Возвышает ли любовь человека. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (на материале произведений А.И

Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 – 20 веков – Бунин и Куприн.
Творчество А.И. Куприна пронизано темой искренней, чистой, светлой любви – Любви с большой буквы. Однако это чувство, утверждает автор, не может существовать с современном ему мире, где царят цинизм, безверие, равнодушие, эгоизм. Именно поэтому практически во всех произведениях Куприна любовь оказывается повергнутой, растоптанной, преданной.
Такова участь чувства Олеси – героини одноименной повести. Девушка, выросшая в лесу и привыкшая открыто выражать свои чувства, не бояться мнения окружающих, полюбила человека «цивилизованного мира». А тот, из трусости и эгоизма, предал Олесю и ее любовь, подверг жизнь девушки опасности. В итоге «паничу», лишившемуся большой любви, остается лишь вспоминать свою «дикарку» и сожалеть о том чувстве, что он навсегда потерял.
В поиске настоящей любви Куприн обращается в прошлое - в библейские времена. Тогда, утверждает писатель, жили люди, которые были способны на большое чувство. В качестве примера автор рассказывает о любви царя Соломона и простой девушки Суламифь, которая стала образцом подлинной любви и верности.
Счастье Соломона и его возлюбленной было настолько огромным, что вызывало зависть у окружающих, не способных испытать подобное. Злоба и коварство сделали свое дело – Суламифь погибла от рук заговорщиков. Но и перед лицом смерти она твердила имя своего любимого, не уставала благодарить его за то, что он подарил ей величайшее счастье на свете: «Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный. Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи».
Однако и в современности Куприн все же видит отголоски той, древней, истинной, великой любви. Рассказ «Гранатовый браслет» является тому подтверждением.
В произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению. Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему. Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Но есть в «Гранатовом браслете» и другой взгляд на любовь. Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда «маленьких людей». Господин «Г.С. Ж» - мелкий служащий на почте. Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало - «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»
Но внезапно эта «серая» жизнь озарилась божественным светом – Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной – настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно. Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь «маленького человека» Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Для Желткова его чувство стало божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое – гранатовый браслет. Это, в сущности, не очень красивое украшение – семейная реликвия Желткова: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. На прощание герой оставляет княгине свое благословение - в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Таким образом, тема любви – одна из ведущих тем всего творчества А. И. Куприна. Писатель считал, что любовь – то истинное чувство, ради которого стоит рождаться и жить на этой земле. Только «истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». Однако современные ему люди, по наблюдениям Куприна, все меньше и меньше были способны любить, посвящать свою жизнь другому человеку, чем-то жертвовать ради него. И от этого любовь становилось еще более редким и драгоценным явлением в этом бездушном и эгоистичном мире. Уметь заметить ее, не пропустить, наградить себя и других любовью – вот к чему призывает в своих произведениях А.И. Куприн.

нескольким

Что такое истинная любовь и способна ли она действительно преображать человека, возвышая и очищая его? Наверное, каждый человек находит свой ответ на этот вопрос. В русской литературе многие писатели задумывались над этим, но никто не дал такого исчерпывающего ответа, как Антон Павлович Чехов в рассказе «Дама с собачкой». Всего на нескольких страницах этого подлинного шедевра мировой литературы показана история любви двух самых обычных, на первый взгляд, людей.

Начало ее кажется более чем заурядным курортным романом. В Ялте встречаются Гуров, этот ничем не примечательный банковский служащий, заштатный Дон Жуан, и Анна Сергеевна, молодая «дама с собачкой», впервые вырвавшаяся на свободу из рутины семейной жизни. Несколько встреч, и отдых на море закончен, а вместе с ним завершен и недолгий роман. Для Гурова это одно из его многочисленных приключений, которое, как ему кажется, он скоро забудет. Несколько «штрихов к портрету» героя: вот он после первого свидания, которое так взволновало Анну Сергеевну, спокойно выслушивает ее признания и ест при этом арбуз. А вот они прогуливаются у моря, и вдруг нашего героя посещают неожиданные для него мысли о «высших целях бытия». Но этот момент отрыва от обыденности быстро исчезает, как туман над морем. Отдых закончен, начинается будничная жизнь: служба, домашние заботы, пустые разговоры с сослуживцами.

