1 оперная либретто на русском языке написано. Что такое либретто

Либретто это текст, который представляет собой литературно-драматическую основу большого вокально-музыкального произведения (опера, оперетта, оратория, кантата, мюзикл); литературная форма сценария, краткий обзор балетного или оперного спектакля.

Происхождение термина

Термин «либретто» («книжечка») произошел от итальянского libretto – уменьшительного от libro («книга»). Такое название обусловлено тем, что в конце XVII века для посетителей европейских театров издавались небольшие книги, содержащие подробное описание истории оперы и балета, список исполнителей, ролей, героев и действий, которые происходят на сцене. Слово «либретто» также применяется для обозначения текста богослужебных произведений, например: месса, священная кантата, реквием.

Буклеты либретто

Книжечки с описанием оперных и балетных спектаклей печатались в нескольких форматах, некоторые из них были больше, чем другие. Такие буклеты с лаконичным содержанием спектакля (диалоги, текст песен, сценические действия) обычно издавались отдельно от музыки. Иногда этот формат дополнялся мелодическими отрывками музыкальной нотации. Либретто получили широкое распространение в театрах, т. к. позволяли зрителям ознакомиться с программой представления.


Оперное либретто возникло в Италии и Франции в XVII в., во времена развития музыкально-драматических жанров, и представляло собой стихотворный текст, хотя театральные речитативы часто сочетали поэзию с прозой. Либретто изначально писали известные поэты. Составитель либретто назывался либреттистом. Оперные либретто не только способствовали развитию европейской музыкальной драмы, но и образовали новый литературный жанр.

Известные либреттисты

Наиболее известный либреттист XVIII века – итальянский драматург Пьетро Метастазио, чьи либретто были положены на музыку многими композиторами, среди которых – А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, А. Сальери и др.; а также неоднократно использовались в театральных постановках. Драмы П. Метастазио независимо от музыки имели самостоятельную ценность и вошли в классическую итальянскую литературу.

Пример либретто

Либретто П. Метастазио «Милосердие Тита» (1734 г.), основанное на трагедии П. Корнеля «Цинна» (1641 г.), использовалось для создания одноимённой оперы В. А. Моцарта 1791 года.

Другой ведущий либреттист XVIII века – Лоренцо да Понте – является автором 28 либретто к музыкальным сочинениям, в том числе операм В. А. Моцарта и А. Сальери. Французский драматург Эжен Скриб – один из самых плодовитых либреттистов XIX века – создавал тексты для музыкальных произведений Дж. Мейербера, Д. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини и Дж. Верди.

Либреттисты-композиторы

С XIX века появились случаи, когда автором либретто выступал сам композитор. Р. Вагнер самый знаменитый в этом отношении с преобразованиями легенд и исторических событий в эпические сюжеты музыкальных драм. Г. Берлиоз написал либретто для своих произведений «Осуждение Фауста» и «Троянцы», А. Бойто создал текст для оперы «Мефистофель». В русской опере литературно-драматическим талантом обладал композитор М. П. Мусоргский, который иногда самостоятельно писал тексты к своим произведениям.

Сотрудничество либреттистов с композиторами

Отношения между некоторыми либреттистами и композиторами характеризовались продолжительным сотрудничеством, например: длительное партнерство либреттиста Л. Да Понте и композитора В. А. Моцарта, Э. Скриба и Дж. Мейербера, А. Бойто и Дж. Верди, В. И. Бельского и Н. А. Римского-Корсакова. Либретто для П. И. Чайковского писал его брат, драматург М. И. Чайковский.

Источники сюжетов либретто

Источники для сюжетов либретто – преимущественно фольклорные (легенды, мифы, сказки) и литературные (пьесы, поэмы, повести, романы) произведения, переделанные согласно с музыкально-сценическими требованиями. При адаптации под либретто литературные сочинения большей частью претерпевали изменения. Либретто упрощает произведение, сокращая его элементы в пользу музыки, которая таким образом получает время, необходимое для развития. Такая переработка нередко приводит к изменению композиции и идеи сочинения (повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина и созданная на её основе одноимённая опера П. И. Чайковского).

