Щипковые струнные музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты Какой инструмент щипковый

К группе щипковых музыкальных инструментов относят: гитары, балалайки, домры, мандолины. В этих инструментах звук извлекается путем защипывания струн пальцами или упругой пластинкой - медиатором.

Гитара. Основными узлами гитары (рис.) являются корпус, гриф и колковый механизм. Корпус гитары напоминает форму восьмерки и состоит из деки, дна и обечайки. Наиболее важной деталью является дека. Через приклеенный к ней порожек дека воспринимает колебания струн и совместно с корпусом усиливает звук и придает ему специфический тембр. Контур деки украшают окантовкой, а резонаторное отверстие - розеткой. На грифе гитары установлены ладовые пластины и головка с колковым механизмом для натяжения струн.

Рис. Гитара (разрез):

I - корпус, II- гриф, III - соединительный винт. 1 - резонансная дека; 2 - рамка корпуса; 3 - подставка; 4 - кнопка; 5 - дно; 6 - обкладка (обечайка); 7 - указатели ладов; 8 - ладовые пластины; 9 - порожек; 10 - головка; 11 - ручка; 12 - наклейка; 13 - пятка

Длина струны между верхним и нижним порожком называется мензурой. Гитары с мензурой в 620 мм называются нормальными. Если величина мензуры составляет 650 мм, то такие гитары называются большими концертными. Гитары уменьшенных размеров (для детей) имеют мензуры 585 мм (терц-гитара, 540 мм (кварт-гитара) и 485 мм (квинт-гитара). По количеству струн гитары бывают шести- и семиструнные.

Разновидностью шестиструнной гитары является гавайская гитара, которая отличается от обыкновенной отсутствием ладов на грифе.

По качеству звучания и отделке различают гитары обыкновенного, повышенного и высшего качества.

Обыкновенные гитары изготовляют из лиственных пород древесины (березы, бука) и покрывают лаком. Корпуса гитар повышенного качества облицовывают древесиной ценных пород, покрывают лаком, с последующей располировкой. Гитары высшего качества изготовляют с измененным контуром верхней части (для удобства исполнения) и двумя резонаторными отверстиями - эфами, как у скрипки. Такие гитары инкрустируют перламутром, металлические детали никелируют.

Балалайка. Корпус балалайки имеет треугольную форму и состоит из деки, задинки и дна, склеенного из клепок. В том месте, где ударяют пальцами по струнам, врезается панцирь, предохраняющий деку от ударов пальцами. Балалайка - трехструнный инструмент, но некоторые струны могут быть сдвоенные.

По количеству клепок балалайки могут быть пяти-, шести-, семи- и даже девятиклепочными. Чем больше клепок, тем ценнее балалайка.

В зависимости от назначения балалайки подразделяют на обыкновенные, оркестровые и сольные. К оркестровым относятся балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Мандолина. Мандолина - четырехструнный музыкальный инструмент со сдвоенными струнами. В зависимости от формы корпуса различают мандолины трех видов: овальные, полуовальные и плоские. Звук на мандолине извлекают медиатором.

Домра. Домра в отличие от мандолины имеет корпус полушаровидной формы, гриф заканчивается головкой с завитком. Струны у домры одинарные. Домры могут быть трех- и четырехструнные. Используются домры только в составе оркестра струнных инструментов под названиями: пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас.

Струнными называются музыкальные инструменты, источником звука в которых является вибрация струн. В международной классификации они именуются как хордофоны. Наиболее известными и популярными инструментами этого класса считаются: гитара, скрипка, альт, арфа, домбра, балалайка, кобыз, гусли, виолончель и многие другие.

Классификация струнных инструментов

Музыка образуется посредством колебания одной или нескольких сильно натянутых нитей, представляющих собой своеобразную тетиву. Называется это приспособление струной. Она натягивается между перемычками на корпусе инструмента. Различаются такие нити по материалу, из которых их изготавливают. Это может быть и медь, и серебро, и нейлон.

Сегодня выделяют следующие типы струнных инструментов:

1. Щипковые. Примерами являются гитары, гусли, балалайки, арфы, домбры, ситары, уды, укулеле и прочее. Здесь главным способом получения звучания является щипок. Это действие осуществляется либо пальцем, либо специальным плектром. Стоит отметить, что к данной классификации иногда относят и некоторые клавишные инструменты. Ярким примером является клавесин, где по струне вибрирует пластиковый язычок.

