Что делать, если ребенок потерял интерес к учебе. Мотивация: почему не работает метод кнута и пряника

«Ученье — свет» твердили нам из года в год учителя и родители. Но наша школа уже давно осталась где-то там, позади. Теперь мы твердим эти же слова своим детям. Вот только не все школьники согласны с данным утверждением. Одни дети учатся с интересом, принося домой пятерки, а другие ни в какую не хотят браться за учебники. Почему же ребенок теряет интерес к учебе, если сначала все было хорошо?

Первые несколько классов родители просиживают за домашним заданием вместе с малышом, и это нормально. Именно так, постепенно приучая маленького школьника к самостоятельности, удается приучить его и к самостоятельной учебе. Сначала приходится контролировать весь процесс полностью, помогая и наставляя, потом нужно понемногу оставлять ребенка одного и лишь проверять, что он сделал и все ли правильно. И так шаг за шагом до 4-5 класса. К этому времени ученики становятся уже достаточно самостоятельными и в постоянном контроле не нуждаются. Но если в дневнике начали появляться тройки и двойки, а также замечания от учителей — пора, как и раньше, брать все в свои руки. Это говорит о том, что у вашего школьника что-то пошло не так. И задача родителей в подобной ситуации не в обеспечении полного контроля над выполнением домашнего задания, а в выяснении причин происходящего и их устранении.
Ребенок может потерять интерес к учебе, если он что-то не понял, на следующем уроке это недопонимание стало еще больше и так дальше, по нарастающей, пока не дошло до полнейшего безразличия к учебе. Зачем учиться и пытаться сделать заданное на дом, если все равно ничего не получается? Если причина в непонимании предмета или темы, вы легко это увидите. Потребуется ваша помощь или занятия с репетитором. Нельзя сказать, что подтянуть ребенка по какому-то предмету легко. Особенно тяжело, если речь идет о подростках 12-14 лет, у которых часто наблюдается рассеянность и недостаточная внимательность. От вас потребуется много терпения и времени. И самое важное — не ругайте юного школьника за то, что он не понимает объясняемое вами. Не сравнивайте его ни с кем, не ориентируйте на отличников. Так вы лишь занизите самооценку ученика и усугубите проблему.

Другое дело, если причина не в предмете, а в личных проблемах школьника. Если он поссорился с другом, влюбился или лишился звания лидера в классе, переживания из-за происходящего выйдут на первое место, отстранив учебу на задний план. В этом случае придется как-то выяснить причину происходящего, узнать, что именно беспокоит юного школьника. После этого постарайтесь помочь ему найти самый правильный выход из сложившейся непростой ситуации, решить задачу. Не сможете сами — сходите к психологу. Порой взаимоотношения в классе обретают такие формы, что даже родителям подобные задачки не по силам, а что уж говорить о ребенке.

Третья причина — это общий настрой в классе или даже в школе. Если лидеры класса демонстрируют свое наплевательское отношение к учебе и тянут всех остальных учеников за собой, придется приложить немало усилий, чтобы переубедить ребенка не идти на поводу у таких людей. Проявить себя, не пойти за коллективом — это очень тяжело, и может даже случиться так, что вам придется сменить школу. При решении данной проблемы нужно быть особенно осторожными, поскольку настраивая ребенка на учебу, вы можете настроить против него весь класс. Увы, современные школьники — это просто нечто непонятное и порой страшное. Будьте осторожны, продумывайте тщательно каждый шаг.

Как видите, причин бывает много, и самое важное для вас — это правильно понять своего ребенка, найти его слабое место и сделать его сильнее. Ведь если правильно и точно поставлен диагноз, то полдела уже сделано.

Вот и закончился летний отдых. Дети отдохнули, загорели, оздоровились, и теперь пришла пора учиться. Первые две недели проходят относительно спокойно. Дальше же нагрузка возрастает, становиться больше, добавляются и кружки. Ребёнок действительно устаёт, ему очень трудно учить так много материала.

Чаще всего такие проблемы появляются в классе шестом. Такое тревожное поведение не стоит оставлять без внимания. Сама собой проблема не разрешится.

Прежде всего, родителям необходимо выяснять причины такого и приносить плохие оценки. Обязательно обнаружатся скрытые проблемы, которые беспокоят вашего ученика. Не стоит его ругать, наказывать, а тем более бить. Все эти страшные методы результатов не принесут, а хуже обязательно станет.

Основные причины отказа от учебы

Основной причиной отказа от учёбы является слабая мотивация или же её потеря. Дети, в силу своей неопытности, ещё не понимают, что знания им необходимы для жизни. Они не могут сообразить, для чего учить эти неинтересные предметы, делать сложные задания. Ведь интереснее погонять в мяч с друзьями, сходить на речку или же поиграть в компьютерные игры. Более остро стоит проблема у старшеклассников. Если ребята видят людей с высшим образованием, а, то и двумя, которые вкалывают за копейки, то разумеется молодые люди начинают думать, что учёба не главное.

