Как дать тему быстрый этюд по живописи. Что такое этюд

Этюд. Значительное место в творчестве Малютина занимала этюдная живопись.

Этюды его можно разделить на два вида. Одни-длительные: они создавались по натуре, с тщательной проработкой форм за два-четыре часа и предназначались главным образом для жанровых произведений. К ним относятся, например, следующие: «Подпасок к картине «Пастух с подпаском» (1893, ГТГ), «Избушка› к картине «Сельская ярмарка» (1907, ГТГ), «Мальчик” к картине «Дед и внучка» (1932, ВЦСПС), «Арбузы» к картине «Обед артели» (1934, ГТГ).

Эти этюды выполнены на грунтованном мелкозернистом, плотном льняном холсте. Пастозно стертые краски Малютин энергично наносит корпусными, фактурно выраженными мазками, выразительно лепящими формы.

Ко второму виду этюдов принадлежат 15-20-минутные этюды-“нашлепки”, выполнявшиеся художником на натуре во время его частых поездок в Подмосковье, на север России, в Крым и другие места нашей Родины.

Монастырь в Истре

В этих этюдиках стандартных размеров (9Х15 сантиметров) Малютин преследовал двоякую цель. Для него это была, во-первых, постоянная тренировка руки и глаза на натуре, а во-вторых, в этюдах-“нашлепках” художник искал нужные ему цветовые отношения.

Размер 9х15 сантиметров точно соответствовал маленькому этюднику (подарок К. Коровина). обычно сопутствовавшему Малютину во время его поездок на натуру. Собираясь идти писать этюды, Малютин брал с собой только маленький этюдник. С другими этюдииками он работать на натуре не любил. Выдавив на палитру нужные ему краски, он брал в карман белила и кисти и шел писать.

Основным материалом для этих этюдов служили пластинки прочной, трехслойной, хорошо выдержанной фанеры, толщиной от 1,5 до 2,5 миллиметра. В редких случаях на фанеру наклеивался грунтованный мелкозернистый холст (этюд «Избушка», 1925, собрание О. С. Малютиной).

Приемы кладки красок в маленьких, быстро написанных этюдах отличались исключительным разнообразием. То это была очень тонкая, полулессировочная (довольно жидко разведенными красками) кладка красок в этюде «Алабино. Ручей» с включением в отдельных местах в живописно-красочный слой фактуры фанеры; то более пастозно написанный этюд «Скоротово» (1936) с полулессировочной кладкой красок дальнего плана и массивными, корпусно положенными на небе, рельефными, сильно выраженными мазками (облака); то энергичная кладка короткими, широкими мазками средней густоты красок, четко лепящих формы в “Крестьянском дворике” (1911) ; то широко проложенные во всю длину этюда продольные фактурно выраженные мазки (небо и вода) в сочетании с очень пастозными и рельефными мелкими мазками первого плана (берег и камни) в этюде «Крым. Море» (1925).

Некоторые этюды отличаются массивной кладкой эмалеподобной красочной густой пасты, резко положенной мелкими мазками (этюд “Дерево. Крым” (1925).

Малютин мастерски использовал в этюде фактурную поверхность фанеры. Живопись в этюде «Крым. Пляж» (1925) выполнена таким образом, что фактура фанеры, чуть протертой серой краской (оставившей на ней следы в виде многочисленных черточек), превосходно передает песчаный берег пляжа. Лишь на дальнем плане несколькими мазками голубой краски и белил выразительно переданы вода и пена прибоя. Сидяшая на пляже женская фигура намечена несколькими легко положенными мазками венецианской красной и черной.

Свои этюды Малютин писал всегда щетинными кистями различных номеров.

Этюд. Художник Малютин С.В.

