Выражение одним миром мазаны. Фразеологический словарь русского языка что такое одним миром мазаны, что означает и как правильно пишется

Выражение "Одним миром мазаны" пришло в нашу лексику с принятием христианства. И в этом нет ничего удивительного. Ведь у христиан, причем как католиков, так и православных, есть один и тот же обряд. Это когда во время определенной церковной службы священник с помощью кисточки рисует крестики на лбу прихожан специальной смесью из масла, красного вина и благовоний. Этот обряд очень значим для верующих людей. Таким образом, они приобщаются к духовному миру.

Обряд миропомазания проводят, когда человек уже чувствует, что ему осталось жить совсем не долго. Тогда близкие приглашают к умирающему священника, который исповедует, причащает и мажет миром.

В те не очень далекие времена, когда государствами правили цари, восшествие на престол обязательно освящалось церковью. Во время церемонии коронации совершался и обряд миропамазания. Поэтому царствующих персон называли помазанниками божьими и покусится на их жизнь было страшным преступлением.


Значение фразеологизма "Одним миром мазаны"

  • принадлежность к одному вероисповеданию;
  • людей, которых объединяют общие интересы;
  • может употребляться в значении ироничном по отношению к людям с одинаковыми недостатками.

Несмотря на то, что наше общество сейчас духовное, а не верующее, выражение "одним миром мазанные" по-прежнему активно употребляется в обыденной лексике. Надо полагать, в категорию устарелых оно перейдет очень не скоро.

Мироварение – чин приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»), священного вещества для таинства Миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином обычно сразу после таинства Крещения (отсюда и пословица про мазаных одним миром); через миро новокрещенному сообщается дар благодати Св. Духа.

Утром в Великий понедельник, первый день Страстной седмицы, начинается редкое и древнее священнодействие – священнодействие, совершаемое один раз в несколько лет самим Патриархом Московским и всея Руси и длящееся полных 3 дня. Мироварение – чин приготовления мира (от греч. mýron – «умащение»), священного вещества для таинства Миропомазания, совершаемого над каждым православным христианином обычно сразу после таинства Крещения (отсюда и пословица про мазаных одним миром); через миро новокрещенному сообщается дар благодати Св. Духа. Кроме того, при освящении новых храмов миром помазуется престол, стены храма с внутренних сторон и антиминсы, на которых совершается Божественная литургия. До революции 1917 года св. миром, по ветхозаветному примеру, помазывались на царство – в 1498 г. впервые – внук великого кн. Иоанна III Дмитрий Иоаннович – русские государи и их супруги во время коронования. И, наконец, помазуются св. миром инославные христиане, присоединяющиеся к Православной церкви. Помимо этих трех случаев миро не используется! То, что мы во время других священнодействий – Соборования, например, или помазывания на всенощном бдении – по ошибке принимаем за миро, на самом деле является освященным елеем (оливковым маслом).

Употребление освященного мира берет начало в ветхозаветные времена. По повелению Божию (Исх. 30, 23-31; 1 Цар. 10, 1) была помазуема скиния, а также первосвященники, пророки (3 Цар. 19, 16), священники и цари. Прор. Моисей впервые излил миро на голову своего брата Аарона, возводя его в сан израильского первосвященника; прор. Самуил помазал Саула и Давида на царство. Др.евр. «мессия» и его греч. перевод «Христос» означают «помазанник»: воплотившийся Сын Божий явился и пророком небесного Отца, и царем Израиля и Вселенной от колена Давидова, и Первосвященником Всевышнего Бога. В новозаветной Церкви, во времена апостолов, исполненных дарами Св. Духа в Пятидесятницу, миропомазание заменялось возложением рук на крещаемых (см. Деян. 8). Св. миро стало употребляться со временем, как более удобное в церковной практике.

