Выдающиеся деятели российской науки и культуры XVIII в. Знаменитые деятели русской культуры XIX в Сообщение о деятеле искусства 19 века

Историю творят люди, ежесекундно внося в цепь исторических событий свои небольшие коррективны, но лишь единицы способны на кардинальное ее изменение, влияющее не только на них самих, но и на путь по которому пойдет целое государство. Таких людей на всем протяжении XIX века было совсем немного. Особо стоит отметить героев войны 1812 года -фельдмаршалов Барклай-де-Толли и Михаила Илларионовича Кутузова, без которых победоносное шествие русской армии по освобожденной Европе могло бы не состояться.

Гигантский вклад в идею будущей Октябрьской революции внесли такие великие деятели и мыслители XIX, как Бакунин, Герцен, Желябов, Муравьев, и Пестель. Прогрессивные идеи этих выдающихся мыслителей легли в основу многих деяний великих деятелей следующего столетия.

XIX век – время первых революций, первых попыток перенять европейский опыт, время зарождения в обществе мыслей о необходимости превращения России в Конституционное государство. Большую работу в этом направлении провели Сергей Юльевич Витте, Егор Францевич Канкрин и Михаил Михайлович Сперанский. XIX век также и время деятельности Николая Михайловича Карамзина – одного из корифеев исторической мысли.

Аракчеев Алексей Андреевич

Граф, государственный деятель, генерал. В период с 1815 по 1825 гг. фактически осуществлял руководство внутренней по­литикой, проводил реакционный курс

Бакунин Михаил Александрович

Революционер, один из идеологов анархизма и народни­чества

Барклай-де-Толли Михаил Богданович

Фельдмаршал, герой Отечественной воины 1812 года, глав­нокомандующий русской армии в заграничном походе 1813- 1814 гг.

Бенкендорф Александр Христофорович

Граф, генерал, герой Отечественной войны 1812 г., с 1826 г. шеф корпуса жандармов и начальник 111-го отделения собст­венной Е. И. В. канцелярии

Витте Сергей Юльевич

Граф, государственный деятель, министр финансов в 1892­1903 гг., покровительствовал развитию промышленности и предпринимательства

Герцен Александр Иванович

Писатель, философ, создатель Вольной русской типографии, издатель «Колокола», создатель теории «русского социализма»

Горчаков Александр Михайлович

Светлейший князь, министр иностранных дел в 1856-1882 гг., канцлер, один из наиболее крупных дипломатов XIX в.

Иосиф Владимирович

Фельдмаршал, герой русско-турецкой войны 1877-78 гг., от­личился в боях за Шипку, под Плевной, освободил Софию

Ермолов Алексей Петрович

Генерал, герой Отечественной войны 1812 г., в 1816-1827 гг. командующий Кавказского корпуса, за сочувствие декабри­стам в 1827 г. отправлен в отставку

Желябов Андрей Иванович

Революционер, один из создателей «Народной воли», органи­затор покушений на Александра II. Казнен

Истомин Владимир Иванович

Контр-адмирал, герой Крымской войны», погиб во время обо­роны Севастополя

Канкрин Егор Францевич

Государственный деятель, министр финансов в 1823-1844 гг., провел финансовую реформу (1839-1843)

Карамзин Николай Михайлович

Киселев Павел Дмитриевич

Государственный деятель, министр государственных иму-ществ с 1837 по 1856 гг., провел реформу управления госу­дарственными крестьянами, содействовал подготовке отмены крепостного права

Корнилов Владимир Алексеевич

Вице-адмирал, герой Крымской войны, погиб во время оборо­ны Севастополя

Кутузов Михаил Илларионович

Фельдмаршал, ученик и соратник Суворова, герой Отечест­венной войны 1812 г., с августа 1812 г. — главнокомандующий всеми действующими армиями

Лорис-Меликов Михаил Тариэлович

Граф, министр внутренних дел в 1880-1881 гг., автор проекта конституции, которую Александр II собирался даровать России

Милютин Дмитрий Алексеевич

Граф, фельдмаршал, военный министр в 1861-1881 гг., возглавлял проведение военных реформ в царствование Александра II

Милютин Николай Алексеевич

Брат Д. А. Милютина, товарищ министра внутренних дел в 1859-1861 гг., один из авторов крестьянской реформы 1861 г.

Муравьев Александр Николаевич

Декабрист, полковник Генерального штаба, основатель «Союза спасения»

Муравьев Никита Михайлович

русского общества

Нахимов Павел Степанович

Адмирал, герой Крымской войны, погиб во время обороны Се­вастополя

Пестель Павел Иванович

Декабрист, полковник, один из основателей тайных обществ, автор проекта «Русская правда». Казнен

Плеханов Георгий Валентинович

Революционер, один из руководителей «Черного передела», один из создателей группы «Освобождение труда», марксист

П обедо н ос це в Константин Петрович

Государственный деятель, юрист, с 1880 г. обер-прокурор Си­нода, в царствование Александра III имел большое влияние, консерватор

Скобелев Михаил Дмитриевич

Генерал, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг., отличил­ся при штурме Плевны и в боях на Шипке

Сперанский Михаил Михайлович

Граф, государственный деятель и реформатор, государствен­ный секретарь в 1810-1812 гг., автор нереализованного проекта конституции, в царствование Николая I занимался кодификацией российского законодательства

Тотлебен Эдуард Иванович

Граф, инженер-генерал, герой Севастопольской обороны и русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Трубецкой Сергей Петрович

Князь, гвардии полковник, один из основателей тайных декаб­ристских обществ, избран диктатором восстания 14 декабря

Уваров Сергей Семенович

Граф, президент Академии наук в 1818-1855 гг., министр на­родного просвещения в 1838-1849 гг., автор теории «офици­альной народности»

Антропов Алексей Петрович (1716–1795) – русский живописец. Портреты Антропова отличают связь с традицией парсуны, правдивость характеристик, живописные приемы барокко.

