Что символизирует двуглавый орел на гербе России, что означает символика РФ – описание и значение государственной атрибутики Российской Федерации — Интернет-канал «TV Губерния. Как появился двуглавый орел в гербе россии

Российский государственный герб – это, наряду с флагом и гимном, один из главных официальных символов нашей страны. Его основным элементом является двуглавый орел, расправляющий крылья. Официально государственный герб был утвержден указом первого президента РФ 30 ноября 1993 года. Однако двуглавый орел – это символ гораздо более древний, история которого теряется в мрачной глубине минувших столетий.

Изображение этой геральдической птицы впервые появилось на Руси в конце XV века, во времена царствования Иоанна III. С тех пор, преображаясь и видоизменяясь, двуглавый орел неизменно присутствует в государственных символах сначала Московского княжества, затем Российской империи, ну и, наконец, современной России. Прервалась эта традиция только в прошлом веке – семь десятилетий огромная страна жила под сенью серпа и молота… Крылья двуглавого орла помогли Российской империи взлететь мощно и стремительно, правда, и падение ее было совсем уж трагическим.

Однако, несмотря на такую долгую историю, в происхождении и значении этого символа остается немало таинственных и непонятных моментов, о которых историки спорят до сих пор.

Что означает Герб России? Какие метаморфозы он претерпел за минувшие столетия? Почему и откуда вообще прилетела к нам эта странная двухголовая птица, и что она символизирует? Существовали ли альтернативные варианты российского герба в древности?

История Герба России действительно очень богата и интересна, но прежде чем перейти к ней и попытаться ответить на вышеперечисленные вопросы, следует дать краткое описание этого главного российского символа.

Герб России: описание и основные элементы

Государственный герб России представляет собой щит красного (червлёного) цвета, на котором находится изображение золотого двуглавого орла, расправляющего крылья. Каждую из голов птицы венчает малая корона, сверху над которыми расположена большая корона. Все они соединяются лентой. Это знак суверенитета Российской Федерации.

В одной лапе орел держит скипетр, а в другой – державу, что символизирует единство страны и государственную власть. В центральной части герба, на груди орла, находится красный щит с серебряным (белым) всадником, который пронзает копьем дракона. Это древнейший геральдический символ российских земель – так называемый ездец, – который стал изображаться на печатях и монетах еще с XIII века. Он символизирует победу светлого начала над злом, воина-защитника Отчизны, который с древнейших времен особо почитался в России.

К вышесказанному еще можно добавить, что автором современного российского государственного герба является петербургский художник Евгений Ухналев.

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Двуглавый орел – символ очень древний. Впервые он появляется у шумеров. В Междуречье орел считался атрибутом верховной власти. Особо почиталась эта птица в Хеттском царстве – могущественной империи бронзового века, которая на равных соперничала с государством фараонов. Именно от хеттов двуглавого орла заимствовали персы, мидийцы, армяне, а затем монголы, турки и византийцы. Двуглавый орел всегда был связан с солнцем и солярными верованиями. На некоторых рисунках древнегреческий Гелиос правит колесницей, запряженной двумя двуглавыми орлами…

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Примечательно, что в самом начале XV столетия двуглавый орел стал государственным гербом Священной Римской империи. Возможно, что Иван III, приняв этот символ, хотел сравняться в могуществе с сильнейшим европейским государством своего времени.

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Кстати, мы не знаем, какого цвета был российский орел «ранних версий». Так, например, на царском оружии XVII века он белый.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Кстати, до орла на московских монетах и печатях изображались и другие звери. Весьма распространенным символом был единорог, а также лев, разрывающий змею.

Всадник на гербе: почему появился и что означает

Вторым центральным элементом российского национального герба является всадник на коне, поражающий змия. Этот символ появился в отечественной геральдике задолго до двуглавого орла. Сегодня он прочно ассоциируется со святым и великомучеником Георгием Победоносцем, но изначально он имел другое значение. А с Георгием его чаще всего путали иностранцы, приезжающие в Московию.