Согласно Ветхому Завету, в состав мира входили смирна, благовонные корица и тростник, кассия и оливковое масло (елей). В новозаветной Церкви миро изготовлялось из многих благовонных веществ – в ознаменование благодатного благоухания множества даров Св. Духа, сообщаемых через помазание. В Византии, а потом и в Русской Церкви не было строго назначенного количества веществ: употреблялись те, которые можно было найти в данном месте. Греки использовали до 50; в России когда-то 53-55, но по чину мироварения 1853 г. в состав мира входит 30 ингридиентов. Из них главный – чистое оливковое масло; кроме того, в большом количестве – белое виноградное вино, которое собственно частью мира не является: оно нужно, чтобы в процессе варения другие вещества не воспламенялись и не пригорали. Все остальное – ароматические масла, ладаны (росный, белый и черный), травы и корни (как-то стиракс, мастика, мускатное, розовое, лавандовое и др. масла, цветы розы, корень имбиря и фиалки, базилик, кардамон и др.).

Во времена патриархов (досинодальный период) мироварение сначала совершалось на паперти церкви Трех Святителей при патриаршем доме. С 1763 г., когда эта церковь была разрушена, для приготовления мира была назначена Патриаршая Крестовая палата Кремля. Так она использовалась и в синодальное время. Освящалось миро в Успенском соборе. В наши дни чин мироварения совершается в Малом соборе Донской иконы Божией Матери Донского монастыря, а освящается на литургии Великого Четвертка в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе.

Обряд приготовления св. мира начинается задолго до его варения, на Крестопоклонной седмице: подбираются масло, вино и остальные необходимые ингридиенты, делаются благовонные настои. В первый же день Страстной седмицы Святейший Патриарх в сослужении старшего духовенства совершает чин малого освящения воды, окропляет все вещества и принадлежности мироварения и, влив немного св. воды в котел, благословляет иереев и диаконов выливать масло, вино и благовонные вещества. Потом Предстоятель возжигает трикирием огонь под котлом и начинает чтение св. Евангелия, которое читается после него духовенством неусыпно все три дня мироварения, в то время как диаконы непрестанно помешивают варимое масло деревянными веслами. Приготовленное миро вливается в специальные серебряные сосуды и в Великий Четверг переносится в Богоявленский кафедральный собор, вместе с особым сосудом, в котором хранится древнее освященное миро. Исстари, по церковному обычаю, после освящения мира из него в каждый сосуд с новоосвященным миром добавляется немного древнего, пополняющегося, в свою очередь, новым миром, чтобы этот источник никогда не иссякал. После освящения миро передается во все епархии, приходы и обители Русской Православной церкви, в России и зарубежом. Хранится св. миро всегда на престоле в алтаре.

ОДНИМ МИРОМ МАЗАНЫ

кто

Одинаковы; один не лучше другого.

Имеется в виду, что лица (Х ) обладают одними и теми же слабостями, недостатками, негативными чертами характера. реч. стандарт . X-ы одним миром мазаны .Именная часть неизм. подлеж. вы употр. в знач. "ты и все остальные". Часто со словом все. В роли именной части сказ. , реже - самостоят. высказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

Около одной покосившейся избёнки с геранью за пыльным стеклом сидела неможная старушка Хавронья. <...> Я поздоровался. <...> - Как жисть-то здесь, спрашивашь? - прошамкала она. <...> - Эх! Что ни день, то радость, а слёз не убывает. Завтра - всё одно, что вчера. Ноне все грешные, так што судить некого. Нету таперича ни одного правильного человека - все одним миром мазаны . Учительская газета, 2003. Между мамой и дворничихой завелось какое-то неуследимое сходство <...>. В чём-то таком <...>, что имеют в виду, когда говорят: все мы люди <...> или одним , мол, миром мазаны <...>, в чём-то, словом, что очень-очень общо, общо всем людям. Б. Пастернак, Детство Люверс.

Как ты думаешь, у всех бабы такие пилы? Или это я один такой разнесчастный? - Да нет, все одним миром мазаны , - ответил за Ганьку Лука. К. Седых, Отчий край.

"Принимай, иди в бригаду и помни, с кем дело имеешь, все они, сукины дети, одним миром мазаны ..." В.Максимов, Ковчег для незваных.

Капа, - сказал он. - Тоня от меня ушла... С кем у неё это... - Я не знаю. - Пал Палыч смотрел на Капу <...> и молчал. - Все вы одним миром мазаны , - сказал он наконец, - все вы не знаете. Ю. Герман, Наши знакомые.

А попозже - помиритесь! - из своего угла сказал Семисадов. - Свой своему завсегда кум... Все вы одним миром мазаны . Ю. Герман, Россия молодая.

