«Методический разбор пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Музыкальные инструменты и игрушки: Шарманка Музыкальное произведение шарманщик

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 8

г. Ульяновска

Методическая разработка

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

преподаватель высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

МБУ ДО ДШИ № 8

Чевачина Галина Александровна

201 6 г.

Аннотация

В работе представлена история создания самого известного и популярного сочинения для детей в тесной взаимосвязи с биографией композитора. В основной части работы даётся образная характеристика пьес и методические рекомендации преподавателям в работе над произведениями. .

1.Вступление……………………………………………..………….………….2-4

2.Основная часть………………………………………………………………5-20

3.Заключение…………………………………………………………………….20

4.Литература………………………………………………………………….20-21

«Методический разбор пьес из

«Детского альбома» П.И.Чайковского»

I . Вступление

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Для того, чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы.

Но это слово направляет нашу фантазию. Например, в пьесе «Песня жаворонка» небольшие фигуры триолями и форшлаги передают щебетание птиц.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Все произведения сборника «Детский альбом» программные.

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» П.И.Чайковского. Появление этого сборника не случайное явление в творческой биографии композитора. Чайковский много времени и сил отдал педагогической деятельности. Помимо работы в Московской консерватории он написал учебник по гармонии и перевёл несколько работ западноевропейских музыкантов, которые могли принести пользу в воспитании русской учащейся молодёжи.

«Детский альбом» отличается не только огромной художественной ценностью, но и чрезвычайно полезен для воспитания учащихся.

Вернувшись в Россию после заграничного путешествия весной 1878 г., Чайковский навестил в с. Каменке свою сестру Александру Ильиничну Давыдову, у которой было 7 детей. Пётр Ильич обожал своих племянников и племянниц, он с ними гулял, устраивал фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, принимал участие в играх, наслаждался непосредственностью детей.

Чайковский часто слушал, как ребята занимались музыкой, особенно 7-летний Володя Давыдов. О своём племяннике он с большой теплотой писал Н.Ф. фон Мекк: «Ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать».

Этому Володе Давыдову и посвятил П.И.Чайковский свой «Детский альбом «, который обогатил детскую музыкальную литературу.Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89 был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. Юргенсона в октябре того же года. На титульном листе первого издания полное название цикла: « Детский альбом. Сборник лёгких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».

Действительно, можно проследить связь «Детского альбома»

П.И. Чайковского с аналогичным сочинением Р. Шумана «Альбом для юношества». Это выражается не только в выборе сюжетов («Марш солдатиков» – и «Марш деревянных солдатиков», «Первая утрата» – «Похороны куклы», «Народная песенка» – «Русская песня» и др.), но и в выборе средств музыкального воплощения. Оба композитора говорят с детьми удивительно ясно и просто и в то же время серьёзно, без всякого «подлаживания». Сборники очаровывают своей лиричностью. Подобно Шуману, Чайковский в большинстве пьес обогащает музыкальную ткань элементами полифонии. Но и в этих произведениях для детей композиторы не отступают от основных принципов своего фортепианного стиля. Поэтому «Детский альбом» Чайковского воспринимается как русская музыка, как серия картинок, посвящённая быту и жизни русских детей. Пётр Ильич стремился к тому, чтобы его музыка была живой и увлекательной, поэтому он проявлял интерес даже к внешнему оформлению издания пьес – к картинкам, к формату сборника.

Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается в сходстве фактуры, ритма и динамики. В «Альбоме для юношества» и «Детском альбоме» пьесы интонационно запоминающиеся, доступные ребёнку, контрастные по характеру, но объединённые одной идеей. Каждая пьеса – маленький сюжет из жизни детей. Выстраиваясь вместе, они отражают целый мир. Программность сборников делает их понятными и интересными для начинающих пианистов. С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая его повседневно окружала.

В «Детском альбоме» П.И.Чайковского 24 пьесы, не связанные единой тематикой. В каждой пьесе содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлён широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш оловянных солдатиков», обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-Яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», европейские танцы – «Вальс», «Мазурка», «Полька».

Произведения сборника написаны для детей, поэтому фактура, аппликатура, гармония, артикуляция, динамика и педализация учитывают исполнительские возможности ребёнка. Чайковский 19 пьес из 24 написал в мажорных тональностях, аккорды предназначены для детских рук, динамика от pp до f. Большинство пьес написано в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Цель написания работы:

    Разобрать программные произведения русских композиторов для детей на примере «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи работы:

    проанализировать актуальность появления сборника;

    раскрыть образную характеристику пьес альбома;

II . Основная часть

    «Утреннее размышление»

В первой редакции пьеса называлась «Утренняя молитва», напоминает сарабанду – строгое четырёхголосие, ритмическая фигура – четверть с точкой – восьмая.

Светлое и серьёзное настроение как бы предупреждает, что рассказ о детях будет идти всерьёзном тоне. Пьеса написана в тональности соль-мажор. Характер спокойный, вдумчивый, фактура с элементами полифонии, форма расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте.

Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах.

Особо следует поработать над тоническим органным пунктом.

    «Зимнее утро»

В пьесе запечатлена картина снежного, морозного зимнего утра и в то же время передаётся психологическое настроение ребёнка. Произведение начинается радостным Ре-мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.

Пьеса написана в простой 3-х частной форме. Взволнованным, напористым крайним частям контрастирует середина, где появляются умоляющие, жалобные интонации.

В начале пьесы последовательность из ниспадающих секунд в быстром темпе создаёт ощущение оживлённости, суеты только что начавшегося дня. А в середине ритмическая перегруппировка, звучание интервала увеличенной секунды и смена восходящего направления движения на ниспадающее создают впечатление жалобной интонации ребёнка. В репризе активные и умоляющие интонации как бы соединяются.

Фактура пьесы аккордовая. Педаль в первой части пьесы прямая, короткая: берётся на первую долю, а в середине – на первую долю каждого второго такта.

    «Мама»

В самом названии заключается смысл произведения, который подчёркивает авторская ремарка – «С большим чувством и нежностью». Поёт ласковая, нежная, светлая мелодия, поёт и вся фактура с «мелодизированным» нижним голосом. Работая над мелодией, надо добиваться красивого, глубокого, кантиленного звука (лучше извлекать его подушечкой слегка вытянутого пальца с лёгким объединяющим движением кисти на каждые три ноты).

В середине пьесы набегает «теневое облачко», появляются мелодические подголоски. Важно хорошо слышать мелодическую линию баса. Его необходимо учить отдельно и легато.

    «Игра в лошадки»

Это бойкое, изобразительное, солнечное скерцо задорно мальчишеское, с упрямым остинатным ритмом. Это темп маленькой токкаты, для которой характерен быстрый тем, лёгкость исполнения. Ученик может себя представить действующим лицом, скачущим на палочке или игрушечной лошадке. Вся пьеса должна звучать очень отчётливо и остро.

Пьеса написана в простой трёхчастной форм в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим цокот копыт скачущей лошади. Пьеса созвучна с миниатюрой Р.Шумана «Смелый наездник».

С начала до конца пьеса написана в четырёхголосном квартетном аккордовом складе. Ученику нужно помочь добиться звуковой стройности аккордов. Поэтому необходимо поработать над стаккато в медленном темпе: staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог должен проследить, чтобы ученик не делал никаких лишних движений, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля.

Полезно поучить отдельно мелодию и аккомпанемент, можно также проработать в медленном темпе партию правой руки, играя её двумя руками.

При усилении звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье. При переходе к быстрому темпу нужно сохранять пианистические приёмы.

В средней части пьесы (с 25-го такта) ясно ощущается смена лада (сначала си-минор, а затем всё повторяется в ми-миноре). В аккордовой фактуре появляются подголоски. После набежавшей тени особенно светло и напористо в репризе звучит Ре мажор.

    «Марш деревянных солдатиков»

Эта пьеса представляет собой забавный марш, под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком словно отчеканивает шаг игрушечное войско деревянных солдатиков. Поэтому главные трудности в этой пьесе – ритмические. Всю пьесу надо играть предельно чётко, ровно, строго, в умеренном темпе. Сначала важно поучить пьесу в медленном темпе крепкими пальцами. Важно добиваться от ученика одновременного снятия рук на паузах, точного исполнения ритмического рисунка, обратить внимание на аппликатуру.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина пьесы звучит затаённо и даже немного угрожающе, благодаря смене лада (ля-минор) и применению неаполитанской гармонии.

    «Болезнь куклы»

Чайковский написал цикл о куклах, в который вошли: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

Сколько у П.И.Чайковского живой наблюдательности, метких зарисовок капризной ребячьей психики с характерными переходами от печали к радости, от слёз к смеху и веселью.

