Теоретико-методологические основы изучения культурной идентичности. Культурная идентичность: понятие, процесс формирования, значение Культурно историческая идентичность современного человека

Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

Одна из основных человеческих потребностей состоит в разнообразных взаимосвязях с окружающим миром, в коллективной жизнедеятельности, которая реализуется путем самоотождествления индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами. Такою рода самоотождествление определяется в науке понятием «идентичность». У этого понятия довольно длительная история. Вплоть до 1960-х гг. оно имело ограниченное употребление, а введением и широким распространением в междисциплинарный научный оборот термин обязан трудам американского психолога Эрика Эриксона (1902-1994). Он утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая в себя следующие моменты:

  • внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства, иными словами, это ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности;
  • тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок — личностная идентичность и душевное благополучие;
  • чувство включенности Я человека в какую-либо общность — групповая идентичность.

Формирование идентичности, но Эриксону, проходит в виде сменяющих друг друга психосоциальных кризисов: подростковый кризис, прощание с «иллюзиями молодости», кризис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей профессии, в себе самом. Из них самым болезненным и часто встречающимся, пожалуй, является юношеский кризис, когда молодой человек реально сталкивается с ограничительными механизмами культуры и начинает воспринимать их исключительно как репрессивные, ущемляющие его свободу.

Со второй половины 1970-х гг. понятие идентичности прочно вошло в лексикон всех социально-гуманитарных наук. Сегодня это понятие широко используется и в культурологии. В самом общем смысле оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, что позволяет ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства взаимосвязи, принятые окружающими его людьми.

Поскольку каждый индивид является одновременно членом нескольких социальных и культурных общностей, то в зависимости от типа групповой принадлежности принято выделять различные виды идентичности — профессиональную, гражданскую, этническую. политическую, религиозную и культурную.

Принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом.

Можно сказать, что сущность культурной идентичности заключается в осознанном принятии индивидом соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, в понимании своего Я с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Культурная идентичность предполагает формирование у индивида устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у него симпатию или антипатию, в зависимости от чего он выбирает соответствующий тип, манеру и форму общения.

В культурологии является аксиомой утверждение, согласно которому каждый человек выступает носителем той культуры, в которой он вырос и сформировался как личность. Хотя в повседневной жизни он обычно этого не замечает, воспринимая как данность специфические особенности своей культуры, однако при встречах с представителями других культур эти особенности становятся очевидными и человек осознает, что существуют другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, значительно отличающиеся от привычных и известных. Разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые в итоге становятся для него регуляторами его личного поведения и общения.

На основе сопоставления и противопоставления позиций, мнений различных групп и общностей, выявленных в процессе взаимодействия с ними, происходит становление личной идентичности человека — совокупности знаний и представлений индивида о своем месте и роли как члена соответствующей социокультурной группы, о своих способностях и деловых качествах. Иначе говоря, культурная идентичность основывается на разделении представителей всех культур на «своих» и «чужих». В контактах человек быстро убеждается, что «чужие» по-другому реагируют на те или иные явления окружающего мира, у них есть собственные системы ценностей и нормы поведения, которые существен но отличаются от принятых в его родной культуре. В подобного рода ситуациях несовпадения каких-либо явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Однако до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах его использования и употребления оно понимается на обыденном уровне — путем выделения и перечисления наиболее характерных признаков и свойств этого термина. При таком подходе «чужой» понимается как:

  • нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
  • странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
  • незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
  • сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
  • зловещий, несущий угрозу для жизни.

Перечисленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют определить его в самом широком смысле: «чужой» — это все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений; наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

Только через осознание «чужого», «другого» происходит формирование представлений о «своем». Если такое противопоставление отсутствует, у человека нет необходимости осознавать себя и формировать собственную идентичность. Это относится ко всем формам личной идентичности, но особенно четко проявляется в формировании культурной (этнической) идентичности.

Когда происходит утрата идентичности, человек ощущает свою абсолютную чуждость окружающему миру. Обычно это случается в ходе возрастных кризисов идентичности и выражается в таких болезненных ощущениях, как деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и т.п. Потеря идентичности также возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать. В таком случае кризис идентичности может принимать массовый характер, рождая «потерянные поколения». Однако такие кризисы могут иметь и позитивные последствия, облегчая закрепление достижений научно-технического прогресса, интегрирование новых культурных форм и ценностей, расширяя тем самым адаптационные возможности человека.

Идентичность-это самоотождествление индивида с какими-то идеями, ценностями, соц.группами и культурами. В теорию МКК вёл термин американский психолог Эрик Эриксон. Широкое понятие: Культурная идентичность-это осознание человека своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе, позволяя ему определять своё место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Узкое понятие: культурная идентичность-это принадлежность индивида к какой-либо культуре, но формирующее ценностное отношения к себе, к другим людям, обществу и в целом к миру.