Вернувшись в Москву, Гуров уверен, что скоро воспоминания о курортном романе померкнут и забудутся, но неожиданно они разгораются все сильнее, заполняя его всего. Он так переполнен ими, что чуть не рассказывает обо всем жене, и в конце концов делится со случайным собеседником, его сослуживцем. Для Гурова эти необычные для него чувства - начало чего-то нового, небывалого для него, а его собеседник, спокойно жующий свой обед, вскользь замечает: «Осетрина-то с душком». Эта ничего не значащая обычная реплика так не похожа на весь строй мыслей Гурова, что он взрывается. Вдруг ему открывается то, от чего он старательно пытался отвернуться: он, примерный семьянин, солидный, многоопытный человек, обнаруживает, что впервые по-настоящему полюбил, хотя уже седина появилась у него в волосах.

Гуров не может больше ждать - он едет в город, где живет Анна Сергеевна. Встреча героев становится началом их новой жизни. Внешне в ней все по-прежнему, но то, что бросило их навстречу друг другу, теперь составляет ее подлинный смысл. Это и есть те «высшие цели бытия», о которых Гуров раньше не хотел задумываться. Теперь же и он, и Анна Сергеевна живут как бы на ином, возвышающемся над обычным уровне чувств, эмоций, размышлений. Им открываются прежде неведомые грани жизни, волнуют новые вопросы и проблемы, требующие решений.

Но Чехов не стремится к окончательным ответам, финал рассказа, как многих других произведений этого писателя, остается открытым. Да и может ли существовать некое общее решение там, где речь идет о настоящей любви? Важнее другое: магия чеховского искусства вовлекла нас в орбиту чувств и переживаний его героев. Вместе с ними мы ощутили, как все меняется, когда жизнь человека озаряет своим светом любовь. А значит, и мы, читатели, получили мощный импульс к поискам, преобразованиям и новым открытиям.

Настоящая любовь очищает человека от всего ненужного, ложного. Она возвышает любого, кого посетило это светлое чувство. Любовь может нас преобразить, сделать лучше, изменить наше отношение к окружающему миру.

Тема любви традиционна для русской литературы.. Писатели подвергают своих героев испытанию любовью. Влюблённый в Ольгу Ильинскую герой романа И.А.Гончарова Обломов поднимается с дивана, начинает вести активный образ жизни.

По – настоящему влюблён в Анну Сергеевну Одинцову тургеневский Базаров, хотя до этого отрицал загадочные, таинственные и романтические отношения между мужчиной и женщиной. Теме любви посвящён сборник «Темные аллеи», состоящий из 38 рассказов. Его автор – русский писатель двадцатого века И.А.Бунин.

Рассмотрим один из рассказов сборника, который называется «Холодная осень». События в рассказе происходят в 1914 году, когда начинается первая мировая война. Повествование идёт от лица героини, девушки – дворянки, которая живёт в имении вместе с отцом и матерью. Возлюбленный героини – друг семьи, живущий по соседству. В Петров день на именинах отца девушки молодых людей объявляют женихом и невестой. Германия объявляет России войну 19 июля, а в сентябре юноша приезжает на сутки, чтобы проститься и уехать на фронт. Этот последний, прощальный осенний вечер героиня запомнила на всю жизнь и вспоминает о нём в мельчайших подробностях. После вечернего чая и ужина родители отправились отдыхать. чтобы рано утром проводить своего названого сына. А молодые люди спускаются в сад, где между ними происходит очень важный разговор. Молодой человек спрашивает: «Если меня убьют, ты ведь не сразу забудешь меня?» Девушке стало страшно, и она сказала, что не переживёт этого. А юноша грустно проговорил: «Ты поживи, порадуйся, потом приходи ко мне». Убили его спустя месяц в Галиции. А героиня ещё долго жила, вынесла многое на своём пути: смерть родителей и мужа, эмиграцию, чужбину. В 1918 году, торгуя на углу Арбата, она повстречала человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке. Когда в 1920 году вместе с толпой беженцев они плыли на пароходе из Новороссийска в Турцию, муж умер от тифа. Героиня жила на чужбине, скиталась, была в Болгарии, В Сербии, Чехии, во Франции, вырастила приёмную дочь, ставшую совершенною француженкой и не испытывавшей никакого чувства к приёмной матери. Прошло 30 лет. Подводя итог своей жизни, героиня спрашивает себя: а что же было в её жизни? И сама же отвечает: только холодный осенний вечер, всё остальное – ненужный сон. Была любовь лишь краткое мгновенье, но она осветила всю остальную жизнь на долгие годы. Героиня пожила, порадовалась на свете, теперь готовится к встрече с ним.