«Болезнь куклы» – печальная пьеса: кукла болеет, страдает, стонет, жалуется. Работать с учеником надо над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями следующими одна за другой. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать её развитие. Гармонии по вертикали нужно собрать в аккорд, чтобы легче их было услышать.

На этой пьесе хорошо учить ребёнка запаздывающей педали. Брать её на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать её вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять. И так в каждом следующем такте.

В музыке слышны и вздохи, и слёзы, и порывистое дыхание.

7.»Похороны куклы»

Первые потери маленького человека, серьёзные переживания, встреча со смертью созвучны с пьесой Р.Шумана «Первая утрата».

В торжественном траурном шествии, мрачном до-миноре звучит похоронный марш. Динамикой композитор изображает то приближение похоронного шествия, то удаление. Ритмическая фигура: половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – характерна для похоронного марша.

Мрачный характер музыки подчёркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе.

Ребёнку нужно объяснить, что в этой пьесе похороны кукольные и отнестись к ним нужно, как к игре.

    «Вальс»

Вальс – это парный танец, он основан на плавном кружении. Вальс один из любимейших жанров П.И.Чайковского. Этот вальс имеет черты и бального, и лирического настроения в I части, и становится характерным, блестящим во II части. А можно представить I часть как «улыбку ребёнка»,а II часть как «всхлипывание». Ведь только дети умеют и улыбаться, и всхлипывать одновременно.

Эта пьеса написана в сложной трёхчастной форме. Наряду с собственно вальсом в нём есть разделы с элементами характерного танца (в средней части). Чтобы раскрыть особенности произведения, нужно придумать образные сравнения. Например, представить новогодний праздник и детей, танцующих возле ёлки. Один весёлый танец следует за другим. На смену плавному, изящному вальсу, приходит танец маленькой балеринки, выделывающей затейливые па (такты 18-38), который сменяется неуклюжей и смешной пляской ряженых (такты 38-52).

Работу над вальсом лучше начать с аккомпанемента – легато, с чуть заметной опорой на бас.

При работе над мелодией нужно добиваться певучести и пластичности, обратить внимание на синкопы во 2 – 4 тактах.

В средней части надо помочь ученику ощутить полиметрию – сочетание трёхдольного вальсового аккомпанемента с двудольностью партии правой руки, ощутить двухголосие.

Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

    «Новая кукла»

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.

В основу пьесы положен жанр вальса. Лёгкость гибкого прерывистого движения мелодии создаёт атмосферу детского счастья.

Ощущение « взлетающей» мелодии к ноте « соль» шестого такта даёт возможность сыграть всё первое построение «на одном дыхании».

Ученику следует объяснить, что лиги в средней части не фразировочные, а штриховые, они отражают взволнованность и нетерпение.

Педаль брать короткую, на счёт «раз».

    «Мазурка»

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» – названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трёхдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов.

Отчётливое, точное прикосновение кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, удобная аппликатура, педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу – это то, что поможет ученику выучить мазурку в нужном характере.

    «Русская песня»

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка», включенная композитором в его сборник – «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки».Это образец русскойнародной подголосочной полифонии, в которой четырёхголосие чередуется сдвух- и трёхголосием.

При неизменной мелодии музыка варьируется за счёт подвижного баса и подголосков.

При работе над пьесой нужно добиться того, чтобы ученик услышал сочетание голосов. Для этой цели двухголосие в одной руке надо поучить двумя руками.

    «Мужик на гармонике играет»

Пьеса чрезвычайно образна. Образ мужика на завалинке, пытающегося научиться играть на гармонике. Будто нехотя, неторопливо, с ленцой разводит мужик меха гармоники – он умеет, очевидно, играть только один этот мотив и бесконечно его повторяет. Развития здесь никакого нет.

По форме это тема вариациями. Завершается миниатюра многократным повторением основной своей гармонии – доминантсептаккорда, выполняющего роль тонального устоя. Несмотря на свою простоту, пьеса звучит свежо и живописно.

13. «Камаринская»

Эта пьеса приобрела наибольшую популярность. В ней Чайковский использует натуральную бытовую интонацию пляса.

«Камаринская написана в Ре мажоре, это тональность героя цикла, итог развития героя, формирование его как русского человека.

В «Камаринской» слышна народная песня – пляска с удалым, задорным характером.

«Камаринская» имитирует народные приёмы варьирования. В теме (12 тактов) в партии левой руки гудящий басовый звук «ре» и верхний голос напоминают звучание народного инструмента волынки, на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Верхний голос звучит как переборы балалайки. Стаккато нужно играть очень коротко, «щипком».

Кульминация пьесы во второй вариации. Массивные аккорды, изложенные в двух октавах, звучат густо, насыщенно. Для достижения требуемой звучности их надо извлекать всей рукой, движением «от клавиши».Эта вариация по звучности напоминает гармонику.

Педаль прямая, короткая, на каждый аккорд.

14. «Полька»

Полька – танец изящный и весёлый с задорным юмором в крайних частях и с оттенком комической угловатости и неуклюжести в средней. В польке нужно добиваться лёгкого, изящного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, добиваясь лёгкого стаккато с небольшими «уколами» басовых нот, стаккато лучше исполнять небольшим толчком «от клавиши».

15. «Итальянская песенка»

Написана в тональности Ре-мажор. Она создана как бытовая зарисовка во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор написал, что однажды они с братом услышали десятилетнего мальчика, поющего трагическую песню под гитару. Пел он красивым густым голосом с такой теплотой, что задел за сердце Петра Ильича. И вот эта песня и вошла в сборник под названием «Итальянская песенка».

Пьеса написана в простой двухчастной форме. Светлая мелодия льётся спокойно, неторопливо.

Разучивая эту пьесу с учеником, надо заострить внимание на вальсовости музыкального образа. Необходимо отдельно работать над мелодией (в первой части подвижная, грациозная, а во второй – кантиленная) и аккомпанементом (лёгким, вальсовым, с чуть заметной опорой на бас).

Во второй части фактура усложняется.Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное «механизированное» движение четвертей.

Нужно позаботиться о том, чтобы аккомпанемент в правой руке звучал очень тихо и не заглушал мелодию.

16. «Старинная французская песенка»

Это меланхолическая, задушевная песенка, словно память о далёком былом.

Пьеса написана в трёхчастной форме, в соль миноре. Мелодия в первой части должна звучать глубоко, протяжно. В левой руке два голоса.

Средняя часть начинается затаённо, на «виолончельном» стаккато аккомпанемента и затем быстро приходит к кульминации. В мелодии, несмотря на короткие лиги, необходимо стараться избегать дробления. Аккомпанемент лучше исполнять лёгкими движениями кисти, но крепкими пальцами. Перед кульминацией уместно сделать небольшое ritenuto и цезуру, чтобы после неё ещё проникновеннее прозвучала чудесная мелодия репризы.

17. «Немецкая песенка»

«Немецкая песенка» - весёлая, с «подпрыгивающей мелодией». В основу её положены интонации тирольской песни, а ритм напоминает старинный популярный в Германии и Австрии танец лендлер.

С учениками полезно поучить отдельно аккомпанемент: глубже брать бас и легче вторую и третью доли.Запаздывающую педаль брать на счёт «раз». «Немецкая песенка» написана в трёхчастной форме.

18. «Неаполитанская песенка»

«Неаполитанская песенка» насыщена суетливым оживлением итальянских площадей. Должна исполняться легко, точно соблюдая все штрихи.

Темпераментная, грациозная пьеса напоминает национальный итальянский танец тарантеллу – полную энергии, разгорающуюся весельем к концу. В мелодии и ритмике пьесы переданы характерные обороты итальянской народной музыки – повторяющиеся ритмы и интонации, акценты после пауз, имитация звуков народных музыкальных инструментов.

Распространённым недостатком исполнения является нечёткое звучание ритмической фигуры, типичной для кастаньет или гитары, – две шестнадцатые и две восьмые ноты, в которой вторая шестнадцатая не всегда звучит ясно.

Другим недостатком является тяжеловесность аккомпанемента, что значительно снижает выразительность исполнения пьесы. Для преодоления этих технических трудностей полезно поучить партию левой руки с кистевым движением вверх на акцентированную вторую долю такта. Исполняя мелодию, необходимо выполнять все указанные композитором штрихи: лиги, паузы, акценты.

Пьеса написана в трёхчастной форме. Она представляет собой три периода, каждый из которых состоит из двух предложений. Второй период (20-й и 36-й такты) развивает первый, но звучит более лирично, мягко. Третий, наоборот, более темпераментно и ярко: меняется темп, динамика, фактура. Исполнение аккомпанемента этой части вызывает некоторые затруднения из-за его разбросанности. Необходимо объединить одним движением бас и аккорд (постоянно чередующиеся). Это позволяет избежать суетливости, тяжеловесности, придаёт игре точность и уверенность.