2. Смычковые. Самыми известными представителями этой группы являются такие струнные музыкальные инструменты, как скрипка, кобыз, контрабас, альт и виолончель. Для получения звука используется специальный смычок из дерева и натянутых волосков по концам конструкции. Ведение такого приспособления по струнам вызывает краткосрочную мелодичную вибрацию.

3. Ударные. Эти струнные музыкальные инструменты требуют дополнительных аксессуаров для игры. Таковым является маленький молоточек. Ударным струнным инструментом в редких случаях считают фортепиано. Однако самым известным примером будут цимбалы. Примечательно, что все действия молоточком производятся самим играющим.

4. Остальные. Все прочие струнные музыкальные инструменты, которые не попали в общепринятую классификацию, принадлежат неопределенному виду. Например, эоловая арфа. Для звукоизвлечения потребуется колебание тетивы, вызванное потоком воздуха.

Разновидности струнных щипковых инструментов

Аль-уд, или просто уд, является настоящим культурным достоянием Средневекового Востока. В переводе с арабского название инструмента означает «дерево». Корпус имеет округлую форму. Гриф относительно короткий, без ладов. Именно поэтому у аль-уда столь уникальное звучание. Комбинация струн состоит из 5 пар. Все они должны быть настроены в унисон. Есть и альтернативные версии инструмента с 13 струнами. Изготавливается тетива из нейлона, в древности - из кишки животного.

Арфа - музыкальный инструмент, который известен миру по средневековым поэмам и легендам. Это один из самых популярных и красивых представителей группы струнных щипковых. В настоящее время существует множество разновидностей арф, отличающихся по форме, количеству струн и звучанию. Наибольшее распространение инструмент получил в Великобритании. Представляет собой каркас изогнутой формы с множеством параллельно натянутых струн. Поражает мелодичностью и мягким переливом тонов.

Еще одним интересным щипковым инструментом является домбра, или дамбур. Считается национальным достоянием Казахстана. Представляет собой своеобразную гитару с двумя сильно натянутыми нейлоновыми струнами. Настраивается либо в квинту, либо в кварту. Лады должны быть жильными. Располагаются в самом верху грифа.

Самым популярным западным струнным инструментом считается мандолина. Звучание достигается щипковыми действиями по четырем двойным струнам. Отличаются такие инструменты по форме: удлиненные, лютневидные, плоскодонные. Необычным представителем является флорентийская мандолина, так как у нее пять струн.

Особенности гитары

Это самый распространенный инструмент в мире. Применяется как для сольного выступления, так и для аккомпанемента. Подходит для абсолютно любого направления и стиля музыки, от блюза до рока. К примеру, испанская гитара - струнный инструмент, который совместил в себе национальное звучание западноевропейских и арабских народов. Он состоит всего из пяти струн. Широкое распространение получил с XV века.

Также не лишним будет вспомнить о национальной русской гитаре. Ее принципиальным отличием является количество струн - семь. Появилась она только в начале XIX века. В то время по популярности этому инструменту не было равных. На нем играли такие виртуозы своего дела, как Михаил Высоцкий, Семен Аксенов, Андрей Сихра и многие другие великие музыканты.

Тем не менее на сегодняшний день самой распространенной считается гитара классическая. Она бывает разных размеров, может отличаться креплениями грифа, однако одно остается неизменным - число струн. Их в классической гитаре должно быть шесть. Кроме того, она имеет конструкцию колкового механизма. Гитара классическая бывает акустической и электронной.

Уникальность балалаек

Это музыкальные русские народные инструменты (струнные по категории, щипковые по типологии). Балалайка имеет треугольный корпус и три струны. Для звукоизвлечения необходимо ударять пальцем по натянутым нитям одновременно. Такое действие в древности называлось бряцанием.

Балалайка - музыкальный инструмент, который является символом русской культуры наряду с гармонью. Корпус может быть от 60 до 170 см. По форме инструменты бывают слегка изогнутыми или овальными. Корпус состоит из шести отдельных сегментов. Верхушка грифа немного отогнута назад. Ладов может быть от 16 до 31. Струны на современных балалайках карбоновые. Благодаря этому достигается столь звонкое звучание.

