Презентация на тему утиная охота. Нестандартный урок литературы по пьесе А.Вампилова "Утиная охота"

Более 20 лет не утихают споры об «Утиной охоте». Что же, по вашему мнению, составляет главный предмет спора? Верно, Зилов. Оценки его противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Есть в классе сторонники такой позиции?

Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей. Кто из вас разделяет такой взгляд?

Но что-то же было в нем примечательного для автора, что послужило поводом и для создания пьесы? Чем же могла привлечь драматурга вот такая жизнь, судьба?

К этим вопросам к концу урока мы еще вернемся, а потому не будем требовать обстоятельных ответов. Весь - это трудный, но увлекательный поиск смысла необычного, глубокого произведения А. Вампилова. Вопросы призваны помочь нам приблизить читателя к писателю: он, юный читатель, молодой человек, должен ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль не только за Зилова, но и за каждого из нас. Мы как бы помогаем ученику представить себя на месте драматурга, вглядеться в жизнь его глазами, увидеть то, что увидел он, и, озаботившись (или ужаснувшись?), рассказать об этом другим.

Итак, мы попадаем в провинциальный город, в среду интеллигенции, молодых

Людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Какие они? Насколько

Интеллигентны, по нашим представлениям?

Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой.

Приходит остановить Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга».

Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.

Валерия, его жена

Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить.

Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота!.. Так, так, так А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон?.. Юг?.. Север?.. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.

Трусоват, но не прочь поразвлечься в отсутствие жены.

Не разбирается ни в жизни, ни в людях. Наивен.

Участвует в розыгрыше Зилова. Отбирает ружье у Зилова, спрашивает, не понимая: «Чего тебе не хватает? Молодой, здоровый, работа у тебя есть, квартира, жена тебя любит. Живи да радуйся. Чего тебе еще надо?»

Почему они все для Веры - алики? Потому что серые, на одно лицо. Именно алики - и этим все сказано. И Вера, конечно же, хороша, но уж и алики

Какие чувства вызывает эта среда обитания: грусть, раздражение, неприятие - что? - ведет учитель беседу. - Зилова она устраивает? В чем же тогда драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?

Поиск ответа приводит к выводу о том, что конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы: как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.

Мы застали Зилова на следующий день после того, как он, отмечая с друзьями

Открытие охотничьего сезона, устроил скандал, и теперь Продолжите, что теперь. Что

В этом «теперь» для нас самое важное, без чего не было бы пьесы?

Этот момент урока интересен потому, что, казалось бы, формальный поиск завязки пьесы, благодаря личностному обращению к учащимся, превращается в осмысление происходящего с героем и открывает в каждом читателе его видение того момента, который стал отправной точкой в зиловском осознании себя.

Зилов стал раскручивать назад свою жизнь, вспомнил события последних двух месяцев. Воспоминания заполняют почти всю пьесу.

Он получил в отместку за вчерашний скандал траурный венок от друзей. Шутка ужасная, любого ошеломит.

Когда тебя хоронят заживо, даже в шутку, это совсем не смешно. Невольно подумаешь, а зачем им это надо и почему ты это заслужил.

Действительно, все эти моменты важны в жизни . Но что причина, что следствие? Уточним ход событий! Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое. Такова логика пьесы, хотя логика реальной жизни иная: то, что отразили воспоминания, предшествовало этим событиям. Для чего понадобился драматургу этот прием? Для чего используется и прием ретроспекции?

И то и другое, как мы выясняем, служит одному: увидев страшный символ смерти в начале пьесы, мы с напряжением ждем, как будет объяснено его появление. Это объяснение мы найдем в воспоминаниях Зилова, воспринимаемых как исповедь героя.

Прежде чем обратиться к столь значимым для понимания героя воспоминаниям, мысленно обратимся к себе. Что обычно отражают наши воспоминания? Не правда ли, это всегда очень личное? Они и возникают в связи с тем, что нам близко, небезразлично. Память то цепко и держит, что было для нас чем-то очень значимым, сокровенным. Что же возникает в воспоминаниях Зилова? Можно ли назвать ярким первое воспоминание? Нет, оно совершенно лишено этого свойства. Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить - не представляю»), получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье. Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая. Отчего это впечатление?

В новый дом Зилова пришло счастье? Где же оно потерялось? Когда?

«Галина. Мы здесь заживем дружно, верно?