Повторяющиеся звуки мелодии после лиг должны звучать легко, но чётко. При исполнении пьесы необходимо избегать густой педальной звучности.

19. «Нянина сказка»

Среди ярких впечатлений детства, запечатлённых Чайковским, можно отметить образы народных сказок. Дело происходит поздним вечером. Пора уложить ребёнка в постель и «постращать». Вот тут и звучат оригинальные пьески: «Нянина сказка» и «Баба-яга» - очень редкий и выразительнейший пример фантастики Чайковского.

В этой пьесе можно представить себе няню-старушку, которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи

(например, пушкинской Наины). Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности, басовая линия напоминает о детских страхах.

Самобытный образ няниных сказок открывает новую страницу в романтике «детской», совсем иную, нежели у Мусоргского, и по экспрессии и по форме. В «Няниной сказке» необычные созвучия, что-то причудливое, фантастическое слышится в музыке.

Пьеса написана в трёхчастной форме.

«Нянина сказка» и «Баба-яга» - две симфонические мимолётности среди наглядных картин детского мира и лирических образов «Детского альбома».

20. «Баба-Яга»

Баба-Яга – это сказочный, фантастический образ. Сухое стаккато создаёт впечатление жёсткости и колючести, неразрывно связанных в нашем воображении с образом свирепой ведьмы. В музыке слышно как «Баба-яга» мчится за кем-то в погоню. И, кажется, веришь, как летит она над лесами и долами в своей ступе, «шестом погоняет, помелом след заметает».

Яростные наскоки восьмых, словно разбивающиеся об аккорды sforzando, придают этому образу оттенок тупости (аналогичное впечатление создаётся в «Избушке на курьих ножках» Мусоргского неуклонным возвращением к звуку «соль»).

Поучить стаккато с учеником на легато, а потом в медленном темпе портаменто.

Немалую выразительную роль играет гармонический язык пьесы. П.И Чайковский, как и Мусоргский, для характеристики Бабы-Яги применял тритон.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Угловатое звучание начала произведения похоже на прихрамывающую походку сказочного персонажа. В движении восьмых в средней части чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра», штрих «стаккато» придаёт характеристику музыки зловещую причудливость.

21. «Сладкая грёза»

Эта пьеса написана в жанре романсовой лирики. Каждому ребёнку хочется, чтобы вечером мама рассказала или спела что-то очень приятное, тогда и сны будут сниться приятные. «Сладкая грёза» написана в трёхчастной форме.

Чтобы игра ребёнка не была статичной и монотонной, нужно научить его разбирать построение мелодической линии, ощущать взаимные тяготения звуков внутри фраз. Работая с учеником над мелодией 1-ой части, нужно объяснить ему характер основной интонации пьесы (первый двутакт), выражающей нежное душевное стремление. Показать устремлённость мелодии к звуку «ми», а потом лёгкий спад к половинной ноте «ля». Дальше работать над развитием мелодической линии. Все динамические оттенки Чайковский расставил сам: звук постепенно нарастает к 6-му такту каждого из двух предложений, а главная кульминация всего периода – во втором предложении (14-ый такт). Кульминацию нужно играть не только более ярким звуком, но и шире, как бы несколько расставив звуки. Ученику нужно объяснить смысл некоторых фраз, чтобы он уловил изменения основной интонации, которая то становится настойчивой и энергичной, то - несколько грустной.

Главная кульминация «Сладкой грёзы» находится во втором построении средней части. В средней части пьесы мелодия переходит в нижний «виолончельный» регистр, а потому должна звучать особенно насыщенно. Затем (в тактах 22 – 24, 31 – 32) мелодию ведут два голоса: «скрипичный» верхний и «виолончельный» нижний. Главная кульминация средней части способствует большей рельефности звучания репризы.

Аккомпанемент в пьесе проходит в среднем голосе. Он должен звучать очень мягко и ровно. Для этого необходимо в крайних частях партию левой руки поучить двумя руками: левая легато ведёт нижний голос, а правая мелким прикосновением к инструменту исполняет восьмые.

Педаль надо брать на каждую ноту мелодии, она служит средством окраски.

«Сладкая грёза» является превосходным материалом для овладения легато.

22. «Песня жаворонка»

«Песня жаворонка» – светлая, ясная, словно звенящая в лазури музыка передаёт ощущение пробуждающейся весенней природы. Для детей жаворонок – это птичка над полем, а для композитора – это символ полёта его фантазии, вдохновения. Это просветление Героя в «Детском альбоме». Возвращение в воспоминании к утру жизни, ведь жаворонок поёт рано утром. Это противовес «Зимнему утру». Эта пьеса – кульминация всего цикла. «Песня жаворонка» как бы пронизана «птичьим пением». Это живописная зарисовка со светлым и радостным настроением, и лишь во второй части в грации вальса слышится налёт грусти.

И так, Жаворонок – это сам композитор, певец и творец.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме, сопровождение аккордовое, с подголоском в верхнем голосе. Фактура пьесы основана на небольших фигурах триолями и форшлагах, которые расположены в верхнем регистре. Непрерывная цепь форшлагов вызывает ассоциации с весёлым щебетанием птиц.

Работая с учеником над позиционной фигурой, нужно объяснить ученику, что три шестнадцатые должны быть направлены к восьмой, ритмически точно выигрываться и звучать чётко, рассыпчато, не скомкано.

Форшлаги надо проучить отдельно, чтобы они звучали очень ясно и звонко.

При работе над партией левой руки полезно поиграть её на легато, а затем в виде цепких коротких аккордов.

23. «Шарманщик поёт»

П.И.Чайковский, вспоминая полюбившуюся ему Италию с её шарманками и уличными певцами, написал пьесу «Шарманщик поёт», которая вошла в «Детский альбом». Эта пьеса написана на мелодию одной из песенок, напетую маленькой итальянской девочкой.

«Шарманщик поёт» – это музыкальная картинка, где странствующий музыкант с шарманкой и обезьянкой поёт свои песни, путешествуя по свету, а для композитора – это он сам, путешествующий в своих творениях по всему миру.

Пьеса написана в простой двухчастной форме В ритме вальса, как и «Итальянская песенка». Мелодия светлая, льётся спокойно, неторопливо. Чтобы ученик играл начальную мелодическую линию без разрыва и толчков, ему нужно показать подъём звуковой волны к ноте «ми».

Во второй части усложняется фактура. Мелодия и аккомпанемент переносятся в правую руку, а в левой на выдержанном басу появляется однообразное движение четвертей (это напоминает равномерное движение руки шарманщика). С учеником нужно больше поработать над выразительностью мелодии и тихим звучанием аккомпанемента, не заглушающим мелодию.

24. «Хор»

«Детский альбом» Чайковского начинается «Утренним размышлением» и завершается пьесой «Хорал» (в первой редакции обе пьесы имели другие названия – «Утренняя молитва» и «В церкви»). Музыка «Утреннего размышления» исполнена светлого и серьёзного настроения, как бы предупреждая, что рассказ о детях будет идти в серьёзном тоне. «Хорал» звучит более сосредоточенно, сурово, печально.

Обе пьесы имеют много общего: спокойный, вдумчивый характер, фактуру с элементами полифонии, форму расширенного периода с большим дополнением на тоническом органном пункте. Сближает их и родство тональностей (Соль-мажор и ми-минор). В «Хорале» Чайковский обращается к канону вечернего богослужения. Эта пьеса звучит, как призыв искать «дорогу к храму». Чайковский обращается к детям с надеждой, что любые трудности в жизни можно преодолеть. Из жизненных конфликтов можно выйти с помощью близких людей – пьеса «Мама», обращению к искусству – «Вальс», в единении с народом – «Камаринская», и, наконец, в собственном творчестве – «Песня жаворонка».

Пьеса написана в двухчастной форме. Характер первой части по земному сосредоточенно углублённый. Аккордовая фактура. Работать с учеником нужно над стройностью аккордов, а для этого ребёнку объяснить, что надо в аккордах выделять верхний голос и бас.

Во второй части аккорды написаны в высоком регистре, а басы на тоническом органном пункте (звук «соль») звучат более напряжен (символизирует неумолимо уходящее время).

Музыка этой пьесы напоминает церковный канон «Господи, помилуй…» Педаль запаздывающая (желательно брать её не до дна).

III . Заключение.

Тонкие смысловые связи, существующие между крайними пьесами сборника «Утренняя молитва» и «В церкви» (названия в первой редакции), способствуют композиционной стройности и завершённости «Детского альбома». Его 24 пьесы – это словно зарисовка пёстрых впечатлений дня.

«Детский альбом» направлен как на формирование исполнителя, так и на воспитание личности ребёнка. Произведения, понятные для детей, являются проводниками во « взрослую» музыку.

