Усадьба толстого красный рог время работы. Литературно-мемориальный музей а.к

February 23rd, 2016 , 11:54 am

1) 21 февраля был очень насыщенным днём в плане изучения Брянской области, тем более расстояние между селом Юдиново с увиденным нами историко-краеведческим музеем и селом Красным Рог с усадьбой писателя Алексей Толстого всего 20 км, поэтому всё это было объединено в программу одного выходного дня.

2) Сама усадьба расположена в 2 км от изображённого на фото храма Успения Пресвятой Богородицы,где находится часовня-усыпальница А.К. и С.А. Толстых, построенная в 1825 году из кирпича.

3) Этот храм был выстроен в 1777 году по заказу последнего гетмана Войска Запорожского, графа Кирилла Разумовского, затем перестроен в 1880-х гг. с портиками и колокольней. Здание рублено из бревен и обшито тесом, основание кирпичное. Крестообразная в плане церковь ярусного типа - один из немногих сохранившихся в юго-западной Брянщине позднебарочных памятников украинской архитектуры XVIII века.

4) Объемно-планировочная композиция здания основана на постепенном нарастании масс к центру, имеющему подчеркнуто вертикальную направленность. Над пониженными прямоугольными в плане угловыми прирубами позднейших приделов возвышаются рукава креста. Последние примыкают к более высокому центральному четверику, который несет глухой восьмерик с узкими диагональными гранями и ложными нарисованными окнами. Над его пологой граненой кровлей поставлен еще один небольшой восьмерик, завершенный шатром со слегка вогнутыми гранями. Такая же форма венчания над алтарной частью подчеркивает продольную ось здания. Выразительность общего построения усиливает двухъярусная колокольня: примыкающий к западному рукаву четверик паперти с восьмериком звона и пологой шатровой кровлей над ним.
Скромное убранство фасадов храма с накладными досками на углах объемов, обшитых горизонтальным тесом, простыми карнизами и обрамлениями прямоугольных проемов относится к 1880 году. Главную роль в нем играют позднеклассицистические портики с фронтонами, украшающие главный, западный и боковые входы на концах рукавов креста. Западный и северный портики поддерживают две пары колонн, раздвинутых в центре, южный портик - четырехколонный с одинаковым интерколумнием.

5)

6)

7) Это воссозданная усадьба поэта в начале 1990-х гг. Изначально ещё царствование Екатерины II окрестные земли, как и сам город Почеп, относились к обширным владениям бывшего малороссийского гетмана Кирилла Разумовского и его сына Алексея. Небольшой усадебный дом называли в обиходе «охотничьим замком», поскольку сюда граф Разумовский выезжал из своей почепской резиденции на охоту. Обстоятельства его возведения неизвестны, равно как и архитектор.
Алексей Разумовский завещал Краснорогскую волость своим детям, рождённым вне брака и получившим фамилию Перовских, - Льву и Василию. В 1825 г. в усадьбах Красный Рог и Погорельцы поселился их брат Алексей - известный литератор, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». После разрыва с мужем сюда приехала воспитывать маленького сына и его сестра, графиня Анна Толстая (1799-1857). Вслед за смертью брата она становится в 1837 г. полновластной хозяйкой Красного Рога.

8) Сын Анны Алексеевны - Алексей Константинович Толстой - своими ранними литературными опытами продолжил «готическую» традицию в русской литературе, основы которой заложил его дядя написанной в этих краях фантастической повестью «Двойник, или мои вечера в Малороссии». В 1841 г. молодой граф публикует под псевдонимом Краснорогский повесть «Упырь», где речь идёт о вампирах, избравших своим логовом дворянскую усадьбу.
Из-за натянутых отношений с матерью Толстой свил невдалеке от Петербурга собственное «дворянское гнездо» с поэтичным названием «Пустынька». Только после смерти матери и выхода в отставку (1861) он переезжает на постоянное жительство в Красный Рог. Здесь он работает над поэмами и драматическими сочинениями на исторические темы.

9) В 1875 г. граф Толстой, страдавший от страшных головных болей, умер в Красном Роге от передозировки обезболивающего и здесь же, в сельском храме, был похоронен. Его вдова Софья Андреевна вернулась в столицу. А ещё через 2 года в 1877году в опустевшем имении побывал философ В. С. Соловьёв.
Сам же «охотничий замок» (главное здание усадьбы) сгорел во время войны, в ночь на 1 января 1942 года. Брянский архитектор В. Городков (автор Кургана Бессмертия и Партизанской Поляны в Брянске) в 60-е гг. подготовил проект реставрации, который был реализован в 1988-1993 гг. при поддержке брянского писателя Николая Грибачёва.

