Займи домик - подвижная игра для детей. Подвижные игры для детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Горскинский детский сад комбинированного вида « Радуга»

Подвижные и малоподвижные игры

для физического развития детей

во II младшей группе

Составила:

О. В. Климова

С. Горскино

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

  1. «Бегите ко мне»
  2. «Бегите к флажку»
  3. «Воробышки и кот»
  4. «Догони мяч»
  5. «Кролики» (I, II вариант)
  6. «Лягушки»
  7. «Мы топаем ногами»
  8. «Мыши в кладовой»
  9. «Найди свой домик»
  10. «Найди свой цвет»
  11. «Наседка и цыплята»
  12. «Поезд»
  13. «Пойдём в гости»
  14. «Поймай комара»
  15. «По ровненькой дорожке»
  16. «Птичка и птенчики»
  17. «Птички в гнездышках»
  18. «Трамвай»
  19. «У медведя во бору»

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

  1. «Найди цыплёнка»
  2. «Угадай, кто кричит»

Подвижная игра «Бегите ко мне».

В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении, одновременно всей группой. Убрав рейки (или шнуры), воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Лужи высохли, бегите ко мне, все, все бегите!» дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, она переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне». Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

Подвижная игра «Бегите к флажку».

Игра проводится по типу игры «Бегите ко мне». В игре у детей развивается умение действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении, одновременно всей группой. Убрав рейки (или шнуры), воспитатель предлагает детям встать к стене так, чтобы не мешать друг другу, а сам переходит на противоположную сторону зала и говорит: «Лужи высохли, бегите ко мне, все, все бегите!» дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, она переходит на другую сторону зала и вновь говорит: «Бегите ко мне». Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «бегите ко мне».

Подвижная игра «Воробышки и кот».

Дети стоят вдоль стен комнаты на больших кубах (высота 15-20 см) или скамейках. Это воробышки на крыше или в гнездышках. В стороне сидит кошка, роль которой исполняет ребенок. «Воробышки полетели»,- говорит воспитатель. дети спрыгивают со скамейки, отводят руки в стороны - воробышки машут крыльями - и бегают врассыпную по всей комнате. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка к себе в дом (дети пропускают одно повторение игры). Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Догони мяч».

Воспитатель катит мяч вдоль зала и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.

В данной игре, как и в предыдущей, воспитывается умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.

Подвижная игра «Кролики» (I вариант).

На одной стороне площадки ставятся дуги (или обручи). На противоположной стороне ставится стул дом сторожа, на стуле сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов - луг. 4-5 детей становятся в кружки. «Кролики сидят в клетках»,- говорит воспитатель, малыши присаживаются на корточки. Сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов: «Погуляйте, поешьте травки». Кролики пролезают в обруч (под дугу), бегают, прыгают. «Бегите в клетки»,- говорит сторож. Кролики убегают, каждый возвращается в свою клетку, снова пролезая в обруч (дугу). Затем сторож вновь выпускает кроликов, и игра повторяется.

Подвижная игра «Кролики» ( II вариант).

На одной стороне площадки ставятся дуги (высота 50 см), около каждой из них располагаются дети небольшими группами. «кролики сидят в клетках»,- говорит воспитатель, дети присаживаются на корточки. Воспитатель, выполняющий роль сторожа, поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов. Они подлезают под дуги, бегают и прыгают по всей площадке. Неожиданно воспитатель говорит: Бегите домой!» Кролики бегут к своим клеткам и снова подлезают под дуги. Игра повторяется не сколько раз.

Подвижная игра «Лягушки».

На середине площадки или зала воспитатель раскладывает толстый шнур в форме круга. дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:

«Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки».

Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишья воспитатель хлопает в ладоши - пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки лягушки прыгают в болото. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра «Мы топаем ногами».

Играющие становятся в круг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют, согласно его содержанию.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем».

Дети соединяют руки, образуя круг.

«И бегаем кругом,

И бегаем кругом».

Все бегут, воспитатель говорит: «Стой!» Малыши останавливаются. Игра повторяется.

Подвижная игра «Мыши в кладовой».

Дети-мыши сидят в норках - на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута веревка на высоте 40-50 см - это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть веревку.