Оригинальные либретто

Либретто бывает оригинальным произведением, сюжет которого не заимствован из литературных источников. Таковы либретто Э. Скриба к опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол», Г. фон Гофмансталя к опере Р. Штрауса «Кавалер розы», М. П. Мусоргского к опере «Хованщина». Либретто не всегда записывается перед музыкой. Некоторые композиторы – М. И. Глинка, А. В. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, Дж. Пуччини и П. Масканьи, – писали музыкальные фрагменты без текста, после чего либреттист добавлял слова в строки вокальной мелодии.

Статус либреттистов

Либреттисты зачастую получали меньше признания, чем композиторы. В конце XVIII века имя либреттиста редко указывалось, как упоминал Лоренцо да Понте в своих мемуарах.

Либретто и синопсис

Сокращенной формой, или сжатым изложением, либретто считается синопсис . Вместе с тем, либретто отличается от синопсиса или сценария, поскольку либретто содержит театральные действия, слова и ремарки, синопсис же обобщает сюжет.

Современное значение

Термин «либретто» используется в разных видах современного искусства (музыка, литература, театр, кинематограф) для обозначения плана действия, который предшествует сценарию. Наука, изучающая либретто как литературную основу музыкальных произведений, называется либреттология.

Слово либретто произошло от итальянского libretto, что в переводе означает книжечка.

итал. libretto, букв. - книжечка

\1) Словесный текст музыкально-драматического произведения - оперы, оперетты, в прошлом также кантаты и оратории. Название связано с тем, что оперные либретто с конца 17 в. часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. Либретто не могут рассматриваться как самостоятельное литературно-драматическое произведение; представляя собой литературно-драматическую основу оперы, они обретают своё истинное значение и выявляют свои достоинства лишь в единстве с музыкой, при постановке произведения.

Вплоть до середины 18 в. в композиции либретто господствовала определённая схема, обусловленная однотипностью музыкально-драматических задач. Поэтому одно и то же удачное либретто нередко многократно использовалось различными композиторами. Позднее либретто, как правило, создаются либреттистом в тесном контакте с композитором, порой при его непосредственном участии, что обеспечивает индивидуальный характер замысла и более тесное единство действия, слова и музыки (таковы либретто, созданные Р. Кальцабиджи к «Орфею и Эвридике» Глюка, либретто Да Понте - к моцартовскому «Дон Жуану», М. И. Чайковским - к «Пиковой даме» Чайковского, В. И. Бельским - к «Царю Салтану», «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Золотому петушку» Римского-Корсакова и др.).

Начиная с 19 в. некоторые выдающиеся композиторы, обладавшие литературно-драматическим дарованием, создавали либретто своих опер самостоятельно, не прибегая к помощи либреттиста либо используя её частично, например для подготовки стихотворных текстов (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Бойто, М. П. Мусоргский, в 20 в. - С. С. Прокофьев, К. Орф, Дж. Ф. Малипьеро, Дж. К. Менотти и др.).

Основным источником сюжетов либретто является художественная литература - народная (мифы, легенды, былины, сказки) и профессиональная (поэмы, романы, новеллы, драматические пьесы и т. д.). Либретто, не имеющие какого-либо литературного прообраза, встречаются сравнительно редко (либретто оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», написанное Э. Скрибом; либретто оперы «Хованщина» Мусоргского, созданное самим композитором, и некоторые др.). При переработке в либретто литературные произведения большей частью подвергаются значительным изменениям: порой заимствуется только сюжет, в других случаях используется общая композиция, отчасти и текст. Нередко при этом существенно меняется сама концепция произведения («Пиковая дама» у А. С. Пушкина и у П. И. Чайковского).

Случаи использования драматического произведения в либретто полностью или с незначительным сокращением и дополнением текста в 19 и нач. 20 вв. были единичными («Каменный гость» Даргомыжского по Пушкину, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси по Метерлинку, «Саломея» Р. Штрауса по Уайльду и др.), в современной опере они встречаются довольно часто, не представляя исключительного явления.

Типы либретто, их особенности чрезвычайно многообразны как по содержанию, так и со стороны общего построения, применения стихотворного и прозаического текста, наличия или отсутствия подразделения текста на номера и т. п. История либретто неразрывно связана с историей оперы во всех её жанровых и национальных разновидностях. Каждому исторически конкретному типу оперы (например, итальянской опере-сериа и опере-буффа, французской «большой» и комической опере, немецкому зингшпилю, русской исторической и сказочной опере, опере-былине и др.) отвечает свой тип либретто. Одна из важнейших проблем при создании либретто - сочетание логики сценического действия, т. е. естественного развития событий и характеров, с закономерностями музыкальной композиции: чередованием вокальных, хореографических и симфонических эпизодов, сменой темпов и динамики, законченностью некоторых оперных форм (арии, монологи, ансамбли), наконец, особыми требованиями к тексту (лаконизм, удобопроизносимость, одновременное сочетание различных текстов в ансамблях и т. д.).