Аргунов Иван Петрович (1729–1802) – русский крепостной живописец-портретист. Автор репрезентативных парадных и камерных портретов.

Аргунов Николай Иванович (1771–1829) – русский крепостной живописец-портретист, испытавший в своем творчестве влияние классицизма. Автор известного портрета П. И. Ковалевой-Жемчуговой.

Баженов Василий Иванович (1737–1799) – крупнейший русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Автор проекта реконструкции Кремля, романтического дворцово-паркового ансамбля в Царицыне, дома Пашкова в Москве, Михайловского замка в Петербурге. Его проекты отличали смелость композиции, разнообразие замыслов, творческое использование и сочетание традиций мировой классической и древнерусской архитектуры.

Беринг Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681–1741) – мореплаватель, капитан-командор русского флота (1730). Руководитель 1-й (1725–1730) и 2-й (1733–1741) Камчатских экспедиций. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (пролив между ними теперь носит его имя), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды. Именем Беринга названы море, пролив и остров в северной части Тихого океана.

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) – русский живописец-портретист. Его работам присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (портрет М. И. Лопухиной и др.).

Волков Федор Григорьевич (1729–1763) – русский актер и театральный деятель. В 1750 г. организовал в Ярославле любительскую труппу (актеры – И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский), на основе которой в 1756 г. в Петербурге был создан первый постоянный профессиональный русский публичный театр. Сам играл в ряде трагедий Сумарокова.

Державин Гаврила Романович (1743–1816) – русский поэт. Представитель русского классицизма. Автор торжественных од, проникнутых идеей сильной российской государственности, включавших сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления – «Фелица», «Вельможа», «Водопад». Автор многих лирических стихов.

Казаков Матвей Федорович (1738–1812) – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776–1787); Московский университет (1786–1793); Голицынская (1-я Градская) больница (1796–1801); дом-усадьба Демидова (1779- 1791); Петровский дворец (1775–1782) и др. Проявил особый талант в оформлении интерьеров (здание Дворянского собрания в Москве). Руководил составлением генерального плана Москвы. Создал архитектурную школу.

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708–1744) –русский поэт, дипломат. Просветитель-рационалист. Один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Кваренги Джакомо (1744–1817) – русский архитектор итальянского происхождения, представитель классицизма. В России работал с 1780 г. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон «Концертный зал» (1786) и Александровский дворец (1792–1800) в Царском Селе, Ассигнационный банк (1783–1790), Эрмитажный театр (1783–1787), Смольный институт (1806–1808) в Петербурге.

Крашенинников Степан Петрович (1711–1755) – русский путешественник, исследователь Камчатки, академик Петербургской академии наук (1750). Участник 2-й Камчатской экспедиции (1733–1743). Составил первое «Описание земли Камчатки» (1756).

Кулибин Иван Петрович (1735–1818) – выдающийся русский механик-самоучка. Автор множества уникальных механизмов. Усовершенствовал шлифовку стекла для оптических приборов. Разработал проект и построил модель одноарочного моста через р. Неву пролетом 298 м. Создал прототип прожектора («зеркальный фонарь»), семафорный телеграф, дворцовый лифт и др.

Лаптев Харитон Прокофьевич (1700–1763) – капитан 1-го ранга. Обследовал в 1739–1742 гг. побережье от р. Лены до р. Хатанги и Таймырский полуостров.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) – русский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769–1770; серия портретов воспитанниц Смольного института, 1773–1776); углубленно-индивидуальны по характеристикам, сдержанны по цвету интимные портреты («М. А. Дьякова», 1778). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма (портрет Екатерины II, 1783).

Ломоносов Михаил Васильевич (1711–1765) – первый –русский ученый-энциклопедист мирового уровня, поэт. Основоположник современного русского литературного языка. Художник. Историк. Деятель народного образования и науки. Обучение проходил в Славяно-греко-латинской академии в Москве (с,1731), Академическом университете в Петербурге (с 1735), в Германии (1736–1741), С 1742г. – адъюнкт, с 1745 г. – первый русский академик Петербургской академии наук. Член Академии художеств (1763).

Майков Василий Иванович (1728–1778) – русский поэт. Автор поэм «Игрок ломбера» (1763), «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), «Нравоучительные басни» (1766–1767).

Ползунов Иван Иванович (1728–1766) – русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 г. разработал проект универсального парового двигателя. В 1765 г. создал первую в России паротеплосиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня. Умер до ее пробного пуска.

Поповский Николай Никитич (1730–1760) – русский просветитель, философ и поэт. Профессор Московского университета (с 1755). Сторонник и один из идеологов просвещенного абсолютизма.

Растрелли Бартоломео Карло (1675–1744) – скульптор. Итальянец. С 1716г. – на службе в Петербурге, Его произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», 1733–1741).

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700–1771) – выдающийся русский архитектор, представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Его работам свойственны грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгость прямолинейных планов в сочетании с пластичностью масс, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой. Крупнейшими произведениями являются Смольный монастырь (1748–1754) и Зимний дворец (1754–1762) в Петербурге, Большой дворец в Петергофе (1747–1752), Екатерининский дворец в Царском Селе (1752–1757).

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) – русский живописец. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные портреты проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека («Неизвестная в розовом платье», 1775; «В. Е. Новосильцова», 1780 и др.).

Сумароков Александр Петрович (1717–1777) – русский писатель, один из видных представителей классицизма. В трагедиях «Хорев» (1747), «Синав и Трувор» (1750) и других ставил проблемы гражданского долга. Автор многих комедий, басен, лирических песен.

Татищев Василий Никитич (1686–1750) – русский историк, государственный деятель. Управлял казенными заводами на Урале, был астраханским губернатором. Автор многих трудов по этнографии, истории, географии. Самое крупное и известное произведение – «История Российская с древнейших времен».