Воспитатель: «Мышки, мышки, выходите.

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот злодей!»

Мыши: «Тра-та-та, тра-та-та,

Не боимся мы кота»

Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра возобновляется. После неоднократного, проведения игры роль кошки исполняет ребенок.

Во второй половине года, когда дети усвоят правила, можно ввести усложнение кошка ловит мышей, пойманные пропускают одну игру (остаются сидеть на стульчиках в доме кошки), при последующем повторении снова играют.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. «Пойдем гулять»,- говорит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза.

Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить садиться на любой стул. Потом вводится правило - занимать только свой домик.

Подвижная игра «Найди свой цвет».

У детей в руках платочки трех цветов (зеленые, желтые, красные). В трех углах комнаты цветные флажки на подставках. По сигналу «идите гулять» дети расходятся по площадке, по сигналу «найди свой цвет» бегут к флажку соответствующего цвета.

Подвижная игра «Наседка и цыплята» .

Дети изображают цыплят, а воспитатель - наседку. На одной стороне зала или площадки огорожено место (веревка или шнур натягивается между деревьями или стойками на высоте 50 см) - это дом, где живут наседка и цыплята. Первой выходит из дома наседка, она идет искать корм. Затем зовет цыплят: «ко-ко-ко». По этому сигналу цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке, клюют зернышки. Воспитатель говорит:

«Вышла курочка – хохлатка,

С нею цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко!» (приближается к кошке)

На скамейке, у дорожки,

Улеглась и дремлет кошка.(цыплятки подходят к кошке близко)

Кошка глазки открывает… Мяу –мяу!

И цыпляток догоняет.».

Все цыплята бегут домой. Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Поезд»

Дети строятся в колонну по одной стороне зала или площадки, первый, стоящий в колонне,- паровоз, остальные - вагоны. Воспитатель дает гудок. Дети начинают двигаться вперед (без сцепления): вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить («чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции», говорит воспитатель. Все по замедляют шаг и останавливаются воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Педагог во время игры регулирует темп и продолжительность движения детей. Вначале он сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка. Когда дети хорошо освоят игру, т. е. движение в колонне друг за другом. Тогда можно ввести усложнение - после остановки поезда малыши идут гулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки (если игра проводится зимой, то дети ловят снежинки, делают снежки, бросают их и т.д.). Услышав гудок, все бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну. Вначале дети могут строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне - находить свой вагон.

Подвижная игра «Пойдем в гости».

Воспитатель подходит к первой подгруппе детей, предлагает им встать и пойти вместе с ней в гости. Подойдя ко второй подгруппе, малыши здороваются, а на слова «дождик пошел!» бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем воспитатель приглашает детей второй подгруппы пойти в гости. Игра проводится 2 раза.

Подвижная игра «Поймай комара».

Играющие становятся по кругу, на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.

Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной1-1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) картонным «комаром». Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». Затем воспитатель снова обводит прутом круг.

Ловить комара можно только обеими руками и подпрыгивая на двух ногах.

Игра продолжается 4-5 мин.

Подвижная игра

«По ровненькой дорожке».

Дети сидят на стульях, на скамейках или траве. Воспитатель предлагает построиться в колонну по одному и пойти гулять.

«По ровненькой Дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам...

В яму - бух!»

Дети идут, на слова по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед, на слова «в яму - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы»,- говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, воспитатель может повторять каждую строчку стихотворения большее число раз. Вначале воспитатель сам ведет колонну. Потом отходит в сторону и следит за тем, как дети согласуют свои движения стиха

Подвижная игра «Птичка и птенчики».

«Я буду птица, а вы – мои птенчики», - говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!». Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут и круг. Игра повторяется несколько раз.

Подвижная игра

«Птички в гнездышках».

В разных концах зала устраивается 3-4 гнезда из обручей большого диаметра или строительного материала. Дети-птички размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд - перешагивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям,- клюют зерна. Затем вновь бегают и по сигналу «птички, в гнезда» дети убегают в гнезда, перешагивая через препятствия. Все птицы занимают свои гнезда. игра повторяется 4-5 раз. При повторении игры можно предложить детям выпрыгнуть из круга на двух ногах. При проведении данной игры важно, чтобы педагог, не сокращая время бега, умело чередовал двигательную активность и отдых детей.