Конструкция бандуры

Данный струнный щипковый инструмент считается в Украине народным. Корпус всегда овальный, имеется короткая шейка. Бандура - музыкальный инструмент с огромным количеством струн. В современных моделях их может быть до 64, в старинных вариациях - от 12 до 25. Тетива натягивается от края шейки до деки. Чем выше будет щипок по грифу, тем ниже будет звучание.

Кроме того, бандура - музыкальный инструмент, который имеет отличительный тембр. Достигается он смешанным строем по регистрам. Для игры на бандуре следует защипывать струны. На пальцах должны быть надеты специальные наперстки.

Одни историки считают предком инструмента русские гусли, другие - кобзу. В некоторых летописях XIV века сохранились упоминания и рисунки, характеризующие некий музыкальный предмет, крайне распространенный в Киевской губернии.

Разновидности группы смычковых

Это преимущественно старинные народные струнные музыкальные инструменты. Названия самых распространенных из них: скрипка, альт, контрабас и виолончель. Все эти инструменты сегодня являются фундаментом любого симфонического оркестра. Еще одной разновидностью группы считается октобас. В партиях он фигурирует достаточно редко из-за низкого звучания. Для звукоизвлечения необходимо провести смычком по одной или нескольким струнам. Диапазон таких инструментов охватывает порядка семи октав.

Популярность к смычковым пришла в XVII веке. Уже тогда уличные музыканты научились совмещать разнотембровые инструменты в однородное звучание. Чаще всего такие импровизированные оркестры состояли из скрипачей и виолончелистов. Интересно, что для извлечения звука из контрабаса можно пользоваться и смычком, и пальцем.

Особенности группы ударных

Получение мелодии при игре на таких инструментах достигается легким ударом специального молоточка по струнам. Цимбалы являются самым ярким примером группы. Кроме того, иногда в качестве ударного инструмента используют фортепиано, где для этого есть специальный автономный механизм.

Другим небезызвестным представителем группы является клавикорд. Принцип игры на нем сводится к надавливанию на струны медными тангенотами. В результате получается специфическое звучание. От силы и частоты удара зависит тональность. Аналогичную процедуру можно проделать с гитарой или скрипкой. Иногда для усиления органичности звучания музыканты слегка ударяют пальцем или смычком по струнам.

Отдельным подвидом группы считаются гортанно-резонирующие инструменты. Примерами могут служить диджириду и варган.

«Свободные» струнные инструменты

Эоловая арфа не входит ни в одну из вышеописанных групп, так как главным приемом ее звукоизвлечения является колебание струны, вызванное движением воздуха. Благодаря этому достигается максимально душевная и тонкая мелодия. В древности такую арфу считали предметом богов.


Есть отдельный вид струнных инструментов, к которым приделаны клавиши. В таком случае музыкант взаимодействует не напрямую с конструкцией звучания. Примером инструмента является клавесин. В нем струны цепляются маленькими язычками.

Некоторые инструменты представляют собой комбинированный тип. В средневековье их почитали бродячие музыканты. Они могли одновременно играть на щипковом струнном инструменте смычком в виде колесика.

Извлечение звуков

Для этой процедуры струна должна быть натянута до определенного предела. Любое касание к ней производит звук. Струны настраиваются так, чтобы в итоге музыкант мог взять желаемые ноты. Воздействовать на тетиву можно посредством щипка, удара, смычка, потока воздуха.

Чем сильнее будет натяжение струны и меньше ее толщина, тем тоньше получится звук. На тональность также влияет длина тетивы, количество ладов, размер корпуса и барабана, длина грифа. Мелодичность зависит от материала изготовления струны. Медные звучат звонче, серебряные - тоньше, нейлоновые - глухо и грубо и т. д.

На извлечение нот также влияет зажимание пальцами или предметом определенных ладов. При игре на гитаре это действие называется аккордом.

Воздействие на струны

Самая тяжелая и кропотливая процедура звукоизвлечения считается у скрипки. Для игры на этом инструменте смычок должен двигаться по струнам по центру между нижним порогом и накладкой грифа. Положение - перпендикулярное грани скрипки. Для изменения тембра следует сдвинуть смычок ближе к нижнему порогу корпуса.

