Эпоха возрождения во франции живопись. Французская живопись эпохи возрождения

На страницах "Великолепного часослова" начала XV века сохранилось изображение парижской резиденции французских королей - замка Лувр. За неприступными глухими стенами возвышается мощный массив здания с зубчатыми башнями по углам, узкими окнами, скупо прорезающими толщу камня. Это скорее крепость, а не дворец. Напрасно стали бы мы искать замок в современном Париже. Средневековый Лувр был снесен в XVI веке, а на его месте стали возводить новое строение. Первая часть была завершена в 1555 году. Облик здания имеет больше общего с архитектурой последующих веков, чем со своими непосредственными предшественниками. В средневековых сооружениях каждая декоративная деталь создавала ощущение движения вверх; в фасаде нового Лувра ровные ряды окон, поэтажные тяги карнизов, линия крыши настойчиво подчеркивает его горизонтальное членение. Декор - фронтоны над окнами, колонны и пилястры, лепные орнаменты - показывает хорошее знакомство с античностью и ренессансным зодчеством Италии. Но прошлое не исчезло бесследно; оно только преобразилось в соответствии с новыми эстетическими нормами. По бокам и в центре фасада, где в замках обычно располагались башни, стены образовали легкие выступы - ризалиты; кровля осталась крутой - удобной для местного климата; а чувство органического слияния скульптурного убранства с архитектурой, бесспорно, воспитано готикой.

Лувр - творение архитектора Пьера Леско и скульптора Жана Гужона - один из самых совершенных памятников французского зодчества эпохи Возрождения. От миниатюры с Лувром-крепостью его отделяют почти полтора столетия - срок, который понадобился культуре Франции, чтобы пройти сложный путь от аскетического отрицания ценности земного бытия до прославления его красоты. Как же это происходило?

Ростки нового пробивались здесь через почву куда более суровую, чем почва городов-республик Италии и Нидерландов: Франция была страной классических форм феодализма и родиной готического стиля (в Европе его так и называли - "французской манерой"). Ее города никогда не обладали той независимостью, которую имели их северные и южные соседи. А традиции готики, особенно в архитектуре, оставались незыблемыми вплоть до начала XVI века.

И все же уже на грани XIV и XV столетий в духовной жизни французского общества заметны коренные перемены. В изобразительном искусстве они особенно ярко обнаруживаются в "иллюминациях" (так в те времена называли миниатюры), украшавших рукописные книги. Главным центром производства манускриптов был Париж - одна из крупнейших столиц культурной Европы. Переписчики, переплетчики, изготовители пергамента, живописцы занимали в городе целый квартал, прилегающий к Сорбонне - Парижскому университету. Их издания пользовались большим спросом. Заказывались научные трактаты, рыцарские романы, поэтические произведения, переводы древних авторов, библии, часословы. Все книги украшались нарядными орнаментами, красочными миниатюрами. Культура оформления стояла на большой высоте. О парижских рукописях с восхищением отзывались еще Данте и Петрарка.

Ж. Сурдо, Д. Сурдо, Ж. Гоберо, П. Неве. Замок Шамбор. 1519-1559. (Вверху)

Братья Лимбурги. "Октябрь". Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского". Водяные краски. 1411 - 1416. На втором плане - Лувр начала XV века. (Справа)

А. Картон. Коронование Девы. Масло. 1453.

Renaissance - в переводе с французского означает "Возрождение". Именно так назвали целую эпоху, символизирующую интеллектуальный и художественный расцвет европейской культуры. Возрождение зародилось в Италии в начале XIV века, возвещая угасание эпохи культурного упадка и Средневековья), в основе которой лежали варварство и невежество, и, развиваясь, достигло своего пика в XVI веке.

Впервые об эпохе Возрождения написал историограф итальянского происхождения, живописец и автор трудов о жизни знаменитых художников, ваятелей и зодчих в начале XVI века.

Изначально термин "Возрождение" означал определённый период (начала XIV века) образования новой волны искусства. Но спустя время это понятие приобрело более широкую трактовку и стало обозначать целую эпоху развития и формирования культуры, противоположной феодализму.

Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Появляется интерес к античным образам. Светскость и антропоцентризм являются неотъемлемыми чертами, наполняющими скульптуры того времени и живопись. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Широко распространяется новая концепция мировоззрения под названием "гуманизм", согласно которой человек считается высшей ценностью.

периода Ренессанса

Дух расцвета имеет широкое выражение в картинах того времени и наполняет особой чувственностью живопись. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний, изучая досконально физиологию человека и окружающий мир. Это делалось для того, чтобы более реалистично отобразить истинность Божьего создания и происходящие события на своих полотнах. Большое внимание уделялось изображению религиозных сюжетов, которые приобретали земное содержание благодаря мастерству гениев, таких как Леонардо да Винчи.

Выделяют пять этапов развития итальянского искусства Ренессанса.

Интернациональная (придворная) готика

Зародившаяся в начале XIII века придворная готика (ducento) характеризуется избыточной красочностью, помпезностью и вычурностью. Основным видом картин является миниатюра с изображением алтарных сюжетов. Художники используют темперные краски, создавая свою живопись. Эпоха Возрождения богата знаменитыми представителями данного периода, например, такими как итальянские живописцы Витторе Карпаччо и Сандро Боттичелли.

Период Предвозрождения (Проторенессанс)

Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII - начало XIV века. В связи со стремительным развитием гуманистического мировоззрения живопись данного исторического периода раскрывает внутренний мир человека, его душу, имеет глубокий психологический смысл, но в то же время обладает простой и ясной структурой. Религиозные сюжеты отходят на второй план, а светские становятся лидирующими, и в качестве главного героя выступает человек с его чувствами, мимикой и жестами. Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. Известные художники этого периода - Джотто, Пьетро Лоренцетти.

Раннее Возрождение

В начале начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. Лики на иконах приобретают человеческий вид, а пейзаж, как жанр в живописи, занимает отдельную нишу. Основателем художественной культуры раннего Ренессанса выступает Мозаччо, в основе концепции которого лежит интеллектуальность. Его картины обладают высоким реализмом. Великие мастера исследовали линейную и воздушную перспективу, анатомию и использовали знания в своих творениях, на которых можно увидеть правильное трехмерное пространство. Представителями раннего Возрождения являются Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Поллайоло, Вероккьо.