Подвижная игра «Трамвай».

Дети стоят вдоль стены зала в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они берутся за шнур, концы которого связаны, один ребенок держится правой рукой, другой - левой. Воспитатель в одном из углов комнаты держит три цветных флажка желтый, красный и зеленый. Когда поднят зеленый флажок, дети бегут - трамвай двигается. Когда поднят желтый или красный флаг, дети останавливаются и ждут. Если желающих играть много (имеется в виду не на занятии, а в свободное время на прогулке), то можно устроить остановку, на которой часть детей ждет прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят из трамвая, другие - входят.

Если детям более знаком автобус или троллейбус, можно изменить название игры.

Подвижная игра

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!

Вариант»:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.

Медведь просыпается. Выходит из берлоги, медленно идёт по поляне. Неожиданно быстро. Он бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила.

  1. Медведи выходят из берлоги только после того, как дети споют песенку.
  2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Указания к проведению.

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

Игра малой подвижности

«Найди цыпленка».

Воспитатель прячет цыпленка так, чтобы дети не видели. Все ходят по залу и ищут его.

Игра малой подвижности

«Угадай, кто кричит».

Дети сидят полукругом на ковре. Перед детьми ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени и тот идет за ширму. Педагог договаривается с ребенком, находящимся за ширмой, какое животное или птицу он будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки, крик петуха и другие звуки. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.

Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель.

Если ребенок не знает, какому животному или птице поражать, - воспитатель ему помогает.

Продолжительность игры 4-6 мин.

Игры используются для программа "От рождения до школы" в соответствии с ФГТ.

Консультация для воспитателей «Игры на развитие пространственных представлений»

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом. Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Представления о пространстве у детей развивают в процессе непосредственной образовательной деятельности не только по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических, подвижных играх и т.д.

Большую роль в формировании ориентировки в пространстве принадлежит подвижно игре, которая даёт возможность играющим соединить знание и действие. В ходе игры ребёнок отражает имеющиеся у него знания по ориентировке в пространстве, двигаясь относительно своего тела.

Для развития ориентировки в пространстве можно использовать подвижные игры, в которых детям необходимо пройти или пробежать в определённом направлении, найти в пространстве предмет, своё место. Важно постепенно учить ребёнка действовать не только самостоятельно, но и совместно с другими детьми, находить место в колонне, шеренге, кругу. Ориентировка в пространстве осуществляется при помощи зрительных или звуковых сигналов, указаний и команд педагога.

Игр, способствующих развитию ориентировки в пространстве множество, можно выделить часть из них, которые достаточно хорошо знакомы, так как часто применяются на практике.

Подвижная игра «Пойдём в гости»

Возраст: 3-4 г.

По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Педагог подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти в «гости». Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают им свои ладошки. На слова: «Дождик пошёл!» - дети бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем педагог приглашает детей второй группы пойти в «гости». Игра повторяется.

Подвижная игра «Трамвай»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Свободными ру¬ками они держатся за шнур (концы его связаны), т.е. Одни держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. Он объясняет, что на «зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый - останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок - трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда, появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться. Указания. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку. Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамваи замедляет ход и оста-навливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Для того чтобы войти в трамвай и - выйти из него, дети приподнимают шнур.

Подвижная игра «Ловкий шофёр».

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать внимание ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Дети располагаются произвольно, по всему залу. В руках у каждого ребёнка руль (обруч). По сигналу педагога6 «Поехали!» - дети - машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то машины останавливаются, если зелёного - продолжают движение.

Игровое упражнение «Беги ко мне!»

Возраст: 3-4 г.

Дети стоят или сидят на стульях (скамейке) на одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит «Бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который, разводя руками широко в стороны, делает вид, что хочет всех обнять. После того как дети соберутся после около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз. На слова воспитателя «Бегите домой!» малыши бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. Указания: вначале ребёнок может сесть на любой стул, постепенно дети приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разные места.