Сущность заключается в следующем: в осознанном принятий человека, соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностей, языка, пониманий себя самого с позиций культурных характеристик, принятых в обществе и сваё самоотождествления с культурными образцами данного общества.

Значения культурной идентичности в МКК:

1.Формирования у человека определенных устойчивых черт характера, качеств, которые помогают ему оценивать те или иные культурные явления с позиций симпатий и антипатий.

МКК можно рассматривать как взаимоотношения противостоящих идентичности, в результате подобного взаимодействия не знакомая в партнере становиться нам понятным и позволяет прогнозировать его поведение, то есть 1я функция- культурной идентификаций в МКК - культурная идентичность облегчает процесс коммуникаций, определяет его вид и механизм. 2я функция- культурная идентичность имеет так же ограниченный характер, согласно которому в процессе МКК могут возникать конфликты.

Культурная идентичность основывается на разделений всех культур на “ своих” и “чужих”.

Понятие чужой возникает в процессе коммуникаций, когда человек осознаёт, что есть люди, которые по другому реализуются на окружающий мир. Так же понятия чужой возникает в связи с появлениям термина “наивный реализм”- это жизненная позиция, согласно которой стили и образы жизни людей особенно представлены других культур считается не правильным, а свой - единственно верным и возможным.

“Чужой” – 1. Нездешний, находящийся за границами родной культуры. 2. Странный, необычный, контрастирующий с окружающими явлениями. 3. Неизвестный, недоступный для познания. 4. Сверхестесственный, перед которым человек бессилен. 5. Зловещий, несущий угрозу для жизни.

“Свой”- это привычный, само собой разумеющийся.

На основе этих понятий возникает этноцентризская позиция людей.

Восприятие “чужой” культурно варьируется от следующих факторов: 1. возраст. 2. образование. 3.Жизненный опыт. 4.Поведенчиские установки.

В основных типах реакций на чужую культуру: 1. Отрицание различных культур. 2.Защита собственного культурного превосходства. 3.Минивилирование культурного различия. 4.Принятия существования культурного развития. 5.Одоптация в чужой культуре. 6.Интеграция в чужую культуру.

Вывод: Для того чтобы преодолеть негативные реакций на явления чужой культуры необходимо преодолеть культурную замкнутость(наивный реализм и этноцентрические позиции).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

1. История становления понятия «культурная идентичность»

Прежде чем приступить к объяснению понятия «культурная идентичность», на мой взгляд, необходимо разобраться в том, что же такое идентичность.

По мнению доктора филологических наук Е.П. Матузковой, в самом общем смысле "идентичность" означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности, модели поведения и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре.

Развитие такой области науки, как психоанализа, способствовало привлечению внимания к проблеме идентичности и необходимости дать определение этому термину, раскрыть суть данного явления. Первыми занялись изучением культурной идентичности представители психоаналитического направления: австрийский психолог, психиатр, невролог, наиболее известный как основатель психоанализа, - З. Фрейд и американский психолог Э. Эриксон. З. Фрейд и Э. Эриксон пытались создать теорию идентичности и дать определение идентичности, опираясь на уже существующие в психоанализе понятия. Они опирались на понятие «бессознательное» и специфические представления о структуре человеческой личности, которая, в соответствии с их преположениями, подразделялась на бессознательное, являющееся постоянным источником желаний, Супер-Эго, выполняющее роль интернализированных социальных норм, и собственно Я, которое стремится привести в соответствие желания первого с требованиями второго, таким образом осуществляя управление человеческим существом. Сам термин «идентичность» был впервые использован З. Фрейдом в 1921 г. в эссе «Психология масс и анализ Я» при описании механизмов формирования Супер-Эго. По Фрейду, каждый человек стремится получить желаемое, диктуемое бессознательным, но при этом они (индивиды) «всегда сохраняют достаточную часть своей первоначальной сущности, чтобы в достаточной мере сберечь свою идентичность (самопожертвование)».

Э. Эриксон, в свою очередь, утверждал, что идентичность выступает фундаментом любой личности и показателем ее психосоциального благополучия, включая в себя следующие компоненты:

1. внутреннее тождество субъекта при восприятии окружающего мира, ощущении времени и пространства, иными словами, это ощущение и осознание себя как уникальной автономной индивидуальности,

2. тождество личных и социально принятых мировоззренческих установок - личностная идентичность и душевное благополучие,

3. чувство включенности Я-человека в какую-либо общность - групповая идентичность.

