5 клас конспект томпсон лобо. Конспект урока по литературе на тему

Глущевская Елена Владимировна
Учебное заведение: МОУ"СШ№62 г.Макеевка"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-11-17 Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.” Глущевская Елена Владимировна МОУ"СШ№62 г.Макеевка" Разработка урока литературы в 5 классе создана с целью: продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности; воспитывать любовь к природе, к животным

Просмотреть свитедельство о публикации


Конспект урока по литературе на тему. “Природа, у которой мы все учимся.”

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.


Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».


Тип урока: комбинированный


ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы – дети одной матери природы. Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем – сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
– Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок … У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
– Какие рассказы этого автора вы читали?
– Понравился ли вам произведение?
– Какие чувства возникли во время чтения?
– Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
– Как его в них изображали?
– Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина – один из лучших животноводческих районов. А где много животных – там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански – волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
– Волка ноги кормят
– Волчий аппетит
– Набросились как волчья стая
– Одинокий волк
– Волчье сердце (волчий характер)
– Вить волком
– Человек – волк
– Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк – символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк – символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень – мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон – Томпсона “Лобо” и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ “Лобо”.

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо – это ….
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут ….
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка – это ….
5. Лобо боялся только ….
6. За его голову назначена ….
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
– Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
– Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
– Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
– Прочитайте описания волков.
– Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
– Докажите, что Лобо – очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
– Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
– Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
– К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы – дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
– Согласны ли вы с этим утверждением?
– Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно … явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови … Убили!
И душераздирающий раздался вой … Словами и не передать …

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел … Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда …

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.

, . .

в 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Технологическая карта урока

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

Что бы это могло означать?

2. Постановка проблемы

II.

А у вас какой Лобо?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Кто овладел его сердцем?

10. Всегда ли прав человек?

11. Описание смерти Лобо.

Комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Пояснение рисунка, текста

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Эмоциональная оценка урока.

Организация сотрудничества.


«технологическая карта»

Технологическая карта интегрированного урока по творчеству Э. Сетона-Томпсона..

В 6 классе.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Интеллектуальные компетентности

I . Вводно-мотивационный этап.

Актуализация знаний.

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вст. слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

Работа с вербальной и визуальной информацией, анализ информации.

Поиск информации, выделение главного.

Обоснование цели урока «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Обобщение.

II. Операционно-познавательный этап

Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Работа с вербальной и визуальной информацией

Вопросы для рефлексии.

Умение ставить цель, планировать свою деятельность

Проблемные вопросы.

Анализ, выделение главного

Анализ «крылатых» выражений

Сопоставление бытовой и научной информации

Комментирование собственных рисунков

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений.

Работа с текстом

Анализ информации, выделение главного

Моделирование, опорная схема, графически отражающая представления о герое.

Сворачивание и разворачивание информации, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям.

Выразительное чтение

Перевод вербальной информации в эмоциональную, умение использовать разные виды памяти

Проблемные вопросы

Добывание информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами.

Заполнение дискуссионной карты

Анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной.

Опережающее задание. Рассказ о животных.

Поиск информации, переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, умение вступать в речевое общение

III . Рефлексивно-оценочный этап.

Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Переработка информации, умение отделять основную информацию от второстепенной, перевод вербальной информации в графическую.

Этапы урока.

Краткое содержание.

Приемы деятельности

Интеллектуальные компетентности

Учителя

Учителя

I . Вводно-мотивационный этап.

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Беседа, обсуждение, опережающее домашнее задание

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным материалом,

сообщение по теме «биография писателя»

формулировка цели урока.

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

II. Операционно-познавательный этап

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

    Какой эпизод из жизни юного Сетона-Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

    Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

    Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

    На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

    Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

    Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

    Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Беседа, обсуждение опережающее домашнего задания,

выход на проблемные, обсуждение, сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Пояснение рисунка, текста

Организация сотрудничества, консультирование

Сравнение информации бытовой и научной, работа с текстовой информацией

Формулировка проблемы

Высказывают свое мнение, работают с иллюстративным

материалом,

комментирование рисунка, обсуждение «крылатых» выражений, сравнение информации бытовой и научной,

работа в группах

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, моделирование

Обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение.