Игра на щипковых инструментах требует знания определенной последовательности нот. Касание с тетивой происходит в середине барабана. И не имеет разницы, гитара это или русские струнные музыкальные инструменты, такие как балалайка или гусли.

Для игры на клавишных первоначально следует выбрать предмет манипуляции: язычок, молоток или тангеноту. Прямого воздействия музыканта на струны нет.

Акустические инструменты

Струна во время вибрации будет всегда издавать тихий звук. Поэтому для усиления тональности были придуманы специальные конструкции. У щипковых инструментов они называются барабанами. Во время колебания звук попадает в замкнутое пространство, создавая эхо, и выходит из него усиленным в несколько раз. Чем больше барабан, тем выше громкость мелодии.

Акустические струнные музыкальные инструменты всегда делаются только из качественной древесины: ели или клена. Эти материалы отличаются прочностью, гибкостью и легкостью. Некоторые инструменты могут быть произведены на основе углеродных волокон (виолончель).

Электронное звучание

Для увеличения громкости в начале XX столетия в скрипках использовались так называемые диафрагменные резонаторы или раструбы. Подобные конструкции ранее применялись в механических граммофонах.

К 1920 году резонаторы постепенно начали исчезать, так как на их место пришли электронные звукоусилители. Их принцип действия основывался на магнитном звукоснимателе, который принимал колебания, преобразовывал их в мощный сигнал и выдавал ноты через динамики.

Со временем появились цельнокорпусные инструменты, в которых устранялись лишние шумы, скрипы и эхо. Современное усилительное музыкальное оборудование позволяет не только увеличивать громкость звучания, но и придавать ему дополнительные эффекты.

К группе щипковых относится довольно большое количество музыкальных инструментов. Это арфа, гитара, балалайка, лютня, мандолина, домбра и многие другие. Как появились самые знаменитые из них, дошедшие до наших дней? История многих из этих музыкальных инструментов насыщена интересными фактами.

Откуда появилась арфа?

Арфа - это щипковый музыкальный инструмент, который появился одним из самых первых на Земле. Изначально арфа была модифицирована из обычного охотничьего лука. Видимо, еще тогда древний человек попытался, кроме одной тетивы, присоединить к его основе еще несколько «струн». Интересно, что этот инструмент упоминается и в древнеегипетских иероглифах. В этом письме каждый иероглиф обозначает определенное понятие. Когда же египтяне хотели написать слово «красивый», «прекрасный», они рисовали именно арфу. Она была известна древним египтянам еще за 3 тысячи лет до н.э. Лира и арфа являются двумя самыми близкими родственницами охотничьего лука.

Игра на арфе в Ирландии

Когда-то очень почитаемы были ирландские арфисты. В далекие времена они стояли на следующем уровне иерархии после вождей. Часто арфисты были слепыми - под их игру читали стихи ирландские барды. Музыканты исполняли древние саги, используя маленькую переносную арфу. Этот щипковый музыкальный инструмент звучит очень мелодично. Его очень часто используют композиторы, когда нужно создать таинственную обстановку или представить слушателю загадочный природный образ.

Откуда берет начало современная гитара?

Исследователи истории музыки до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос о появлении гитары. Инструменты, которые являются ее прообразами, датируются несколькими тысячелетиями до нашей эры. Есть мнение, что происхождение гитары также связано с использованием охотничьего лука. Прародители современной гитары найдены геологами в раскопках поселений древних египтян. Здесь этот щипковый музыкальный инструмент появился около 4 тысяч лет назад. Предположительно, именно из Египта он был распространен по всему побережью Средиземного моря.

Кифара - прародительница испанской гитары

Древним аналогом гитары был инструмент под названием кифара. Она очень похожа на те гитары, что используются сегодня. Даже в наше время в азиатских странах можно встретить небольшой музыкальный инструмент, который называется «кинира». В древности прародители гитар имели только две-три струны. Лишь в XVI веке в Испании появляется гитара с пятью струнами. Именно здесь она получает наибольшее, по сравнению с другими европейскими странами, распространение. Гитара с этих времен стала называться национальным

История балалайки на Руси

Всем известен струнный щипковый музыкальный инструмент, который стал одним из национальных символов Руси, - это балалайка. Когда она появилась в России, никто однозначно сказать не может. Есть предположение, что балалайка ведет свое происхождение от домбры, на которой играли киргиз-кайсаки. Самые ранние упоминания о балалайке в истории датируются 1688 годом.