Формирование идентичности, по Эриксону, проходит в виде сменяющих друг друга психосоциальных кризисов: подростковый кризис, прощание с «иллюзиями молодости», кризис среднего возраста, разочарования в окружающих людях, в своей профессии, в себе самом. Из них самым болезненным и часто встречающимся, пожалуй, является юношеский кризис, когда молодой человек реально сталкивается с ограничительными механизмами культуры и начинает воспринимать их исключительно как репрессивные, ущемляющие его свободу. Эти идеи были изложены в его работе «Идентичность: юность и кризис» (1967).

В 1960-ых годах понятие «идентичность» появилось и в области социальной психологии благодаря английскому психологу, автору теории социальной идентичности Г. Тэджфелу. Г. Тэджфел представил Я-концепцию личности в виде когнитивной системы, которая регулирует все нормы социального поведения. В его концепции основная когнитивная система имеет две подсистемы: личностную и групповую идентичность. Личностная идентичность связана с самоопределением человека в рамках его интеллектуальных, физических способностей, нравственных установок. Групповая идентичность проявляется в осознании человеком своей принадлежности к определенной этнической, социальной, профессиональной группам. Эти мысли автор высказал в работе «Социальная идентичность и межгрупповые отношения, 1972». А культурная идентичность, согласно Г. Тэджфелу, возникает в результате социальной категоризации, которая, может быть понята как «упорядочивание социального окружения в терминах распределения людей по группам. Это помогает индивиду структурировать причинное понимание своего социального окружения».

2. Современные концепции идентичности

В структуре идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный и аффективный. Аффективный компонент представляет собой оценку качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства. Отношение к собственной этнической общности проявляется в позитивных и негативных этнических аттитюдах (удовлетворенность и неудовлетворенность членством в этнической общности). Когнитивный компонент включает процесс дифференциации (социальное оценочное сравнение) и процесс групповой идентификации (осознание принадлежности к группе). Согласно гипотезе советского историка и социолога Б.Ф. Поршнева, формирование идентичности начинается с самых истоков становления человечества как социальной общности: «только ощущение, что есть «они», рождает желание самоопределиться... обособиться от «них» в качестве «мы» …Бинарная оппозиция «мы -- они» есть «субъективная сторона всякой реально существующей общности людей». Следует отметить, что, отделяя себя от Других, группа определяет границы, которыми она сама себя ограничивает во времени и пространстве. Роль границ состоит в оказании влияния на взаимодействие с другими группами, ограничиваясь конкретными областями и системами ценностей.

Как утверждает магистр гуманитарных наук Е.А. Спирина, на сегодняшний день не выработано единой концепции идентичности. Некоторые исследователи (П. Ван ден Берг, Ю. Бромлей) полагают, что осознание человеком своего членства в группе заложено генетически и является «следствием предрасположенности человека к родственному отбору и общности территории (примордиализм)», другие (Н. Чебоксаров и С. Арутюнов) считают, что «идентичность построена на этнических ценностных константах, а также общности потребностей и интересов (инструментализм)». Следует отметить, что все эти концепции не всегда подтверждаются на практике. Это было доказано опросами, проведенными группой российских исследователей. В 2002-2003 гг. более половины из числа ответивших респондентов указали культуру и язык в качестве внутренних, неотъемлемых атрибутов культурной идентичности. Также большинство опрошенных (55,8 %) отметили в качестве важнейших атрибутов культурной идентичности основополагающие компоненты картины мира (ценности, символы, образы). Поэтому, по мнению Е.А. Спириной, наиболее целесообразно рассматривать идентичность, построенную на картине мира, так как она является основополагающей характеристикой группы и оказывает непосредственное влияние на формирование её норм, ценностей, интересов и представлений.

Филолог Белая Е.Н. выделила два наиболее важных вопроса для языковой личности в контексте проблемы культурной идентичности. Эти вопросы: «Кто я?» и «Как я впишусь в этот мир?».

Белая Е.Н. отметила также факторы, составляющие идентичность языковой личности:

Самоценность собственного «Я», самовосприятие и самооценка;

Самоотождествление с определенными группами других личностей;

Идентификация личности со стороны окружающих;

Соотношение между самоидентификацией и идентификацией со стороны окружающих.

Человек становится личностью под воздействием родной культуры, «бессознательно или сознательно впитывая все то, что обозначается понятиями «ментальность», «менталитет», «дух народа».

Индивидуальная идентичность и коллективная неразрывно связаны в процессе жизнедеятельности. Понятие коллективной идентичности- широкое, оно включает в себя географический, исторический, культурный компоненты, и каждый из вышеперечисленных компонентов оказывает влияние на формирование и становление языковой личности.

