Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель

Учитель - это человек, который обучает и воспитывает учащихся. Но, конечно, такое определение не может раскрыть всего того, что нужно сделать педагогу и за что он отвечает во время образовательного процесса. И далеко не все могут им стать. Нужно, чтобы человек обладал особым типом личности. Какие качества учителя помогают ему в передаче знаний другим поколениям?

Профессиональная готовность

Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:

  • любовь к детям;
  • гуманизм;
  • интеллигентность;
  • творческий подход к работе;
  • высокая гражданская ответственность и социальная активность;
  • физическое и психическое здоровье.

В совокупности они составляют профессиональную готовность к педагогической деятельности. В ней выделяют психофизиологический и теоретико-практический аспекты. В них описываются требования к определению компетентности педагога. Педагогическая компетентность - это определение теоретической и практической подготовленности учителя к осуществлению своей профессиональной деятельности. При этом требования к учителю начальной школы несколько отличаются от других педагогов.

Качества первого школьного учителя

В современной системе образования понятие "педагог начальной школы" стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.

Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:

  • он является не только педагогом, но и воспитателем;
  • должен знать психофизиологические особенности детей;
  • он должен суметь организовать деятельность своих подопечных;
  • педагог активно взаимодействует с детьми и их родителями;
  • готовность к постоянному саморазвитию;
  • учитель должен создать оптимальные условия для обучения;
  • помогает учащимся взаимодействовать с окружающей средой;
  • владеет современными методиками обучения.

Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.

Какими умениями и навыками обладает педагог

Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:

  • широкий кругозор и умение грамотно излагать материал;
  • обучение с учетом индивидуальных особенностей учеников;
  • грамотная, поставленная речь и четкая дикция;
  • умение использовать мимику и жестикуляцию во время выступлений;
  • направленность на работу с учениками;
  • умение быстро реагировать на ситуации, находчивость;
  • умение правильно формулировать цели;
  • должен обладать организаторскими способностями;
  • контроль качества знаний учащихся.

Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.

Личностные качества учителя

Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:


Ведущие способности в педагогической деятельности

  1. Деятельность педагога носит преемственно-перспективный характер. Имея знания прошлых поколений, он должен владеть современными методиками и следить за новыми тенденциями. Также учитель должен видеть личностный потенциал учащихся.
  2. Взаимодействия между педагогом и учеником носят субъектно-субъективный характер. "Объект" деятельности учителя - это группа учащихся или воспитанник, которые в то же время являются субъектом собственной деятельности со своими потребностями и интересами.
  3. В образовательном процессе трудно оценить вклад, который вносят все, кто участвует в воспитании и образовании ребенка. Поэтому педагогическая деятельность носит коллективный характер.
  4. Процесс воспитания и образования протекает в природной и социальной среде, в которой трудно учесть все факторы. Поэтому учителю приходится постоянно создавать оптимальные условия для обучения.
  5. Педагогическая деятельность носит творческий характер. Учителю приходится постоянно искать нестандартные решения для поставленных задач, различные способы повышения мотивации воспитанников. Также наставник должен быть инициативным, наблюдательным, он должен стремиться к совершенству.
  6. Вся профессиональная деятельность педагога строится на гуманистических принципах: уважение личности, доверительное отношение, умение сопереживать ученикам, вера в способности ребенка.
  7. Учитель не может сразу увидеть результат своей работы.
  8. Педагог постоянно занимается самообразованием и повышает уровень своей квалификации, т. е. происходит непрерывное обучение.

Профессия учителя подразумевает постоянное взаимодействие с большим количеством людей, а именно детей. Он должен уметь организовать их деятельность и удерживать внимание на занятии. Педагог должен знать психофизиологические особенности каждого возрастного периода детей и применять их на практике. Также учитель должен уметь справляться с большим объемом информации.

А может быть, это призвание?

Трудно определить, что важнее: получить педагогическое образование или любить детей и иметь искреннее желание учить и воспитывать их. Для многих учитель - это не профессия, это призвание. Потому что, если вы хотите построить доверительные отношения с ребенком, нужно самим оставаться немного маленьким.

Учитель должен быть как ребенок, которому всегда все интересно, который всегда находится в поиске чего-то нового. И быть педагогом - это большой талант, нужно суметь разглядеть в каждом воспитаннике его потенциал и помочь реализовать его. Также учитель должен быть высокодуховным и культурным человеком, чтобы и в своих подопечных воспитать правильные жизненные ориентиры.

Один из главных советов в статьях о том, - ориентироваться не столько на ее рейтинг школы, сколько на профессионализм первого учителя. Но какими качествами должен обладать хороший учитель?

Конечно, советы экспертов вы сможете применить на практике уже тогда, когда немного лучше познакомитесь с учителем своего ребенка. Но благодаря ним вы поймете, на что нужно обращать внимание.