«Детский альбом» П.И.Чайковского – это первый русский фортепианный сборник, написанный специально для детей.

«Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

В одном из писем П И Чайковский писал: «Искусство одинаково способно тронуть душу и ребёнка и взрослого человека, потому путь к искусству к творчеству становится темой «Детского альбома». Через «Детский альбом» мы получили блестящие образцы пьес – как музыкально-образовательный материал для детей, но и мудрые уроки жизни для всех нас.

IV . Литература

1.Б.Асафьев Русская музыка о детях и для детей // Избранные труды, т.IV. М.: Академия наук СССР,1955 г.

2.П.И.Чайковский Письма к близким. Избранное. М,: Музгиз, 1955г.

3.А.Д.Алексеев История фортепианного искусства М.: Музыка 1988г.

4.А.Альшванг П.И.Чайковский – М,: Музгиз, 1959г.

5.Г.Г.Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.

6.Г.Домбаев Творчество П.И. Чайковского. В материалах и документах. М.: Музгиз, 1958г.

7.П.И.Чайковский «Детский альбом» - фортепианный цикл из 24 пьес. Москва «Музыка» 1981г.

Способности юного композитора проявились в раннем возрасте. Уже с 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано. А в восемь начал записывать свои первые музыкальные впечатления.

Мировую славу композитора и дирижера оставил после себя Петр Ильич Чайковский. Его жизнь полностью посвящена музицированию. Более 80 произведений написано композитором. Это оперы и балеты, симфонии и концерты для фортепиано, сюиты и струнные квартеты.

Ярким музыкальным языком обладает «Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла напоминает один день ребенка, с его играми и огорчениями. Фольклорность материла, удивительная мелодика сделали этот цикл востребованным и в наши дни.

Чайковский: «Детский альбом». История создания

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. По аналогии с «Альбомом для юношества» Шумана.

Опус был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. «Детский альбом», история созданиякоторого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром...

Семья Давыдовых

Александра Ильинична, ее муж и дети всегда радовались приезду Чайковского в их дом. Село Каменка возле Киева - родовое поместье дворянской семьи Давыдовых. Сестра Чайковского, в замужестве Давыдова, с удовольствием принимала брата в этом большом, уютном доме.

Петр Ильич много времени уделял детям своей сестры. Он подолгу играл и гулял с ними. Умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал. Со вниманием прислушивался к рассказам племянников о проведенном дне или разных событиях из их жизни.

Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику, Володе Давыдову.

«Детский альбом» Чайковского: содержание

Программное содержание цикла выстроено композитором в определенной последовательности. Искусствоведы логично делят опус на утро, день и вечер детского дня.

Игры, песни, танцы - просты и незатейливы пьесы Чайковского. «Детский альбом»по праву является источником вдохновения для детского творчества. Стихи, картины, в основе которых лежат миниатюры опуса, развивают детей. Позволяют интегрировать различные виды искусства, формируют целостное восприятие окружающего мира.

По неизвестной причине порядок миниатюр был изменен. Существуют отличия в рукописном варианте автора и печатном виде. Скорее всего, композитор, Чайковский Петр Ильич,не придал значения небольшим перестановкам. Поэтому «Детский альбом» печатается с изменениями до наших дней.

Непростой период жизни

В непростой жизненный период создавал Чайковский «Детский альбом». Все началось с его женитьбы на Антонине Милюковой. Она была студенткой консерватории и большой поклонницей композитора.

Их семейная жизнь не сложилась. Трудно сказать, почему. На этот счет есть разные версии. Известен факт, что Чайковский хотел покончить жизнь самоубийством в связи с этой неудачной женитьбой. Его нежелание жить именно с этой женщиной вынудило разорвать отношения.

Чайковский на полгода отправляется в заграничное путешествие. Именно там ему приходит мысль о написании альбома для детей. В работе и творчестве видел композитор выход из душевного кризиса.

Две версии «Детского альбома»

Существуют две версии трактовки «Детского альбома». Искусствоведы уверены, что трагичность некоторых миниатюр напрямую связана со сложными брачными отношениями автора.

Первая версия. Обычный день ребенка - с его играми, танцами, чтением книг и мечтательностью.

Вторая версия. Она символизирует человеческую жизнь. Пробуждение чувств и личности, размышления о религии и боге. и радость молодости сменяются первыми утратами, горем. Затем идут целые годы странствий по разным странам в желании восстановить Возвращение домой, размышления о смысле жизни и равноправии смерти. А в заключение - покаяние и подведение итогов, примирение с собой.

Номера «Детского альбома»

  1. «Утренняя молитва».
  2. «Зимнее утро».
  3. «Игра в лошадки».
  4. «Мама».
  5. «Марш деревянных солдатиков».
  6. «Болезнь куклы».
  7. «Похороны куклы».
  8. «Вальс».
  9. «Новая кукла».
  10. «Мазурка».
  11. «Русская песня».
  12. «Мужик на гармонике играет».
  13. «Камаринская».
  14. «Полька».
  15. «Итальянская песенка».
  16. «Старинная французская песенка».
  17. «Немецкая песенка».
  18. «Неаполитанская песенка».
  19. «Нянина сказка».
  20. «Баба-Яга».
  21. «Сладкая греза».
  22. «Песня жаворонка».
  23. «Шарманщик поет».
  24. «В церкви».

Утренний цикл

Утренний цикл состоит из пьес «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама». Чайковский «Детский альбом»писал под впечатлением от своих многочисленных племянников. Их распорядок дня, игры и забавы он передал в своем сочинении.

«Утренняя молитва» . С нее начинался и заканчивался день взрослых и детей. В музыкальной пьесе композитор использовал мелодику настоящей церковной молитвы. Чистотой и детской непосредственностью проникнута интонационная беседа ребенка с богом.

«Зимнее утро» . Встревоженная музыка суровой, неприветливой зимы звучит в пьесе. Туманное, холодное утро сменяется жалобными интонациями. Как будто ребенок выглянул в окно и увидел маленьких, нахохлившихся от мороза птичек.

«Игра в лошадки» . Озорная мелодия пьесы передает веселье проснувшегося ребенка, его желание играть и бегать. Точно изобразил композитор цокот копыт игрушечной лошадки. Сказочные препятствия, смена декораций во время игры нашли свое отражение в богатой гармонии пьесы.

«Мама» . Ласковая, певучая миниатюра рисует искренние чувства ребенка и мамы. Душевные переживания находят свое отражение в гибкой интонации. Мелодичным голосоведением передает общение с мамой музыка. «Детский альбом» Чайковскогопроникнут богатыми нюансами гармонизации и детских переживаний.

Дневной цикл

Дневной цикл состоит из игр и развлечений, танцев и песен. Энергичные, полные веселья пьесы сменяются первыми детскими потерями и горем. «Детский альбом» Чайковского, содержание его дневного цикла в частности, имеет четкое подразделение на игры девочек и мальчиков, на песни разных стран и танцы.

«Марш деревянных солдатиков» . Четкость, легкость, упругость мальчишеской игры отражена в пьесе. Игрушечное шествие солдатиков или целого войска рисует композитор строгим ритмическим рисунком.

«Болезнь куклы» . Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами. В пьесе отсутствует целостность мелодии. Она постоянно прерывается паузами-вздохами.

«Похороны куклы» . Первое детское горе всегда глубоко и значительно. Искренние переживания, слезы композитор рисует с уважением к трагедии и личности ребенка.

«Вальс» . Детские переживания быстро сменяются веселым, живым танцем. Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передаетЧайковский. «Детский альбом» (вальс в особенности) наполнен легкими аккордами, напевной мелодией, которая увлекает в кружение танца.

«Новая кукла» . Радостью и счастьем проникнуто настроение миниатюры. Живой бег, взволнованное биение сердца передает музыка пьесы. Стремительная мелодия вобрала в себе целую гамму чувств - восторг, изумление, радость.

Песни и танцы

В этом подразделе дневного цикла собраны воедино русские песни и бальные танцы того времени. Они символизируют мечты детей, их разговоры, прогулку в деревню. Различными по звучанию танцами чередуются песни Чайковского. «Детский альбом»передает всю непоседливость детского возраста.

«Мазурка». Быстрый польский танец пользовался большой популярностью у русских композиторов. Шумными, живыми акцентами, ритмичностью проникнута мазурка. «Детский альбом» Чайковский задумывал как насыщенность внутренних переживаний и действий ребенка. Поэтому даже в подвижной мазурке прослушивается легкий переход на грусть и мечтательность.

«Русская песня» . Мелодия пьесы - обработка русской народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Ладовые изменения с мажора на минор Чайковский отмечал как национальную особенность русских песен и применил их в своей обработке.

