Самые известные памятники, построенные на народные средства. Самые известные памятники, построенные на народные средства Примечательные факты памятника рабочий и колхозница

Краудфандинг — это не только проекты на Kickstarter и других подобных сервисах. Если оглянуться вокруг, можно найти массу примеров использования этой финансовой модели. Множество памятников архитектуры и искусства было построено именно на народные деньги. По всему миру регулярно возводятся памятники известным личностям, построенные на средства жителей того или иного города. В нашей стране очень многие храмы также построены на деньги прихожан.

В этой статье мы рассмотрим самые известные и необычные исторические памятники, возвести которые помог краудфандинг.


Статуя Иисуса в Рио-де-Жанейро
Известный на весь мир символ Рио-де-Жанейро — статуя Иисуса — построена на деньги простых бразильцев. Памятник огромен – высота его 38 метров, вес — 1145 тонн, размах рук — 30 метров. Строили монумент почти 9 лет, о сборе денег было объявлено в прессе, также активно агитировала бразильцев скидываться католическая церковь. В результате было собрано 2,2 млн реалов. Однако, статую изготавливали во Франции ввиду невозможности сделать такую сложную конструкцию в Бразилии того времени.

Также большую статую Иисуса — Кришту Рей — построили в Португалии в середине 20 века. И также она была построена на народные средства — в основном, на деньги женщин. Дело в том, что Португалия не участвовала во Второй Мировой войне, и португальские женщины благодарили Бога за то, что их отцы, мужья и сыновья не погибли в сражениях.

Символ свободы и демократии Америки — Статуя Свободы — тоже была построена на народные деньги. «Леди Свобода» стала подарком французских граждан по случаю столетия американской революции. Средства на ее постройку собирали и во Франции, и в Штатах. Изначально сбор средств происходил очень медленно, так что даже всемирно известный Джозеф Пулитцер выступал с призывом помочь строительству.

Еще один известный на весь мир памятник, построенный с помощью коллективного финансирования — Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Однако в этом случае краудфандинг помог собрать лишь £20 485, так что государству пришлось также поучаствовать в этом процессе.

Самый известный из российских храмов — Храм Христа Спасителя — также внес свою лепту в историю коллективного финансирования. Часто при описании этого храма (особенно, когда рассказывают о его разрушении в 1931 году) говорится, что он построен на народные деньги. Однако это верно только отчасти. Храм в том виде, в котором он вошел в историю, строился почти полностью за казенный счет. Но не все знают, что это был второй проект храма. Первая стройка началась еще при Александре I в начале 19 века по проекту художника Карла Магнуса Витберга, и вот именно этот проект собрал значительные народные пожертвования. Кстати, первая стройка планировалась на Воробьевых Горах. Но за 7 лет не завершен был даже нулевой цикл стройки. Проект закрыли в 1825, а новый вариант храма стали строить лишь в 1831 году.

Строительство одного из самых красивых зданий Бухареста — Атенеум, построенный в 1888 году по проекту французского архитектора Альберта Галлерона, — почти полностью осуществилось за счет народных пожертвований. В этом здании находится румынская филармония.

Памятники многим известным людям в России являются народными. Например, памятник Пушкину на Пушкинской площади в Москве. Деньги собирали по инициативе выпускников Царскосельского лицея, за 20 лет было собрано 106 тысяч рублей. Памятник Гоголю на Никитском бульваре в Москве также построен на народные деньги, необходимую сумму — 70 тысяч рублей — собрали за 16 лет. На первый памятник Ломоносову в Архангельске сумму чуть более 50 тысяч рублей собрали быстрее — менее чем за 3 года.

Памятник Гоголю, Москва Памятник Пушкину, Москва

Забавный памятник Чехову был установлен в 2004 году в Томске. Построен он также благодаря коллективному финансированию. Писатель изображен в карикатурном виде, а на постаменте красуется надпись:

Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

Этот памятник — своеобразная месть жителей Томска писателю, за то, что последний довольно резко отозвался о городе.

Один из самых известных русских памятников, установленный на народные деньги, безусловно памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому», который находится в Москве напротив Собора Василия Блаженного. Изначально памятник предполагалось ставить в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение, но, учитывая важность подвига Минина и Пожарского для истории всей страны в целом, памятник установили в Москве.

А в Челябинске на деньги медработников открыли памятник древнегреческим богам здоровья — Асклепию и Гигее. Памятник находится на территории 1 городской больницы. Торжественно открыт он был в 2011 году, но по задумке скульпторов он выглядит как древняя статуя, которую нашли и отреставрировали.

Памятник собакам, Токио В Токио у подножия всемирно известной телебашни на народные деньги установлен памятник собакам. Эти ездовые собаки принимали участие в экспедиции на Антарктиду в 1958 году. Из-за экстремальных погодных условий экспедицию не смогли эвакуировать на ледоколе и было принято решение забрать людей на вертолете. 15 собак оставили привязанными с недельным запасом еды на станции, так как планировали вернуться за ними следующим рейсом. Однако этим планам не суждено было сбыться — из-за суровой зимней погоды лететь за собаками не было возможности. Участники экспедиции подверглись большому общественному порицанию на родине, расстроенные жители Токио поставили собакам памятник на собственные деньги. Через год следующая экспедиция в Антарктиду с удивлением обнаружила, что 2 собаки выжили, 6 пропали без вести, а 7 погибло, не сумев освободиться от привязи. 2 выжившим собакам был поставлен еще один памятник. Диснеевский фильм «Белый плен» был снят по мотивам именно этой истории.