Тредиаковский Василий Кириллович (1703–1768)- русский поэт, филолог, академик Петербургской академии наук (1745–1759). В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) сформулировал принципы русского силлабо-тонического стихосложения. Поэма «Тилемахида» (1766).

Трезини Доменико (1670–1734) – русский архитектор, представитель раннего барокко. По национальности швейцарец. В России с 1703 г. (приглашен для участия в строительстве Санкт-Петербурга). Построил летний дворец Петра I (1710–1714), собор св. Петра и Павла в Петропавловской крепости (1712–1733), здание 12-ти коллегий (1722–1734) в Петербурге.

Фельтен Юрий Матвеевич (1730–1801) – русский архитектор, представитель раннего классицизма. Автор Старого Эрмитажа (1771–1787), ограды Летнего сада (1771–1784) в Петербурге. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы (с 1769).

Херасков Михаил Матвеевич (1733–1807) – русский писатель. Автор известной эпической поэмы «Россияда» (1779), написанной в духе классицизма.

Шелихов (Шелехов) Григорий Иванович (1747–1795) – русский купец, первопроходец. В 1775 г. создал компанию для пушного и зверобойного промысла на северных островах Тихого океана и Аляске. Основал первые русские поселения в Русской Америке. Провел значительные географические исследования. На базе созданной Шелиховым компании была в 1799 г. образована Российско-американская компания.

Шубин Федот Иванович (1740–1805) – выдающийся русский скульптор. Представитель классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775; М. Р. Паниной, 1775; И. Г. Орлова, 1778; М. В. Ломоносова, 1792 и др.).

Яхонтов Николай Павлович (1764–1840) – русский композитор. Автор одной из первых русских опер «Сильф, или Мечта молодой женщины».

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем "патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX -- начале XX в.имеет свои особенности.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий -- духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа -- крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII -- первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. -- разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется и том. что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Одним из самых знаменитых деятелей культуры девятнадцатого века является Александр Сергеевич Пушкин.

Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее - таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин также впервые - на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым полноправно ввел литературу русскую в качестве еще одной и значительнейшей национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Великим открытием Пушкина было освоение действительности во всем ее многообразии как источника и материала поэтического творчества. Говорят, Пушкин открыл в литературе окно в мир. Нет, это окно было открыто в русской поэзии до него. Он же разрушил все перегородки, все средостения, отделявшие поэзию от жизни; ничего не было с тех пор в мире, в обществе, в природе, в жизни человеческой души, что не стало бы предметом искусства. Он же открыл метод поэтического творчества, который позволил поэту не быть "эхом", повторяющим каждый звук (нет ничего более неверного такого плоского понимания глубокой и вдохновенной пушкинской декларации). Сферой поэзии при Пушкине стало самое существенное в жизни человека - гражданский и патриотический подвиг, мечты, горе народа, лирика природы и любви. Все осветил поэт великой мыслью. Вот почему поэзия Пушкина воспринимается нами как целостное жизненное единство, как своеобразная и грандиозная художественная картина мира.

Поэзия Пушкина отразила все "впечатленья бытия". В ней отозвались его героическое и трагическое время, отблески сражений национально-освободительной войны, чаяния восставших на Сенатской площади. Дух европейских революций, крестьянских бунтов - словом эпоха

В нынешнем подходе к интерпретации образа поэта учитывается весь опыт изучений и толкований его личности и наследия. Причем опыт этот не ограничивается рамками только нашей страны. Расширяются исследования интернациональных восприятий и интерпретаций Пушкина. Западных ученых, биографов и читателей поэта все больше привлекают особенности пушкинского исторического мышления, философские мотивы его творчества, неисчерпаемость гения, его удивительный протеизм. При однозначности и спорности ряда трактовок, предлагаемых западными исследователями и комментаторами творчества, их влечет тайна пушкинского духа. Внимание к художественному наследию, к отдельным произведениям сочетается со все более явным тяготением к постижению поэта как личности. В уникальности гения западный мир открывает особенности русского характера, пример творческого и нравственного совершенства.

"...за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в "литературное наследие" По определению Ю. М. Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они "идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим".

Пушкин жил и работал XIX веке, а в двадцатом веке были свои наиболее отличившиеся авторы, например, Шолохов Михаимл Алексамндрович.

Литературный мир М. Шолохова, изничтожаемый «критиками-демократами» как криминал «пресловутого соцреализма», намного богаче, чем социалистическая идеология, и больше нее.

Отношение к Шолохову и советской литературе во многом определялось расхожим мнением о том, что в новой России выбита самая почва, порождающая крупных художников, и при большевистской власти могут процветать только “отпрыски Демьяна Бедного, «корифея пролетарской культуры»”, безликая бездарность, приспособляющаяся и низводящая изящную словесность до пропагандных идей и примитивных лубочных агиток. “Несчастная страна... не сумевшая выделить если не Толстых и Тургеневых, то хотя бы честных людей, смеющих иметь своё собственное суждение, -- сетовала Е.Кускова. -- Даже их великий писатель Шолохов отказывается его иметь. Стадо. Всё ещё октябрьское стадо... Какое это горе. И какой позор для великой страны...”

Имя Шолохова, поднявшегося из низов и низы олицетворявшего, с его народной Россией, “по определению” лишённой не только навыков демократической жизни и свободного мышления, но и всяческих признаков и зачатков культуры, становится знаковым в кругах эмигрантской политической и художественной элиты. Его приход слишком ощущается всеми и каждым, но не как благо для себя, а как неудобство и даже угроза собственному существованию, ибо «Тихий Дон» -- не только глубокое сомнение в незыблемости сложившейся иерархии социальных предпочтений и приоритетов, но и их решительный реальный пересмотр. А потому Шолохова следует или замалчивать, или говорить о нём небрежно и между делом, словно речь идёт о досадной помехе, недостойной пристального внимания, или, наконец, постараться дезавуировать его явление ссылкой на ошибку “зрительного восприятия” -- это не тот, за кого мы его принимаем, ибо там, откуда он пришёл, его быть не может. “...Можно ли ожидать такой шедевр от простого казачка, проведшего свою юность в станице, да ещё в период гражданской войны”, -- с пафосом вопрошал белый свет некий И.С.Г., не сомневающийся в ответе. “Второстепенная боевая единица” нашей трагической эпохи -- сказал с уверенностью круговой поруки о Шолохове Ю.Терапиано.