По мнению культуролога B.C. Ерасова, личностное начало формируется посредством выбора того или иного типа поведения, ценностей в существующей системе общественных отношений, где находится человек в процессе социализации. Таким образом, свобода выбора личности ограничена системой правил и норм, существующих в обществе, в которое попадает личность в силу сложившихся обстоятельств.

Согласно доктору философских наук А.А. Шесгакову, одним из аспектов личностной идентичности является отношение человека к самому себе.

Белая Е.Н отмечает также, что в индивидуалистских культурах личностная идентичность ценится в большей степени, нежели в коллективистских культурах.

Средствами идентичности могут служить «ключевые символы»: эмблемы, флаги, одежда, жесты, артефакты и т.д. Важнейшее место принадлежит языку, так как он отражает этническую, национальную, географическую и прочую принадлежность личности.

Поэтому, когда человек оказывается в ином лингвокультурном пространстве, ему следует быть готовым к тому, что его идентичность может быть воспринята не так, как в родной культуре, и причины могут быть обусловлены как языковыми, так и поведенческими факторами. Белая Е.Н выделила основные причины кризиса идентичности, который имеет место в процессе межкультурной коммуникации:

Неспособность адекватно выразить свое «Я» на иностранном языке;

Неспособность собеседников, общающихся с коммуникантом на его родном языке, адекватно оценить его «Я»;

Неумение извлечь культурно-специфическую информацию из речевых сообщений друг друга;

Неготовность правильно определить свое место в инокультурном социуме.

Доктор филологических наук Е.П. Матузкова, проведя ряд исследований, пришла к выводу, что идентичность и культура неразрывно связаны. Е.П. Матузкова считает, что «культура как системное явление высшей степени абстракции имеет сложную специфику актуализации в реально существующих культурных системах, что характеризуется ее диалогичностью: с одной стороны, культура универсальна, с другой,- локальна». Каждая конкретная культура имеет 2 формы бытия: объективную и субъективную, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом. И самобытность конкретных культур обусловлена именно взаимодействием объективной и субъективной форм бытия культуры. Идентичность в данной концепции предстает в форме осмысления культурно-ценностных установок, без которых развитие общества невозможно. Идентичность и есть то, что является результатом диалога отдельно взятой культуры с другими культурами и метакультурой в целом.

3. Виды идентичности

идентичность социокультурный личностный

В науке на сегодняшний день существует несколько классификаций идентичности. Это обусловлено тем, что на данный момент исследователи не выработали единого мнения о том, что же такое идентичность и рассматривают ее с разных сторон. Наиболее полной, на мой взгляд, является классификация Е.Н Белой, представленная в учебном пособии «Теория и практика межкультурной коммуникации». Автор выделяет следующие виды идентичности:

Физиологическая идентичность,

Возрастная,

Классовая,

Расовая, или этническая.

Физиологическая идентичность включает в себя неотъемлемые черты, присущие индивиду с рождения: цвет волос, глаз, кожи, черты лица, а также другие физиологические особенности. Внешность человека, находящегося в определенно лингвокультурном сообществе, посылает сигналы остальным членам данного сообщества, а затем эти сигналы декодируются, и, в зависимости от результата дешифровки, человек воспринимается другими положительно, отрицательно или нейтрально. Внешность является важным фактором появления симпатии или, напротив, антипатии в процессе не только межкультурной коммуникации, но и коммуникации как таковой. Однако, важно помнить, что представления о привлекательности в разных культурах различны. Например, женщины из эфиопского племени каро считают шрамы и проколы атрибутами красоты, но в большинстве других стран наличие шрамов или проколов, напротив, может быть воспринято как недостаток.

Возрастная идентичность проявляется в различной степени значимости возраста для участников коммуникации в зависимости от других составляющих идентичности и от контекста общения. По мнению доктора филологических наук В.И. Карасика, «для молодежи и юношества признак возраста является доминирующим». Понятия о молодости и старости различны в разных культурах, также как и отношения между людьми разного возраста или даже разных поколений.

Говоря о классовой идентичности, мы, прежде всего, имеем в виду принадлежность человека к определенному классу. Социальная стратификация в разных культурах различна, границы классово часто размыты, и человеку сложно идентифицировать себя с какой-то конкретной социальной группой. Однако, ощущение человеком своей принадлежности к определенной социальной группе и есть классовая идентичность.

Расовая, или этническая идентичность означает осознание индивидом своей принадлежности к определенному относу. Проявляется расовая идентичность в разделяемых членами определенного этноса представлениях об своем народе. Согласно точке зрения Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.П. Садохина, этническая идентичность - «это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства, это построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы».

4. Различные подходы к изучению проблемы культурной идентичности

Итак, что же такое культурная идентичность и какова ее связь с понятием «идентичность»? Изучение различных подходов к изучению проблемы культурной идентичности показывает, что единой точки зрения по данному вопросу не выработано.