Подведя итог, скажем одно: любовь может быть единственной на всю жизнь, она может быть светом, идущим сквозь годы. И даже память об этом высоком светлом чувстве может озарить душу навсегда.

(Комментарий к итоговому сочинению по направлению «Любовь»)

Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. Ответ на этот вопрос веками искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви Рождественского:

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день , какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

Ххх

Послушайте сонет И.Л. Сельвинского.

- Как вы думаете, какие чувства испытывает герой: любовь или влюблённость?

Бывал влюблённым я, но не любил.

Любовь? Не знаю имени такого.

Я мог бы описать её толково,

Как это мне Тургенев объяснил.

Или блеснуть цитатой из Толстого,

Или занять у Пушкина чернил…

Но отчего – шепну лишь это слово,

И за плечами очертанья крыл?

Но крылья веяли, как опахала.

Душа моя томилась и вздыхала,

Но паруса не мчали сквозь туман.

Ничто, ничто меня не чаровало.

И хоть любовь – безбрежный океан,

Ещё мой брег не трогался с прича ла.

ххх

- Разграничьте эти понятия: любовь – страсть; любовь – жалость; любовь – привычка; любовь – поклонение .

- Любить и быть любимым – это одно то же? Что лучше?

- Любовь без взаимности: счастье или трагедия?

- Какими качествами обладает любящий человек?

- Существует ли идеальная любовь? Какая она?

- Согласны ли вы, что любовь возвышает человека?

ххх

Кому принадлежат слова «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость… Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться». (Генералу Аносову.)

Ххх

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

ххх

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». )

- В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека не только в собственных, но и чужих глазах. Именно такая любовь бессмертна!)

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

ххх

Вывод:

Тема любви давала Куприну возможность глубже показать губительные воздействия ненормальных общественных отношений на человеческую душу, показать враждебность мира квашниных всему чистому и святому. Но не только в этом дело. Тема любви для Куприна противостояла всему низменному, меркантильному, циничному, она не могла не привлечь большого и духовно здорового художника, верящего в человека, в силу и красоту человеческого духа. Куприн и в разработке этой темы был законным наследником русской литературы XX века.

ххх

Хотя Булат –Тугановский еще пытается третировать Желткова и угрожать ему, но духовный перевес уже полностью на стороне последнего. Маленький чиновник «выпрямляется» и говорит как бы с высоты чувства, вознесшего его над житейской суетой, открывшего ему новый, сияющий мир.

Собственно, нет даже разговора Желткова с Шеиным, говорит только Желтков, а Шеин слушает, подавленный огромностью переживаний, недоступных ему самому. Впоследствии он признался жене: «Для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать».

ххх

Любовь у Бунина:

    Солнечный удар. Непредсказуемость, неуправляемость, стихийность..

    Мгновения достаточно, чтобы осветить жизнь.

    «Темные аллеи» - лабиринты души.