Я не лучше и не хуже других. Все мы одним миром мазаны . (Реч. )

культурологический комментарий: Первоначально фразеол. имел значение "одной веры". (Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. , 1997. С. 158 .)Образ фразеол. восходит к христианскому обряду миропомазания - к таинству, во время которого участников "мажут" миром - специальным благовонным маслом, состоящим из оливкового масла с красным вином и благовониями, освящаемым в великий четверток для совершения таинства миропомазания, а также для освящения престолов и антиминсов (используемых для покрытия престолов шёлковых платов, в которые зашиты мощи какого-л. святого и на которых изображено положение во гроб Иисуса Христа). (Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. СПб. , 2000. С. 139 .) Миро знаменует многоразличие благодатных даров Святого Духа, сообщаемых через таинство миропомазания каждому. (Краткий церковно-богослужебный словарь. М. , 1997. С. 260 .) Во фразеол. компонент миро соотносится с артефактивно-вещным кодом культуры.Компонент фразеол. одним соотносится с числовым кодом культуры и тесно связан с идеей единения, единства, одного целого. Компонент мазать соотносится с деятельностным кодом.Образ фразеол. в целом связан с представлением о разных людях как об одном целом. ср. выражения все как один, как один человек, в один голос, всем миром и т. п. В церкви, в дороге, в бане - в местах объединения людей, где не учитывается, теряется их индивидуальность, человек ведёт себя как все, как один мировой человек. (см. об этом в кн. : Айрапетян В. Русские толкования. М. , 2001. )В основе образа фразеол. лежит религиозное представление о том, что все люди грешные и на основании этого равны между собой. ср. с текстом Евангелия: "Кто из вас без греха, первый брось на неё камень" (Ин. 8: 7).В современном употреблении образ фразеол. подвергся десакрализации, т.е. первоначальное значение фразеол. , переосмысленное в результате утраты навыков религиозной жизни, упростилось, свелось к обыденной жизни. Вероятно, этому способствовала и частичная омонимия слова миро и формы тв. п. ед. ч. слова мир . Компонент фразеол. миро воспринимается современными носителями русского языка как мир "сообщество людей". Принадлежность людей к одному кругу переосмысляется как их сходство в их негативных проявлениях.фразеол. в целом выступает в роли стереотипного представления о людях, обладающих одними и теми же качествами или недостатками.С. В. Кабакова
Синонимы :

Выражение это имеет древнюю историю. Не раз я убеждался, что те, для кого оно является излюбленным, с этой историей незнакомы. Речь здесь не о мире, как думают многие, а о специальном масле миро, которым в церкви совершали миропомазание. Варили его один раз в год, в Чистый четверг. Но масло новое обычно добавляли в старое. Так и появилось выражение «одним миром». Раньше говорили: «Мы одним миром мазаны», что означало «мы одной веры».

Теперь этот фразеологический оборот приобрел исключительно негативный характер. Все они одним миром мазаны. Или просто: все они там!.. Остальное понятно. Уроды, рвачи, мошенники, негодяи, развратники, убийцы. Чего вообще в сердцах не скажешь? Не стоит акцентировать.

Но устойчивость оборота в последнее время стала вызывать во мне сопротивление, а порой даже испуг. Ряд тех, кто «все одним миром», растет день ото дня: чиновники, полицейские, врачи, судьи, учителя, узбеки, кавказцы, фармацевты, депутаты, олигархи, актеры, спортсмены. Получается целая армия врагов, и вся она направлена против одного, беззащитного человека.

Настроения эти понятны. Безнаказанность зла, неправедно нажитое богатство, самоуправство, жестокость, беззаконие – все это вызывает негодование. Не меньше любого из вас радуюсь, когда судят взяточника, мошенника или полицейского, забившего насмерть подростка. И, напротив, мне больно и противно, когда дают срок невиновному и выпускают на свободу криминального авторитета. А потому и развитие гражданского общества, и организация гражданских институтов, и политическая активность нужны нам как воздух.

Но «все они там» – позиция все-таки очень скверная. Я не говорю уже о том, что она неплодотворна. Когда «все они там» – значит, никто. Позиция эта безответственна, потому что нельзя бороться с целым социальным слоем, целой профессиональной группой или с целым народом. Если вы, конечно, не вынашиваете в тихой душе кровавую революцию.