Великую роль играет и школьный учитель. Только он сможет заинтересовать ребят, привить любовь к учёбе и книгам. Если же преподаватель сам действительно увлекается своим предметом, то и ученики станут разделять его интересы. А ещё главное – это взаимоотношения учителя и ученика, дети уважают строгих и честных учителей. Сейчас школьная программа очень сложная, заставляет ребят самостоятельно искать материал, вдумываться в занятия. Это действительно тяжело для ребёнка.

А вероятно нежелание учиться исходит из окружения. Расспросите своего сына или дочку о взаимоотношениях с товарищами. Возможно, в классе конфликты с друзьями или учителями. Младших сейчас часто обижают старшеклассники, они могут их бить и забирать карманные деньги. А ребята будут бояться жаловаться взрослым. А возможно дело в конфликте с учителем. Если в классе напряжённая обстановка, то ребёнок постоянно боится и это сказывается и на учёбе. Поговорите с учителем, объясните ситуацию и возможно вместе вы найдёте выход из создавшейся проблемы.

А может быть причина кроется в вашей семье. Подумайте, как вы общаетесь, как делаются уроки, присмотритесь к домашней атмосфере. Может, проблема идёт именно из дома.

Но может быть и такое, что дитя действительно устало. Мало того, что много домашних заданий, так на ребёнке висят ещё и дополнительные кружки и занятия. Очень часто дети хотят быть лучшими в классе и чем больше они прикладывают усилий, тем сильнее истощаются интеллектуально и физически. В таком случае обратитесь к психологу, специалист направит вас в нужное русло, и вы забудете о проблеме.

Какие интересы нужно учитывать у ребенка к учебе

Обязательно нужно учитывать природные способности и интересы ребёнка. Возможно, ему действительно неинтересна математика, зато есть дар к написанию стихов. Обязательно отдайте его в кружок по интересу, так, в компании, учёба будет протекать легко и непринуждённо.

Никогда, ни при каких обстоятельствах не унижайте ребёнка, не говорите ему обидные слова, о которых вскоре пожалеете. Этим вы понижаете его самооценку. Бывают родители, которые за хорошие отметки дают деньги. Это абсолютно неверный способ выбраться из данной ситуации. Так, ученик никогда не поймёт истинного наслаждения от учёбы.

Попробуйте понять своего ребёнка и вместе вы преодолеете все трудности.

Жили-были папа и мама, и было у них трое детей. Родители и старшие дети были людьми спортивными - все вместе делали зарядку, катались на велосипедах, мама с папой в теннис по выходным играли, старший ребенок с четырех лет регулярно ходил в бассейн, средний - с пяти лет в хоккейной секции занимался. А вот младший оказался совершенно неспортивный. Что только родные ни делали, чтобы приобщить его к здоровому образу жизни...

Делай как мы

В семье было принято по утрам, невзирая ни на что, делать зарядку. Как только малыш начинал ходить, родители своим примером старались пробудить в ребенке интерес к выполнению упражнений. Старший, а потом и второй малыш охотно присоединялись к родителям, сначала неловко и неумело подражая движениям родных, а затем привыкли и стали делать зарядку каждый день, самостоятельно подбирая упражнения. А Неспортивный ребенок каждый раз ложился на диван или ковер и с удовольствием наблюдал за родными, даже давал им советы, но совершенно не хотел присоединяться. Не помогали ни предложения изобразить веселых зверушек под музыку, ни пример старших детей, ни увещевания о пользе зарядки для здоровья, ни убеждения, что так можно стать сильнее, ни просмотренные по теме фильмы, мультфильмы, прочитанные сказки.

Пытались родители научить Неспортивного ребенка кататься на велосипеде. Однако ни трехколесный, ни четырехколесный, ни тем более с двумя колесами не вызывал у него ни малейшего желания научиться на нем ездить. Малыш кричал, что боится, устал, ему тяжело. Все попытки усадить его на велосипед заканчивались скандалом: родители сердились, чадо падало и плакало.

Так и остался мальчик вечным пассажиром на багажнике родительских велосипедов.

Пусть его научат

«Раз мы не можем сами его приобщить к спорту, - решили родители, - то пусть его физическим воспитанием займутся профессионалы». И повели младшего ребенка в спортивную секцию. Начали с бассейна, во-первых, чтобы был под присмотром старшего, а во-вторых, плавать полезно и для осанки, и для нервной системы. Но у Неспортивного ребенка оказалась аллергия на хлорку, после занятий в бассейне он становился вялым и сонным, а вовсе не бодрым, а с наступлением холодов вообще стал часто простужаться.

