Кто мертвая душа в поэме мертвые души. Сочинение живые и мертвые души в поэме гоголя мертвые души

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души» для 9 класса. Образ народа в поэме

Когда мы слышим упоминание о «Мертвых душах» Гоголя, у нас непроизвольно всплывают перед глазами «приобретатель» Чичиков и тянущаяся за ним плеяда порочных помещиков. И это правильная ассоциация, ведь самыми частыми темами для размышления были именно эти образы, недаром все-таки поэма названа «Мертвые души». Но много ли людей пытались отыскать, на каких же страницах Гоголь спрятал живые души, светлые образы, в которых чувствуется надежда автора на будущее России? Есть ли они там вообще? Может быть, писатель приберег этих героев для двух других томов, которые так и не смог закончить? Да и, в конце концов, существуют ли эти «живые души» вообще, или в нас таится только зло, унаследованное от тех самых помещиков?

Сразу хочу развеять сомнения: для пытливого читателя живые души у Гоголя припасены! Стоит лишь внимательно вглядеться в текст. Писатель только вскользь упоминает о них, то ли не желая раньше времени показывать эти образы, то ли неукоснительно соблюдая концепцию произведения, в соответствие с которой должны были быть только мертвые души. Эти образы мы видим на страницах «ревизских сказок», которые написал Собакевич про своих умерших крестьян в надежде продать их подороже. Степан Пробка значился у него как «богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников — «чудо, а не сапожник», Еремей Сорокоплехин — тот, что «одного оброку приносил по пятьсот рублей». Так же некоторые беглые крестьяне Плюшкина были удостоены мини-биографии. Например, Абакум Фыров, вольный бурлак, тянущий свою лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню». Все эти люди мелькают лишь единожды, на их именах мало кто даже остановится при первом прочтении, но именно с помощью их историй Гоголь создает еще больший контраст между «мертвым и живым» в поэме. Получается двойной оксюморон: с одной стороны люди живые представлены в поэме «мертвыми», безнадежными, пошлыми, а люди, ушедшие в мир иной, кажутся нам более «живыми» и светлыми. Не намек ли это на то, что Гоголь видит лишь упадок в стране, где достойные люди, фундамент, на котором стоит держава, «уходят в землю», а «мертвые» помещики продолжают богатеть и наживаться на честных работниках?

Писатель выражает свою мысль о том, что все величие страны держится не на гнусных помещиках, которые не несут никакой пользы Отечеству, а наоборот, только плодят её бедность, бесясь с жиру, губят своих крепостных. Вся надежда автора ложится на русский народ, простых людей, которых притесняют и всячески обижают, но которые не сдаются, по-настоящему любя свою страну и собственными усилиями пролагая верную дорогу «птице-тройке».

Сложно понять, кто действительно «мертвая душа», а кто нет, потому что у Гоголя это все не так однозначно и понимается при неоднократном прочтении. «Настоящую книгу вообще нельзя читать — её можно только перечитывать», — говорил Набоков, и это точно про «Мертвые души». В этой поэме много нерешенных вопросов, но и столько же данных автором ответов на то, что есть наша страна и народ в ней, кто является большим злом на пути России к процветанию, а кто, не зная о величии своих каждодневных маленьких дел, все-таки ведет её к благополучию и успеху.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кто является «мёртвыми душами» в поэме?

«Мертвые души» - это заглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем на каждом шагу», - писал Герцен.

В этом своем значении выражение «мертвые души» обращено уже не к крестьянам - живым и умершим, - а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный. Ведь физически, материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и в большинстве своем процветают. Что может быть несомненнее, чем медведеподобный Собакевич? Или Ноздрев, о котором сказано: «Свет он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовных движений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Прежде всего - это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится о Манилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинство увлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова не было и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главное впечатление, которое производил Манилов на собеседника - это ощущение неопределенности и «скуки смертельной».

Другие персонажи - помещики и чиновники - далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и у Плюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у Чичикова - задор «приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающий предмет», приводящий в движение самые разнообразные страсти: алчность, честолюбие любопытство и так далее.

Значит в этом отношении «мертвые души» мертвенны по-разному, в разной степени и, так сказать, в разных дозах. Но в другом отношении они мертвенны одинаково, без различия и исключений.

Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих друг друга понятий. Разве может быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природе своей одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Но существует.

От жизни остается некая форма, от человека - оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции. И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»: ревизские мертвые души, то есть условное обозначение умерших крестьян. Ревизские мертвые души - конкретные, оживающие лица крестьян, с которыми обходятся так, как будто это не люди. А мертвые духом - все эти Маниловы, Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческих взаимоотношений…

Все это грани одного гоголевского понятия - «мертвые души», художественно реализованного в его поэме. И грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.

