После прочтения «Обломова. В чем смысл жизни Обломова? Обломов: история жизни Положительные черты в характере главного героя

Чтобы понять роман Гончарова, необходимо в первую очередь ответить на вопрос о том, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Именно поэтому данная тема часто выбирается для школьных сочинений. О том, как правильно выполнить задание и не упустить ничего важного, поговорим в этой статье.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: план

Традиционно любое сочинение пишется по схеме: введение, основная часть и заключение. Чтобы облегчить задачу, эти части иногда делят на пункты и дают им названия. Давайте попробуем составить план нашей работы:

  • Введение - краткое описание героя и обозначение проблематики.
  • Мечты героя, его взгляд на мир.
  • Детские годы, жизнь в Обломовке.
  • Сравнение Обломова со Штольцем.
  • Выводы.

Теперь подробно распишем каждую часть.

Вводная часть

Итак, в чем состоит трагедия жизни Обломова? Сочинение можно начать с того, что Илья Ильич является главным героем романа. Он сложный и противоречивый персонаж, но с первого взгляда этого незаметно. Перед читателем предстает ленивый помещик, много лет живущий на одном месте и забросивший родовое имение. Обломов еще молод - ему немного за 30, но он апатичен, ленив и избалован. Излюбленное занятие - лежать на диване и что-то обдумывать.

С другой стороны, он добр, ласков, мягок, простодушен и доверчив. Он неглуп, но не может ничего добиться в жизни. Что же ему мешает реализовать себя? Ответ на этот вопрос находится в его детстве.

Прекрасная Обломовка

Попробуем понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Те черты, которые помешали Илье Ильичу сделать что-то значимое, были привиты еще в детстве. Он рос, окруженный заботой нянек, его никто не готовил к реальной жизни. Илюша быстро привык к тому, что все за него делают другие, а он должен жить в покое и праздности. Если же у барича возникало желание что-то делать, его тут же успокаивали и отправляли спать или есть.

Жизнь Обломовки была неподвижна и замкнута, не было для ее обитателей никаких целей. С другой стороны, это еще и образец гармоничного существования, здесь есть и природа, и любовь матери, и русское гостеприимство, и традиционные праздники. Для Обломова этот мир идеален, он смотрит на жизнь с точки зрения жителя Обломовки. Именно поэтому «петербургские желания» разбогатеть и сделать карьеру его не привлекают.

Отрыв от имения, где он вырос, стал настоящей трагедией для маленького Ильи. Учеба в пансионе ему не понравилась, не лучше было и в Москве. Когда отправился в Петербург и поступил на службу, то бросил ее через два года, потому что не хотел ничего добиваться, не видел в этом смысла.

Мечтатель

Теперь в сочинении «В чем состоит трагедия жизни Обломова?» можно перейти к описанию его петербургской жизни. Это время, когда Илья Ильич отгородился от общества и предался мечтаниям. Ничто не могло его заставить покинуть дом. Постепенно апатия уничтожила в нем все духовные потребности, гуманные порывы и желания. Осталось одно сонное бормотание. Физическая пассивность перерастает в умственную.

Что же остановило Обломова и помешало добиться успеха? Ответ довольно прост. Илья Ильич не захотел терять свою человечность, доброту и мягкость. А ими бы пришлось пожертвовать, чтобы добиться в Петербурге успеха. Только бессердечный и черствый человек, думающий лишь о себе, смог бы сделать здесь карьеру. Беготня и «дрянные страстишки» местного общества вызывали в нем отвращение и презрение, он не мог переступить через себя.

Илья Ильич получил очень хорошее образование и в молодые годы был увлечен прогрессивными идеями, он хотел служить своей стране. Но все его положительные стремления и качества были вытеснены ленью и безволием. Волнения, трудности и заботы жизни страшат героя, поэтому он прячется от них в своей квартире. Даже любовь не смогла вывести его из оцепенения.

Обломов лежит на диване не только потому, что барин может себе это позволить, но и из-за того, что только так может сохранить человечность и жить в покое.

Штольц и Обломов

Мы практически поняли, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Это его неспособность к действию. Но в романе есть другой человек, который является полной противоположностью героя, - Штольц, его друг детства. Он постоянно чем-то занят, активен, целеустремлен, имеет успех в свете. Этих персонажей часто сравнивают, чтобы ярче проявились их черты характера.

Именно Штольцу удается заставить Илью Ильича действовать, вывести в свет, познакомить с друзьями и Ильинской Ольгой Сергеевной. На некоторое время Обломов буквально оживает, он увлечен новыми знакомствами и даже влюбляется. Кажется, что Штольц вот-вот изменит судьбу друга, но все оказывается напрасно. Попытка ни к чему не приводит. Он не в состоянии ничего исправить и подарить другу новую жизнь.

