Арабский ударный музыкальный инструмент. Духовые и клавишные восточные инструменты

Подробности Опубликовано 12.07.2013 17:22

Вы конечно можете спросить, зачем нам изучать арабские музыкальные инструменты, если мы - не музыканты, а танцовщицы, но лучше и не спрашивайте:) Потому как музыка имеет к нам самое прямое отношение - танцуем мы ведь под музыку, и именно ее мы должны прочувствовать и выразить своим танцем. Теоретические знания об инструментах, которые используются в восточных мелодиях, помогут нам еще глубже воспринимать то, что мы слышим, и более граммотно и интересно это обыгрывать движениями.

В Египте также есть рамочные барабаны РИК (тамбурин) и ДЭФ.

РИК – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Его можно услышать в классической, эстрадной и танцевальной восточной музыке. Еще используется в качестве Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода - 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. В ободе установлены пять пар медных тарелочек, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес.

ДЭФ – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента.

Еще существуют большой барабан ДОХОЛ – ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического тела, диаметром около 1 м. и высотой 25-30 см. Оба конца цилиндра покрыты сильно натянутой кожей. На дохоле извлекают звук либо , либо двумя палочками, одна из которых похожа на трость, а другая – на тонкий прут.

Иногда можно увидеть, как танцовщица танца живота во время выступления сама себе аккомпанирует маленькими металлическими тарелочками, одетыми на пальцы - это САГАТЫ. Это две пары тарелочек, как правило из латуни, надевающихся на средний и большой пальцы каждой руки, для танцовщиц - маленького размера, для музыкантов - побольше.
Сагаты - это очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах (Россия - ложки, Испания - кастаньеты). В арабских танцах они очень часто являлись частью музыкального сопровождения танцовщицы со времен гавези. Сейчас в восточных танцах сагаты используют в фольклорном и классическом исполнении (ракс шарки, беледи).

СИСТР - музыкальный инструмент из категории ударных (род кастаньет); древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании.

Ну а теперь после таких громких и ударных инструментов перейдем к более мелодичным:)

КАНУН - этот похожий на арфу струнный музыкальный инструмент. Его кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников. Играть на нем довольно сложно. А когда слышат в композиции канун, а он как правило звучит в определенной части сам по себе, сольно, используют в своей импровизации различные комбинации трясок.

УДД – это безладовая щипковая лютня с коротким грифом, по форме напоминающая половинку груши. Сверхпопулярный в египетской и турецкой музыке на протяжении многих сотен лет, уд также распространен в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Сахаре.


МИЗМАР - духовой музыкальный инструмент. У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.

НЭЙ - это открытая с обеих сторон флейта. Она бывает разных размеров и традиционно изготовляется из тростника или бамбука. Однако в настоящее время вместо традиционных материалов используются пластик или даже металл. Строение и использование этого инструмента обманывает своей незатейливостью: наиболее часто нэй имеет одну дырочку для пальца на дне и шесть сверху, и музыкант просто дует в трубочку. Благодаря особенной технике музыкант может играть в пределах больших, чем три октавы. Основной тон нэя зависит от длины трубочки.

РАБАБА - струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Как правило имеет одну или две струны. Часто используется в музыке стран Персидского залива.

"РАБАБА"

Углубляясь в мир музыкальных инструментов стран Персидского залива, нельзя также не рассказать о ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана. Тар струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, мезраба, вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн, однако в настоящее время делают шесть струн. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.

"ТАР"

ДУТАР (в переводе с персидского «две струны») – иранский струнный щипковый инструмент, который, как следует из его названия, имеет две струны. При игре на этом инструменте обычно используют не плектр, а ноготь. Дутар имеет корпус грушевидной формы и довольно длинный гриф (около 60 см). Грушевидная часть дутара изготавливается из древесины чёрной шелковицы, а его гриф – из абрикосового дерева или из дерева грецкого ореха.

"ДУТАР"

Похожий на предыдущий инструмент, СЕТАР (с перс. «три струны») – иранский струнный щипковый инструмент, при игре на котором обычно используется не плектр, а ноготь. В прошлом сетар имел три струны, теперь – четыре (третья и четвёртая струны располагаются близко друг к другу, при игре их задевают одновременно, в результате чего их обычно «объединяют», называя басовой струной).