Впервые изображение конного воина – «ездеца» – появляется на русских монетах в конце XII – начале XIII столетий. Кстати, и копьем этот кавалерист был вооружен не всегда. До нас дошли варианты с мечом и луком.

На монетах князя Ивана II Красного впервые появляется воин, поражающий мечом змея. Правда, он был пешим. После этого мотив уничтожения различных пресмыкающихся становится одним из самых популярных на Руси. В период феодальной раздробленности его использовали разные князья, а после становления Московского государства он превращается в один из главных его символов. Значение «ездеца» довольно просто и лежит на поверхности – это победа добра над злом.

Долгое время всадник символизировал не небесного воина, а исключительно князя и его верховную власть. Ни о каком святом Георгии речи не было. Так, например, на монетах князя Василия Васильевича (это XV век) рядом с ездецом была надпись, которая уточняла, что это действительно князь.

Окончательное изменение этой парадигмы произошло много позже, уже в период царствования Петра Первого. Хотя, ассоциировать всадника с Георгием Победоносцем начали уже во времена Ивана Грозного.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана IV, между головами орла появляется так называемый голгофский крест – символ мученической смерти Иисуса Христа.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Российский император Павел I был по совместительству еще и Верховным магистром Мальтийского ордена. Этот факт он попытался увековечить в государственном гербе. На груди орла под щитом со всадником был размещен мальтийский крест и корона. Однако после смерти императора все эти нововведения были отменены его преемником Александром I.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага . Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Вихри революции и новейшее время

Февральская революция перевернула все устои Российского государства. Обществу нужны были новые символы, не связанные с ненавистным самодержавием. В сентябре 1917 года была создана специальная комиссия, в состав которой вошли самые именитые знатоки геральдики. Считая, что вопрос нового герба в первую очередь политический, они предложили временно, до созыва Учредительного собрания, пользоваться двуглавым орлом периода Ивана III, убрав любую царскую символику.

Рисунок, предложенные комиссией, был утвержден Временным правительством. Новый герб имел хождение практически на всей территории бывшей империи вплоть до принятия Конституции РСФСР в 1918 году. С этого момента и до 1991 года над 1/6 частью суши развевались совсем другие символы…

В 1993 году президентским указом двуглавый орел вновь стал главным государственным символом России. В 2000 году парламент принял соответствующий закон относительно герба, в котором его облик был уточнен.

История Герба России

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями разом побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы.

После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комичное видоизменение.

Когда Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство, сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584).

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение единорога. Зачем и почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен. Видимо царь догадался что подобный сказочный зоопарк на государственном гербе неуместен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление "голгофского креста" в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

В связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе "Тишайшим" — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями. И тогда же орел "взлетел" на шпили башен Московского кремля.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", который содержал официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя ".

В 1696 году престол достается единолично Петру I Алексеевичу "Великому" (1689-1725). И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест (внизу в оперение орла) становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают вокруг щита с всадником.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет". Только вот изображения этого орла я не нашел.

С незначительными, или значительными, но кратковременными, изменениями это изображение герба России просуществовало вплоть до начала правления Павла I (1796-1801 гг.), который сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и плащом. Вся композиция помещена на фоне мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами... Этот проект, слава Богу, не был утвержден.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, которые мы приводить, естественно, не будем.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе» - абсолютно голым...

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были тотально упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Двуглавый орел окончательно был отправлен в отставку, оставаясь только "сидеть" на башнях московского кремля. Политбюро ЦК ВКПб заменило их на рубиновые звезды только в 1935 году.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году, указом Президента Б.Н. Ельцина двуглавый Орел был обратно утвержден в качестве государственного герба. И только в 2000 г. двуглавый Орел был окончательно утвержден Государственной Думой. За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите.

На протяжении истории нашего государства, каждый правитель вносил свой вклад в формирование герба, да и, зачастую, происходящие в этот момент исторические события находили отражения на нем. Характер и политические взгляды тоже находили отражение в его изображении. Все детали формирования облика государства можно найти в истории его государственных символов...