Кроме того, а может быть, прежде всего, она несправедлива. По собственной жизни мы знаем, что люди одной профессии, одного должностного статуса, одной национальности – очень разные люди. Огульность – рудимент родового, кланового мышления. Наши и не наши. Так же точно сын крутого чиновника или олигарха будет говорить о тех, кто ездит на метро: все они быдло. Мы-то понимаем, что он жестоко, глупо и нагло не прав. Но, в сущности, это всего лишь калька с обиходного «все они там». Ничего хорошего. А как относятся гастарбайтеры к жителям российских городов?

Но ладно – позиция. Я говорю о состоянии души и сознания. Оно чрезвычайно вредно для психики, лишает человека покоя. Слова произносим мы, не подозревая порой, что они имеют обратную силу. Я наблюдал людей доброжелательных по натуре, веселых, да что там – просто, по-бытовому добрых и всегда готовых прийти на помощь. «Все они там» произносилось ими весело, без злобы, главным образом чтобы подчеркнуть, например, что мы не такие. Но случались ситуации, которые время от времени подкидывает нам жизнь, и в их глазах загоралась готовая агрессия. Собственные слова отложились в сознании как установка. Пойди рядом с ними в этот момент чумные люди на погром, они, пожалуй, и присоединились бы к ним. В порыве святой злобы. Но… В этом и все дело – святой злобы не бывает.

«Все они там» не предполагает анализа, информированности, попытки разобраться, что к чему, и почему, и кто – кто, и что делать. А представьте теперь, что подросток слышит это с самого детства. Слова, произносимые бездумно, с большой вероятностью превратят и его в бездумное, агрессивное существо. Спорить с такими людьми, что называется, себе дороже. «Ты что их оправдываешь? Ты за них, что ли?» Ответ «Я не за них, я за правду» успеха не приносит. Тот, кто бросает упрек, эмоционален, он горит, он в порыве (вот человек!), а ты, получается, равнодушный увалень, пытающийся встать над схваткой. Тут нужны терпение и доброжелательность, которых твоему собеседнику в данный момент как раз и не хватает. Если ты знаком с историей и следишь за событиями, аргументы должны быть. Надо только научиться их четко артикулировать.

Казалось бы, твое поведение к сути вопроса отношения не имеет. Имеет. Речь идет об уменьшении количества зла. Бросаться с яростью оппонировать – значит не убедить, а обидеть, то есть вызвать ответный протест и агрессию уже не на смысл сказанного, а на интонацию. Этого ли мы хотим?

Историю, которая актуальна и сейчас. Мне этот текст очень нравится…

Афёры-оффшоры, роспилы-откаты, лимоны-погоны… государственная кампания по борьбе с коррупцией… Видя по телевизору очередное выступление блистательного трио прокурор-адвокат-обвиняемый, мы часто говорим «да они одним миром мазаны ! ».

А что означает эта фраза? Что это за «мир» такой? И почему «мазаны»? Да и какое отношение эта фраза имеет к истории Москвы?

Как бы это странно не звучало, но выражение это – исконно московское. Оно рождено Москвой. И дело вовсе не в уровне коррупции в нашей столице! Я даже рассматривать эту версию не хочу! В других городах и весях её ничуть не меньше…

И пока компетентные органы ведут одно расследование, почему бы нам с вами не провести другое? Такой, знаете ли, историко-филологический экскурс. Вы не представляете, сколько исторической информации может уместиться в восемнадцати знаках с пробелами!

Ну-с, начнём…

Историческая память может быть запечатлена не только в бронзе на площадях или в камне стел и обелисков. С древнейших времён до наших дней все события, великие и малые, передаются в первую очередь через Слово. Речь, письменная ли или устная – главный носитель информации.

Поэтому, чтобы докопаться до истины, крайне важно понять смысл каждого из интересующих нас слов. Это не так просто, как кажется.

Что мы понимаем из этой фразы? Из контекста следует, что некое количество не самых порядочных людей запачканы одним и тем же веществом, и этот факт их всех объединяет.
Казалось бы – вся ясно. Но, всё же — что это за вещество такое – мир? Мне лично такая субстанция не знакома…
А может, у этой фразы есть какой-то другой – скрытый — смысл?

