.
«Сова» по биологическому типу, он очень трудно переносил ранние подъемы в школу, долго включался в рабочий ритм и с трудом засыпал вечером, потому что интеллектуальная и физическая активность еще не шла на спад. Перейдя на новую форму обучения и имея возможность вставать по мере удовлетворения потребности во сне, сын стал успевать сделать гораздо больше дел, подстраивая режим дня под собственные желания и потребности. Т.к. уроки ему давались всегда довольно легко, большую часть времени он отводил на занятие любимым делом – изучал компьютерные программы, основы программирования и писал собственные обзоры на компьютерную тематику.
Написанные 9-летним мальчиком обзоры были настолько грамотны и технически верны, что посетители форумов, где он публиковал свои работы, отказывались верить, что автор – еще совсем ребенок. Возможность отдавать любимому делу столько времени, сколько хочется – одно из преимуществ семейной формы обучения.
Со спортом была та же история – договорившись с тренером о дополнительных тренировках, сын с удовольствием увеличил физическую нагрузку, что раньше, во времена посещения обычной школы, ему не удавалось: уроки пения, рисования, физкультуры, трудового обучения и прочие предметы, не входящие в курс обязательных, съедали львиную долю времени, которое можно было пустить на более продуктивные занятия.
Разумеется, не все родители готовы к семейной форме обучения, т.к. ответственность за качество знаний будет возложена на их плечи. Многие ли родители готовы проходить со своим ребенком еще раз школьный курс обучения? Многие ли готовы взять на себя ответственность за успех ребенка и лишиться такой удобной отговорки, как «Для этого школа есть, пусть она и учит»?

В помощь родителям

К счастью, родителей, не желающих быть «кукушками», подкинувшими своих детей школе и тем самым снявшим с себя какую-либо ответственность за качество образования, физическое и психическое здоровье детей, в России становится все больше. И еще больше радует то, что находятся энтузиасты, которые идут навстречу таким сознательным родителям и организуют всевозможную помощь на всех уровнях – образовательном, чиновничье-бюрократическом, моральном и прочих.
Так, к примеру, единственный в России Центр Семейного Образования, созданный семьей Чапковских, взял на себя нелегкую роль координатора и посредника между родителями и чиновничьим аппаратом.
Родители, чьи дети занимаются в этом Центре, избавлены от множества бюрократических преград, а дети получили возможность учиться в здоровой интеллектуальной среде, без ущерба для своего психического и физического здоровья.
Заниматься по системе семейного образования может любой желающий, согласовав свое решение с администрацией школы. Но если родители предпочитают получать дополнительную квалифицированную помощь в непростом деле обучения собственного ребенка, то обращение в Центр Семейного Образования предоставит им такую возможность.
Из личного примера: директор нашей подмосковной школы, к которому я обратилась с вопросом о возможности перевода ребенка на семейную форму образования, с недоумением выслушал меня и, с трудом скрывая недоброжелательность, поинтересовался, насколько реально я оцениваю свои силы в преподавательской деятельности?
Мол, у него все преподаватели – педагоги со стажем, с высшим образованием, а я – вчерашняя домохозяйка, оторвавшаяся от своих кастрюль, дерзнула замахнуться на область, где даже педагоги зачастую чувствуют себя беспомощными? Кроме того, мне недвусмысленно дали понять, что РОНО не одобряет те действия школьного начальства, которые сильно выбиваются за привычные рамки традиционных образовательных устоев, и лишняя головная боль с ребенком-«семейником» нашей школе совсем не нужна. Все мои ссылки на законодательство вызвали единственную реакцию – «если Вам так хочется – занимайтесь документами сами, школа этого делать не будет, и не факт, что у Вас получится добиться того, что Вам предоставят все необходимые справки и приказы…»
Обратившись в ЦСО Чапковских, я имела продолжительную беседу с директором этого центра, который хотел убедиться в серьезности моего стремления давать образование ребенку собственными силами, в собственной семье. После чего директор провел беседу с ребенком, удивился тому, что в тетрадках сына стояли заниженные оценки под правильными решениями – оценки наша школьная учительница снижала за плохой почерк, и при этом было неважно, насколько верным является решение. После собеседования мы были приняты в ЦСО и с тех пор не знаем никаких проблем с бюрократической стороной вопроса: Центр собирает все необходимые документы, подготавливает договора, занимается оформлением денежных выплат родителям и т.д. Нам, родителям, остается только раз в году поставить свою подпись под договором…
После предварительного тестирования знаний ребенка, его определяют в соответствующий класс – не секрет, что многие дети в своем развитии настолько опережают сверстников, что им просто скучно учиться с одногодками.
Официально дети будут числиться в списках одной из московских школ, в уставе которой прописана форма семейного образования, но заниматься будут дома, с нечастым посещением ЦСО.