Процесс творчества и результат тесно связаны с мировоззрением художника. В создаваемой им картине участвуют его мысли, чувства, фантазия, мастерство, отношение к изображаемому.Художник всегда ищет наиболее выразительное решение своего замысла, обдумывает сюжет, композицию. Образы, возникающие в его воображении, имеют объективное происхождение, рождены зримыми свойствами реальности и обладают своими конкретными формами. Поэтому живописец, воплощая свой замысел, обращается к тем свойствам предметов и явлений, которые он воспринимает зрительно. Только при наличии зрительной достоверности изображенного можно выразить определенные чувства, мысли, вызвать соответствующие переживания у зрителя, ассоциативные представления которого связаны с предметным миром. В хорошем пейзаже зритель увидит не только материальные предметы, но и естественную игру света и цвета, серебристый блеск росы или переливы красок в утреннем небе. Такое изображение вызывает в памяти забытые впечатления, заставляет работать воображение, приводит в действие мысли и чувства, связанные с прошедшими переживаниями, с прежним опытом. С особенностями этого ассоциативного восприятия и связано эмоциональное и эстетическое воздействие произведений живописи.

Не следует думать, что автор картины, стремясь добиться зрительной достоверности живописи, должен механически копировать облик изображаемого. Для учебной работы характерны прежде всего познавательность, углубленное и всестороннее изучение натуры. Нередко учебные этюды бывают излишне «засушены», «дробны», «протокольны», похожи друг на друга не только в сюжетно- тематическом плане, но и в техническом исполнении. Все это вполне естественно, и «сухость», робость учебной работы нельзя считать признаками ее слабости или отсутствия у автора творческого дарования.

В то же время и вольное отношение учащегося к задачам этюда, некая «лихость» не являются признаками творчества, как иногда считают. Учебные работы бывают недостаточно эмоциональны, свежи и оригинальны, потому что они еще несовершенны в художественном отношении, так как учащиеся еще не имеют опыта, мастерства, не знают всего разнообразия средств для решения учебной задачи или воплощения замысла. Только с опытом придет свободное творческое овладение натурой и ее законами, а также техническое совершенство.

Речь идет о том, чтобы в учебных работах последовательно и четко решались поставленные учебно-воспитательные задачи и во взаимосвязи с этим у учащихся воспитывались и развивались творческие дарования.

Основная часть

Умение видеть и передавать на плоскости трехмерные формы и цвет предметов составляют суть грамоты живописи. Эта грамота приобретается главным образом в упражнениях с натуры. Чем больше художник пишет этюдов с натуры, тем острее становится у него ощущение колорита, гармонии красок и ритма линий. В результате постоянных упражнений в изображении с натуры натюрмортов, пейзажей, головы и фигуры человека развивается наблюдательность, вырабатывается умение подчеркивать существенное, отбрасывать второстепенное, выражать свои эмоции, вызванные красотой окружающей природы, многообразием жизни.

Путь к мастерству начинается с изучения теоретических основ живописи и систематического выполнения практических упражнений. Без знания законов живописи практическая работа учащихся ведется в слепую и профессиональное совершенствование замедляется.

Изображать - это прежде всего рассуждать. Приступая к живописи, надо хорошо продумать свою задачу, ясно определить свою цель.

Еще Леонардо да Винчи говорил, что «те, кто влюбляются в практику без науки, подобны корчим, выходящим в плавание без руля и компаса, ибо они никогда не могут быть уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории, и без нее ничто не может быть сделано хорошо в случаях живописи».

Как написать этюд маслом

(на сайте в скором времени планируется бесплатный просмотр видео «Уроки живописи масляными красками»

Хотелось бы описать, как я применяю на практике вышеописанные материалы и методы работы. Для примера выбран пейзаж «Конец лета».

В конце лета - начале осени листья на деревьях желтеют, трава приобретает различные цвета. Тени от деревьев становятся более холодными, с фиолетовым оттенком. Ближе к горизонту,из-за голубого неба, деревья, растительность кажутся более холодными, чем в жаркое летнее время. Осень - это то время, когда нельзя пропускать ни дня без живописи на пленере. Два-три часа работы масляными красками в день для меня лично превращаются в минуты полного душевного равновесия, покоя и гармонии с природой.