Итак, хороший учитель:

Желание узнавать новое - это и есть желание учиться. Задача учителя в том, чтобы поддержать в ребенке его желание. Никакие увещевания тут не помогут: желание учиться пробуждается у ребенка только тогда, когда он ощущает его во взрослом человеке.

Многим детям скучно учиться, когда они не видят смысла в предлагаемых знаниях. Но когда учитель страстно увлечен своим предметом, им открывается этот смысл, даже если об этом специально не говорится.

Хороший учитель - не тот, кто знает все ответы, но тот, кто постоянно ставит перед собой новые вопросы. Он носитель не истины, а любви к ней, воплощение усилий по ее отыскиванию. Истина для него - это увлекательный процесс. Никогда не завершенный, но влекущий, интригующий! И детей очаровывает это желание узнать.

ПРОБЛЕМЫ УЧИТЕЛЕЙ


Depositphotos

Конечно, есть факторы, которые усложняют работу учителя. Среди них:

  • система образования с ее бесконечными, часто противоречивыми, директивами, которая требует от учителей конформизма;
  • трудности обучения, связанные с разным уровнем учеников в классе;
  • конфликт с родителями учеников;
  • отсутствие поддержки со стороны коллег.

Бывает, дети, испытывающие страх перед учебой, маскируют его шутовством и различными провокациями, порождая в учителе ответный - и чаще всего неосознаваемый - страх. Боясь утратить авторитет, одни «закручивают гайки», не заботясь о том, что на уроке царит скука или соперничество, другие, наоборот, отпускают вожжи, снижая требования и тем самым лишая детей необходимой работы познания - возможности размышлять, сомневаться, пробовать.

Галия Нигметжанова, детский психолог

Борис Бим-Бад, доктор педагогических наук

Чтобы справиться с ситуацией, учителю нужно преодолеть в себе желание всегда быть повелителем, находиться в центре. Важно уметь находиться не над, а рядом с ребенком. Это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самостоятельных действий.

ПРОБЛЕМЫ УЧЕНИКОВ


Depositphotos

Каждый ребенок сталкивается с трудностями в учебе, связаными с особенностями его личности, чертами характера или же обстановкой в семье. Но если учитель не замечает, игнорирует эти особенности, они превращаются в настоящую проблему. Такие учителя предпочитают общаться только с сильными учениками, а более слабых отодвигают на задний план, предоставляя самим себе. Другой вариант - когда учитель умеет работать только с «серединкой» и пасует как перед отстающими, так и перед продвинутыми. Такие учителя не знают, .

Сергей Волков, учитель словесности

Одно из главных качеств в нашей профессии - это умение слушать и слышать каждого ребенка, вступать с ним в диалог, понимать его потребности (которые он сам не всегда осознает) и выбирать для работы с ним адекватные средства. Я представляю себе учителя как человека в халате со множеством карманов, наполненных разными инструментами. И в нужный момент он должен достать из кармана именно тот, который поможет именно этому ребенку и именно в этой ситуации. Чем богаче его арсенал, тем больше он готов к той неизвестности, которая ждет его при входе в класс.

Конечно, в нашей работе важны и положительные оценки. Но гораздо важнее те мысли, которые ребенку пришли в голову, те чувства, которые он пережил при общении на уроке или изучении предмета.

Если спросить детей, что такое учитель, они ответят: "Учитель - это тот, кто дает знания". Но они, конечно, были бы рады педагогу, который больше развлекает и меньше задает домашнего задания. Но что же значит быть великим, хорошим учителем? Преподавание - это тяжелый труд, и не каждый педагог развивается, чтобы стать лучше. Они делают необходимый минимум и не хотят выходить из зоны комфорта. А по-настоящему великие учителя работают не покладая рук, чтобы создать благоприятную среду для взращивания юных умов и талантов. Такой педагог не только дает знания и прививает навыки, но и учит на своем примере.

Что такое учитель, и каким он должен быть в школе или колледже?

Уважает учеников и создает чувство общности в классе

В классе должны цениться мнения и идеи каждого ученика. Только тогда ребенок будет чувствовать, что может высказаться, не боясь встретить непонимание или услышать насмешку. Так учитель создает уютную среду для всех учеников.

Взаимное уважение в классе обеспечивает поддержку учащихся и благоприятную атмосферу. В этом небольшом сообществе есть правила, которым все должны следовать, и каждый ученик должен знать, что является важной, неотъемлемой частью группы, и чувствовать свою значимость. Многие учителя позволяют учащимся осознать, что они могут зависеть не только от него, но и от всего класса. "Один за всех, и все за одного" - вот девиз, олицетворяющий это правило.