«Мужик на гармонике играет» . Эта пьеса - образная сценка из народной жизни. Веселая недосказанность гармонии создает впечатление неудачливого гармониста. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.

«Камаринская» . Это народная плясовая песня с вариациями. Чайковскому удалось точно передать звук волынки в басовом остинато, интонации игры на скрипке и аккордовые переборы гармоники.

«Полька» . Задорный чешский танец использовал в цикле Чайковский. Полька из «Детского альбома» легка, как бальный танец того времени. Грациозный мотив рисует девочку в нарядном платье и туфельках, которая танцует на носочках изящную польку.

Песни дальних стран

Этот раздел посвящен песням дальнего зарубежья. Колорит стран с легкостью передает композитор. Чайковский много путешествовал, он побывал во Франции и Италии, Турции и Швейцарии.

«Итальянская песенка» . В ней Чайковский точно передает аккомпанемент гитары или мандолины, столь любимых в Италии. Энергичная, игривая песенка напоминает вальс. Но в ней нет плавности танца, а есть южная оживленность и порывистость.

«Старинная французская песенка» . Грустный народный мотив звучит в пьесе. Задумчивая мечтательность была присуща средневековой Франции с ее менестрелями. Пьеса напоминает минорную балладу, сдержанную и задушевную.

«Немецкая песенка» . Галантная и веселая пьеса, гармония которой напоминает звучание шарманки. В «Немецкой песенке» встречаются интонации йодля. Такая манера исполнения песен свойственна жителям Альп.

«Неаполитанская песенка» . Звучание слышится в этой пьесе. Неаполь - один из городов Италии. Энергия ритма и живость мелодии передают горячность южан.

Вечерний цикл

Вечерний цикл напоминает детскую усталость после дневных забав. Это вечерняя сказка, мечты перед сном, Завершает «Детский альбом», как и начинает его, молитва.

«Нянина сказка» . Композитор рисует сказочный образ, весь проникнутый неожиданными паузами и акцентами. Светлая, спокойная мелодия переходят в тревогу и переживание за героев сказки.

«Баба Яга» . Мечтательность и детскую фантазию передает «Детский альбом» Чайковского. Баба Яга в пьесе словно летит в ступе под свист ветра - настолько резка, отрывиста мелодия миниатюры. Движение вперед и постепенное удаление сказочного персонажа передает музыка.

«Сладкая греза» . И снова спокойная задумчивость мелодии, красота и простота звучания миниатюры. Словно ребенок, глядя в окно на сочиняет свою незатейливую сказку в вечерних сумерках.

«Песня жаворонка» . Оживление перед сном и представление следующего, радостного утра. А с ним - и пение жаворонка с его трелями и высоким регистром.

«Шарманщик поет» . Протяжные звуки движение мелодии по кругу словно символизируют бесконечность движения жизни. Психологически сложный музыкальный образ пьесы напоминает о недетских мыслях в голове самого обычного ребенка.

«В церкви» . Начинает и заканчивает «Детский альбом» молитва. Такая арка обозначает подведение итогов дня (вечер) или настрой на хорошие поступки (утро). Во времена композитора обязательными были ежедневные молитвы. В них благодарили бога за проведенный день, просили милости и помощи в трудностях.

Цикл для детей

Чайковский Петр Ильич стал одним из первых русских композиторов, который написал цикл фортепианных пьес для детского исполнения. Это технически несложные пьесы, доступные пониманию ребенка. Цикл полностью состоит из занимательных музыкальных миниатюр.

Каждая пьеса представляет собой цельное произведение. Проигрывая миниатюры из цикла, ребенок решает разные художественно-исполнительские задачи. Плавность и напевность сменяются отрывистым маршем, минорность грусти - радостным мажором.

Из 24 пьес состоит«Детский альбом» Чайковского. Содержаниецикла передает простоту и насыщенность детской жизни. Огорчение, веселье, игры, забавные танцы выстроены композитором в сюжетную линию.

Сотрудничество и творчество

В музыкальных школах, кружках вот уже более ста лет звучат пьесы Чайковского. Различие их интерпретаций зависит от музыкального образа, который вкладывает в миниатюры тот или иной исполнитель.

Яркая драматургия альбома позволяет сотрудничать с композитором. После прослушивания опуса дети создают картины, стихи, пьесы собственного сочинения. Творческий процесс позволяет полностью погрузиться в эмоционально-музыкальную интерпретацию «Детского альбома».

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИГРУШКИ

Шарманка

Дмитрий Шостакович. Шарманка;
Пётр Ильич Чайковский. Шарманщик поёт.

1-е занятие

Программное содержание. Учить детей определять характер музыки (весёлый, шутливый, озорной), различать её изобразительность (подражание звукам шарманки).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, вы уже немного знакомы с творчеством Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Вспомните, какое произведение Д. Шостаковича вы слушали (исполняет фрагмент).

Д е т и. «Марш».

П е д а г о г. Какой характер этого марша? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Шутливый, весёлый, озорной.

П е д а г о г. Почему вы так определили характер этой музыки?

Д е т и. Марш звучит отрывисто, высоко, тихо, с акцентами, как будто шагают игрушечные солдатики.

П е д а г о г. Сегодня вы услышите другую пьесу Д. Шостаковича - «Шарманка». Кто знает, что такое шарманка?

Д е т и. Это музыкальный инструмент.

П е д а г о г. Правильно, это старинный механический музыкальный инструмент, который воспроизводит мелодии, когда шарманщик вращает ручку. Она может играть одну или несколько мелодий, повторяющихся много раз. Часто мелодии шарманок жалобные, заунывные. Шарманщики были бедными людьми. Они зарабатывали себе на жизнь, бродя по дворам и улицам, накручивая без устали ручку своей шарманки. Её жалобные звуки разносились вокруг, и люди бросали шарманщику из окон мелочь. Все вы знаете сказку А. Толстого «Золотой ключик...» Папа Карло, который сделал из полена Буратино, был шарманщиком. Вы видели шарманщиков и в фильмах. Кто не помнит, как она выглядит, посмотрите на её изображение (показывает картинку). Но бывали и шарманки, наигрывавшие весёлые, забавные мелодии. Послушайте пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» и скажите, какую мелодию играет она (исполняет пьесу).

Д е т и. Весёлую, шутливую, задорную, забавную.

П е д а г о г. Правильно, музыка беззаботная, игривая, танцевальная. Она напоминает развесёлую, озорную частушку. Как в этой пьесе Д. Шостакович изобразил шарманку? В ней что-нибудь повторяется? (Исполняет отдельно аккомпанемент.)

Д е т и. Да, повторяются одни и те же звуки.

П е д а г о г. Аккомпанемент в пьесе звучит без изменений от начала до конца (исполняет фрагмент аккомпанемента). Так передается однообразие, механичность звучания этого инструмента. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

2-е занятие

Программное содержание . Различать форму музыкального произведения, характер отдельных частей, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ (динамику, регистр, акценты, артикуляцию), характер танцевальности (чёткая, отрывистая полька).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сейчас я сыграю вам отрывок из пьесы, которую вы уже слушали. Вспомните её название и автора (исполняет фрагмент).

Д е т и. «Шарманка» Д. Шостаковича.

П е д а г о г. Какая музыка по характеру? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Весёлая, шутливая, игривая, озорная, танцевальная.

П е д а г о г. А какой танец играет шарманка?

Д е т и. Польку.

П е д а г о г. Правильно. Почему вы определили, что это полька?

Д е т и. Музыка быстрая, отрывистая, подрыгивающая, весёлая.

П е д а г о г. Правильно. Ритм чёткий, танцевальный. Мелодия построена на чередовании плавных, скользящих и отрывистых, острых звуков. В музыке много шутливых акцентов, которые звучат неожиданно, задорно. Я сыграю начало пьесы, а вы отметьте хлопками акценты (исполняет первое проведение темы, дети выполняют задание). А как звучит мелодия второй раз? (Исполняет первую вариацию - 11-18-йтакты.)

Д е т и. Тихо, отрывисто, легко.

П е д а г о г. Правильно, мелодия звучит легко, вкрадчиво, но прерывается озорными, задиристыми акцентами (исполняет фрагмент). Отметьте их хлопками (исполняет повторно, дети выполняют задание). Мелодия и дальше изменяется, а аккомпанемент всё время повторяется (исполняет пьесу до конца). Первые два раза мелодия звучала по-разному – сначала достаточно громко, бодро, задорно, а потом тихо, робко, но всё равно с шутливыми, острыми акцентами. Как мелодия звучит дальше? (Исполняет вторую половину пьесы, начиная с 19-го такта.)

Д е т и. Сначала плавно, высоко, тихо, певуче, потом громко, весело, звонко.

П е д а г о г. В начале и конце мелодия звучит ярко (исполняет первое и последнее проведение темы), а в середине два раза тихо, но по-разному. Послушайте, какой характер темы во второй и третий раз (исполняет эти вариации).