Обратимся-ка к словарям. Беру с книжной полки самый старый из всех имеющихся у меня словарей: толковый словарь русского языка Владимира Даля 1881 года издания. Этот кладезь мудрости достался мне в наследство от любимого деда-редактора.

И!… сразу начинаются сюрпризы! Слово «мир » в разные времена в разных ситуациях носило разные толкования: «вся Вселенная », «наша планета как часть Вселенно й», «все люди как род человеческий », «община как общество крестьян », «сходка для решения вопросов ». Все это очень интересно, но не даёт ответов на наши вопросы. «Холодно» — так сказали бы дети.

Открываем второй толковый словарь, тот, который под редакцией профессора Д.Н. Ушакова. Он чуть новее, издан в 1938.
«Мир как вселенная ». Не то. «Мир как планета ». Опять не то. «Община ». Уже читали это толкование. «Народ ». Сказал же, читали. Дайте что-нибудь более актуальное!

Извольте! «Соглашение между воюющими сторонами, то же, что и мирный договор ». Интересная трактовка, тем более в свете антикоррупционной кампании. Возьмём на заметку.

«Тишина, покой, спокойствие ». Приятное состояние, но это не наш случай. Покой нам только снится…

«Дружеские отношения между кем-либо и как следствие отсутствие серьёзных разногласий ». Уже «теплее», ведь всё равно никого не поймают.

«Какая-то отдельная сфера жизни или область предметов или явлений ». «Мир растений », «мир животных », «мир детской души »… М-м-м, само по себе занимательно, но опять не то.

«Миряне и их жизнь как противоположность монастырской жизни и церкви ». Холодно!

Как видно из списка, есть несколько толкований, которые вполне подходят по контексту. Вполне, но не полностью. Ни один из множества перечисленных миров не может «мазать». Неужели поиск был напрасным?! Может, мы где-то ошиблись?

Не был напрасен поиск!! Изучение языка — интереснейшее занятие. А ошибка наша состояла в том, что нас обмануло окончание, свойственное для имен существительных мужского рода единственного числа в творительном падеже. Для тех, кто запутался, объясню наглядно и выделю цветом — мир [ом ].

Не «мир » нам нужен, а что-то похожее по звучанию и написанию! И в толковых словарях, действительно, искомое слово есть! И не одно, а целых два! Вот они, по соседству находятся – «мирра » и «миро ». Да и смысл каждого из них нам гораздо больше подходит, так как означают они маслянистую жидкость.

Итак, слова – два. Смысл того и другого нам подходит. Остаётся вопрос, какое из этих слов нам нужно? Опять открываем словарь и читаем:

«Мирра» — это особый вид ароматной смолы, получаемой из ряда африканских и аравийских деревьев, и употребляющаяся в медицине и парфюмерии ». Измазаться смолой? Проще простого! Но мы не в Аравийской пустыне. Зато почти у цели, верно?

«Миро» — искусственно приготовленное маслянистое благотворное вещество, употребляемое в христианских церковных отрядах, в частности, при миропомазании либо при венчании на царство» . Горячо! Очень горячо!!

Слова «миро » и «мирра » хоть и звучат похоже, и означают приятно пахнущую жидкость, но разница между ними есть. И именно она наделяет фразу «одним миром мазаны» правильным смыслом! Добро пожаловать в «московскую» часть нашего повествования…

Полдень весенний, река серебрится,
Вышел их храма народ.

Да, дорогие друзья, был в нашей истории период, когда посещение церковной службы было таким же естественным делом, как есть или спать. Простая, но очень эффективная формула «Ешь. Молись. Люби» была открыта задолго до рождения Элизабет Гилберт. И жил бы наш народ дальше, следуя этим словам, но наступил однажды «красный семнадцатый год».

Почему я вдруг вспомнил о церкви и о прошедших столетиях? Только потому, чтобы мы с вами ясно представили контекст того времени, той жизни, той России. Всё было иным – и Церковь, и отношение к ней – вся жизнь была другой.

Таинство «миропомазания» — одно из семи, существующих в Православии . Смысл этого священнодействия состоит в том, что через миро, наносимое крестом, Божия благодать переходит к человеку. Примечательно и то, что забытое ныне слово «помазанник Божий » тоже восходит своими корнями к этому таинству, Впрочем, при венчании на царство, по-другому быть и не могло. Кто такой царь? Ставленник Бога на земле, его помазанник.