Конечно же, на самом деле памятников, музеев, храмов, построенных на народные деньги в разы больше, чем мы рассмотрели в статье, и, безусловно, они будут появляться и в будущем. Мы снова видим, что краудфандинг — явление историческое и привычное для людей по всему миру, и перспективы у народного финансирования просто огромные.

На апрель, по понятной причине, в Ульяновске приходится ряд событий, связанных с открытием памятников и других значимых объектов. А потому несколько посвященных этому сюжетов начнем несколько раньше.
22 апреля 1940 года был открыт памятник В.И.Ленину. Планы по его сооружению появились еще в 1920-ые гг., рассматривался целый ряд проектов. Подробный материал об этом был год назад, 22 апреля 2017 года. Сегодня же речь пойдет об открытии существующего памятника.

Итак, в 1939 г. принято окончательное решение о сооружении монумента В.И.Ленину на его родине. Разработка проекта еще ранее была поручена заслуженному деятелю искусств скульптору М.Г.Манизеру, известному в стране монументалисту. Эскиз подобного памятника был создан Матвеем Генриховичем еще в 1924 году – Ленин в ветреную погоду, в развевающемся накинутом на плечи пальто. Этот мотив был развит в окончательном варианте скульптуры. Проект пьедестала разработал главный архитектор «Ленгипрогора» Владимир Александрович Витман.
Сначала М.Г.Манизер предлагал установить памятник на пересечении улиц К.Маркса (Гончарова) и Ленина, на месте снесенного Вознесенского собора, как и предусматривалось большинством предыдущих проектов. Он полагал, что памятник затеряется на обширной пустой площади. Позже, согласившись на этот вариант, скульптор считал необходимым возвести на площади несколько больших зданий, озеленить ее. Эти предложения были учтены в генплане Ульяновска, разрабатывавшемся еще до войны. Позже идея возведения на площади Ленина нескольких монументальных зданий нашла отражение в генеральном плане 1946 года, о чем речь шла недавно. Эти планы были реализованы лишь частично, строительством здания обкома.
Но вернемся к памятнику. В апреле 1939 года был утвержден его эскизный проект. В сентябре началось рытье котлована под фундамент размером 13 на 11 и глубиной 3 метра – вручную, грунт вывозили на телегах. 8-метровый постамент был облицован карельским гранитом. 13 апреля 1940 года в Ульяновск доставили 6,5-метровую фигуру Ленина, отлитую на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Через 2 дня ее привезли на место, затем установили на постамент и закрепили стальным стержнем и метровыми болтами. К знаменательному событию площадь 1 Мая была переименована в площадь Ленина.
На открытие памятника приехал его автор М.Г.Манизер. 22 апреля 1940 года газета «Пролетарский путь» опубликовала интервью со скульптором.
***
МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВОЖДЯ
Автор нового памятника В.И.Ленину, заслуженный деятель искусств М.Г.Манизер в беседе с нашим корреспондентом сообщил следующее:
— Памятник В.И.Ленину, открываемый в 70-летие со дня рождения вождя в г.Ульяновске, – одна из крупнейших моих работ. Мысль о создании монументального образа Владимира Ильича занимала уже много лет. Идти не по линии наименьшего сопротивления, не повторяя той или иной фотографии…, а постараться понять внутреннюю сущность Ленина – вождя, учителя человека – вот что я ставил своей задачей….
Это Ленин в дни Октября…, проницательно и бодро смотрящий вдаль – в будущее человечества; Ленин, окруженный бурной стихией, ветром, рвущим с его плеч накинутое пальто…
На вопрос, как т.Манизер смотрит на дальнейшее архитектурное оформление площади имени Ленина, он ответил:
— Мне известно, что по существующему в Гипрогоре генеральному проекту планировки Ульяновска, площадь… приобретет другой вид…
***
В том же номере газета сообщала о подготовке к празднику, рассматривавшемуся как событие общесоюзного масштаба.
УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПАМЯТНИКА. Население города живо интересовалось ходом строительства памятника. С началом установки фигуры на пьедестал площадь постоянно полна народа. Но трудящиеся города не только интересовались ходом строительства, но и помогали строить памятник. На строительстве работали лучшие люди пристани и железнодорожного узла. Кузнец т.Евграфов, работавший на установке фигуры, показал хорошее качество работы.
МИТИНГ БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. Митинг, посвященный открытию памятника В.И.Ленину, будет передаваться по радио через станцию имени Коминтерна по всей стране. Заканчиваются подготовительные работы к трансляции.
КИНОСЪЕМКИ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА. В Ульяновск приехала бригада Куйбышевской студии кинохроники. …Бригада сделает 22 апреля для Всесоюзного и межобластного киножурналов киносъемки празднования, посвященного открытию памятника В.И.Ленину. Будут засняты момент открытия, митинг и демонстрация.
ТОРГОВЛЯ НА ПЛОЩАДИ. В день открытия памятника 22 апреля для обслуживания трудящихся, во время демонстрации…, областная база облпищепрома и трест столовых организуют на площади торговлю. Будут продаваться прохладительные напитки и другие товары. 22 апреля будут открыты все киоски на Новом Венце.
***
Первый лист газеты украшала громадная, во всю высоту страницы, фотография – еще не памятника, а его модели.
Подробный отчет о торжественном открытии памятника Ленину «Пролетарский путь» поместил на следующий день, 23 апреля. Событию был посвящен практически весь номер. Газета опубликовала текст всех выступлений, прозвучавших на митинге. Само же мероприятие описывалось в большой передовице – не сухо-официальной, а весьма красочной.