Однако достоверно одно - сам этот щипковый музыкальный инструмент был изобретен простым народом. Крепостные крестьяне, чтобы хоть ненадолго забыть о своей тяжелой доле, любили повеселиться и поиграть на балалайке. Использовали ее и скоморохи, разъезжавшие по ярмаркам с представлениями.

Печальная история связана с запретом на использование балалайки царем Алексеем Михайловичем. Разгневанный правитель в свое время приказал уничтожить весь щипковый музыкальный инструмент, имевшийся у населения. Если же кто посмеет ослушаться царя, будет подвергнуть жестокой порке и отправлен в ссылку. Однако после смерти самодержца запрет был отменен, и балалайка снова зазвучала в русских избах.

Национальный музыкальный инструмент Грузии

А какой щипковый музыкальный инструмент распространен на грузинской земле? Это пандури - главный инструмент для музыкального сопровождения, под который поются песни и читаются хвалебные стихотворения. Есть у пандури и «брат» - инструмент под названием чонгури. Внешне они очень похожи, однако их музыкальные свойства различны. Чаще всего пандури встречается в восточной Грузии. Этот грузинский щипковый музыкальный инструмент до сих пор распространен в таких областях, как Кахетия, Тушети, Картли, Пшавхевсурети.

Как появилось банджо

Этот музыкальный инструмент всегда ассоциируется с американским стилем кантри. Однако банджо может гордиться намного более древней историей. Ведь оно имеет африканские корни. Считается, что впервые на банджо стали играть чернокожие невольники, которые были привезены на американские земли. Сам же музыкальный инструмент родом из Африки. Изначально для создания банджо африканцами использовалось даже не дерево, а тыква. На нее натягивали струны из конских волос или конопли.

Согласно справочников, струнные музыкальные инструменты (хордофоны), по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (например, скрипка, виолончель, гиджак, кеманча); щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка); ударные (различного рода цимбалы); ударно-клавишные (фортепьяно); щипково-клавишные (клавесины).

Ниже приводим наиболее известные разновидности смычковых музыкальных инструментов .

Скрипка, 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по звучанию в скрипичном семействе, включающем также альт и виолончель. Возникла на основе усовершенствования народных инструментов. В классическом виде оформилась в творчестве северо-итальянских скрипичных мастеров 16-18 веков, к которым в частности относились: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другие.

В связи с этим несколько слов о вышеперечисленных мастерах:

Амати (Amati)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник-Андреа (родился около 1520 года, умер около 1580 года). Является создателем классического типа скрипки. Его сыновья Андреа Антонио (около 1540г.-после 1600г.) и Джироламо (1561г.-1630г.). Наиболее известен сын Джироламо-Николо Амати (1596г.-1684г.), инструменты которого ценятся особенно высоко. Ученики Николо Амати: его сын Джироламо 2-й (1649г.-1740г.), Гварнери, Страдивари.

Гварнери (Guarneri)-семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Ее глава, Андреа (1626г.-1698г.), ученик Н. Амати, разработал собственную модель скрипки. Его сыновья: Пьетро (1655г.-1720г.) и Джузеппе (1666г.-1739г.). Внуки по линии сына Джузеппе: Пьетро 2-й (1695г.-1762г.) и Джузеппе (Иосиф), прозванный Гварнери дель Джезу (1698г.-1744г.). Надо отметить, что наиболее ценными считаются скрипки и альты Джузеппе (Гварнери дель Джезу), на которых играли Н. Паганини, Ф. Крейслер и другие.

Страдивари (Stradivari) Антонио (1644г.-1737г.)-итальянский мастер смычковых инструментов (глава семьи мастеров). Первоначально подражал своему учителю Н. Амати; впоследствии создал собственные модели скрипки, альта, виолончели, которые ценятся наиболее высоко (наряду с инструментами Гварнери дель Джезу). Известными мастерами были его сыновья: Франческо (1671г.-1743г.) и Омобено (1679г.-1742г.).

