Разборчивая невеста 1847. Невеста и ее место

Картина «Разборчивая невеста» была написана П.А.Федотовым в 1847 году. Ее сюжет живописец позаимствовал у Крылова. Кстати, сама картина создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко.

Главная героиня картины - привередливая и спесивая старая дева. Из года в год она отказывала всем претендентам на ее руку и сердце, и спохватилась только тогда, когда очередь из женихов растаяла. Теперь она рада любому женишку, даже калеке.

Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою руку. Федотов показывает решающий момент объяснения. Очевидно, что вслед за этим объяснением последует брак-сделка, столь характерный в аристократической среде. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства, уравновешивается моральной уродливостью невесты. Родители, подглядывающие из-за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.

Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное мастерство художника. Виртуозно передает Федотов переливы материи платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных поверхностей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет комичность ситуации.

В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное знание нравов и умение создавать точные психологические портреты. Живописец отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией – скорее, их образы пронизаны беспощадной сатирой.

Помимо описания картины П. А. Федотова «Разборчивая невеста», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Павел Андреевич Федотов (22 июня 1815, Москва — 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график.

Сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова и его жены, Натальи Алексеевны, он родился в Москве 22 июня 1815 года и крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Восприемниками при крещении были коллежский советник Иван Андреевич Петровский и дочь дворянина Екатерина Александровна Толстая.

Автопортрет. 1848

В одиннадцать лет, без какой-либо научной подготовки, был определён в воспитанники первого московского кадетского корпуса. Благодаря своим способностям, усердию и образцовому поведению обратил на себя внимание начальства и превзошёл своих товарищей. В 1830 году он был сделан унтер-офицером, в 1833 произведён в фельдфебели и в том же году окончил курс первым учеником, причём его имя, по заведённому обычаю, внесено на почётную мраморную доску в актовой зале корпуса.

Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Через три-четыре года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где он старался точнее срисовать некоторые части тела человека с гипсовых моделей. Усердно изучал формы человеческого тела и старался сделать свою руку более свободной и послушной, чтобы перенести красоту природы на чистый холст. С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время. Эти портреты всегда бывали очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов.

Летом 1837 года великий князь, вернувшись в Санкт-Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за неё художнику бриллиантовый перстень. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигн. в месяц».

Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником.

В первое время по выходе в отставку он избрал было для себя специальностью батальную живопись, как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы, и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. А. Заурвейда. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г.», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Однако живопись военных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека — все эти свойства талантливости, ярко выказывавшиеся в рисунках Федотова, указывали, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.

Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Крылов, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок, и заняться исключительно жанром. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Совет Академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и из неё прозвучало по всей России.

Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. И рисование, и живопись перемешались у него беседою с музою: большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая Федотову содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Кроме того, он сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства, какими отмечены они, но в десять раз больше. Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. И те, и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.

Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них. С целью повидаться со своими и устроить отцовские дела он вскоре по окончании выставки отправился в Москву. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если ещё не в больший восторг, как и петербургскую. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа, и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Несмотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьёзной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету. Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений.

Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Портрет отца. 1837

А Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840

Господа! Женитесь - пригодится! 1840-41

Анкор, еще анкор!

Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка 1843

Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845-47

Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846

Портрет П П Ждановича. 1846

Разборчивая невеста. 1847

Портрет Анны Петровны Жданович 1848

Сватовство майора. 1848

Все холера виновата. 1848

Жена-модница (Львица Эскиз). 1849

Завтрак аристократа. 1849-1850

Зимний день. Начало 1850-х

Портрет М. И. Крыловой. 1850

Вдовушка. Ок 1850

Портрет Н. П. Жданович за клавесином. 1850

Игроки. 1852

Игроки. Эскиз

Начальник и подчиненный

Девушка Голова сводницы. Конец 1840-х

Кончина Фидельки. 1844

Магазин. 1844

Крестины 1847

Домашинй вор. 1851

Автопортрет. Конец 1840-х

Полностью

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История картин.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна

2017
П. А. Федотов. «Разборчивая невеста».