В 1965 году Шолохову присудили Нобелевской премию, но в советской России он признания так и не получил. Говорили о том, что Шолохов “никак” не может представлять русскую интеллигенцию, народ и Россию перед “лицом” Нобелевского комитета и фонда. Более того, как уверяли “мировое сообщество” «Грани», автор «Тихого Дона» “примазывается к величию и благородству русского народа” и тем самым “позорит и его величие и его благородство”, и, конечно, по этой причине “современная русская интеллигенция” “никогда не простит западной культуре присуждения Нобелевской премии Шолохову...”

Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку начинает формироваться массовая культура; газеты и журналы из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX века.

В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц - Париж, Санкт-Петербург, Берлин - обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий. Символом Парижа стала знаменитая Эйфелева башня, построенная в 1889 г. к открытию Всемирной выставки. Эйфелева башня продемонстрировала технические возможности нового материала – металла. Однако оригинальное художественное решение было признано не сразу, башню призывали снести, называли чудовищной.

Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний расцвет, теперь он получает название ампир (от франц. «империя»), этот стиль выражал величие империи созданной Наполеоном. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого - так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.

В художественной жизни первой половины XIX века преобладал романтизм, отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру поведения его высших слоев. Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход – одновременно и уход от общества в разных вариантах: герой уходит в свой собственный внутренний мир, за пределы реального пространства и уход в другое время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем инею реальность, культуру, ценности.

Главой французского романтизма в живописи суждено было стать Эжену Делакруа (1798-1863). Неистощимое воображение этого художника создало целый мир образов, до сих пор, живущих на полотне своей напряженной, полной борьбы и страстей жизнью. Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Уильяма Шекспира, Иоганна Вольфганга Гёте, Джорджа Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции, другим эпизодам национальной истории («Битва при Пуатье»). Делакруа запечатлел многочисленные образы людей Востока, главным образом алжирцев и марокканцев, которых он видел во время своего путешествия в Африку. В произведении «Резня на острове Хиос» (1824) Делакруа отразил борьбу греков против турецкого владычества, волновавшую тогда всю Европу. Группе страдающих пленных греков на переднем плане картины, среди которых и обезумевшая от горя женщина, и ребенок, ползущий к груди мертвой матери, художник противопоставил надменные и жестокие фигуры карателей; вдали виден горящий разрушенный город. Картина поразила современников и захватывающей силой человеческих страданий, и своим необычайно смелым и звучным колоритом.

События Июльской революции 1830 г., закончившиеся поражением революции и восстановлением монархии, вдохновили Делакруа на создание широко известной картины «Свобода на баррикадах» (1830). Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Образ свободы на баррикадах 0 олицетворение борьбы.

Представителем романтизма с мировым именем был испанский художник Франциско Гойя (1746–1828) Гойя сложился в крупного художника сравнительно поздно. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных гобеленов, созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде («Зонтик», «Слепой гитарист», «Продавец посуды», «Игра в жмурки», «Свадьба»). В 90-х гг. XVIII века в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании «старого порядка». Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов «Капричос» (80 листов с комментариями художника); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде), аромат тайны и скрытой чувственности («Маха одетая» и «Маха обнаженная»). С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете «Семья Карла IV». Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции («Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде», «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года»), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов «Бедствия войны» (82 листа, 1810–1820).

Франциско Гойя “Капричос”

Если в литературе субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом. Импрессионизм (от фр. impression – впечатление) – направление в европейской живописи, зародившееся во Франции в середине 19 века. Импрессионисты избегали всяких подробностей в рисунке и пытались уловить общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. Этого эффекта они достигали при помощи цвета и фактуры. Художественная концепция импрессионизма строилась на стремлении естественно и непринужденно запечатлеть окружающий мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления. Благодатную почву для развития импрессионизма подготовили художники Барбизонской школы: они первыми стали писать этюды с натуры. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» лег в основу пленэрной живописи импрессионистов.

В 1860-х гг., года молодые художники-жанристы Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега попытались вдохнуть во французскую живопись свежесть и непосредственность наблюдения жизни, изображение мгновенных ситуаций, зыбкость и неуравновешенность форм и композиций, необычные ракурсы и точки зрения. Работа на открытом воздухе помогала создавать на полотнах ощущение сверкающего снега, богатства природных красок, растворения объектов в среде, вибрации света и воздуха. Особое внимание художниками- импрессионистами уделялось взаимоотношениям предмета с окружением, исследованиям изменения цвета и тона объекта в изменяющейся среде. В отличие от романтиков и реалистов, они уже не были склонны изображать историческое прошлое. Сферой их интересов была современность. Жизнь маленьких парижских кафе, шумные улицы, живописные берега Сены, железнодорожные вокзалы, мосты, неприметная красота сельских пейзажей. Художники больше не желают затрагивать острые социальные проблемы.

Творчество Эдуарда Мане (1832-1883) предваряло новое направление в живописи – импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. Мане декларировал свою программу: «Жить своим временем и изображать то, что видишь перед собой, открывая подлинную красоту и поэзию в повседневном течении жизни». При этом в большинстве работ Мане отсутствовало действие, даже минимальная сюжетная завязка. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: городская толпа, кафе и театры, улицы столицы.

Эдуард Мане “Бар в Фоли-Бержер”

Эдурд Мане “Музыка в Тюильри”

Само название импрессионизма обязано своим происхождением пейзажу Клода Моне (1840-1926) «Впечатление. Восход солнца».