10) От исторических построек сохранился только флигель, где писатель Алексей Толстой и работал. Тут и был открыт мемориальный музей в 1967 году. К сожалению, его собственных вещей почти не сохранилось, вы увидите копии различных картин и мебель того времени.
Давайте заглянем.

11) Создатель баллад, сатирических стихотворений, исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863 году), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Фёдор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Автор проникновенной лирики, с ярко выраженным музыкальным началом, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»).
В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр (МХаТ).

12) Раннее детство Алексей провёл на Украине, в имении дяди в селе Погорельцы. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 года он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II, вместе с которым в 1838 году ездил на озеро Комо. Впечатления этой поездки были использованы при работе над повестью «Упырь».

13) В 1834 г. Толстого определили «студентом» в московский архив Министерства иностранных дел. С 1837 года он служил в русской миссии в Германии, в 1840 году получил службу в Петербурге при царском дворе, в 1843 г. - придворное звание камер-юнкера.
В конце 1830-х - начале 1840-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В. Г. Белинский, увидевший в ней «все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования»

14) Зимой 1850-1851 года Толстой влюбился в жену конногвардейского полковника Софью Андреевну Миллер (урождённая Бахметева, 1827-1892). Брак их был официально оформлен только в 1863 году, так как ему препятствовали, с одной стороны, муж Софьи Андреевны, не дававший ей развода, а с другой - мать Толстого, недоброжелательно относившаяся к ней.

15) После отставки со службы в 1861 году жил периодически в Европе и в усадьбе Красный Рог. Печатался в журналах «Современник», «Русский вестник», «Вестник Европы» и др. Сборник стихотворений вышел в 1867 году.

16)

17) Он создал пародийный образ Козьмы Пруткова, который был литературной маской, издаваемый в журналах «Современник», «Искра», под которым выступали в 50-60 гг. XIX в. сам Алексей Толстой, братья Жемчужниковы (Алексей, Владимир и Александр), возможно ещё штабс-капитан Александр Аммосов, сын изобретателя системы парового отопления для Зимнего Дворца, т.н. "Аммосовских печей". Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное подражательство.
На фото- бюст Козьмы Пруткова скульптора А. Зубарева.

18) Ему создали даже отдельную биографию, генеалогическое древо Прутковых.
Из «Биографических сведений о Козьме Пруткове»: Козьма Петрович Прутков провёл всю свою жизнь, кроме детских лет и раннего отрочества, на государственной службе: сначала по военному ведомству, а потом по гражданскому. Он родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска, скончался 13 января 1863 года.
Имел поместье в хуторке «Пустынька» вблизи ж/д станции Саблино.
В 1820 году он вступил в военную службу, только для мундира, и пробыл на этой службе всего два года с небольшим, в гусарах. В это время и привиделся ему сон. Именно: в ночь с 10 на 11 апреля 1823 г., возвратясь поздно домой с товарищеской попойки и едва прилегши на койку, он увидел перед собой голого бригадного генерала, в эполетах, который, подняв его с койки за руку и не дав ему одеться, повлёк его молча по каким-то длинным и тёмным коридорам, на вершину высокой и остроконечной горы, и там стал вынимать перед ним из древнего склепа разные драгоценные материи, показывая их ему одну за другою и даже прикидывая некоторые из них к его продрогшему телу. Прутков ожидал с недоумением и страхом развязки этого непонятного события; но вдруг от прикосновения к нему самой дорогой из этих материй он ощутил во всём теле сильный электрический удар, от которого проснулся весь в испарине. Неизвестно, какое значение придавал Козьма Петрович Прутков этому видению. Но, часто рассказывая о нём впоследствии, он всегда приходил в большое волнение и заканчивал свой рассказ громким возгласом: «В то же утро, едва проснувшись, я решил оставить полк и подал в отставку; а когда вышла отставка, я тотчас определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где и останусь навсегда!» - Действительно, вступив в Пробирную Палатку в 1823 г., он оставался в ней до смерти, то есть до 13 января 1863 года".

19) Начальство отличало и награждало его. Здесь, в этой Палатке, он удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и наивысшую должность: директора Пробирной Палатки; а потом - и Орден Святого Станислава 1 степени., который всегда прельщал его, как это видно из басни «Звезда и брюхо».
Вообще он был очень доволен своею службою. Только в период подготовления реформ прошлого царствования он как бы растерялся. Сначала ему казалось, что из-под него уходит почва, и он стал роптать, повсюду крича о рановременности всяких реформ и о том, что он «враг всех так называемых вопросов!».
Однако потом, когда неизбежность реформ сделалась несомненною, он сам старался отличиться преобразовательными проектами и сильно негодовал, когда эти проекты его браковали по их очевидной несостоятельности. Он объяснял это завистью, неуважением опыта и заслуг и стал впадать в уныние, даже приходил в отчаяние. В один из моментов такого мрачного отчаяния он написал мистерию: «Сродство мировых сил».
Вскоре, однако, он успокоился, почувствовал вокруг себя прежнюю атмосферу, а под собою - прежнюю почву. Он снова стал писать проекты, но уже стеснительного направления, и они принимались с одобрением. Это дало ему основание возвратиться к прежнему самодовольству и ожидать значительного повышения по службе. Внезапный нервный удар, постигший его в директорском кабинете Пробирной Палатки, при самом отправлении службы, положил предел этим надеждам, прекратив его славные дни.