Высокое Возрождение, или "Золотой век"

С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века. Его центром стали Венеция и Рим. Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом. Человек предстаёт в образе героя, совершенного как духовно, так и физически. Деятелями этой эпохи считаются Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан Вечеллио, Микеланджело Буонарротти и другие. Великий художник Леонардо да Винчи был "универсальным человеком" и находился в постоянном поиске истины. Занимаясь скульптурой, драматургией, различными научными опытами, он умудрялся находить время для живописи. Творение "Мадонна в скалах" наглядно отображает созданный живописцем стиль светотени, где соединение света и тени создаёт эффект объёмности, а знаменитая "Джоконда" выполнена с использованием техники "смуффато", создающая иллюзию дымки.

Позднее Возрождение

В период позднего Возрождения, который приходится на начало XVI века, произошёл захват и разграбление города Рима германскими войсками. Это событие положило начало эпохе угасания. Римский культурный центр перестал быть покровителем у самых знаменитых деятелей, и они были вынуждены разъехаться в другие города Европы. В результате нарастания несоответствий взглядов между христианской верой и гуманизмом в конце XV века маньеризм становится преобладающим стилем, характеризующим живопись. Эпоха Возрождения постепенно подходит к концу, поскольку основой данного стиля считается красивая манера, которая затмевает представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений. Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи).

Италия стала культурным центром живописи и одарила мир гениальными художниками этого периода, картины которых и по сей день вызывают эмоциональный восторг.

Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы. Это течение получило название Особенно стоит отметить живопись Франции эпохи Возрождения, которая выросла на собственной почве. Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма. Во присутствует реализм, связь с научными знаниями, тяготение к образам античности. Все перечисленные черты сближают его с итальянским, но присутствие трагичной нотки в полотнах является значимым отличием. Известные художники эпохи Возрождения во Франции - Ангерран Шаронтон, Никола Фромана, Жан Фуке, Жан Клуэ Старший.

Раздел «Искусство Франции». Всеобщая история искусств. Том III. Искусство эпохи Возрождения. Авторы: А.И. Венедиктов (архитектура), М.Т. Кузьмина (изобразительное искусство); под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1962)

Эпоха Возрождения - блестящий этап в развитии французской культуры и искусства. Он соответствует историческому периоду формирования буржуазных отношений, образования и укрепления абсолютистского государства во Франции. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовало новое, гуманистическое мировоззрение, широко распространились светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближают его с искусством итальянского Возрождения. Вместе с тем искусство Ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа.

По сравнению с итальянским французское Возрождение опаздывает почти на полтора столетия (начало французского Возрождения падает на середину 15 в.). Еще более существенно то, что в Италии готика и ее традиции не играли сколько-нибудь определяющей роли в зарождении искусства Возрождения, напротив, раннее Возрождение во Франции в значительной мере складывалось в процессе переосмысления реалистических тенденций и решительного преодоления мистической основы готического искусства.

Вместе с тем наряду с переработкой и развитием реалистических элементов готического наследия применительно к новым общественным и эстетическим требованиям времени большую роль во Франции с конца 15 века играло и обращение к опыту уже достигшего высокой степени зрелости итальянского искусства.

Естественно, что существование художественно совершенного и обладающего необычайным престижем во всей Европе итальянского искусства предопределило на протяжении первой половины 16 в. широкое обращение культуры ренессансной Франции к его опыту и достижениям. Однако молодая, полная сил культура Франции переосмыслила достижения итальянской культуры в соответствии с теми национальными задачами, которые стояли перед культурой и искусством национальной французской монархии.

Внешним толчком к этому широкому обращению к итальянскому опыту, включавшему и приглашение во Францию ряда крупных мастеров Высокого и позднего Возрождения, послужили начавшиеся в 1494 г. военные походы в Италию. Подлинные же причины лежали значительно глубже. Походы в Италию французских королей Карла VIII, а позже Франциска I стали возможными благодаря росту экономического и политического могущества страны, успехам, достигнутым на путях создания централизованной монархии.

Переход от раннего к Высокому Возрождению, происходивший в течение первой трети 16 в., был связан с созданием культуры большой централизованной дворянской монархии, созданием единого национального государства.

Естественно, что в этих условиях искусство, тесно связанное с традициями отдельных областей страны, должно было уступить место искусству не только собственно светскому, но относительно свободному от влияния местных традиций. Такое искусство, в принципе своем имевшее общенациональный характер и вместе с тем несущее на себе отпечаток придворной культуры, и было создано в эти годы. Этот придворный оттенок был неизбежен в условиях, когда власть монарха имела тенденцию превратиться в символ национального единства страны.

Утверждение новой исторической ступени в развитии французского общества и его культуры протекало в напряженной и жестокой борьбе. Антифеодальные и антикатолические выступления народных масс, использованные, а затем подавленные королевской властью и стоявшим за ним дворянством, получили свое косвенное отражение в наиболее прогрессивных и демократических течениях французского гуманизма.

Мощное народное дыхание, неисчерпаемое галльское жизнелюбие, вера в человека и его возможности, беспощадная ненависть ко всем проявлениям средневековой схоластики пронизывают творчество одного из величайших мастеров реализма позднего Возрождения - Франсуа Рабле.

К середине 16 в. развертывается деятельность поэтов «Плеяды» во главе с Ронсаром, сыгравшая громадную роль в развитии национальной поэзии. Ярчайшим памятником передовой общественной мысли эпохи явились «Опыты» Монтеня, одного из основателей рационалистической и антиклерикальной традиции западноевропейской культуры.

В изобразительном искусстве и архитектуре прогрессивное содержание эпохи утверждалось преимущественно в рамках дворянской и дворянско-буржуазной культуры новой монархии. И все же историко-художественное значение таких достижений, как замковая архитектура Луары, деятельность замечательных живописцев Жана Фуке, семьи Клуэ, скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, архитекторов и теоретиков архитектуры Пьера Леско и Филибера Делорма, значительно перерастает эти рамки, образуя основу дальнейшего развития прогрессивных тенденций французского искусства.

История искусства Франции охватывает огромный исторический период, начиная с эпохи античности и до нашего времени.