Как только Обломов оказывается предоставлен сам себе, он снова скрывается от всего мира. Даже чувства к Ильинской, которая ответила ему взаимностью, не заставили его подняться с дивана и что-то изменить.

После этого жизнь Обломова начинает постепенно затухать, он все меньше двигается. И в конце концов умирает от инсульта довольно в молодом возрасте. Его жизнь кажется бесполезной и бесцельной. Он так ничего и не оставил после себя.

«В чем состоит трагедия жизни Обломова?»: цитаты

В тексте произведения есть фразы, указывающие причину трагической судьбы главного героя. Часть из них можно вставить в сочинение. Приведем их здесь:

  • «Беззаботный ленивец».
  • «Не смог осмыслить свою жизнь, поэтому скучал и тяготился от всего, что приходилось делать».
  • Слова Обломова о петербургской жизни: «...беготня, вечная игра страстишек, особенно жадности, пересуды, сплетни, перебиванья друг у друга дороги,... оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, голова кругом пойдет, одуреешь».
  • «Это - прозрачная, хрустальная душа» (Штольц об Обломове).
  • «Лежит вот тут, не мыкается, сохраняя свой покой и свое человеческое достоинство» (автор о жизни героя в Петербурге).

Подведем итоги

Теперь мы может с уверенность сказать, каким человеком был Обломов. Сочинение можно закончить небольшим выводом о том, что главный герой является олицетворением типичного русского человека. Он неглуп, полон добродетели, бескорыстен, его душевный мир богат, сердце полно благородных стремлений - помочь близким, своей стране, изменить все к лучшему. Но свершиться этим порывам и устремлениям мешают лень и слабохарактерность. Именно эти две черты придали жизни Обломова трагичность, а «вскормлены» они были еще в самом детстве. Именно в этом Гончаров видит причину того, что Россия отстает от Европы - не будем забывать о том, что Штольц по происхождению немец.

Надеемся, что теперь вам понятно, в чем состоит трагедия жизни Обломова. Кратко можно пояснить это так: отсутствие способности бороться с любыми, даже самыми незначительными, препятствиями. И вина здесь полностью возлагается на воспитание маленького Илюши. Именно Обломовка лишила его воли.

1. Образ Ольги Ильинской.
2. Попытки изменить Обломова.
3. Разочарование Ольги.
4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской.

Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в праздности. Но, несмотря на это, судьба подарила ему встречу с Ольгой Ильинской.

Ольгу, безусловно, можно назвать неординарной женщиной. Она не похожа на большинство представительниц слабого пола своего времени. У Ильинской сильный характер, сложившееся мировоззрение и страсть к активным действиям. Окружающие люди относятся к Ольге без особой симпатии и теплоты. В этом нет ничего удивительного, слишком резок контраст между ней и остальными. Люди не слишком благожелательно относятся к тем, кто кажется им непонятным, чье поведение выбивается из общепринятых рамок. Ольга живет по своим правилам. Ее меньше всего беспокоит мнение других. У нее свои критерии оценки, на которые она ориентируется. Ильинская решает перевоспитать Обломова, потому что его образ жизни кажется ей неправильным.

Ольга Ильинская по поведению и складу характера близка к Андрею Штольцу. С точки зрения таких активных и деятельных людей вялый, апатичный Обломов кажется несчастнейшим человеком и нуждается в помощи. Ольга желает помочь Илье Ильичу, решает коренным образом изменить его жизнь.

Нельзя не признать, что Обломов попадает под влияние Ольги. В этом нет ничего удивительного. Слабохарактерный и безвольный человек часто попадает под влияние более сильного. Обломов восхищен Ольгой. Она кажется ему красивой, умной, практически идеальной. Однако ему самому не так уж интересны и важны достоинства этой незаурядной женщины. Обломов живет в своем собственном мире, для которого нет дела до окружающих.

Обломов и Ильинская смотрят на мир с разных точек зрения. Они абсолютно не похожи. Поскольку Илья Ильич все же попал под влияние Ольги, он пытается выполнять то, что она требует от него. Перемены тягостны для Обломова. Ему быстро надоедает играть по чужим правилам, пытаться изменить свою жизнь сообразно чужой воле. И Обломов протестует как может. Пусть у него и слабый характер, но хватает силы противиться влиянию Ольги.

Ольга расстроена, она считала, что ее силы и обаяния хватит для изменения жизни Обломова. Между тем Илья Ильич совершенно справедливо задумывается, любит ли его Ольга, на самом ли деле он нужен ей. Ведь истинная любовь подразумевает принятие человека таким, каков он есть. Это не свойственно Ольге. И поэтому Обломов начинает думать о том, что чувства Ильинской - это замена любви, вызванная естественным для человека желанием любить. Да, он любит ее. Но этого ему явно не достаточно, чтобы путем огромных усилий менять свою собственную жизнь.