Работа в группах, выделение информации, обсуждение, участие в диалоге, выразительное чтение, заполнение дискуссионной карты.

Рассказ, обсуждение, выразительное чтение

Сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, оценивание продукта своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с поставленной целью деятельности критериям, анализ, выделение главного

Добывание информации, сворачивание и разворачивание информации, анализ, выделение главного, умение отделять основную информацию от второстепенной умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, умение подкреплять собственные суждения примерами,

сворачивание и разворачивание информации.

Анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

Умение добывать и перерабатывать информацию, делать вывод

III . Рефлексивно-оценочный этап.

1. Рефлексия. Пройдемся по волчьему следу.

Эмоциональная оценка урока.

2. Домашнее задание: сочинение, рассказ об отношениях человека и животных.

Имеет ли человек моральное право распоряжаться животным миром?

Действительно ли животные наши «меньшие братья» и если это так, то какая на нас лежит ответственность?

Сочинение должно сопровождаться рисунками, отражающими основную мысль.

Организация сотрудничества

Рефлексия, умение выделять главное, оценивание продукта своей деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рассказы черного волка (текст)»

Интегрированный урок по творчеству Э. Сетона-Томпсона

в 6 классе.

Машинская Елена Анатольевна - учитель русского языка, Выгузова Александра Владимировна - учитель биологии, Ерисова Наталья Николаевна-учитель рисования

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №4 им Камала Макпалеева города Павлодара.

Тема: Рассказы Черного Волка.

Цель: Формирование гуманной, экологически грамотной личности, способной к осознанным поступкам через развитие интеллектуальной компетентности.

    Создать условия для понимания и осмысления широты диапазона творческой личности писателя, своеобразия его таланта, цели и задач его творчества.

    Развивать интеллектуальные компетентности: анализ и синтез, сворачивание и разворачивание информации, аргументирование своих суждений, обобщать, выделять главное, добывать и перерабатывать информацию.

    Содействовать воспитанию гуманного отношения к животным, к осмыслению личной ответственности за настоящее и будущее.

Тип урока: урок – анализ произведения.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: текст рассказа «Лобо» иллюстрации, детские рисунки, выставка книг о животных, презентация РРТ, карточки с вопросами для закрепления.

    Вводно-мотивационный этап.

Краткое содержание:

1. Актуализация знаний.

Письмо Черного Волка: «Люди и звери,

мы - дети одной матери - природы»

Что бы это могло означать?

Мог ли это написать волк? Почему?

Представление писателя Э.Сетона-Томпсона.

Биография писателя (сообщение ученика)

Натуралист (вступительное слово учителя биологии)

Художник - анималист (вступительное слово учителя ИЗО)

Писатель (вступительное слово учителя литературы)

2. Постановка проблемы «Мы должны увидеть диапазон творческой личности человека, понять своеобразие его таланта»

Приемы деятельности:

Беседа, обсуждение опережающего домашнего задания

постановка проблемы, выход на проблемные вопросы

Интеллектуальные компетентности:

Работа с графической информацией, анализ информации, поиск информации, выделение главного, обобщение

    Операционно-познавательный этап .

Краткое содержание:

1. Животные в творчестве Сетона-Томпсона.

Рассказ о волке Лобо - одно из лучших произведений.

Вопросы, на которые вы должны ответить по окончанию урока:

Какой эпизод из жизни юного Сетона - Томпсона произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?

Что означает понятие «художник – анималист»? Как Сетон-Томпсон использовал талант художника-анималиста в своей писательской работе?

На чьей стороне читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание поведения и повадок волка в рассказе и научных представлениях о животном?

Известны ли вам произведения других писателей натуралистов?

Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им?

2. Рассказ «Лобо» пользовался особой любовью писателя. Неслучайно изобразил героя этого рассказа на картине «Лобо – король волков»

А у вас какой Лобо?

Расскажите, почему вы его таким изобразили?

3. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?