Франция - удивительная страна, которой свойственна таинственность и утонченность, блеск и изысканность, возвышенность и особенная тяга ко всему прекрасному. И история формирования ее уникального, ставшего эталоном, такого разнообразного и уникального искусства не менее удивительна, чем само государство.

Предпосылки формирования Франкского королевства

Чтобы разобраться в особенностях возникновения и развития искусства Франции, необходимо совершить экскурс в историю еще античного периода, когда территория современного французского государства входила в состав Великой Римской империи. В IV веке начались активные перемещения варварских племен от берегов Рейна к границам империи. Их нападения и периодические вторжения в римские земли, которые подвергались разорению, сильно подрывали государство латин. А в 395 году и сама Римская империя разделилась между сыновьями действующего императора на две части: Феодосий завещал наиболее богатую восточную часть своих территорий старшему сыну Аркадию, а западную передал младшему сыну - Гонорию. Разделение Великой Римской империи на части ослабило и без того уже непрочное римское государство и сделало его более уязвимым для внешних врагов.

Территория современной Франции входила в состав западной части бывшей Великой Римской империи. Сильный удар в 410 году нанесли Риму войска вестготов, которые возглавлял Алларих. Последний римский император слабого государства спрятался в Равенне, бросив вечный Рим. Именно там его и настигло войско Одоакра - одного из ведущих военачальников вестготского племени. Именно с этим событием, состоявшимся в 476 году, и связывают окончательное падение Римской империи. По отвоеванным землям в результате начавшегося Великого переселения стали возникать варварские государства. В V веке в части Галлии возникло и государство франков.

Франкское государство и развитие французского искусства

Франки - это группа племен, издревле расселявшихся по берегам Рейна в его нижнем течении и у побережья Балтийского моря. Основателем первого франкского королевства в Европе стал молодой вождь франков Хлодвиг Меровинг, который разгромил войско римского наместника в Галии в битве при Суассоне и захватил подвластные ему территории. На новых территориях он расселил своих сподвижников - франков, одарив их земельными наделами, провел ряд государственных реформ как в области государственного управления, так и в судебно-законодательной сфере, введя в действие уникальный документ - "Салическую правду", составленный на основе родовых порядков племени салических франков. Кроме того, особое внимание было уделено Хлодвигом выбору веры. Принятие христианства не только укрепило новое государство, но и повлияло на формирование франкского искусства.

После того как династия Меровингов стала ленивой в делах управления, жизнь в королевстве становилась все более тяжелой. Знать захватывала королевские земли. Процветала вседозволенность в управлении знатью своими наделами и крестьянами. Увеличивалось обнищание населения. В VIII веке нависла и внешняя угроза от кочевых арабских племен. Власть в свои руки взял один из управляющих последнего меровингского короля Карл Мартелл. Он провел ряд реформ, которые помогли укрепить государство и победить арабов. А сын Пиппин Короткий был избран на совете знати новым королем франков. Этот выбор был подтвержден и папой римским. А первым франкским императором стал сын Пиппина Короткого Карл, за которым в истории закрепилось прозвище Великий. Именно Карлу франкская империя обязана особым этапом расцвета культуры и искусства, который называют Каролингским возрождением.

Искусство "изначальных" франков

Если понимать особенности рождения и становления франкского государства, то становится понятной и судьба культурного наследия, находившегося издревле на франкских территориях. Это было в основном развитие античной цивилизации: мосты, жилая и храмовая архитектура, скульптура и литература, театр и декоративно-прикладное искусство. Однако христианские церковники не считали необходимым сохранение этих культурных богатств, но пользовались той их частью, которую можно было приспособить к отправлению религиозного культа и к жизни обывателя. Так, богослужение в христианских церквях проходило на латыни, на том же языке писались и церковные книги.

Использовать архитектурные находки Античности пришлось для того, чтобы начать возведение храмов и монастырей, использование знаний по астрономии помогло высчитывать даты церковного календаря, который в эпоху Средневековья декларировал жизнь всего королевства. Также франки приспособили к своим нуждам и систему образования поздней Римской империи. Примечательно, что комплекс учебных предметов, изучавшихся во франкских школах, назывался О каких же искусствах шла речь? В так называемый тривиум входили науки о слове: грамматика, риторика и диалектика. В квадривиум включались науки о числах: арифметика, геометрия, музыка как вычисление музыкальных интервалов и астрономия.

В декоративно-прикладном искусстве преобладали традиции варварского творчества, которое характеризовалось использованием в качестве основных мотивов растительных и животных орнаментов и изображений чудовищ или существ, в реальности не существующих и часто имеющих достаточно устрашающий вид. Такой тип искусства и называют терратологический или чудовищный.

Искусство и культура Каролингского возрождения

Период правления Карла Великого характеризуется небывалым подъемом культуры. Одной из причин тому является сама личность императора - хорошо образованного и высококультурного человека. Он свободно говорил и читал на латинском языке, понимал греческий, увлекался богословием и философией. Одним из уникальных архитектурных сооружений этого периода стала удивительная по своему художественному оформлению дворцовая церковь в Ахене.

Развивалось и искусство создания рукописных книг: они писались практически каллиграфическим почерком и украшались прекрасными миниатюрами. Среди книг были как богословские сочинения, так и анналы - повременная по годам запись событий, происходивших во Франкской империи.

В империи открывались школы, ориентированные на начальное и элитарное обучение. Создателем первых был соратник Карла Алкуин. А элитарная школа, открытая в Ахене, объединяла ученых, семью императора и весь двор Карла Великого. В школе, названной "Придворной академией", велись философские беседы, изучали Библию и культуру Античности, загадывали загадки и слагали стихи. А один из членов Академии написал первую светскую биографию "Жизнь Карла Великого".

Именно в эпоху Каролингского возрождения были заложены основы сохранения и возрождения традиций античной культуры и база для дальнейшего развития культуры франков.

Формирование Франции как государства

За время правления потомков Карла Великого созданная им империя все более ослаблялась. Когда империя была разделена между сыновьями Карла, Западная ее часть отошла к старшему сыну Лотарю. А его потомки продолжили ослабление раздробленного государства. Империя пала. Последние из Каролингов окончательно потеряли влияние и были низложены. Знать передала право правления могущественному в то время графу парижскому Гуго Капету. Именно восточная часть бывшей Франкской империи стала именоваться Францией. Благодаря правлению Капетингов новое государство не только возродилось, но и получило новые возможности для своего развития, в том числе и культурного.

