В чем видел смысл жизни шукшин. Урок литературы на тему: "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека" на примере рассказа В.М

1. “Правда жизни” в произведениях Шукшина.
2. Человеческая драма простого человека.
3. Ситуации, в которые Шукшин ставит своих героев.
Когда речь заходит о “живописной правде жизни” на память мне приходят произведения Василия Шукшина. Его произведения хорошо известны. Перу Василия Макаровича Шукшина принадлежит около ста двадцати рассказов, несколько повестей, два романа, пьесы и киносценарии. Шукшин, без сомнения, является талантливейшим писателем XX века. Его произведения гораздо глубже, чем могут показаться на первый

Взгляд. Философское осмысление жизни писателем открывается не сразу. Наше внимание подчас концентрируется на мелочах, от чего творчество Василия Шукшина кажется очень простым для читательского восприятия.
Многие произведения Шукшина рассказывают нам о человеческой драме, которая остается непонятной и подчас незамеченной окружающими. Василий Шукшин обращает свое внимание на простых людей, среди героев его произведений практически нет представителей элиты. Очень часто Шукшин говорит о крестьянах, деревенских жителях, которые оказываются оторваны от привычной жизни, от исконных своих корней. Но и в городе эти люди не могут найти себе применения. За комическими ситуациями скрывается настоящая трагедия. Поиск человеком своего места в мире, осмысление своей роли на земле, – это далеко не все темы, которые затрагивает в своем творчестве Шукшин.
Писатель немало внимания уделяет нравственным и духовным ценностям человека. Поиск своего места в мире нередко сопровождается отторжением тех ценностей, которые были дороги человеку ранее. И это также является трагедией, ведь нравственная деградация человека сказывается не только на нем самом, но и на близких.
Шукшин много внимания уделял так называемой деревенской тематике. В своих произведениях он говорил о том, что крестьяне теряют те ценности, которые были дороги их предкам. Но взамен утраченного ничего не приобретают. Именно поэтому простой человек ударяется в пьянство, разгул. Отсутствие смысла жизни является тому причиной. В творчестве Шукшина затрагивается проблема судьбы. Например, судьбой простого человека, крестьянина, труженика, является труд. Это и обязанность, и одновременно смысл жизни. Оторванный от своих корней, труженик-крестьянин становится несчастным. Но жизнь простых людей отнюдь не печальна и беспросветна. Помимо труда в их жизни есть немало радостей. Возможно, на чей-то взгляд эти радости покажутся простыми и примитивными. Но для самих крестьян они значат очень много. Шукшин часто показывает, какое место в незатейливом быту крестьян занимают праздники.
Шукшин не щадит своих героев. Он подчас ставит их в самые неприятные ситуации. И читатель прекрасно понимает, что эти ситуации не придуманы, они реальны. Простой человек, наивный и доверчивый, нередко становится жертвой. Например, в рассказе “Материнское сердце” молодой крестьянский парень Витька Борзенков не сумел распознать опасность, от чего попал в тюрьму. Для деревенского жителя тюрьма – это тяжкое испытание. Тяжело не только самому Витьке, но и его старой матери. Сын, помощник, надежда и опора, оказывается за решеткой. Шукшин рисует достоверную картину. Мы видим простого, работящего парня, не умеющего разбираться в жизни.
Произведение под названием “Калина красная” многим очень хорошо известно. Егор Прокудин, безусловно, не может не вызывать сочувствия. Он оторвался от крестьянских корней. Ему казалось, что унылый, однообразный труд сельского жителя неинтересен. Но связь с уголовным миром не приносит потомственному крестьянину ничего, хорошего, становится причиной его неотвратимой гибели.
Василий Шукшин и сам происходил из семьи потомственных крестьян, поэтому “деревенская тема” ему была близка и понятна. Среди его произведений немало таких, которые более оптимистичны. Мечта крестьянина о празднике может осуществиться. Например, из рассказа “Сапожки” мы узнаем, как простой деревенский мужик решает порадовать свою жену роскошным подарком. Ему не пришло в голову ничего, кроме как приобрести для деревенской жительницы красивые сапожки. Конечно, такая покупка бесполезна в деревне. К тому же изящные сапоги не налезают на “крепкую, крестьянскую ногу”. Но, тем не менее, желание порадовать жену не прошло даром. Сапожки показали жене, что ее муж по-прежнему испытывает к ней теплые чувства. К тому же сам Сергеи задумывается о радости, которой так мало среди серых однообразных дней. Красивые сапожки в рассказе выступают как символ радости, праздника. И жизнь Сергея и его семьи становится чуть-чуть радостнее. Сергея одолевают раздумья. И их с полной уверенностью можно назвать философскими. Они очень серьезны, ведь простой деревенский мужик задумывается о смысле жизни: “Вот так живешь – сорок пять лет уже, – все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет. И так и подойдешь к той ямке, в которую надо ложиться, – а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, какого дьявола надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки – возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет больше такой возможности”.
Искусство всегда помогало человеку лучше осознать реальную жизнь. Произведения Шукшина не могут оставить читателя равнодушным. Нередко критики сравнивали писателя с Чеховым. Ведь А. П. Чехов, как и Шукшин, очень много внимания Уделял простой, будничной жизни, видел ее красоту и значительность.