20) Его известные цитаты:
- Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок.
- Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
- Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
- Бди!
- Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь?
- Полезнее пройти путь жизни, чем всю вселенную.
- Никто не обнимет необъятного.
- Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!
- Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Если хочешь быть красивым, поступи в гусары.
- Кто мешает тебе выдумать порох непромокаемый?
- Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нём пятна.
- Усердие всё превозмогает!
- Бывает, что усердие превозмогает и рассудок.
- Если у тебя спрошено будет: что полезнее, солнце или месяц? - ответствуй: месяц. Ибо солнце светит днём, когда и без того светло; а месяц - ночью.
- Где начало того конца, которым оканчивается начало?
- Лучше скажи мало, но хорошо.
- Легче держать вожжи, чем бразды правления.
- Не всё стриги, что растет.
- Нет на свете государства свободнее нашего, которое, наслаждаясь либеральными политическими учреждениями, повинуется вместе с тем малейшему указанию власти.
- Опять скажу: никто не обнимет необъятного!
- И устрица имеет врагов.
- Под сладкими выражениями таятся мысли коварные: так от курящего табак нередко пахнет духами.
- Держаться партии народной и современно, и доходно.
- Не ходи по косогору, сапоги стопчешь!
- Не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения.


26)

Про то, что Брянская область может похвастаться единственной усадьбой-мемориалом писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, в регионе знают уже, пожалуй, все - начиная со школьников, которых программа обязывает, и заканчивая людьми абсолютно далекими от культуры в целом и от литературы в частности… Особенно активно брянцам о краснорогской вотчине автора «Князя Серебряного» и одного из «отцов» искрометного Козьмы Пруткова напоминают в преддверии 200-летнего юбилея Толстого.

Шутка ли - из федерального бюджета на реконструкцию этого культурно-исторического памятника пришло более 163 миллионов рублей… Однако, как идет их расходование, насколько быстро продвигается работа и что конкретно происходит в Красном Роге не до конца понимают даже члены общественной группы, следящие за жизнью и восстановлением усадьбы уже несколько десятилетий. Разобраться в непростой ситуации, сложившейся вокруг одного из наиболее значимых литературных мест Брянщины попытался корреспондент NASHBRYANSK.RU.

Дни минувшие

Дворянское гнездо под Красным Рогом имеет богатую историю. До Алексея Константиновича Толстого усадьбой владели внебрачные дети графа Розумовского - Лев и Василий Перовские. В 1834 году ее выкупил их брат Алексей - известный автор, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. А в 1836-м, после смерти литератора, имение получила в наследство его сестра - мать Алексея Константиновича - Анна Толстая. Вступив во владение усадьбой, Анна Алексеевна практически сразу начала ее перестройку. С этого момента - с 1837 года - и начинается мемориальный период дворянского гнезда.

На тот момент в состав усадебного комплекса входили главный дом, в народе называемый «дворцом», три флигеля, прачечная, кузница, садовницкая и старинный парк. За долгие годы часть построек была утрачена. В огне 1 января 1942 года погиб и господский дом.

«При Толстом дом был деревянный с террасами во всю длину по обеим сторонам, как на этой фотографии, - говорит, показывая на копию старинного снимка, исследователь биографии и усадьбы поэта, краевед Валерия Захарова. - Уже новый владелец обложил его кирпичом, убрав террасы. В войну дом сгорел. Потом на пепелище подогнали экскаватор, разрушили основания печей, по которым можно было комнаты восстановить. Это все свалили в грузовик и выбросили на дорогу».

Восстановление главного дома

Тем не менее, остатки фундамента сохранились, по ним в 80-х годах сумел создать свой проект реконструкции «дворца» брянский архитектор Василий Городков. И здание в итоге возвели, однако со значительными отступлениями от плана.




«Оно вышло короче. Внутреннюю планировку вообще по-другому сделали, - поясняет Захарова. - Но на слушаниях, когда уже построили до крыши дом, оказался человек, который бывал в нем до войны. И он скандал поднял: «Что вы делаете? Я там был. И это не то». Я тогда от фонда культуры встала и сказала: «Просим заморозить строительство и проект разработать в соответствии с документацией». На что главный архитектор области - тогда Александр Валентинович Петров - ответил: «Ну, что товарищи, кто будет знать, кроме нас, что так не было при Толстом?»