Нельзя не задуматься о том, зачем же Ольге Ильинской так необходимо переделать Обломова. Ведь Ольга далеко не глупый человек, она должна сознавать, что попытки вряд ли увенчаются успехом. К тому же стремления воздействовать на другого требует очень много сил. Не могла Ольга и не понимать, что ее желание переделать Обломова, встречало с его стороны непонимание. Илье Ильичу был чужд тот образ жизни, которого требовала Ольга. Он превыше всего ценил собственный комфорт. А Ильинская пыталась его этого комфорта как раз лишить.

Сначала стремление Ольги перевоспитать Обломова можно объяснять просьбой Андрея Штольца. Ведь именно он обратился к девушке и попросил помочь Обломову. Андрей уверен, что у Ильи Ильича может быть иная, красивая, деятельная и плодотворная жизнь. С точки зрения Штольца, незаурядные способности Ольги можно направить на это благое дело. Андрей уверен, что Ольге по силам перевоспитать Обломова. На самом деле Штольц судит по себе. Он сам является человеком активным, деятельным, энергичным. Он с детства дружит с Ильей Ильичем. И по-настоящему страдает от деградации своего друга. Но в своем желании вмешаться в чужую судьбу, Штольц как будто бы не понимает, что Обломов уже взрослый, сложившийся человек. И любые изменения будут бесполезны и напрасны. Но судить Андрея ни в коем случае нельзя. Он пытается сделать то, что может. Не его вина, что попытки оказались бесплодными. Ольга по-настоящему рада, когда Обломов начинает меняться. Это происходит практически сразу, ведь Илья Ильич попал под влияние сильной личности. Ильинская занимается «воспитанием» Обломова не только и не столько ради него самого. Нет, таким образом, она пытается самоутвердиться как личность. Ольга амбициозна, ищет себе достойное применение. И стремление «сделать счастливым другого человека» ей представляется благородным поступком. Ольга считает, что ее задача в приобщении Обломова к привычному для всех образу жизни. Илья Ильич должен выезжать в свет, читать, общаться с людьми, «сбросить с себя сонную одурь». Ольга считает, что у нее достаточно энергии для претворения в жизнь этого замысла. Ильинская уверена, что для достижения желаемой цели она может использовать любые средства. Ольга становится строгой и суровой. Она насмехается над Обломовым, пытается заставить его возненавидеть свою прошлую жизнь, свою леность и бездеятельность. Ольга хочет, чтобы Обломов начал презирать самого себя. Пожалуй, в этом ее ошибка. Нельзя сделать человека счастливым насильно. Если бы Ольга попыталась по-настоящему заинтересовать Обломова чем-то, что показалось бы ему важным, возможно, ее усилия увенчались бы успехом. Но она выбирает другой путь. Насмешки и суровое отношение не приносят должного результата. Мало-помалу Обломов начинает ее бояться. Конечно, это происходит не сразу. Сначала действия Ольги, как кажется ей самой, увенчались успехом. Обломов постепенно меняется, или делает вид, что это происходит. Момент признания в любви Ольге кажется свидетельством того, что ее усилия были не напрасны. Ольга думает, что теперь Обломов выполнит все требования. Но ее резкое и суровое поведение уже стало озадачивать мягкотелого Илью Ильича. Он желает защитить себя от столь бесцеремонного вмешательства в собственную жизнь. Ольга кажется ему чужой и опасной. А от опасности следует прятаться.

Ольга не может предусмотреть, к чему приведут ее усилия. Не столь умна эта девушка, как показалось вначале. Она выбрала неверный путь для воспитания взрослого человека. И Обломов быстро забыл все «уроки», вернулся к тому, что было ему дорого. Какова роль Ольги в судьбе Обломова? Прежде всего, он в очередной раз убедился, что его мировоззрение чуждо окружающих. Благодаря общению с Ольгой Обломов не стал счастливее, и это следует признать.

Между тем попытки воспитать Обломова для самой Ольги оказались важными. Она сделала попытку реализовать себя путем воздействия на другого. Пусть намерение не осуществилось. Но это был для девушки опыт, нужный и интересный. Ведь в жизни незаурядного человека, каковой, безусловно, является Ольга, всегда есть место чему-то новому.

Как ни парадоксально, но Обломов стал счастливее с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Эта женщина является полной противоположностью Ольге. Она не так интересна, элегантна и умна. Но она обладает простой житейской мудростью, которой так не хватает Ольге. Агафья Матвеевна понимает, что не удастся переделать взрослого человека. Она принимает Обломова таким, какой он есть. И жизнь Ильи Ильича на самом деле становится немного лучше. Пшеницына окружила Обломова заботой и вниманием. Она по-настоящему любит его. Илья Ильич разорился, он живет именно за счет Агафьи Матвеевны. Бедная женщина продает свои вещи, чтобы Обломову было на что жить. Илья Ильич уже не может измениться, любые попытки воздействовать на него оказались бы безуспешными. И стремление Агафьи Матвеевны бескорыстно помочь ему свидетельствуют о неподдельной доброте этой простой женщины. Если бы именно в такой ситуации оказалась Ильинская, вряд ли она взяла на себя ответственность за Обломова. Она бы не стала в ущерб себе помогать ему. Ведь это не давало бы ей возможности восхищаться собой, считать себя мудрой наставницей. Ольга эгоистична, это коренным образом отличает ее от Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны, нельзя не признать, что ее образ очень интересен и многогранен. Ольга - совершенно особый тип женщины в русской литературе, это сильная личность. Ей не свойственно самопожертвование, ей свойственно желание превратить другого человека в зеркало, отражающее ее собственные достоинства. Ведь именно этого она хотела от Обломова.