"СЕТАР"

Назвав довольно таки немалое количество арабских музыкальных инструментов, хочется сказать, что это еще далеко не все:) Восток большой, и практически в каждой его стране, в каждой области есть свои характерные национальные инструменты. Но с основными, с которыми мы частенько встречаемся, танцуя любимые восточные танцы, мы пожалуй Вас ознакомили. Также помимо истинно восточных инструментов, в песнях для танца живота мы нередко можем услышать и более привычные для нас звуки аккордеона, синтезатора, скрипки, трубы, саксофона, гитары и даже органа.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свою индивидуальность и свое очарование. Желаем Вам приятного прослушивания и знакомства с ними, и дальнейшего плодотворного творческого содружества в танце живота:)

Мы уже поговорили о струнных и ударных восточных инструментах и теперь остановимся на духовых и клавишных:

АККОРДЕОН — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. На правой клавиатуре располагается полный хроматический звукоряд, а на левой басы или аккордовым аккомпанементом.

В XIX веке привычный нас аккорден влился в арабский оркестр. Конечно, его пришлось доработать, добавив возможность исполнять четверть тона, привычную для арабской музыки. Сейчас на аккордеоне исполняется импровизационная игра в таксиме.

НЕЙ — духовой инструмент, являющийся родственником флейты.
Изготавливают ней из камыша. На лицевой стороне располагаются 5 отверстия и одно на тыльной, а также тонкая медная трубка, надетая на головку инструмента.
Для игры на нее медную головку зажимают между передними верхними и нижними зубами. Воздух вздувается с помощью языка и губ, а правая и левая рука музыканта регулируется высоту звука путем открытия и закрытия отверстия на инструмент

МИЗМАР — это арабский духовой инструмент из рода зурны. Он имеет двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами. Они придают особый характер и определяют более резкое, чем у гобоя звучание. Непосредственного контакта с тростью нет, поэтому звучание инструмента не очень гибкое

В арабском оркестре ударные инструменты отвечают за ритм, а мелодия и дополнительный орнамент отдан на откуп струнные, духовых и клавишных инструментов. К струнным инструментам относятся удд, канун и ребаб.

УДД — струнный щипковый инструмент, являющийся арабским вариантом лютни.

Уд. состоит из трех частей: грушевидного корпуса, изготовляемого обычно из древесины груши, ореха или сандала, безладового грифа и головки с колками для настраивания струн. Материал струн — шелковые нити, бараньи кишки или особый капрон.
Количество струн может колебаться от 2 до 6, однако классическим считается 4-х струнный вариант. 6-ю басовую струну на удд добавили уже в XX веке и этим мы обязаны сирийскому композитору Фариду аль Атрашу. Также удд характеризуется наличием парных струн.
Для игры на удд его размещают горизонтально корпусом на правое колено. Правая рука прижимает удд к груди и с помощью пектра играет на струнах. Левая рука в этот момент придерживается удд за шейку.

КАНУН — струнный щипковый инструмент, родственник арфы. Канун представляет собой трапециевидный ящик на котором натянуты струны. Материал ящика — это древесина твердых пород. Верхняя часть кануна деревянная, а остальное покрыты рыбьей кожей.
В части покрытой кожей размещаются 3 резонаторных отверстия и 4 подставки под струны. Струны одним концом прикрепляются к отверстиям на корпусе инструмента, проходят над подставками и другим своим концом закрепляются к полкам. У полков под струнами располагаются «линги» (железные рычаги), при помощи которых изменяется высота звука на полтона. На кануне располагается 26 шелковых струн или струн из бараньей кишки.
Для исполнения канун горизонтально и играют на струнах с помощью металлических наконечников, надетых на пальцы