Позже, как отмечает Валерия Захарова, выяснилось, что сделаны такие корректировки были по просьбе заказчика - брянского краеведческого музея в лице его тогдашнего руководителя Владимира Алексеева - исключительно для удобства ведения экскурсий. При этом оказались допущены достаточно критичные технологические просчеты, которые и повлияли на сегодняшнее состояние здания.


Читайте также

«Фундамент исторический был рассчитан на деревянную конструкцию. Теперь же на него посадили кирпич, вырыли подвал огромный, которого не было при Толстом. А сейчас еще собираются террасы пристроить, чтобы приблизить облик к толстовскому, - сетует краевед. - Я уже три независимые организации просила сделать обследование и дать заключение. Да что говорить? Два года назад дом уже ремонтировали, потому что обнаружилось, что он на 50% изношен». Подвела «дворец» и новая крыша: вода попадает на стены. Треть стены снизу также постоянно была мокрая из-за отсутствия изоляции фундамента. С подвалом - все еще хуже. Там, как рассказывает Захарова, в буквальном смысле стояли лужи и ручьи текли.

В 2014 году, на пять миллионов рублей, выделенных экс-губернатором Николаем Дениным здание худо-бедно подлатали - сделали внешнюю изоляцию фундамента. Однако надолго обезопасить «дворец» от влаги и постепенного разрушения не удалось. Краеведы заговорили о его перестройке по проекту Городкова с учетом прошлых технологических просчетов и соответствию найденной фотографии деревянного дома Толстого.

«Праздничная» реконструкция: краеведы vs архитекторы

В июне того же 2014 года прозвучала и мысль о комплексной реконструкции усадьбы к 200-летию Алексея Константиновича Толстого. На заседании этого торжества была намечена большая программа по воссозданию подлинного исторического облика родового имения поэта. Однако программы-программами, а до 2016 года дело фактически не продвинулось. Сложности и странности возникли уже на стадии проектирования.

Сначала планировалось, что проект усадьбы, как и главного дома, выполнит брянский архитектор Александр Перов, однако его работы вызвали вопросы у краеведов-общественников. Тогда в брянском департаменте культуры было решено обратиться к специалистам из Московского архитектурного института. Так над проектом толстовской усадьбы начал работать представитель научно-исследовательской организации имени Павла Третьякова Руслан Прокопишин.

Его вариант, по мнению краеведов, также оказался крайне далек от исторического облика имения. «Мы долго добивались, чтобы этот проект увидеть. Нам его все не показывали, но в конце концов удалось найти способ достать эти материалы, - вспоминает Валерия Захарова. - И вот тогда, наконец, стало понятно, что-то, что они нарисовали, не в какие рамки не шло». Проект Прокопишина успешно прошел экспертизу. Однако у общественников возникло большое количество вопросов к ее результатам. Региональный департамент культуры, как и Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области поддержали мнение активистов и от проекта Прокопишина отказались.

«При этом департамент, а собственно заказчик - музей краеведческий - не стали платить деньги фирме Прокопишина, которая два с лишним года проработала. В итоге эта фирма учинила музею иск на 13 с лишним миллионов рублей, - поясняет Захарова. - Тогда музей краеведческий встречный иск подал о расторжении этого контракта, но у музея не оказалось денег заплатить пошлину и суд этот перенесли».









Снос дворового флигеля

А вот здесь начинается самая запутанная часть истории… В августе на территории усадьбы появляется тяжелая техника и начинается демонтаж зданий. Под снос идут бывшие постройки пансионата, долгое время соседствовавшие с толстовскими флигелями и «дворцом», однако, как заверяют краеведы, среди снесенного оказалось и строение времен поэта, значащееся в книге «Списки объектов историко-культурного наследия Брянской области», как вновь выявленный памятник.

«Это был дворовый флигель. Изначально он строился для дворовых людей Анны Алексеевны, матери Толстого, - рассказывает Валерия Захарова. - При Толстом флигель разделили на три помещения. В одном находилась столярная мастерская. Еще два - были жилые. При Толстом там размещался его егерь Денис с охотничьей собакой Доном. Там же находились некоторые дикие животные которых приручал егерь - знаменитая медведица Машка и так далее».