Для написания этого этюда мне понадобился обработанный желатином и акриловым грунтом холст, предварительно наклеенный на планшет. Подмалевок решил сделать темперными красками, поэтому запасся необходимыми материалами для масляной и темперной живописи. Из черной бумаги по размерам заготовленного холста сделал видоискатель. Кроме этюдника, для полного комфорта, взял с собой раскладной стул и зонтик.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее привлекательный вид пейзажа, оценив композицию и тональные отношения будущего этюда, я приступил к работе.

Чтобы написать портрет маслом по фото () понадобиться предварительный, точный рисунок карандашом. В моем случае построение композиции и предварительного рисунка на холсте можно выполнить тонкой колонковой кистью №2 и прозрачной, охристой темперной краской. При помощи видоискателя определил, что главной в этюде будет растительность. Исходя из этого, линию горизонта расположил выше середины холста. Для того чтобы подчеркнуть перспективу пейзажа, а также для сбалансированности композиции, наметил уходящую вдаль дорогу.

Перед тем, как приступить к подмалевку темперной краской, мысленно провёл подготовительную работу.

1.Внимательно рассмотрел тональные отношения пейзажа.

2. Установил самые светлые и насыщенные по тону места.

3. Определил, какие цвета будут преобладать в этюде на переднем, среднем и дальнем планах.

Во избежание ошибок в дальнейшем тональном построении работы, я начинаю подмалевок с самых насыщенных фрагментов картины в независимости натюрморт ли это, или человеческая фигура. Далее пишу от самого темного к светлому. Часто случается так, что белый грунт холста является наиболее минимальным по насыщенности местом в этюде. В таких случаях грунту придаю теплый или холодный оттенок, в зависимости от обстоятельств и места написания картины (в аудитории или на пленере).

В пейзаже «Конец лета» оптимальным решением стало выполнение подмалевка, начатое с деревьев дальнего плана. Дело в том, что растительность и поверхность земли дальнего плана отчетливо выделялись фиолетово-голубой полосой и имели светлый тон, приближенный к небу. Используемые краски: небесная голубая, кадмий фиолетовый, неаполитанская красно-фиолетовая, белила цинковые и титановые в пропорции 1:1.

Над деревьями у горизонта небо имело охристо-красноватый оттенок и стало самым светлым по тону элементом картины. Используемые краски: охра золотистая московская, кадмий красный светлый, белила. Такой контраст теплых и холодных оттенков на горизонте обозначил границу между деревьями и небом.

Приведу отрывки из заметок Д. Констебля о небе: «Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником… Небо - очень трудная задача, как в смысле композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а должно лишь вызывать представление о бесконечной дали. Это не относится, конечно, к редким явлениям природы или случайным эффектам освещения, которые всегда привлекают особое внимание…»

Переходя к среднему плану, я использовал более контрастные и насыщенные тона для деревьев и другой растительности. Учитывая воздушную перспективу, написал тень и свет более теплыми красками. Используемые краски для тени: кадмий фиолетовый, небесная голубая, умбра жженая, кадмий красный светлый . Краски, используемые для света: охра желтая, охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, белила титановые .

На ближнем к зрителю плане трава и дорога немного светлее и теплее, нежели тон деревьев. Здесь были использованы такие краски, как охра желтая , охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, кармин, английская красная, белила.

Такой подмалевок уже придавал будущему этюду воздушную перспективу и определял колорит работы.

После того, как темперная краска подсохла, я приступил к живописи маслом.

На этой стадии работы мне предстояло:

1.«Подчеркнуть» объем листвы и стволов близстоящих деревьев.

2.Подготовить первый план как основу для следующего.

3.Детально прописать второй план этюда.

4.Добавить, при помощи лессировок, различные оттенки в нужных местах этюда.

Вслед за подмалевком темперными красками продолжил этюд маслом с деревьев дальнего плана. Тени деревьев придал размытый контур смесью красок. Используемые краски: виноградная черная, белила, небесно-голубая; свет показал с помощью лимонно- желтой, белил и небесно-голубой красок.

Щетинной кистью №16 написал небо, применяя, так называемую, растяжку от теплого (у горизонта) тона к холодному и от светлого к темному, с целью придания ему объема. Используемые краски: небесная голубая, голубая - «ФЦ», кадмий фиолетовый, виноградная черная, белила. Прописывая небо, наносил красочный слой в диагональном направлении.