РЕБАБ — это египетский струнный смычковый инструмент с одной или двумя, а турецкий вариант с тремя струнами. Корпус ребаба практически полностью круглый и имеет круглое резонансное отверстие на деке. Также встречаются плоские корпуса, сердцевидной или трапециевидный формы. У инструмента имеется длинная круглая и остроконечная шейка имеющая 2 длинных поперечных колка. Внизу корпуса располагается металлическая ножка. В роли материала для струн раньше использовали конский волос, однако позднее струны стали применять металлические.
При игре инструмент опирается на левое колено и звук извлекается дугообразным смычком, на который натянута баранья кишка, однако иногда на нем играли и при помощи щипков

ВОСТОЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

«АРАБЫ ГОВОРЯТ, ЧТО КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ»

Познакомтесь с музыкальными традиционными инструментами, использующимися на Ближнем востоке и если,будет возможность, послушайте их.

ДУМБЕК

(также известный как табла или дарбука) . В танце самое большое значение имеет музыкальный ритм и думбек помогает поддерживать его. Изначально думбеки были керамическими и обтягивались рыбьей или козьей шкурой, но сегодня большинство из них металлические с пластмассовой поверхностью.

ЦИМБАЛЫ

(«сагаты» на арабском или «циллы» на турецком).Обычно цимбалы используют сами танцовщицы, надевая их на пальцы, но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.


БУБЕН

— этот ударный инструмент используется для поддержания основного ритма и как аксессуар. По латунным тарелкам вдоль окружности бубна, как и по его окружности ударяют пальцами.


УДД

— струнный инструмент в форме яйца, с большим «брюхом», предшественник современной гитары, напоминает лютню, на которой играли в средневековой Европе.



4, 5 тыс. лет назад в раскопках ашурской культуры нашли инструмент, который совпадает с видом современной лютни.Мало того нашли ноты, под названием «нинева».Раскрыли эти ноты немцы и впервые а историии были озвучены оркестром Германии. По всей видимости арабы взяли с собой лютню или удд, когда открыли Испанию. Не случайно в Библии написано, что псалмы Давида сыграны на лютне (удде). Удд (арабская лютня) — инструмент, который является главным инструментом арабского мира. В раскопках Иемена удд имеет 4 струны, а в раскопках Сирии — 5 струн и на протяжении многих веков оставался 5 струнным. В 20 веке арабский композитор, сириец по происхождению, Фарид аль Атраш(земляк Камаля Баллана) добавил 6 басовую струну «до». Фарид аль Атраш известен, как король удда, вертуозно извлекающий философию музыки, порох страсти, глубину лирики из молчаливых струн арабской лютни. После Фарида было много экспериментирующих музыкантов, но Фарид остался планетой с посмертной славай на все времена.Фарид аль Атраш — копмозитор известного произведения «Арабское танго».

Уроки игры на арабской лютне(удд)

от виртуоза своего дела,уникального арабского композитора и исполнителя

Камаля Баллана.

8 925 543 80 20

КАНУН

— этот похожий на арфу струнный инструмент кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников.Играть на нем довольно сложно. Чтобы в полной мере воспользоваться всей гаммой звуков кануна, танцовщица под медленную музыку может выполнять серию трясок.

АККОРДЕОН

Первые европейские аккордионы, изготовленные по примеру одгого из древнейших китайских музыкальных инструментов, появились в Австралии около 1830 году. Ерез несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертые ноты арабской музыкальной шкалы, Сегодня аккордион является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку, и исполняемые на нем таксимы, обладают удивительной гипнотической силой. В одном из типов импровизированной песни под названием «нарастающий беледи» аккордион вступает медленно и постепенно переходит к серии акцентов, все ускоряя темп, и в конце, когда к нему присоединяются барабаны, доходит до максимума быстрого.


РЕБАБ

Ребаб - струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Термин «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.

Имеет деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный корпус с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1-2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны (1-2) первоначально из конского волоса, позднее - металлические (медные или латунные).

Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Народные певцы (шаиры ) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.

Описание инструмента содержится в «Большом трактате о музыке» Аль-Фараби (1-я половина X века).

ЛИРА

Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.

Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.

С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.

После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.

В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре,а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.

Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.

На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла, игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.

МИЗМАР

Mizmar (мизмар) - арабский духовой инструмент, род зурны.
У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.