В силу специфичности драматургии либретто в данной области работали главным образом второстепенные поэты и драматурги. Однако в создании либретто принимали участие и выдающиеся литературные деятели разных эпох (в 18 в. - П. Метастазио и К. Гольдони, в 19 в. - Э. Скриб, В. Гюго, Э. Золя, в 20 в. - Г. Гофмансталь, С. Цвейг, Ж. Кокто, П. Клодель и др.). Высокого мастерства достигали и некоторые литераторы, работавшие почти исключительно в жанре либретто (П. Ж. Барбье, А. Мельяк и Л. Галеви во Франции, Ф. Романи и С. Каммарано в Италии, В. И. Бельский в России и др.).

\2) Литературный сценарий балетного спектакля.

\3) Краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета.

Литература: Ярустовский Б., Оперная драматургия П. И. Чайковского, М. - Л., 1947; его же, Драматургия русской оперной классики, М., 1953; его же, Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1-2, М., 1971-75; Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы..., М., 1952, гл. 1.

Если за дело возьмутся лютеранский пастор, прусский антрепренер и неаполитанский капельмейстер, то в результате получится русская опера.

О том, какое событие взять за точку отсчета начала истории русской оперы, существуют разные мнения. Принято считать, что опера в России родилась одновременно с премьерой «Жизни за царя» Михаила Ивановича Глинки, которая состоялась 27 ноября 1836 года. Однако зарождение этого жанра на Руси произошло намного раньше. Наталья Кирилловна Нарышкина, жена царя Алексея Михайловича, была в курсе всех иноземных веяний. Она и пожелала устроить у себя театральное представление с пением. Государь просьбу супруги удовлетворил и повелел жившему в Немецкой слободе пастору Иоганну-Готфриду Грегори «учинить комедию» и «для того действа устроить хоромину» в селе Преображенском. 17 октября 1672 года было дано первое представление «Эсфирь» с музыкой и хорами из государевых певчих дьяков. Длилось действо 10 часов и привело царя в восторг. Следующие спектакли разыгрывали в кремлевских палатах. Считается, что это была переделка либретто оперы Ринуччини «Эвридика». Куплеты исполнялись на немецком языке, и толмач переводил их царю. Грегори поставил еще несколько пьес, очень похожих на оперы. После смерти Алексея Михайловича эти развлечения были забыты.

Следующая попытка создать музыкальный театр в России была предпринята Петром I. Для этих целей из Данцига выписали прусского антрепренера одной из театральных трупп Иоганн-Христиан Кунст, которому присвоили должность «Его Царского Величества комедиальный правитель». Он привез с собой актеров, в том числе и тех, что «искусны в поючих действах». Театр по указу царя к концу 1702 года построили на Красной площади. Он вмещал до 400 зрителей и был общественным. Представления, которые включали в себя арии, хоры и оркестровое сопровождение, давали по понедельникам и четвергам. Вход стоил от 3 до 10 копеек. С переездом царского двора в Петербург популярность театра снизилась.

Настоящая опера появилась в России во времена правления Анны Иоанновны, когда на увеселения тратились огромные средства. При императрице, которая очень любила развлекаться, начался итальянский период русской оперы. 29 января 1736 года в России была сыграна первая опера в ее классическом понимании. Произведение называлось «Сила любви и ненависти», музыку написал придворный капельмейстер Анны Иоанновны Франческо Арайя, который годом ранее прибыл в Петербург во главе большой итальянской оперной труппы. Либретто на русский язык переложил Василий Тредиаковский. С той поры оперные представления стали давать регулярно – зимой в театре Зимнего дворца, летом – в театре Летнего сада. Мода на оперу прижилась, и частные оперные театры стали открываться повсеместно.