Когда-то француз Альбер Камю отметил, что слова «я люблю тебя» равносильны словам «ты никогда не умрешь». Бесценным даром богов, чувством, ниспосланным свыше, считали любовь древние. Прекрасные строки посвящали любви великие творцы слова. Прослеживается линия любви и в романе И.А. Гончарова «Обломов».

«Любовь - она бывает разной,

Бывает отблеском на льду,

Бывает болью неотвязной,

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полетом,

Бывает цепью и тюрьмой… - писала Ольга Высоцкая в известном стихотворении о любви. Кому-то любовь приносит радость и спокойствие, а кому-то горе и разочарование. Это чувство может помочь начать новую жизнь, а может и погубить.

Приходит любовь и к нашему герою. Но смогла ли его возлюбленная помочь ему измениться, возродила ли его для новой жизни? Почему Обломов не смог разделить счастье с Ольгой Ильинской и « воскреснуть»? Попробуем ответить на этот вопрос.

До знакомства с Ольгой жизнь его напоминает неподвижную водную гладь с мутной, затянутой тиной водой. Нет в ней ничего, что заставило бы Илью Обломова встать с дивана и предпринять какие-либо действия. В молодости он мечтал о благе России, о полноценной активной жизни. Способности у него были. Но было это в его родной Обломовке, где все заботились о нем и его удобствах. Оставшись один на один с жизнью, Обломов утрачивает юношеский задор. Ему становится скучно ходить на службу и сидеть там целый день, рауты и приемы тоже не привлекают его. Он замкнулся, облюбовав диван и общаясь только со своим слугой Захаром и изредка приходившим к нему Штольцем.

Именно Штольц спровоцировал встречу Обломова и Ольги Ильинской, когда отвез последнего на прием в дом Ильинской. На Обломова производит впечатление очаровательная и искренняя девушка, с прекрасным голосом. Она тоже проявила интерес к нему. А Обломов, заметив ее, продолжает думать об Ольге. Можно предположить, что Илья Ильич влюблен. Он испытывает желание понравиться, меняет свою жизнь: «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам…». Меняется его внутренний и внешний облик, снова вспыхиваю мечты и юношеские стремления. Увы! Продолжалось это недолго. Привычная леность вновь возвращается к герою.

Почему? Скорее всего, чувство Ольги Ильинской не было искренним и сильным. Да и любовь ли это с ее стороны? Ведь она смотрела на Обломова, как на друга которому необходима помощь, опека. Она скорее пыталась сделать его воплощением собственной мечты об идеальном человеке, побуждая его к действию.

И, наш герой понял это, когда прошел первый эмоциональный порыв. Он осознает, что Ольга «была готова к восприятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой…» Илья Ильич уверен, что если встретится кто-то другой, более активный, и Ольга Ильинская отречется от него и пойдет за другим. Он пишет возлюбленной прощальное письмо и разрывает отношения.

Я думаю, написание письма, не что иное как подтверждение того, что Обломов, несмотря на кажущуюся леность, человек чуткий, тактичный. Он способен разбираться в чувствах других людей, понять их. А из этого следует, что не так уж он и равнодушен и ленив, как кажется. Но трусость и неуверенность в себе ему свойственны. Будь Илья Ильич решительнее, он стал бы бороться за любимую женщину. Но предпочел отказаться от этого, заранее решив исход борьбы с придуманным соперником.

Не получилось у Ильинской воскресить Илью Обломова именно в силу его характера: мягкого, нерешительного. С одной стороны боязнь, бездействие и мнительность, неуверенность в своих силах помешали герою измениться.

Роман с Ильинской был обречен с самого начала. Илья Ильич ее полюбил, но она его? Они не подходили друг другу. Рациональная и активная Ольга, и сибарит Обломов не смогли бы быть семьей.

С реди больших и малых вопросов, порождающих головную боль у учителя литературы, едва ли не последним по значимости может стать такой: что делать с хорошим ученическим сочинением? Не с плохим, беспомощным - тут-то как раз всё понятно: вернуть на доработку, предварительно обсудив с учеником, что можно исправить и как это сделать. А с по-настоящему хорошим: разумеется, несовершенным, но толковым, вобравшим в себя многое из того, о чём говорили на уроке, и при этом самостоятельным.