Занятия в Центре Семейного Образования

В ЦСО ребенку предложат занятие по программе того класса, уровень которого подходит ученику больше всего.
На занятия в ЦСО дети приезжают 1-2 раза в неделю, в зависимости от возраста и уровня обучения.
Занятия по своей длительности не похожи на стандартные школьные, т.к. каждый урок длится 1,5 часа. Это время, как показывает практика – оптимальное для школьников, т.к. большая часть привычных 40-45 минут в школе уходит на раскладывание учебников, создание рабочего настроя и дисциплины, опрос заданного на дом, и лишь небольшая часть этого времени приходится на объяснение нового материала.
Урок, длящийся 1,5 часа, зачастую сочетает в себе смежные предметы, что дает простор для творчества, не ограничивает мысль и фантазию ребенка.
В ЦСО нет случайных людей среди преподавателей – только те, кто любит детей, умеет с ними работать, является творческой личностью и любит свой предмет, проходят отбор при подборе кадров.
Занятия проходят в уютных кабинетах, оборудованных всем необходимым, а количество учеников редко превышает 5 человек, что позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку.
Изучив новую тему и получив задания на дом, все оставшиеся дни недели ребенок учится дома, планируя занятия по своему усмотрению, в соответствии с личным распорядком дня.
Промежуточные и финальные аттестации знаний дети проходят не в самом центре, а в той школе, в списках которой они числятся, в этой же школе выпускники получают аттестаты.

Организация занятий дома

Изначально система семейного образования ориентирована на развитие у детей умений самостоятельной работы и творческого подхода к процессу обучения.
Безусловно, лучшие учителя для ребенка – это его родители, но это совсем не значит, что родители будут проводить целые дни, просиживая с ребенком над учебниками. Задача родителей – научить занятия, в чем очень помогает составление учебного плана. В процессе учебы становится понятно, каким предметам стоит уделить больше времени, какие можно вообще отложить «на потом», т.к. они даются ребенку легко и непринужденно.
Из личного опыта: мой сын всегда имел склонность к гуманитарным предметам, поэтому, получив в сентябре новые учебники, он с жадностью проглотил за месяц весь годовой курс истории и полугодовой – биологии. С увлечением он писал собственные рефераты, искал дополнительную информацию по интересующему его вопросу в интернете, листал многочисленные энциклопедии – до тех пор, пока интерес к этим предметам не начал снижаться. Загрузившись таким основательным багажом знаний, сын надолго забыл об этих учебниках, пролистывая их только для освежения памяти перед четвертными аттестациями. Примерно та же ситуация была и с русским языком – обладая врожденной грамотностью, ребенок с легкостью и быстро делал домашние задания за несколько недель вперед, что позволяло высвободить больше времени для занятий любимым делом и для сосредоточения на тех предметах, которые давались ему сложнее – математика, физика.
Преимущество семейного образования в этом и заключается – в возможности учиться в собственном темпе, с учетом индивидуальных способностей. И не стоит переживать, что какие-то школьные предметы уже выветрились из памяти, и быть учителем собственному ребенку не получится. Изучая какой-либо предмет вместе с ребенком, пользуясь всеми доступными информационными ресурсами, родители неплохо справляются со своей задачей, даже если когда-то в школе по этому предмету они были непроходимыми двоечниками.