Следуя за своим героем, Чичиковым, переезжая из одного места в другое, писатель не оставляет надежды найти таких людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения. Цели, которые ставит перед собой Гоголь и его герой, в этом отношении прямо противоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смысле этого слова - ревизские мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живую душу, в которой горит искра человечности и справедливости.

Кто такие «живые души» в поэме?

«Мёртвым душам» поэмы противопоставлены «живые» - народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нём Гоголь. Он видел бесправие крестьянства, его приниженное положение и то отупение и одичание, которые явились результатом крепостного права. Таковы дядя Митяй и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея, не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские Прошка и Мавра, забитые до крайности. Но и в этой социальной подавленности Гоголь видел живую душу «бойкого народа» и расторопность ярославского мужика. Он с восхищением и любовью говорит о способности народа, смелости и удали, выносливости и жажде свободы. Крепостной богатырь, плотник Пробка «в гвардию годился бы». Он исходил с топором за поясом и сапогами на плечах все губернии. Каретник Михей создавал экипажи необыкновенной прочности и красоты. Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников - «что шилом кольнёт, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». А Еремей Сорокоплехин «одного оброку приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не выдержала его душа гнёта неволи, потянуло его на широкий волжский простор, он "гуляет шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись с купцами". Но нелегко ему ходить с бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню". В песнях бурлаков Гоголь слышал выражение тоски и стремление народа к другой жизни, к прекрасному будущему. За корою бездуховности, черствости, мертвечины бьются живые силы народной жизни - и то там, то здесь пробиваются на поверхность в живом русском слове, в веселье бурлаков, в движении Руси-тройки - залоге будущего возрождения родины.

Горячая вера в скрытые до времени, но необъятные силы всего народа, любовь к родине, позволили Гоголю гениально предвидеть ее великое будущее.

Н.В. Гоголь работал над поэмой «Мертвые души» на протяжении 17-и лет, но закончить начатое ему было не суждено. Первый том поэмы в том виде как он есть – результат размышлений писателя о России и ее будущем.

Суть названия

Название «Мертвые души» подразумевает души умерших крестьян, которые покупает Чичиков. Но в большей степени мертвыми душами являются помещики, представившие в произведении целую галерею типичных для России того времени образов поместных дворян.

Представители «Мертвых душ»

Первым представителем душ мертвых и, пожалуй, самым безобидным является помещик Манилов. Его мертвенность выражается в бесплодном мечтании при далеко неутешительной реальности. Ничего кроме собственных фантазий его уже не интересует.

Вторым образом из этой галереи предстает образ Коробочки – «дубиноголовой» помещицы. По своей сути она накопитель, но настолько ограниченный в мышлении, что страшно становится. Ее внимания не удостаиваются вещи, которые невозможно продать, а то, чего она не знает – для нее вообще не существует. В этой ограниченности и мелочности автор и видит омертвение ее души.

Судьба сталкивает Чичикова с Ноздревым – помещиком-балагуром. Он веселится, беспечно проматывая свое имущество. Хотя у него есть задатки деятельности и целеустремленности, возможно, даже ума, он все равно принадлежит к разряду «мертвых», так как направляет свою энергию в пустоту. Да и сам он пустой внутри.

Собакевич – хороший хозяин, тоже накопитель, однако все его действия направлены на собственное благо, а окружающих он мнит единственно мошенниками.

Последний в списке помещик Плюшкин. Его бездуховность достигла апогея, он потерял человеческий облик, хотя когда-то был рачительным, бережливым хозяином. К нему ездили соседние помещики учиться экономии. После смерти жены, он словно сошел с ума, и его жажда накопительства приняла извращенные формы.

Целая неразделенная масса омертвевших душ представлена в облике чиновников губернского города, погрязших в карьеризме и взятничестве.

Живые души

Есть ли в поэме живые души? Я думаю, что живыми можно назвать образы русских крестьян, воплощающих собой идеал духовности, мастерства, мужества и любви к свободе. К примеру, образы умерших или сбежавших крестьян: мастер Михеев, сапожник Телятников, печник Милушкин и др.

Мнение Гоголя

Гоголь считает, что именно народ способен сохранить в себе душу. Поэтому будущее России зависит только от крестьянства.