Но вернемся к теме о музыкальных инструментах:

Альт - струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства, по размерам больше скрипки.

Виолончель (итальянское violoncello), струнный смычковый музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового звучания. Появился в 15-16 веках. Классические образцы виолончели созданы итальянскими мастерами 17-18 веков: А. и Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари и другими. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Виолы (итальянское viole), семейство струнных смычковых инструментов, распространенных в Западной Европе в 15-18 веках. По виду напоминает большую скрипку. По размерам и по положению инструмента во время игры различают виолы да браччо и виолы да гамба. Виолы да браччо (итальянское da braccio-ручные) держали горизонтально как скрипку, а виолы да гамба (da gamba-ножные) держали вертикально, как виолончель. Надо отметить, что наиболее близким к семейству виол относят современный контрабас.

Контрабас (итальянское contrab(b) asso), самый большой по размерам и низкий по звучанию струнный смычковый музыкальный инструмент. Создан контрабас в середине 17 века на основе контрабасовой виолы да гамба. С 18 века контрабас использовался как ансамблевый, а также как оркестровый инструмент, а с 20 века-как сольный инструмент.

Гиджак , струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, каракалпакский, уссурийский). Аналогичен кеманче.

Кеманча (кяманча), 4-х струнный смычковый инструмент. Распространена в Азербайджане, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

Теперь о щипковых струнных инструментах. К ним относятся:

Арфа (от др.-германского Ћarрa), многострунный щипковый инструмент в виде большой треугольной рамы. Ранние изображения арфы отмечены 3-м тысячелетием до нашей эры. Современная педальная арфа изобретена в 1810 году С. Эраром во Франции. Различные типы арфы встречаются у многих народов мира. Используется арфа как оркестровый, ансамблевый и сольный инструмент.

Балалайка , русский 3-х струнный щипковый инструмент с треугольной декой. Известна балалайка с начала 18 века. Усовершенствована в 1880-х годах.

Лютня (польское lutnia, от арабского аль-уд, буквально дерево), старинный струнный (6-16 струн) щипковый музыкальный инструмент арабо-иранского происхождения. По звучанию близка гитаре. В Европе распространилась со времен арабского завоевания Испании (с 8 века).

Уд (аль-уд) представляет собой древний арабский музыкальный инструмент, прототип современной лютни. Также распространен и как народный азербайджанский музыкальный инструмент типа лютни.

Ситар (сетар), индивидуальный струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого семейства. Распространен в Индии, Узбекистане, Таджикистане (сетар). С 1960-х годов используется в рок-музыке.
Мандолина (итальянское mandolino), струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни с овальным корпусом. Звук извлекается плектром. Инструмент итальянского происхождения, известен с 17 века. Наиболее популярна неаполитанская сопрановая мандолина с четырехпарными струнами.

Гитара (греческое kitЋara-кифара, испанское guitarra), струнный щипковый музыкальный инструмент лютневого типа с деревянным корпусом в виде восьмерки. С 13 века известна в Испании, затем в Италии, с 17-18 веков-в древних странах Европы и Америки (в том числе как народный инструмент). С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, в России преимущественно 7-струнная. В современной эстрадной музыке используется электрогитара.

Лира (греческое lyra), древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент, который считается символом поэтического творческого вдохновения. Игрой на лире сопровождалось исполнение произведений эпической и лирической поэзии (отсюда "лирика"). Среди многочисленных разновидностей-усовершенствованная кифара. Подобный тип инструмента был широко распространен во многих древних цивилизациях. С 11 века в Западной и Восточной Европе известна так называемая колесная лира. Является музыкальным инструментом украинских и белорусских певцов (украинская реля, рыля, белорусская лера). В Западной Европе 15-18 веков лира представляла собой струнный смычковый инструмент, близкий виолам, лютне, скрипке.

Кифара (китара), греческое kitЋare, древне-греческий струнный щипковый музыкальный инструмент.

Гусли , русский струнный щипковый инструмент. Разновидности гуслей-крыловидные, шлемовидные, прямоугольные. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные-11-36, прямоугольные (столообразные)-55-56 струн. Упоминается данный музыкальный инструмент с 6 века. С 20 века используются главным образом прямоугольные гусли.
Домбра, казахский 2-струнный щипковый музыкальный инструмент. На домбре исполняются традиционные пьесы-кюи.