Волка ноги кормят

Волчий аппетит

Набросились как волчья стая

Одинокий волк

Волчье сердце (волчий характер)

Выть волком

Человек - волк

Серый волк

4. Сюжет рассказа «Лобо»

5. Вопросы для обсуждения:

Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

Чем обусловлен замысел писателя?

Оправдан ли он?

6. Работа с текстом:

Найдите в тексте описание вожака стаи, характеризующую его как высокоодаренную особь.

Смоделируйте «портрет» Лобо, составьте опорную схему, графически отразив свои суждения, поясните, свое представление о герое.

Прочитайте выразительно отрывок рассказа «Лобо и капканы»

Почему тогда в сказках волк показан глупым?

7. Волк в сказках и науке.

Высказывания А.Брема

8. Проблемные вопросы:

Что произошло? Что погубило Лобо?

Кто овладел его сердцем?

Докажите свои с суждения, подтвердите их отрывками из текста.

9. Отражение поведенческих особенностей в рисунках.

10. Всегда ли прав человек?

Заполнение дискуссионной карты

11. Описание смерти Лобо.

12. Животные и проблема охраны природы в произведениях Сетона-Томпсона.

13. Примеры жестокого обращения с животными.

14. Произведения писателя – призыв к человечеству.

Литература. Урок внеклассного чтения. «Мы дети одной матери - Природы!»

(по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Цели: ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений

Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения; способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.

Форма проведения урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний.

Вспомните русских писателей, посвятивших своё творчество изобра-жению природы.

Слышали ли вы имя писателя Э. Сетона-Томпсона?

Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.

Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании - рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них - «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.

Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери - Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.

IV. Работа над темой урока.

Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.

Выступления учащихся по вопросам, предложенным им накануне.

Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?

Почему скотоводы рады были бы истребить стаю?

Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?

Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?

На чьей стороне ваши читательские симпатии - на стороне волка Лобо или охотника?

Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?

Рассказ «Снап»

Сообщение учащегося.

Бультерьер - порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.

английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер - это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым, Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца - никогда не сдастся!

Беседа.

- Как вёл себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?

- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?

- В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?

- «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги -силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?

- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?

- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом

к этому произведению.

Творческое задание. Сочинить синквейн к словам Лобо или Снап.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Приём «Микрофон». Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость - сам Эрнест Сетон-Томпсон.

Какой бы вопрос вы ему задали бы?

2. Заключительное слово учителя

Во имя чего создавал свои произведения писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…

VI. Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к рассказам Э. Сетона-Томпсона.

Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.

Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».

Тип урока: комбинированный

ход урока

эпиграф:
Люди и звери! Мы - дети одной матери природы.
Черный Волк

Доброе утро вам!

Доброе утро вам!

Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)

Сначала красота, а затем - сила (садятся мальчики)

I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
- Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II . Подготовка к восприятию учебного материала.

Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок... У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.

И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.

III . Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
- Какие рассказы этого автора вы читали?
- Понравился ли вам произведение?
- Какие чувства возникли во время чтения?
- Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
- Как его в них изображали?
- Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую ​​литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина - один из лучших животноводческих районов. А где много животных - там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански - волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
- Волка ноги кормят
- Волчий аппетит
- Набросились как волчья стая
- Одинокий волк
- Волчье сердце (волчий характер)
- Вить волком
- Человек - волк
- Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк - символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк - символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень - мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя. Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон - Томпсона "Лобо" и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ "Лобо".

6. Упражнение «Незаконченные предложения» Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо - это....
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут....
3. Стая старого вожака насчитывала…

4. Бланка - это....
5. Лобо боялся только....
6. За его голову назначена....
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
- Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
- Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
- Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
- Прочитайте описания волков.
- Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
- Докажите, что Лобо - очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
- Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
- Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
- К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом .
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы - дети одной матери природы. »

3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?

НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно... явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови... Убили!
И душераздирающий раздался вой... Словами и не передать...

Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел... Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.

Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.

Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.

НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда...

По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона

V I . Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.

Цель урока: Познакомить учащихся с рассказом Э. Сетона-Томпсона «Лобо», показать стремление писателя пробудить у читателей интерес к миру животных, желание сберечь, защитить его, воспитывать у школьников любовь к миру природы.