Как описывалось выше, в картине не должно быть двух одинаковых мазков (см. методы масляной живописи). Поэтому мною использовались кисти различного размера (в соответствии с фрагментами работы).

Свет на первом и втором плане этюда был исполнен пастозными мазками, с использованием мастихина.

Придав объем стволам деревьев и растительности на втором плане, я приступил к деталям.

На заключительной стадии работы мне оставалось лишь прописать более тщательно тонкие ветви деревьев, траву и участки дороги тонкой колонковой кистью (№2).

Успех в творческой деятельности обеспечен, в первую очередь, тому художнику, который в упорном желании создать произведение искусства, преодолевает, несмотря на различные трудности, любые барьеры и препятствия на своем жизненном пути. Вспомните Винсента Ван Гога… Ведь этот художник (и не только он) доказал, что человек своим упорством и желанием достичь поставленной цели способен на очень многое.

Однажды известному скульптору Микеланджело задали вопрос: «Как получаются у вас такие замечательные скульптуры?», на что он ответил: - «Я беру камень и отсекаю всё в нём ненужное». В живописи приблизительно так же. По аналогии, следует всего лишь положить нужный тон краски на соответствующее ему место холста… Так художник сможет передать свои чувства и мысли, открывая зрителю новую реальность. Но для того, чтобы знать как, какой и куда положить тон краски, нужно много работать и развиваться, изучать и любить живопись.

Самый лучший учитель для живописца - это природа, и никто не сможет научить большему, чем она. Учителя, преподаватели только направляют, подсказывают и учат начинающего художника основам живописи, делятся собственными наблюдениями. Где бы вы ни находились, что бы ни чувствовали, и каким бы ни было ваше настроение, всегда старайтесь замечать в окружающей вас действительности то, что, на первый взгляд, кажется неинтересным для обычного человека. Наблюдайте и сравнивайте тональные отношения неба и земли, цвета дальнего плана и переднего. Делайте быстрые наброски с натуры каждый день и ни в коем случае не уничтожайте их впоследствии. Даже, в том случае, если некоторые из них не получились такими, какими Вы их видите в идеале.

Попробуйте представить себя в роли натуралиста, который исследует явления природы, повадки животных; физиономистом, изучающим особенности строения и мимики лица людей в попытки угадать, определить черты их характера.

Художник должен отображать на холсте свое время и при этом уметь самовыражаться, для чего необходима постоянная его открытость окружающему миру.

Больше обращайте свое внимание на людей, которые окружают Вас: пантомимика, мимика, стиль одежды (делайте быстрые наброски).

Для расширения собственного профессионального кругозора старайтесь посещать как можно больше выставок и музеев, изучайте репродукции великих живописцев, читайте различную литературу.

Говорилось преимущественно о длительном по времени исполнения этюде, предполагающем углубленную проработку формы предметов цветом, с учетом колористической гаммы натюрморта, условий среды — света, окружающего пространства, их взаимных влияний.

Но на курсах живописи в художественной школе New Art Intention мы учим начинающих художников быстрой записи рисунка, запечатлеть в этюде только главное, наиболее существенное, или только часть целого — фрагмент. Поэтому наряду с работами, длящимися весь урок живописи, существуют и другие формы этюда. Это этюды-наброски, этюды фрагментов, эскизы по памяти.

Все эти формы имеют право на существование. Вопрос заключается лишь в том, чтобы разумно их сочетать. Работая только над длительными по времени исполнения этюдами с углубленной и детальной прорисовкой предметов, мы не приобретем навыков быстрой работы и не сумеем сразу запечатлеть в этюде наиболее главные и существенные черты, не научимся сознательно жертвовать теми или другими деталями в угоду главного.

В таком этюде наряду с определением композиционного строя мы выясняем для себя цветовую гамму, запоминаем смешение красок, с помощью которых достигаем нужных сочетаний. Такой этюд выполняется в течение получаса - часа.