Снос флигеля стал для общественников известной неожиданностью. Их попытка установить, на основе каких разрешительных документов ведутся работы, зашла в тупик. Этих документов просто не оказалось, как и акта о сносе здания. В Управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, которое должно было непосредственно выдать соответствующее разрешение, заявление Захаровой о снесенном флигеле вызвало удивление - там об этом и не слышали. Более того, как пояснил источник, знакомый с ситуацией, на тот момент еще не завершились торги, не были подписаны контракты, сам проект реконструкции не прошел госэкспертизу. Последнее не произошло до сих пор. Соответственно, снос дворового флигеля сложно назвать законным, с какой стороны ни посмотри.

Тем временем в департаменте культуры

В региональном департаменте культуры, который, по сути, управлял делами краеведческого музея, до недавнего времени - пока в должности не утвердили нынешнего директора учреждения - Ирину Кулешову, внятных ответов на вопросы, связанные с реконструкцией музея-усадьбы и сносом флигеля, так и не дали.

В ответе руководителя департамента Елены Кривцовой на официальный запрос редакции NASHBRYANSK.RU среди сложнопереводимых на русский язык конструкций более или менее понятна следующая: «Информация о включении объекта «Дворовый флигель» в перечень выявленных объектов культурного наследия в управлении по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области отсутствует». Проще говоря, в списках не значится. Но почему тогда эти данные расходятся с литературой, сведениями краеведов? Ряд вопросов редакции, как, например, данные подрядчика, состояние торгов на момент начала работ, сроки окончания реконструкции, в департаменте и вовсе предпочли оставить риторическими.


Часть из них уточнила Валерия Захарова. По ее данным, не дожидаясь решения суда о расторжении контракта с Прокопишиным, Брянский краеведческий музей объявил новые торги по реконструкции музея-усадьбы: первый тендер от 8 августа на 98 миллионов 347 тысяч 583 рубля 32 копейки и второй - от 30 сентября на 51 миллион 823 тысячи 618 рублей 82 копейки. На последний все еще принимаются заявки.

Тем временем в Красном Роге, со слов Захаровой, уже хозяйничают две фирмы: ООО «Равелин» занимается демонтажем зданий, а ООО «Профреставрация» готовится к реконструкции. Что примечательно, представителем обеих компаний является один человек - Вадим Линник.

«Фирмы подрядились провести коммуникации к сносимым ими же объектам, объявив их «неисторическими», а на их месте возвести новые. И хотя нет даже эскизных проектов к новым постройкам, их „начинка“ уже расписана в смете», - подчеркивает Захарова.

Что же касается примерной даты окончания реконструкции, она, по информации краеведа, назначена на 20 декабря. Вдумайтесь, 20 декабря уже этого года! «Это не просто не реально, это может нанести серьезный вред. Усадьбу в комплексе можно восстановить в течение не менее десяти лет», - подводит печальный итог Валерия Захарова.

Усадьба в селе Красный Рог — воссозданная в начале 90 годов усадьба поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого в 2 километрах к северо-востоку от одноимённого села. Это единственная уцелевшая из всех усадеб Толстого.

В настоящее время на территории усадьбы сохранились следующие постройки, существовавшие в мемориальный период (1835−1875гг.): Гостевой флигель, флигель С.А. Толстой, прачечная, погреб времен Разумовских.

Главный дом был окружен четырьмя флигелями, но до наших дней сохранился только один. Сейчас здесь размещена экспозиция музея, представлены личные вещи А.К. Толстого и его семьи, книги, мебель, рукописи.

До начала двадцатого столетия усадьба сохранялась в таком же виде как при Алексее Константиновиче Толстом. Главный дом был окружен четырьмя флигелями, но до наших дней сохранился только один, где сейчас размещается экспозиция музея, в которой представленны личные вещи Толстого и его семьи, книги, мебель, рукописи.

В гостях у Толстого и его супруги бывали многие известные люди своего времени: Афанасий Фет, Болеслав Маркевич, братья Жемчужниковы и другие. После смерти Толстого здесь гостили великий русский философ В.С. Соловьев и композитор М.М. Ипполитов-Иванов.

Деревянная церковь Успения построена на месте прежней в 1777 г. Сохранившееся убранство относится к 1−й половине XX века. Рядом находится усыпальница Алексея Константиновича и Софьи Андреевны Толстых.

Строения усадьбы окружены великолепным парком, сохранившим старинные аллеи и очаровательные липовые беседки-боскеты. В рощах и ландшафтных группах растут клен и липа, встречаются также темный ясень, болотистый тополь, черная ольха, ель, сосна, осокорь, лиственница, ильм, черемуха, рябина, бузина, лесной орешник, шиповник, а у поймы — чернотал и ива. А.К.Толстой любил этот парк и окрестный пейзаж. Живописные окрестности краснорогской усадьбы вдохновляли на создание поэтических произведений классика отечественной литературы.