(No Ratings Yet)

  1. Свою Рецензию я решил написать на рассказ Василия Макаровича Шукшина “Срезал”, написанный в 1970 году. Я знаком с Шукшиным-актером, я видела много фильмов с его участием. Также Шукшин был мне...
  2. Все большие художники при очевидной, подчас абсолютной несхожести путей, какими они идут в искусстве, сходствуют между собой в одном – в исторических судьбах своего творчества. Дело, разумеется, не в признании,...
  3. В произведении речь идет об обыденном для нашего времени случае, свидетелем которого может оказаться каждый из нас. Сашке Ермолаеву нагрубила продавщица, принявшая его за человека, устроившего пьяный дебош. Несмотря на...
  4. Изучение творчества В. Шукшина – задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. Василий Шукшин – человек разносторонних дарований. Это...
  5. Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности. Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его...
  6. В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров. В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными),...
  7. Возьмем, “классический” рассказ “Чудик” и зададим для начала себе вопрос: а можно ли принимать его название за чистую монету, то есть считает ли Шукшин своего героя “чудиком” в собственном смысле...
  8. В. М.Шукшин родился 25 июля 1929 г. в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Там прошло его военное детство. С 16 лет он работает в родном колхозе, затем –...
  9. Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках. Бесхитростных и безыскусственных. Он чутко уловил...
  10. В рассказах Шукшина читатель находит созвучие многим своим мыслям. В рассказах описываются повседневные события. Такие истории могли произойти практически с каждым. Однако именно в этой обыденности и таится глубочайший смысл....
  11. В начале 1966 года “Ваш сын и брат” вышел на экраны. Наряду с высокой оценкой фильма (например, известным режиссером Г. Чухраем в “Комсомольской правде”, в его адрес посыпались такие упреки...
  12. Интерес к личности и судьбе В. Шукшина, широкое признание его книг и фильмов обусловлены тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев. В его искусстве так причудливо переплелась...
  13. Дом родной и родная деревня, пашня, степь, мать-сыра земля. Народно-образные восприятия и ассоциации вводят нас в систему понятий высоких и сложных, исторических и философских: о бесконечности жизни и уходящей в...
  14. 1. Сельские мотивы в жизни и творчестве Шукшина. 2. Самобытные герои шукшинской прозы. 3. Комическое и трагическое в “деревенских” рассказах. 4. Земля – поэтически многозначительный образ творчества Шукшина. Современная деревенская...
  15. Колыбелью, с которой началась творческая жизнь Шукшина, которая дала толчок к развитию его потрясающих творческих сил, стала деревня. Память, размышления о жизни вели его в село, здесь он распознавал “острейшие...
  16. Люди, что с нами происходит? Надо человеком быть. В. Шукшин В рассказе Василия Макаровича Шукшина “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из...
  17. Общественная система тоталитарного типа нивелирует личность. Защитить ее берется искусство. С этой целью в конце 60-х годов В. Шукшин создает своего “Чудика”. Брежневская цензура милостиво разрешает тому увидеть свет, ведь...
  18. Василий Макарович Шукшин – известный писатель конца прошлого века. Он сам вышел из народа, поэтому и все свои произведения писал о народе. Рассказы Шукшина – это даже не рассказы, а...

Сочинение

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать \"по разделам\"; читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное, радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно это отношение к себе сделало его незабываемым для других.

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, становилось для него предметом искусства - касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

Одно можно сказать: жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое из которых, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща,- это очень трудно.

Вот киноповесть В. Шукшина \"Калина красная\", написанная в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то он умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то ершист, то забулдыга, любитель попоек, то добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и \"правды жизни\".

Критика не сразу заметила, что такой образ до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уже нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии открыться и быть понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы тот не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - в этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал коленца. Но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время не стоит на месте, и родившиеся в год смерти Шукшина сегодня становятся его читателями. Для них он - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его кончины, ничуть не стерли исконного смысла слов, которые он писал с большой буквы: Народ, Правда, живая Жизнь.

Писатель сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, сложный, «запутанный» мир эпохи застоя.

Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, трудолюбие, совестливость. Но это мир, в котором лучшее вынуждено бороться за свое существование в человеческих душах с огромным «давлением» лицемерия, мещанства, равнодушия, лжи.

В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объему, напоминают обычные, всем знакомые житейские сцены, случайно подслушанные обычные разговоры.

Проблему смысла жизни по-своему решают герои Шукшина. Они тоже

задаются вечными вопросами: зачем я родился, для чего живу? Но делают это как-то нелепо, неуклюже, опять же с точки зрения деревенской морали. Например, Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе. Звали героя на самом деле Костей Валиковым – «Бесконвойным» его прозвали за неуправляемость характера, хотя слыл в колхозе работником старательным и трудолюбивым, не чурался никакой работы. Но в субботу и воскресенье ни под каким предлогом его нельзя было заставить работать. Суббота вообще для него был святой день – «в субботу он топил баню».

