Все отзывы о спектакле. Поп-артист Сергей Лазарев вернулся на театральную сцену

Кен Людвиг

Одолжите тенора!

[=Звездный час]


Lend Me a Tenor by Ken Ludwig (1986)

Перевод с английского Валентина Хитрово-Шмырова


Действующие лица:

Макс , помощник Сондерса

Мегги , его подружка

Сондерс , отец Мегги, Генеральный менеджер Кливлендской оперной компании

Тито Мерелли, знаменитый тенор, известный среди своих поклонников как «IL Stupendo» («Неподражаемый»)

Мария , жена Тито

Посыльный

Диана , певица

Джулия , Председатель Оперной Гильдии

Действие первое

Картина первая

Шикарный номер в первоклассной, со старой репутацией гостинице в Кливленде, штат Огайо. Сентябрь тысяча девятьсот тридцать четвертого года. Субботний день, первая половина.

Перед нами две комнаты: справа гостиная, слева спальня. Комнаты соединены дверью, которая открывается в спальню. В каждой комнате в глубине сцены находятся двери, ведущие в коридор. В гостиной, в глубине сцены, широкое окно - оно выходит на находящуюся внизу несколькими этажами ниже улицу. Слева от окна дверь в небольшую кухню. В спальне находятся еще две двери, примыкающие к правой стороне: одна (в глубине сцены) ведет в стенной шкаф, другая (на авансцене) в ванную комнату. Всего дверей шесть. Высокие потолки в обеих комнатах отделаны лепниной в стиле, принятом в начале века. Вид у номера шикарный: дорогая мебель, красочные эстампы, в позолоченных рамах зеркала. Сама мебель представляет собой как минимум диван, стул и кофейный столик в гостиной, кровать и бюро в спальне. В гостиной на кофейном столике букет цветов, коробка конфет, ваза с искусственными фруктами и радиоприемник.

Когда сцена освещается, мы слышим музыку: звучит запись арии «La donna e mobile» из оперы Верди «Риголетто» в великолепном исполнении. Пластинка довольно заезженная. Двери из гостиной в коридор приоткрыта, дверь между комнатами распахнута настежь.

Макс, мужчина тридцати с небольшим лет, находится в спальне. Вид у него весьма помятый. Он расхаживает по комнате, смотрит на часы, поправляет эстамп, вздыхает и явно нервничает.

Мегги, девушка лет двадцати пяти, очень симпатичная, находится в гостиной. Она удобно расположилась на диване. Откинув голову назад, с наслаждением слушает музыку. Макс явно нервничает. Мегги совершенно спокойна. Музыка раздается из стоящего в гостиной радиоприемника.

Макс (очень громко) . Мегги –

Мегги . Ш-ш-ш!

Макс (входя в гостиную) . Убери звук, ну? А то нас выкинут отсюда –

Мегги . Еще минуточку!


Макс вздыхает, снова смотрит на часы. Ария заканчивается, и Мегги стонет от удовольствия.



Макс выключает радио.


Макс . Да я пою не хуже.

Мегги . Да ладно тебе…

Макс . Не хуже! Что значит «да ладно тебе»? Ты же знаешь, как я пою.

Макс . Приятный? Только и всего? Да мой педагог как меня слышит, слезу роняет –

Мегги . Макс –

Макс . Он просто балдеет. Его плач переходит в рыдания. И так каждую неделю.

Мегги . Но до Тито Мерелли тебе далеко.

Макс . Это, по-твоему, ясно? Это дело вкуса –

Мегги . Вот и нет. Ты сам себя обманываешь. А зря. Он ведь звезда. Он гастролирует по всему миру. О нем журнал «Лайф» пишет.

Макс . Ну, раз такое дело –

Мегги . Знаешь, сколько он пластинок записал?

Макс . Ну ладно, ладно. Он… он всемирная звезда.

Мегги . А ты всего лишь местная, кливлендская.

Макс . Но это временно.

Мегги . Целых тридцать лет?

Макс . Ну и что? Если он такой весь из себя, такой великий, так где же он? А?

Много ли сегодня на российской театральной сцене качественных комедий? Действительно качественных - веселых, легких, модных, но не пошлых, современных, но не претенциозных? На самом деле, таких комедий немного, и спектакль «Одолжите тенора!» является одним из них. Спектакль этот с успехом идет на сцене Театра имени Пушкина. Постановка очень востребована, билеты на нее достать непросто, поэтому их приобретением необходимо озаботиться заранее. Все зрители, посмотревшие спектакль «Одолжите тенора!», остаются под огромным впечатлением и рекомендуют постановку своим родственникам, друзьям и знакомым.

Спектакль поставлен по произведению , режиссером постановки является Евгений Писарев, в главных ролях задействованы Александр Арсентьев, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, Ирина Бякова, Андрей Соколов, Анна Бегунова и другие замечательные артисты. Действие спектакля переносит зрителей в 30-е годы XX века, в Кливленд. Сюда приезжает прославленный тенор Тито Мерелли (его роль исполняет Александр Арсентьев). Знаменитый певец начинает подготовку к своей коронной партии Отелло. Но тут происходит невероятное - то ли от усталости, то ли от переизбытка внимания к собственной персоне Тито Мерелли неожиданно умирает. Точнее, все вокруг подумали, что тенор скончался. А на самом деле это судьба уготовила шанс одному из служителей театра, Максу (Сергей Лазарев). Макс безответно влюблен в дочь продюсера, это парень милый, но невзрачный - однако поет прекрасно и партию Отелло знает назубок. Что же делать организаторам концерта? Ведь билеты все распроданы, публика жаждет видеть Тито Мерелли, подвести ее просто немыслимо. И вот на сцену выходит Отелло! Партия исполнена блестяще, сорваны овации, зрители неустанно восхищаются непревзойденным мастерством Тито Мерелли…но ведь он умер? Или же он просто спит мертвецки крепким сном, а на сцене в безукоризненном гриме красуется Макс?