Тогда родители повели карапуза в хоккейную секцию, рассудив, что раз среднему там нравится, то, может, и младший заинтересуется. Пока новичков учили кататься на коньках и отрабатывали с ними основные приемы игры, Неспортивный ребенок на занятия ходить соглашался. Но как только начались командные тренировки, мальчик стал плакать и отказывался заниматься. Тренер объяснил расстроенным родителям, что хоккей - командная игра, в которой игроку надо все время учитывать ситуацию, подстраиваться под товарищей. А Неспортивный ребенок не в состоянии справиться с предъявляемыми требованиями, и, чувствуя, что подводит остальных, он постоянно испытывает стресс. И лучше бы ему попробовать себя в другом виде спорта, индивидуальном.

Подумав немного, мама и папа решили отдать Неспортивного ребенка в секцию борьбы, рассудив, что знание приемов пригодится в жизни, если что - постоять за себя сможет.
Но, не-смотря на подходящее, по мнению тренеров, телосложение, Неспортивный ребенок и там не задержался. Тренер попросил родителей забрать малыша, потому что тот постоянно нарушал дисциплину: ему было очень скучно повторять одно и то же упражнение много раз.

В общем, побывал этот самый малыш еще в нескольких спортивных секциях, но не проходило и месяца, как его просили прекратить посещать занятия либо он сам отказывался на них ходить. В полном отчаянии родители обратились за консультацией к детскому психологу.

Важно!
Оптимальное время для занятия спортом - раннее утро или вечер. Утром лучше идти на занятие натощак, вечером - как минимум через полтора часа после еды и не менее чем за два часа до сна.
Не отпускайте ребенка в секцию, если у него даже слегка поднялась температура или появились другие признаки воспалительного процесса.

На заметку: Ребенка с хроническими заболеваниями не стоит отдавать в секции:

Бокс
-Регби
-Американский футбол
-Карате

Откуда берутся неспортивные дети?

В последние десять лет идея здорового образа жизни настолько захватила умы и сердца людей, что стало даже как-то неприлично не заниматься никаким видом спорта для собственного оздоровления. И современные родители стремятся как можно раньше приобщить своих детей к занятиям спортом. Например, для новорожденных существуют не только специальная зарядка, но и программа развивающих занятий в бассейне, а для детей постарше предлагается целый спектр спортивных занятий. Но что делать, если на все попытки приобщить ребенка к спорту он отвечает сопротивлением?

Мне часто приходится слышать от взрослых жалобы на нежелание детей заниматься спортом. Больше всего из-за неспортивности ребенка переживают родители мальчиков. Считается, что мальчик должен обязательно заниматься спортом - это влияет на формирование мужественности, мужских качеств личности. Но что плохого в том, что мальчик тяготеет к спокойным занятиям, требующим размышлений и тишины? Сами по себе занятия спортом не сделают ребят более ответственными и надежными.

Еще родители переживают, что ребенок теряет интерес к занятиям, как только у него что-то перестает получаться или выясняется, что надо приложить усилия для достижения результата. С одной стороны, я понимаю тревогу мам и пап: ведь если ребенок уже в таком возрасте пасует перед трудностями и не стремится добиться успеха, то что же от него ожидать дальше. С другой - можно понять и ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте перед детьми и без занятий спортом ставится много «непростых» задач: обучение в школе (а для многих учеба начинается гораздо раньше - с 3-4 лет), приобретение навыков общения со сверстниками, добавляет сложностей и растущий организм. Поэтому часто занятия спортом воспринимаются ребенком как еще одна неприятная обязанность.

Для многих детей спорт важен как возможность избавиться от накопившейся энергии, дать выход эмоциям, и только для некоторых - это способ самоутвердиться, достигнув каких-либо успехов. Часто бывает, что предлагаемые родителями виды спортивных занятий не соответствуют ни интересам, ни темпераменту ребенка. Условно можно выделить несколько типов неспортивных детей.

Родители отдают детей в спортивные секции, чтобы:

Росли крепкими, сильными, здоровыми;
-было, где выплеснуть избыток энергии;
-умели ставить цели и добиваться их;
-развивать волю и выносливость;
-научились преодолевать страх;
-учились общению в новом коллективе;
-оправдали надежды родителей;
-приобрести в будущем высокооплачиваемую профессию.

Непоседа.
Ему хочется быстрого результата и постоянной смены деятельности. Этому ребенку не подходят виды спорта, требующие упорных и длительных тренировок, например гимнастика или фигурное катание. Такому малышу подойдут занятия, позволяющие находиться в постоянном движении, например велосипед, некоторые командные игры. Если ребенок успешен в своих занятиях, то его захватывает дух соревнования, появляется азарт и желание добиться большего.
Зарядка для маленького непоседы должна состоять из многих неповторяющихся движений, например: подпрыгнул, перевернулся, вскарабкался по лесенке, повис на кольцах, спрыгнул, присел, потянулся - и все это под веселую музыку.