Социальная адаптация

Другой, не менее беспокоящий родителей вопрос – это вопрос общения и социальной адаптации. Семейное образование – это не изоляции ребенка от общества, не создание «тепличных» условий для отдельно взятых «мимоз». Дети-«семейники» выгодно отличаются от своих ровесников-школьников тем, что имеют незашоренное мышление, свободны в своих суждениях и не задавлены авторитетом взрослых. Образование в домашних условиях позволяет таким детям уделять бОльшую часть своего времени на развитие собственных интересов и талантов. Поэтому всевозможные кружки, спортивные секции и клубы по интересам – это та среда, где социальная адаптация ребенка происходит даже более выражено, нежели в школе. Ну и не стоит забывать, что дети общаются между собой, гуляя во дворе, бывая в гостях и т.д.
Из личного опыта: наблюдая за сыном, я заметила, что у него бывают периоды, когда он может месяцами сидеть дома, общаясь виртуально со своими друзьями, уделяя максимум внимания своим любимым занятиям и при этом не чувствуя дискомфорта от отсутствия общения. В иные периоды он предпочитает поступать наоборот – выезжает на многочисленные соревнования, ходит в гости к друзьям, уезжает в туристические поездки, в которые его приглашают те же друзья, и бывает дома настолько редко, насколько это возможно для ребенка школьного возраста.
Никаких проблем с адаптацией в коллективе я не наблюдаю. Другое дело, что не каждый коллектив ему нравится, но он свободен в своем выборе, и меня радует, что его выбор падает не на компании бывших одноклассников, которые в 12 лет попробовали свою первую сигарету и бутылку пива, а на более интеллектуально развитых и интересных ровесников…
В ЦСО Чапковских этот момент тоже был учтен, и, как показывает практика, создание разновозрастной среды в отдельно взятом коллективе (классе, например) способствует развитию у ребенка навыков общения качественнее и продуктивнее, нежели это происходит в обычной школе.

Перевод на семейную форму образования

Переход на семейное образование регламентируется ст. 52 Закона РФ «Об образовании», в которой говорится о праве родителей самостоятельно подбирать форму общего начального, среднего и полного образования ребенка.
Согласно п. 4. ст. 52 закона «Об образовании», ребенок, обучающийся по системе семейного образования, имеет право на любом этапе обучения перейти на общеобразовательную форму, т.е. вновь вернуться в школу.
Для того чтобы перейти на форму семейного образования, родителям необходимо подать заявление на имя руководителя школы. На этом этапе у большинства родителей начинаются первые трудности в виде несогласия администрации.
Страшась ответственности перед проверяющими чиновниками из вышестоящих организаций, администрация школ стремится всячески избегать различных «родительских экспериментов», ссылаясь то на устав школы, то на запреты из органов управления образованием, то на законодательство.
Поэтому, чтобы избежать возможных трудностей, рекомендую читателям МирСоветов заранее подыскать такую школу для оформления ребенка, в уставе которой прописана возможность обучения по форме семейного образования.
В случае упорного отказа общеобразовательного учреждения о переводе ребенка на семейную форму обучения, родители имеют право обратиться с письменным заявлением к региональному уполномоченному по правам ребенка или к уполномоченному по правам человека при Президенте РФ.
Отказ в переводе ребенка на семейную форму обучения является прямым нарушением Конституционного закона о праве на образование (ст. 43. п. 5).