«Одолжите тенора!» - настоящая комедия положений, великолепный образец жанра - веселая, непредсказуемая, наполненная водоворотом забавных и смешных ситуаций. Она способна поднять настроение и подарить улыбку даже самому скептически настроенному зрителю. Приходите в театр Пушкина и убедитесь сами!

Продолжительность: 2 ч 30 мин.

Стоимость билетов на "Одолжите тенора" в театр имени Пушкина: от 1000 до 3000 рублей.

Действующие лица и исполнители

Тито Мерелли
Макс Лазарев Сергей
Франдетти Алексей
Сондерс

Побывала в Театре Пушкина на музыкальном спектакле «Одолжите тенора». Уже смотрела его в 2008-м году, осталась в полном восторге и все мечтала сходить еще раз.

Комедия начинается с приезда в американский городок знаменитого итальянского тенора Тито Мирелли (Александр Арсентьев). Тенор пребывает в глубоком похмелье, переходящем в глубокую отключку, вечерний спектакль под угрозой. И кажется, что спасти ситуацию может только Макс – помощник директора оперы, мальчик на побегушках, стеснительный, нерешительный, но обладающий прекрасным голосом и знающий наизусть все арии. Что будет, если нарядить его в костюм Отелло, загримировать под мавра и выпустить на сцену под видом Тито Мирелли?

Два акта (первый заканчивается тем, что Макс в гриме Отелло отправляется в оперу, а второй начинается уже после спектакля, который прошел с овациями) смотрятся на одном дыхании – настолько быстро разворачиваются события, настолько искрометны диалоги и неожиданны повороты сюжета, настолько выкладываются на сцене актеры. Чего стоит одна сцена семейной ссоры между темпераментными итальянцами – Тито и его женой Марией (Александра Урсуляк). Минут пять эта парочка, бурно жестикулируя и бросаясь друг в друга подушками, кричит по-итальянски. И хотя не понимаешь ни слова, оторваться от сцены невозможно: вот где настоящие страсти!

Красавец Александр Арсентьев неотразим в роли обаятельного, но совершенно непутевого тенора. То он демонстрирует свою звездность в сцене прибытия в гостиницу, то наедине с женой теряет всю свою надменность и становится любящим мужем, раскаивающимся в изменах, то преображается в рубаху-парня, приглашая Макса выпить с ним и преподавая ему урок вокального мастерства. На красивого мужчину, играющего красивого и успешного мужчину, всегда смотреть приятно, а уж если он к тому же бесподобный комик – то и вовсе глаз не отвести.

Явление звезды народу – Александр Арсентьев (и не Александра Урсуляк)

В роли Макса в первый раз я видела Алексея Франдетти, а сейчас играл «звездный» Сергей Лазарев.

Макс – Серегей Лазарев

Макс – Алексей Франдетти, Тито Мирелли – Александр Арсентьев

Оба актера мне одинаково понравились. Оба удачно отыграли преображение Макса от стеснительного и неуверенного в себе ботана в начале пьесы до молодого мужчины, окрыленного дебютом на сцене и раскованного. Во втором акте Макс уже не робеет перед любимой девушкой, а ведет себя по-мужски, и начальника Сондерса на место умеет поставить. И Франдетти, и Лазарев отличные комики, не раз на протяжении спектакля доводящие зал до хохота, и к тому же превосходные вокалисты. По сюжету Макс и Тито исполняют оперную арию «Libiamo» из «Травиаты» - и актеры поют вживую.

Другие актеры тоже замечательные. Сондерс-Соколов играет циничного дельца, который не остановится ни перед чем, чтобы спектакль, на который проданы все билеты, состоялся, и не пришлось возвращать деньги публике. Каждое его появление на сцене – шоу. Он и на Макса наорать умеет, и публику насмешить, и дочь построить.
Мэгги-Бегунова, дочь Сондерса, влюбленная в Мирелли, то витает в облаках – вся такая воздушная, то, вся такая внезапная, вдруг врывается в номер Мирелли, чтобы подстеречь его в ванной.
Мария-Урсуляк ослепительна в роли страстной итальянки – ревнивой, взрывной, но любящей и отходчивой.

Декорации довольно просты и не меняются после первого акта: это гостиничный номер Тито Мирелли, состоящий из двух комнат, каждая из которых занимает половину сцены. Здесь в начале спектакля Макс наводит последние штрихи перед приездом тенора, сюда заявляется Мэгги, чтобы познакомиться с Мирелли, а за ней и Сондерс, сюда возвращается после оперы загримированный под Отелло Макс.
Деление сцены на две комнаты интересно тем, что действие разворачивается одновременно в двух пространствах. Пока Мирелли беседует в гостиной с Максом и Сондерсом, разгневанная Мария в спальне разрисовывает плакат с изображением мужа маркером и уходит, хлопнув дверью. Пока Макс с Сондерсом в гостиной решают, как быть с вечерним представлением, бездыханный Тито лежит в соседней спальне. Одна из самых запоминающихся сцен – параллельно разворачивающееся любовное свидание. Тито и оперная певица в спальне, Макс и Мэгги в гостиной. Причем Тито и Макс – в костюмах Отелло и с черными от грима лицами, что оборачивается очередной комической ситуацией.

«Одолжите тенора» не зря считается одним из лучших спектаклей Театра Пушкина. Билетеры в кассе советуют этот спектакль даже тем, кто покупает билеты на другие представления. Перед началом спектакля в кассе висело объявление, что все билеты проданы, и зал был весь полон. Есть театральные комедии, где за два акта пару раз хихикнешь и раз десять зевнешь, а тут только и успевай следить за бойко разворачивающимся сюжетом! И смешат постоянно так, что чуть не рыдаешь со смеху.
Так что рекомендую. Два раза ходила – два раза смеялась практически без остановки.