Созерцатель.
Если ребенок с рождения задумчив и спокоен, ему неинтересно куда-то бежать или чего-то достигать. Задумавшись, он пропускает мячи, играя в волейбол, и врезается вместе с велосипедом в дерево, засмотревшись на что-то интересное. Ему нравится наблюдать и размышлять, поэтому лучше всего ему заняться туризмом, например плавать на байдарках. Самое главное, не позволять созерцателю часами, скрючившись, сидеть за компьютером или с книгой в душном помещении - читать можно и на свежем воздухе. А в качестве разминки хорошо подойдут традиционные сезонные занятия, например купание в речке летом или катание на лыжах зимой. Это и думать не мешает, и является хорошей физической нагрузкой.

Нонконформист.
Этот ребенок упрям и своеволен, не любит подчиняться требованиям окружающих, отказывается делать «как все». Даже если его привлекает предложенный вид спорта, он может отказаться от него, если на занятиях настаивают родители. Он мечтает выделиться и отличиться. Ему лучше всего подойдет какой-нибудь неординарный вид спорта - фехтование, лошади, спортивное ориентирование или занятия, включающие в себя физическую подготовку: боевые искусства, цирковая студия, спортивные танцы. Желательно просто дать такому ребенку знать о возможности позаниматься в той или иной секции, а не приводить туда за руку и не настаивать на занятиях.

Неудачник. Если ребенок привык, что у него ничего не получается, если у него низкая самооценка и высокая степень неуверенности в себе, то он будет пасовать перед любой трудностью и, боясь очередных неудач, даже не захочет пробовать чем-то заниматься. Но если неудачник почувствует себя успешным, тогда он будет заниматься с удовольствием и стремиться добиться большего. Подбирая ему занятия, следует в первую очередь ориентироваться на личность педагога и атмосферу в коллективе. Отношения между детьми должны быть доброжелательные, а не сопернические, а педагог - быть не слишком требовательным, умеющим поддержать своих подопечных. Для неудачника лучше индивидуальные виды спорта, чем командные, чтобы не возникла боязнь подвести окружающих. И на первых порах лучше избегать соревнований и хвалить ребенка за малейшие достижения и даже их отсутствие.

Купите ребенку спортивный комплекс: он развивает ловкость и позволяет самостоятельно распоряжаться своими умениями. А еще малыш с удовольствием демонстрирует свои достижения всем родным и друзьям, которые могут прийти;

С раннего возраста поощряйте подвижные игры ребенка. Играйте с ним в салочки, в снежки;

Обучая ребенка кататься на лыжах, коньках, роликах, велосипеде и так далее, будьте доброжелательны, снисходительны и не очень настойчивы. Не ждите от ребенка больших успехов, хвалите его как можно чаще;

Поощряйте сезонные развлечения ребенка (плавание и катание на велосипеде летом, катание на лыжах и с горок на санках и ледянках - зимой). Катайтесь и плавайте вместе с малышом, так и веселее, и безопаснее, а в процессе игры легче научить чадо;

Выбирая спортивную секцию для ребенка, всегда следует учитывать талант и интерес малыша, а не давать воли своему тщеславию. Маленькому человеку пойдут на пользу только те занятия, которые доставляют ему удовольствие.

Если ребенок не хочет заниматься спортом

Как показывает практика, всегда можно подобрать для чада занятия, которые позволят поддерживать хорошую физическую форму и укреплять здоровье. Сделать это можно, не мучая ни себя, ни ребенка. Главное решить для себя, хотите ли вы, чтобы малыш был просто здоровым и крепким, или вы хотите сделать из него профессионального спортсмена. Во втором случае надо быть очень внимательными в выборе вида спорта и места обучения.

Многие дети сами рано или поздно приходят к мысли о необходимости занятий спортом, если у них не отбить всякий интерес к спортивным занятиям в раннем детстве.

Например, одному неспортивному мальчику в четвертом классе захотелось играть в волейбол вместе с друзьями, и он записался в секцию при школе. А другая девочка только в девятом классе благодаря новому учителю увлеклась туризмом и не только приобрела новых друзей, но и избавилась от ежегодных изматывающих простуд. А еще одного болезненного и неспортивного мальчика так изводили сверстники во дворе, что в 10 лет он сам нашел и записался в секцию бокса.

Нет ничего страшного в том, что ребенок совсем не будет заниматься спортом. Если у него не спортивные интересы, достаточно того, что он будет вести подвижный образ жизни, например много гулять, и ходить пешком, и заниматься физкультурой в школе.


Однажды, возвращаясь с очередной неудачной тренировки, Неспортивный ребенок сказал маме: «Вот если бы я сам решал, чем мне заниматься, я бы пошел танцевать...» И в шесть лет этот неспортивный малыш стал с удовольствием заниматься бальными танцами, где ему и за осанкой пришлось следить, и зарядкой-разминкой заниматься, и в соревнованиях-конкурсах участвовать. Но главное, что ему это все очень и очень нравилось. А спортивные родители перестали переживать и стали гордиться своим неспортивным ребенком.