Филолог Е.П. Матузкова отмечает, что в теории культуры и культурологии идентичность и культура рассматриваются как неразрывное единство, а человек и его внутренняя культура также являются частью какой-то конкретной культурной традиции, и, в соответствии с этой культурной традицией, человек принимает существующие в данном культурном обществе ценности, нормы, традиции, привычки, поведенческие установки.

Е.П. Матузкова рассмотрела культурную идентичность и с позиций ученых, занимающихся проблемами межкультурной коммуникации. По мнению исследователей данного направления, культурная идентичность- «это осознанное принятие человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимание своего «я» с позиций тех характеристик, которые приняты в данном обществе, самоотождествление себя с культурными образцами именно этого общества». Е.П. Матузкова обращает внимание и на то, что культурная идентичность является совокупностью конкретных, устойчивых характеристик, в соответствии с которыми различные явления или люди,- представители разных культур, вызывают у нас положительные или отрицательные эмоции, а также отношение. В зависимости от этого отношения, мы выбираем соответствующие тип, форму и манеру общения.

В двух выше представленных трактовках культурная идентичность понимается как продукт индивидуального сознания. Таким образом, объем понятия сужается, и культурная идентичность рассматривается как идентичность индивидуальная: личная или, чаще всего, социальная. Это значительно ограничивает понятийную сферу описываемого явления.

Антиэкзистенциалисткая концепция идентичности наиболее распространена среди представителей современного западного подхода к изучению культур. Она развивается последователями американского антрополога Э. Холла К. Баркером, Д. Келлнером, К. Мерсером и др.

С позиций вышеперечисленных исследователей, идентичность - это некое описание нашей личности, с которым мы себя эмоционально отождествляем.

При этом подчеркивается, что идентичность - это скорее процесс становления, а не просто фиксированное бытие, предполагающий объединение внешних факторов и внутренних процессов и внутренних процессов. И без языка само понятие идентичности было бы неясным и непонятным для нас.

Рассмотрев актиэкзистенциалисткую концепцию культурной идентичности, можно сделать вывод, что она трактуется как система дискурсивных положений, связанная с ключевыми узлами культурного значения, такими как пол, класс, расовая и этническая принадлежность, возраст и т.д. Эта система динамична и постоянно изменяется, т.к. нестабильна и изменчива каждая из дискурсивных позиций. Дискурсивные позиции возникают в результате самоопределения и соотнесения с окружающими: это описание себя, сопоставленное с описанием, которое составляют о нас другие люди.

В этой концепции очень важен взгляд на культурную идентичность как динамическую и изменяющуюся систему не только самоопределения, но и соотнесения с окружающими, поскольку идентичность должна быть подтверждена другими людьми и проявляется во взаимодействии с ними.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Появление понятия личностной идентичности в зарубежной психологии, его развитие в отечественной психологии. Типы и философское осмысление идентичности. Специфика исследования личностной идентичности в работах ряда отечественных психологов, в социологии.

    реферат , добавлен 10.09.2011

    Понятие идентичности в психологии. Социальные группы как объекты и субъекты социальной идентификации. Особенности формирования половой принадлежности в детском возрасте. Четыре вида результатов межкультурных контактов для индивида по С. Бохнеру.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2015

    Исследование теоретических и научных понятия личностной идентичности. Рассмотрение сущности и специфики самоактуализации личности в различных возрастных группах. Систематизация существующих в специальной литературе, научных подходов к данной проблеме.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

    Гендер как социальное отношение принадлежности к полу. Гендерная социализация в воспитании детей. Особенности гендерной самоидентификации юношей; факторы, участвующие в формировании ядра идентичности. Особенности гендерных отношений у старшеклассников.

    реферат , добавлен 25.03.2010

    Сущность феноменов "идентичность" и "самоотношение" в отечественной и зарубежной литературе. Методы изучения личностной, гендерной и профессиональной идентичности. Особенности эмпирического исследования самоотношения подростков в возрасте от 13 до 14 лет.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2013

    Истоки исследования социальной идентичности. Теории социальной идентичности. Этническое возрождение на территории "постсоветского" пространства. Психологические причины роста этнической идентичности. Когнитивные и аффективные критерии.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2006

    Понятие идентичности как самореферентности, переживания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств. Специфика профессиональной идентичности, профпригодности и готовности. Этапы становления профессиональной идентичности в онтогенезе.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2011

    Определение понятия "идентичность" в области социальной психологии. Подходы к проблематике статуса военнослужащего и профессиональной идентичности. Эмпирическое исследование проблемы гендерных особенностей профессиональной идентичности военнослужащих.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2014