Lend Me a Tenor by Ken Ludwig (1986)

Перевод с английского Валентина Хитрово-Шмырова

Действующие лица:

Макс , помощник Сондерса

Мегги , его подружка

Сондерс , отец Мегги, Генеральный менеджер Кливлендской оперной компании

Тито Мерелли, знаменитый тенор, известный среди своих поклонников как «IL Stupendo» («Неподражаемый»)

Мария , жена Тито

Посыльный

Диана , певица

Джулия , Председатель Оперной Гильдии

Действие первое

Картина первая

Шикарный номер в первоклассной, со старой репутацией гостинице в Кливленде, штат Огайо. Сентябрь тысяча девятьсот тридцать четвертого года. Субботний день, первая половина.

Перед нами две комнаты: справа гостиная, слева спальня. Комнаты соединены дверью, которая открывается в спальню. В каждой комнате в глубине сцены находятся двери, ведущие в коридор. В гостиной, в глубине сцены, широкое окно - оно выходит на находящуюся внизу несколькими этажами ниже улицу. Слева от окна дверь в небольшую кухню. В спальне находятся еще две двери, примыкающие к правой стороне: одна (в глубине сцены) ведет в стенной шкаф, другая (на авансцене) в ванную комнату. Всего дверей шесть. Высокие потолки в обеих комнатах отделаны лепниной в стиле, принятом в начале века. Вид у номера шикарный: дорогая мебель, красочные эстампы, в позолоченных рамах зеркала. Сама мебель представляет собой как минимум диван, стул и кофейный столик в гостиной, кровать и бюро в спальне. В гостиной на кофейном столике букет цветов, коробка конфет, ваза с искусственными фруктами и радиоприемник.

Когда сцена освещается, мы слышим музыку: звучит запись арии «La donna e mobile» из оперы Верди «Риголетто» в великолепном исполнении. Пластинка довольно заезженная. Двери из гостиной в коридор приоткрыта, дверь между комнатами распахнута настежь.

Макс, мужчина тридцати с небольшим лет, находится в спальне. Вид у него весьма помятый. Он расхаживает по комнате, смотрит на часы, поправляет эстамп, вздыхает и явно нервничает.

Мегги, девушка лет двадцати пяти, очень симпатичная, находится в гостиной. Она удобно расположилась на диване. Откинув голову назад, с наслаждением слушает музыку. Макс явно нервничает. Мегги совершенно спокойна. Музыка раздается из стоящего в гостиной радиоприемника.

Макс (очень громко) . Мегги –

Мегги . Ш-ш-ш!

Макс (входя в гостиную) . Убери звук, ну? А то нас выкинут отсюда –

Мегги . Еще минуточку!

Макс вздыхает, снова смотрит на часы. Ария заканчивается, и Мегги стонет от удовольствия.

Макс выключает радио.

Макс . Да я пою не хуже.

Мегги . Да ладно тебе…

Макс . Не хуже! Что значит «да ладно тебе»? Ты же знаешь, как я пою.

Макс . Приятный? Только и всего? Да мой педагог как меня слышит, слезу роняет –

Мегги . Макс –

Макс . Он просто балдеет. Его плач переходит в рыдания. И так каждую неделю.

Мегги . Но до Тито Мерелли тебе далеко.

Макс . Это, по-твоему, ясно? Это дело вкуса –

Мегги . Вот и нет. Ты сам себя обманываешь. А зря. Он ведь звезда. Он гастролирует по всему миру. О нем журнал «Лайф» пишет.

Макс . Ну, раз такое дело –

Мегги . Знаешь, сколько он пластинок записал?

Макс . Ну ладно, ладно. Он… он всемирная звезда.

Мегги . А ты всего лишь местная, кливлендская.

Макс . Но это временно.

Мегги . Целых тридцать лет?

Макс . Ну и что? Если он такой весь из себя, такой великий, так где же он? А?

Мегги . Скоро появится.

Макс . Он на три часа опаздывает!

Мегги . Успокойся, ради бога.

Макс . Даже не позвонил.

Мегги . Он гений. У гениев все не как у простых людей. Возьми, к примеру, Эйнштейна. Он даже не помнит, когда его день рождения.

Макс . И что ты хочешь этим сказать? Что он время не замечает?.. И не может сказать «который час»? Эй, Тито, который час? «Не знаю, мамочка. Я ра-аботаю над своим Пуччини». - «Тито, любимый ты мой, большая стрелка на двенадцати, а маленькая на единице» -

Мегги . Можешь не продолжать. Лично я ни капельки не волнуюсь. Понял?

Макс . Еще бы. Тебе то что. Это же не твоя работа.

Мегги . Папочка никогда тебя не уволит, это я тебе точно говорю. Иначе ему не на ком будет зло срывать. А ты такой безответный, еще плюс.

Макс . Здорово. Просто замечательно. Доставай меня дальше, все равно твой «неподражаемый» еще не появился.

Мегги . Я тебя достаю?

Макс . Тебе здесь находиться вообще не положено.

Мегги . Фу! Где хочу, там и нахожусь.

Макс . Я получил указания.

Мегги . От папы?

Мегги . Он крутит тобой как хочет. Мне это ужасно не нравится.

Макс . А иначе он не может. Он на мне пары выпускает.

Мегги оглядывает себя в зеркале.

Мегги . Как я выгляжу, хорошо все?

Макс . Хм. Нет. Ты выглядишь ужасно.

Мегги . Что с тобой? Не с той ноги встал?