Народное искусство средневековой Франции

В театре и музыке средневекового периода тоже произошел ряд изменений по сравнению с античным. Христианская церковь считала актеров пособниками дьявола и всячески преследовала артистическую братию. В результате театр как массовое явление существовать перестал, сооружения театров и стадионов постепенно приходили в состояние разрухи, а актеры стали образовывать бродячие труппы и играли для народа на перекрестках дорог, ярмарках и площадях. Мобильные группы универсальных актеров - гистрионов были менее удобным объектом для преследования церковью и властями, ей подчинявшимися и преследовавшими при этом свои цели в связи с особенностью направленности творчества гистрионов и трубадуров - бродячих музыкантов. Особую группу составляли ваганты - бывшие студенты или монахи, владевшие стихосложением и основами музыкального искусства, которые бродили одиночками по дорогам и в своих произведениях или пели о плотской любви, или обличали разлагающуюся церковь и гнилое государство.

Три сферы развития средневекового искусства

9/10 населения средневековой Франции были крестьянами. Потому основную культуру государства можно определить как крестьянскую. Большую часть дня средневековый крестьянин проводил в трудах на земле феодала. Но это вовсе не означает, что у него не было потребности и времени для общения с культурой и искусством. В основном это были песенное и танцевальное творчество, соревнования в силе и ловкости. Особое место в общении с искусством занимали просмотры представлений гистрионов. Развивалось и устное народное творчество. Мудрость народа нашла свое отражение в фольклоре: сказках, песнях, пословицах и поговорках. Главной темой сказочников было посрамление глупого богача бедным, но добрым бедняком, происходившим, как правило, из крестьянской семьи. Сказки были остросоциальными: вскрывали пороки общества в сфере отношений знати и крестьянства, а также рассказывали о тяжкой доле крестьян. Создавались и легенды, баллады, воспевающие подвиги народных героев, сражающихся за честь и достоинство обычного человека и против феодального произвола.

Второй стороной средневековой культуры и искусства была жизнь городов, рост и расцвет которых наблюдались начиная с IX века. Появление такого сословия, как буржуа, стало началом развития буржуазной культуры. Быстро совершенствовалось мастерство ремесленников. Видоизменялись принципы их работы и качество создаваемых изделий, многие из которых сейчас имеют высокую ценность как шедевры декоративно-прикладного искусства. Именно из этого времени пришло в наш обиход такое слово, как "шедевр". Каждый мастер, вступающий в цеховое братство, должен был продемонстрировать свое мастерство и изготовить идеальное изделие. Это и был шедевр. Постепенно формировалась система взаимодействия и конкуренции цехов, что первоначально стало мотиватором в развитии ремесел. Однако со временем цеха стали мешать ремеслам развиваться, так как конкуренты не желали, чтобы их обошли наиболее талантливые мастера, а иногда не хотели, чтобы секрет процесса изготовления изделия или материала для него попал в руки конкурентов. Часто члены цехового братства даже уничтожали изобретения, а подчас и преследовали их создателей.

Третьей стороной средневековой культуры и искусства было существование обособленного мира аристократии - феодалов. Как правило, все феодалы несли воинскую повинность перед королем, будучи его личными вассалами. Феодалы помельче были вассалами у своих властителей - баронов, графов и т. д. Неся конную воинскую службу, они представляли собой такое явление средневекового общества, как рыцарство. Рыцарская культура характеризовалась и своим особенным искусством. К таковому относится искусство создания рыцарских гербов - объемных опознавательных знаков рыцарского рода или отдельного рыцаря. Делали гербы из дорогих материалов - золота и серебра, эмали и меха куницы или белки. Каждый герб был важным историческим источником и очень ценным произведением искусства.

Кроме того, в рамках мальчиков - будущих рыцарей - обучали и таким искусствам, как пение и танец, игра на музыкальных инструментах. Они были с детства обучены хорошим манерам, знали много стихов, и многие из рыцарей сами писали стихи, посвящая их прекрасной даме. И конечно, необходимо вспомнить об уникальных памятниках средневековой архитектуры - рыцарских замках, возводимых в романском стиле, а также удивительных храмах, возводившихся во всех городах Франции сначала в романском, а позже - в готическом стиле. Самыми известными храмами считаются собор Парижской Богоматери в Париже и - место коронования французских монархов.

Искусство Франции: Возрождение

Эпоха Возрождения, связанная с новым витком интереса к античному культурному наследию и искусству, зародилась в солнечной Италии в XIV веке. Во Франции веяния Ренессанса нашли отражение в культуре и изобразительном искусстве только в конце XV века. Но и длился этот период во Франции дольше, чем в Италии: не до XVI, а до XVII века. Подъем в области культуры и искусства во французском государстве был связан с завершением объединения страны при Людовике XI.

Размежевание с готическими традициями в искусстве Франции произошли в связи с частыми походами королей в Италию, где они познакомились с удивительным итальянским искусством эпохи Ренессанса. Однако, в отличие от Италии, искусство этого периода во Франции было более придворным, чем народным.

Что касается народности французского искусства, то ярким представителем его в литературе стал замечательный поэт создававший образные, остроумные и жизнерадостные поэтические произведения.

Если же говорить об изобразительном искусстве этого периода, то следует отметить, что в богословских миниатюрах и в светской литературе нашли воплощение реалистические тенденции. Самым первым художником этого периода развития искусства Франции стал Жан Фуке, оставивший потомкам огромное наследие в виде портретов аристократов и королевской семьи, книжных миниатюр, пейзажей, диптихов с изображением Мадонны.

Приглашала во Францию и итальянских мастеров эпохи Возрождения: Россо и Приматиччо, которые стали основателями школы Фонтенбло - направления во французском искусстве живописи, возникшем в имении Фонтенбло. Это течение основывалось на принципах маньеризма, представителями которого являлись изначально основатели школы, и характеризовалось использованием мифологических сюжетов и запутанных аллегорий. Сохранились источники, называющие и другие имена мастеров, участвовавших в оформлении замка Фонтенбло: итальянцы Пеллегрино и Жюст де Жюст, французы Симон Леруа, Клод Бадуэн, Шарль Дориньи, фламандец Леонард Тирей и др.