Оборудование: Презентация к уроку, портрет Э. Сетона-Томпсона, иллюстративный материал, текст рассказа, мелодия «Звуки природы».

Эпиграф: «Мы – дети одной матери-природы». Э. Сетон-Томпсон

Ход урока:

І. Мотивация учебной деятельности.

Вот уже несколько уроков подряд мы говорим с вами о произведениях, связанных с природой. Сегодняшний урок – не исключение. Природа – это бесценный дар, которым награждены мы, люди. Природа – это то, что окружает нас с детства: зеленые сочные травы, ветвистые деревья, пение птиц, голубое безоблачное небо, реки, озера, моря, домашние животные.

Берегите природу
Я в летний зной палящий
Войду в прохладный лес,
Так вот он настоящий
Мир сказок и чудес

Найду родник холодный
Упьюсь его водой
И чинно-благородно
Пойду своей тропой

Природа дарит негу
И силы придает
Эх, птиц свободных мне бы
Почувствовать полет.

Природа – это муза,
Что надобно беречь,
Ответственности груза
Не сбрасывая с плеч

Тема природы всегда была актуальна в литературе. Человек, растения, птицы и звери – неотъемлемая часть природы. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Э. Сетона-Томпсона (обращение к эпиграфу). А кто такой Э. Сетон-Томпсон? Человек, в одном лице которого соединились ученый, писатель и художник, который писал интереснейшие рассказы о животных. И сегодня на уроке нас ждет встреча с необычным героем одного из его произведений – могущественным волком «Лобо».

ІІ. Актуализация знаний учащихся

1. Беседа

– Какие сказки вы знаете, где героем был бы волк? («Волк и коза», «Иван царевич и серый волк», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Лисичка-сестричка и волк»).
– Каким мы видим волка в сказках? (злым, трусливым, жадным, корыстным, хитрым, лукавым, притворщиком и плутом, вечно голодным).

По-другому показано его в колыбельных песнях: «Придет серенький волчок и укусит за бочок».

– Вспомните пословицы и поговорки об этом животном:

«Волка ноги кормят»
«Волков бояться – в лес не ходить»
«Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву»
«С волками жить – по-волчьи выть»
«Дружного стада и волк не берет».

– А какое произведение мы изучали совсем недавно, где упоминается это животное?

(«Маугли» Р. Киплинга. Я думаю, всех поразило благородство души волка-отца и матери-волчицы, которые не позволили съесть беззащитного человеческого детеныша. Мы восхищаемся мудростью и рассудительностью Акелы, Серого Одинокого Волка, вожака стаи).

– А какой волк с научной точки зрения?

(сообщение заранее подготовленного учащегося).

Волк (Canislupus) – хищное млекопитающее семейства псовых. Длина его тела может достигать 160 см, длина хвоста — до 52 см, высота – до 90 см; масса тела может доходить до 80 кг. Самка немного мельче самцов. Распространен волк в Европе, Азии, Северной Америке. Как правило, стая волков занимает «охотничий район» площадью до 400 км2 . За сутки волк пробегает 180-200 км.
Передвигаются они разным аллюром. Обычно идут рысью. К добыче подкрадываются шагом.
Самец и самка образуют семью раз и навсегда, только гибель одного из них заставляет другого искать себе пару. Вместе они воспитывают волчат, вместе учат их охотится, оберегают от опасности.
Волки – умные хищники. Большой урон они наносят скотоводству и охотничьему хозяйству.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока

Итак, сегодня мы поговорим о другом волке: мудром, верном, терпеливом, преданном и способном бороться за свою жизнь.

IV. Изучение нового материала

– Что же лежит в основе написания этого рассказа?

1. История написания рассказа «Лобо» (сообщение заранее подготовленного учащегося)

В основе этого рассказа лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из его знакомых, пригласил Сетона-Томпсона на свою ферму в Нью-Мексико на охоту. Долину Куррумпо считали одной из богатейших скотоводческих областей в штате. А там, где много скота – много волков. Гигантским вожаком стаи там был волк, необычайно умный и смелый. Сетон-Томпсон решил поймать этого зверя.