Макс . Со мной? Лучше скажи, что с тобой. Все крутишься и крутишься перед зеркалом. Ты из-за этого Мерелли голову потеряла.

Мегги . А, перестань. Да, я хочу с ним увидеться. Ну и что в этом особенного? Хочу автограф у него взять.

Макс . Автограф. Понятно. Пятиминутное общение, и он - он готов.

Мегги . Совсем не смешно.

Макс . Ты же с ним даже ни разу не виделась.

Мегги . Еще как виделась! (Отводит взгляд.)

Макс (после короткой паузы) . Виделась?

Мегги . Один раз. В прошлом году.

Макс . Ты мне об этом ни слова не сказала.

Мегги . А сказать-то особенно нечего. Когда мы с папой были в Италии, мы пошли в «Ла Скала» на «Аиду». После спектакля мы прошли за кулисы… и увидели его там собственной персоной. На нем была только набедренная повязка, и все тело у него было потное - препотное. Ну, в общем, когда он заметил нас, он к нам подошел. И знаешь, что он сделал? Он поцеловал мои ладони.

Макс . А может лодыжки?

Мегги . Ладони рук! У них так принято в Италии. А потом он поболтал немного с папой.

Макс . Вот как? И это все?

Мегги . Да.

Макс . Ясно.

Мегги . Более или менее.

Макс (после короткой паузы) . Что произошло дальше?

Мегги . Ничего особенного.

Макс . А именно?

Мегги . Так. Пустяк.

Макс . Что именно?

Мегги . Ничего, абсолютно… Ох! - (неохотно, со смущенным видом) … Я упала в обморок.

Макс . Упала в обморок?

Мегги . Из-за духоты, наверное, и перевозбуждения. Помню, мои последние мысли были: «Боже, ну и жарища!» Потом… они болтали, и он как-то странно посмотрел на меня, как будто что-то предчувствовал, и потом я… отключилась.

Фото Валерия Мельникова / Коммерсантъ

Роман Должанский. . "Одолжите тенора!" в Театре имени Пушкина (Коммерсант, 01.10.2005 ).

Глеб Ситковский. . Комедия "Одолжите тенора!" в Театре имени Пушкина (Газета, 30.09.2005 ).

Ольга Егошина. . Поп-артист Сергей Лазарев вернулся на театральную сцену (Новые известия, 30.09.2005 ).

Марина Давыдова. . В Театре им. Пушкина выпустили спектакль "Одолжите тенора" (Известия, 05.10.2005 ).

Марина Зайонц. Комедия "Одолжите тенора! " на сцене Театра им. А. С. Пушкина (Итоги, 10.10.2005 ).

Ирина Алпатова. . "Одолжите тенора" Кена Людвига. Театр имени А.С.Пушкина (Культура, 06.10.2005 ).

Одолжите тенора. Театр им.Пушкина. Пресса о спектакле

Коммерсант , 1 октября 2005 года

Комедия положений обязывает

"Одолжите тенора!" в Театре имени Пушкина

Московский драматический театр имени Пушкина открыл сезон кассовой комедией американца Кена Людвига "Одолжите тенора!" в постановке Евгения Писарева. РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ, в принципе выступающий против откровенных коммерческих бизнес-проектов в дотируемых государством репертуарных театрах, смирился с неизбежным и от души смеялся.

Перед началом спектакля я увидел в фойе Театра имени Пушкина широко известного в узких кругах Клима – знаменитого маргинала и альтернативщика, ходячую несдавшуюся крепость, когда-то стоявшую в авангарде обновления, а теперь вместе со всеми оказавшуюся в глубоком тылу войск буржуазного театра. В двух кварталах от Пушкинского театра проходит "Новая драма", а он здесь! На недоуменные вопросы мудрый Клим ответствовал: хожу теперь всюду, поскольку сейчас самое главное для театра – не экспериментировать на пустом месте, но ставить качественные спектакли, а уж в каком жанре – вопрос второй.

Забегая вперед, можно резюмировать, что художественная интуиция господина Клима не подвела. "Одолжите тенора!" – качественный спектакль в бессмертном жанре комедии положений. Американец Кен Людвиг блестяще доказал, что не боги горшки обжигают и что если прочитать и посмотреть много бродвейских пьес и при этом быть остроумным человеком, то и сам рано или поздно при желании можешь стать известным драматургом. Вот вашингтонский юрист Людвиг (он и сейчас работает юристом) однажды сел и написал пьесу про то, как в 1934 году в городе Кливленде случилась смешная история со знаменитым итальянским тенором Тито Мерелли – по стечению обстоятельств в опере "Отелло" его вынужден был заменить ассистент директора местного театра. Пьесу заметили, взяли в оборот, поставили в Лондоне, потом на Бродвее, осыпали нью-йоркскими премиями, перевели на несколько языков, и вот уже десяток лет "Одолжите тенора!" надежно пополняет карманы театральных продюсеров.

Действие происходит в двухкомнатном гостиничном номере, где останавливается заезжая знаменитость. Разумеется, здесь есть гардеробная и ванная, в которых могут прятаться одетые и раздетые женщины, есть кровать, на которой можно закатывать сцены и инсценировать смерть, есть мебель, на которой можно забыть платье, наконец, входная дверь, в которую все время норовят войти люди, которых не ждут, вроде гостиничного официанта или председательницы местной оперной гильдии. При желании в пьесе можно разглядеть сатиру на провинциальную оперную публику, ничего не понимающую в искусстве, но падкую на знаменитостей: ведь зрители даже не замечают подмены гастролера безвестным дебютантом. А можно увидеть переклички со знаменитым хитом Рэя Куни, у нас идущим под названием "№13": здесь тоже гостиничный номер и тоже оживающий "труп".