Ясно, что под самостоятельностью мы понимаем не “собственное мнение” вроде пресловутого “я согласен с автором”, “герой - настоящий человек, с него надо брать пример” или “этот герой мне не нравится” - этот уровень разговора оставим начальной школе. А тут ученик серьёзно осваивает и осмысливает немалое по объёму произведение, анализируя страницы, которым не нашлось времени на уроке, читает статьи о произведении, и не для того только, чтобы подобрать подходящую цитату, а для того, чтобы обдумать чужую точку зрения и принять её или не согласиться; ищет слова и конструкции, которые бы точнее выразили его мысли и ощущения. А потом логически выстраивает собственное сочинение. И вдруг получается нечто, что вам очень нравится, но чему, кажется, вы не могли научить, потому что, может, сами и не смогли бы произвести.

Конечно, прежде всего поставим пятёрку. Но этого недостаточно.

кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (режиссёр Н.С. Михалков)


Прочитаем в классе? Одноклассники удивятся, позавидуют, восхитятся - но вряд ли на слух воспримут вполне адекватно.

Показать коллегам? Но они и так устали от постоянной проверки.

У меня есть такой способ поощрения хороших авторов: “Набери на компьютере и пришли. Что-нибудь с этим сделаем”.
Получив обрадовавшие меня сочинения десяти- и одиннадцатиклассников о романе Гончарова «Обломов», я решила, используя личные связи, попытаться опубликовать ученические работы. Может быть, они дадут коллегам пищу для размышлений о романе - ведь была же в газете рубрика «Учимся у учеников». А может, укрепят нас в решимости продолжать начатое дело - серьёзно учить литературе, несмотря ни на что, и, предлагая домашние сочинения, давать детям шанс неторопливо, спокойно и серьёзно разбираться в том, что написал сто пятьдесят лет назад великий писатель и мудрый человек.

Обломов и Штольц

Н а первый взгляд Штольц и Обломов кажутся противопоставленными друг другу. Один любит лежать на диване и не может ни написать письмо домовому хозяину, ни заставить Захара добросовестно прибраться в комнате. Другой же постоянно в движении, труд ему потребен, как воздух, а составление деловых бумаг вовсе не воспринимается им как непреодолимая трудность. Но тут же вспоминается, что во время проживания на загородной даче и у Обломова получалось писать длинные письма Ольге, и Обломов мог не лежать целыми днями, а находил в себе силы, хотя бы и для того чтобы взбираться на окрестные пригорки; то есть видно, что и перед ним может появиться какая-нибудь цель и на смену апатии может прийти жизнь с её беспокойствами.

Отбросив ту мысль, что Обломов и Штольц являются полными противоположностями друг другу, отбросим и ту мысль, что Штольц есть защитник Обломова от житейских бурь и тот, следовать советам которого и учиться у которого надлежало Обломову, чтобы не впасть в безразличие ко всему окончательно. Конечно, именно Штольц познакомил его с Ольгой и своей просьбой присматривать за тем, чтобы Илья Ильич не проводил целые дни в праздном бездействии, посеял зерно будущей любви между ним и Ольгой; конечно, именно Штольц избавил Обломова от подложных долговых обязательств перед “братцем” и Тарантьевым; конечно… Но так ли уж жалок Илья Ильич в те моменты, когда он лишён содействия Штольца и влияния его направляющей руки? Во время диалогов Обломова с Волковым, Судьбинским или Пенкиным складывается ощущение, что в словах Ильи Ильича правоты существенно больше, чем в словах забегающих на пару минут к нему; живя на загородной даче, Обломов и в отсутствие Штольца сам разрешал или, по крайней мере, пытался разрешить те трудности, с которыми его сталкивала его любовь к Ольге; наконец, когда Обломов после многих дней, проведённых на Выборгской стороне, зарывается в бытовую обыденность и равнодушие ко всему ещё сильнее, чем когда он жил на Гороховой, то ведь и у Штольца не получается возродить его к жизни.

Есть в Обломове что-то такое, что своей усыпляющей и отталкивающей от движения силой превозмогает все дружеские попытки поднять его с дивана и вывести из апатии, но есть в Обломове и то, что поначалу, пробиваясь через индифферентизм, рисовало ему его идеалы и мечты, а под конец, среди торжества лени и равнодушия, всё же одолев мертвенность и сон души, заставило его осознать своё падение и в порыве презрения к себе и раскаяния за бесцельность прожитой жизни испуганно умолять Штольца не впускать Ольгу к нему в комнату. Именно эта вторая сторона Обломова и является тем, чего недостаёт Штольцу и отсутствие чего лишает его превосходства над ним.