– Что означает имя «Лобо»? (Лобо – в переводе с испанского «волк»).
– Почему мексиканцы называли старого волка властелином?

2. Словарная работа.

В словаре читаем:

Властелин
1. Тот, кто обладает властью, повелитель.
2. Правитель, обладающий всей полнотой власти, владыка.

– Что мы узнаем о Лобо и его стае? (Найдите в тексте и зачитайте).

3. Работа в группах.

– Составьте ассоциативный куст, подобрав эпитеты, характеризующие главного героя произведения (жестокий, своевольный, лукавый, опасный, гигантский, хищный, мудрый, смелый, старый, серый, могущественный, сообразительный).
– Какое впечатление произвел на нас этот хищник в начале рассказа?
– Найдите в тексте слова, которыми автор называет своего героя (великий старый хищник, герой бесчисленного множества беззаконных набегов, властелин края, гигантский вожак, волк-великан, волчий вожак, лукавый разбойник, волк-оборотень, король волков, серый хищник).

4. Работа с текстом

Попробуем с помощью цитат доказать, что волк Лобо – очень разумное существо.

«Старый Лобо был великаном среди других волков, и хитрость его и сила соответствовали его росту».
«Стая Лобо была невелика. Лобо имел их лишь столько, сколько ему хотелось иметь; возможно даже, что его свирепый нрав препятствовал увеличению стаи».
«Они точно надсмехались над всеми охотниками, презирали всякую отраву…».
«Эти хищники были толсты, упитаны и отличались большой разборчивостью в еде. Они никогда не прикасались к животному, умершему естественной смертью, больному или грязному…».
«Он (Лобо) всегда угадывал присутствие отравы и избегал ее».
«Одного он только боялся – огнестрельного оружия».
«Лобо никогда не нападал на человека и старался не встречаться с ним».
«Его тонкое чутье давало ему возможность тотчас же обнаружить прикосновение человеческих рук и присутствие отравы».
«Старый король волков был слишком хитер, и я не мог перехитрить его…».

Лобо – сильный, умный, хитрый хищник. Он способен оценивать опасную ситуацию и ему удается сберечь жизнь всей стаи. Лобо – необычный волк. Его способности удивляют людей. Именно поэтому его прозвали «волк-оборотень».

5. Беседа.

– Почему человеку все-таки удалось одолеть непобедимого волка?
(цитата с. 241-242 учеб.).
(Лобо опекал Бланку, но чувствуя особое отношение старого волка, Бланка позволяла себе «ослушаться» вожака. Поэтому она попала в железные капканы).

– Как вы считаете, за что «полюбил» грозный вожак стаи Бланку?
(цитата с. 243 учеб.).

– Что свидетельствует о том, что потеря Бланки для Лобо – страшное горе?
(«Жалобно выл», «протяжно выл», «в голосе слышалось горе», «будто звал свою подругу», «душераздирающе, горестно выл»).

Король волчьей стаи, мудрый и непобедимый Лобо, обманут и побежден. Его погубило вечное чувство любви, преданности, привязанности. Неосторожный Лобо, безразличный к жизни без верной Бланки, пошел навстречу наказанию сам.

«Говорят, лев, лишившийся своей силы, орел, потерявший свободу, и голубь, разлученный с подругой, умирают от разбитого сердца. И разве можно было подумать, что сердце этого свирепого хищника вынесет такое тройное испытание? Он потерял и силу, и свободу, и подругу».

Вот так и закончилась история канадского ученого-натуралиста Э. Сетона-Томпсона о величественном и гордом волке Лобо – властелине Куррумпо. Одинокий, обманутый, израненный зверь, умер.

– Какое отношение к Лобо возникает у нас в конце рассказа?
(его гордость; непокорность, преданность вызывают у нас любовь к зверю, восхищение им).

V. Итог урока

Игра «Закончи предложение».
Сегодня на уроке я узнал (узнала)….

VI. Домашнее задание:

Составить сенкан (ключевое слово «Лобо»).