Д е т и. Второй раз - отрывистый, лёгкий, задорный, а третий - плавный, нежный.

П е д а г о г. Прислушайтесь внимательно. Несмотря на то, что последний раз мелодия звучала плавно, нежно, она всё равно не потеряла шутливого, задорного, озорного оттенка. Каждый раз начинается ласково, а заканчивается коротким, отрывистым звуком (исполняет 19-26-й такты). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет её).

3-е занятие

Программное содержание . Закреплять умение детей различать вступление и заключение, части пьесы в связи со сменой характера музыки. Определять тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру звучания частей пьесы. Играть на этих инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, попробуйте узнать, что я вам играю (исполняет заключение).

Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича. Окончание пьесы.

П е д а г о г. Скажите, есть ли в пьесе вступление и заключение (исполняет её целиком).

Д е т и. Есть.

П е д а г о г. Как звучит вступление? (Исполняет его.)

Д е т и. Слышны повторяющиеся звуки шарманки.

П е д а г о г. А заключение? (Исполняет его.)

Д е т и. Сначала плавно, тихо, а потом громко, весело.

П е д а г о г. И в конце пьесы музыка звучит шутливо, забавно. Начинается ласково, лукаво и вдруг прерывается громким аккордом, заканчивающим пьесу. Заключение похоже на плавное проведение мелодии, звучащей в высоком регистре (исполняет фрагмент). Мы говорили, что мелодия повторяется в пьесе по-разному. Она варьируется. Как она звучит в первый и последний раз? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Звонко, задорно, с ударениями.

П е д а г о г. Мы с вами отмечали акценты хлопками, а сегодня используем для этого бубен. Он подчеркнёт ударения и придаст звучанию звонкость. Давайте отметим акценты в музыке сначала хлопками, а потом ударами по бубнам (исполняет первую часть, дети выполняют задание). А теперь сравните эту часть пьесы с последней (четвёртой). В ней так же много акцентов, как в первой, или нет? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Нет.

П е д а г о г. Сколько акцентов в этой мелодии? (Исполняет четвёртую часть.)

Д е т и. Два.

П е д а г о г. Давайте отметим их хлопками (исполняет вариацию, дети выполняют задание). А теперь будем ударять по бубну во время акцентов (два раза); это придаст музыке звонкость, яркость. Давайте эту часть исполним вместе (играет её вместе с детьми). А теперь подумаем, какие инструменты можно использовать во втором и третьем проведении мелодии (исполняет их). Как звучит музыка?

Д е т и. Тихо, нежно. Во второй части отрывисто, а в третьей плавно.

П е д а г о г. Музыка во второй части звучит тихо, прозрачно, легко. Можно использовать нежные колокольчики, а акценты по-прежнему будут подчёркивать бубны. Отметьте хлопками акценты в этой части пьесы (исполняет второе проведение темы, дети выполняют задание). Теперь давайте сыграем эту часть и на колокольчиках, и на бубнах (исполняет её повторно вместе с детьми). А в плавной части, когда музыка звучит очень высоко, какой инструмент можно использовать? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Треугольник.

П е д а г о г. Правильно. В этой части нет акцентов, а треугольник подчеркнет высокое, звонкое звучание музыки. Давайте исполним пьесу целиком (делит детей на группы, раздаёт музыкальные инструменты, исполняет пьесу вместе с ними).

4-е занятие

Программное содержание . Закреплять умение детей оркестровать музыку. Различать эмоционально-образное содержание пьес с одинаковым названием.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, давайте сегодня сыграем пьесу Д. Шостаковича «Шарманка» более уверенно, выразительно. Акценты в музыке будут отмечать бубны. Нежное, прозрачное и отрывистое звучание мелодии передадут колокольчики, а плавное - треугольник. Какие инструменты можно использовать в заключении? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Треугольник, а в конце бубен.

П е д а г о г. Правильно. Когда мелодия звучит нежно, плавно, будет играть треугольник. А на заключительный аккорд - весело, задорно все инструменты (исполняет заключение вместе с детьми). А теперь исполним всю пьесу (играют её). Какая у нас получилась задорная, озорная музыка, как весело наигрывает шарманка!

А сейчас я исполню вам другую пьесу с похожим названием «Шарманщик поёт». Её написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Послушайте пьесу и скажите, какие чувства, настроения передаёт музыка (исполняет её).

Д е т и. Музыка грустная, печальная.

П е д а г о г. Правильно, эта шарманка играет жалобную, певучую, грустную мелодию в отличие от знакомой нам пьесы. А как в новом произведении передается монотонное звучание шарманки? Есть ли повторяющиеся звуки, которые напоминают её игру? (Исполняет вторую часть.)

Д е т и. Есть. Звуки повторяются.

П е д а г о г. Пьеса состоит из двух частей. Я вам сыграла вторую часть. В ней особенно слышны повторяющиеся звуки шарманки. Музыка звучит заунывно, жалобно. Несмотря на то что в обеих пьесах передано подражание звукам старинного музыкального инструмента - шарманки, какие различные чувства, настроения выражены в них! Послушайте обе пьесы ещё раз (исполняет их).

5-е занятие

Программное содержание . Передавать характер музыки в движении, определять различный характер танцевальности контрастных пьес (полька, вальс).

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте две знакомые вам пьесы и назовите их (исполняет произведения).

Д е т и. Это «Шарманка» Д. Шостаковича и «Шарманщик поёт» П. Чайковского.

П е д а г о г. Почему пьеса П. Чайковского называется «Шарманщик поёт»?

Д е т и. Она звучит как песня - плавно, напевно.

П е д а г о г. Правильно, в музыке П. Чайковского чувствуется песенность мелодии, плавность, неторопливость. А есть ли в этой музыке черты танца? (Исполняет начало пьесы.)

Д е т и. Это вальс.

П е д а г о г. Правильно, шарманка в пьесе П. Чайковского наигрывает монотонный, жалобный вальс. А в пьесе Д. Шостаковича, какой танец играет шарманка? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Польку.

П е д а г о г. В пьесе Д. Шостаковича звучит озорная частушка, которую можно исполнить вместе с танцем - лёгкой, задорной полькой. Давайте попробуем передать в движении различный характер этих пьес, используя элементы танцев – польки и вальса (вызывает детей группами, исполняет пьесы, обсуждает удачно найденные движения).

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Чайковский. Шарманщик поет. Детский альбом, mp3;
Шостакович. Шарманка (три варианта исполнения: фортепиано, симф. оркестр, песня), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Порядок расположения пьес в Детском альбоме Чайковского имеет необычную историю. Складывается впечатление, что композитор испугался собственного замысла. Уже в пером издании изменен порядок пьес в сравнении с автографом. Изменения коснулись пьес философского характера. В цикле написанном для детей, затрагиваются темы, присущие взрослому миру. История «Куклы» может быть решена и как трагедия — с гибелью главного героя, а может иметь счастливый финал. Но покупка новой куклы взамен погибшей — счастливый финал с весьма сомнительным воспитательным эффектом. Эта тема затрагивается в книге С.А. Айзенштадта «Детский альбом П.И. Чайковского».

«Поразительно велико различие в восприятии этого микроцикла в традиционной последовательности и в последовательности автографа. Кажется, что с давно известных образов снимается оболочка, приоткрывается сокровенное… В варианте автографа исключительно ярко ощущение эфемерности, эфемерности, невесомой хрупкости проносящихся вальсовых мотивов «Новой куклы» (существенно, что эта пьеса — самая короткая по продолжительности в «Детском альбоме»). Гораздо яснее выступает возвышенная печаль элегии, скромно названной «Болезнь куклы». Точку ставит не радостная пьеса (что в варианте публикации как бы говорит о несерьезности, преходящем характере детских горестей), а мрачный траурный марш.

Тональные связи цикла — сильный инструмент расшифровки скрытых смыслов заложенных композитором. Но маленьких детей достаточно сложно заинтересовать теоретическими знаниями. Содержание цикла эффективнее донести не переводя на вербальный язык. Детям ближе язык эмоции и образов.
Мостом, соединяющим мир музыкальных образов и мир детских эмоций может стать цвет. Цвето-тональные соответствия предложенные Элькиным, не могут быть однозначно применимы к любому музыкальному стилю. Но творчество Чайковского вполне адекватно соотносится с предложенной схемой.
Я предлагаю на своих уроках разыгрывать свою «Истории игрушки», выстраивая сюжетные повороты в согласовании с цветовыми «кодом».

Племянник П.И. Чайковского В.Л.Давыдов

Последовательность пьес в нашей истории предполагает музыкально терапевтический эффект. Используя инструменты сказкотерапии мы проживаем день наполненный играми и впечатлениями ребенка из дворянской семьи.