Некоторое время, до XVII века, миро варили по всей России. Потом было принято решение, что отныне и навсегда мироварение будет происходить в одном-единственном месте. А имённо — в Патриаршем дворце Московского Кремля.
Сам процесс мироварения заслуживает отдельного упоминания. И в «мирской», и в церковной жизни всё вновь создаваемое регулируется различными правилами. Но в отличие от ГОСТов или ТУ, стандарты мироварения не меняются веками!

В первый день Страстной недели сам патриарх и его ближайшее окружение посещали Патриарший дворец, где проводили специальное богослужение. После него святой водой окроплялось всё, что имеет отношение к процессу мироварения. И когда все компоненты (а их почти тридцати видов!) оказывались внутри специального котла, то огонь под ним разжигал сам Патриарх.

Вполне естественен вопрос: из чего же состоит миро? Чем пахнет Божья благодать?

Конечно же, это елей. Конечно же, это ладан, да не один, а целых три — белый, чёрный и розовый. Конечно же, это вино; но не красное, а виноградное белое. Но это не всё. Далеко не всё.

Найдите время, чтобы выслушать список благовонных масел, обязательных при мироварении: розмариновое, коричное, померанцевое, гвоздичное, мускатное, майоранное, лигнородийское, розовое, бергамотовое, лавандуловое и лимонное масла. Добавьте к этому масло богородской травы, корешки фиалки (белые!), имбиря, карманный и калганный корни.

Ещё не устали? Тогда позвольте закончить этот список сандараком, базиликом, мастикой, розовыми цветами, стираксом, перувианским бальзам и венецианским терпентином.

А что происходит после того, как Его Святейшество зажжёт огонь под серебряными сосудами? Все три дня Страстной недели, с понедельника по среду, под этими котлами непрерывно горит огонь. И так же непрерывно над ними читается Евангелие. Этот процесс не должен прерываться ни на секунду!

Вечером среды миро разливали по сосудам так, чтобы в Страстной четверг под звон колоколов оно оказалось в Успенском соборе, где его освящали. После освящения сосуды с этим благовонным веществом отправлялись в путешествие по всей России. А мы…

Мы прибыли на конечную станцию нашего путешествия во времени. Вглядитесь в факты: и состав, и место мироварения, одни и те же. А раз так, то в буквальном смысле все прихожане были одним миром мазаны, то есть, одной веры !

Как же получилось так, что смысл выражения поменялся на прямо противоположный?

Середина XIX века. В лексиконе людей всё чаще и чаще встречается слово «нигилизм ». Оно означает отсутствие каких-либо авторитетов и отрицание нравственных и культурных ориентиров. Более того, осмысленность человеческого существования объявлена устаревшим понятием. Бога нет, он уже не нужен.

Любопытно, что кое-кто из идеологов нигилизма происходил из духовенства. Почитайте биографию Николая Добролюбова или его тёзки, утописта Чёрнышевского с его вечным «Что делать?». Оба этих далеко не глупых людей родились и выросли в семьях священнослужителей. Более того, им были даны имена в честь Николы Чудотворца, одного из самых популярных на Руси святых!

Но… в Слове скрыта Сила! Новые властители дум, прекрасно (наизусть!) знавшие церковные тексты, в своих речах переиначивали их «под себя». Вот именно здесь-то и кроется разгадка, почему выражение, изначально совершенно светлое, приобрело столь явно недобрый смысл. И скрытая от непосвященных и направленная против устоявшегося за века порядка энергия вышла из-под контроля.

Тихо казачки ведут разговоры,
Чинно стоят старики.
И невдомёк им, что кончатся скоро
Вольные эти деньки.
Мир назовут этот глупым и старым,
Всё, скажут, надо на слом,
И бесполезной бумагою станут
Деньги с двуглавым орлом…

На этой «картиночке», я хотел бы закончить сегодняшний рассказ. И прежде, чем сказать вам «до новых встреч!», позвольте мне напутствовать вас словами моего любимого писателя, автора «Золотой Розы»:

Любовь к Родине немыслима без любви к родному языку.

Нет языка – нет и Родины. Берегите их!
До новых встреч! Всего светлого!!