Зилов. Конечно.

Галина. Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать Будем? Зилов. Обязательно».

Значит, было оно? Были любовь и надежды? Хрупкость и изящество отмечает автор в Галине. «Это качество, - читаем в ремарке, - несомненно, процветавшее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».

Они еще теплятся в Галине? Да, но дежурные зиловские «Конечно», «Обязательно», фразы «Я не против», «Это не проблема» в ответ на тоску жены о ребенке почти приглушают огонек этих надежд.

Может, радостно, празднично на новоселье? Нет, и разговоры ни о чем, и пожелать новоселам нечего, и добрых традиций никто не помнит.

Вера всех называет аликами. Смешно или горько? А Веру Зилов «сбывает» одновременно и Кушаку, и Кузанову

А есть ли в этом воспоминании сцена, которая наполнена живым, искренним чувством героя? Да, когда речь идет о том, «что он любит»!

«Валерия. Вот что ты больше всего любишь?..

Зилов. Что я люблю Дай подумать

Валерия. Ну жену, это само собой

Галина. Да нет, давно не любит

Валерия (Зилову). Ну, сообразил?

Зилов. Соображаю, не могу сообразить.

Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь - в самом деле!

Галина. Он любит друзей больше всего.

Вера. Женщин

Кузанов. Все чепуха. Больше всего на свете Витя любит работу.

Дружный смех-*

Саяпин развернул сверток. В нем оказались охотничьего снаряжения Зилов (Принимая подарок ). Это - да, это - уважили Да-а. Вы правы. Утиная охота - это вещь».

Что прибавляет эта короткая сцена к нашим впечатлениям о Зилове? Смягчила ли его радость наши первые ощущения?

Обратили ли вы внимание, как одна и та же мелодия, в ремарках автора,

Из траурной преображается в бодрую и веселую? Какой мелодией завершается это

Воспоминание? Как, по вашему мнению, это связано с авторским замыслом?

О чем второе воспоминание Зилова? Оно связано с подписью под липовым документом («Ерунда. Проскочит Спихнуть - и делу конец»), письмом отца и знакомством с Ириной.

Преображается ли эта только что холодная, мертвая душа при встрече с Ириной? -

Искренность. А в Галине, как вы помните, хрупкость. Не кажутся ли вам похожими эти

Героини? Тогда почему об Ирине Зилов говорит Саяпину: «Такие девочки попадаются

Нечасто Она же святая. Может, я ее всю жизнь любить буду - кто знает?», а на звонок

Жены отвечает: «Ну что случилось?.. Увидеться? Сейчас!.. Это невозможно Срочная

Работа. Отчет Что? Ребенок?.. Ну рад Да рад я, рад Ну что тебе - сплясать?..

Увидеться?.. Ведь не сию же минуту он у тебя будет Что?.. Подожди!.. Ну вот, уже

Разобиделась»? Игра, обман, предательство - что видится вам за этими словами и

Пьеса А. Вампилова «Утиная охота»

Писать надо о том, от чего не спится по ночам…

А.Вампилов

Фадеева Т.В.

МБОУ гимназия № 3 им. М.Ф. Панькова

г. Хабаровска


  • «Я думаю, что после смерти вологодского поэта Николая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, обладали удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и оттого неизвестные для многих движения и желания человеческой души»

  • А. Вампилов : «Я начал третью трагикомедию, мне кажется, что она будет не только моей лучшей, мне кажется, она будет хорошей пьесой…»
  • «Утиная охота» впервые опубликована в 1970 году в альманахе «Ангара». До этого пьесу пытался напечатать «Новый мир», но редколлегия не пришла к единому решению. Официальная причина отказа звучала так: «Новый мир» пьес не печатает.


  • Саяпин… - Ему принадлежит идея розыгрыша Зилова, идея с венком и телеграммой. - Приходит остановить Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». - Все переваливает на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестной информации.

  • Валерия, жена Саяпина - Энергичная, напористая. Муж восхищен ее пробивными способностями. Ради выгоды готова приударить за начальником мужа, грубо льстить. - Вот она ходит по новой квартире Зилова, из разных концов разносится ее голос: «Холодная, горячая? Красота! Газ? Красота!.. Так, так, так… А здесь? Восемнадцать квадратов? Красота! Балкон?.. Юг?.. Север?.. Красота». Она почти как Эллочка-людоедка: минимум словарного запаса.