Можно, впрочем, вообще ничего не видеть, а просто расслабляться: Евгений Писарев в целом добросовестно и живо, а местами весьма остроумно воплотил комические ситуации Кена Людвига. Чтобы сегодня выдержать жанр и не пуститься во все тяжкие при постановке такой пьесы, требуется не столько фантазия, сколько мужество и собственное достоинство. Какой процент зрителей сможет оценить эти качества режиссера и актеров, пока сказать сложно. Премьерный зал, за исключением Клима, Олега Табакова, друзей Театра Пушкина и театральных критиков, состоял в основном из поклонниц бывшего солиста поп-группы Smash!! Сергея Лазарева, играющего в спектакле главную роль – ассистента директора, недотепы, которому выпал уникальный шанс реализовать свои вокальные амбиции.

Господину Лазареву, выпускнику Школы-студии МХТ, тоже выпал уникальный шанс – доказать свою состоятельность как драматического актера. Кумир восторженных старлеток отлично воспользовался им. Вернувшемуся на драматическую сцену актеру пришлось несладко: выходить на зал, готовый визжать от восторга на каждую твою реплику, приятно, вероятно, эстрадной звезде, но досадно молодому профессионалу, которого мхатовские педагоги еще совсем недавно учили слышать партнеров и думать о роли, даже если играешь не Чехова, а немудреную комедию. Кстати, эстрадный опыт в этой роли Сергею Лазареву очень даже пригодился – очкастый недотепа с зализанными волосами и в подтянутых рейтузах, переодевающийся потом в оперный костюм мавра, сыгран жирно, с нажимом. Но в законах жанра, без кривлянья. Впрочем, и уроки педагогов не забыты: по тому, как не по-премьерски, с уважением к коллегам вел себя господин Лазарев на поклонах, не приняв и трети из тех десятков букетов, что рвались добросить до него возбужденные фанатки, можно судить о серьезности его намерений.

Газета , 30 сентября 2005 года

Глеб Ситковский

Одолженный смех

Комедия "Одолжите тенора!" в Театре имени Пушкина

С комедиями на московской сцене беда. В лучшем случае они в силу избыточной утонченности постановщика оказываются несмешными, а в худшем вызывают громкий гогот у благодарной публики телепередачи «Аншлаг» и стойкую тошноту у оставшейся части зрительного зала. Не удариться ни в какую крайность попытался Театр имени Пушкина, начавший свой сезон с премьеры легкой бродвейской комедии «Одолжите тенора!».

Начинать рецензию, видимо, следует с сердечных поздравлений администраторам Театра имени Пушкина: они в этот момент наверняка мучают свои калькуляторы, лихорадочно прикидывая выручку со спектакля, судьба которого в пару ближайших сезонов сложится (к бабке не ходи) счастливо. Примерно так же счастливо, как у «№ 13» Рэя Куни в соседнем МХТ имени Чехова – поистине спектакля-кормильца для всей табаковской труппы. Успех мхатовского «Номера», как бы широко и простодушно ни распахивали по этому поводу глаза в Театре имени Пушкина, наверняка маячил и перед режиссером Евгением Писаревым, когда он только принимался за работу над пьесой Кена Людвига. Сделать ловкую, легкую и остроумную работу, дать вдоволь оттянуться актерам, измученным тоскливыми мелодрамами, да еще и стабилизационный фонд театра пополнить – чем не задачка? В итоге все, чего хотели, сбылось. Можно было б, конечно, сравнивая «Тенора» с «Номером», поехидничать (и труба здесь, дескать, пониже, и дым пожиже), но элементарная справедливость требует отставить упреки.

Все-таки в МХТ были брошены в бой самые отборные дивизии (одни только Евгений Миронов и Авангард Леонтьев чего стоят), а спектакль «Одолжите тенора!» сделан вчерашними дебютантами: за Евгением Писаревым как за режиссером числится пока что только детский «Кот в сапогах». Малой, получается, кровью победили. Пьеса Кена Людвига – это классическая комедия положений. Сюжет даже пересказывать неудобно, до того он всем знаком. Про то, как зашуганный очкарик (читай: Золушка) волею судеб вдруг заменяет на сцене итальянского гастролера-тенора, влюбляет в себя, как водится, прекрасную девушку, да и вообще всем утирает нос. Сделать главного героя своей комедии именно певцом – это, кстати сказать, Людвиг ловко придумал. В конце концов, все мы в душе теноры. Причем ударение в «душе» можно ставить как на первый, так и на второй слог – об этой потайной мечте каждого моющегося прекрасно рассказал Евгений Гришковец в своем спектакле «ОдноврЕмЕнно» (он там даже спел под Элвиса Пресли). В спектакле Писарева «душевых теноров» играют сразу двое – Александр Арсентьев (легкомысленный итальянский повеса, настоящий Тито Мерелли - знаменитый гастролер, заехавший в Кливленд с роковым визитом) и Сергей Лазарев (та самая «Золушка», поддельный Тито).

Для пущего комизма Тито Мерелли должен спеть партию мавра в опере Верди «Отелло», а под черным гримом и в костюме человека все равно не разглядеть. Оба героя то вместе, то по очереди поют живьем арии Верди, изображая из себя оперных певцов. Самое смешное в этой комедии положений то, что публика Театра имени Пушкина и вправду практически не замечает подмены профессионального пения актерским. Что Паваротти сейчас перед всеми выступит, что солист группы Smash!! Сережа Лазарев, - оба понравятся примерно одинаково. Вот такое кви про кво. Комических недоразумений в этом спектакле – как масла, которым кашу не испортишь. Заслуга Писарева состоит в том, что он не отпустил актеров в свободное плавание, не позволил комиковать каждому в меру его юмористических сил, а сочинил четкий рисунок всякой роли и спектакля в целом. Иному стремительное развитие комического сюжета дается легче (всяческих похвал заслуживают и Арсентьев, и Лазарев), кто-то действует потяжеловесней, но главное, что каждая нитка в итоге попадает в нужное игольное ушко, и все концы счастливо сходятся друг с другом. А ничего другого для успеха и не требуется.