Первый микроцикл — 4 пьесы в ярких красках зеленого и желтого цветов. Соотношение тональностей тонико-доминантовое: Соль- мажор (Тоника) и Ре -мажор (Доминанта). Утренняя молитва и мама — тот духовный и душевный мир, интонации которого воспитывают любовь к родителям: и небесным и земным. Общая цвето-тональность Соль-мажор (зеленый) помогает услышать единство этих пьес.
Вторые две пьесы первого микроцикла «Игра в лошадки» и Марш деревянных солдатиков» контрастны по отношению к первым двум. Их объединяет общая моторика и цвето-тональность. В нашей истории на ретивых лошадках гарцуют деревянные солдатики — так устанавливается связь между пьесами написанными в одной тональности.

Прорыв в новую тональную сферу — к новым ярким тональным краскам — совершается в пьесе «Вальс». В ней представлен новый нежный образ героини нашего рассказа. Кружась в вихрях вальса в нашем герое пробуждаются романтическое чувство — неслучайно композиторы — романтика так любили бемольные тональности для выражения романтической мечты об идеальной любви. В тональности Чайковского еще только 3 бемоля — и его чувства не эфемерны как в ре-бемоль мажоре Шопена с 5 знаками. Потому и цвет тональности яркий и открытый — если красный ставят на первое место — это знак активной жизненной позиции.

Второй микроцикл уводит нас в сферу контрастов — как в образном, так и цветовом плане. Бемольные тональности пьес «Вальс» и «Новая кукла» — связанных тонико-доминантовым соотношением — соответствуют красному цвету по таблице Элькина. Вальс служит мостом соединяющим два микро — цикла. В нашей версии «истории игрушек» здесь происходит драматическая завязка сюжета. Деревянный солдатик, покружившись в вальсе с куклой, вскоре знакомится с «новой» куклой.
Болезнь «новой» куклы открывает драматические страницы нашей истории — минорная тональность и темные краски черного цвета. Тень пережитой драмы ложится на следующий танец — Мазурку — написанную в ре- миноре (коричневый цвет). Я намеренно пропускаю трагическую пьесу «Похороны куклы» оберегая нежный возраст моих слушателей.

Чтобы отвлечься от тяжелых переживаний наш герой «идет в народ», пытается погрузиться в народное веселье, народные музыку и танцы. Такой же выход Чайковский ищет и в своих симфонических полотнах: вспомним 4 симфонию с финальной темой написанной в форме вариаций на русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Следующий микроцикл 3 русские темы: «Русская песня» , «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская». Цвето-тональные соответствия передают ощущение яркой энергии народной жизни:

Если представить, что наш герой решил исцелять себя музыкой и выбрал эту музыку, то расшифровав соответствующие цвета по «Ключевым программам цветовыбора» мы получим:

Ищет новое — и находит в путешествиях по разным странам. Следующий микроцикл посвящен песням и танцам разных стран.

Большое путешествие в юные годы в 19 веке считалось хорошим источником знаний: не только в качестве «сбора информации», а скорее как путь обретения философии жизни и познания себя. Наш герой начал свое путешествие с провинции Богемия, где зародился танец «Полька». Танец окрашен воспоминаниями о «Новой кукле», той, которой мы ее помним в ее прекрасном образе — обе пьесы написаны в одной цвето-тональности: си бемоль мажор — красный. Остальные пьесы этого микроцикла тоже овеяны воспоминаниями: все используемые тональности уже встречались и связаны с прошлым нашего героя:

«Нянина сказка» рассказанная на ночь возвращает нас на родину, в мир русских образов и интонаций.

Следующий микроцикл выстраивает в ряд образы русской культуры. Сказки о Бабе-яге по прежнему передаются из уст в уста, формируя защитные механизмы детской психики. Формируя таким образом, языком сказки, представление о мире, ребенок учился не бояться и доверять этому миру. Поэтому и «Сладкая греза» написана в тональности «Няниной сказки» — до-мажор.

Последние две пьесы менялись местами. Порядок этих пьес особенно важен, так как определяет финальную пьесу. В публикации финальной оказывается пьеса «В церкви» написанная в ми-миноре. Темный коричневый цвет напоминает нам о пережитых утратах и страхах, через которые прошел наш герой. В ми — миноре была написана «Мазурка» на которой лежала тень о только что пережитой «Болезни куклы». И пьеса «Баба-яга» тоже звучала в ми-миноре. Создается впечатление, что герой так и остался в кругу своих тяжелых переживаний, не найдя выхода из него.

Шарманщик

А вот светлая тональность Соль — мажор пьесы «Шарманщик поет», которая стоит финальной в автографе композитора, дает нам надежду на счастливое будущее. Сложный образ бедного уличного музыканта, представлен Чайковским увиденным детскими глазами. Детям неведомы тяготы жизни бродячего музыканта. Есть ли в песне Шарманщика из Детского альбома те интонации, которые слышны Цветаевой в ее стихотворении «Шарманка весной»?

Не осилить тоске леденца!
О великая жизни приманка!
На дворе без надежд, без конца
Заунывно играет шарманка.
ШАРМАНКА ВЕСНОЙ
Марина Цветаева

Это во многом зависит от интерпретации исполнителя. Одну и ту же интонацию исполнитель может трактовать по разному. И если в ниспадающих секундах мы слышим вздохи, но все-таки эта печаль не безысходная. Напротив, она наполнена светом мажорной тональности, которая открыла нам весь цикл распахнув окно и обратив взгляд к небу в «Утренней молитве».
Бесконечно повторяющееся мелодия напоминает нам о круге самой жизни и о ее весне — детстве.
В этой тональности только что пел нам «Жаворонок», символ чистоты и весеннего возрождения. Приведу польскую легенду об этой удивительной птичке:

Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и появилась на свет эта серая, как земля, птичка. Как почитаемую, «божью» птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пишу, а убивать считалось грехом. Жаворонок вынимал колючие тернии из тернового венца распятого Христа, пел, сочувствуя его мукам: «Страдает, страдает» (у поляков), ежедневно приносил вести о Нем Божьей Матери, утешал ее в горе и предсказывал воскресение Христово. За это он был взят на небеса и с тех пор неустанно славит Пресвятую Деву своим пением «Аве Мария». Летом высоко в небе жаворонок часами проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает вверх и идет на исповедь к самому Богу.

В этой же тональности — Соль мажор — написаны две пьесы духовного и душевного круга образов: «Утренняя молитва и «Мама». К этим образам отсылает нас наша тонально-цветовая память, напоминая о том стержне, на котором строилось воспитание личности в дворянских семьях.

© Мария Студеновская, 2010-2011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.

Чернышев А.Ф. Шарманщик.

Сейчас вряд ли кто-нибудь помнит шарманку а когда-то она была очень распространена. Во двор входил старик с пестро расписанным ящиком на плече, часто - с сидящей на нем обезьянкой. Это был шарманщик. Он снимал с плеча свою ношу, начинал размеренно вращать рукоятку шарманки и с шипением и всхлипываниями раздавались звуки вальсов и полек, часто нестройные и фальшивые.


Существует легенда о том, что уже в VI веке до н.э. Конфуций семь дней беспрерывно наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» (металлических пластинах, издающих звуки различной высоты), считается, что этот механизм изобрел в 1769 году швейцарский механик Антуан Фавр.

Henry William Bunbury. 1785

В Западной Европе этот механический музыкальный инструмент появился в конце XVII века. Поначалу это был «птичий органчик» для обучения певчих птиц, а затем его взяли «на вооружение» бродячие музыканты.

Emil Orlik. 1901

Так появился музыкальный инструмент для тех, кто не умеет играть. Крутишь ручку — раздается музыка. Чаще всего звучал тогдашний шлягер «Прелестная Катарина» (по-французски «Сharmant Katarina») От названия песенки и произошло название инструмента — шарманка.

Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок, был итальянец Джованни Барбери (отсюда происходит французское наименование этого инструмента — orgue do Barbarie, буквально «органчик из страны варваров», искаженное orgue do Barbcri). Немецкое и английское наименования этого инструмента также включают в себя корневую морфему "орган". Да и в русском языке "органчик" часто выступает в качестве синонима "шарманки": «В комнате находились еще мальчик-шарманщик, с маленьким ручным органчиком...» (Достоевский. Преступление и наказание).

В Россию шарманка пришла в начале XIX века, и знакомство россиян с новым инструментом началось именно с французской песенки «Шарман Катрин». Песенка сразу всем очень понравилась, а к инструменту прочно пристало название «катеринка», украинское "катерника", белорусское "кацерынка", польское "katarynka, или «лее шарманка».

Есть ещё предположение, что первичным было название не шарманка, а ширманка.