Теперь проследим за тем, как развивались противоположные черты в характере Ильи Ильича и как происходило формирование личности Штольца. Тут стоит заметить одну вещь: отрочество их обоих проходило на фоне резко контрастирующих явлений. Действительно, на Илью Ильича, с одной стороны, влияла Обломовка с её праздным спокойствием, замкнутостью кругозора, огромными пирогами и всеобъемлющим послеобеденным сном, с другой же - Верхлёво, где требовалось учить уроки и делать в срок переводы - одним словом, трудиться. Точно так же контраст имелся и в окружающем юного Штольца. Практичности отца, его зарабатыванию денег и прямому взгляду на жизнь противостояли мелодии Герца, наигрываемые на фортепьяно матерью, и впечатления, производимые роскошными интерьерами княжеского дома.

Однако последствия, вызванные этими контрастами, были различны. Схоже только то, что ни у Штольца, ни у Обломова какая-то одна сторона не одержала окончательную победу над другой.

В характере Андрея Ивановича практичность и прямота гармонично слились с любовью к искусству и способностью чувствовать прекрасное. Вследствие этого он не стал ни ограниченным предпринимателем и дельцом, интересующимся только прибылью, ни мечтателем, который не может обеспечить своё собственное существование. А кем же он тогда стал? Он не “жадно берёг в груди остаток чувства”, но, не считая неизвестности перед объяснением с Ольгой, избежал влияния сильных страстей; он никогда не считал себя воплощением всего лучшего, но в то же время всё, что он ни делал, он делал для себя. Обломову он помогал, конечно, далеко не из корыстных целей и совершенно не рассчитывая на личные выгоды, но только из-за того, что не мог иначе, что его представления о долге и о дружбе не позволяли ему иного. А как только совесть позволила ему бросить Обломова, он, хоть и с искренней скорбью, хоть и приняв на себя обязанности по воспитанию Андрея, но всё же бросил Обломова. И Ольгу Штольц любил только из-за того, что вдруг не смог жить ради себя одного и ему стало необходимо жить и ради неё тоже. Таким образом, складывается впечатление, что Штольц стал не кем иным, как практиком, ограничившимся некоторым количеством чувств и привязанностей и направившим все остальные свои силы на движение и труд без высоких целей.

Результат контрастирующих влияний Обломовки и Верхлёва на Илью Ильича оказался ещё более неожиданным, чем результат влияний на Штольца его отца и матери. Воздействие обучения у отца-управляющего хоть и дополнило воздействие родительского дома, но привело это не к разрешению некоторых противоречий, как это случилось со Штольцем, который научился совмещать умение получать прибыль со способностью чувствовать прекрасное, а к усилению разрыва между безразличным ко всему Обломовым-байбаком и тем Обломовым, которого любила и хотела возродить Ольга. Несмотря на перемены в обстановке и в образе жизни, во время отлучек для обучения в Верхлёве в Илье Ильиче развивалось всё то же самое, начало чему было положено в доме Ильи Ивановича. Юный Обломов, не привыкший к долгому труду, вынужден был подолгу заниматься в классе, что укрепило его нелюбовь к деятельности; но помимо этого его мечтательная натура, до этого находившая пищу своему воображению только в сказках о леших или Милитрисах Кирбитьевнах, получала широкое развитие благодаря тому, что он узнал о существовании мира за пределами ближайших окрестностей и получил хоть какие-то сведения о науках и искусствах.

Противоречивость отрочества переросла в противоречивость всей жизни. Обломов, имея идеалы, уже не похожие на идеалы его дедов, и будучи совершенно не затронутым суетой, но в то же время не имея достаточных душевных сил, чтобы осуществить свои мечты и перешагнуть через свою апатию, и постепенно всё глубже и глубже погружаясь в холодное равнодушие, оказывается неспособным, не подготовленным для реальной жизни.

Таким образом, видно главное различие между Штольцем и Обломовым. Один нуждается в движении, видит объективную действительность и достигает почти всего, чего хочет достичь, но, не давая воли мечтам, не имеет высокого идеала жизни, к которому стоит стремиться, а поэтому обрекает свою деятельность на некоторую бесцельность. Другой же, наоборот, видит только светлые мечты о спокойном счастье, но почти не в состоянии ничего предпринять на пути к их достижению, отчего, однако, его идеалы не перестают быть светлыми и чистыми, а бесцельность его жизни становится ещё более трагичной. Не то чтобы “он не был создан для людей”, но он не был создан для действительности…

Николай Лысенко, 10-й класс

Женщины в жизни Обломова

И менно женщины И.Гончарова в «Обломове» определяют поворотные моменты в судьбе главного героя Ильи Ильича и играют огромную роль в его жизни.