В творчестве Моне ведущее значение приобрела стихия света. К 70-м гг. XIX в. Относится изумительный «Бульвар Капуцинок», где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу. Он писал множество картин с одним и тем же, но по-разному освещённым предметом наблюдения. Например, стог сена утром, в полдень, вечером, при луне, в дождь и так далее.

Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов. В течение всей жизни Ренуар писал пейзажи, но его призванием оставалось изображение человека. Он любил рисовать жанровые картины, где с поразительной живостью воссоздавал суету парижских улиц и бульваров, праздность кафе и театров, оживленность загородных прогулок и праздников под открытым небом. Все эти картины, написанные на пленэре, отличает звучность цвета. Картина «Мулен де ла Галетт» (народный бал в саду монмартского танцевального зала) – шедевр ренуаровского импрессионизма. В ней угадывается живой ритм танца, мелькание юных лиц. В композиции нет резких движений, и ощущение динамики создается ритмом цветовых пятен. Интересна пространственная организация картины: первый план дан сверху, сидящие фигуры не заслоняют танцующих. На многочисленных портретах преобладают дети и молодые девушки, в этих портретах раскрылось его мастерство: «Мальчик с кошкой», «Девушка с веером».

Активный участник всех выставок Эдгар Дега (1834 – 1917), был далек от всех принципов импрессионистов: был противником пленэра, не писал картины с натуры, не стремился уловить характер различных состояний природы. Значительное место в творчестве Дега занимает серия картин с изображением обнаженного женского тела. Множество его картин последних лет посвящено «женщине за туалетом». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту («Гладильщицы», «Прачки с бельем»). В утверждении эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух театра («Звезда балета», «Балетная школа», «Урок танцев»).

Постимпрессионизм охватывает период с 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов, на которой были впервые представлены работы неоимпрессионистов, до 1910-х гг., возвестивших о рождении совершенно нового искусства в формах кубизма и фовизма. Термин «постимпрессионизм» ввел в обиход английских критик Роджер Фрай, выражая общее впечатление об устроенной им в Лондоне в 1910 г. выставке современного французского искусства, на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Сёра, Сезанна и других художников.

Постимпрессионисты, многие из которых ранее примыкали к импрессионизму, начали искать методы выражения не только сиюминутного и преходящего - каждого мгновения, они стали осмысливать длительные состояния окружающего мира. Для постимпрессионизма характерны разные творческие системы и техники, повлиявшие на последующее развитие изобразительного искусства. Работы Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма, Гоген проложил путь к модерну.

Винсент Ван Гог (1853-1890) создавал максимально яркие художественные образы путем синтеза (соединения) рисунка и цвета. Техника Ван Гога – это точки, запятые, вертикальные черточки, сплошные пятна. Его дороги, грядки и борозды действительно убегают вдаль, а кусты горят на земле, как костры. Он изображал не один схваченный миг, а непрерывность мигов. Он изображал не данный эффект согнутого ветром дерева, а самый рост дерева из земли.. Все случайное Ван Гог умел претворить в космическое. Душа Ван Гога требовала ярких красок, он постоянно жаловался брату на недостаточную силу даже его любимого ярко-желтого цвета.

«Звёздная ночь» была не первой попыткой Ван Гога изобразить ночное небо. В 1888 году в Арле он написал «Звёздную ночь над Роной». Ван Гог хотел изобразить звёздную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир.

Обостренное восприятие действительности и душевная неуравновешенность приводят Ван Гога к психическому заболеванию. Гоген приезжает погостить в Арль, но творческие разногласия вызывают ссору. Ван Гог кидает стакан в голову художника, затем, после заявления Гогена о намерении уехать, бросается на него с бритвой. В припадке сумасшествия вечером этого же дня художник отрезает себе ухо («Автопортрет с перевязанным ухом»).

Творчество Поля Гогена (1848-1903) неотделимо от его трагической судьбы. Самым важным в стилистической концепции Гогена было его понимание цвета. На о. Таити, куда художник уехал в 1891 г., под влиянием примитивных форм полинезийского искусства он писал картины, отличающиеся декоративностью, плоскими формами и исключительно чистыми цветами. «Экзотическая» живопись Гогена – «А ты ревнуешь?», «Ее зовут Вайраумати», «Женщина, держащая плод» – отражает не столько природные качества предметов, сколько эмоциональное состояние художника и символический смысл задуманных им образов. Особенность живописной манеры Гогена состоит в ярко выраженной декоративности, стремлении закрашивать одним цветом большие плоскости холста, в любви к орнаментике, которая присутствовала и на тканях одежда, и на коврах, и в пейзажном фоне.

Поль Гоген “Когда же замуж” “Женщина держащая плод”

Важнейшим достижением культуры XIX в. является появление искусства фотографии и дизайна. Первый в мире фотоаппарат был сделан в 1839 году Луи Жак Манде Дагером.

Ранние попытки Дагера сделать работоспособную камеру были неудачными. В 1827 году он встретился с Жозефом Ньепсом, который тоже пытался (и к тому времени добился немного большего успеха) изобрести фотокамеру. Через два года они стали партнерами. В 1833 году Ньепс умер, но Дагер упорно продолжал трудиться. К 1837 году он наконец смог разработать практическую систему фотографии, названную дагеротипией. Изображение (дагеротип) получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. После экспонирования в течение 3-4 часов пластинку проявляли в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита. Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но можно было получить только один снимок.

В 1839 году Дагер опубликовал свое изобретение, но не оформил патент. В ответ французское правительство назначило ему и сыну Ньепса пожизненные пенсии. Объявление об изобретении Дагера вызвало большую сенсацию. Дагер стал героем дня, на него обрушилась слава, а метод дагеротипии быстро нашел широкое применение.