В чем драматический конфликт, если не в столкновении, противостоянии героев? Что движет пьесу?

  • Конфликт пьесы заключен в самом герое, перед которым возник главный вопрос, вопрос судьбы:

как и для чего жить? А потому пьеса Вампилова ставит не бытовые, а бытийные проблемы.

  • Для чего используется прием ретроспекции?

  • Мы узнали, что Зилов с нетерпением ждет охоты («Как дожить - не представляю»), получает квартиру, что ему смертельно надоела Вера, что он завидует меткому глазу и твердой руке Димы («Мне бы так!»), приглашает друзей на новоселье.
  • Вроде бы жизнь, но какая-то пустая и даже горькая.

Был ли счастлив Зилов?

  • «Галина. Мы здесь заживем дружно, верно? Зилов. Конечно. Галина. Как в самом начале. По вечерам будем читать, разговаривать… Будем? Зилов. Обязательно».

Хрупкость и изящество отмечает автор в Галине . «Это качество, - читаем в ремарке, - несомненно, процветавшее у нее в юности, в настоящее время сильно заглушено работой, жизнью с легкомысленным мужем, бременем несбывшихся надежд».

Дежурные зиловские «Конечно», «Обязательно», фразы «Я не против», «Это не проблема» в ответ на тоску жены о ребенке почти приглушают огонек этих надежд.


Что любит Зилов?

  • «Валерия. Вот что ты больше всего любишь?.. Зилов. Что я люблю… Дай подумать… Валерия. Ну жену, это само собой… Галина. Да нет, давно не любит… Валерия (Зилову ). Ну, сообразил? Зилов. Соображаю, не могу сообразить. Валерия. Вот тупица. Ну что же ты любишь - в самом деле! Галина. Он любит друзей больше всего. Вера. Женщин… Кузанов. Все чепуха. Больше всего на свете Витя любит работу. Дружный смех… …Саяпин развернул сверток. В нем оказались предметы охотничьего снаряжения… Зилов (принимая подарок ). Это - да, это - уважили… Да-а. Вы правы. Утиная охота - это вещь».

Что прибавляет эта короткая сцена к нашим впечатлениям о Зилове?


О чем второе воспоминание Зилова?

  • Зилов комментирует письмо отца («Посмотрим, что старый дурак пишет… Ну-ну… О, боже мой! Опять он умирает… Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет»)

Это свидетельство омертвления души: бессердечия, цинизма, сыновнего предательства.


Понимает ли Зилов страшный смысл происшедшего?

  • Обратим внимание на авторские ремарки, завершающие каждое из воспоминаний.
  • Первое. Зилов пьет пиво, сидя на подоконнике. Вдруг поднимается и швыряет плюшевого кота в угол комнаты. Второе. Зилов поднимается. Ходит по комнате. У венка останавливается. Некоторое мгновение стоит перед венком. «Зилов. Пошутили, мерзавцы!» Третье. Закинув руки за голову, лежит на тахте.

Реальность (венок) и воскрешенное в памяти привели Зилова в смятение, он мучится, чувствует себя одиноким: «Дима?.. Откровенно говоря, отвратительное настроение… Ты знаешь, что они мне принесли?.. Венок… Друзья! Разве это друзья?.. Скажи, старик, как ты ко мне относишься?.. А я… я так скажу. После вчерашнего я остался один…»


  • «Вампилов строит характеры своих героев таким образом, что разница куража и серьеза, боли и насмешки непреодолима.
  • Писатель предлагает характер человека, в поведении которого восторженность и цинизм, искренность и ложь, высокость порыва и низменность поступка слиты воедино»

Анализ сцены - воспоминания, когда Зилов прощается с уезжающей Галиной. Искренен ли герой?

«Я сам виноват, я знаю. Я сам довел до этого… Я тебя замучил, но, клянусь тебе, мне самому опротивела такая жизнь… Ты права, мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца? Да, да, у меня нет ничего - только ты, сегодня я это понял, ты слышишь?» - обращается он к жене, ожидая в это время Ирину. И уже к ней, думая, что говорит с Галиной, обращает полные чувства слова: «Я возьму тебя на охоту… Знаешь, что ты там увидишь?.. Такое тебе и не снилось… Ты увидишь, какой там туман… А когда подымется солнце?! О!.. А ночь? Боже мой! Знаешь, какая там тишина? Тебя там нет… Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет…»


Сравните трактовки этой сцены в критике.