Любовь – прелесть, мощь жизни… Но и обреченность, краткость. Любовь может быть внезапной и стремительной, как солнечный удар, но никогда прочной и долгой. Мелькнуло блаженство – потянулась прежняя жизнь, теперь, после счастья, вдвойне невыносимая…

Бунин убежден, что настоящая любовь слишком близка к смерти, настоящая страсть не выдерживает испытания жизнью.

Обманутая любовь – одна из постоянных тем Бунина. («Кавказ»).

ххх

Интересен и другой разворот темы - Невозможность любви. Недостижимость счастья.

В чем сходство героев? (Татьяна Ленская, Олеся и Желтков)

Марина Цветаева «Мой Пушкин». У какого народа еще есть такая героиня, влюбленная, но гордая, сильная духом, мудрая!?! «В том-то и дело было, что он (Онегин) ее (Татьяну) не любил…И только для того Его, а не другого в любовь выбрала, что втайне знала, что он её не сможет любить…»

Примерные темы сочинений…

Любовь на века

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь сильнее смерти

Любовь и война…

Любовь и разлука…

Любовь есть духовное возрождение...

Лики любви...

«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, высокой любви

«От любви к женщине родилось все прекрасное на земле» (А.М.Горький)

Лицемерная любовь хуже ненависти.

Любовь и Смерть.

Максим Горький «Девушка и Смерть» (сказка)

Цитаты: Иногда Любовь горит скорей

Тонкой свечки в жарком божьем храме.

Думает: «Чем буду жить на свете, если люди целоваться бросят?»

Девушка своё: «Обнимет милый – ни Земли, ни Неба больше нет!

И душа полна нездешней силой,

И горит в душе нездешний свет!»

Краше Солнца – нету в мире Бога!

Нет Огня – Огня Любви чудесней!

Смерть – не мать, но женщина. И в ней

Сердце тоже разума сильней!

Только я с тобою рядом буду,

Вечно буду около Любви!..

Вероятно, от Любви энергии больше, чем от Смерти. Любовь – жизнеутверждающее начало, способное на самовосстановление. Смерть только уничтожает и разрушает. Если Смерть из сказки Горького сопоставим с Дьяволом Лермонтова, мы получим в чем-то схожие образы:

Дьявол «сеял зло без наслажденья, нигде искусству своему он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему…»

Смерти Горького « скучно мерять время смертным часом – хочется пожить побесполезней…»

Надоел ей ужас человечий,

Надоели похороны, склепы.

Занята неблагодарным делом

На Земле и грязной, и недужной,

Делает она его умело…

Практическое задание.

Написать миниатюру на тему: «Любить друг друга – это…»

Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»

Я иду на урок

Ольга СУХАРИНА

Ольга Николаевна СУХАРИНА (1965) - учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.

Поисковая деятельность учащихся при изучении произведений А.И. Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет»

Уроки по творчеству А.И. Куприна можно начать с лекционного изложения материала. Учитель даёт обзор творческого пути писателя, сопоставляя его с творчеством И.А. Бунина. Цель сопоставления - пригласить учащихся к поиску. Проблемный вопрос может прозвучать и в начале разговора о Куприне, и в конце изложения материала о творчестве писателя.

На последующих уроках я уделяю много внимания поисковой деятельности учеников . Для этого я продумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, вопросы должны вызвать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель может придумать косвенные подсказки и наводящие вопросы, может сам подытожить главное, опираясь на ответы учеников. Возможно, что учитель не даёт готового ответа, задача наставника - привлечь ученика к сотрудничеству.

Примерные вопросы и задания проблемного поиска при изучении рассказа «Гранатовый браслет»:

Как пейзаж помогает понять настроение и внутренний мир Веры Николаевны?

Насколько важен образ генерала Аносова в произведении?

Дать сопоставительный анализ описания именин Веры и описания комнатки Желткова.

Сравните подарки гостей с подарком Желткова. Смысл сравнения?

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль играет в создании этого настроения музыка?