Неаполитанца Франческо Арайю в каком-то смысле можно считать основоположником русской оперы. Именно он сочинил и поставил первую оперу, написанную на русский текст и сыгранную русскими артистами. Состоялось это судьбоносное представление в 1755 году в театре Зимнего дворца. Опера называлась «Цефал и Прокрис». Одну из главных ролей исполнила Елизавета Белоградская. Она была фрейлиной при дворе Елизаветы Петровны, и ее принято считать первой в России профессиональной оперной певицей. Кроме того, в постановке участвовали певчие графа Разумовского и в их числе выдающийся певец Гаврило Марценкович, известный под именем Гаврилушки. По свидетельству современников, это было впечатляющее зрелище со специально написанными декорациями, великолепной театральной машинерией, внушительным оркестром и огромным хором. Премьера удалась на славу – обласканному композитору императрица Елизавета Петровна пожаловала соболью шубу стоимостью 500 рублей. Чуть позже камерный вариант этой оперы давали в Картинном доме императорской резиденции в Ораниенбауме. Партию скрипки исполнял будущий император Петр III.

К становлению русской оперы Екатерина II приложила руку в буквальном смысле слова. Императрица сочинила немало либретто на злобу дня. Одно из ее произведений – «Горебогатырь Косометович» положил на музыку испанский композитор Висенте Мартин-и-Солер. Опера представляла собой политический памфлет, в котором высмеивался шведский король Густав III. Премьера состоялась 29 января 1789 года в Эрмитажном театре. Два с лишним века спустя опера была восстановлена на той же сцене в рамках ежегодного фестиваля Early Music.

Временем расцвета отечественного оперного искусства стал XIX век. Создателем русской национальной оперы по праву считается Михаил Глинка. Его произведение «Жизнь за царя» стало точкой отчета для русской оперы. Премьера состоялась 27 ноября 1836 года и сопровождалась грандиозным успехом. Правда, от творчества великого композитора в восторге были не все – говорят, что Николай I предоставлял своим офицерам выбор между гауптвахтой и прослушиванием опер Глинки в качестве наказания. Тем не менее до сих пор «Жизнь за царя» – одна из самых известных русских опер. В XIX веке были созданы и другие русские оперные «бестселлеры» – «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Каменный гость», «Хованщина».

Во второй половине XIX века во многих театрах шла опера Александра Серова «Юдифь». Но в начале следующего столетия это произведение практически вышло из репертуара, поскольку декорации и костюмы выглядели невероятным анахронизмом. От роли в этой опере отказался Федор Шаляпин, заявивший, что не будет в ней петь, пока не обновят сценографию. К созданию новых декораций и костюмов дирекция Мариинки привлекла сына композитора художника Валентина Серова и его друга Константина Коровина. Их усилиями «Юдифь» обзавелась новой сценографией и с успехом демонстрировалась в Мариинке.

Одна из примечательных дат для русского оперного искусства – 9 января 1885 года. В этот день в Камергерском переулке Савва Мамонтов открыл театр «Московская частая русская опера». Это была первая негосударственная оперная антреприза с постоянной труппой, которая добилась выдающихся результатов. На ее сцене ставили оперы Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского, Глинки, Даргомыжского, Бородина, причем чаще всего это были сочинения, отвергнутые дирекцией Императорских театров.

Легендой русской оперной сцены был Федор Шаляпин. «В Москве – три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас», – писал о Шаляпине театральный критик Юрий Беляев. К своему успеху сын вятского крестьянина шел долго, сменив несколько трупп в разных городах Российской империи. Известность пришла к Шаляпину в Мариинке, а слава – в частном оперном театре Саввы Мамонтова. В 1901 году он впервые выступил в «Ла Скала» и произвел на публику грандиозное впечатление. С этого момента жизнь Шаляпина превратилась в череду блестящих ролей, бесконечных оваций, громких гастролей. Он с энтузиазмом встретил революцию, стал первым народным артистом РСФСР и был назначен художественным руководителем Мариинки. Но в 1922 году знаменитый бас уехал на гастроли за границу и в Советскую Россию уже не вернулся.

После прихода к власти большевиков судьба русской оперы висела на волоске. Ленин хотел разделаться с этим направлением музыкальной культуры. В своем обращении к Молотову он писал: «Оставить из оперы и балета лишь несколько десятков артистов на Москву и Питер для того, чтобы их представления (как оперные, так и танцы) могли окупаться (например, окупаться путем участия оперных певцов и балерин во всякого рода концертах и т. подоб.)». Закрытия крупнейших русских театров удалось избежать только благодаря неустанным хлопотам Луначарского.