Картина «Разборчивая невеста» была написана П.А.Федотовым в 1847 году.
Ее сюжет живописец позаимствовал у Крылова. Кстати, сама картина
создавалась с намерением почтить память великого баснописца, недавно
скончавшегося, творчество которого Федотов ставил чрезвычайно высоко.
Главная героиня картины ­ привередливая и спесивая старая дева. Из года в
год она отказывала всем претендентам на ее руку и сердце, и спохватилась
только тогда, когда очередь из женихов растаяла. Теперь она рада любому
женишку, даже калеке.
Перед нами старая дева и нарядно одетый горбун, предлагающий ей свою
руку. Федотов показывает решающий момент объяснения. Очевидно, что
вслед за этим объяснением последует брак­сделка, столь характерный в
аристократической среде. Внешнее уродство жениха, жаждущего богатства,
уравновешивается моральной уродливостью невесты. Родители,
подглядывающие из­за портьеры, обостряют ощущение лицемерия и фальши.

Картина «Разборчивая невеста» ярко продемонстрировала живописное
мастерство художника. Виртуозно передает Федотов переливы материи
платья невесты, блеск позолоченных рам и фактуру деревянных
поверхностей. Все предметы обстановки комнаты необходимы и уместны. К
примеру, опрокинутый резвым женихом цилиндр с перчатками усугубляет
комичность ситуации.
В картине «Разборчивая невеста» Федотов продемонстрировал отличное
знание нравов и умение создавать точные психологические портреты.
Живописец отнюдь не склонен относиться к своим героям с симпатией –
скорее, их образы пронизаны беспощадной сатирой.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

А рядом мы увидим другую картину. Для этого и идти далеко не надо. Вот она, совсем рядом висит. «Разборчивая невеста». Каждый раз, когда мне случалось смотреть на эту маленькую живописную картинку, обрамленную какой-то уж слишком несоразмерной золоченой рамой, я чувствовал, как в душе моей рождались очень неясные, смутные и неприятные ощущения.

Художник вроде бы призывает нас посмеяться, повеселиться. А веселиться не хочется. И это несмотря на все усилия художника упростить до примитивизма, до карикатурности происходящую сцену. В этой натужной встрече некрасивого, жалкого горбуна и перезрелой молодящейся девицы, всеми своими силами пытающейся держать на лице необходимое к случаю очаровательное кокетство и благосклонное внимание любовному признанию коленопреклоненного жалкого человечка, видится не смешной анекдот, а жестокая драма жизни.

С одной стороны - искренняя радость обиженного богом несчастного существа, а с другой в ответ огромное волевое усилие не выдать своих истинных чувств натуры капризной и разборчивой. Неужели и вправду, или это только кажется, художник призывает нас зло посмеяться над происходящим. И даже более того, этот сумасшедший художник, сам кончивший свои дни в полном душевном расстройстве, зовет нас упрямо позлорадствовать над горем своих несчастных героев?

Нет, только уж у совсем бесчувственной души вся эта щемящая сцена не вызовет горького сочувствия ко всем участникам драмы. И не только к «влюбленным», но и к родителям, прячущимся за портьерой в двух шагах от них.

Когда я прихожу в музей с очередной группой, я редко привлекаю ее внимание к этой небольшой картине. Я знаю по опыту, что степень внимания в этом месте к моим словам будет очень высокой. Потому что легко предполагаю, что среди стоящих передо мною иностранцев есть и те, кому эта живописная сцена могла напомнить кое-что и из собственной жизни. Пусть и не в столь жестко гипертрофированном виде.

Драма подавления внутренних чувств. Драма осознания того, что романтика чувства, зовущего к высоким и, как оказывается, к несбыточным ощущениям, есть всего лишь непозволительная и недоступная именно тебе роскошь. И в тебе окончательно побеждает грустное убеждение, что пользоваться надо пока тем, что жизнь еще способна дать тебе, как подарок, каким бы жалким он не казался. Ну и какой же здесь повод для веселья и зубоскальства?