В этот день он размышлял о жизни, вспоминал прошлое, думал о будущем. Сам процесс подготовки бани вызывал у Бесконвойного чувство необычайной радости – душа звенела. Сначала колол дрова и таскал воду, потом по-особому, по-своему, растапливал каменку. Глядя на огонь, философствовал: «Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково». Взволновало и открытие, которое совершил он, глядя на огонь: «Любая головешка, догорая, вспыхнет последним огнем – так и человек перед смертью горит желанием жить». И от этого немудреного открытия становилось спокойно на душе. Никто в деревне и не поверил бы, что Алеша серьезно вдумывался в жизнь, «что в ней за тайна, надо ли ее (жизнь) жалеть». Размышлял, правда, в пределах все тех же бытовых координат, в которых жил. О том, как дети вырастут, заведут свои семьи, будут приезжать к старикам в гости, а он будет гордиться ими. На все эти думы он отводил один субботний день, но это был его день, его личное пространство, войти в которое никому не было дано.

Писатель немало внимания уделяет нравственным и духовным ценностям человека. Поиск своего места в мире нередко сопровождается отторжением тех ценностей, которые были дороги человеку ранее. И это также является трагедией, ведь нравственная деградация человека сказывается не только на нем самом, но и на близких.
Шукшин много внимания уделял так называемой деревенской тематике. В своих произведениях он говорил о том, что крестьяне теряют те ценности, которые были дороги их предкам. Но взамен утраченного ничего не приобретают. Именно поэтому простой человек ударяется в пьянство, разгул. Отсутствие смысла жизни является тому причиной. В творчестве Шукшина затрагивается проблема судьбы. Например, судьбой простого человека, крестьянина, труженика, является труд. Это и обязанность, и одновременно смысл жизни. Оторванный от своих корней, труженик-крестьянин становится несчастным. Но жизнь простых людей отнюдь не печальна и беспросветна. Помимо труда в их жизни есть немало радостей. Возможно, на чей-то взгляд эти радости покажутся простыми и примитивными. Но для самих крестьян они значат очень много. Шукшин часто показывает, какое место в незатейливом быту крестьян занимают праздники.
Шукшин не щадит своих героев. Он подчас ставит их в самые неприятные ситуации. И читатель прекрасно понимает, что эти ситуации не придуманы, они реальны.

Творчество Шукшина первой половины 1960-х гг. - это попытка выразить «логику жизни» в нравственных исканиях конкретных героев; творчество последующих лет - интенция исправить «логику жизни» «логикой искусства» и тем самым помочь человеку. На этом пути писателя ждали многие трудности, разочарования и тупики.

Герои шукшинских рассказов – это в основном люди с неудовлетворенной духовной потребностью. Отсюда и их чудачества, иногда совсем невинные, а иной раз на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Сам В. Шукшин постоянно сомневался, мучительно размышлял о нашей жизни, задавал бесконечные вопросы самому себе, часто не находя на них удовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на его создателя: мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель ценил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем человеке он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА: «Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина»

План урока
Тема: Поиски смысла жизни героями рассказов Шукшина.

Тип занятия: Комбинированный урок

Образовательная:

познакомить с творчеством Шукшина;

совершенствовать навыки анализа текста.
Воспитательная:

воспитание чуткости, доброты, гуманного отношения к людям, чувства справедливости, честности, правды, совести;

воспитание чувства любви к Родине, патриотизма.

Развивающая:

развитие способности анализировать информацию;

сравнивать и делать выводы;

устанавливать взаимосвязь с современными событиями;

развитие творческих способностей учащихся;

связной монологической речи.

Оборудование:

1. Стенгазета, посвященная творчеству Шукшина.

2. Высказывания В. М. Шукшина, оформленные на доске.

Межпредметные связи:

История, русский язык.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы поговорим о тех вопросах, которые поставил Василий Шукшин, и решать которые завещал нам. Также мы поговорим об уроках Шукшина: о способе жить в искусстве , о позиции художника. Его творчество зовёт к спору, к обсуждению. На нашем уроке прозвучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи.
3.Сообщение новых знаний.
3.1.Студент читает стихотворение:
Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки –

Это родина Шукшина.