Доступен для общения

Любит учиться сам и вдохновляет на это других

Этот учитель понимает, что ожидания его учеников существенно влияют на их достижения; он знает: ребята обычно выполняют ровно столько, сколько от них ожидают.

Обладает лидерскими качествами и умеет переключаться

Такой учитель в школе умеет вести за собой и прививает лидерские качества даже самым нерешительным и скромным ученикам.

Если он видит, что не сработал, то умеет на ходу переделать урок так, чтобы тот стал интересен детям. Этот преподаватель оценивает свое умение преподнести знания на протяжении всего занятия и находит новые способы подачи материала, чтобы убедиться, что каждый ученик понимает основные понятия.

Профессионален во всех сферах жизни и открыт для сотрудничества

Когда хороший учитель просит совета или помощи у коллег, он не думает о себе, как о слабом педагоге. Наоборот, он принимает такой вид сотрудничества как способ использовать конструктивную критику для возможности профессионального роста.

Хороший учитель никогда не опоздает на совещание, его навыки и стиль общения с любым человеком, от директора до ученика, являются примером для остальных. За это он заслуживает уважение среди коллег и учеников.

А преподавание - это дар, который, кажется, вполне естественен для одних, другим же приходится работать сверхурочно для того, чтобы его назвали хорошим учителем. Но отдача огромна — и для педагога, и для учеников.

В чем заключается роль учителя?

Педагог должен уметь преподнести материал так, чтобы его понял каждый ребенок. Учителя готовят уроки, проверяют тетради, управляют классом, встречаются с родителями и работают в тесном сотрудничестве с остальным персоналом школы.

Однако быть учителем в современном мире - это гораздо больше, чем просто выполнение плана урока. Сегодня педагог - это многогранная профессия; преподаватели часто пребывают в роли приемного родителя, наставника, советника, образца для подражания, составителя расписания и во многих других родственных ролях.

Первый учитель играет важную роль в развитии учащихся. То, чему человек научился в свои ранние годы, может повлиять на его становление как личности.

Учитель музыки или рисования прививает чувство прекрасного; точных наук - учит логическим вычислениям; гуманитарных - помогает развивать речь учащихся.

Третий родитель

Роль педагога явно больше, чем просто планирование и выполнение планов урока. В каком-то смысле он становится третьим родителем для своих учеников. Первый учитель может быть постоянным положительным образцом для подражания, особенно для детей из неполных семей. Таким ребятам обычно не хватает внимания, так как единственный родитель может быть постоянно озабочен материальным обеспечением ребенка, а на то, чтобы выслушать сына или дочь, возможно, не хватает времени. К неравнодушному педагогу ребенок может прийти с проблемой, о которой постесняется или побоится рассказать родителям, но учитель никому не расскажет и поможет ему. Конечно, в таком случае педагог должен быть очень тактичным.

Что такое учитель в современном мире?

Сейчас роль преподавателя очень многогранна. Его работа заключается в том, чтобы помочь ученикам научиться использовать свои знания и интегрировать их в жизнь, чтобы они стали полноценными членами общества.

  • Ведение уроков в порученных ему классах.
  • Учитель музыки участвует в создании праздничных мероприятий.
  • Оценка способностей ученика, сильных и слабых его сторон.
  • Подготовка учащихся к экзаменам.
  • Общение с родителями и обеспечение их своевременной информацией об успеваемости ребенка.
  • Разработка правил и обеспечение их соблюдения в классе.
  • Контроль детей во внеурочной деятельности (например, обед, детская площадка).
  • Проведение в классе мероприятий.
  • Планирования поездок.
  • Учитель-мастер дает открытые уроки для коллег.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным!...​

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каким должен быть современный учитель

Искусство обучения

есть искусство будить

в юных душах

Любознательность и

затем удовлетворять ее.

А. Франс.

Современный учитель.… Каким он должен быть? Вопрос интересный. Он должен быть родным! Но таким учитель должен быть всегда – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Потому что он учитель! Труд его должен оценен по достоинству, должен быть востребованным! У Лихачёва Д.С. есть замечательные слова о том, что «учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.»

На наших глазах меняется страна, меняется и школа. Меняется и жизнь современного ученика. И учитель не должен отставать от этой бурлящей жизни. Поэтому учитель в современной школе должен быть требовательным, но справедливым и всегда давать право ученику ответить, реализовать себя. Конечно, для этого необходимо быть опытным специалистом, настоящим профессионалом своего дела. Но что главное в работе учителя? Важно быть хорошим человеком, выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний. Но главное – показать ребенку мир, какой он есть на самом деле.

Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь только два качества – большие знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Главной задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес.

Говоря другими словами, современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе. И конечно же, как не вспомнить слова Адольфа Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он - олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.»