Новые известия, 30 сентября 2005 года

Ольга Егошина

Ромео стал тенором

Поп-артист Сергей Лазарев вернулся на театральную сцену

В Театре имени Пушкина прошла премьера комедии Кена Людвига «Одолжите тенора!». На главную роль был приглашен экс-солист поп-группы Smash Сергей Лазарев. Несколько лет назад он уже сыграл на этой сцене Ромео, а сейчас предстал в роли начинающего тенора.

Один из наших классиков заметил, что два французских гарсона и две гризетки выплескивают во время совместного ужина столько остроумия и веселости, сколько жители российского города N за целый год. Умение веселиться отнюдь не входит в список национальных добродетелей. Но тяга посмеяться, расслабиться и позабавиться, тем не менее, никуда не девается. Недаром самые кассовые спектакли Москвы – «13» в МХТ и «Академия смеха» в Театре имени Пушкина. В этом сезоне нас ожидает целый ряд «хорошо сделанных» комедий, преимущественно иностранных авторов. В наших широтах «хорошо сделанные комедии» пишутся плохо.

Французский юрист Кен Людвиг к новым формам явно не стремился, лавров Чехова и Шекспира не жаждал, но написал забавную комедию положений «Одолжите тенора!». Она принесла ему кучу наград, обошла всю Европу и, наконец, была переведена на русский язык и поставлена в Пушкинском театре.

Пересказывать содержание комедии положений – вещь почти невозможная: попробуйте пересказать наизусть знакомый фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!». Калейдоскоп сюжетных поворотов, постоянные качели неожиданностей, которые то возносят персонажей до вершин надежд, то опускают их в пучину ужаса. Тут и погони, и переодевания, и любовные недоразумения, и счастливый финал. Знаменитый тенор приезжает в город, чтобы сыграть свою коронную роль Отелло. Останавливается в гостинице, выпивает много вина, глотает снотворное, и в результате его считают умершим, а юбилейный вечер театра оказывается под угрозой. Спасти положение должен голосистый молодой помощник директора театра.

Для постановки динамичной комедии Кена Людвига от режиссера требуются в равной мере чувство юмора и чувство ритма. Евгений Писарев, как выяснилось, владеет и тем и другим. Плюс еще способностью добиться от актеров необходимой выкладки. Фарсовый рисунок ролей актеры держат вполне изящно. Практически все исполнители пластично двигаются, выполняют разнообразные гимнастические кульбиты. И вполне убедительны в вокальных номерах. Не только эстрадный певец Сергей Лазарев, сыгравший Макса, но и Александр Арсентьев, исполнитель роли знаменитого тенора Тито Мерелли.

В постановке Пушкинского театра удачно пойман стремительный ритм сумасшедшего дня. Герои не ходят, а врываются, вбегают, впархивают. Обмен репликами в лучшие минуты похож на фехтование. Для произнесения речей и для вокальных номеров герои забираются на стулья (как в детстве для прочтения стишка перед гостями) и раскланиваются со зрительным залом.

Занятный, легкий, непритязательный спектакль «Одолжите тенора!» не претендует на «плевок в вечность». Но дарит зрителям пару часов отдыха и надежду, что комедии все-таки приживутся на нашей сцене.

Известия , 5 октября 2005 года

Марина Давыдова

Сотрите пять различий

В Театре им. Пушкина выпустили спектакль "Одолжите тенора", в котором главную роль исполнил один из солистов группы Smash! ! ! Сергей Лазарев. Ложи трепещут. Билеты сметены.

Спектакль молодого режиссера Евгения Писарева настоятельно рекомендуется смотреть девочкам 15 - 17 лет, не обремененным умственной деятельностью. Всем остальным его смотреть не возбраняется. И это, прямо скажем, достижение. Потому что обычно, если рекомендуется гражданам первой категории, остальным заглядывать в зал нецелесообразно. Могут случиться неприятности.

На моей памяти это второй коммерческий спектакль, выпущенный на сцене репертуарного театра и сделанный без специфической российской пошлятинки а ля "Мущщина, пастойти! ". Первый появился на сцене МХТ им. Чехова и назывался "N 13". Это была (и есть по сей день) чистая как слеза комедия положений, безо всяких как вредных, так и полезных примесей. Евгений Миронов и Авангард Леонтьев звездили на сцене во всю мощь своего мастерства, но при этом точно чувствовали жанр, не фальшивили, не сбивались с ритма и отлично держали бешеный темп. "Одолжите тенора" - это такой побратим "N 13". Тоже комедия положений, причем тоже с трупом, который оказался не трупом. А так же с путаницей, сценической суетой, туалетом, в которой прячутся настоящие и мнимые любовницы, и твердой уверенностью, что все может кончиться хорошо, даже если для этого нет решительно никаких оснований.

Евгений Писарев работал ассистентом у Деклана Доннеллана и, видимо, набрался у него хороших сценических манер. Во всяком случае в его спектакле есть эдакая английская добротность и умение с достоинством держать себя в любой комедии положений. Артисты вопреки российскому обыкновению комикуют в этом спектакле в меру, поют своими голосами и кричат не своим голосом лишь изредка (хотя иногда все же кричат - куда без этого). Особенно хороши Александр Арсентьев в роли итальянского тенора Мерелли и Вера Воронкова в роли жены тенора. В их темпераментных итальянских скандалах иногда проскальзывает легкая грузинистость ("mamma mia! я его зарэжу"). Неплох и сам виновник аншлага Сергей Лазарев. Не знаю уж, какой он эстрадный певец, но комический артист из него неплохой - ладный, складный, пластичный, музыкальный. Где надо - забавно-обезьянистый.