***
НАРОДНОЕ ТОРЖЕСТВО
Вчерашний праздник – это всеобъемлющее, многотысячное торжество трудящихся Ульяновска. Ощущение необычайно большой радости, приподнятого настроения нес в себе каждый, кто вышел принять участие в празднике открытия памятника великому Ленину на его родине.
Как многочисленные полноводные реки стекаются к морю, так плотно сомкнутые колонны ульяновцев 22 апреля с утра полились на просторную площадь имени Ленина. В 10 часов утра были тесно заполнены все центральные улицы. Широкое течение праздничных колонн, более часа продолжавшееся на улице К.Маркса [Гончарова], к 12 часам – началу митинга – мощным прибоем хлынуло на площадь. Проснувшаяся от грома оркестров и бодрых песен демонстрантов, она вздрогнула и ожила. Скоро это была уже не серая и притихшая земля, а бурное людское море с бесчисленными пурпурными островками бархата, кумача и шелка. Волны не прекращающегося многоголосого гула несли на своих гребнях задорную советскую песню.
Он – огромный бронзовый монумент… – был еще закрыт от тысяч взоров, обращенных к нему. Темное покрывало, окутывающее всю фигуру и часть пьедестала, широкими волнами колыхалось по ветру, создавая иллюзию жизни в молчаливом камне и бронзе. … Какое-то большое, торжественное возбуждение, соединенное с острым любопытством, росло в колоннах собравшихся. Даже мелочи… сейчас казались чем-то значительным. Мягкие гудки подкатывающих авто; фоторепортеры, щелкающие затворами; группы людей, забравшихся, чтобы лучше видеть, на деревья и крыши домов – все волновало и радовало.
А приток демонстрантов все продолжался. Вот уже площадь, казалось, несоразмерно большая для маленького Ульяновска – тесна. Строгие ряды воинских колонн придвинулись совсем близко к памятнику. А позади – пестрый, цветистый строй учащихся, рабочих, интеллигенции и представителей от колхозной общественности. Около 50 тысяч трудящихся родины Ленина пришли в этот день на площадь, чтобы стать свидетелями и участниками исторического события – открытия памятника великому Ленину.
Близится торжественная минута. Трибуна справа от памятника и помост для гостей – слева от него уже заполнены людьми. На гранитных ступенях пьедестала и на линейке перед ним, как изваяния, застыли знаменосцы. Легко полощутся по ветру боевые знамена. Не умолкая, звенят оркестры.
Ровно 12 часов дня. Черные радиорепродукторы, молчавшие до сих пор, со всех концов площади оглашают начало праздника. «Внимание, слушайте, говорит город Ульяновск…». Это родина Ильича обращается через микрофон ко всем радиослушателям Советского Союза. «…Сейчас начнется митинг, посвященный открытию памятника гению пролетарской революции Владимиру Ильичу Ленину…»…
На пьедестале появляются председатель Куйбышевского облисполкома т.Журавлев, председатель Ульяновского горисполкома т.Погоняев, секретарь Ульяновского горкома ВКП(б) т.Гребень, автор памятника заслуженный деятель искусств т.Манизер, … Перерезается ленточка, удерживающая покрывало, и оно, подхваченное ветром, начинает сползать с монумента. Звучит «Интернационал». Все застыли перед величественностью образа своего вождя. С минуту длится это сковавшее площадь оцепенение, а затем его прерывает мощное «ура», катящееся волной от одного края колонны до другого.
Вот он, яркий, освещенный солнцем, обдуваемый весенним ветром, словно развевающим его бронзовое пальто, – виден всем. На фоне неба и быстро плывущих облаков фигура вождя кажется летящей вперед сквозь шторм стихии. Гордо поставленная голова Ильича, его развернутая грудь, о которую, как о скалу, разбивается ветер…, дополняют образ… Какое счастье – созерцать памятник, запечатлевший отныне и на века славу и гордость прогрессивного человечества – Ленина.
Трудно описать возбужденную радость трудящихся Ульяновска, увидевших, наконец, воплощенной свою давнюю мечту. Памятник, который вместе с другими ленинскими местами составляет историческую гордость Ульяновска, воздвигнут. … К нему будем обращаться мы в часы своих затруднений, ему будем воздавать славу в дни успехов…
В речах, произнесенных на митинге… [перечисление выступавших] были выражены неисчерпаемая любовь советского народа к своему вождю, верность его революционному учению, уверенность в окончательном торжестве ленинских идей на всем земном шаре.
Долго и торжественно продолжалось шествие колонн демонстрантов мимо вновь открытого памятника вождю человечества – Владимиру Ильичу Ленину.
(«Пролетарский путь» от 23 апреля 1940 г.)
***
Позднейшие авторы считают число 50 тысяч, собравшихся на митинг, несколько преувеличенным, – это почти половина тогдашнего населения города. Хотя, учитывая многочисленных гостей и жителей пригородных сел – кто знает… В 1941 году за создание памятника В.И.Ленину в Ульяновске его авторы были удостоены Государственной (Сталинской) премии. В 1958 году, постановлением Совета Министров РСФСР, монумент был признан памятником культуры государственного (ныне федерального) значения. Побывав в начале 60-х в Ульяновске, Матвей Генрихович Манизер сказал: «В этой скульптуре я не мог бы ничего изменить»…
С открытием памятника связывались большие планы по развитию и реконструкции города, возведению ряда крупных объектов. Наверное, в какой-то мере это было оправданно, хотя на многое Ульяновск, имевший тогда статус райцентра, вряд ли мог рассчитывать. Но уже в следующем году началась война…
По материалам газеты «Пролетарский путь»; а также статьи А.Ю.Шабалкина «Монумент на фоне неба» («Вестник Музея-мемориала В.И.Ленина», вып.7, 2005) и других публикаций.
__________________
М.Г.Манизер. Эскизный проект памятника В.И.Ленину в Ульяновске. Апрель 1939 года.