Во времена А.К. Толстого в регулярном парке в липовых боскетах собирались гости, чтобы устраивать коллективные чтения. Об этом имеются воспоминания С.П. Хитрово, племянницы С.А.Толстой: «Помню, одно жаркое лето в Красном Роге было посвящено чтению Шекспира; всякий день под густыми липами Разумовского парка читали драмы Шекспира, одну за другой, и Толстой наслаждался. Другое лето было посвящено Шиллеру».

Липовые аллеи посаженные во времена Разумовских встречают своих посетителей и сегодня. Посреди аллеи сохранилась беседкабоскета — это липы, посаженые покругу, где под их тенью собирались гости. В те времена было модно устраивать коллективные чтения.

Река Рог, причудливо извивается среди кустарников. Богатая растительность и многочисленные омуты в её крутых поворотах превращали прогулки на лодках в сказочное прутешествие и давали полёт творческой фантазии. Разннобразная прибрежная флора также поселилась в балладе А.К. Толстого «Алёша Попович».

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО МУЗЕЯ УСАДЬБЫ ТОЛСТОГО

Музей-усадьба Алексея Константиновича Толстого находится по адресу: Брянская область, Почепский район, село Красный Рог. Добрться туда можно от автовокзала города Брянска автобусом маршрута Брянск — Почеп до остановки село Красный Рог.

Усадьба «Красный Рог» (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В усадьбе «Красный Рог» рос известный писатель А. К. Толстой, когда его мать переехала сюда к родственникам из Санкт-Петербурга . С матерью литератор не ладил, поэтому предпочел уехать из дома, а вернулся только после ее смерти в 1861 г. Нельзя сказать, что Толстой жил в усадьбе постоянно - очень много времени он проводил в Европе, но здесь были написаны многие исторические произведения: «Царь Борис», «Царь Федор Иоанович» и поэмы «Дракон», «Портрет». В «Красном Роге» писатель умер, тут находится его могила.

В 1967 г. в уцелевшем флигеле открылся Литературно-мемориальный музей А. К. Толстого, а через 5 лет рядом с ним установили бюст писателя. С 60-х гг. планировалось восстановление основного здания усадьбы, сгоревшего во время Второй Мировой войны и прозванного «охотничьим замком». Реализован этот проект был только в 1993 г. С 2014 г. ведутся работы по воссозданию интерьеров дома: организаторы покупают и реставрируют старинную мебель.

Что посмотреть

«Красный Рог» - это настоящая дворянская усадьба с лужайками и прогулочными дорожками. Обширный парк состоит из двух частей: регулярной и ландшафтной. Здесь очень зелено, много деревьев, помнящих писателя и его известных гостей.

С того времени, когда в усадьбе жил А. К. Толстой, сохранились флигель, хозяйственный домик, где раньше была прачечная, и церковь 1777 г. в стиле позднего украинского барокко. Все остальные здания, которые сейчас видят посетители, построили наследники уже после смерти писателя.

Основная экспозиция музея и сейчас находится во флигеле, занимая две комнаты и просторную прихожую. Здесь очень много портретов: в прихожей - преимущественно царских особ, а в комнатах - самого писателя и его близких. Дополняют обстановку мебель, охотничьи трофеи и прочие предметы интерьера, характерные для усадьбы 19 века. Часть экспозиции перемещена в основной дом, но в нем до сих пор продолжаются ремонтные работы, реставрируют мебель, поэтому он не всегда открыт.

В музее проводятся тематические экскурсии, посвященные жизни и творчеству Толстого и персонажа, в создании которого он участвовал - Козьмы Пруткова, прогулки по аллеям старинного парка. Отдельная экскурсия - в церковь Успения Пресвятой Богородицы, внутреннее убранство которой сохранилось с начала 20 века. Рядом с ней находятся усыпальницы писателя и его супруги.

Практическая информация

Адрес: Брянская область, Почепский район, с. Красный Рог. Координаты GPS: 52°57"17.2"N 33°44"59.8"E. Веб-сайт .

От Брянска на машине нужно ехать по трассе А-240 до с. Красный Рог, затем по указателям к поселку Дом Отдыха еще около 1 км. В общей сложности дорога займет около часа.