Иными словами, у "N 13" появился достойным соперник, о чем свидетельствовало, в частности, наличие на премьере Олега Табакова с женой. Во время бурных продолжительных аплодисментов выдающийся артист и успешный худрук сидел в зале с непроницаемым лицом, видимо, прикидывая, сколько потенциальных зрителей отобрал у него этот "Тенор". Непроницаемость лица стала особенно выразительной, когда толпа юных прелестниц бросилась вручать припасенные букеты своему эстрадному кумиру. Было ясно, что если бы Лазарев играл в десять раз хуже, на количестве астр, роз и хризантем сие обстоятельство не сказалось бы.

Это обесценивание актерской славы собственно и есть один из главных сюжетов современной театральной жизни. И самое забавное в спектакле Театра им. Пушкина то, как он (сюжет) предвосхищен сюжетом самой пьесы. Сюжет, собственно такой. Как-то раз один знаменитый итальянский тенор, гастролирующий в американской глубинке, смешал алкоголь со снотворным и не смог спеть партию Отелло. Вместо него роль мавра исполнил помощник местного антрепренера Макс, и все были счастливы. Что тот Отелло, что этот - "все черненькие, все прыгают". Искусный драмодел Кен Людвиг даже не подозревал, что написал произведение поистине провидческое. Ведь если Сергей Лазарев вздумает (хочется надеяться, что все же не вздумает) спеть арию из Верди не в комедии положений, а в настоящей опере, аншлаг все равно будет ему обеспечен. В ситуации, когда грань между оперой и эстрадой, мерелли и максами, трэшем и Smash"ем, добротной коммерцией и коммерческой недобросовестностью исчезает со скоростью урагана, подмены никто не заметит. За то, что создатели спектакля постарались в этих легких для театра обстоятельствах не подсунуть зрителю полное фуфло, хочется сказать им простое человеческое спасибо. Нынче следует оценить не только красоту игры, но и ее, что немаловажно, честность.

Итоги , 10 октября 2005 года

Марина Зайонц

В кассу!

Комедия "Одолжите тенора! " на сцене Театра им. А. С. Пушкина

У НАС ДАВНО ПРИНЯТО ДЕЛИТЬ ТЕАТральные зрелища на те, что сделаны для публики (попроще и посмешнее), и те, что адресованы немногим критикам и избранным интеллектуалам. Первые смешат народ, собирают полные залы и делают кассу, вторые ездят на фестивали, получают премии, сборами не интересуются и двигают вперед многострадальное искусство театра. Меж тем понятно, что и смешить людей, и заставлять их размышлять над судьбами мира надо уметь. Именно эта простейшая мысль и осеняет тебя в переполненном, умирающем от смеха зале Театра им. Пушкина, а вслед за ней приходит другая, гораздо менее очевидная. Вот как хотите, а хорошо поставить непритязательную комедию труднее, чем соорудить на сцене какой-нибудь новаторский и заумный изыск. Недаром все критики, "Одолжите тенора! " рецензирующие, дружно поминают мхатовский "N 13" Рэя Куни в качестве образца, а лет этому образцу сколько? То есть комедий навалом, а обрадоваться решительно нечему.

Для удачи на этом поприще самое главное - сохранить легкость. Не потеть, выжимая смех из сограждан (как это делают в наших антрепризах и аншлаговых представлениях), а отпустить себя на волю божественного промысла. Именно так, похоже, поступил вашингтонский юрист Кен Людвиг, решивший в один прекрасный день написать пьесу. Сел, отодвинув на время важные дела, и написал отличную комедию положений о том, как в 1934 году в отеле города Кливленда приключилась странная история. Знаменитый тенор Тито Мерелли (Александр Арсентьев) приехал в город, чтобы спеть партию Отелло, потом исчез и не вышел на сцену, и его заменил невзрачный молодой человек, ассистент директора местной оперы (бывший солист группы Smash Сергей Лазарев). Вокруг этой непритязательной завязки и вертится действие, уморительно смешное. Еще одно условие качественного результата - чувство меры. Им режиссер Евгений Писарев, как выяснилось, обладает сполна. Прелесть его спектакля в точном и тонком расчете, ничего лишнего постановщик себе не позволил, здесь даже реакция публики точно просчитана. Не говорю уж о том, как верно угадан исполнитель главной роли.

Сергей Лазарев, любимец юных девушек (на премьере они дружно сходили с ума от восторга), в этом театре несколько лет назад играл Ромео. Потом ушел на эстраду, группа Smash стала невероятно популярной, потом распалась, и вот экс-солист снова вернулся на сцену. Про Лазарева-певца не скажу, не знаю, но актер он от Бога, и роль нелепого очкарика, попытавшегося изменить свою судьбу, пришлась ему в самый раз. Он играет ее с той заразительной легкостью, о которой как раз и можно сказать, что она - божественна (при желании можно вспомнить Андрея Миронова, и, поверьте, это воспоминание будет вполне к месту). Не подвели и партнеры - Александр Арсентьев, Андрей Соколов (Сондерс), Ирина Бякова (Джулия), Анна Бегунова (Мэгги) и все другие играют просто отменно.

А самый главный секрет успеха заключается в том, что подобная легкость с неба почти ни на кого не падает, ее можно добиться серьезным трудом, который многим теперь кажется чем-то совершенно необязательным. Оттого и радуешься "Тенору" так горячо и возбужденно

Культура , 6 октября 2005 года

Ирина Алпатова

Отелло и его двойник

"Одолжите тенора" Кена Людвига. Театр имени А.С.Пушкина

Время от времени любой театр, даже слывущий прогрессивным и ищущим "новых форм", вспоминает о таком явлении, как простой нормальный зритель. Последний же прогрессивен в меру и концептуальных новаций жаждет не всегда. Его вполне устроят занимательность сюжета (преимущественно комедийного), узнаваемые актерские лица и общий оптимистичный настрой зрелища. Чтобы, выйдя из театра, не удавиться хотелось на первом же столбе, а в полную силу ощутить, что жизнь прекрасна и пока продолжается.