В XVI же веке во Франции активно развивался жанр портрета, живописного и карандашного. Особенно интересны работы Жана Клуэ, написавшего портреты почти всего французского двора.

Скульптура этого периода во Франции связана с именем Мишеля Коломба, мастерски выполнявшего в том числе рельефные изображения и философской трактовки надгробия. Также интересны работы Жана Гужона, пронизанные особой музыкальностью и поэтичностью образов и манеры исполнения.

Противовесом гармоничного и идеального в своей красоте и изяществе творчества Гужона стали произведения другого скульптора этого периода - Жермена Пилона. Они сродни по своей экспрессии и гипертрофированности передаваемых чувств и переживаний работам экспрессионистов XIX века. Все его персонажи глубоко реалистичны, даже натуралистичны, драматичны и мрачны.

Искусство Франции: 17 век

XVI век был эпохой войн и разрухи для французского государства. В первой четверти XVII века власть во Франции укрепилась. Особенно быстро пошел процесс централизации власти при Людовике XIII, когда всем в стране заправлял кардинал Ришелье. Народ стонал под гнетом аристократии и тяготами ежедневного труда. Однако абсолютистская монархия способствовала не только укреплению и увеличению мощи Франции, но и тому, что в этот период страна стала одной из ведущих среди прочих европейских государств. Это, несомненно, отразилось и на развитии и основных тенденциях культуры и искусства в стране.

Искусство Франции 17 века условно можно определить как официальное придворное, которое было выражено помпезным и декоративным стилем барокко.

В противовес парадности и преувеличенной декоративности барокко в искусстве Франции выделилось два направления: реализм и классицизм. Первое из них было обращением к отражению реальной жизни такой, какой она и была, без прикрас. В рамках этого направления развиваются бытовой жанр и портрет, библейский и мифологический жанры.

Классицизм в искусстве Франции отражает прежде всего тему гражданского долга, победу общества над личностью, идеалов разума. Они позиционируются как противопоставление несовершенству реальной жизни, идеал, к которому нужно стремиться, жертвуя даже личными интересами. Все это в основном имеет отношение к изобразительному искусству Франции. Основой для искусства классицизма стали традиции античного искусства. И это нашло наибольшее отражение в классицистической архитектуре. Кроме того, именно архитектура была наиболее зависима от практических интересов государства и была полностью подчинена абсолютизму.

Период XVII века во французском государстве характеризуется возведением большого количества градообразующих архитектурных ансамблей и дворцовых сооружений. В этот период именно светская архитектура выходит на первый план.

Если говорить об отражении вышеназваных тенденций в изобразительном искусстве, то следует упомянуть творчество Николя Пуссена - удивительного представителя эпохи, живопись которого воплотила в себе одновременно и обобщенность мировосприятия, и неукротимую энергию жизни античного искусства.

Искусство Франции: 18 век

Новый подъем культуры был связан с огромным влиянием на творчество народного начала, которое прежде всего было ярко выражено в музыке. В театре главную роль стала выполнять комедия, активно развивался ярмарочный театр масок, искусство оперы. Все меньше творцы обращались к религиозной тематике, все активнее развивалось светское искусство. Французская культура этого периода была очень разнообразна и насыщена контрастами. Искусство реализма обратилось к раскрытию мира человека разных сословий: к его чувствам и переживаниям, бытовой стороне жизни, психологическому анализу.

Искусство Франции 19 века

Двигаемся дальше. Поговорим кратко об искусстве Франции XIX столетия. Жизнь государства этого времени характеризуется очередным витком роста недовольства народа и выраженными революционными настроениями после реставрации французской монархии. Тема борьбы и героизма стала одной из ведущих в изобразительном искусстве. Она отражалась и в новых направлениях живописи - историзме и романтизме. А вот с академизмом в изобразительном искусстве этого периода идет борьба.

Изучение фактора цвета в живописи приводит к активному развитию пейзажного жанра и к пересмотру всех систем французской живописи.

Особое развитие получает в этот период декоративно-прикладное искусство как наиболее отражающее чаяния народа. Очень популярным становится лубок, позволяющий в простейшей технике при использовании сатирических образов вскрывать пороки и проблемы общества.

Фактически документальным историческим источником эпохи становится офорт. По офортам можно изучать историю Франции XIX столетия.

Искусство Франции, как мы видим, весьма многогранно и разнообразно и тесно связано с особенностями развития французского государства. Каждая эпоха - это огромный блок, требующий особого раскрытия, что невозможно сделать в рамках одной статьи.

На протяжении XV столетия в сложной исторической обстановке, характери­зующейся феодальной раздробленностью и условиями Столетней войны (1337-1453 гг.), происходили изменения в области французского изобразительного ис­кусства, приобретавшего постепенно светский характер.

Дух готики, однако, глубоко проник в сознание людей, и вкусы, опиравшие­ся На укоренившуюся готическую традицию, трансформировались очень медлен­но. Вплоть до конца XVI в. в архитектуре продолжали сосуществовать средневеко-


вые и ренессансные формы и даже в скульптуре и живописи сохранялись элементы готики.

Пожалуй, первым видом искусства, где с наибольшей полнотой проявились реалистические тенденции, являлась книжная миниатюра. Именно в иллюстра­циях псалтырей, евангелий, часословов, исторических хроник мы видим новое отношение к окружающему миру и переход от условного изображения к реали­стическому. Пристальное внимание к природе, стремление ее изучать и ей подра­жать обусловили новые приемы в передаче действительности: предметы и чело­веческие фигуры отбрасывают тени, обширные пространства уходят вдаль, предметы по мере удаления уменьшаются и приобретают расплывчатые очер­тания. Впервые художники стали передавать световоздушную среду и механику движения человеческого тела. В полной мере новые устремления во французском искусстве XV в. проявились в творчестве художников, работавших в Туре, резиден­ции короля, главном культурном центре Франции того времени. Турень называли французской Тосканой, и здесь рождался новый стиль искусства французского Ре­нессанса.

В Туре жил и работал один из самых крупных французских художников XV в. -Жан Фуке (1420-1477/81).