1) Вывоз грунта при рытье котлована под постамент памятника В.И.Ленину. Лето 1939 года.
2) Тепляк вокруг постамента памятника В.И.Ленину. Зима 1940 года.
ГАУО, А.Ю.Шабалкин «Монумент на фоне неба» («Вестник Ленинского мемориала», вып.7, 2005).

Открытие памятника В.И.Ленину в Ульяновске 22 апреля 1940 года.
1) ГАУО, А.Ю.Шабалкин «Монумент на фоне неба» («Вестник Ленинского мемориала», вып.7, 2005).
2) Фото А.И.Маркелычева из газеты «Пролетарский путь» от 23 апреля 1940 г.: «Знаменосцы у памятника В.И.Ленину» (с экрана проектора).

Фрагменты памятника В.И.Ленину.
М.Г.Манизер, альбом репродукций (М., «Советский художник», 1969).

Площадь Ленина, 1940-ые годы.
Второй снимок более поздний, после 1947 г. Уже установлена чугунная ограда, но площадь еще не заасфальтирована.

1947 год. Из альбома «Решетки улиц, бульваров, скверов и садов города Ульяновска», 1947, ГАУО.

Фото А.И.Маркелычева.
1) Первый областной фестиваль молодежи. 1957 год.
2) «На площади В.И.Ленина». Из каталога фотовыставки 1963 года.

1) Фото Леонида Лазерева. «В.И.Ленин». 1958.
2) Фото Бориса Тельнова. «В почетном карауле».

В.А.Ветрогонский. «Памятник В.И.Ленину в Ульяновске».
Альбом «Ульяновск – родина Ленина. Акварели художника В.А.Ветрогонского», Л., «Художник РСФСР», 1970.

1) Н.П.Облезин. «У памятника В.И.Ленину».
2) Н.С.Крец. «Ульяновск праздничный».

Памятник Памятник

1) в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые памятники; по типологическим признакам они делятся на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники). Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного обществ, воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Прототипами памятников были древнейшие погребальные сооружения - мегалиты и курганы, а позже обелиски, пирамиды и т. п. И в последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками подразумевают произведения, в которых над погребальной или культовой функциями преобладает (хотя и не исключает их) мемориальная функция. Основные композиционные типы памятников были созданы в античном искусстве: аллегории, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные и триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Античные памятники первоначально помещались на священных участках, а с VI в. до н. э. - в центрах городской жизни (например, на агоре). Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на Западе) скульптурные изображения донаторов. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение выдающихся событий возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, сооружённый в память победы над Казанским ханством). В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло, и Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности и торжественности, наметившиеся в памятниках эпохи маньеризма, усилились в период барокко и классицизма, когда памятники (преимущественно монархам и полководцам) нередко играли важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I в Петербурге - "Медный всадник", бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), В период ампира вновь воздвигались архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на пл. Звезды, ныне пл. де Голля в Париже, 1806-37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен; Александровская колонна в Ленинграде). Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель; А. С. Пушкину в Москве, бронза, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятников XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце XIX - начале XX в. возник ряд гигантских, подавляющих своими масштабами памятников, проникнутых эклектической претенциозностью (памятник Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони) или в нарочито огрублённых формах прославляющих имперские амбиции государства (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901-06, скульптор X. Ледерер).

В XX в. особую актуальность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвященных памяти жертв Первой и Второй мировых войн. Многие современные памятники отмечены острой экспрессивностью, метафорической насыщенностью образов ("Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки, сталь, 1961-67, скульптор Э. Хилтунен); появился новый тип неизобразительного памятника, близкий по духу к архитектуре малых форм (Памятник жертвам Второй мировой войны в Милане, сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

Советские памятники, посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, в совокупности образуют образную летопись истории страны, способствуют патриотическому воспитанию народа. Если первые советские памятники (в том числе созданные по ленинскому плану монументальной пропаганды) часто были близки по характеру станковой скульптуре, то для памятников 20-30-х гг. типичны монументальные формы, способствующие более активному включению памятника в городской ансамбль или окружающий ландшафт (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв). Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 посвящены наряду с мемориальными сооружениями в Волгограде, Саласпилсе, Хатыни, Бресте и других городах многочисленные портретные монументы и памятники, включающие реальные образцы военной техники. В 60-80-х гг. современные принципы градостроительства, возросшие масштабы городских пространств во многом предопределили укрупнённую, более лаконичную пластику скульптурного памятника. (памятники: К. Марксу в Москве, гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы Р. А. Бегунц и др.; В. И. Ленину в Берлине, гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер; В. И. Ленину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1985, скульпторы Кербель и др., архитекторы Г. В. Макаревич и др.), а иногда - использование символических неизобразительных форм. Литература: А. Э. Бринкман, Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Монументы СССР. (Фотоальбом), М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Г. А. Богуславский, Вечным сынам Отчизны. Памятники Великой Отечественной войны, М., 1975; В. С. Турчин, Монументы и города, М., 1982.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Памятник" в других словарях:

    памятник - Памятник, это слово сочетается с последующим существительным (часто именем собственным) в дательном падеже – памятник кому, чему: памятник Пушкину, памятник «Стерегущему». Возможно и памятник в честь чего либо или кого либо: памятник в честь… … Словарь ошибок русского языка

    ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова

    Памятник Орёл … Википедия

    Мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт Словарь русских синонимов. памятник 1. монумент, мемориал 2. см. свидетельство … Словарь синонимов

    Памятник - здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    На твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137. Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и… … Большой словарь русских поговорок

    ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для… … Современная энциклопедия

Сегодня, 4 марта 2018 года, исполняется 200 лет со дня открытия первого скульптурного памятника в Москве – памятника Минину и Пожарскому. , поэтому расскажем о старых памятниках, поставленных в Москве до революции, которые можно видеть и сейчас.