Изначально орел появился в России из распавшейся могучей Римской империи. Он был необходим тогда еще совсем молодому Российскому государству, как символ власти. Чем крепче становились Россия, тем увереннее и сильнее выглядел орел на гербе.

Со временем, став огромным и независимым государством у России появились и на гербе все атрибуты государственности и власти: корона, скипетр и держава, которые и сейчас отчасти олицетворяют современное Российское государство.

А. БАРЫБИН.

Герб - двуглавый орел достался России в наследство от Византии после бракосочетания Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора, с великим князем Иваном III. Отчего греческая царевна предпочла московского князя остальным претендентам на ее руку? А претенденты из знатнейших европейских фамилий были, и всем Софья отказала. Может быть, она хотела выйти замуж за человека одного с ней православного вероисповедания? Возможно, но вряд ли непреодолимым препятствием был бы для нее брак с женихом, например, католической веры. Ведь не помешала православная вера перейти в подданство исламскому султану ее дяде Димитрию Палеологу, а позже и брату Мануилу. Основным мотивом был, бесспорно, политический расчет папы римского, у которого воспитывалась Софья. Но решение это пришло не вдруг и не просто.

юди средневековья... От некоторых из них сохранились лишь имена и скудные сведения на страницах летописей, другие были участниками бурных событий, в хитросплетениях которых пытаются сегодня разобраться ученые.

В 1453 году османские войска осадили Константинополь - так изображает осаду старинная гравюра. Империя была обречена.

Великий князь московский Иван III (слева) в сражении с татарским ханом. Гравюра XVII века так символически изображает конец монголо-татарского ига.

Иван III Васильевич правил на Московском престоле с 1462 по 1505 год.

Слева -государственная печать Ивана Грозного. Справа - государственная печать Российской империи конца XVII века.

Государственное знамя с изображением герба.

Сначала обратимся к истории Византии. В 395 году Римская империя разделилась на восточную (Византийскую) и западную. Византия считала себя преемницей Рима и - по праву. Запад вступил в период упадка культуры, духовной жизни, а в Константинополе общественная жизнь по-прежнему бурлила, процветали торговля, ремесла, был введен правовой кодекс Юстиниана. Сильная государственная власть ограничива ла влияние церкви на интеллектуальную жизнь, что благотворно сказывалось на образовании, науке и искусстве. Византия, являясь мостом между Европой и Азией, занимала важнейшее стратегическое положение. Но и воевать она была вынуждена на все четыре стороны - с персами, готами, аварами, гуннами, славянами, печенегами, половцами, норманнами, арабами, турками, крестоносцами.

С конца XII века звезда Византии постепенно клонится к упадку. То было время отчаянной, полной драматизма борьбы с могущественным соперником - турками, энергичным, воинственным и многочисленным народом. (Напор его не ослабевал и держал в ужасе Европу вплоть до XVIII века.) Постепенно, по частям турки захватывали земли империи. В конце XIV века им покоряются балканские славянские страны, и положение Византии становится критическим. Кульминация борьбы пришлась на XV век. Византия сражалась упорно, мужественно, изобретательно. Знаменитая византийская дипломатия проявляла чудеса находчивости. В значительной мере именно ее стараниями в свое время были совершены знаменитые крестовые походы рыцарей, существенно ослабившие турецкий султанат и отсрочившие крах империи.

Своих сил справиться с турецкой опасностью Византии не хватало. Только объединенные усилия всей Европы могли бы остановить турецкую экспансию. Но к такому объединению европейским политикам прийти не удавалось: камнем преткновения оставалась религиозная рознь между православной Византией и католическим Западом (как известно, раскол христианской церкви произошел в IX-XI веках). И тогда император Иоанн VII Палеолог предпринимает в 1438 году поистине историческую попытку сблизить церкви. Византия в то время находилась в тяжелейшем положении: под ее властью оставались ближайшие пригороды Константинополя, несколько мелких островов да деспотат Морея, с которым не было сухопутно го сообщения. Тонкая нить действующего перемирия с турками вот-вот должна была порваться.