Часы работы: вторник-пятница: с 9:00 до 18:00, суббота: с 9:00 до 21:00 в летний период и с 9:00 до 19:00 в остальное время. Воскресенье - с 9:00 до 18:00 час. Понедельник - выходной. Цена билета - 150 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Красный рог в первой половине 17 века назывался Вышним Рогом. Красивые хвойные леса и дубравы, сохранившиеся до нашего времени по соседству с селом, - это остатки великого Брянского леса, в который вдавался восточной частью Почепский край с Красным Рогом. Эти места служили укромной дорогой для "бегавших" в Малороссию брянских крестьян, спасавшихся от помещичьего гнета. Природа края была в союзе с крестьянской вольницей. Усадьба расположена недалеко от села Красный Рог на правом низком берегу реки Рожок (приток реки Судость). Краснорогская усадьба с давних пор входила во владения гетманов Украины, принадлежала вместе с Почепом вездесущему "Данилычу" - любимцу Петра Великого А.Д. Меншикову, а затем - Разумовским. Кирилл Разумовским (1728-1803) - гетман, генерал-фельдмаршал, президент Петербургской Академии наук - построил здесь "охотничий замок" и разбил парк. "Замок" был невелик, но любопытен по своей архитектуре. Это одноэтажное несимметричное здание, над которым возвышался бельведер. Основанием ему служил восьмигранный зал столовой. Видовая площадка бельведера размещалась вокруг светового фонарика, покрытого двухъярусным вогнутым шатриком. С площадки бельведера открывался необъятный вид любимого Толстым края. К сожалению, "замок" не сохранился. Он стал одной из многочисленных жертв оголтелого фашизма, во время войны запустившего и сюда свою коричневую лапу. Усадьба унаследована его старшим сыном А.К. Разумовским (1748-1822) - вице-президентом Российского Библейского общества, министром просвещения (1810-16). Разумовские мало жили в Красном Роге, и первым владельцем, сравнительно долго обитавшим в усадьбе, был А.А. Перовский(1787-1836), внебрачный сын наследника гетмана Алексея Разумовского. Алексей Перовский был известным в начале прошлого века писателем и образованным человеком. Им написан и издан под псевдонимом Антоний Погорельский ряд книг. Некоторые из его произведений созданы в Красном Роге. Перовский приходился дядей по материнской линии Алексею Константиновичу Толстому, которому и завещал усадьбу. Почти вся жизнь Толстого, начиная с детства, связана с Красным Рогом. Здесь у Алексея Константиновича гостили братья Жемчужниковы, Я. Полонский, А. Фет и другие замечательные писатели и поэты...
А.К. Толстой (1817-1875) считал усадьбу своей истинной родиной. Мать Толстого вскоре после его рождения оставила мужа и уехала в имение брата Погорельцы, затем в Красный Рог. А.А. Перовский стал воспитателем и первым учителем мальчика. Вместе они посадили рядом с краснорогским парком березовую рощу. О проведенных в усадьбе детских годах Толстой писал: "Я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. Много содействовала этому природа, среди которой я жил: воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление, наложившее отпечаток на мой характер и на всю мою жизнь и оставшееся во мне и поныне".
Выйдя в отставку в 1861 году, Толстой вместе с женой Софьей Андреевной (урожденной Бахметевой) жил под Петербургом в имении Пустынька, затем в Красном Роге. Усадьба с богатой библиотекой и художественной галереей стала любимой обителью писателя. В ней бывали Я.П. Полонский, А.А. Фет, И.С. Тургенев и другие. В 1860-годы Толстой создал здесь исторический роман "Князь Серебряный", драматическую трилогию "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис", опубликовал сборник стихов. В 1873 году его избрали членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Последние годы жизни писатель тяжело болел. Скончался 28 сентября 1875 года и похоронен в Красном Роге. Там же похоронена его жена. При первом владельце разбит парк и возведен комплекс построек, среди которых выделялся оригинальностью деревянный Охотничий замок (сгорел в 1943 году, восстановлен в 1990 году), выполненный предположительно по проекту архитектора В.В. Растрелли. К настоящему времени сохранились службы и один из четырех флигелей, который построен во 2-й половине 18 века и перестроен в 1837 году; планировка парка частично искажена. С 1960-х годов в Брянске и в селе Красный Рог проводятся поэтические празднества. Во флигеле в 1967 году открыт музей А.К. Толстого. В северной части парка в 1972 году установлен бюст писателя. Усадьба Красный Рог - один из замечательных мемориальных памятников области, связанный с жизнью и творчеством А.К. Толстого.


Флигель. Характерная деревянная служебная постройка небольшой усадьбы, относящаяся ко 2-й половине 19 века. Одноэтажное прямоугольное в плане здание под вальмовой кровлей. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, основание кирпичное. Фасады прорезаны высокими окнами с частыми переплетами. На одном продольном фасаде расположен тамбур, на другом - застекленная терраса. Входы соединены коридором, по обеим сторонам которого расположены комнаты. Во флигеле обычно останавливались братья Жемчужниковы. Кабинет Толстого находился в крайней угловой комнате слева от входа с окнами в сторону парка.