Игровое упражнение «Беги к флажку»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: красного и синего. Держа в одной руке красный, в другой - синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять - побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «Раз, два, три - скорей сюда беги!» - при этом он разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспита¬тель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Он перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Можно ввести в игру добавочные сигналы и задания. Например, по сигналу «стой» все игроки должны остановиться и закрыть глаза или присесть, а воспитатель в это время незаметно уходит в другое место. По сигналу дети снова бегут к педагогу. Вместо флажков малышам можно дать платочки или кубики соответствующего цвета или повязать на руки цветные ленточки.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая - скамейка, круг, начерченный на земле или полу, обруч и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик) - они возвра¬щаются на свои места. Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

Игра «Что спрятано?»

Возраст: 3-4 года.

Цель: развивать память и внимание.

Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и пред¬лагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присмат¬риваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда боль¬шинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Если в игре используются игрушка, то лучше подбирать однотип¬ные, изображающие либо животных, либо птиц. В игре можно зак¬реплять умение различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разного цвета.

Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Возраст: 3-4 года.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве. Дети стоят вдоль стены комнаты. Педагог показывает игрушку (предмет), говорит, что, спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель, прячет флажок и говорит: «Пора» Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3¬4 раза. Указания. Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, в умении быстро реагировать на сигнал, развивать ориентировку в пространстве. Педагог раздает играющим по одному платочку (флажку), какого¬-либо из основных цветов. По сигналу - удару в бубен, хлопку - дети разбегаются по площадке, помахивают над головой флажками. По следующему сигналу ¬нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам: «Найди себе пару» - дети, имеющие платочки (флажки) одного цвета, находят себе пару. Указания: при повторении игры педагог меняет платочки у нескольких детей; играющие должны выбирать себе по сигналу разные пары.

Игровое упражнение «У ребят порядок строгий».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в построении в колонну по одному, развивать внимание, ориентировку в пространстве, умение действовать сообща, по сигналу. Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направле¬нии, повторяя следующие слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Все считают веселей: Раз, два, раз, два!» Па сигнал педагога: «Становись!» - дети снова встают в колон¬у по росту. Правила: идти ритмично, слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

Вариант № 2 Дети идут друг за другом в колонне по одному, произнося слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как скажу вам я! После последней строчки педагог даёт команду, как нужно построиться: в круг, в шеренгу или в колонну.

Подвижная игра «Карусель»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произнесением вслух текстом: Еле, еле, еле, еле Закружилась карусели, А потом кру-гом, кру-гом, Все бегом, бегом, бегом Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». Пос¬ле того как дети пробегут по кругу 2~3 раза, воспитатель подает сигнал к из¬менению направления движения, говоря: «Поворот».

Подвижная игра «Самолёты»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмечен¬ных цветными флажками - это аэродромы. По сигналу воспитателя: «пилоты, готовьте самолеты к полету» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются). Заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находятся в воздухе до сигнала воспитателя «на посадку». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. В игре целесообразно использовать различные, атрибуты. Воспи¬татель может не заметно для пилотов переменить флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.

Игра малой подвижности «Где постучали?»

Возраст: 4-5 лет.

Дети стоят по кругу. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Педагог бесшумно обходит круг позади детей, стучит палочкой и кладёт её в руки одному из детей, после отходит в сторону и говорит: «Где постучали?». Водящий должен отгадать, где постучали и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребёнка, у которого была палочка, тот становится водящим. Если водящий не отгадает, откуда был звук, то он вновь начинает водить. Указание: в игре должны соблюдать тишину.

Игра алой подвижности «Угадай, кто позвал».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алёша, отгадай, Кто позвал тебя, узнай». С окончанием слов дети останавливаются. Педагог показывает на кого-нибудь из играющих. Тот, называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону. Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовёт позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

Игра малой подвижности «Угадай, кто и где кричит».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, память.

Малыши становятся в круг спиной к центру. Воспита¬тель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются, лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий. Игра повторятся 5-6 раз. Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.

Игра малой подвижности «Кто ушел?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве.

Дети стоят по кругу или полукругом. Педагог предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5-6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Педагог говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Дети не должны подсказывать. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий должен заметить, что все остались на местах.