    Восприятие человеком своей жизни и себя в ней как череде определенных событий. Основные аспекты идентичности по Эриксону. Сущность принципа реальности. Идентификация себя с одним из родителей. Адаптация личного к социальному. "Самость" Карла Густава Юнга.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2012

    Теоретические основы изучения идентификации как процесса обретения половой идентичности. Теории изучения, сущность и виды идентификации и идентичности. Половое воспитание как фактор обретения идентичности. Организация психодиагностического обследования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Культурная идентичность

Культурные последствия расширяющихся контактов между представителями разных стран и культур выражаются среди прочего и в постепенном стирании культурной самобытности. Особенно это очевидно для молодежной культуры, которая носит одинаковые джинсы, слушает одну и ту же музыку, поклоняется одним и тем же «звездам» спорта, кино, эстрады. Однако со стороны более старших поколений естественной реакцией на этот процесс стало стремление сохранить существующие особенности и отличия своей культуры. Поэтому сегодня в межкультурной коммуникации особую актуальность имеет проблема культурной идентичности, то есть принадлежности человека к той или иной культуре.

Понятие «идентичность» сегодня широко используется в этнологии, психологии, культурной и социальной антропологии. В самом общем понимании оно означает осознание человеком своей принадлежности к какой-либо группе, позволяющее ему определить свое место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. Необходимость в идентичности вызвана тем, что каждый человек нуждается в известной упорядоченности своей жизнедеятельности, которую он может получить только в сообществе других людей. Для этого он должен добровольно принять господствующие в данном сообществе элементы сознания, вкусы, привычки, нормы, ценности и иные средства общения, принятые у окружающих его людей. Усвоение всех этих проявлений социальной жизни группы придает жизни человека упорядоченный и предсказуемый характер, а также невольно делает его причастным к какой-то конкретной культуре. Поэтому суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентации и языка, понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества.

Культурная идентичность оказывает определяющее влияние на процесс межкультурной коммуникации. Она предполагает совокупность определенных устойчивых качеств, благодаря которым те или иные культурные явления или люди вызывают у нас чувство симпатии или антипатии. В зависимости от этого мы выбираем соответствующий тип, манеру и форму общения с ними.

Этническая идентичность

Интенсивное развитие межкультурных контактов делает актуальной проблему не только культурной, но и этнической идентичности. Это вызвано целым рядом причин. Во-первых, в современных условиях, как и раньше, культурные формы жизнедеятельности с необходимостью предполагают принадлежность человека не только к какой-либо социокультурной группе, но и к этнической общности. Среди многочисленных социокультурных групп наиболее стабильными являются устойчивые во времени этносы. Благодаря этому этнос является для человека самой надежной группой, которая может обеспечить ему необходимую безопасность и поддержку в жизни.

Во-вторых, следствием бурных и разносторонних культурных контактов становится ощущение нестабильности окружающего мира. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск того, что помогло бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитило бы от трудностей. В этих обстоятельствах все больше людей (даже молодых) начинают искать поддержку в проверенных временем ценностях своего этноса, которые в данных обстоятельствах оказываются самыми надежными и понятными. Результатом становится усиление чувства внутригруп-пового единства и солидарности. Через осознание своей принадлежности к этносам люди стремятся найти выход из состояния социальной беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обеспечит им ценностную ориентацию в динамичном мире и защитит от больших невзгод.

В-третьих, закономерностью развития любой культуры всегда была преемственность в передаче и сохранении ее ценностей, так как человечеству необходимо самовоспроизводиться и саморегулироваться. Это во все времена происходило внутри этносов путем связи между поколениями. Если бы этого не было, то человечество не развивалось бы.

Содержание этнической идентичности составляют разного рода этносоциальные представления, разделяемые в той или иной степени членами данной этнической группы. Эти представления формируются в процессе внутрикультурной социализации и во взаимодействии с другими народами. Значительная часть этих представлений является результатом осознания общей истории, культуры, традиций, места происхождения и государственности. В этносоциальных представлениях отражаются мнения, убеждения, верования, идеи, которые получают свое выражение в мифах, легендах, исторических повествованиях, обыденных формах мышления и поведения. Центральное место среди этносоциальных представлений занимают образы собственной и других этнических групп. Совокупность этих знаний связывает членов данной этнической группы и служит основой ее отличия от других этнических групп.

Этническая идентичность -- это не только принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному образу мыслей и разделяемые этнические чувства. Она также означает построение системы отношений и действий в различных межэтнических контактах. С ее помощью человек определяет свое место в полиэтническом обществе и усваивает способы поведения внутри и вне своей группы.

Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определенной этнической общности. С ее помощью человек солидаризируется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос. В итоге выявляется и осознается уникальность и неповторимость своего этноса, его культуры. Однако этническая идентичность -- это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и оценка значимости членства в ней. Кроме того, она дает человеку наиболее широкие возможности для самореализации. Эти возможности опираются на эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней.