Парк. Он не поражает размерами. Его площадь всего около девяти гектаров. Парк представляет собой улучшенный искусными посадками деревьев и кустарников участок красивого природного Краснорогского леса. Регулярная часть парка - с геометрически правильными аллеями и разбивкой на правильные фигуры площади цветника - занимала сравнительно небольшие участки. Один прилегал к веранде паркового южного фасада "замка", второй был заключен внутри круглой площадки перед главным северным фасадом. Остальную территорию парка Афанасий Фет назвал "прекрасно содержимым английским садом".

Вся территория парка прорезается с севера на юг прямой аллеей, ведущей к пойме Рожка. По обеим сторонам этой главной аллеи живописными группами размещены деревья и кустарники с тонко продуманным подбором пород.
Не шелестя над головой моей,
В прозрачный мрак деревья улетали;
Сквозной узор их молодых ветвей,
Как легкий дым, терялся в горней дали;
Лесной чебер и полевой шалфей,
Блестя росой, в траве благоухали...
(А. Толстой. Земля цвела...)
Полные благоухания солнечные поляны, покрытые разнообразными травами и полевыми цветами, чередуются с тенистыми рощами. На их опушках отдельные деревья - так называемые солитеры - картинно и впечатляюще выделяются ярко освещенными пятнами. Над травами подымаются сирень, черемуха, лесной орешник. Они заполняют своей листвой пространство между стволами высоких деревьев и разделяют парк на отдельные "зеленые залы", помогают зрителю воспринимать сложную композицию парка последовательно, по частям.
Древесные насаждения парка довольно разнообразны. В нем произрастает свыше тридцати видов деревьев и кустарников. Много лип, кленов, темнолистного ясеня. Встречаются лиственница, ильм, сосна, ель, явор, белолистный тополь, черная ольха, трепетный осокорь, каштан конский и даже туя. Можно увидеть мощные дубы, березу повислую, осину, ивы - козью, ломкую и пятитычинковую, акации белую и желтую, яблони, груши, вишни, жимолость обыкновенную, бузину красную, пузыреплодник калинолистный и другие. Их комбинации создают красивые пейзажные группы. Живописные и разнообразные во все времена года, они придают парку нарядность, неповторимость его панорамам и отдельным уголкам, обеспечивают непрерывную смену видов и настроений. Поэтому при небольшой территории парк производит впечатление значительно большего и богатого по растительности, чем он есть в действительности.
Толстой любил этот парк и окрестный пейзаж. В письме к поэту Якову Полонскому он писал: "Если бы вы знали, какое это великолепие летом и осенью! Леса кругом на 50 верст и более, лога и лощины такие красивые, каких я нигде не видел, а осенью, особенно эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура":
Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечной перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний;
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Еще вдоль влажных меж красуются цветы,
А на пустых полях засохшие былины
Опутывает сеть дрожащей паутины;
Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом...
(А. Толстой. Прозрачных облаков...)
Великолепный лирический пейзаж, навеянный, несомненно, природой Краснорогского края!
В одном из писем к Б. Маркевичу в 1869 году А.К. Толстой сообщает: "Сейчас, когда я Вам пишу (без четверти четыре утра), в саду полно соловьев, кукушек, лягушек, которых я очень люблю..." И в другом письме: "... В Красном Роге... в моем родном краю, который, хоть я этого и не показываю, я люблю больше, чем заграницу..." "Если Париж стоит обедни, то Красный Рог со своими лесами и медведями стоит всех Наполеонов, как бы их ни пронумеровали".
Краснорогский парк сохранился довольно хорошо. Сейчас здесь расположен дом отдыха. Работники дома отдыха внесли много изменений в общий облик и в планировку (особенно северной части) усадьбы. Появились новые постройки, новые дороги и аллеи, утратились старые, толстовские. В южной части парка печальная судьба постигла некоторые очень важные единичные деревья-ветераны. Они украшали опушки полян и выделялись, точно маяки в зеленом море. Это - большая лиственница справа от продольной аллеи, старый крупный каштан и две его соседки по поляне - туи. Исчез мемориальный гигант-тополь, тот самый, расщеп которого от молнии собственноручно скрепил стальным обручем Алексей Константинович. Превратился в заросшее деревьями болотце поэтический прудик с беседкой на холмике берега.
Таким образом, некоторые живописные акценты, сообщавшие парку художественную прелесть, исчезли совсем или закрылись от зрителя непродуманными малоценными посадками последних лет, как это произошло с достоверно толстовской трехствольной туей, заглушенной тополями и ныне находящейся на грани гибели.
Парк связан не только с именем Алексея Константиновича Толстого, но и со всем его творчеством. В Красном Роге им написано много произведений, в которых так или иначе сказывалось влияние окружавшей его здесь красоты. Совершенно необходимо вернуть парку именно тот первоначальный вид, какой он имел при жизни поэта.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год.