Фуке был первым французским художником, в творчестве которого столь яв­но обозначился интерес к человеческой индивидуальности и передаче портретно­го сходства. В рамках готической алтарной композиции безусловным шедевром является «Меленский диптих», на левой створке которого изображены донатор (за­казчик алтарного образа) Этьен Шевалье и покровитель святой Стефан, на пра­вой - Мадонна с младенцем. Выразительные фигуры донатора и святого в трех­четвертном развороте занимают почти всю плоскость картины и, несмотря на некоторую аскетичность образов, не выглядят отрешенными и неземными. Прост­ранство за их фигурами отмечено глубиной, а лица естественной карнацией. Мраморная белизна бескровного лица Мадонны и тела младенца, напротив, рез­ко выделяются на абсолютно плоском фоне роскошного трона, поддерживаемо­го огненно-красными и ярко-синими фигурками серафимов и херувимов. Вместе с тем высокий выбритый лоб, маленький рот, белая кожа, туго перетянутая талия, поза и серо-голубое платье с горностаевой мантией - характерные черты облика придворной дамы того времени, тем более что образ Мадонны не лишен порт­ретного сходства с возлюбленной Карла VII Агнессой Сорель. Такой контраст па­радного, священного момента и обыденных житейских реалий сродни приемам, которыми пользовался Ян ван Эйк в своих алтарных картинах (см. цв. вкл.).


Растущие торговые связи с Италией, а затем итальянские походы французских королей Карла VIII и Франциска I открыли путь для широкого проникновения во Францию итальянской ренессансной культуры. Особенность французского гума­низма определялась его связью с придворной средой. Это была культура не бюр­герская, как в Нидерландах, а придворная, и покровительство Франциска I искус­ству придало ему аристократическую окраску. Во Франции наибольшее развитие получил связанный со светским мировоззрением сенсуализм - восприятие через ощущение. В искусстве он наиболее полно был представлен школой Фонтенбло и поэтами «Плеяды», Франциск I привлек к своему двору самых просвещенных лю­дей Франции, поэтов, художников, ученых. Поклонник итальянского искусства, он приглашал из Италии прославленных художников, которые хотя и не оказали значи­тельного воздействия на французское искусство, безусловно, содействовали прео­долению в нем средневековых традиций. При дворе Франциска I провел последние три года жизни великий Леонардо да Винчи.


Наиболее полно и ярко передовые идеи французского Возрождения были во­площены в литературе. При королевском дворе существовал литературный кру­жок. Сестра короля Маргарита Наваррская, сама незаурядная писательница (ее перу принадлежит знаменитый «Гептамерон», написанный в подражание «Декамерону» Боккаччо), собрала вокруг себя писателей и поэтов-гуманистов, в чьих творениях особенно отчетливо звучали новые идеи и устремления. Это были Рабле, Ронсар, Монтень, чьи произведения, без сомнения, способствовали преобразованию обще­ства на новый лад.

Франсуа Рабле (1494-1553) был величайшим представителем французского Ре­нессанса, его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» сыграл такую же роль в культуре Франции, как «Божественная комедия» Данте в Италии, т.е. весьма способствовал бурному развитию гуманистических идей, свойственных Ренессансу.

Сюжет был взят Рабле из народной литературы, а именно из книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Рабле сделал героев гигантами, наделив их широтой души и размахом, присущими, как принято считать, крупным людям; гротеск, грубоватый народный юмор составили основу писательской манеры Рабле. Сам же роман явился подлинным манифестом фран­цузского Ренессанса.

Это восторженный гимн новым идеям в области просвещения, которому люди, создававшие новую культуру, придавали очень большое значение, поскольку оно было призвано подготовить человека с раннего детства к восприятию этой куль­туры. Рабле, опираясь на педагогическую практику итальянских гуманистов, по­ложил в основу общественного обучения два принципа: во-первых, человек дол­жен получать не только знания, но и физическое воспитание, и во-вторых, в системе образования следует чередовать различные дисциплины - гуманитарные и естест­венно-научные, перемежая их отдыхом. Декларируя эту программу, Рабле одно­временно всей мощью своей необузданной сатиры обрушивался на схоластов и бо­гословов как идейный оплот старого мира.

В образе Пантагрюэля, олицетворяющем идеального монарха и идеального че­ловека, в известной мере отразились те достоинства, которыми несомненно обла­дали просвещенные монархи Франциск I и Генрих П. Придворная жизнь обязыва­ла писателя следовать вкусам монарха, льстить его самолюбию, но в то же время давала возможность влиять на эти вкусы. Даже поэт Ронсар создавал произведе­ния, где, прославляя дом Валуа, призывал короля руководствоваться в жизни и де­лах высокими принципами и добродетелями.

В творчестве Пьера де Ронсара (1524-1585) и писателей-гуманистов, объеди­нившихся в литературный кружок «Плеяда» («Семизвездие»), французская ренессансная поэзия достигла своей вершины. «Плеяду» составили семь писате­лей, решительно порвавших с традициями средневековой литературы, видевших источник совершенной красоты в античной и новой итальянской поэзии и отстаи­вавших права французского национального языка. Наиболее значительным твор­ческим наследием «Плеяды» стала лирика, в которой с замечательным блеском обнаружили свое дарование поэты, первым среди которых был Ронсар. В «Гимне Франции» он провозгласил:

Плененный в двадцать лет красавицей беспечной, Задумал я в стихах излить свой жар сердечный, Но, с чувствами язык французский согласив, Увидел, как он груб, неясен, некрасив. Тогда для Франции, для языка родного Трудиться начал я отважно и сурово:


Я множил, воскрешал, изобретал слова,

И сотворенное прославила молва.

Я, древних изучив, открыл свою дорогу,

Порядок фразам дал, разнообразье слогу,

Я строй поэзии нашел - и волей муз,

Как Римлянин и Грек, великим стал Француз.

В одах Ронсара звучит безмятежное, языческое чувство природы:

Вам я шлю эти строки, Вольным пажитям, нивам,

Вы, пещеры, потоки, Рощам, речкам ленивым,

Ты, спадающий с круч Шлю бродяге ручью

Горный ключ. Песнь мою.

В сонетах 1 Ронсар обогатил французскую поэзию новым размером, известным как ронсаровская строка:

Сотри, мой паж, безжалостной рукою Эмаль весны, украсившую сад, Весь дом осыпь, разлей в нем аромат Цветов и трав, расцветших над рекою.