Ниже представлен ряд быстрых этюдов-набросков и этюдов отдельных фрагментарных решений натюрмортов из плодов, ягод и предметов быта. Проделайте ряд упражнений, чтобы приобрести некоторые навыки в рисовании коротких этюдов.

Учимся рисовать этюды.

Весной или летом составьте букет из однородных цветов, включите в него один или два цветка другого вида. Поставьте такой букет сначала на рассеянном свету в большой залитой светом комнате, на веранде или в саду и в течение полутора-двух часов напишите этюд. Этот же или другой букет попробуйте написать в условиях яркого освещения, в солнечный день, поставив цветы на окно или в саду. В каждом из этих заданий вы встретитесь с новыми для вас условиями. Под влиянием сильного прямого света (в данном случае солнечного) цвет предметов меняется по сравнению с комнатными условиями. Благодаря возникающим контрастам, обилию рефлексов, бликов, благодаря сочетанию и взаимодействию всех этих факторов предметы как бы утрачивают свою конкретность. И свет, и тень, и полутень не воспринимаются четко разграниченными между собой, а обогащают друг друга массой новых оттенков, нюансов, переходов. Одним словом, решение светотеневых задач приобретает в данном случае очень большое значение.

Для живописца освещение в такой же мере важно, как сам изображаемый мотив, вернее одно с другим находится в неразрывной связи. Таким образом, при работе над этюдом на воздухе, как говорят в пленере*, возникают особые, представляющие большой интерес задачи. *(От французского plein air— под открытым небом. Термин употребляется в изобразительном искусстве применительно к изображению на открытом воздухе) .

Этюд полевых колокольчиков выполнен на прямом солнечном свету. Легко, прозрачными красками намечена их общая масса. Но, тем не менее, она воспринимается объемной. По внешнему краю букета колокольчики, будто прозрачны и невесомы. Некоторые из них почти растворяются в фоне, иные читаются более четко, но не резко.

Этюд интересен для нас технической стороной исполнения. Чистота красок, общее впечатление свежести и сочности достигаются тем, что работа выполнена по сырой увлажненной бумаге, обильно насыщаемой красочным раствором. На курсах живописи в нашей школе мы более углубленно рассказываем об особенностях такого письма.

В отличие от предыдущего упражнения — букета из однородных цветов, составьте также небольшой букет из цветов, различных по окраске и формам. Поставьте его на рассеянном свету в комнате на фоне светлой без узора стены. Букет будет по отношению к фону составлять определенной силы силуэт.

В рисунке легко наметьте цветы, выступающие из общей массы букета. Они будут разными по своему абрису, форме и размерам. Затем, все время сравнивая силу тона, начинайте по частям покрывать нужным цветом отдельные группы цветов, стараясь передать их характер. Не нужно при этом краску брать в полную силу, с тем, чтобы иметь возможность впоследствии усилить некоторые части. При рисовании цветов избегайте резких очертаний в касаниях одних цветов с другими или с зеленью. Иначе они будут производить впечатление жесткости и покажутся скорее искусственными, а не живыми. Цветы, особенно полевые, всегда нежны, хрупки, трепетны, и в этюде нужно стремиться передать эти качества.

Посмотрите, с каким вниманием и любовью выполнены кисть бузины, желтые цветы льнянки, рядом с ними ромашка и листья папоротника. Следите за тем, чтобы изображение не производило впечатления плоского, как бы вырезанного и наклеенного на бумагу подобно аппликации. Во избежание этого нужно путем сравнения определить особенности касания букета с фоном. В каких-то частях цветы будут по светлоте с ним сливаться или даже окажутся светлее его, в других — образовывать различные по силе контура силуэты. Несмотря на разнообразие оттенков, слагающих букет цветов, он не должен казаться пестрым, а сохранять собранность, цельность единой тональности. При обучении рисованию в художественной школе мы рекомендуем начинающим иногда во время работы прищуривать глаза и смотреть то на букет, то на свой этюд. Это помогает увидеть ошибки, допущенные в тональном решении.