Театр имени Пушкина, ведомый его художественным руководителем Романом Козаком, как раз и отважился на подобную постановку, которую осуществил актер, а ныне еще и режиссер Евгений Писарев. За основу же была взята неизвестная нам комедия доселе незнакомого американского автора Кена Людвига "Одолжите тенора" (перевод Михаила Барского). К тому же этот Людвиг, как оказалось, вовсе даже не драматург по своему основному роду занятий, а преуспевающий юрист с гарвардско-кембриджским образованием. Что, кстати, отнюдь не помешало ему сочинить пьеску остроумную и занимательную, впрочем, скроенную по традиционным лекалам комедии положений. Типичный бродвейский вариант, хотя и у нас в Москве подобные опусы исчисляются десятками.

Что любопытно, в цитаделях западно-американского коммерческого театра драматургам, по-видимому, легко живется. Какую аннотацию к столичному спектаклю данной категории ни возьми, обнаружишь, что любой автор (будь то Куни, Камолетти, Бенедетти etc) - лауреат дюжины престижных премий. Нам же, ушибленным Чеховым и Гоголем, порой и не разглядеть в их творениях столь высоких критериев. Опять же драматурги отечественные вон как мучаются - и героев нашего времени под микроскопом ищут, и с вербатимом братаются, а "остепениться" все никак не получается, да и по количеству постановок они явно отстают от западных преуспевающих коллег.

В общем, долго рассуждать о качестве комедийно-коммерческой драматургии не стоит труда. Было когда-то придумано замечательное определение "хорошо сделанная пьеса", им и ограничимся. Проблема в другом: режиссеру предстоит озаботиться "хорошо сделанным спектаклем". Думаете, этот процесс совершается автоматически? Вовсе нет. Подобных пьес, как уже говорилось, десятки, а вот качественные спектакли исчисляются единицами. Некогда открыл этот список весьма удачный "№ 13" Рэя Куни, поставленный Владимиром Машковым в чеховском тогда еще МХАТе. Нынешний же спектакль Евгения Писарева, по счастью, может вписаться в ряд именно сценических удач.

Он легок, неглуп и непошл, зрелищен и музыкален, с прелюбопытнейшей сценографией Алексея Порай-Кошица. Сцена Пушкинского театра как в зеркале отражает другую территорию - некоего помпезного оперного театра: кулисы, нарисованная люстра, последние ряды галерки с софитами над ними. Внизу же в это оперное великолепие вклиниваются стандартные интерьеры двухкомнатного гостиничного номера, где и развивается собственно действие. Весь мир - театр, где актеры играют себе подобных. Более того - певцов, состоявшихся или потенциальных.

Режиссер рискнул честно обойтись без звучных голосовых фонограмм и дать возможность своим подопечным продемонстрировать собственные вокальные данные. Причем последние должны были проявиться не в каких-нибудь речитативных куплетиках, но в знаменитых ариях из классических опер Верди и Россини. Одной из режиссерских "фишек" стало приглашение на роль Макса, маленького карикатурного ассистента, этакой Золушки в штанах, Сергея Лазарева - девичье-юношеского кумира, более известного в качестве эстрадного певца, участника группы "Смэш". Лазарев же, между прочим, выпускник Школы-студии МХАТа и несколько лет назад дебютировал на этой сцене в роли Ромео. Признаться, тот дебют не стал слишком впечатляющим событием. Зато сегодня, сменив амплуа с романтического на комическое, Сергей Лазарев показал себя артистом весьма профессиональным, обаятельным и достойным. О голосе не говорим - тут все ясно, и шквал аплодисментов обеспечен. Но красавчик певец не побоялся предстать на сцене нелепым, смешным, простоватым недотепой в уморительном, каком-то полудетском костюмчике и с тщательно прилизанными волосенками. И не подавал себя, но заразительно хохмил, бегал, прыгал, падал, пел, переодевался и мазал лицо черным, дабы предстать в роли Отелло.

В общем, стоит порадоваться за мхатовскую школу, выпускающую столь разносторонних артистов. Александр Арсентьев (Тито Мерелли), один из ведущих молодых мастеров пушкинской труппы, на эстраде не появлялся, а ведь тоже поет - дай бог каждому. И тоже не прочь сменить амплуа, с удовольствием нырнув в комедийную стихию, оставив на берегу своих прежних персонажей из классических драм. Причем, как всегда, делает все виртуозно. Но Арсентьев - это особый сюжет, он из той редкой породы актеров, которые играть плохо не могут по определению.

А какие оперные рулады выдает порой Ирина Бякова (Джулия)! А сколь темпераментен пока еще студент Школы-студии МХАТа Илья Хрипунов, смело вводящий своего второстепенного персонажа, поименованного Посыльным в гостинице, в основной круг действующих лиц! Да, ничего не скажешь, к комической затее все ее участники во главе с режиссером подошли всерьез.

Конечно, сама пьеса Людвига таит в себе явный перебор комических ситуаций. Их бы спрессовать в один полноценный сценический акт - глядишь, спектакль и стал бы еще динамичнее и смешнее. Впрочем, и в нынешнем варианте успех у публики постановке Евгения Писарева обеспечен. И по заслугам, ведь даже ремесло (в смысле драматургического материала) удается порой подтянуть на сцене до уровня весьма качественного искусства.