Большое влияние на формирование личности Обломова оказали женщины, окружавшие его в детстве. Маленький Илья, находившийся на попечении матери и няни, рос в атмосфере любви и заботы: “И целый день, и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготнёй: то пыткой, то живой радостью за ребёнка, то страхом, что он упадёт и расшибёт себе нос…”

Не случайно мотивы ретроспективного “сна Обломова”, в котором отразились детские впечатления героя, отчасти повторяются в мечтах Ильи Ильича, судить о которых мы можем из его разговоров со Штольцем. Идеальная, по представлению Обломова, жизнь напоминает читателю быт Обломовки, но, кроме воспроизведения детских впечатлений героя, в ней есть ещё одна важная составляющая - представление о том, какие должны быть отношения между супругами: “Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талью, углубиться с нею в бесконечную тёмную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса”.
Как нетрудно заметить, одна из главных составляющих этого идеала - одухотворённость. И именно её находит Обломов в Ольге Ильинской, которая не случайно вводится в роман вместе с мотивом возвышенного. Ещё не зная ничего конкретного о героине, читатель узнаёт, что она поёт арию «Casta diva». “Ты любишь эту арию? Я очень рад: её прекрасно поёт Ольга Ильинская”.

Любовь к Ильинской - это сильное чувство, которое меняет Обломова и переворачивает его жизнь. Становится понятно, что Илья Ильич способен на любовь. Поглощённый этим чувством, Обломов перестаёт быть сонным и апатичным; вот как его состояние описывает Гончаров: “От слов, от звуков этого чистого девичьего голоса билось сердце, дрожали нер­вы, глаза искрились и заливались слезами”.

Такая перемена в Обломове не чудо, а закономерность: впервые его жизнь обрела смысл. Это говорит о том, что прежняя апатия Ильи Ильича объясняется не душевной пустотой, а нежеланием участвовать в “вечной игре дрянных страстишек” и вести образ жизни Волкова или Алексеева.

Однако отношения Обломова и Ильинской складываются не безоблачно. Илья Ильич способен на нежность и любовь, но возвышенные чувства требуют от него совсем не романтических хлопот: перед тем как делать предложение, нужно благоустроить имение. Эти хлопоты пугают Обломова, а житейские проблемы кажутся ему непреодолимыми. В конце концов его нерешительность приводит к разрыву с Ольгой.
Именно в этот момент в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна Пшеницына - очень ограниченная, хозяйственная, домовитая женщина. В отличие от Ильинской, которая пыталась переделать Обломова, Пшеницына любит его таким, какой он есть, и относится к нему как к божеству. Главная цель её жизни - обеспечить Обломову как можно более комфортное существование. Об этом она, несмотря на материальное стеснение, больше всего заботится: “Как вдруг этот барин, - разбирала она, - станет кушать вместо спаржи репу с маслом, вместо рябчиков - баранину, вместо гатчинских форелей, янтарной осетрины - солёного судака”.

Говоря об Агафье Матвеевне, следует отметить, что именно она была рядом с Обломовым, когда он, пережив разрыв с Ильинской, вернулся к своей прежней жизни, символом которой стал вновь появившийся халат. Это дало возможность критику А.Дружинину называть Пшеницыну “злым ангелом Обломова”: “Она (Пшеницына. - Д.Х.) навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины”.

К этой мысли необходимо добавить, что жизнь с Пшеницыной - это другая сторона обломовского идеала. Если в Ольге Ильинской Обломов видел его духовную составляющую, то в Пшеницыной - уют и размеренность, о которых он мечтал в разговоре со Штольцем. Как мы видим, обе эти женщины воплотили в себе разные качества, близкие главному герою, но ни с одной из них он не был счастлив.

Даниил Харламов, 11-й класс

Женщины в жизни Обломова

Б ез сомнения, очень важную, если не главную, роль в жизни Обломова сыграли женщины. Говоря о людях, оказавших на него наибольшее воздействие, нужно упомянуть и тех мамушек и нянюшек, чьи заботы, с одной стороны, и рассказы, с другой стороны, повлияли на сложившийся у Ильи Ильича идеал женщины.

Во-первых, этот идеал включает в себя одухотворённость и поэзию; во-вторых, в нём же источник уюта, заботы и тепла, таких, какими Обломов был окружён в детстве. Однако в романе эти качества существуют порознь.

Одни воплощены в Ольге Ильинской - женщине, которую Обломов действительно любил (правда, по Добролюбову, “любить не умел и не знал, чего искать в любви, как и в жизни”; могу лишь заметить, что ровно с появлением в его жизни Ольги Илья Ильич перестал даже задаваться вопросом, где же жизнь; и, кажется, не только знал, чего искать в любви, но и уверился, что нашёл, - но об этом ниже).

Любовь дала новый смысл его жизни, открыла, или, вернее, пробудила в нём бурю чувств и обнаружила лучшие качества; в нём “играет жизнь”. Можно вспомнить такие символы, как оставленный халат или “одушевлённое” письмо к Ольге, противопоставленное письму к старосте, не более успешному, чем авантюра с отправкой рецепта пива Филиппу Матвеичу.