Подготовка документов

Как правило, оформлением необходимых документов, предоставлением нужной информации и ведением делопроизводства обязано заниматься общеобразовательное учреждение.
Но на сегодняшний момент не существует какого-либо узаконенного списка документов, которые требуются для перевода ребенка с одной формы обучения на другую. Каждая школа руководствуется собственными требованиями, поэтому приведенный ниже перечень документов весьма приблизительный:
- заявление родителей о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ о переводе на обучение в форме семейного образования;
- приказ, регламентирующий аттестацию учащегося;
- протокол заседания педагогического Совета;
- приказ об итогах аттестации учащегося;
- расписание консультаций и аттестации учащегося;
- договор об организации освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося.
При составлении договора ключевым моментом является рассмотрение порядка, сроков и объема промежуточной аттестации ученика.
Отдельно стоит обговорить перечень учебников и прочих учебных материалов, т.к. на практике нередко встречаются случаи, когда школа требует аттестации по предмету в рамках своих учебников, отличных от тех, по которым велось обучение ребенка дома. В такой ситуации все права на стороне родителей, т.к. именно они несут ответственность за результаты и качество образования.
Со своей стороны общеобразовательное учреждение обязано предоставлять ученику и его родителям не только учебники, но и курсов, возможность пользоваться лабораториями и библиотекой, оказывать консультативную помощь.
Когда приходит время аттестации, родители имеют право выбора формы экзамена: письменный, устный, реферат, тестирование, . Кроме того, за родителями устанавливается право присутствия на экзамене.
Из личного опыта: все дети, которые учатся в ЦСО Чапковских, аттестацию проходят каждый год в разных московских школах, т.е. ни у детей, ни у педагогов нет привыкания друг к другу, нет предвзятости и нет заранее заготовленных ожиданий – никто не знает, у того или иного учителя или какой уровень знаний покажет тот или иной ученик. Но абсолютно все школы признают справедливым присутствие на экзамене преподавателя из ЦСО – учителя не скрывают, что семейная форма обучения им еще в диковинку, что преподаватели ЦСО лучше знают своих детей, а потому, с учетом человеческого фактора, присутствие на экзамене знакомого преподавателя будет иметь только положительный эффект. Родители полностью доверяют педагогам из ЦСО и потому присутствовать на экзаменах не стремятся, лишь образуют своеобразную группу поддержки, ожидая детей в коридорах незнакомой школы.
Однажды после какого-то экзамена мой сын задержался, чтобы дождаться друзей, и пока он их ждал, завязал беседу с местным преподавателем английского языка.
Вкратце рассказав о новаторской методике, по которой мой ребенок начал еще в раннем детстве, сын настолько заинтересовал этим преподавателя, что тот сбегал за блокнотом и ручкой, чтобы записать название и автора столь эффективной и увлекательной методики.
После этой беседы учитель признался мне, что раньше считал «семейников» какими-то «мимозами», живущими в тепличных условиях домашнего образования, но как оказалось, эти дети совсем не такие «законченные ботаники», как это могло показаться, а интересные собеседники с достаточно независимой манерой суждения и неожиданными умозаключениями...
Перевод в следующий класс производится на основании и по итогам результатов аттестации. В случае неудовлетворительного усвоения ребенком учебных программ, школа оставляет за собой право расторжения договора с родителями.
Всем выпускникам старших классов, успешно прошедшим финальную итоговую аттестацию, образовательное учреждение обязано выдать документ государственного образца о получении среднего образования.
Также читателям МирСоветов полезно знать, что родители, заключившие договор со школой о переходе на семейное образование, имеют право на получение денежной компенсации в размере собственных затрат на обучение ребенка в государственной школе. Иначе говоря, родители ученика-«семейника» получают некоторую сумму, которая, условно говоря, является их «учительской зарплатой».
Начиная с 2005 года федеральные выплаты были отменены, и в настоящее время родители получают компенсацию из местного бюджета.
По словам А. Антонова, завкафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ, семейная форма образования способствует не только гармоничному развитию ребенка, но и общему укреплению и объединению семьи.