Нет, такую нечуткость и даже грубость, стоя перед людьми в этом крошечном зальчике, я редко себе позволяю. Я не могу не знать, что своими неосторожными словами могу легко ранить какую-нибудь чувствительную душу. Я не могу с пошлой игривостью напоминать слушателю об утраченных иллюзиях, о испытанной в собственной жизни похожей драмы. А у кого их не было, утраченных надежд в далекие годы из-за непомерной, свойственной юности гордыне.

А еще мне в не меньшей степени хочется задеть чувства тех, кто внутренне сравнивает себя с этим жалким горбуном, с трепетом павшим на колени, которому, как величайшая награда по жизни, достается это перезрелая жеманная девица.

А она? Она вот-вот переступит грань, после которой ей суждено остаться навечно старой девой. Её все еще осторожно-оскорбительно именуют «мадемуазель». И если бы не этот горбун, слышать ей это отвратительное «мадемуазель» до скончания ее скорбного века. Какое уж тут веселье.

Но бывает и так что группа, да даже если и не вся, а только кто-то из нее грубо и беспардонно доставал меня непомерными капризами, а то и хамством с молчаливого согласия всех прочих, то в радостно-мстительном чувстве я нарочно и надолго останавливаюсь перед этой картинкой. И потом с игриво-пошловатыми интонациями в голосе описываю сюжет. И это доставляет мне нехорошее удовольствие.

Когда я сам в одиночестве рассматриваю картину, то неизбежно всегда прихожу к мысли о том, что в излишне разборчивом поиске счастья, мы теряем самое что ни на есть драгоценное в мире – время жизни. Мы оплачиваем не столько слезами и страданиями все неразумно упущенные, утерянные возможности, но и этим самым ценным предметом - временем, отпущенным нам по божьей милости каждому в своей мере. И, в конце концов, мы все равно останавливаемся перед скорбной необходимостью брать то, что еще можно взять, либо остаться вообще ни с чем.

Я с напряжением вглядываюсь в небольшое пространство полотна и начинаю чувствовать в себе совсем не те ощущения, которые хотел вызвать у зрителя художник. Я начинаю понимать, что у них обоих накопилась раздражающая усталость в ожидании свершения романтических надежд. И что оба уже пришли к трезвому житейскому пониманию того, что от жизни или судьбы не то чтобы требовать ничего нельзя, а следует иной раз лишь смиренно попросить.

И теперь они сознательно закрывают глаза на все видимые и уже легко угадываемые друг в друге недостатки, с надеждой несмотря ни на что совместно создать ну хоть не яркое, но столь долгожданное и заслуженно заработанное счастье.

И потом, как знать, может быть жизненный опыт, пусть неудачный, обретенный каждым в отдельности, а еще неотступное желание уже в реальном мире, далеким от романтических грез, получить, наконец, все возможное от жизни, и станет основой сближения двух утомленных сердец.

Можно, конечно, стоя перед этой жанровой картинкой, зло и жестоко посмеяться перед творением Федотова, или, напротив, проникнуться щемящим до слез чувством жалости к двум несчастным влюбленным. Но кто сказал, что далее по жизни им счастье не улыбнется. Кто сказал, что они обречены на безрадостное лишенное сердечной теплоты существование. Мир человеческих отношений в самых чувствительных и тонких областях так богат, разнообразен и разноцветен.

И как он еще проявится у этих двоих - ни одно самое талантливое воображение сейчас не может предсказать. Никакая математика и самый разумный подход не поможет в нем разобраться. В этом состоит живое чудо жизни, на которое единственно мы и должны уповать.

А родители? Сейчас они спрятались за портьерой в замирании сердца и в нетерпеливом ожидании услышать наконец-таки заветное словечко, которое произнесет их любимое, но и отчасти уже поднадоевшее чадо. И осеняют сейчас себя крестным знамением. Свершилось. Свалился камень с души. Маленькая радость посетила-таки и этот дом, давно наполненный унынием и безысходным ожиданием пристроить хоть за кого-нибудь страдающее в одиночество родное дитя.