Этническая идентичность очень важна для межкультурной коммуникации. Общеизвестно, что нет личности внеисторичес-кой, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его окружения. Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения здесь служит подражание. В процессе повседневной жизнедеятельности он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения, формирует необходимые навыки коммуникации с другими народами и культурами.

Личная идентичность

Рассматривая коммуникативные процессы как динамичную социокультурную среду, благоприятную для порождения и распространения различного рода образцов поведения, типов взаимодействия, следует помнить, что главными субъектами культуры являются люди, находящиеся в тех или иных отношениях друг с другом. В содержании этих отношений значимое место занимают представления людей о самих себе, и эти представления зачастую весьма существенно различаются от культуры к культуре. Каждый человек является носителем той культуры, в которой он вырос, хотя в повседневной жизни он этого обычно не замечает. Специфические особенности своей культуры он воспринимает как данность. Однако при встречах с представителями других культур, когда эти особенности становятся очевидными, люди начинают осознавать, что существуют также другие формы переживаний, виды поведения, способы мышления, которые существенно отличаются от привычных и известных. Разнообразные впечатления о мире трансформируются в сознании человека в идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые становятся для него регуляторами поведения и общения. Через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей в процессе взаимодействия с ними происходит становление личной идентичности человека, которая представляет собой совокупность знаний и представлений человека о своем месте и роли как члена социальной или этнической группы, о своих способностях и деловых качествах.

Сущность личной идентичности раскрывается наиболее полно, если обратиться к тем общим чертам и характеристикам людей, которые не зависят от их культурной или этнической принадлежности. Так, например, мы едины в ряде психологических и физических характеристик. У всех нас есть сердце, легкие, мозг и другие органы; мы состоим из одинаковых химических элементов; наша природа заставляет нас искать удовольствие и избегать боли. Каждое человеческое существо использует большое количество энергии, для того чтобы избежать физического дискомфорта, но если мы испытываем боль, то все мы страдаем одинаково. Мы одинаковы потому, что решаем одни и те же проблемы нашего существования.

Однако не требует доказательства тот факт, что в реальной жизни нет двух абсолютно похожих людей. Жизненный опыт каждого человека неповторим и уникален, и, следовательно, мы по-разному реагируем на внешний мир. Идентичность человека возникает в результате его отношения к соответствующей социокультурной группе, членом которой он является. Но поскольку человек одновременно является участником разных социокультурных групп, то он обладает сразу несколькими идентичностями. В них отражаются его пол, этничность, раса, религиозная принадлежность, национальность и другие стороны его жизни. Эти признаки связывают нас с другими людьми, но в то же время сознание и уникальный опыт каждого человека изолируют и разделяют нас друг от друга.

В определенной степени межкультурную коммуникацию можно рассматривать как взаимоотношение противостоящих идентичностей, при котором происходит включение идентичностей собеседников друг в друга. Таким образом, неизвестное и незнакомое в идентичности собеседника становится знакомым и понятным, что позволяет ожидать от него соответствующих типов поведения и действий. Взаимодействие идентичностей облегчает согласование отношений в коммуникации, определяет ее вид и механизм. Так, на протяжении долгого времени «галантность» служила основным типом отношений между мужчиной и женщиной в культурах многих народов Европы. В соответствии с этим типом происходило распределение ролей при общении полов (активность мужчины, завоевателя и обольстителя, наталкивалась на реакцию противоположного пола в форме кокетства), предполагало соответствующий сценарий общения (интриги, уловки, обольщения и т.п.) и соответствующую риторику общения. Такого рода отношение идентичностей служит фундаментом коммуникации и оказывает влияние на ее содержание.

Вместе с тем тот или иной тип идентичности может создавать препятствия для коммуникации. В зависимости от идентичности собеседника стиль его речи, темы общения, формы жестикуляции могут казаться уместными или неприемлемыми. Тем самым идентичность участников коммуникации определяет сферу и содержание их общения. Так, разнообразие этнических идентичностей, являющееся одним из главных оснований межкультурной коммуникации, является одновременно и препятствием для нее. Наблюдения и эксперименты ученых-этнологов показывают, что во время обедов, приемов и других подобных мероприятий межличностные отношения участников складываются по этническому признаку. Сознательные усилия по смешению представителей разных этнических групп не давали никакого эффекта, поскольку через некоторое время опять стихийно возникали этнически однородные группы общения.