(Кондаков)
Василий Макарович Шукшин, работая над романом о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю”, отыскал в русской истории историю своего крестьянского рода. Оказывается, у реки Суры, притока Волги, есть свой маленький приток – речка Шукша. Отсюда, из Поволжья переселились в 19 веке на Алтай предки писателя – Шукшины.
А он родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. И был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время. Вырастила Васю и его сестрёнку Наталью мама – Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина, - добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.
В 1943, военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки, стал рядовым колхозником , на все руки мастером. Однако в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить сына в самостоятельную жизнь.
С 17 лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье – рабочие тогда требовались повсюду. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, в автомобильное – через военкоматы. Не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу – на флот. Он служил сначала на Балтике, потом – в Севастополе: старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. О том, что книги выстраивают целые судьбы, Шукшин написал, уже став известным писателем.
После демобилизации он вернулся в Сростки – очевидно, уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом: “Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал”. В Сростках, очевидно, не хватало учителей – Шукшин недолгое время преподавал в тамошней вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.
(Из статьи В.Шукшина “Монолог на лестнице”) “Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования , без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье”.
Весной 1954 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу в Москву, продала тёлочку. О том, как Шукшин поступил в институт кинематографии, существует немало легенд.
(Из воспоминаний Шукшина) “Был 1954 год. Шли вступительные экзамены во ВГИК. Подготовка моя оставляла желать лучшего, специальной эрудицией я не блистал и всем своим видом вызывал недоумение приёмной комиссии… Потом произошло знакомство с Михаилом Ильичом Роммом. Абитуриенты в коридоре нарисовали страшную картину человека, который на тебя сейчас глянет и испепелит. А посмотрели на меня глаза удивительно добрые. Стал расспрашивать больше о жизни , о литературе.”
“Ужас экзамена вылился для меня в очень человечный и искренний разговор. Вся судьба моя тут, в этом разговоре, наверное, и решилась. Правда, предстояла ещё отборочная комиссия, которую тоже, видимо, изумило, кого набирает Михаил Ильич.
Председатель комиссии иронически спросил:
– Белинского знаешь?
– Да, - говорю.
– А где он сейчас живёт?
В комиссии все затихли.
Виссарион Григорьевич? Помер, - говорю, и стал излишне горячо доказывать, что Белинский “помер”. Ромм всё это время молчал и слушал. На меня смотрели всё те же бесконечно добрые глаза. Мне везло на умных и добрых людей”.
Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдат Фёдор в фильме Марлена Цухиева “Два Фёдора” (1959). Последняя его роль – Лопахин в фильме Сергея Бондарчука “Они сражались за Родину” (1974). Первая режиссёрская работа в кино – фильм “Живёт такой парень” (1964). Последняя – “Калина красная” (1973). Первый появившийся в печати рассказ – “Двое на телеге” (1958). Первая книга – сборник рассказов “Сельские жители” (1964).
Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съёмок фильма “Они сражались за Родину”. В 2002 году почитатели Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя – “Василий Шукшин”.
Я хочу прочитать стихи Леонида Попова . Мне кажется, что позиция поэта в главном перекликается с жизненной линией писателя В. Шукшина:
Поздно: учиться “петь – танцевать”,

Шаркать подошвой по жаркому кругу.

Стыдно: поклоны впрок раздавать,

Пылко влюбляться в столичную вьюгу.
Верить пожатью казённой руки,

Честью платить за натужную милость,

Время: свои подытожить долги,

благо достаточно их накопилось.
Время: припомнить былые грехи,

Чтоб понапрасну душа не гордилась.

Чтоб от своих голова не кружилась.
Время: последнюю выгрести медь,

Но до копейки за всё расплатиться

И до рассвета успеть умереть,

Чтоб на рассвете свободным родиться!
А сейчас мы поговорим о тех проблемах, которые писатель ставит перед читателями.

3.2. Проблема города и деревни в творчестве Шукшина.
Характерная для рассказов Шукшина коллизия - столкновение «городского»и «деревенского» - не столько выявляет социальные противоречия, сколько обнаруживает конфликтные отношения мечты и реальности в жизни «маленького человека». Исследование этих отношений и составляет содержание многих произведений писателя.

Русский человек в изображении Шукшина - человек ищущий, задающий жизни неожиданные, странные вопросы, любящий удивляться и удивлять. Он не любит иерархию - ту условную житейскую «табель о рангах», согласно которой есть «знаменитые» герои и есть «скромные» труженики. Противясь этой иерархии, шукшинский герой может быть трогательно-наивным, как в рассказе «Чудик», невероятным выдумщиком, как в «Миль пардон, мадам!», или агрессивным спорщиком, как в рассказе «Срезал». Такие качества, как послушание и смирение, редко присутствуют у персонажей Шукшина. Скорее наоборот: им

свойственны упрямство, своеволие, нелюбовь к пресному существованию, противление дисциллированному здравомыслию. Они не могут жить, не «высовываясь».

3.3. Анализ произведений.

Некоторые критики считают, что писателю свойственна некоторая социальная ограниченность. Он постоянно писал о деревне и деревенских жителях , а к городу и горожанам относился отрицательно.
Вы согласны с этим мнением?
Поговорим о героях рассказа “Сельские жители”. Какие поступки совершают герои и как к ним относится автор?
Писатель сочувствует им.
Василий Князев в рассказе «Чудик» едет в город навестить брата, где столкнулся со злобой и завистью жены брата, которая тоже когда-то приехала из деревни. Как вы думаете, это город сделал её плохой?
Докажите свою точку зрения.
«Срезал» - один из самых ярких и глубоких рассказов Шукшина.

Центральным персонажем рассказа Глебом Капустиным владеет «пламенная страсть» - «срезать», «осаживать» выходцев из деревни, добившихся жизненного успеха в городе.

Здесь показаны деревенский мужик и городской житель. Как к ним относятся деревенские мужики? А вы кому из героев симпатизируете?
Главное для Шукшина – не где человек живёт, а как он живёт и какой это человек. Главное – иметь мужество говорить правду. И Шукшин его имел.
Приведу пример. Видим мы в окружающей жизни что-то дурное – и привычно твердим: “пережитки прошлого в сознании людей”, “тлетворное влияние Запада”. А Шукшину хватило смелости посмотреть в лицо жизни. И вот со страниц рассказа “Обида” раздался горестный крик Сашки Ермолаева “До каких пор мы сами будем помогать хамству..Ведь мы сами расплодили хамов, сами! Никто нам их не завёз, не забросил на парашютах..”