«…И произошло от ширм, из-за которых Пульчинелла, почти всегдашний спутник шарманщика, звонким своим голосом призывает зевак и любопытных появившиеся у нас оргАны были неразлучны с кукольною комедиею» (очерк «Петербургские шарманщики» из «Физиологии Петербурга» Д. В. Григорович).

В.Г. Перов. Шарманщик.

Голландцы утверждают, что первая шарманка появилась на их родине. И было это лет 500 назад. Однако из вещественных доказательств у них есть только чертеж конца XV века — столь ветхий, что на нем трудно что-либо разобрать. Из тех образцов, что дошли до нас, самый древний был сделан во Франции в начале XVII века.

R. Zink.The Farandole. 1850

Зачастую нам кажется, что шарманка — это просто большая музыкальная шкатулка и мелодия рождается в ней с помощью валика со штырьками и железной пластинки с «хвостиками». Валик крутится, расположенные в нужном порядке штырьки задевают за «хвостики» — вот вам и «На сопках Маньчжурии». Однако не все так просто. Да, существуют шарманки с таким механизмом и даже с механизмом ксилофона, когда штырьки валика задевают музыкальные молоточки, ударяющие по металлическим клавишам, но это уже производные.

Настоящая шарманка — почти орган, и ее устройство намного сложнее, чем мы думаем. Чтобы шарманка заиграла, нужно сначала повернуть ее ручку — ворот. Эта ручка приводит в движение сразу два механизма: штырек, закачивающий воздух в мехи внизу инструмента, и музыкальный валик с нанесенными углублениями — шпильками. Валик, вращаясь, приводит в движение рычаги, которые, цепляясь за шпильки, двигаются вверх-вниз в заданном порядке. В свою очередь, рычаги приводят в движение трости, которые открывают и закрывают воздушные клапаны. А клапаны контролируют подачу воздуха в трубы, аналогичные органным, благодаря которым и звучит мелодия.

Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6−8 мелодий, записанных на валике. Такие «кулачковые устройства» были известны еще со времен античности: маленькие выступы-«кулачки» крепятся на вращающихся цилиндрах или дисках, попеременно включая звучание той или иной ноты. На одном валике записывалась только одна мелодия, но валик было нетрудно заменить.

В 20-м веке вместо валиков стали использовать перфорированные бумажные ленты, на которых каждому звуку соответствует определенное отверстие. Нередко шарманка снабжается приспособлением, которое специально звук прерывистым и дрожащим, чтобы лучше удавалось «выжать слезу» у слушателей. Но еще бывали язычковые шарманки — сейчас они попадаются в качестве детских игрушек. Со временем колки шарманки стирались, звук становился невнятным и навязчивым - отсюда «Ну, опять свою шарманку завел!..»

Репертуар шарманок составляли наиболее популярные песни старого времени, к примеру: «Матушка-голубушка», «Вдоль по Питерской». Но шлягером начала прошлого века была песня «Маруся отравилась». Песня вышла в 1911 году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана "Яр".

Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. Есть запись цирковой клоунады 1919 года "Шарманка", где звучит песенка "Маруся отравилась" в исполнении знаменитого клоуна-акробата Виталия Лазаренко.

Мне прыгать что-то надоело

И, граждане, признаюсь вам,

Я за другое взялся дело:

Хожу с шарманкой по дворам.

Шарманки звуки-то тоскливы,

А то бравурны иногда.

Вам всем знакомые мотивы

Она играет хоть куда!

Кукольники для своих представлений объединялись с шарманщиками, и с утра до вечера ходили с места на место, повторяя помногу раз приключения Петрушки. Шарманщик выступал и в роли «понукалки» — представлял зрителям Петрушку, спорил с ним, подсказывал, предупреждал или пытался отговорить от дурных поступков, играл на шарманке или других музыкальных инструментах.

100—200 лет назад шарманщики ходили по дворам и играли популярные романсы, вальсы или любимые в народе массами песни вроде «Разлуки» Жители окрестных домов слушали уличную музыку и бросали шарманщику из окон мелкие монетки. Иногда у шарманщика на плече сидела обезьянка, которая участвовала в выступлении, — она строила рожицы, кувыркалась на земле и даже танцевала под музыку.

Или же компаньоном был большой попугай или дрессированная белая мышь, которые за копеечку вынимали из коробки свернутые в трубочку билетики «со счастьем» - на бумажке было написано, что ожидает человека в будущем. Часто вместе с шарманщиком ходил совсем маленький мальчик и тоненьким голоском пел жалобные песни (о судьбе уличных музыкантов лучше всего почитать роман Гектора Мало «Без семьи»).

Из повести И. Т. Кокорева «Саввушка» мы узнаем о тех музыкальных пьесах, которые входили в репертуар шарманщиков: «Тройка удалая», «Ты не поверишь», (Соловей», «Барыня», «полька», «валец». Здесь по упомянута еще одна чрезвычайно популярная мелодия — ее исполняла знаменитая шарманка Ноздрева в «Мертвых душах». Как сказано у Гоголя, «Шарманка играла не без приятности, но в средине ее, кажется, что-то случилось, ибо мазурка оканчивалась песнею: „Мальбрук в поход поехал", а „Мальбрук в поход поехал" неожиданно завершался каким-то давно знакомым вальсом». Ноздрев пытается всучить шарманку Чичикову вместе с мертвыми душами, утверждая при этом, что она сделана «из красного дерева».

Позднее в репертуар шарманщиков вошли и другие мелодии: чувствительные романсы «Под вечер осени ненастной» и «Отворите окно, отворите» [ мемуары И. А. Белоусова «Ушедшая Москва»]. А шарманка, с которой выступали герои купринского «Белого пуделя», играла «унылый немецкий вальс» композитора И. Ф. Ланнера и галоп из оперы «Путешествие в Китай».

"Шарманка" не раз упоминается в произведениях Ф. М. Достоевского. Герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин встречает шарманщика на Гороховой улице в Петербурге, причем артист не только играет па шарманке, но и демонстрирует публике танцующих кукол: «Прошел один господин и бросил шарманщику какую-то маленькую монетку; монетка упала прямо в тот ящик с огородочкой, в котором представлен француз, танцующий с дамами».

Шарманщики были очень популярны во Франции, Германии, России и Италии. Подробное описание петербуржского шарманщика можно прочесть у Дмитрия Григоровича: "Разодранный картуз, из-под которого в беспорядке вырываются длинные, как смоль, черные волосы, осеняя худощавое загоревшее лицо, куртка без цвета и пуговиц, гарусный шарф, небрежно обмотанный вокруг смуглой шеи, холстинные брюки, изувеченные сапоги и, наконец, огромный орган, согнувший фигуру эту в три погибели, все это составляет принадлежность злополучнейшего из петербургских ремесленников - шарманщика".

Корзухин Алексей Иванович. Петрушка.

- «Herr Володя, глядите в тетрадь!»

- «Ты опять не читаешь, обманщик?

Погоди, не посмеет играть

Nimmer mehr этот гадкий шарманщик!»

Золотые дневные лучи

Теплой ласкою травку согрели.

- «Гадкий мальчик, глаголы учи!»

О, как трудно учиться в апреле!..

Наклонившись, глядит из окна

Гувернантка в накидке лиловой.

Fräulein Else сегодня грустна,

Хоть и хочет казаться суровой.

В ней минувшие грезы свежат

Эти отклики давних мелодий,

И давно уж слезинки дрожат

На ресницах больного Володи.

Jan Michael Ruyten

Инструмент неуклюж, неказист:

Ведь оплачен сумой небогатой!

Все на воле: жилец-гимназист,

И Наташа, и Дорик с лопатой,

И разносчик с тяжелым лотком,

Что торгует внизу пирожками…

Fräulein Else закрыла платком

И очки, и глаза под очками.

Не уходит шарманщик слепой,

Легким ветром колеблется штора,

И сменяется: «Пой, птичка, пой»

Дерзким вызовом Тореадора.

Fräulein плачет: волнует игра!

Водит мальчик пером по бювару.

- «Не грусти, lieber Junge, — пора

Нам гулять по Тверскому бульвару.

Ты тетрадки и книжечки спрячь!»

- «Я конфет попрошу у Алеши!

Fräulein Else, где черненький мяч?

Где мои, Fräulein Else, калоши?»

Не осилить тоске леденца!

О великая жизни приманка!

На дворе без надежд, без конца

Заунывно играет шарманка.

Марина Цветаева. Вечерний альбом.

Маковский Владимир Егорович. Шарманщик. 1879

Rupert Bunny. Artist in Paris.

Валерий Крылатов. Парижский шарманщик. 1995

Николай Блохин. Продавец счастья.

Carl Henry d"Unker.

Fritz von Uhde.

Маковский Владимир Егорович.

François-Hubert Drouais.