Дай лиру мне! Я струны так настрою, Чтоб обессилить тот незримый яд, Которым сжег меня единый взгляд, Неразделимо властвующий мною.

Чернил, бумаги - весь давай запас! На ста листках, нетленных, как алмаз, Запечатлеть хочу мои томленья,

И то, что в сердце молча я таю -Мою тоску, немую скорбь мою, -Грядущие разделят поколенья.

При Франциске I по всей Франции развернулось строительство. Французские зодчие XVI в. создали оригинальный вариант национальной ренессансной архи­тектуры. Обратившись к античным архитектурным формам и опыту Италии, они не отказывались от изобретения своих предков. Характерным стало сочетание тра­диционных крутых крыш с окнами-люкарнами (оконный проем в чердачной кры­ше) и высокими трубами, шпилей, башен с ордерной обработкой стен. За основу брался старый замок, построенный из тесаного известняка в сочетании с кирпи­чом, и перестраивался на новый лад в архитектурных формах высокой классики. В замке сохраняли прежний многоугольный план, разбирали крепостные стены, и фасады корпусов оказывались обращенными к окрестностям, но внутрь замка по­пасть можно было через тяжелые ворота-проезды с башнями. Вертикальная уст­ремленность здания смягчалась широким применением антаблемента, большим количеством удлиненных окон; привычный готический декор сменился медальо­нами, пилястрами, листьями аканфа, коронованными саламандрами - эмблемой Франциска I.

Множество подобных замков создавалось в первой половине XVI в. в долине Луары, в королевских резиденциях. Это замки Блуа, Шамбор, Шеверни, Амбуаз, Шенонсо. Важнейший этап французской культуры связан со строительством замка в Фонтенбло.

Сонет - жесткая форма стихосложения, состоящая из двух четверостиший и двух трехстиший.


Замок Фонтенбло. Арх. Ж. Лебретон. Франция

Во вторую половину своего царствования Франциск I перенес центр строитель­ной деятельности ближе к Парижу, в историческую область Иль де Франс. Века­ми разраставшийся замок представлял собой довольно хаотичную постройку, за переделку которой в 1528 г. взялся архитектор Жюлъ Лебретон. Впоследствии за­мок еще неоднократно перестраивался, но основные его части, возведенные при Франциске I, сохранились. Это так называемый Овальный двор, окруженный апар­таментами короля, среди которых находится знаменитый бальный зал (галерея Ген­риха II).

К ним пристроили галерею, получившую название галереи Франциска I, одной стороной образовавшую двор Источника, который открывался на обширный пруд, а другой - двор Дианы с цветниками и скульптурой Дианы по центру. Перпенди­кулярный к галерее главный корпус замыкал оба эти двора и фасадом выходил на двор Белой лошади - место празднеств и турниров. В нем нашли отражение общие для французской ренессансной архитектуры черты, ставшие определяющими для всех ордерных сооружений: квадровая кладка и облицовка рустом, замена круглых башен прямоугольными выступами стены -ризалитами 1 с выделением центра по фасаду, поэтажное деление горизонталями карнизов.

В Фонтенбло перевезли богатейшую королевскую библиотеку, коллекцию ан­тиков, шедевры Рафаэля и Леонардо да Винчи. Для декоративного оформления внутренних покоев Франциск I пригласил итальянских художников-маньеристов Россо, Приматиччо, Челлини. Они нашли последователей среди французских ху­дожников, составивших так называемую школу Фонтенбло.

Самым крупным представителем маньеризма, работавшим в Фонтенбло, был флорентийский художник Джованни Баггиста ди Якопо, прозванный за цвет волос Россо Фьорентино (1493-1541) - рыжий флорентинец. Последователь Андреа дель

1 Ризалит (от итал. risalita - выступ) - часть здания, выступающая за основную линию фасада.


Россо Фьоренпшно. Галерея Франциска I. Замок Фонтенбло

Сарто и Микеланджело, Россо создал свой стиль, отличающийся чрезвьгаайной экспрессией, построенный на сочетании удлиненных фигур, резких контрастов, острых углов. Стиль этот более всего отвечал аристократическому духу француз­ского гуманизма, сложившимся представлениям о красоте, в которой сохранялась «готическая кривая» и аллегоричность.

Главной работой Россо в Фонтенбло, и единственно сохранившейся, стало оформление галереи Франциска I. Дубовый паркет, плафон, панели, доходящие до середины стены по «французской манере», делались по рисункам Россо красноде­ревщиками. Верхняя часть стен была расписана фресками, обрамленными деко­ративной скульптурой. Странно вытянутые фигуры на них кажутся уплощенны­ми из-за очень светлых красок и извилистых, сплетающихся линий композиции. Ощущение бесплотности этих фигур усиливается от соседства с объемной, почти круглой, с множеством деталей гипсовой скульптурой: картушами 1 , гирляндами, человеческими фигурами. Такое гармоничное сочетание «французской манеры» в архитектуре, пространственной живописи и объемно-реалистической скульптуры, до той поры нигде не применявшееся, было творческой выдумкой самого Россо. Галерея произвела на современников ошеломляющее впечатление, вызвала много­численные подражания и стала «прародительницей» знаменитых галерей Лувра и Версаля, оформленных уже в стиле барокко.

Приглашенный в помощь Россо художник из Болоньи Франческо Приматиччо (1504-1570) после смерти мэтра стал диктатором художественных вкусов школы Фонтенбло. Приматиччо заменил подчеркнутую экспрессивность Россо медлитель­ной и томной манерностью, установив новый канон красоты, сочетающий женст­венность и мужественные черты. Любимым персонажем стала Диана, юная боги­ня-девственница, высокая, стройная. Лучшим изображением ее считается луврская

1 Картуш - украшение в виде щита или полуразвернутого свитка.


«Диана-охотница», которая ассоциировалась с личностью знаменитой красавицы и всесильной фаворитки Генриха II Дианой де Пуатье.

Весьма характерным для французской придворной культуры был сплав поэзии и живописи, варьирующих один и тот же сюжет.

Примером может служить новелла «Карета» Маргариты Наваррской, в которой описы­вается, как она скачет верхом по лугам, наслаждаясь сельским пейзажем, разговаривает с простым людом, работающим в полях. Три благородные дамы, появившиеся из леса, жалу­ются на свои любовные страдания. Их рассказ так красноречив, излияния столь риторичны и сопровождаются таким обилием слез, что небо заволакивается тучами и на землю проли­вается сильнейший дождь, прерывающий эту элегическую прогулку.