Автор: Кравцова Марина, детский психолог.
Окончила факультет психологии МГУ.
Автор книг: «Если ребенок говорит неправду», «Если ребенок берет чужие вещи», «Если ребенок дерется», «Если ребенок не любит читать» - издательство «Эксмо», «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» Издательство «Генезис».

От ошибок никто не застрахован. Особенно, если идет речь о неудачах в школе, ведь путь обучения тернист, и на нем ребенка ждет не только успех. Будут взлеты и падения, победы и поражения, радостные улыбки и слезы. И на этом фоне многие детские неудачи кажутся взрослым наивными, не заслуживающими внимания. Ведь так легко отмахнуться от ребенка, слегка пожурив или, пообещав, что, мол, подрастет, и со всем справится. Но такая поверхностная реакция ошибочна. Неудачу ребенка нужно именно пережить, и сделать так, чтобы малыш вынести из этой ситуации урок.

Парадокс: на земле нет ни единого человека, который бы не ошибался, но слово «ошибка» или «неудача» не только для первоклашек, но и для многих взрослых остается словом, полным тревоги и дискомфорта!

Стремление к совершенствованию себя, окружающего мира - естественная потребность всех людей. Это созидательная и творческая часть нашей человеческой сущности, благодаря которой мы лишний раз подчеркиваем «элитарность» своего существования и отличие от всего животного сообщества. Грустно, когда это перерастает в навязчивую идею или перфекционизм.

Ведь кроме стремления к совершенству, кроме творчества и созидания людьми нас делает и умение ошибаться. Если под человечностью понимать добро, сочувствие, желание прийти на помощь, то человечность оказывается напрямую связанной с принятием своего несовершенства.

А вот восприятие мира через призму перфекционизма окрашено постоянным раздражением по поводу несовершенства всего окружающего в целом и рабочей тетради вашего ребенка в частности.

Так как же реагировать на неудачи ребенка и как помочь ему с ними справляться?

В чем причины страха неудачи у ребенка

Понятию «звездная болезнь» соответствуют такие качества, как зазнайство, пафос, пренебрежение к людям, завышенные требования к окружающим, - все это не что иное, как утрата ощущения своего несовершенства, вера в идеальность и стремление всеми способами сохранить свой статус. Несомненно, талантливые люди вызывают восхищение своим творчеством и достижениями, но - спросите себя - готовы ли вы обратиться за помощью к человеку, пусть талантливому, но зараженному «звездной болезнью»?

А ведь мы, взрослые, часто подвержены симптомам «звездной болезни» в отношениях с детьми. Оснований, чтобы подхватить подобный недуг, всегда достаточно: и несоизмеримо больший жизненный опыт, и однозначно более глубокие и обширные знания о мире, и восхищенные взгляды маленького поклонника. Ребенок верит в наше совершенство! Но для него самого подобная вера таит немало трудностей: от неуверенности и самобичевания до откровенного бунта. В целом причина страха неудачи у ребенка заключается в боязни несоответствия требованиям «звезды», боязнь разочаровать, ошибиться и, как следствие, неспособность воспринимать неудачу как неизбежный атрибут человеческой жизни.

Так что давайте убедимся, что мы, родители, правильно - то есть конструктивно и без лишних эмоций - относимся к своим ошибкам, а потому поможем в этом нелегком деле и своим детям.

Родители для детей являются «звездами», волшебниками. Кто из нас не мечтал стать большим? О, эта взрослая жизнь! Каким ореолом романтики, а главное, могущества была она овеяна, когда мы смотрели на нее через призму своих детских возможностей. К тому же взгляд снизу вверх изначально не предполагает равноправия. Только восхищение и некоторую беспомощность. Взрослые все могут, они всесильны, сами могут купить себе мороженое и конфеты, знают, как спросить у чужой тети время, могут распутать любой узел, знают, где водятся пираньи и откуда берутся дети. Наверняка у каждого будет собственный список «чудес». И если детское восхищение сдобрено родительским перфекционизмом, даже в легкой форме, наши маленькие школьники окажутся в очень сложной и тревожной ситуации.

Давайте сначала исследуем наше - родительское - отношение к идеальности. Как говорится, яблоко от яблони…

Вам, как и всем другим, иногда хочется выглядеть идеальным человеком. Для вас это означает - смелым, всегда собранным, уверенным в себе, знающим, что ответить в нужный момент. Таким, который не может не вызывать восхищения, - восхищать-то хочется! Однако от всего этого действа веет ложью и скукой. Человеку свойственно ошибаться, а отсутствие неудач и налет идеальности лишают героев фильма человечности. Согласитесь, что наблюдать за совершенной, идеальной работой стиральной машинки или пылесоса скучно.