Опера «Жизнь за царя» после революции претерпела немало изменений и редакций. Прежде всего она сменила название и стала называться «Иван Сусанин». В одной из большевистских версий главный герой превратился в комсомольца и председателя сельсовета. С 1945 года опера открывает каждый новый сезон Большого театра.

Молва приписывала Сталину связь с оперными певицами Большого театра – Верой Давыдовой, Валерией Барсовой, Наталией Шпиллер. Подтверждения этим похождениям вождя, конечно, не было. В год смерти Веры Давыдовой в 1993 году появились мемуары, якобы записанные с ее слов. В них она так описывает первую встречу со Сталиным: «После крепкого горячего кофе, вкуснейшего грога стало совсем хорошо. Боязнь и растерянность улетучились. Я пошла за ним. Оказалось, что И.В. ростом ниже меня. Мы вошли в комнату, где стояла большая низкая кушетка. Сталин попросил разрешения снять френч. На плечи он накинул восточный халат, сел рядом, спросил: «Можно потушить свет? В темноте легче разговаривать». Не дождавшись ответа, он погасил свет. И.В. меня обнял, умело расстегнул кофточку. Сердце мое затрепетало. «Товарищ Сталин! Иосиф Виссарионович, родненький, не надо, я боюсь! Пустите меня домой!..» На мой жалкий лепет он не обратил никакого внимания, только в темноте загорелись ярким пламенем его звериные глаза. Я еще раз попыталась вырваться, но все было напрасно».

В СССР опера была в большом почете и служила своеобразной витриной достижений советского строя. На главные театры страны денег не жалели, на их сценах выступали артисты, которыми восхищался весь мир, – Иван Козловский, Ирина Архипова, Владимир Атлантов, Елена Образцова, Александр Батурин. Но была у этой блестящей артистической жизни и обратная сторона – Галину Вишневскую лишили гражданства и выдворили из СССР, Дмитрия Шостаковича травили за «сумбур вместо музыки», Дмитрия Хворостовского на оперном конкурсе во Франции сопровождали агенты КГБ.

Одна из самых громких размолвок в мире русской оперы – конфликт между двумя великими певицами – Галиной Вишневской и Еленой Образцовой. В своей книге воспоминаний Вишневская нелицеприятно отзывалась о многих бывших коллегах. А Образцову, с которой их некогда связывала крепкая дружба, Вишневская обвинила в связях с КГБ и в том, что та принимала участие в ее отлучении от родины. На каком основании выдвигались эти обвинения, неизвестно. Образцова не раз отвергала их.

Первым оперным спектаклем на открывшейся после реконструкции исторической сцене Большого театра стала опера «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова. Широко разрекламированная премьера обернулась феерическим скандалом – в новой редакции оперы нашлось место стриптизу, борделю, тайскому массажу и эскорт-услугам. Во время первого представления исполнительница роли волшебницы Наины Елена Заремба упала на сцене, сломала руку и доигрывала спектакль с анестезией.

В некоторых постановках Большого театра принимают участие животные – лошади выходят на сцену в «Борисе Годунове» и «Дон Кихоте», попугаи появляются в «Руслане и Людмиле», немецкие овчарки в «Летучей мыши». Среди них есть потомственные и заслуженные артисты. Например, ослик Яша, который играет в «Дон Кихоте», праправнук знаменитого осла из «Кавказской пленницы». На протяжении пятнадцати лет жеребец по кличке Состав выходил на сцену ГАБТа в постановках «Иван Грозный», «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Хованщина», «Дон Кихот», «Псковитянка», «Мазепа», «Борис Годунов».

В 2011 году журнал Forbes в рейтинге всемирно известных российских деятелей искусства поставил на первое место Анну Нетребко с доходом $3,75 млн. Гонорар за одно ее выступление составляет $50 тыс. В биографии оперной дивы немало удивительных фактов. В свое время Анна занималась акробатикой и имеет звание кандидата в мастера спорта. В юности будущая прима успела получить корону королевы красоты на конкурсе «Мисс Кубань». В свободное от оперного пения время Нетребко любит готовить, среди ее фирменных блюд – блины с мясом, котлеты, кубанский борщ. Нередко перед очередным выступлением Анна ходит на дискотеки, где ведет себе весьма раскованно – в коллекции одного из американских ночных заведений, собирающего нижнее белье, имеется и бюстгальтер Нетребко.