Та же сцена изображалась на прекрасной гравюре Бернара Соломона, и исполь­зовалась Приматиччо в украшении бального зала Генриха П. Здесь великолепная декоративность Приматиччо достигла наивысшего расцвета. Он обращался не толь­ко к сюжетам из «Метаморфоз» Овидия, находящим отзвук в воздушно-грациоз­ных женских фигурах, но и к буколическим сценам, в которых грациозные пейза­ны и пейзанки представляли идиллию крестьянского труда.

При оформлении бального зала художник отказался от скульптуры, заменив ее золочеными багетами, это усилило роль живописи и внесло в оформление зала большую геометричность и строгость.

В росписи дворцовых интерьеров и в скульптуре, обрамляющей живописные полотна, отчетливо просматриваются стилевые особенности школы Фонтенбло. Во-первых, предпочтение отдавалось историческим, мифологическим и аллего­рическим сюжетам. Но также вошли в моду сезонные сцены крестьянского труда, столь распространенные в старых французских миниатюрах. Во-вторых, стали изо­бражать обнаженные женские фигуры, до того времени не встречающиеся в про­изведениях французских художников. При этом живописным образам придавался изысканный, нарочито светский характер, начисто лишенный человеческой тепло­ты, за счет непропорционально вытянутых «змеевидных фигур». В-третьих, излю­бленным колоритом стали высветленные, почти прозрачные бледно-розовые, сизо-голубоватые, нежно-зеленые тона, отвечающие маньеристическим представлениям о рафинированно-изысканной, бесплотной, хрупкой красоте.

Ярким представителем стиля Фонтенбло во французской пластике былЖян Гу­жон (1510-1568). Самым одухотворенным его произведением является созданный им в античных формах совместно с Пьером Леско (1515-1578) «Фонтан невин­ных». Для фонтана Гужон изготовил рельефы нимф, удлиненные гибкие фигуры которых вписаны в узкие вытянутые ввысь плиты. Их невесомому и грациозному движению вторят легкие драпированные туники, напоминающие струящуюся воду. Эти фигуры - своеобразный символ вкуса эпохи - ассоциируются с образами рон-саровской поэзии:

Дриаду в поле встретил я весной. Она в простом наряде, меж цветами, Держа букет небрежными перстами, Большим цветком прошла передо мной...

С именем Гужона связано скульптурное оформление западного фасада Лувра, возведенного Пьером Леско и считающегося венцом ренессансного зодчества Франции. Скульптура сосредоточена в обрамлении окон третьего этажа и на ри­залитах. Аллегорические фигуры войны и мира обрамляют круглые окна над вхо­дами, рельефные изображения божеств, скованных рабов и крылатых гениев, при­держивающих щит, украшают верхнюю часть ризалитов.


Ж. Гужон. Нимфы. Фонтан невинных. Париж

Гужон оформлял и интерьеры дворца: богиня Диана, фавны и фавнессы, олени и собаки стали частью роскошного убранства Лестницы Генриха II; в Шведском зале Гужон сделал трибуну, поддерживаемую кариатидами, похожими на статуи афинского Эрехтейона.

Эстетические идеалы Гужона обусловили особенность его творчества, состоя­щую в том, что он не изваял ни одного портрета, весь свой талант направив в рус­ло создания обобщенного, идеально-прекрасного образа.

Одновременно с развитием архитектуры, живописи и скульптуры в XV-XVI вв. значительных успехов достигает декоративно-прикладное искусство.

Высокого совершенства достигло искусство изготовления эмалей, возникшее на юге Франции, в Лиможе, еще в XII в. Но если раньше производство расписных эмалей обслуживало нужды церкви, то теперь это в основном изделия светского назначения.

Исключительным своеобразием характеризуются созданные в XVI в. предметы из фаянса. Важнейшее место в области фаянсового производства того времени за­нимает Бернар Палисси (1510-1590), который создал фаянс, названный им «сель­ской глиной». Из этого фаянса он изготовлял большие блюда, тарелки, чашки, мас­сивные и тяжеловесные, сплошь покрывая их рельефными изображениями ящериц, змей, раков, улиток, бабочек, листьев, раковин, расположенных на синем или ко­ричневом фоне. Изделия Палисси, выдержанные в сочных коричневых, зеленых, сероватых, синих и белых тонах, необычайно декоративны.

Однако французская художественная культура XVI в. не исчерпывалась толь­ко праздничным и радостным возрождением античности. Параллельно ему шло возрождение средневековой традиции, которая никогда полностью и не преры­валась. Во второй половине XVI в. готическое направление в искусстве француз­ского Возрождения набирало темп и очень своеобразно отразилось в творчестве скульптора Жермена Пилона (1535-1605), обратившегося к церковной надгроб-


ной пластике. Его мировосприятие было созвучно тому средневековому томлению по загробной жизни, которое отражено в готических «Плясках смерти» - фресках на стенах французских кладбищ. Смерть являлась там в устрашающем реализме жи­вого скелета и обращалась к человеку в мрачной поэме Клемана Моро:

Подобен дух огню, а тело головне,

Но к небу рвется дух, а тело в прах стремится.

Оно - угрюмая, постылая темница,

Где пленный дух грустит о светлой вышине.

Произведения Пилона отличались королевской помпезностью, но средневеко­вые представления о добродетели все сильнее подчиняли себе идеал ренессансного величия, поэтому в его творческой манере соседствовали натурализм с античны­ми идеалами. Так, в надгробии Валентины Бальбиани она изображена на крыш­ке саркофага в пышном одеянии, с маленькой собачкой, а барельеф на саркофаге с отталкивающим реализмом показывал ее лежащей в гробу, обнаженной и разло­жившейся, почти как скелет. В надгробии Генриха II и Екатерины Медичи в церк­ви аббатства Сен-Дени наверху надгробной капеллы они представлены в королев­ском облачении, коленопреклоненными, а внизу, под ее сводом, - обнаженными, лишенными былого великолепия, словно останки какого-нибудь нищего. Эти реа­листичные, без каких бы то ни было прикрас, образы являлись отражением мрач­ного настроения, присущего всему западному миру периода контрреформации.