Развитие фотографии привело к пересмотру художественных принципов графики, живописи, скульптуры, соединило художественность и документальность, что не достижимо в других видах искусства. Основу дизайну положила Международная промышленная выставка в Лондоне в 1850 г. Ее оформление знаменовало сближение искусства и техники и положило начало новому виду творчества.

Луи Дагер, Нисефор Ньепс и камера-обскура Ньепса

Джозеф Нисефор Ньепс. Первая в мире фотография, сделанная на сплаве олова со свинцом, 1826 год.

Снимок Дагера «Студия художника», 1837 г

В 1870-ых годах два изобретателя Илайша Грей и Александр Грехем Белл независимо друг от друга разработали устройства, которые могли передавать речь посредством электричества, которые в последствии назвали телефоном. Они оба направили соответствующие патенты в патентные бюро, разница в подаче заявок была всего лишь в несколько часов. Однако, Александр Грехем Белл) получил патент первым.

Телефон и телеграф являются электрическими системами, основой которых являются провода. Успех Александра Белла, точнее его изобретения, был вполне закономерным, так как, изобретая телефон, он пытался усовершенствовать телеграф. Когда Белл начал экспериментировать с электрическими сигналами, телеграфом уже пользовались как средством коммуникации в течение приблизительно 30 лет. Несмотря на то, что телеграф был достаточно успешной системой передачи информации, основанной на азбуке Морзе с её отображением букв с помощью точек и тире, тем не менее, большой минус телеграфа заключался в том, что информация была ограничена получением и отправкой одного сообщения одновременно.

Александр Белл говорит в первую модель телефона

Первый телефон, созданный Александром Грехемом Беллом представлял собой устройство, через которое звуки речи человека передавались при помощи электричества (1875 год). 2 июня 1875 года, Александр Грехем Белл, экспериментируя со своей техникой, которую он назвал “гармонический телеграф” обнаружил, что он может услышать звук по проводу. Это был звук часов.

Самый большой успех Белла был, достигнут 10 марта 1876 года. Разговаривая с помощью трубки со своим помощником, Томасом Уотсоном, который находился в соседней комнате, Белл произнес слова, которые сегодня известны всем “Mr. Watson — come here — I want to see you” (Мистер Уотсон – идите сюда – я хочу видеть Вас). В это время не только родился телефон, но и умер многократный телеграф. Потенциал коммуникаций, заключенный в демонстрации того, что можно было поговорить благодаря электричеству, сильно отличался оттого, что мог предложить телеграф с его системой передачи информации при помощи точек и тире.

Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Первый фильм был снят при помощи кинокамеры французом Луи Эме Огюстеном Ле Принеси (1842–1890гг) в ноябре 1888 года в Великобритании и состоял из двух фрагментов: в первом — 10-12 картинок в секунду, во втором — 20 картинок в секунду. Но официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением, посетив Лондон, Нью-Йорк, Бомбей.

Луи Жан Люмьер окончил промышленную школу, был фотографом и работал на фабрике фотоматериалов, принадлежавшей отцу. В 1895 Люмьер изобрёл киноаппарат для съёмки и проекции “движущихся фотографий”. В его работе по изобретению кинематографа принимал активное участие его брат Огюст Люмьер. Аппарат был запатентован и получил название кинематограф. Первые кинопрограммы Люмьера демонстрировали сценки, снятые на натуре: “Выход рабочих с фабрики Люмьера”, “Прибытие поезда”, “Завтрак ребёнка”, “Политый поливальщик” и другие. Интересно, то что слово lumiere по-французски означает “свет”. Может быть это случайность, а может судьба создателей кинематографа была решена заранее.

    Русское искусство первой половины XIX века. Всенародный подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г. Война и восстание декабристов в русской культуре первой трети столетия.Острые противоречия времени в 40-е годы. Романтические мотивы литературе и искусстве, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм.

    Возросшая общественная роль художника, значимость его личности, право на свободу творчества, в котором все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы; создание художественных обществ и специальных журналов («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Журнал изящных искусств», «Общество поощрения художников», «Русский музеум», «Русская галерея»), провинциальных художественных школ.Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм (русский ампир).

    Архитектура первой трети века – это решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте. Используется дорический (или тосканский) ордер, суровый и лаконичный. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серьги. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы.

    А.Воронихин – крупнейший архитектор этого времени (Казанский собор).А.Захаров с 1805 г. – «главный адмиралтейств архитектор» (Адмиралтейство как главный ансамбль Петербурга). К.Росси – ведущий петербургский архитектор первой трети XIX в. («русского ампира»), «мыслящий ансамблями»: дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц (Михайловский дворец,теперь Русский музей; здание Александрийского театра; здание Сената на знаменитой Сенатской площади). «Самый строгий» из всех архитекторов позднего классицизма В.Стасо в (Павловские казармы на Марсовом поле, «Конюшенное ведомство» на набережной Мойки, полковой собор Измайловского полка, триумфальные Нарвские и Московские ворота, интерьеры Зимнего дворца после пожара), который везде подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть, статичность, внушительность и тяжеловесность. Исаакиевский собор в Петербурге (О.Монферран) – один из последних выдающихся памятников культового зодчества в Европе XIX века, объединившего лучшие силы архитекторов, скульпторов, живописцев, каменщиков и литейщиков, пример утраты классицизмом своей гармонии, утяжеления, усложнения.

    Связь скульптуры первой половины столетия с развитием архитектуры: статуи Барклая-де-Толли и Кутузова у Казанского собора (Б.Орловский), давшего символам героического сопротивления красивое архитектурное обрамление.Демократичность русской скульптура 30-40-х годов XIX в. («Парень, играющий в бабки» Н.Пименова, «Парень, играющий в свайку» А.Логановского).Два направления в скульптуре середины века: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во второй половине века, но черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

    Истинные успехи живописи в романтизме. В портретном жанре ведущее место занимает О.Кипренский (картина «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», давшая право на пенсионерскую поездку за границу; портреты Е.Ростопчина, Д.Хвостова, мальчика Челищева, полковника лейб-гусаров Е.Давыдова – собирательный образ героя войны 1812 г.).