Н. В. Гоголь — писатель, чье творчество по праву вошло в золотой фонд классики русской литературы. Гоголь является писателем-реалистом, но связь искусства и реальности у него усложнена. Он ни в коем случае не копирует явления жизни, но всегда по-своему интерпретирует их. Гоголь умеет увидеть и показать обыденное под совершено новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. И тогда рядовое событие обретает странную, порой даже зловещую, окраску. Именно так происходит и в поэме «Мертвые души».

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир «реальный» и мир «идеальный». «Реальный» мир автор строит, воссоздавая современную ему картину российской жизни. По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме реальность, стремясь к максимальной широте охвата ее явлений. Мир этот уродлив. Мир этот страшен. Это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры в нем извращены, законы, по которым он существует, — аморальны. Но, живя внутри этого мира, родившись в нем и восприняв его законы, практически невозможно оценить степень его аморальности, увидеть про пасть, отделяющую его от мира истинных ценностей. Более того, невозможно понять причину, вызывающую духовную де-градацию, нравственный распад.

В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев Манилов, прокурор, полицеймейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Целую галерею характеров и типов, лишенных души,

создал Гоголь в поэме.

Первым в галерее этих характеров представлен Манилов. Создавая его об раз, Гоголь использует различные худо-жественные средства, в том числе пейзаж, описание поместья Манилова, интерьер его жилища. Вещи характеризуют Манилова в не меньшей степени, чем портрет и поведение: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Главная его черта — неопределенность. Внешняя доброжелательность Манилова, его готовность оказать услугу представляются Гоголю чертами вовсе не привлекательными, так как все это в Ма-нилове гипертрофировано.

Глаза Манилова, «сладкие, как сахар», ничего не выражают. И эта сладость об-лика привносит ощущение неестественности каждого движения героя: вот на лице его появляется «выражение не только сладкое», но даже приторное, «подобное той микстуре, которую ловкий доктор за-сластил немилосердно, воображая ею обрадовать пациента». Что за «микстуру» засластила приторность Манилова? Пус-тоту, никчемность его, бездушие при бес-конечных рассуждениях о счастии, друж-бе и других высоких материях. Пока этот помещик благодушествует и мечтает, его имение приходит в упадок, крестьяне ра-зучились трудиться.

Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая дере-венька», двор полон всякой птицы. Но Ко-робочка не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Ее поведением (что можно отметить и у Собакевича) руководит страсть к наживе, корысть.

Собакевич, по выражению Гоголя, «чер-тов кулак». Страсть к обогащению толка-ет его на хитрость, заставляет изыски-вать разные средства наживы. Поэтому в отличие от других помещиков он приме-няет новшество — денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит.

Представитель еще одного типа поме-щиков — Ноздрев. Он непоседа, герой ярмарок, карточных столов. Он к тому же еще кутила, буян и враль. Хозяйство его запущено. В хорошем состоянии нахо-дится только псарня. Среди собак он как «отец родной». Доходы, получаемые с крестьян, он тут же проматывает.

Завершает портретную галерею гу-бернских помещиков Плюшкин. Он пока-зан иначе, чем все предыдущие типы. Пе-ред нами история жизни Плюшкина, тог-да как у предыдущих героев Гоголя как бы нет прошлого, которое отличалось бы от настоящего и что-то в нем объясняло. Мертвенность Плюшкина абсолютна. Причем мы видим, как постепенно он ли-шался всех человеческих качеств, как становился «мертвой душой».

В имении Плюшкина распад и разруше-ние, а сам помещик утратил даже челове-ческий облик: его, мужчину, дворянина, легко принять за бабку-ключницу. В нем и в его доме чувствуется неотвратимое воздействие тления, распада. Автор окре-стил его «прорехой на человечестве».

Венчает галерею помещиков Чичиков — плут, у которого все заранее просчитано, всецело охваченный жаждой обогаще-ния, меркантильными интересами, погу-бивший свою душу.

А ведь кроме помещиков есть еще и го-род N, а в нем — губернатор, вышиваю-щий шелком по тюлю, и дамы, хвастаю-щиеся модной тканью, и Иван Антонович Кувшинное рыло, и целый ряд чиновников, бесцельно проедающих и проигры-вающих в карты свою жизнь.

Есть в поэме еще один герой — народ. Это та самая живая душа, которая хранит и выявляет все лучшее человеческое. Да, смешны дядя Митяй и дядя Миняй, смеш-ны своей недалекостью, но ведь их талант и их жизнь — в труде. И народ составляет часть мира «идеального», который стро-ится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится живая ду-ша человека.