Бывают и такие случаи, когда вы просто не в силах понять, как у таких замечательных родителей, которые все знают и понимают, может быть такой несчастный ребенок! Как разобраться, что же здесь не так, на что опираться и куда двигаться? Это тяжелые для меня моменты - куда приятнее ощущать собственную компетентность. Ощущение несостоятельности - безрадостно. В таких случаях приходится искренне признать, что пока вы мало что понимаете, что нужна еще информация. И надо сказать, что способность сделать такое признание считается своей большой победой. Как правило, через какое-то время информация находится, причем часто самым неожиданным образом.

Осуждая детей за школьные неудачи, вы активизируете действие собственных установок, впитанных в детстве. Послания могут быть как словесными - в виде фраз, так и эмоциональными - в виде реакции на поступок. В кабинете психолога можно их отследить, вытащить на свет, рассмотреть, оценить, взвесить, сделать переоценку таких посланий. А дальше два пути: установку можно выбросить из своей кладовой, как ненужное пальто, а можно перекроить, подогнать и носить с удовольствием.

Как родителям реагировать на школьные неудачи ребенка

Обратите внимание на свое отношение к идеальности (перфекционизм), на то, как оно проявляется, насколько тяжело вам принимать неидеальные произведения своей деятельности.

Теперь отследите, каким образом вы передаете собственные установки своему ребенку (фразы, мимика, возгласы, жесты, крик, вздох…).

Следующий важный шаг на пути того, как справиться с неудачами ребенка, состоит в том, чтобы признать собственные ошибки в общении с ребенком.

Простите собственное несовершенство. Если вы сможете простить себя, сможете легче принять и неровные крючки в прописях, и разбитый стакан.

Найдите то, что у вас получается хорошо, за что вас любит ребенок.

К сожалению, одним чтением тут эффекта не достигнуть. Все равно что рассказывать о вкусе диковинного плода, не дав его попробовать.

Первое и основное, что мы можем сделать для наших детей на пути конструктивного отношения к неудаче, - развеять миф об идеальности взрослых: чаще говорите о своих ошибках, о своих переживаниях по этому поводу.

Хочется предостеречь! Избегайте говорить детям: «Я потерял кошелек и ничуть не расстроился» или что-нибудь в таком роде. Этим вы лишний раз напоминаете им о своем «небожительстве». Обязательно расскажите о своих подлинных переживаниях и объясните, как вы с этим справляетесь.

А уж если вы действительно не расстроились, скажите что-нибудь вроде: «Ну это же в порядке вещей? Каждый может что-нибудь потерять, из-за чего же тут расстраиваться?»

Но будьте осторожны, не впадите в другую крайность! Не перегружайте психику ребенка излишне эмоциональным рассказом или поведением. Пусть дети остаются всего лишь детьми - им по статусу не положено справляться с эмоциями взрослых.

Советы психолога:

  • Родители олицетворяют собой для ребенка стабильность мира, поэтому оберегайте детей от родительских истерик!
  • Обратите внимание на то, какими фразами вы насыщаете ваше с ребенком пространство.
  • Фраз вроде: «Ошибаются только глупые, ленивые или слабаки», «Все, за что ты берешься, должно быть идеально, иначе просто не берись за это», «Если ты ошибаешься, я тебя не люблю» - постарайтесь не произносить. Такие проявления нашего родительского перфекционизма очень сильно бьют по нашим детям.

Многие мамы и папы вздохнут с облегчением: «Ну! Слов таких мы своим детям точно не говорим». И это правда. Но… последите за собой. Иногда бывает, что слова говорятся правильные, а вот реакция папы и мамы - на детские промахи, да и свои собственные тоже - при этом такая…

Совет психолога:

  • Научитесь спокойно реагировать на мелкие бытовые неудачи ребенка: разлитое молоко, потерянную варежку, падение в грязь.

Потренируйтесь заранее, заготовьте фразы и в нужный момент просто посочувствуйте малышу. Не говорите о том, что аккуратные дети молоко не разливают, что внимательные не теряют варежки и не падают в лужи. Спросите лучше, не нужно ли переменить рубашку, Не замерзла ли у него ручка без варежки, не ударился ли он когда падал. Акцентируйте внимание не на самой неудаче ребенка, а на том, как исправить ситуацию: молоко вытереть, варежку поискать, связать или найти новую пару, грязную куртку постирать, разбитые коленки смазать зеленкой. Особенно полезно подключать к наведению порядка самого ребенка, учитывая, конечно, его возрастные возможности.

Советы психолога, которые помогут научить детей пережить неудачи с минимальными психологическими потерями:

  • Донесите до ребенка то, что вы его любите, даже неправильного (невнимательного, забывчивого, неловкого…).
  • Говорите ему о своей любви просто так, без контекста плохой - хороший. Запаситесь фразами: «Мне так с тобой хорошо», «Здорово, что ты есть!».
  • Хвалите любые действия ребенка, которыми он сможет вас превзойти. Особенно важной является похвала от родителя того же пола, что и ребенок.