В. Шукшина не пугают резкие, неожиданные поступки героев. Бунтовщики нравятся ему, потому что эти люди на свой несуразный лад защищают человеческое достоинство.
Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. Шукшин писал: “Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть ещё отношения “интимные” - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев , за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него, дьявола, живёт за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным (иногда – шумно), бывает, ссорится с женой.. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнёт у телевизора, умилённый, и ляжет спать со спокойной душой”. В.Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтоб задумались, что с нами происходит.
В искусстве уютно

быть сдобною булкой

французской,

но так не накормишь

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной

Вприкуску,

Черняшкою той,

Без которой немыслим народ…

Когда мы взошли,

На тяжёлой закваске мужицкой,

Нас тянет к природе,

К есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

В уюте ужей не ужиться,

И сердце как сокол,

Как связанный Разин Степан.

Е. Евтушенко. "Памяти Шукшина".
Шли по стране его прекрасные фильмы: “Живёт такой парень”,

“Печки-лавочки”, “Калина красная”. Со страниц журналов смотрели на нас его герои: шофёры, колхозники, шорники, паромщики, сторожа. Страна узнавала себя в его героях и полюбила Шукшина.
Шукшин всегда с огромной любовью, нежностью, благодарностью и в то же время с чувством какой-то вины пишет о матери.
Вспомним сцену свидания Егора Прокудина с матерью (“Калина красная”)., комментируем её. Отмечаем, что играет мать Егора не профессиональная актриса, а простая деревенская женщина.
– Почему режиссёр принял такое решение – утвердить на роль матери непрофессиональную актрису?
Что хотел сказать Шукшин в “Калине красной”, убивая Егора Прокудина? Что ворам нет смысла рваться к нормальной жизни, да?
(Мне кажется, что В. Ш. хотел сказать, что за всё в жизни надо платить. Иметь возможность уважать себя и чувствовать к себе уважение людей – на ото порой уходит вся жизнь. Не одно поле надо вспахать, не один поступок нужно совершить. И Егор это понял.)
При жизни Шукшина мало кто задумывался о том, какой ценой оплачено его искусство. Мы задумываемся об этом только теперь , когда его не стало. В записках на полях его черновиков есть такие строчки: “Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжён и собран. И хорошо, и плохо – начинаю дёргаться, сплю с зажатыми кулаками. .Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения”.
. А теперь мы поговорим о своеобразном подходе Шукшина к проблеме положительного героя.
Вы заметили, что у него нет положительного героя? А нужен ли он?
Сам Шукшин писал об этом с юмором: “Допустим, вышел молодой человек из кинотеатра и остановился в раздумье: не понял, с кого надо брать пример, на кого быть похожим. На кого быть похожим? На себя. Ни на кого другого ты всё равно не будешь похожим”. В. Шукшин и предлагает нам подумать о самих себе.
Остановимся на рассказе “Энергичные люди”. Каких героев показывает нам автор? Почему он их так называет? По какому принципу строятся их отношения? (“Ты – мне, я – тебе”).
Я хочу прочесть стихотворение, относящееся к нашему спору и к жизненной позиции Шукшина.
Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

(Ю. Левитанский)
. Из рабочих записей Шукшина.

“Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай своё перо в правду. Ничем другим больше не удивишь”.
“Добрый, добрый..Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”
“Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.
“Я – сын, я – брат, я – отец. Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно – уходить”.

3.4. Сочинение-эссе: «Чему научили меня герои рассказов Шукшина».
4.Систематизация и обобщение полученных знаний.
Заключительное слово учителя.

Нет с нами больше писателя – Василия Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьёзных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.
И вновь вспоминаются слова писателя: “Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы , наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком”.
5. Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

В чем смысл жизни человека? Многие люди во все времена задумывались над этим вопросом. Для кого-то проблема смысла жизни человека вообще не существует как таковая, кто-то видит сущность бытия в деньгах, кто-то - в детях, кто-то - в работе и т.д. Естественно, что над этим вопросом ломали головы и великие мира сего: писатели, философы, психологи. Они посвящали этому годы, писали трактаты, изучали труды своих предшественников и пр. Что они говорили по этому поводу? В чем видели смысл жизни и предназначение человека? Давайте ознакомимся с некоторыми точками зрения, возможно, это поспособствует формированию собственного видения проблемы.