Прогуляться по Москве и посмотреть памятники —>

Точное количество памятников в Москве не сможет назвать ни один даже самый дотошный москвовед. Другое дело Информационный центр правительства Москвы, который в 2008 году насчитал их аж 988 штук. Конечно, с тех пор их значительно прибавилось. Монументальные и крохотные, украшающие столицу и портящие ее внешний вид, посвященные значительным событиям и отдельным историческим личностям. Описать все это многообразие невозможно, поэтому в связи с юбилеем первого памятника предполагаю сделать несколько тематических подборок.

ПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ

Долгое время в России скульптурных памятников не было. Исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей. Так, известный всем Покровский собор (Храм Василия Блаженного) – памятник взятию Казани. При этом каждая из церквей, входящих в этот ансамбль освящена в честь тех святых, в чей день произошли победные сражения в этом походе. Казанский собор на Красной площади – памятник победы над поляками. Несуществующий ныне храм Честных Вериг апостола Петра в Петроверигском переулке был выстроен в честь венчания на царство Ивана Грозного, Симеона Столпника на Николоямской улице – Бориса Годунова и так далее.

Помимо храмов, начиная с эпохи правления Петра Первого выдающиеся события отмечались также триумфальными воротами и арками. Первый скульптурный памятник в Москве появился только в начале XIX века, в 1818 году.

ПАМЯТНИК МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ

С предложением создать памятник лидерам Второго ополчения, освободившего Москву в 1612 году от польского нашествия, выступило в начале XIX века Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Установить монумент изначально предполагалось не в Москве, а в Нижнем Новгороде – на родине ополчения. Модель памятника по своей инициативе в 1804 году выполнил скульптор Иван Петрович Мартос. В 1811 году первоначальное решение было изменено: от установки памятника в Нижнем Новгороде отказались в пользу Москвы – главного места действия Второго ополчения, а после окончания Отечественной войны 1812 года монумент Минину и Пожарскому обрёл новое значение, стал символом победы над захватчиками и изгнания их из Москвы.

Памятник был создан после сбора пожертвований, в котором приняла участие буквально вся страна: императорская семья, дворяне, купцы, мещане, крестьяне. Размер пожертвований колебался от 50 копеек до 5000 рублей, средства приходили из различных губерний России. Торжественное открытие монумента состоялось на Красной площади 20 февраля (4 марта) 1818 года в присутствии императора Александра I и при огромном стечении народа: люди заполнили не только всю Красную площадь, но и крышу здания Верхних торговых рядов и даже башни Кремля.


Литография Дациаро по оригиналу Ф.Бенуа. Верхние Торговые Ряды в середине 1850х-1850х гг.

Памятник был поставлен в самом центре Красной площади, напротив главного входа в здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ). Выбор места был не случаен: Кузьма Минин, обращаясь к раненому князю Дмитрию Пожарскому с призывом возглавить ополчение, своей рукой указывает на Кремль, где в этот момент находятся захватчики.

Пожарский опирается на щит с ликом Спаса Нерукотворного, принимает из рук Минина меч и готовится встать. Постамент украшен двумя горельефами: на лицевой стороне – сцена сбора средств на Второе ополчение, на задней стороне – наступление и разгром русским войском поляков.

Кроме того, на пьедестале присутствует надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818». Отмечу, что на лицевом горельефе слева изображен сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей. Кстати, сыновья скульптора позировали ему при создании фигур Минина и Пожарского.

В первые годы после революции существовала угроза уничтожения монумента, звучали предложения по его переплавке. К счастью, эти планы так и остались лишь планами. Однако оставить памятник на прежнем месте власти тоже не могли. Официально необходимость переноса объяснялась тем, что монумент, находясь в центре Красной площади, создаёт помехи для транспорта и демонстраций. Неофициально - слишком уж сурово смотрел гражданин Минин, правой рукой указывая на мавзолей Ленина, а левой - вручая меч князю Пожарскому, в связи с чем у горожан рождались свои ассоциации и присказки. В результате в 1931 году памятник был передвинут с центра Красной площади к собору Василия Блаженного, где он находится и сегодня.

Кстати, Нижний Новгород свой монумент всё же получил.

В 2005 году Зураб Церетели создал чуть уменьшенную копию московского памятника Минину и Пожарскому, которая была установлена возле Нижегородского кремля.

ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

Пожалуй, самый известный памятник Москвы - памятник Пушкину работы скульптора Александра Опекушина. Он был задуман в честь восьмидесятилетнего юбилея поэта, но открыт годом позже, 6 июня 1880 г., в день, когда Пушкину исполнился бы 81 год. В отличие от многих известных литераторов и живописцев, Пушкин при жизни ни разу не позировал для создания своих скульптур. Изначально монумент стоял на противоположной стороне Тверской улицы, спиной к Тверскому бульвару, и смотрел на Страстной монастырь.



В советское время монастырь снесли. В 1950 году памятник был перемещен на другую сторону Тверской улицы (в то время Горького), на место снесенной колокольни Страстного монастыря, и развернут на 180 градусов.

Пьедестал украшают строки из пушкинского стихотворения «Памятник». При публикации этого стихотворения в 9-м томе первого посмертного собрания сочинений Жуковский по цензурным соображениям изменил его текст.