Едва ли не самый громкий скандал в истории русского музыкального театра разразился в 2015 году в связи с постановкой оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» на сцене Новосибирского театра оперы и балета. Тогда представители Русской православной церкви усмотрели в спектакле «оскорбление чувств верующих» и обратились с соответствующим заявлением в прокуратуру, которая возбудила дело против режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича. И хотя суд делопроизводство закрыл, Министерство культуры выпустило приказ об увольнении Мездрича, на его место был назначен известный предприниматель Владимир Кехман. Вся эта история сопровождалась «молитвенными стояниями» православных активистов у театра и громкими заявлениями театральной общественности.

, кантаты , мюзикла ; краткое содержание сюжета спектакля.

Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных . Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение; как замечает Х. С. Линденбергер , если считать показателем самобытности либретто его способность существовать автономно от написанной на его основе музыки, то этот тест выдерживает разве что либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы », имеющее собственную постановочную судьбу . В то же время в истории либреттистики известны примеры значительного вклада авторов либретто в создание выдающихся произведений и развитие жанра - прежде всего, деятельность Лоренцо да Понте и роль Раньери да Кальцабиджи в оперной реформе Кристофа Виллибальда Глюка . В некоторых случаях автором либретто становится сам композитор, - наиболее значителен в этом отношении пример Рихарда Вагнера , чья работа в этой области, по мнению автора первого обзора истории либретто Патрика Смита , представляет собой наивысшее достижение . В истории русской оперы на собственное либретто писал, в частности, Александр Серов («Юдифь»).

В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис .

Изучение либретто и вообще вербального элемента в синтетическом или синкретическом словесно-музыкальном произведении стало развиваться начиная с 1970-80-х гг. и получило название либреттологии .

Напишите отзыв о статье "Либретто"

Ссылки

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Либретто - это слово, пришедшее в русский язык из итальянского. В буквальном переводе с языка оригинала оно означает «книжечка», представляя собой уменьшительную форму от основного слова «книга» - «libro». Сегодня либретто - это полный текст музыкального произведения, исполняющегося на сцене, причем в большинстве случаев имеет отношение к оперному искусству.

Причина этого в значительной степени выглядит очевидной: так, балетные произведения в основной своей массе поставлены так, чтобы зритель, наблюдающий действо из зала, мог по движениям актеров понять, о чем идет речь в спектакле. Опера - иное дело. Значительная часть произведений, исполняемых сегодня на лучших мировых сценах, - это образцы так называемой оперной классики, к которой относят оперы, написанные несколько столетий назад в Италии, Франции или Испании. При этом исполняются такие произведения обыкновенно на языке оригинала, поэтому непосвященному человеку, который не знаком с сюжетом, положенным в основу оперы, может быть трудно понять, о чем именно идет речь.

Для того, чтобы составить общее представление об этом, достаточно, пожалуй, ознакомиться с кратким содержанием оперы, купив программку в холле театра. Однако лаконичный текст, представленный в ней, не способен дать полное представление о всех хитросплетениях сюжета. Поэтому внимательный зритель, собираясь посетить прославленную оперу, даст себе труд прочитать ее либретто.

При этом слово «либретто» не тождественно литературному произведению, на основании которого, возможно, написана опера. Так, например, либретто оперы «Война и мир» заметно отличается от оригинала авторства Льва Николаевич Толстого. Одно из таких отличий заключается в том, что тексты опер пишутся преимущественно . В некоторых фрагментах либретто могут быть приведены нотные записи наиболее примечательных отрывков музыкального произведения, для которого они созданы.

Примеры

В большинстве случаев в основу оперы ложатся известные литературные произведения, на основании которых специалистами в этой области создается либретто. Вместе с тем, иногда либреттист может написать самостоятельное произведение: например, так было написано либретто оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», которую написал Николай Римский-Корсаков.

В некоторых случаях композитор сам выступает автором либретто для своей оперы, пользуясь известным литературным произведением: так поступил, например, Александр Бородин при создании оперы «Князь Игорь». А некоторые композиторы и вовсе используют в качестве либретто оригинал произведения, как, к примеру, Александр Даргомыжский, применивший для этой цели произведение Александра Пушкина «Каменный гость».