Подвижная игра «Прятки».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве. Педагог назначает водящего. Тот становится около педагога или в другом обозначенном месте и закрывает глаза, а играющие прячутся. Водя¬щий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Обнаружив ребенка, он называет его по имени. Ребенок выходит из своего укрытия и подходит к воспитателю. Когда водящий найдет пятерых детей, педагог собирает всю группу и назначает на эту роль другого ребенка. Указания: Водящему не разрешается подсматривать.

Игровое упражнение «Чья колонна быстрее построится?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в умении строиться в колонну по одному, действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве. Дети распределяются на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая колонна выбирает определённый предмет (кубик, кеглю, мяч). По сигналу бубна все ходят и бегают в разных направлениях. По сигналу: «На места!» - дети строятся в колонну у своего предмета. Отмечается колонна, которая быстрее выполнила задание. Усложнение. Педагог меняет местами предметы.

Игровое упражнение « «Шишка - камешек».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении менять направление движения по сигналу; развивать внимание и ориентировку в пространстве. Дети идут в колонне, у первого ребёнка в руках шишка, у последнего камешек. На сигнал педагога: «Шишка!» - идут за первым ребёнком, на сигнал: «Камешек!»

Игровое упражнение ««Один - двое».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в перестроении в пары в движении, по сигналу. Дети идут в колонне по одному, на сигнал педагога: «Парами, марш!» - перестраиваются в пары в движении и идут парами; на сигнал педагога: «В колонну стройся!» - перестраиваются в колонну по одному.

Игровое упражнение «Река - ров»

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе с поворотом направо (налево) по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве, ловкость. Играющие идут в колонне по одному, по сигналу педагога: «Ров справа!» - дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону или не успел выполнить команду, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все снова строятся в колонну по одному и продолжают ходьбу до следующего сигнала.

Игровое упражнения с ходьбой «Круговорот»

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе парами; развивать внимание, умение действовать по сигналу. Играющие идут парами, ровным, умеренным шагом. По сигналу педагога: «Круговорот!» - последняя пара разбивается: один ребёнок идёт слева, другой справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны.

Игровое упражнение «Фигурная ходьба».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.

- «Улитка»: Дети строятся в шеренгу, берутся за руки и, повернувшись влево (вправо), идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т. е., делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м.

- «Иголка и нитка»: Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей и предлагает им поднять вверх сцепленные с соседом руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребёнок, поднимавший руки для образования ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой. Правила: сохранять в ходьбе указанное построение, интервалы друг от друга.

Игровое упражнение «Построй шеренгу, круг, колонну».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении строиться в шеренгу, круг, колонну, развивать умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Дети свободно ходят разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстрее построиться в шеренгу, круг или колонну. Усложнения: можно стоить не одну, а 2-3 шеренги, колонны или круга, в зависимости от количества детей.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: развивать устойчивое равновесие, слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это жмурка. Другому дают колокольчик. Ребенок с ко¬локольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать. Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

Игровое упражнение «Замри».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Материал. 15-20 карточек (20х30см). На каждой карточки схематически изображён человечек в какой-нибудь позе. Дети должны бегать по комнате врассыпную, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе. Ребята должны замереть в такой же позе. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры. Игра неоднократно повторяется, но каждый раз с новой карточкой, и соответственно дети, останавливаясь по сигналу водящего, принимают другую позу. В конце игры остаются 1-2 ребёнка, которые и оказываются победителями.

Игра «Бабушкин клубок».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать пространственные представления, умения действовать сообща. Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Игра «Робот».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать пространственные представления. Дети образуют пары. Один ребёнок в паре - «изобретатель», другой - «робот» с дистанционным управлением. «Изобретатели» подают своим «роботам» различные команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». После дети меняются ролями.

Упражнение «Тень».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развитие пространства тела, умения действовать сообща. Методика проведения: Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

Подготовила инструктор по физической культуре Троц А.В.