Следующее упражнение этого урока живописи призвано углубить навыки работы над быстрым этюдом. Упражнение ставит задачу, используя полученные ранее навыки в технике а-ля прима, добиться сочности и красочности в живописи. На каждое из таких упражнений полезно отвести один-два часа.

Для начала можно выполнить задание, аналогичное этюду с клубникой. Здесь, как и в предыдущем этюде, автор то использует возможности кисти, предельно насыщенной раствором краски, то кладет легкие, прозрачные мазки чистых красок, допуская минимум их смешения. В результате достигается передача сочности и мягкости крупных ягод, впечатление их пронизанности светом.

Этюд с кружкой также выполнен в форме быстрого наброска. Постановка интересна сочетанием разнообразных предметов. Перед художником возникает новая задача — показать блеск металла рядом с лоснящейся поверхностью кожицы помидора. Краски чисты, легки, прозрачны, общий колорит светлый. Поэтому работа производит впечатление свежести, непосредственности.

Следовательно, в быстрых по исполнению этюдах задача заключается в том, чтобы установить основные цветовые отношения, основные контрасты, передать освещение. В таких этюдах не требуется подробной детализации во всех частях. Например, в букете с колокольчиками, при обобщенном решении всей массы букета, мы видим ромашку и намеченные силуэтом характерные очертания самих колокольчиков.

Такие этюды могут иметь как подчиненное, так и самостоятельное значение. Подчиненное — при выполнении предварительного эскиза перед длительным этюдом; самостоятельное — при решении специальных живописных задач (передача условий света, цветовых сочетаний) и, наконец, когда требуется запечатлеть для себя какой-то мотив, но нет времени выполнить его более обстоятельно.

На курсе живописи New Art Intention мы предостерегаем от чрезмерного увлечения такими быстрыми этюдами. При обобщенности решения этюд не должен утрачивать предметных характеристик. Одним словом, обобщенность не должна стать самоцелью в рисовании для начинающих. Как раз, наоборот, с помощью ее мы стараемся выразить наиболее характерные и типичные для данного предмета или явления свойства.

Этюды акрилом, написанные учениками во время уроков живописи в Artintenstudio.

Слово «этюд» представляет собой точную русскую транскрипцию французского термина "étude", который в переводе с этого языка означает «обучение» или «исследование». Это слово в русском языке имеет несколько достаточно сильно отличающихся друг от друга значений, причем они сконцентрированы преимущественно в сфере искусства. Однако отпечаток первоначального значения французского оригинала заметен во всех смыслах этого слова.

Этюд в живописи

Одно из самых распространенных значений, которые имеют в виду, произнося слово «этюд», относится к области живописи. В этом смысле под ним подразумевают произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности. Зачастую этюдом называют рисунок, степень проработанности которого не слишком высока, поскольку он служит одним из вариантов будущего законченного произведения. Поэтому серьезный художник, как правило, делает несколько этюдов к одному крупному произведению.

В области живописи слово «этюд» имеет также дополнительное значение, в большей степени связанное с первоначальным смыслом французского оригинала. Так, под этюдом иногда подразумевают обучающее занятие, целью которого является создание художественного наброска к будущей картине.

Этюд в музыке и театре

Слово «этюд» применяется также для обозначения музыкальных произведений, которые, в свою очередь, имеют ярко выраженные особенности. Так, это произведение чаще всего имеет небольшую продолжительность и написано для одного музыкального инструмента или голоса. Его основной целью, как правило, является развитие технических навыков исполнителя.

Похожее значение имеет слово «этюд» в театральной среде: оно представляет собой небольшую по объему постановку, в которой предполагается участие ограниченного количества актеров, и применяется для развития техники актерского исполнения. При этом этюд в театральной среде чаще всего включает в себя значительную часть, основанную на импровизации, что позволяет улучшить игру актеров.

Этюд в шахматах

Еще одно распространенное значение этого слова связано с игрой в шахматы. В этой сфере применение этого термина также имеет оттенок, отражающий обучающий характер данного понятия. Так, словом «этюд» среди принято обозначать специально составленную специалистом ситуацию на доске, которую обучающемуся необходимо решить в свою пользу либо добиться ничьей.