Два мира, представленные в поэме, вза-имно исключают друг друга. По сути, миру «идеальному» противостоит «антимир», в котором добродетель смешна и нелепа, а порок считается нормальным. Для дости-жения резкого контраста мертвого и живо-го Гоголь прибегает к множеству разнооб-разных приемов. Во-первых, мертвенность «реального» мира определяется засилием в нем материального начала. Вот почему в описаниях широко используются длин-ные перечисления материальных объек-тов, как бы вытесняющих духовную состав-ляющую. Также поэма изобилует фрагмен-тами, написанными в гротескном стиле: персонажи часто сравниваются с животны-ми или вещами.

В названии поэмы заложен глубочай-ший философский смысл. Само понятие «мертвые души» — бессмыслица, ведь душа, согласно христианским канонам, бессмертна. Для «идеального» мира ду-ша бессмертна, так как она воплощает божественное начало в человеке. А в ми-ре «реальном» вполне возможна «мерт-вая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого от покой-ника. Так, когда умирает прокурор, окру-жающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездухов-ность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начать-ся возрождение Руси, возвращение утра-ченных идеалов, духовности, души в ис-тинном, высшем ее значении.

Чичиковская бричка, идеально преобра-зившаяся в последнем лирическом от-ступлении в символ вечно живой души русского народа — чудесную «птицу-трой-ку», завершает первый том поэмы. Вспом-ним, что начинается поэма с, казалось бы, бессмысленной беседы двух мужиков о том, доедет ли колесо до Москвы, с опи-сания пыльных, серых, тоскливых улиц гу-бернского города. Бессмертие души — вот единственное, что вселяет в автора ве-ру в обязательное возрождение его геро-ев и всей жизни, всей Руси.

Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя «Мертвые души». Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого тома поэмы «Мертвые души».

Существует мнение, что Гоголь задумал создать поэму «Мертвые души» по аналогии с поэмой Данте «Божественная комедия». Это и определило предполагаемую трехчастную композицию будущего произведения. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай», которым должны были соответствовать задуманные Гоголем три тома «Мертвых душ». В первом томе Гоголь стремился показать страшную российскую действительность, воссоздать «ад» современной жизни. Во втором и третьем томах Гоголь хотел изобразить возрождение России. Себя Гоголь видел писателем-проповедником, который, рисуя на. страницах своего произведения картину возрождения России, выводит ее из. кризиса.

Художественное пространство первого тома поэмы составляют два мира: реальный мир, где главное действующее лицо - это Чичиков, и идеальный мир лирических отступлений, где главным героем является повествователь.

Реальный мир «Мертвых душ» страшен и уродлив. Его типичными представителями являются Манилов, Ноздрев, Собакевич, полицмейстер, прокурор и многие другие. Все это статичные характеры. Они всегда были такими, какими мы видим их сейчас. «Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, как в осьмнадцать и двадцать». Гоголь не показывает никакого внутреннего развития помещиков и жителей города, это позволяет заключить, что души героев реального мира «Мертвых душ» полностью застыли и окаменели, что они мертвы. Гоголь изображает помещиков и чиновников со злой иронией, показывает их смешными, но в то же время очень страшными. Ведь это не люди, а лишь бледное, уродливое подобие людей. В них не осталось ничего человеческого. Мертвящая окаменелость душ, абсолютная бездуховность скрывается как за размеренной жизнью помещиков, так и за судорожной деятельностью города. Гоголь писал по поводу города «Мертвых душ»: «Идея города. Возникшая до высшей степени. Пустота. Пустословие… Смерть поражает нетрогающийся мир. Еще сильнее между тем должна представиться читателем мертвая бесчувственность жизни».

Жизнь города внешне кипит и клокочет. Но эта жизнь на самом деле является лишь пустой суетой. В реальном мире «Мертвых душ» мертвая душа - обычное явление. Для этого мира душа является только тем, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда от него осталось «одно только бездушное тело». Но неужели у всех действующих лиц реального мира «Мертвых душ» душа мертва? Нет, не у всех.

Из «коренных жителей» реального мира поэмы, как это ни парадоксально и ни странно, только у Плюшкина не совсем еще мертвая душа. В литературоведении бытует мнение, что Чичиков посещает помещиков по мере их духовного оскудения. Однако я не могу согласиться с тем, что Плюшкин «мертвее» и страшнее Манилова, Ноздрева и других. Наоборот, образ Плюшкина намного отличается от образов остальных помещиков. Попробую доказать это, обращаясь прежде всего к строению главы, посвященной Плюшкину, и к средствам создания характера Плюшкина.