Поисковый метод опирается на следующие формы деятельности:

Работа с текстом;

Выбор цитат;

Анализ текста:

целостный анализ,

анализ эпизода,

сопоставительный анализ;

Выявление художественных особенностей текста.

К каждому вопросу я советую ученикам собирать материал, собранную информацию мы оформляем в виде схем.

При разборе повести «Олеся» мы размышляли над таким вопросом: “Иван Тимофеевич - человек добрый, но слабый. Верно ли такое высказывание?” Привожу примеры подобных рассуждений, оформленных в виде схем.

Вывод. Чувства Ивана Тимофеевича оказались слишком слабыми. Не сумел защитить свою любовь. Может быть, не было той настоящей любви, которая затмила бы сомнения и помогла пережить все беды и горести.

Вывод. Олеся способна на чувства более сильные, чем её избранник. Для героини любовь стала жизнью; Иван Тимофеевич это чувство сберечь не смог и не захотел.

Генерал Аносов о Желткове: “ Безумец… Может быть, твой жизненный путь пересекла, Верочка, именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.

Князь Шеин о Желткове: “Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать… Я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”

Вывод. Куприн показывает благородство души простого человека, его способность к глубокому, возвышенному чувству. Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь Желткова, та, которая бывает “раз в тысячу лет”, осталась бессмертна. Именно такая любовь воспета Куприным.

Ассоциативный ряд: холодный - высокомерный - гордый - надменный - аристократический

2. Если холод с самого начала концентрируется вокруг главной героини, как это характеризует особенности её восприятия жизни ?

Непогода сменится теплыми днями

Лето сменится осенью

Молодость - старостью

Самые красивые цветы обречены на увядание и смерть

Способна ли княгиня Вера почувствовать неуловимый ход времени?

3. Отношение Веры к природе:

море - “Когда я первый раз вижу море, оно меня радует и поражает”

“Когда привыкну к нему, я скучаю, глядя на него…”;

лес (сосны, мхи, мухоморы) - сравнение:

Вывод. Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием героини. “Деревья успокоились, покорно роняли жёлтые листья”. В таком равнодушном состоянии пребывает героиня: со всеми строго проста, холодно любезна.

Финал рассказа: “Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и заплакала. Деревья мягко сотрясались. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…”

Любовь Олеси - сильное, глубокое, самоотверженное чувство

По повести А.И. Куприна «Олеся»

Любовь-испытание:

Олеся для окружающих чужая;

Смелая, свободная;

Стремится к добру;

Не боится жить в согласии со своим сердцем, поэтому ей суждено видеть дальше, чувствовать тоньше, чем её осторожному избраннику;

Стремится к добру;

Любовь - это главный смысл жизни.

Олеся и Иван Тимофеевич

Через сопоставление с Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем, Куприн позволит увидеть в Олесе главное:

Иван любуется не только внешней красотой Олеси, но и внутренней;

Важно не только уметь видеть, но и желание видеть;

Вывод. Жизнь научила Ивана Тимофеевича постоянно контролировать свои душевные порывы, не научила задумываться о последствиях. “Человек добрый, но слабый”, он не способен на настоящую любовь. Права оказалась Олеся: “Никого вы сердцем не полюбите, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте”.

Только в единении с природой человек способен достигнуть духовной красоты и благородства.

Нитка красных бус Олеси:

Это память о любви;

Это символ её чистого чувства;

Это сила её негаснущей любви;

Каждая бусинка - это огонёк любви.

Поисковая деятельность подготавливает переход к самостоятельной исследовательской деятельности .

Учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её в написании творческих работ (сочинения) или в рефератах. Важен тот материал, который собрали сами дети в результате поисковой деятельности. Важно не растерять этот материал, скопить его, систематизировать. Итогом работы над произведением является написание сочинения. В основе сочинения и будет тот материал, опорные схемы, отражающие работу во время поисковой деятельности учащихся. Каждая схема - это основа сочинения, раскрытие мысли, результат проделанной работы, это личность ученика, его восприятие прочитанного.