    Романтизм находит свое выражение и в пейзаже. С.Щедрин («Вид Неаполя в лунную ночь») первым открыл для России пленэрную живопись: он писал на открытом воздухе этюды, а завершал картину («украшал») в мастерской. В последних работах Щедрина все отчетливее проявлялся интерес к светотеневым эффектам. Как портретист Кипренский и баталист Орловский, пейзажист Щедрин часто писал жанровые сценки.

    Преломление бытового жанра в портретах В.Тропинина (портрет сына Арсения, портрет Булахова), художника, лишь к 45 годам освободившегося от крепостной зависимости. Лучшие из портретов Тропинина отмечены высоким художественным совершенством, искренностью образов, живостью и непосредственностью, которые подчеркиваются умелым освещением.

    Тропинин только ввел жанровый элемент в портрет. «Отец русского бытового жанра» – А.Венецианов («Жнецы», «Весна. На пашне», «Крестьянка с васильками», «Утро помещицы»), который соединил в своем творчестве элементы классицизма, романтизма, сентиментализма и натурализма, т.е. всех «живых» на начало XIX века художественных течений.Он не вскрывал острых коллизий жизни крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Он рисовал патриархальный быт, но не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой народной жизни.

    Развитие русской исторической живописи 30-40-х годов под знаком романтизма. «Гений компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма – К.Брюллов («Нарцисс» – этюд, превратившийся в картину; «Последний день Помпеи» – главное произведение художника, показывающее величие и достоинство человека перед лицом смерти).Центральная фигура в живописи середины века – А.Иванов (картина «Явление Христа народу», отразившая страстную веру художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды).

    Главные истоки для жанровой живописи второй половины столетия лежат в творчестве П.Федотова , сумевшего выразить дух России 40-х годов.Путь от простого бытописательства к претворениюв образах проблем русской жизни: «Сватовство майора» (обличение браков обедневших дворян с купеческими «денежными мешками»), «Разборчивая невеста» (сатира на брак по расчету), «Завтрак аристократа» (обличение пустоты светского хлыща, пускающего пыль в глаза), «Анкор, еще анкор!» (трагическое ощущение бессмысленности существования), «Свежий кавалер»…Искусство Федотова завершает развитие живописи первой половины XIX в. и открывает новый этап – искусство критического (демократического) реализма.

    Русское искусство второй половины XIX века . Менее бурно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Средства художественной выразительности классицизма противоречат задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в. Историзм (ретроспективное стилизаторство, эклектика) как реакция на каноничность классицистического стиля. Новые типы зданий периода капитализма требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого, используя мотивы готики, ренессанса, барокко, рококо.

    1840-е годы: увлечение Ренессансом, барокко, рококо. В духе необарокко и неоренессанса исполнены некоторые интерьеры, Николаевский дворец. В 70-80-е годы классицистические традиции в архитектуре исчезают. Введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни рациональную архитектуру с ее новыми функциональными и конструктивными концепциями. Техническая и функциональная целесообразность при возведении новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений.

    Кризис монументализма сказался и на развитии монументальной скульптуры. Памятники становятся излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными (памятник Екатерине II в Петербурге) или камерными по духу (памятник Пушкину в Москве).Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая, повествовательная, выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (М.Чижов «Крестьянин в беде», В.Беклемишев «Деревенская любовь»). Получает развитие анималистический жанр (Е.Лансере и А.Обер), что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм.

    Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность характерны и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в критическом реализме.Тесная связь живописи и литературы. Художники как иллюстраторы, прямолинейные толкователи остросоциальных проблем русского общества.

    Душа критического направления в живописи В.Перов , подхвативший дело Федотова и сумевший просто и пронзительно показать стороны простой будничной жизни: неприглядный облик священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции («Приездгувернантки в купеческий дом»).

    Борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни в Петербургской Академии художеств («бунт 14-ти»). Объединение выпускников Академии, отказавшихся писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса (вокруг столько современных проблем!), в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали в Петербурге, Москве, провинции («хождение в народ»).Каждая выставка «передвижников» как огромное событие. Идейная программа Товарищества: отражение жизни со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности.Искусство передвижников как выражение революционно-демократических идей в художественной культуре второй половины XIX в.Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими. Позже к ним присоединились молодые художники; Репин, Суриков, Васнецов, Ярошенко. С середины80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Вождь и теоретик передвижничества И.Крамской.

    Батальный жанр в 70-80-е годы. В.Верещагин («Апофеоз войны») как близкий своей деятельностью передвижникам (организационно к ним не принадлежал). Свои выставки устраивал в разных частях света и идею передвижничества осуществил очень широко.

    Демократизм в жанре пейзажа. Мало эффектный внешне среднерусский пейзаж, суровая северная природа как главная тема живописцев. А.Саврасов («Грачи прилетели», «Рожь», «Проселок») – «царь воздуха», умевший отыскать в самом простом те глубоко пронзительные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.…Иная концепция пейзажа в творчестве Ф.Васильева («После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг») – «гениального мальчика», открывшего для пейзажной живописи «живое небо», показавшего своей «моцартианской» судьбой, что жизненный счет ведется не на прожитые годы, а на то, насколько готов человек видеть, творить, любить и удивляться.В.Поленов («Московский дворик», «Христос и грешница») много занимался бытовым и историческим жанром., в которых пейзаж играл огромную роль. Поленов – настоящий реформатор русской живописи, развивавший ее на пути пленэризма. Его понимание этюда как самостоятельного художественного произведения оказало большое влияние на живописцев последующего времени.И.Левитан как продолжатель традиций Саврасова и Васильева («Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень»), «огромный, самобытный, оригинальный талант», «лучший русский пейзажист».

    Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина и Сурикова, которые каждый по-своему создали монументальный героический образ народа.И.Репин («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали») – «великий реалист», работавший в самых разных жанрах, от фольклора до портрета, сумевший выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев. Его художественный мир целен, поскольку «просвечен» одной мыслью, одной любовью – любовью к России.В творчестве В.Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка») историческая живопись обрела свое современное понимание. Суриков как «свидетель прошлого» сумел показать «страшные были минувшего, представил в своих образах человечеству героическую душу своего народа».Рядом с Суриковым в русском историческом жанре второй половины XIX в. работали и другие художники. В творчестве В.Васнецова преобладает сказочный, фольклорный или легендарный образ («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»).

    Русское искусство конца XIX –начала XX века . С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX века» себя изживает. Творческий упадок художников-передвижников, ушедших в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. Традиции Перова сохранялись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступают за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

    Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества – в образах противоречивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок.

    Роль художников объединения «Мир искусства» в популяризации отечественного и западноевропейского искусства. «Мирискусники» (Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Билибин, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин) способствовали консолидации художественных сил, созданию «Союза русских художников».Значение для формирования объединения личности Дягилева, мецената, организатора выставок, импресарио гастролей русского балета и оперы за границей («Русские сезоны»).Основные положения «мирискусников»: автономия искусства, проблемы художественной формы, главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества через знакомство с произведениями мирового искусства.

    Рождение стиля модерн, затронувшего все пластические искусства, начиная с архитектуры и кончая графикой, Явление это не однозначное, в нем есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные на буржуазные вкусы, но есть и знаменательное само по себе стремление к единству стиля. Особенности модерна: в скульптуре – текучесть форм, особая выразительность силуэта, динамичность композиции; в живописи – символика образов, пристрастие к иносказаниям.

    Появление модерна не означало краха идей передвижничества, которое развивается иначе: по-новому раскрывается крестьянская тема (С.Коровин, А.Архипов).К теме Древней Руси обращается М.Нестеров , но образ Руси предстает в его картинах как идеальный, зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой, но исчезнувший как легендарный град Китеж («Видение отроку Варфоломею»).

    Другой взгляд на мир у К.Коровина , который рано стал писать на пленэре.Его французские пейзажи («Парижские огни») – уже вполне импрессионистическое письмо. Острые, мгновенные впечатления от жизни большого города: тихие улочки в разное время суток, предметы, растворенные в световоздушной среде,– черты, напоминающие пейзажи Мане, Писсарро. Импрессионистическую этюдность, живописную маэстрию, артистизм сохраняет Коровин в портрете и натюрморте, в декоративном панно, в театральной декорации.

    Новатор русской живописи на рубеже веков В.Серов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») – целый этап в русской живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти жанры, в которых бы не работал Серов.Особая тема в его творчестве – крестьянская, в которой нет передвижнической социальной заостренности, но есть ощущение красоты и гармоничности крестьянского быта, восхищение здоровой красотой русского народа.

    «Вестник иных миров» М.Врубель , который вызывал недоумение как человек и возмущение как художник («Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон сидящий», «Гадалка», «Сирень»). Первый символист (?), «универсал в искусстве», поиски которого сравнивают с методом Леонардо да Винчи,Врубель очень быстро «выпадает» из «традиционной» живописи, поражает самобытной, полной таинственности и почти демонической силы манерой письма, оказавшейся пророческой для новых художественных направлений XX века…

    «Мирискуссник» Н.Рерих . Знатока философии и этнографии Востока, археолога-ученого Рериха роднила с «мирискусниками»любовь к ретроспекции, к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», «Сходятся старцы», «Зловещие»). Ближе всего Рерих был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство не укладывалось в рамки существовавших направлений, ибо оно в соответствии с мировосприятием художника обращалось ко всему человечеству с призывом дружеского союза всех народов. Позднее исторические темы уступают место религиозным легендам («Небесный бой»). Его декоративное панно «Сеча при Керженце» экспонировалось при исполнении фрагмента того же названия из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах».

    Во втором поколении «Мира искусства» одним из одареннейших художников был Б.Кустодиев , ученик Репина, которому свойственна стилизация, но это стилизация народного лубка («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Купчиха за чаем»).

    1903 г., возникновение объединения «Союз русских художников» , куда входят деятели «Мира искусства» – Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов, а участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов. Инициаторами создания объединения явились московские художники, связанные с «Миром искусства», но тяготившиеся программным эстетством петербуржцев. Лидером «Союза» считался К.Коровин.

    1910 г., создание объединения «Бубновый валет» (П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов Р.Фальк, М.Ларионов), выступившего против смутности, непереводимости, нюансов символического языка «Голубой розы» и эстетского стилизма «Мира искусства». «Бубнововалетовцы» исповедовали четкую конструкцию картины, подчеркнутую предметность формы, интенсивность, полнозвучие цвета. Натюрморт как излюбленный жанр «валетовцев».

    «Одинокое и уникальное» творчество П.Филонова , поставившего цель постичь метафизику вселенной средствами живописи, создающей кристаллообразные формы как первоэлементы мироздания («Пир королей», «Святое семейство»).Жизненность национальных традиций, великой древнерусской живописи в творчестве К.Петрова-Водкина , художника-мыслителя («Купание красного коня» как изобразительная метафора, «Девушки на Волге» – ориентация на традиции отечественного искусства).

    Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма и изменения в архитектуре города. Новые типы сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, кинотеатры. Новые строительные материалы – железобетон и металлические конструкции, позволяющие перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины.

    Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, отсюда сменяющие друг друга группировки со своими программными установками и стилистическими симпатиями. Но наряду с экспериментаторами в области абстрактных форм в русском искусстве этого времени одновременно продолжали работать и «мирискусники», и «голуборозовцы», «союзники», «бубнововалетовцы», художники неоклассицистического течения.