Эдипов комплекс - так называются конкурентные отношения между сыном и отцом. Такие же отношения между дочкой и мамой называются комплексом Электры. Конкуренция возникает, когда ребенку примерно пять-шесть лет. Если не разбираться во всех подводных течениях бессознательного и сексуальной энергии, верным и простым для понимания останется одно: девочка входит в женский мир, а мальчик, соответственно, в мужской. Естественным и ближайшим представителем своего пола для ребенка являются родители. Мальчик начинает соотносить себя с отцом, девочка с матерью и - куда же без этого - соревноваться!

Самое здоровое поведение родителей в этот период - уверенное и спокойное приглашение в свой мир, мужской или женский, поддержка в поиске себя и сохранение позиции старшего. При этом важно дать возможность посоревноваться и победить пару-тройку раз. Нередко взрослые не только не предоставляют возможности помериться силами, но и просто не допускают в отношения саму идею соревнования.

Советы психолога:

  • Для девочек можно устроить совместное приготовление салатов, а затем похвалить: «У меня так не получалось хорошо смешивать в твоем возрасте (вариант: резать, чистить…)». Похвала еще более желанная, если она будет относиться непосредственно к происходящему моменту: «У тебя получилось почистить яйца лучше, чем у меня».
  • Привлеките девочку к выбору прически (вариант: выбор кастрюли, цвета ниток…) и одобрите потом ее выбор словами: «Твоя идея явно лучше моей».
  • Для мальчиков можно устроить шуточный бой с папой и последующей победой молодого поколения. Не беспокойтесь, что это игра в поддавки, самое главное - полученное ощущение триумфа или равенства с таким большим и авторитетным отцом.
  • Похвалите мальчика за решительность, смелость в каких-то ситуациях словами: «У меня бы так не получилось, да ты мужик!» и т. п.

Сияющая от чистоты девочка с бантиками на голове и умытый румяный мальчик с аккуратным пробором - вот идеальное представление о ребенке, бытующее в основной родительской массе. Эти милые образы для рождественских открыток не имеют, к сожалению, ничего общего с запросами детства и детской психики. Грустно, что на создание таких чудо-деток родители тратят немало сил и нервов, как своих, так и ребенка.

С года до трех ведущей деятельностью у малышей является предметно-манипулятивная. А значит, жесткое ограничение действий, связанных с предметными экспериментами (переливание, пересыпание, продавливание, разбрасывание, ковыряние, заталкивание, расстегивание, разрывание, пропускание сквозь пальцы и т. д.), ведет к ограничению в развитии.

Какое отношение все это имеет к нашим школьникам и страху неудач? Самое прямое. Стремление взять мокрую и грязную палочку в 2 годика по интенсивности и важности равно стремлению вывести ровную палочку в тетрадке. Постоянно ругая ребенка за неаккуратность в дошкольном возрасте, мы получаем аккуратного, но тревожного школьника. В качестве примера приведу эпизод, произошедший на детской площадке.

Вдоволь напачкавшись, можно переходить к более серьезным вещам, например, сделать картинку по образцу, фигурку из конструктора или другое задание, где требуется выполнение правил. Цель здесь - не развитие внимания, памяти, моторики, произвольности, а тренировка собственного доброжелательного отношения к неудачам ребенка.

Результатом выполненного упражнения или рисунка должна быть не его правильность, а хорошая самооценка вашего школьника.

  • Приступайте к выполнению задания в хорошем настроении.
  • Вам помогут наработки предыдущего упражнения по поиску ресурсного состояния. Постарайтесь вызвать ощущения и чувства, которыми была наполнена ваша небольшая медитация про любовь ребенка. Удерживая в себе этот настрой, вам легче будет отнестись доброжелательно к тому, что будет происходить.
  • Задание должно быть интересно ребенку.
  • Держите небольшую дистанцию (нависая, в буквальном смысле, над ребенком, вы сообщаете ему о своем беспокойстве и неверии в его силы).
  • Помогайте только тогда, когда он об этом попросит.
  • Старайтесь много хвалить, если что-то получилось. Ошибки замечайте вскользь.
  • Не настаивайте на исправлении, если ребенка устраивает его произведение.
  • Умение принять свою несовершенную работу очень важно и равноценно принятию себя, а ваше спокойное созерцание этого равносильно посланию: «Я тебя люблю, даже если ты неправильный». Помните, что задание терапевтическое, а значит, кривые линии и косые бока никому не навредят, оценку не поставят, учитель ругать не будет.

И не забывайте читать детям сказки. Цель сказок - снизить страх неудачи, сформировать отношение к промахам как к нормальному явлению жизни. Сказку можно прочитать целиком, но в ходе занятий я пришла к выводу, что лучше поделить сказку на две смысловые части. Первая - присоединение к образу героя, его чувствам, формирование отношения к ошибке как к нормальному явлению. Вторая - формирование алгоритма конструктивных действий по исправлению ошибки.