О вопросе в целом

Итак, в чем смысл И восточные мудрецы, и философы абсолютно разных времен пытались найти единственный правильный ответ на этот поставленный вопрос, но тщетно. Каждый думающий человек тоже может столкнуться с этой проблемой, и если уж мы не способны найти верное решение, то постараемся хотя бы порассуждать и немного разобраться в теме. Как максимально приблизиться к ответу на вопрос о том, какой смысл в жизни человека? Для этого необходимо определить для себя назначение, цель своего существования. В зависимости от того, чего хочется добиться на определенном отрезке будет меняться и смысл жизни человека. Это легко понять на примере. Если вы в 20 лет твердо для себя решили заработать много денег, то есть поставили такую задачу перед собой, то с каждой удачной сделкой ощущение того, что бытие наполнено смыслом, будет только расти. Однако спустя 15-20 лет вы поймете, что трудились в поте лица в ущерб личной жизни, здоровью и т.д. Вот тогда все эти годы могут показаться если и не бессмысленно прожитыми, то имеющими смысл лишь частично. Какой в данном случае можно сделать вывод? Что жизнь человека должна иметь цель (в данном случае - смысл), пусть и переходящую.

Можно ли жить без смысла?

Если человек лишен смысла в значит, что у него нет внутренней мотивации, а это делает его слабым. Отсутствие цели не позволяет взять собственную судьбу в свои же руки, сопротивляться невзгодам и трудностям, к чему-то стремиться и т.д. Человек без смысла жизни легко управляем, так как у него нет своего мнения, амбиций, жизненных критериев. В таких случаях свои желания подменяются чужими, в результате чего страдает индивидуальность, не проявляются скрытые таланты и способности. Психологи говорят, что если человек не хочет или не может найти свой путь, предназначение, цель, то это приводит к неврозам, депрессии, алкоголизму, наркомании, суицидам. Поэтому каждый человек должен искать смысл своей жизни, пусть даже неосознанно, к чему-то стремиться, чего-то ждать и т.д.

Что понимается под смыслом жизни в философии?

Философия о смысле жизни человека может рассказать нам очень многое, так, этот вопрос всегда стоял на первом месте для этой науки и ее почитателей и последователей. Философы тысячелетиями создавали какие-то идеалы, к которым надо было стремиться, какие-то закономерности существования, в которых и крылся ответ на вечный вопрос.

1. Если, например, говорить об античной философии, то Эпикур цель бытия видел в получении удовольствия, Аристотель - в достижении счастья путем познания мира и мышления, Диоген - в стремлении к внутреннему покою, в отрицании семьи и искусства.

2. На вопрос о том, в чем смысл жизни человека, философия Средневековья давала такой ответ: следует почитать предков, принимать религиозные воззрения времени, передавать все это потомству.

3. Представители философии 19-20 веков тоже имели свой взгляд на проблему. Иррационалисты видели сущность бытия в постоянной борьбе со смертью, страданиями; экзистенциалисты считали, что смысл жизни человека зависит от него самого; позитивисты же вовсе считали эту проблему бессмысленной, так как она выражена лингвистически.

Толкование с точки зрения религии

Каждая историческая эпоха ставит перед обществом задачи и проблемы, решение которых самым что ни на есть непосредственным образом влияет на то, как личность понимает свое предназначение. Так как меняются условия жизни, культурные, социальные запросы, естественно, что меняются и взгляды человека на все вопросы. Однако людей никогда не покидало желание найти тот единственный, так сказать, универсальный смысл жизни, который подходил бы для любого слоя общества, для каждого отрезка времени. Это же самое желание отражается и во всех религиях, среди которых особо стоит отметить христианство. Проблема смысла жизни человека рассматривается христианством неотделимо от учения о творении мира, о Боге, о грехопадении, о жертве Иисуса, о спасении души. То есть все эти вопросы видятся на одной плоскости, соответственно, сущность бытия представляется вне самой жизни.

Идея «духовной элиты»

Смысл жизни человека философия, точнее - некоторые ее последователи, рассматривала еще с одной интересной точки зрения. В определенное время получили широкое распространение такие представления о данной проблеме, которые культивировали идеи «духовной элиты», призванной уберечь все человечество от вырождения путем приобщения его к культурным и духовным ценностям. Так, например, Ницше полагал, что суть жизни состоит в том, чтобы постоянно рождались гении, талантливые личности, которые бы возвышали простой народ до своего уровня, лишали его чувства сиротства. Эту же точку зрения разделял и К. Ясперс. Он был уверен, что представители духовной аристократии должны быть мерилом, образцом для всех остальных людей.

Что говорит по этому поводу гедонизм?

Основатели этого учения - древнегреческие философы - Эпикур и Аристипп. Последний утверждал, что как телесное, так и духовное удовольствие - благо для индивидуума, которое должно положительно оцениваться, соответственно, неудовольствие - плохо. И тем желательнее будет удовольствие, чем оно сильнее. Учение Эпикура по данному вопросу стало нарицательным. Он говорил, что все живое тянется к удовольствию, к этому же стремится и любой человек. Однако он получает не только чувственное, телесное наслаждение, но и духовное.

Теория утилитаризма

Данная разновидность гедонизма разрабатывалась в основном философами Бентамом и Миллем. Первый, как и Эпикур, был уверен, что смысл жизни и счастье человека - лишь в получении удовольствия и стремлении к нему и в избегании мучений и страданий. Он также считал, что критерий пользы может математически вычислить конкретный вид наслаждения или неудовольствия. А составив их баланс, мы можем выяснить, какой поступок будет плохим, какой - хорошим. Милль, который дал название течению, писал, что если какое-либо действие способствует счастью, то оно автоматически становится положительным. А чтобы его не обвинили в эгоизме, философ говорил, что важно не только счастье самого человека, но и его окружающих.