В 1880 г. царская цензура не пропустила строфу «Что в мой жестокий век восславил я свободу» и до 1937 года, на памятнике красовалась другая цитата в переделке Жуковского:

И долго буду тмъ народу я любезенъ ,
Что чувства добрыя я лирой пробуждалъ,
Что прелестью живой стиховъ я былъ полезенъ
И милость къ падшимъ призывалъ.

В 1936 году, к столетию со дня смерти Пушкина, двустишия были заменены на полные четверостишия, восстановлен пушкинский текст, а орфография заменена на современную.

ПАМЯТНИК ПИРОГОВУ

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов определенный период жизни сотрудничал с не менее талантливым хирургом Николаем Васильевичем Склифосовским, который считал Пирогова своим наставником и учителем. Желая увековечить память старшего товарища, именно Склифосовский учредил Общество русских врачей, инициировал проведение «Пироговских съездов» и поддержал инициативу по созданию в Москве памятника Пирогову. Однако давать согласие на установку монумента городские власти побоялись, так как в то время памятники возводили в честь царских особ и полководцев, но никак не ученых. Николай Васильевич отправился лично на прием к императору, и высочайшее дозволение было получено. Средства из казны на памятник не выделили, и их пришлось собирать через специально созданный комитет.

Скульптору Владимиру Шервуду еще при жизни великого хирурга довелось лепить его скульптурный портрет, поэтому памятник получился фотографически точным. Поставлен памятник на Большой Пироговской улице перед зданием терапевтической клиники I Московского медицинского института имени Сеченова. Николай Иванович Пирогов изображен в застегнутом сюртуке, сидящим в кресле; в левой руке он держит череп, а в правой - металлический зонд, которым в те времена искали в теле раненого осколки и шрапнель (другие объяснения назначения этого предмета ошибочны). 3 (12) августа 1897 года памятник в Москве был торжественно открыт. К сожалению, скульптор не успел насладиться успехом своего творения - он скончался 9 (21) июля. С четырех сторон постамента — медные доски с выдержками из сочинений ученого и хирурга.

Памятник Пирогову занимает уникальное место среди других московских памятников. Хоть он поставлен до революции, его никогда не пытались уничтожить и даже никуда не переносили!

ПАМЯТНИК ГОГОЛЮ

26 апреля 1909 года, к столетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя, в конце Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара Москвы был открыт памятник писателю. Скульптор Николай Андреев изобразил Гоголя в период его душевного кризиса, утратившим веру в своё творчество, опустошённым до отчаяния. Такая трактовка не всем пришлась по вкусу и вызвала разные мнения в обществе.

Советской власти грустный поэт в центре Москвы не понравился. В 1951 году памятник Андреева отправили «в ссылку» в Донской монастырь, а на его месте поставили бодрого писателя в духе соцреализма. На постаменте первого памятника была простая и лаконичная надпись: «Гоголь». На новом памятнике изобразили дарственную: «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза».

Однако времена в очередной раз изменились, началась хрущевская «оттепель». В 1959 старого Гоголя забрали из монастыря, и, так как его место уже было занято, поставили неподалеку, во двор бывшей усадьбы графа А. П. Толстого на Никитском бульваре. В этом доме Н. В. Гоголь провёл последние четыре года жизни. Стихи Льва Озерова:

Плывёт бульвар с Арбатом в паре,

Дворы пустынны в декабре.

Весёлый Гоголь — на бульваре,

Печальный Гоголь — во дворе.

Пьедестал памятника обрамлён бронзовыми барельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя: «Ревизора», «Шинели», «Тараса Бульбы», «Мёртвых душ» и других. Многие отмечали, что эти барельефы, наполненные жизненностью гоголевских персонажей, по своему эмоциональному настрою образуют диссонанс с общим впечатлением от памятника, идут вразрез с воплощённым образом самого писателя.




После 1959 года время от времени обсуждался вопрос о возвращении памятника на первоначальное место. В 1993 году Оргкомитет по проведению празднования 500-летия Арбата, отмечавшегося в том году (в его состав входил Юрий Лужков), выступил с инициативой в рамках торжественных мероприятий перенести скульптуру работы Андреева на историческое место. Предложение поддержал президент Российского фонда культуры академик Д. С. Лихачёв; оно было одобрено Моссоветом и вынесено на обсуждение Верховного Совета РФ. Но конфликт в октябре 1993 года, закончившийся разгоном Верховного совета, помешал осуществлению замысла.

ПАМЯТНИК ФЁДОРОВУ

В 1870 году Императорское Археологическое общество Москвы открыло сбор средств на установление памятника первопечатнику Ивану Федорову. Деньги на памятник жители Москвы копили 39 лет! Наконец 7 сентября 1909 года недалеко от Никольской улицы Москвы, где в старину находился Печатный двор, торжественно открыли памятник работы скульптора Сергея Волнухина.

Как выглядел Иван Федоров в реальной жизни, никто не знал. Поэтому скульптор изобразил собирательный портрет русского мастера. Левой рукой он поддерживает печатную доску, а в правой держит отпечатанный лист. И этот памятник сейчас стоит не там, где был установлен в 1909 году. Сначала его в 1934 году при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены подвинули вглубь, затем, уже в 1990-е, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».


Вот и всё. Некоторые думают, что Москву до революции украшали многочисленные памятники царям и полководцам, снесенные при советской власти. На самом деле их было всего три:

1898. Памятник Александру II в Кремле, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник Александру III у Храма Христа Спасителя, скульптор А.Опекушин.

1912. Памятник полководцу Скобелеву на Скобелевской площади, скульптор П.Самонов.

Так что за сто лет, с 1818 по 1917, в Москве было поставлено всего восемь скульптурных памятников , из которых до нас дошло пять.