Для сведения: кюи, казахские народные инструментальные пьесы, которые исполнялись на домбре, а также и на других народных музыкальных инструментах.

Домра , древне-русский струнный щипковый музыкальный инструмент с овальным корпусом. Использовалась домра в 16-17 веках скоморохами. В конце 19 века было создано семейство 3-х струнных оркестровых домр, а в начале 20 века-семейство 4-х струнных домр.

Для сведения: скоморохи-странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, акробаты. Известны с 11 века. Особенно были распространены в 15-17 веках.
Саз, струнный щипковый музыкальный инструмент с 3-4 парными или тройными струнами. Распространен саз среди народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других странах Востока. Обычно на сазе аккомпанируют себе ашуги.

Тар (тара, тари) многострунный щипковый музыкальный инструмент, распространен на Кавказе и в Средней Азии.

Цитра (немецкое zitЋer), небольшой струнный щипковый музыкальный инструмент, обычно в виде фигурного ящика со струнами. Наиболее распространена в Австрии и Германии 19 века. Известна с древности.

Перейдем к группе ударных струнных музыкальных инструментов. Вот один из представителей этой группы:
Цимбалы (от польского cymbaly), многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Представлен в виде ящика со струнами, по которым ударяют молоточками. Наиболее распространен данный инструмент в Венгрии. Входит в состав народных оркестров Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и других.

А теперь несколько об ударно-клавишных струнных инструментах:

Фортепьяно (итальянское forteрiano, от forte-громко и рiano-тихо), общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено фортепьяно в начале 18 века. Современный тип концертного фортепьяно известен с 1820 годов.

Рояль (от французского royal-королевский, царственный), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены горизонтально.

Пианино (итальянское рianino, буквально маленькое фортепьяно), разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в вертикальной плоскости. Современная конструкция известна с середины 19 века.
Клавикорд (от латинского clavis-ключ и греческого cЋorde-струна). Русское название в 18-19 веках звучало как клавикорды. Представляет собой струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Основное распространение клавикорд приобрел в 15-19 веках главным образом в сольном камерном музицировании, затем полностью вытеснен фортепьяно.

А вот представитель группы струнных щипково-клавишных инструментов:

Клавесин (чембало, харпсихорд), французское clavecin, итальянское cembalo, английское ЋarрsicЋord-струнный щипково-клавишный (в отличие от клавикорда) музыкальный инструмент. Известен клавесин с 16 века. Имеет различные формы, типы и разновидности. Является одним из предшественников фортепьяно. Широко применяется с 20 века.

И еще о некоторых разновидностях струнных инструментов:

Гармоника (гармонь), (от греческого Ћarmonikos-созвучный, стройный), клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Представляет собой подвижные меха с двумя дощечками, снабженными клавиатурой. Изобретена гармоника немецким мастером Ф. Бушманом (1822). Распространена у многих народов Европы. Усовершенствованные виды-баян, аккордеон.

Баян , один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармоники, по размерам превышающим гармонику со сложной системой ладов. Назван по имени древне-русского певца-сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов.
Аккордеон (франц. accordeоn), в русской терминологии-одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа для правой руки. Название инструменту дал венский мастер К. Демиан (1829).

Фисгармония (немецкое fisЋarmonium, от греческого рЋysa-мехи и Ћarmonia-гармония), клавишный пневматический музыкальный инструмент с воздухонагнетающим педальным устройством. Известен с начала 19 века. Звук производят проскакивающие металлические язычки. По форме фисгармония близка пианино. Другое название-гармониум.

Орган , клавишно-духовой инструмент. Современный вид сформировался с 16 века. Состоит из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и клавиатур-ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Надо отметить, что воздухонагнетательный механизм до середины 19 века был ручным, а затем стал электрическим. С 7 века орган используется в церковной католической музыке.

Шарманка (вероятно от начальной строки немецкой песенки "SЋarmante KatЋarine"-"Прелестная Катарина"), механический музыкальный инструмент в виде небольшого переносного органа без клавиатуры. Появилась шарманка в Европе как инструмент бродячих музыкантов в конце 17 века, была распространена в России с начала 19 века.

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.