  • «Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как нечто возвышенно-поэтическое. В самом деле - природа, тишь, сосредоточенность души… Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? «Знаешь, какая там тишина? - объясняет герой. - Тебя там нет, ты понимаешь? Нет. Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет». Объяснение сумрачное. Этими короткими фразами («И ничего нет… И не было… И не будет…») будто гвозди заколачиваются…»
  • «…Вампилов в этом монологе показывает искреннее и глубокое раскаяние души героя, а не очередной его треп, как ухитрились воспринять его те критики, которые с порога отрицают в нем духовные начала… («Тебя там нет… Ты еще не родился. И ничего нет… И не будет» - то есть нет больше его прежнего, другого меня и не будет) - этот обет исправиться, возродиться, который он дает жене, тоже признак «бездуховности»?»

Б. Сушков

В. Лакшин


Смысл названия. Мотив охоты в пьесе.

  • Охота соединяет человека с природой, с охотой связаны восторг от красоты рассветов и закатов, от запаха трав и цветов, от красок леса и неба, от тишины… Если в природе мы так чувствуем ее и себя, значит, в ней очищаемся от суеты, наносного, ненастоящего, дурного в себе - нравственно очищаемся. Но охота - это ведь еще и погоня, преследование и смерть, которую несет охотник, это дозволенное, разрешенное убийство! А Галина, жена Зилова, говорит, что он ни разу не убил даже маленькую птичку. Он же жалеет, что не способен убить, завидует хладнокровию Димы. Так что же для него охота? Ведь не хобби, как сказал Кушак.

На охоте Зилов вряд ли сможет убить, а в жизни бьёт без промаха по своим родным и близким людям, не понимая старую истину, что творимое тобой зло вернется к тебе во сто крат.


Анализ финальной сцены

  • «Плачет он или смеется, понять невозможно, но его тело долго содрогается так, как это бывает при сильном смехе или плаче… Он поднимается, и мы видим его спокойное лицо. Плакал он или смеялся - по его лицу мы так и не поймем».
  • Трижды повторяет автор это «плачет или смеется»: от истолкования этих слов зависит судьба героя, какой мы ее представляем, уже за рамками пьесы.

Главный герой пьесы “Утиная охота” Зилов в представлении многих олицетворяет 60-70-е годы. Люди поколения Зилова - люди, потерявшие цель или никогда и не видевшие её.

Трагедия героя той эпохи в том, что он не способен на поступок.


Традиции Чехова в пьесе

  • Первая авторская ремарка: «Городская квартира в типовом доме… Мебель обыкновенная… В окно видны последний этаж и крыша типового дома»? Какой знак подал нам здесь автор, повторяя одну и ту же деталь?

Вампилов: «Среда - это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда - это то, как каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит, каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях?»

События пьесы каждодневны, будничны. Герои “Утиной охоты” только что влюблялись, ссорились, расставались. Жизнь в пьесах Вампилова - это неостановимый, бесцветный, размеренный поток. Но именно он - необъяснимый источник душевных драм, сломанных судеб.















1 из 14

Презентация на тему: А.В. Вампилов. Жизнь и творчество

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Семья Дом-музей А.В. Вампилова в посёлке Кутулик.Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.После нескольких месяцев после рождения Александра отец был арестован по доносу и расстрелян в 1938 году под Иркутском.

№ слайда 4

Описание слайда:

Учёба в университете Иркутский университетПо окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел» (др. название «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), « Дом окнами в поле»(1964) и др.

№ слайда 5

Описание слайда:

Ранние произведения Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Провинциальные анекдоты» Сцена из спектакля по ранним произведениям Вампилова. Театр «Современник»В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».

№ слайда 7

Описание слайда:

«Прощание в июне» В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вампилов – наследник классики Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.

№ слайда 9

Описание слайда:

«Старший сын» В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

№ слайда 10

Описание слайда:

«Утиная охота» Зилов – К. Хабенский. МХТ.Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов.

№ слайда 11

Описание слайда:

«Прошлым летом в Чулимске» В драме В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Посмертная слава Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

№ слайда 14

Описание слайда:

Литература http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&lr=213&ex=v11http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Вампилов

Александр Валентинович Вампилов (1937 -1972)

Александр Вампилов ни дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся ещё от деда, и потому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу звучали под аккомпанемент гитары и щемяще трогали за сердце песни на стихи А. Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова

Родители Валентин Никитич Вампилов и Анастасия Прокопьевна Копылова - Вампилова

Театр юного зрителя имени А. В.Вампилова в Иркутске

Памятник А. Вампилову в Иркутске

А. Вампилов на фоне афиш « Прощание в июне» в клайпедском и вологодском театрах. 1966 г.