Учитель, прежде всего, должен любить детей. Это значит, что общение детьми будет ему интересно, что их суждения не покажутся учителю глупыми и скучными, что их дела будут его искренне волновать. Это значит видеть в детях – людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. Учитель должен входить в класс с улыбкой на лице и всем своим видом показывать, что он рад видеть своих учеников, рад общению с ними. Учитель должен чувствовать, что его опыт, его знания ведут за собой учеников. Он учит своего воспитанника трудиться, думать, творить, стремится к тому, чтобы ученик был его соавтором: спорил, делился мнением, выступал, отстаивал свою точку зрения. Настоящий учитель обращается к истокам народной культуры, которые обогащают человека, облагораживают его душу, учат его ценить прошлое и настоящее. Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя передают знания следующим поколениям. Мне кажется, настоящий учитель должен быть прежде всего отзывчивым, понимающим и умеющим поддержать ученика, подбодрить его в трудную минуту. Но в то же время педагог должен быть строг и справедлив, это дисциплинирует детей и учит быть ответственными. Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников.

Хороший учитель – мастер своего дела!

Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком. Хороший учитель - мастер своего дела! Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель, так говорил Толстой.

Неужели такие люди есть? Есть, об одном из них я и хочу рассказать.

О педагоге Екатерине Николаевне Тамаровской в Старобеловском посёлке и родители, и учащиеся отзываются одинаково: «Хорошая учительница!» И когда начинается формирование 1-х классов, к ней постоянно обращаются с просьбой: «Возьмите нашего…» Ведут и с ослабленным здоровьем, и хулиганистых, и тех, кто в прошлом не усвоил программу. Обязательно ведут своих малышей и те, кто когда-то сам у неё учился. Уверены: она не только научит, но и воспитает. В её классе все умны, хороши и добры. Ребята уважают друг друга, заботятся друг о друге. Таков закон жизни класса. И поэтому-то, наверно, в школьном списке «трудных» её учеников не найдёшь: сами оценивают своё поведение, свои поступки, свои высказывания в кругу сверстников.

Уроки Екатерины Николаевны своеобразны, интересны, потому что на них царят психологическая гармония, педагогический такт и опыт. Десятилетия работы помогли ей постичь всё лучшее у Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, учителей школ города, учёных города Новосибирска. Накопился собственный опыт, который отмёл за годы работы рутинные представления о структуре урока, о методах обучения. Теперь она просто берёт из кладовой памяти то, что нужно именно на этом уроке в соответствии с темой, дополняет электронным учебным материалом и всё как в сказке.

Больше всего волнует её ученик, его глаза: живёт ли в них интерес, светится ли живая мысль, удаётся ли ему познать новое? А ещё ей важно, чтобы нравственные и духовные понятия, толстовские представления о жизни становились нормой поведения, жизни воспитанников…

Обучающиеся Екатерины Николаевны активные участники победители и лауреаты конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр разного уровня. В 2006 году – победитель муниципальной олимпиады по математике, в 2007 году – победитель всероссийской игры «Русский медвежонок» по опорной школе, в 2009 году – лауреат городской научно-практической конференции «Маленькая дверь в большой мир»

Екатерина Николаевна активная участница профессиональных конкурсов. Лауреат конкурса «Учитель года 2000», победитель муниципального конкурса «Лучший учитель» (2007 год), участница конкурса «100 лучших учителей Кузбасса». Методическое объединение учителей начальных классов под её руководством в 2006 году стало лауреатом муниципального конкурса методических объединений.

Екатерина Николаевна имеет почетные грамоты администрации школы, управления образования, администрации города, администрации Кемеровской области за достойное воспитание подрастающего поколения, президиума Кемеровского областного комитета Профсоюза работников образования и науки РФ за многолетний добросовестный труд, нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

По стопам Екатерины Николаевны пошли многие ученики: в школе № 7 работают четыре педагога. У всех одно желание – быть похожими на первую учительницу.

Для меня Екатерина Николаевна кумир по работе и по жизни. Добрая, открытая, активная, трудолюбивая, уверенная не оставит равнодушными ни детей, ни родителей, ни коллег.

« Я не мыслю своей жизни без школы…» Такую фразу как-то сказала Екатерина Николаевна Тамаровская – учитель начальных классов. Таких людей действительно называют Учителями с большой буквы.
Роль учителя в жизни каждого человека велика. И очень важно, чтобы твоим учителем был педагог, чем-то похожий на Екатерину Николаевну. Такой ответственный, любящий своё дело, любящий детей, умеющий заинтересовать и доступно объяснить всё. Я вам рассказала об учителе, который всей душой болеет за своё дело. Об учителе, которого любят ученики….