Речь в рассказе идет именно о скульптурных памятниках. Здесь не рассматриваются, например, памятник-часовня героям Плевны у Ильинских ворот () и тому подобные сооружения.

До революции в городе устанавливались еще бюсты, их расчет также не берём. Хотя среди них были весьма колоритные, о которых мало кто знает. Например, в 1897 г. на Божедомке (ныне улица Дурова) в саду богадельни Общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам были установлены на средства немецкой диаспоры памятники-бюсты Вильгельму I и Отто фон Бисмарку. Естественно, с началом Первой мировой войны они были убраны.

Публикация подготовлена: Василий П. Современные фото сделаны автором.

За 25 лет в России было установлено множество памятников. ОУ предлагает вспомнить каждый год и посмотреть, какие памятники ставили в то время.

1991: «Дорогу утятам!» (Москва)

Скульптура по мотивам сказки американца Роберта Макклосски «Дайте дорогу утятам» (1941) была установлена у Новодевичьего монастыря после визита Михаила и Раисы Горбачевых в американский Бостон. Гуляя по бостонскому парку, Раиса Горбачева обратила внимание на оригинал скульптуры, установленный там еще в 1987-м. В 1991 году копия скульптуры была подарена Раисе Горбачевой Барбарой Буш – супругой американского президента, – однако практически сразу все утята, а затем и мама-утка были украдены. Повторное открытие воссозданного памятника состоялось в 2000 году.

1992: памятник Иммануилу Канту (Калининград)

Изготовленный в Берлине в 1857 году, памятник Канту был открыт в Кенигсберге (Калининград) лишь в 1864-м, в день 60-летия со дня смерти философа. Во время Второй мировой памятник исчез, а сохранившийся постамент после войны был использован для памятника лидеру немецких коммунистов Эрнсту Тельману. Памятник Канту был воссоздан по сохранившейся модели 1857 года, однако установлен на новом месте.

1993: памятник Ярославу Мудрому (Ярославль)

При Николае I в Ярославле был снесен памятник Ярославу Мудрому, поскольку считалось, что он был выполнен небрежно и установлен в неудачном месте. В начале XX века планировалось поставить новый, однако собранные на него средства были потрачены на празднование 300-летия дома Романовых. В советское время памятник также планировали установить, но не успели. Лишь 23 октября 1993-го при участии Бориса Ельцина памятник был открыт.

1994: мемориал жертвам депортации 1944 года (Грозный)

Мемориал жертвам депортации чеченцев и ингушей был торжественно открыт в Грозном при участии Джохара Дудаева 23 февраля 1994 года – к 50-летию этой даты. После окончания обеих чеченских кампаний и начала восстановления Грозного мемориал дважды пытались снести или переместить. Первый раз это произошло в 2008-м, но местные жители встали на его защиту, а в 2014-м мемориал частично разобрали и перевезли на окраину города – на территорию комплекса, посвященного памяти погибших сотрудников чеченских силовых структур, на площади Ахмата Кадырова.

1995: памятник маршалу Жукову (Москва)

Еще в советское время памятник Жукову планировали установить на Смоленской площади, а затем на Манежной. В 1993 году было решено поставить его на Красной площади, а автором проекта стал скульптор Вячеслав Клыков. Однако из-за того, что Красная площадь является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, памятник, приуроченный к 50-летию Победы, установили на Манежной площади, напротив Исторического музея.

1996: памятник чернобыльцам (Армавир)

При ликвидации Чернобыльской аварии 1986 года было задействовано почти 500 спасателей из Армавира, и к 10-летию памятной даты в Армавире был открыт памятник ликвидаторам. Он представлял собой гранитную плиту с высеченной на ней обожженной березой. Получив в народе прозвище «Дерево», памятник простоял до 2013 года, когда был заменен новым: пять мужчин закрывают своими телами земной шар.

1997: памятник Петру I (Москва)

Самый известный и спорный памятник Москвы был преподнесен как дар скульптора Зураба Церетели российским морякам к 300-летию российского флота. Однако юбилей пришелся на 1996 год, а сам памятник, по многочисленным свидетельствам, являлся незначительно видоизмененной статуей Колумба, которую Церетели пытался продать США и Испании в 1992 году, приурочив сделку к 500-летию открытия Америки. Несмотря ни на что, творение Церетели было установлено, став самым высоким памятником Москвы – 98 метров.

1998: памятник Александру I (Таганрог)

Памятник императору Александру I, скончавшемуся в Таганроге в 1825-м, был установлен в 1831 году, однако в конце 1920-х отправлен на переплавку. В начале 1990-х выдвигалось несколько предложений о восстановлении памятника, и в 1998-м он был заново отлит по сохранившимся чертежам.

1999: памятник Федору Шаляпину (Казань)

Памятник был установлен на родине Шаляпина и стал первым памятником оперному певцу в России.

2000: памятник Юрию Никулину (Москва)

Поначалу памятник выходящему из кабриолета Юрию Никулину планировалось установить на проезжей части перед входом в здание цирка, где Никулин долгое время работал директором. Однако столичная ГИБДД запретила это, и памятник установили на тротуаре. Инвестором проекта выступил сам цирк, однако сразу после открытия памятник был передан в дар Москве.

2001: памятник Евгению Леонову (Москва)

Бронзовый памятник Евгению Леонову был открыт на Аллее кинозвезд, находящейся на Мосфильмовской улице. В ночь с 15 на 16 октября 2015 года семеро неизвестных погрузили памятник в «Газель» и скрылись. На следующий день распиленные части памятника были обнаружены в пункте приема цветных металлов. По делу о краже было арестовано 7 человек, которые сознались, что долго готовили преступление, получив в итоге за памятник 40 тысяч рублей.