Возражения в адрес гедонизма

Да, таковые были, и немало. Суть возражений сводится к тому, что гедонисты и утилитаристы видят смысл жизни человека в стремлении к удовольствию. Однако как показывает жизненный опыт, человек, совершая поступок, далеко не всегда думает, к чему это приведет: к счастью или огорчению. Более того, люди сознательно делают такие вещи, которые заведомо связаны с тяжелым трудом, мучением, смертью, для того, чтобы достичь тех целей, которые далеки от личной пользы. Каждая личность уникальна. То, что для одного есть счастье, для другого - мучение.

Глубоко критиковал гедонизм Кант. Он говорил, что счастье, о котором высказываются гедонисты, - весьма условное понятие. Каждому оно представляется по-разному. Смысл и ценность жизни человека, по мнению Канта, заключаются в стремлении каждого выработать в себе добрую волю. Только так можно достичь совершенства, исполнить Имея волю, личность будет стремиться к тем поступкам, которые и отвечают за ее предназначение.

Смысл жизни человека в литературе Толстого Л.Н.

Великий писатель не только размышлял, но даже мучился над этим вопросом. В конце концов, Толстой пришел к выводу, что цель жизни заключается только в самосовершенствовании личности. Также он был уверен, что смысл существования одного индивида нельзя искать отдельно от других, от общества в целом. Толстой говорил, что для того чтобы жить честно, надо постоянно бороться, рваться, путаться, ведь спокойствие - это подлость. Именно поэтому негативная часть души ищет умиротворения, но она не понимает, что достижение желаемого связано с потерей всего, что хорошего и доброго есть в человеке.

Смысл жизни человека в философии трактовали по-разному, это происходило в зависимости от многих причин, течений конкретного времени. Если рассматривать учения такого великого писателя и философа, как Толстой, то там сказано следующее. Перед тем как решать вопрос о цели существования, необходимо разобраться, что такое жизнь. Он перебирал все известные тогда определения жизни, но они не удовлетворили его, так как сводили все только к биологическому существованию. Однако жизнь человека, по словам Толстого, невозможна без нравственных, моральных аспектов. Таким образом, моралист переносит сущность жизни в нравственную сферу. После Толстой обращался и к социологии, и к религии в надежде найти тот единый смысл, который предназначен каждому, но все было тщетно.

Что говорится по этому поводу в отечественной и зарубежной литературе?

В данной сфере количество подходов к этой проблеме и мнений ничуть не меньше, чем в философии. Хотя многие писатели выступали и в качестве философов, рассуждали о вечном.

Итак, одной из самых старых является концепция Экклезиаста. В ней говорится о суетности и ничтожности человеческого бытия. По мнению Экклезиаста, жизнь - это вздор, бессмыслица, чепуха. А такие составляющие бытия, как труд, власть, любовь, богатство, не имеют никакого смысла. Это то же самое, что гоняться за ветром. В общем, он полагал, что никакого смысла у человеческой жизни нет.

Российский философ Кудрявцев в своей монографии выдвинул идею, что каждая личность самостоятельно наполняет бытие смыслом. Он настаивает только на том, чтобы все видели цель лишь в «высоком», а не в «низком» (деньгах, удовольствии и т.д.)

Русский мыслитель Достоевский, который постоянно «разгадывал» тайны человеческой души, считал, что смысл жизни человека - в его нравственности.

Смысл бытия в психологии

Фрейд, например, полагал, что главное в жизни - быть счастливым, получать максимум удовольствия и наслаждения. Только вещи эти сами собой разумеющиеся, а вот личность, которая задумывается о смысле жизни, - душевнобольна. А вот его ученик, Э. Фромм, считал, что нельзя жить без смысла. Нужно сознательно тянуться ко всему позитивному и наполнять этим бытие. В учениях В. Франкла этому понятию уделяется главное место. Согласно его теории, ни при каких обстоятельствах в жизни человек не может не видеть целей существования. А обрести смысл можно тремя путями: в деле, при переживании, при наличии определенной позиции к жизненным обстоятельствам.

А есть ли на самом деле смысл в человеческой жизни?

В данной статье мы рассматриваем такой вечно существующий вопрос, как проблема смысла жизни человека. Философия на этот счет дает не один ответ, некоторые варианты представлены выше. А ведь каждый из нас хоть однажды, но задумывался над осмысленностью собственного бытия. Например, согласно данным социологов, примерно 70% жителей планеты живут в постоянном страхе, тревоге. Как оказалось, они не искали смысл своего бытия, а просто хотели выжить. А ради чего? И тот суетливый и тревожный ритм жизни - следствие нежелания разобраться в этом вопросе хотя бы для себя. Как бы мы ни прятались, проблема все же существует. Писатели, философы, мыслители искали ответы. Если проанализировать все результаты, можно прийти к трем суждениям. Попробуем найти смысл и мы?