Глава о Плюшкине начинается с лирического отступления, чего не было при описании ни одного помещика. Лирическое отступление сразу настраивает читателей на то, что эта глава значительна и важна для повествователя. Повествователь не остается безучастным и равнодушным к своему герою: в лирических отступлениях, (в VI главе их два) он выражает свою, горечь от осознания того, до какой степени мог опуститься человек.

Образ Плюшкина выделяется своим динамизмом среди статичных героев реального мира поэмы. От повествователя мы узнаем, каким был Плюшкин раньше и как постепенно загрубела и затвердела его душа. В истории Плюшкина мы видим жизненную трагедию. Поэтому возникает вопрос, является ли нынешнее состояние Плюшкина деградацией самой личности, или же это результат жестокой судьбы? При упоминании о школьном товарище на лице Плюшкина «скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Значит, все-таки душа Плюшкина еще не совсем умерла, значит, в ней осталось еще что-то человеческое. Живыми у Плюшкина были и глаза, еще не потухшие, «бегавшие из-под высоко выросших бровей, как мыши».

В VI главе содержится подробное описание сада Плюшкина, запущенного, заросшего и заглохшего, но живого. Сад - это своеобразная метафора души Плюшкина. Только в имении Плюшкина находятся две церкви. Из всех помещиков только Плюшкин произносит внутренний монолог после отъезда Чичикова. Все эти детали позволяют сделать вывод, что душа Плюшкина еще не совсем умерла. Наверное, объясняется это тем, что во втором или третьем томе «Мертвых душ», по мысли Гоголя, должны были встретиться два героя первого тома, Чичиков и Плюшкин.

Вторым героем реального мира поэмы, обладающим душой, является Чичиков. Именно в Чичикове наиболее сильно показана непредсказуемость и неисчерпаемость живой души, пусть не бог весть какой богатой, пусть скудеющей, но живой. XI глава посвящена истории души Чичикова, в ней показано развитие его характера. Чичикова зовут Павел, это имя апостола, пережившего духовный переворот. По мысли Гоголя, Чичиков должен был переродиться во втором томе поэмы и стать апостолом, возрождающим души русских людей. Поэтому Гоголь доверяет Чичикову рассказать о мертвых крестьянах, вкладывая в его уста свои размышления. Именно Чичиков воскрешает в поэме былых богатырей земли русской.

Образы мертвых крестьян в поэме идеальны. Гоголь подчеркивает в них сказочные, богатырские черты. Все биографии мертвых крестьян определяются проходящим через каждую из них мотивом движения («Чай, все губернии исходил с топором за поясом… Где-то носят вас теперь ваши быстрые ноги? …И ты переезжаешь себе из тюрьмы в тюрьму…»). Именно мертвые крестьяне в «Мертвых душах» обладают живыми душами, в отличие от живого народа поэмы, душа которого мертва.

Идеальный мир «Мертвых душ», который предстает перед читателем в лирических отступлениях, является полной противоположностью реального мира. В идеальном мире нет Маниловых, собакевичей, ноздревых, прокуроров, в нем нет и не может быть мертвых душ. Идеальный мир строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями. Для мира лирических отступлений душа бессмертна, так как она является воплощением божественного начала в человеке. В идеальном мире живут бессмертные человеческие души. Прежде всего это душа самого повествователя. Именно потому, что повествователь живет по законам идеального мира и что у него есть идеал в сердце, он может заметить всю мерзость и пошлость реального мира. Повествователь болеет душой за Россию, он верит в ее возрождение. Патриотический пафос лирических отступлений доказывает нам это.

В конце первого тома образ чичиковской брички становится символом вечно живой души русского народа. Именно бессмертие этой души вселяет в автора веру в обязательное возрождение России и русского народа.

Таким образом, в первом томе «Мертвых душ» Гоголь изображает все недостатки, все отрицательные стороны русской действительности. Гоголь показывает людям, во что превратились их души. Делает он это потому, что горячо любит Россию и надеется на ее возрождение. Гоголь хотел, чтобы люди, прочитав его поэму, ужаснулись своей жизни и пробудились от мертвящего сна. В этом и состоит задача первого тома. Описывая страшную действительность, Гоголь рисует нам в лирических отступлениях свой идеал русского народа, говорит о живой, бессмертной душе России. Во втором и третьем томах своего произведения Гоголь задумывал перенести этот идеал в реальную жизнь. Но, к сожалению, он так и не смог показать переворот в душе русского человека, не смог оживить мертвые души. В этом заключалась творческая трагедия Гоголя, которая переросла в трагедию всей его жизни.