У кого-то может сложиться впечатление, что страх неудачи присущ только тревожным и чувствительным детям, но это не так. Излишний перфекционизм в поведении родителей и злоупотребление своим авторитетом действуют одинаково на детей с разными темпераментами. Различными могут быть лишь их защитные реакции: от страха начинать что-то новое - до желания во всем быть только первыми.

Статья прочитана 2 281 раз(a).

Наступило первое сентября, ребенок пошел в школу. Это его самый первый звонок и первый урок. Вас переполняет гордость, ведь он уже так вырос и стал самостоятельным.

Он так долго ждал и готовился к этому праздничному дню. В первый раз идет в школу с таким удовольствием, а значит, и учиться будет хорошо. Родители тоже рады и думают, что им не придется переживать из-за учебы.

Проходит несколько месяцев или год и все надежды родителей на хорошую учебу терпят крах. Ребенку перестают нравиться школьные занятия. Зачастую такое происходит при переходе во второй класс. Возрастает нагрузка, учителя начинают больше требовать от детей. Ведь нужно освоить большее количество материала. Иногда ребенок теряет интерес к учебе уже через 3-4 недели посещения школы. В некоторых случаях проблемы начинаются в классе пятом или шестом, хотя до этого никаких проблем не было.

Причины, по которым дети не хотят учиться

Основной причиной, из-за которой пропадает желание учиться, часто становится отсутствие мотивации. Во время очередного скандала ваш ребенок начинает задавать вопрос: «Зачем мне сдалась эта учеба?». Он не может понять, зачем столько времени отдавать неинтересным школьным заданиям. Ведь так хочется поиграть с друзьями или в компьютер, посмотреть телевизор. В основном так ведут себя дети в младших классах.

Это происходит из-за того, что дети до 13 лет, в силу своего возраста, не строят планы на будущее. Они еще не понимают, что повзрослеют, что надо будет поступать в институт и выбирать профессию. Малыши думают, что родители будут постоянно заботиться о них. Обычно с возрастом это проходит. Подростки тоже могут потерять интерес к учебе. Происходит это по одной простой причине - они видят как люди, имеющие высшее образование, живут в нищете. При этом те, кто не отличается высоким интеллектом, имеют и деньги, и успех.

А может, проблема в окружении

Есть вероятность, что проблема может заключаться в окружении вашего ребенка. Может, у него не очень хорошие отношения с одноклассниками. Дети могут быть достаточно жестокими по отношению к другим. Возможно, вашего ребенка дразнят или даже бьют те, кто посильнее. В наших современных школах может быть ситуация, когда старшеклассники издеваются и забирают деньги у тех, кто младше и слабее. Жертва, как правило, никому из взрослых об этом не рассказывает.

Кроме конфликта с одноклассниками, отношения могут не сложиться и с учителем. Как правило, в младших классах большинство предметов ведет один педагог. Ребенок оказывается заложником ситуации. Он находится практически в постоянном стрессе. От этого может пострадать и психика ребенка. Но не во всем виновата школа. Очень сильно на поведение детей влияет ситуация в семье. Может таким способом ребенок просто протестует против ваших методов воспитания?

Одна из причин - это усталость

От занятий можно устать не только физически, но и интеллектуально. Проще всего восстановить физические силы, надо только полноценно питаться и хорошо высыпаться. Хуже обстоят дела с интеллектуальной или эмоциональной усталостью. Возможно, придется обратиться за помощью к специалисту. Психолог сможет разобраться в проблеме и решить ее.

Родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, самым лучшим учеником в классе и при этом посещал еще и несколько кружков. Из-за этого может случиться эмоциональное и умственное истощение. Бывает, что и дети, особенно девочки, хотят быть лучшими, самыми умными. Чтобы добиться своей цели они постоянно занимаются. Первое время все выходит, но в один прекрасный момент все меняется, ухудшается психическое состояние. Память становится хуже, материал не запоминается, снижается концентрация внимания.

Дети, привыкшие побеждать, очень тяжело переносят свою невозможность быть первыми. У них снижается общая самооценка. Родители, вместо того чтобы поддержать, начинают критиковать. Все это вместе психически давит на ребенка, он не видит смысла стараться и укрепляется во мнении о своей бездарности. У преуспевающих школьников пропадает всякое желание учиться.

Выше рассмотрены самые распространенные причины, из-за которых дети теряют интерес к учебе. Что могут сделать родители? Прежде всего, стоит поговорить со своим ребенком, не критикуя его, и выяснить, почему сложилась такая ситуация. Если произошел эмоциональный срыв, то единственно правильное решение - это обращение к специалисту. Психолог поможет скорректировать мотивацию. В случае, когда произошел конфликт с одноклассниками или с учителем, просто переведите ребенка в другое учебное заведение. Не оставляйте своего ребенка один на один с проблемой. Помогите ему изменить мнение о сложившейся ситуации. Ваше понимание и доверие помогут ему все осознать и попробовать что-то изменить.