Суждение первое: смысла нет и не может быть

Это значит, что любая попытка отыскать цель - заблуждение, тупик, самообман. Этой теории придерживались многие философы, в том числе Жан-Поль Сартр, который говорил, что если нас всех впереди ждет смерть, то в жизни нет смысла, потому что все проблемы так и останутся неразрешенными. Разочарованными и неудовлетворенными в поиске истины остались также А. Пушкин, Омар Хайям. Следует сказать, что такая позиция принятия бессмысленности жизни очень жестока, не каждый человек даже способен ее пережить. Многое в природе человека противится этому мнению. По данному поводу следующий пункт.

Суждение второе: смысл есть, но у каждого свой

Почитатели этого мнения считают, что смысл есть, вернее, он должен быть, поэтому мы должны его придумать. Данный этап подразумевает важный шаг - человек перестает бегать от себя самого, он должен признать, что бытие не может быть бессмысленным. В такой позиции личность более откровенна сама с собой. Уж если вопрос появляется вновь и вновь, то от него не получится отмахнуться или скрыться. Обратите внимание, если мы признаем такое понятие, как бессмысленность, тем самым мы же и доказываем правомерность и право на существование того самого смысла. Это все хорошо. Однако представители этого мнения, даже признав и приняв вопрос, не смогли найти универсальный ответ. Дальше все пошло по принципу «раз признал - додумай сам». В жизни есть очень много дорог, можно выбрать любую из них. Шеллинг говорил, что счастлив тот, кто имеет цель и видит в этом смысл всей жизни. Человек с такой позицией будет стараться найти смысл во всех явлениях, событиях, которые с ним происходят. Кто-то обратится к материальному обогащению, кто-то - к успехам в спорте, кто-то - к семье. Теперь получается, что универсального смысла ведь нет, значит, все те «смыслы» - это что? Лишь уловки, которые прикрывают бессмысленность? А если все же общий для каждого смысл есть, то где его искать? Переходим к третьему пункту.

Суждение третье

А звучит оно так: есть смысл в нашем существовании, его даже можно познать, но лишь после того, как познаете того, кто это бытие создал. Здесь уже будет актуален вопрос не о том, какой смысл жизни человека, а о том, зачем он его ищет. Значит, потерял. Логика проста. Совершив грех, личность потеряла Бога. И не надо здесь самому придумывать смысл, следует лишь снова познать Творца. Даже философ и убежденный атеист сказал о том, что если изначально исключать существование Бога, то нечего вообще искать смысл, его не будет. Смелое решение для атеиста.

Самые распространенные ответы

Если спросить человека о смысле его существования, он, скорее всего, даст один из следующих ответов. Давайте рассмотрим их подробнее.

В продолжении рода. Если вы так отвечает на вопрос о смысле жизни, то тем самым показываете наготу души своей. Живете ради детей? Чтобы обучить их, поставить на ноги? А потом что? Потом, когда дети вырастут и покинут уютное гнездышко? Вы скажете, что будете учить внуков. А чему? Чтобы они, в свою очередь, тоже не имели целей в жизни, а шли по замкнутому кругу? Продолжение рода - это одна из задач, но она не универсальна.

В работе. Для многих людей планы на будущее связаны с карьерой. Вы будете трудиться, но для чего? Кормить семью, одеваться? Да, но этого мало. Как-то реализовать себя? Тоже недостаточно. Даже древние философы утверждали, что труд не будет долго радовать, если нет общего смысла в жизни.

В богатстве. Многие уверены, что накопление денег - главное счастье в жизни. Это становится азартом. А ведь чтобы жить полноценно, не нужны несметные сокровища. Выходит, делать деньги постоянно ради денег - бессмысленно. Особенно в том случае, если человек не понимает, зачем ему богатство. Деньги могут быть лишь инструментом для осуществления своего смысла, предназначения.

В существовании для кого-то. Это уже больше наполнено смыслом, хотя схоже с пунктом о детях. Конечно, забота о ком-то - это благодать, это правильный выбор, но недостаточный для самореализации.

Что же делать, как найти ответ?

Если все же поставленный вопрос не дает вам покоя, то ответ следует искать в самом себе. В данном обзоре мы вкратце рассмотрели некоторые философские, психологические, религиозные аспекты проблемы. Даже если вы будете читать такую литературу сутками и изучите все теории, то далеко не факт, что вы на 100% с чем-то согласитесь и примете это за руководство к действию.

Если вы решили найти смысл своей жизни, значит, вас что-то не устраивает в настоящем положении вещей. Однако будьте осторожны: время идет, оно не будет ждать, пока вы найдете что-то. Большинство людей пытается реализовать себя именно в вышеуказанных направлениях. Да пожалуйста, если вам это нравится, приносит удовольствие, то кто же запретит? С другой стороны, кто сказал, что так нельзя, что это неверно, что мы не имеем права так жить (для детей, для близких и т.д.)? Каждый сам выбирает свой путь, свое предназначение. А может, не стоит его искать? Если что-то уготовано, то оно и так придет, без лишних усилий со стороны человека? Кто знает, возможно, и это правда. И не удивляйтесь, если смысл жизни вы видите разным на каждом отрезке своего существования. Это нормально. Природа человека вообще такова, что он постоянно в чем-то сомневается. Главное - быть наполненным, как сосуд, чем-то заниматься, чему-то посвящать свою жизнь.