2002: памятник псковским десантникам (Черёха)

29 февраля и 1 марта 2000 года, в ходе второй чеченской кампании, 6-я рота 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской псковской воздушно-десантной дивизии вступила в бой с отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом. В ходе боя погибли 84 из 90 военнослужащих, 21 одному из которых было посмертно присвоено звание Героя России. Памятник был открыт в деревне Черёха Псковской области согласно указу Президента России № 1334 от 21 июля 2000 года.

2003: памятник Александру Вампилову (Иркутск)

Памятник великому советскому драматургу Александру Вампилову был открыт в сквере у Иркутского академического драматического театра. Его автором выступил скульптор Михаил Переяславец, известный, в частности, памятниками русским монархам – Николаю II и Екатерине II.

2004: памятник Александру Колчаку (Иркутск)

Установленный к 130-летию Колчака, расстрелянного в 1920-м по распоряжению Иркутского большевистского военно-революционного комитета, памятник был спроектирован Вячеславом Клыковым – тем же скульптором, который создал и памятник маршалу Жукову на Манежной площади Москвы.

2005: памятник плавленому сырку «Дружба» (Москва)

Бронзовый памятник плавленому сырку «Дружба» был установлен у здания завода плавленых сыров «Карат» в 2005 году. Сам двухсоткилограммовый сырок «Дружба», который держали ворона и лисица, был также сделан из бронзы, хотя и раскрашен. Проект памятника был выбран в ходе конкурса, в жюри которого вошли Валентин Юдашкин, Никас Сафронов, Виктор Шендерович и многие другие. Уже в начале 2008 года двухсоткиллограмовый сырок был украден неизвестными, однако затем найден неподалеку. Вскоре после этого член фракции ЛДПР Сергей Абельцев, выступая с инициативой вернуть на Лубянскую площадь памятник Дзержинскому, заявил, что в России «нет символа правопорядка, хотя имеется даже памятник плавленому сырку». В 2015 году Россия лишилась и его: в связи со строительством станции метро памятник был перенесен к проходной завода, а в 2015 году убран совсем.

2006: памятник Абаю Кунанбаеву (Москва)

Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву был установлен в Москве в рамках Года Пушкина в Казахстане и Года Абая в России, объявленных в 2006-м президентами Казахстана и России Назарбаевым и Путиным. Памятник стал даром Казахстана Москве – в ответ на памятник Пушкину, установленный в Астане еще в 1999-м. Памятник не имел широкой известности до мая 2012 года, когда вблизи него прошли акции российской оппозиции под лозунгом «Оккупай Абай».

2007: памятник Михаилу Кругу (Тверь)

Вскоре после гибели Михаила Круга в результате нападения на его дом в 2002-м близкие певца создали фонд установки памятника. Несмотря на протесты, памятник был торжественно открыт в центре Твери в день города 24 июня 2007 года, однако уже осенью у памятника похитили 50-килограммовую гитару, а в январе 2008-го неизвестные раскрасили его краской.

2008: памятник Савве Мамонтову (Ярославль)

Памятник был установлен на площади главного ярославского вокзала. Именно Мамонтов в 1859 году был одним из учредителей общества Московско-Ярославской железной дороги, а также построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска.

2009: памятник Федору I Иоанновичу (Йошкар-Ола)

Царь Федор Иоаннович известен тем, что после взятия Казани и присоединения Иваном Грозным Казанского ханства к Русскому царству возглавил несколько походов для усмирения волнений среди марийцев. Также он отдал приказ о возведении на отвоеванных территориях военных поселений, одним из которых стала современная Йошкар-Ола. Памятник царю был открыт 4 ноября 2009 года – в День народного единства и в 89-ю годовщину образования Республики Марий Эл.

2010: памятник «Мы победили!» (Ахтубинск)

Согласно замыслу, два представленных на монументе верблюда – это Мишка и Машка, во время Второй мировой войны приписанные к сформированному в Астрахани 902-му стрелковому полку. Перевозившие тяжелое орудие, вместе с командиром рассчета сержантом Григорием Нестеровым, верблюды дошли до Берлина, а потом были отправлены в Московский зоопарк. Открытие памятника было приурочено к 65-летию Победы.

2011: памятник Борису Ельцину (Екатеринбург)

Автором памятника, открытого на родине Бориса Ельцина, стал Георгий Франгулян, известный, в частности, тем, что в 2008-м выполнил монумент на могиле Ельцина на Новодевичьем кладбище. Открытие в Екатеринбурге памятника вызвало серьезные протесты со стороны местных коммунистов. Впоследствии он не раз страдал от вандалов: в августе 2012-го фигура Ельцина была облита синей краской, а буквы на постаменте уничтожены. Попытки на месте отмыть памятник ни к чему не привели, и он был демонтирован. После чистки его вернули на место.

Один из немногих российских памятников, посвященых Первой мировой войне, монумент был открыт при участии министра культуры Владимира Мединского. Незадолго до этого он заявил: «Еще лет семь назад невозможно было представить, чтобы студенчество рассуждало о батальоне смерти, о Брусиловском прорыве».

2015: памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю (Ялта)

Бронзовая композиция была создана Зурабом Церетели еще в 2005 году, и ее планировали установить в крымской Ливадии к 60-летию Ялтинской конференции 1945-го. Однако против этой идеи выступили ряд украинских партий, и в 2005 году памятник установлен не был. Впоследствии, осенью 2014 года, монумент передали Крыму, и в феврале 2015-го, в рамках Международной конференции «Ялта-1945: прошлое, настоящее, будущее», памятник был торжественно открыт под гимн России.

Фотография на обложке: памятник Борису Ельцину в Екатеринбурге.