Количество игроков: любое
Дополнительно: красные платки или повязки
Все игроки делятся поровну на две команды. Игроки из одной команды назначаются «Людьми»: они помечаются либо ярко-красными платками-повязками на шее, либо ярко-красным широким скотчем, обмотанным вокруг бицепсов обеих рук. Игроки другой команды назначаются «Вампирами» и не имеют никаких маркеров-повязок. Цель «Вампиров» – захватить как можно больше «Людей», которые после захвата тоже становятся «Вампирами». Основная прелесть игры заключается в том, что "Вампиры" не имеют никаких маркеров-повязок и «Люди» находятся в постоянном напряжении и готовности убегать от наполняющих игровую территорию «Вампиров».

Снежки - зимняя игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: снег
Зимой можно вспомнить про эту старую русскую забаву.
В игре участвуют обычно две команды, забрасывая друг друга снежками.

Обезьяньи салочки - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий должен по-обезьяньи подражать убегающему. Например, если преследуемый неожиданно (такие вещи убегающий будет делать намеренно) поскачет на одной ноге, то и водящий должен скакать за ним на одной ноге. Если же водящий не успел вовремя повторить движения убегающего, то «осаливание» не считается и убегающему дается 5 секунд, чтобы убежать снова.

Ворота - подвижная игра для детей

Количество игроков: ребенок и взрослый
Дополнительно: нет
Если у вас совсем маленький, но чересчур подвижный ребенок, то можно попробовать его увлечь таким способом.
Играем на улице! Ребенок подбегает к вам, вы расставляете ноги... и как бы "перешагиваете" через него. Возвращается назад, добегает до вас, вы опять пропускаете его под собой, словно через "ворота". Главное - энергия в мирном русле. Игру можно усовершенствовать и обставить прибаутками, подключить дополнительные предметы и задания типа "берём мячик, проносим через ворота, кладём в коляску...".

Догонялки-обрывалки - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: 2 катушки ниток или очень длинные нитки двух цветов (желательно синие и красные)
Выбираем ведущего. Всем на видное место на руку повязывают нитку, но узел крепко не затягивают. Мальчикам и девочкам разные цвета.
Задача состоит в том, чтобы догнать любого человека и сорвать с него нитку. Трудность в том, что тот, кого поймали, также может сорвать нитку с руки срывающего. У кого нитку сорвали, тот идет к ведущему.

Побег из темницы - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игра напоминает старинную забаву «Кошки-мышки». Участники игры, держась за руки, образуют круг. Внутри – пленник или пленница, снаружи – его или её друг. Пленник должен вырваться наружу, его помощник – обмануть охрану. Тот, кто упустит пленника, занимает его место.

Бубенцы - подвижная игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: колокольчик
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Бездонная бочка - игра для детей

Количество игроков: любое
Дополнительно: бочка без дна, мяч
На игровой площадке подвешивается обыкновенная бочка без дна, на высоте трёх метров. Играющий на бегу должен точным ударом снизу вверх забросить мяч в бочку. Побеждает тот, кто сделает это три раза.

Игры для детей - это не только развлечение, это один из важнейших способов их гармоничного развития. Многие родители не придают должного внимания детским играм, считая их шумными, бессмысленными, ненужными. На деле их значение колоссально. В игре ребенок учится взаимоотношениям, получает необходимые навыки для адаптации в обществе, усваивает представления об окружающем мире. Подвижным же играм детские психологи уделяют особое значение. К примеру, многим мамам доводилось слышать от своего малыша, что он чего-то боится. Боится темноты, "чужого дядю", бабу Ягу, идти спать, волка, какую-то вещь в доме и т.д. Воображение маленького человечка несоизмеримо богаче нашего, а объяснить на словах 4-5 летнему малышу, что баба Яга не существует и темноты бояться не нужно - просто невозможно. Разве что он, видя, что родители его не понимают, запрячет свой страх глубоко в себя, а это еще опаснее.

Одним же из самых эффективных способов борьбы со страхом являются подвижные игры. К сожалению, сегодня дети не особо играют во дворах в "казаки-разбойники", "12 палочек" и т.п. Поэтому если вы подготовите активные игры на день рождения ребенка или на другой какой-нибудь праздник - это будет очень здорово, весело и, главное, чрезвычайно полезно!