Таким образом, в межкультурной коммуникации культурная идентичность обладает двойственной функцией. Она позволяет коммуникантам составить определенное представление друг о друге, взаимно предугадывать поведение и взгляды собеседников, т.е. облегчает коммуникацию. Но в то же время быстро проявляется ее ограничительный характер, в соответствии с которым в процессе коммуникации возникают конфронтации и конфликты. Ограничительный характер культурной идентичности направлен на рационализацию коммуникации, то есть на ограничение коммуникативного процесса рамками возможного взаимопонимания и исключения из него тех аспектов коммуникации, которые могут привести к конфликту.

Проблема «чужеродности» культуры. Психология межкультурных различий. Переживание индивидом «чужого» и «своего» при контакте с представителями другой культуры

культурный идентичность этнический психология

Современные виды транспорта и средства коммуникации позволяют ежегодно десяткам миллионов людей непосредственно знакомиться с особенностями и ценностями культур других народов. С первых контактов с этими культурами люди быстро убеждаются, что представители этих культур по-разному реагируют на внешний мир, у них есть свои собственные точки зрения, системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в их родной культуре. Так в ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. Их гамма довольно широка -- от простого удивления до активного негодования и протеста. Как показывают исследования этих реакций, чтобы сориентироваться в чужой культуре, недостаточно использовать лишь свои знания и наблюдать за поведением чужеземцев. Намного важнее понять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры, и включить новые знания в свой культурный арсенал, в структуру своего поведения и образа жизни. Таким образом, в межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. Но проблема заключается в том, что до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия. Во всех вариантах употребления оно понимается на обыденном уровне, то есть путем выделения и описания наиболее характерных признаков и свойств этого термина.

При таком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:

* чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;

* чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;

* чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;

* чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;

* чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.

Представленные семантические варианты понятия «чужой» позволяют рассматривать его в самом широком значении, как все то, что находится за пределами само собой разумеющихся, привычных и известных явлений или представлений. И наоборот, противоположное ему понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.

В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся одной стороны сталкивается с нечто самим собой разумеющимся другой стороны. Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание (что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают. Как правило, обе стороны не ставят под сомнение «свое само собой разумеющееся», а занимают этноцентристскую позицию и приписывают другой стороне глупость, невежественность или злой умысел.

Образно говоря, при контактах с другой культурой человек как бы отправляется в другую страну. Он выходит за границы привычной обстановки, из круга привычных понятий и отправляется в незнакомый, но привлекательный другой мир. Чужая страна, с одной стороны, незнакома и порою кажется опасной, а с другой стороны, все новое привлекает, обещает новые знания, расширяет кругозор и жизненный опыт.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Культурная идентичность и определение её в рамках термина, который считается результатом использования культурологического подхода к исследованию указанного явления. Картина мира как "культурный ландшафт", в котором размещаются прочие элементы культуры.

    статья , добавлен 23.07.2013

    Психологические типы культур. Исследование "национального характера" и этническая идентичность в современной культуре. Интеракционизм как метод анализа культур: теория этничности Дж. Де Во и теория "одинокой толпы", модели поведения "Я", задачи личности.

    реферат , добавлен 05.07.2008

    Анализ культуры и семантики языка, образ мышления как причина различий. Культурная разработанность и лексический состав языка. Ключевые слова и ядерные ценности культуры, проблема понимания культур посредством ключевых слов, лингвистические универсалии.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2009

    Социокультурные реквизиты современного общества. Этнолингвистическое разнообразие и относительная локализация народов кавказского региона. Сочетание элементов разных типов культур на Северном Кавказе. Сохранение культа старейшин, традиции гостеприимства.

    реферат , добавлен 21.06.2016

    Понятия идентификации и идентичности как фундаментальные категории человеческой личности. Проблема культурной идентичности в культорологии. Механизм культурной идентификации, противоречивость работы сознания. Самоидентификация человека, этноидентификация.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2010

    Основные черты культуры. Статика и культурная динамика как основные части структуры культуры. Агенты и социальные институты культуры. Типология и виды культур. Доминирующая культура, субкультура и контркультура. Особенности сельской и городской культуры.

    контрольная работа , добавлен 29.07.2010

    Теории различия культур и культурного взаимодействия между народами. Взаимодействие культур и культурная трансформация как форма глобализационного процесса. Возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Связь американской национальной идентичности и музеев в историографии истории США. Культура, образование и национальная идентичность: взгляды американских интеллектуалов и политиков. Формирование национальной идентичности в музейном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2017

    Культура как объект этнографического изучения. Понятие культуры и ее ценностного ядра. Функции этнической культуры. Этническая основа русской культуры. Слои этнической культуры: ранний (нижний) и поздний (верхний). Этнические традиции, обряды, обычаи.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Этническая культура - совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Ранние и поздние исторические слои этноса. Структура национальной и мировой культуры, ее социальное влияние на человека и общество.