Ольга, как отмечает Дружинин, “по натуре своей не увлекается мишурой и пустыми светскими юношами своего круга”; но Обломов, который также не видит жизни в этой “мишуре”, суете светских щёголей (как не видит он её в суете литератора или чиновника), усматривает в Ильинской барышне не столько родственную душу, сколько свой идеал: “...этот идеал точь-в-точь был - Ольга! Оба образа сходились и сливались в один...” - но, кажется, напрасно сливались. Дело в том, что идеальному образу, грезившемуся Илье Ильичу, была присуща ещё одна важная черта: “В мечтах пред ним носился образ высокой, стройной женщины, <...> с тихим, но гордым взглядом, <...> как идеал, как воплощение целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой”.

Не знаю, насколько Ольга любит Обломова; но так или иначе к её чувству в немалой степени примешивается выраженное в желании превратить Илью Ильича в тот идеал, который уже она себе вообразила, самолюбие: “Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём”.

Так что цель её несколько вне Обломова: ей скорее хочется, чтобы, к примеру, Штольц “не узнал его, воротясь”.

Поэтому она не только не воплощает в себе блаженного покоя, но и, напротив, побуждает Обломова к деятельности; это не столько, как утверждает Добролюбов, “не входит в его привычки” (всё не так мелко), сколько заставляет постоянно переступать через себя (не случайно Илья Ильич вспоминает её “с содроганием”), быть не собой, а кем-то ещё, - а к этому Обломов не способен, во всяком случае, на долгий срок. И как ни уверяет Штольц друга, что тот может изменить себя, можно даже представить, как он борется с собой, - но очень трудно представить, как Обломов по-настоящему изменяет свою природу.

И в разрыве, впрочем, инициатива в конечном счёте принадлежит Ольге. Однако не то чтобы “воля Ольги послушна её сердцу” и “она продолжает свои отношения и любовь к Обломову <...> до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности”: тогда уж скорее сердце Ольги послушно её воле; опять-таки, не знаю, насколько сердцу по-настоящему любящему можно приказать разлюбить. Да и “решительную дрянность” Обломова нельзя не поставить под сомнение: в самом ли деле решительно дрянной человек дал бы пощёчину Тарантьеву, когда тот издевается над женщиной, которая, по мнению того же автора, “уничтожила [Илью Ильича] своим поступком, как ни один из обломовцев не был уничтожаем женщиной”? В конце концов, отчего сам Гончаров повествует о своём герое далеко не с той интонацией уничтожающего презрения, с которой следовало бы говорить о человеке решительно дрянном, - из снисхождения? Нет, видимо, произошедшее лучше объясняют слова Штольца: “...обманутое самолюбие, неудавшаяся роль спасительницы, немного привычки... Сколько причин для слёз!”

В противоположность Ольге Агафья Матвеевна, любя Обломова совершенно бескорыстно, ничего от него не требует: она видит в нём, таком, какой он есть, высшее и прекрасное существо, перед которым все другие - ничто (так неожиданно возвращается неловкое слово, сказанное Захаром: другой ).

Сам же Обломов находит в Агафье Матвеевне олицетворение идеала удобства и покоя, живое, заинтересованное участие. И словно подтверждая, что найден этот ещё детский идеал верно, Илье Ильичу снится няня, указывающая на образ хозяйки: вот твоя Милитриса Кирбитьевна . Теперь, кажется, грёзы сбылись, и судьба оказалась “доброй волшебницей, <...> которая изберёт себе какого-нибудь любимца, тихого, безобидного, - другими словами, какого-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыпает его, ни с того ни с сего, разным добром, а он знай кушает себе да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-нибудь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне”, - не совсем, конечно, неслыханной красавице, но той, на чьих “полной шее и круглых локтях” он “охотно останавливает глаза”. Чудесный идеал достигнут - но царство любви и заботы, Обломовка, со всеми её “обворожительными подробностями”, легко оборачивается царством мёртвых. Агафье Матвеевне не нужно всё то, что пробудил в Обломове роман с Ольгой, - и оно засыпает; более того, исчезают и все надежды, которые существовали у Ильи Ильича ещё до встречи с Ольгой, на Гороховой улице. Оказывается, что тот покой, воплотившийся в его существовании с Агафьей Матвеевной на Выборгской стороне, который Обломов противопоставлял “суете”, - сродни ей, как обратная сторона медали: он так же безнадёжен и бессмыслен.

Но несмотря на сон ума, как бы ни опустился Обломов, он, его сердце, как показывают чуть ли не прежние его порывы в разговоре с Андреем, остаются теми же. И хотя можно сказать, что хозяйка окончательно его погубила, но я бы просто повторила за Дружининым: “Агафья Матвеевна, тихая, преданная... навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину, но этой женщине всё будет прощено за то, что она много любила”.

Евгения Сечина, 10-й класс