Игра «Съедобное - несъедобное»

Дети садятся в кружок. Ведущий загадывает слово и бросает мяч своему соседу, говоря задуманное слово. Если это слово обозначает съедобное, то ребенок, которому ведущий бросил мяч, должен его поймать (как бы «съесть»). Если слово обозначает что-нибудь несъедобное, мяч ловить нельзя. Если ребенок поймал мяч, когда не надо или, наоборот, не поймал, когда нужно было ловить, он становится ведущим, загадывает слово и бросает мяч другому ребенку.

Игра «Машина ехала. Стоп!»

Один из детей выбирает на роль ведущего. Остальные дети выстраиваются в линию за его спиной на определенном расстоянии. Ведущий говорит: «Машина ехала, ехала. Стоп!» и быстро поворачивается. Пока ведущий стоит спиной, дети должны приближаться к ведущему, как только он сказал «Стоп!», все замирают. Если ведущий увидит, что кто-то пошевелился, отправляет его в самое начало пути. Кто первым доберется до ведущего и заденет его рукой по спине, тот выиграл и сам становится ведущим, а ведущий – «машиной».

Игра «Автобус»

Предварительно необходимо обозначить маршрут автобуса при помощи мебели и других предметов. Дорогу проложить веревкой на полу. Отметить те места, которые будут автобусными остановками.

Выбирают двух детей, которые будут «автобусом». Они встают друг за другом на некотором расстоянии. В руках держат концы двух палочек, образуя таким способом корпус автобуса. Остальные дети стоят на остановках», ждут автобус.

«Автобус» выезжает из гаража и едет по маршруту, останавливаясь на остановках и громко объявляя их. Поднимая правые руки, они «открывают» двери и впускают «пассажиров». В автобусе тесно, как в час-пик, трясет и бросает из стороны в сторону, но всем весело и не страшно. На конечной остановке автобус открывает двери и выпускает всех.

Игра «Кто позвал?»

Дети становятся в круг. Один из них встает в центр круга и закрывает глаза. Взрослый подходит и притрагивается к одному из участников игры. Тот называет имя водящего. Взрослый спрашивает: «Кто позвал тебя?». Водящий называет и, если он угадывает, они меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли водящего.

Игра «Поймай рыбку»

Часть детей – «рыбаки» – стоят в кругу, сцепившись за руки - « сети ». Остальные дети - «рыбки» - «плавают» внутри и вокруг кру­га (бегают, прыгают), «выплывая» из него. По сигналу взрослого: «Сети!» - дети-«рыбаки садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того «пойма­ли». Игру рекомендуется проводить под музыку.

Игра «Море волнуется раз…»

Под медленную и мелодичную музыку с морскими звуками дети танцуют. Ведущий нараспев говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». Все замирают. Кто пошевелится – становится ведущим.

Игра «Летает - не летает»

Дети становятся или садятся полукругом. Ведущий назы­вает разные предметы. Если то, что он называет, летает - дети поднимают обе руки. Если не летает - руки должны быть опущены. Ведущий тоже поднимает или опускает руки, но он может при этом намеренно ошибаться, чтобы ввести детей в заблуждение. Детям нужно быть внимательными и не поднимать рук, если назван предмет, который не летает. Кто все-таки поднимет руки по ошибке - платит фант.

Игра «Займи свой домик»

В ряд ставятся стулья. Все дети садятся каждый на свой стул – это их «домики». По сигналу взрослого дети выскакивают из своих домиков и начинают резвиться на лужайке. В это время один из домиков исчез (уносят стул). По сигналу взрослого все опять возвращаются по домам. Кто не успеет занять свой домик, выбывает из игры. Игра идет пока не останется один домик и один «хозяин» домика.

Игра « Да » и « Нет » не говори»

Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая мяч кому-то из детей, задает вопрос, на который тот дол­жен ответить. Нельзя отвечать такими словами: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интерес­нее игра (например: Какого цвета зубы? Тебя зовут Катя? и т.п.).

_____________________________________________________________

Хочешь поздравить по-особенному молодого человека, друга, возлюбленного, коллегу, но никак не найдешь слов? Все просто! Поздравления для парня на любой вкус - нежные и лирические, остроумные и задорные - выбирай!