Озеро Байкал Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой он привык диктовать условия, ведь он даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. И он доплыл, и уже чувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало

« Будем добрее, внимательнее друг к другу, иначе потом бывает поздно » Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами нашего Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске и они вместе составляли «план» . А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил… Теперь о тебе, Саша, нужно говорить « был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал это неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами, среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить так же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству. А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно / Марк Сергеев/ - Подумайте, какие строки выражают сущность личности А. Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку?

е Что неприветливо, широкий дол, шумишь? Не можешь мне простить разлуки? Что не хранят, чего не помнят люди, То, вечный, ты и помнишь, и хранишь. Я навсегда в твоих лугах бескрайних, Я навсегда в твоих лугах густых. И после всех дорог судьбы – Случайных, Извилистых, запутанных, крутых – Последняя дорога мне Прямая – Сюда, чтобы спокойно умереть… /А. Вампилов/

Мемориальный камень на месте гибели А. Вампилова

Важнейшие даты жизни и творчества А.В.Вампилова 1937год – поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену « удивительное, всесильное чувство правды» 1960 год – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией

Важнейшие даты жизни и творчества 1965 год – приезд в Москву в театр «Современник» 1966 год – « Прощание в июне» 1970 год - « Старший сын» , « Утиная охота» 1972 год - « Прошлым летом в Чулимске» Август 1972 года – трагическая гибель писателя

«Старший сын» А. Вампилов любил повторять: « Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека» - Какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?

Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых Почему Андрей Григорьевич признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли главу семьи считать неудачником?

Дети в семье Сарафановых: Нина Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Васенька -Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Володя Бусыгин Каковы главные черты характера Володи Бусыгина? Его отношение к семье Сарафановых?

Изменила ли Володю встреча с семьей Сарафановых?

Сильва Докажите, что Сильва по сути – сирота при живых родителях? Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

Михаил Кудимов – жених Нины Ваше мнение о женихе Нины? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера?

« Предместье» « Нравоучения с гитарой» « Семья Сарафановых» Почему « Старший сын» - наиболее удачное название произведения? Что утверждает Александр Вампилов в человеке?

Валентин Распутин о творчестве А. Вампилова: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение»


Слайд 1

Александр Вампилов (1937 – 1972) драматург, сыгравший значительную роль в современном театре

Слайд 2

А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,- написал Вампилов в своей записной книжке. Так и случилось: Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия.17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

Слайд 3

Писательская судьба его, возможно, была предопределена: «Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения, - …Я уверен, всё будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей. Я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…»
19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Моё предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны.»

Слайд 4

Биография Вампилова.
Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец - Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД.

Слайд 5

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.

Слайд 6

На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет. « После смерти мужа, - рассказывает она, - я осталась работать преподавателем математики в той же школе посёлка Кутулик, где мы вместе начинали учительствовать. Долгих двадцать два года прожила я с детьми в посёлке, в бревенчатом доме барачного типа. Дом стоял на школьном дворе – там и вырос Саша. Кутулик по праву считал своей родиной…»
От неё, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные, перенял самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В.Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.

Слайд 7

На родине драматурга.

Слайд 8

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой, любил путешествовать. Собирал по округе бездомных собак и кормил их. Хорошо играл на гитаре и немного пел, увлекался классической музыкой.

Слайд 9

Осенью 1965 года Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей. За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

Слайд 11

Первый успех драматурга.

Слайд 12

С большим трудом пробивались пьесы молодого автора к зрителю, принесли ему широкую славу. Но при жизни Вампилов так и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене. Вампилов пишет преимущественно об интеллигенции, обращает внимание на её проблемы. Сохранила ли интеллигенция своё высокое предназначение? Следует ли она культурным традициям? Каковы её цели и идеалы в современном мире? Мучают ли её ещё «вечные» вопросы? Что такое для неё свобода?

Слайд 13

Слайд 14

Гибель…
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа - водевиль “Несравненный Наконечников”… В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Слайд 15