Иоанн III договаривается с папой римским Евгением IV о созыве Вселенского собора с целью осуществить наконец объединение церквей. Византийцы проводят максимально возможную в тех обстоятельствах подготовку к собору, который, по их плану, должен принять общие для всего христианского мира церковные догматы. В ходе этой подготовки (для нашего рассказа факт очень важен) митрополитом московским назначают известного церковного деятеля, дипломата, оратора и мыслителя Исидора, убежденного сторонника объединения церквей (именно он невольно сыграл большую роль в судьбе Софьи Палеолог и Ивана Васильевича).

В 1438 году из Константинополя в Италию выехала делегация во главе с императором и патриархом. Митрополит Исидор с делегацией из России прибыл отдельно. Больше года в Ферраре, потом во Флоренции продолжались ожесточенные богословские споры. Они не привели к соглашению ни по одному пункту. К концу собора на греческую сторону было оказано сильное давление, и византийцы подписали итоговый документ, так называемую Флорентийскую унию, в которой согласились с католиками по всем позициям. Однако в самой Византии уния разделила народ на ее сторонников и противников.

Итак, слияния церквей не произошло, единственно правильный политический ход не состоялся. Византия осталась лицом к лицу с могущественным врагом. С легкой руки французских просветителей XVIII века, видевших в Византии оплот монархизма, о ней традиционно принято говорить как о стране загнивающей, застойной, дряхлеющей (такое отношение усиливалось неприязнью к православию). Наши мыслители Чаадаев и Герцен тоже ее не жаловали. У западных историков до сих пор в отношении к Византии сквозит легкое пренебрежение.

А между тем она стояла в самом важном стратегическом пункте, на границе Востока и Запада, владела проливами и держалась 1100 лет! Византия, пусть ослабевшая, не только героически боролась с многочисленными нашествиями, но и хранила колоссальный культурный потенциал, накопленный древними греками и римлянами. Когда в Европе царили церковное мракобесие и нетерпимость к любому отклонению от библейских канонов, в Константинопольском университете преподавалось римское право, все граждане Византии юридически были равны перед законом, грамотные люди зачитывались античными авторами, а в школах же учили читать по Гомеру! И еще не известно, когда бы появилось итальянское Возрождение, повернувшее человека от бесплодной схоластики к блеску античной культуры, если бы не постоянные культурные контакты европейцев с восточным соседом.

В апреле 1453 года Константинополь был осажден войсками турецкого султана Мехмеда II численностью, по разным оценкам, от 200 до 300 тысяч воинов. Мощнейшая по тем временам артиллерия, огромное количество осадной техники, большой флот, прекрасные специалисты по проведению подкопов и взрывных работ - все было направлено против великого города. Осада велась непрерывно и упорно. Чтобы лишить греков относительной безопасности их морских стен, во внутреннюю гавань Золотой Рог, защищаемую цепями, турки уже в ходе боев перевезли волоком по многокилометровому деревянному настилу 70 тяжелых боевых кораблей.

Что всей этой силе могли противопоставить византийцы? Мощные старинные каменные стены и башни, глубокие рвы, ловушки и другие оборонительные сооружения, построенные в разные времена прекрасными фортифика ционными инженерами. Город был неприступен для доогнестрельного оружия. Но на стенах почти не было артиллерии, и осажденные использовали в бою лишь камнеметные машины. Император смог выставить на стены только 7 тысяч воинов, в гавани находилось всего 25 кораблей. В самом городе шли непрекращающиеся религиозные споры между православными и католиками, спровоцированные принятием Флорентийской унии. Религиозная рознь сильно ослабила оборонный потенциал Константинополя. И это тоже учитывал Мехмед.

Но, несмотря ни на что, боевой дух защитников оказался невероятно высоким. Героическая оборона Константи нополя вошла в легенды. Оборону возглавлял и вдохновлял последний император Византии Константин XI Палеолог, мужественный и опытный воин с сильным и решительным характером. Полтора месяца отражаются все штурмы, все нападения с моря, разгадываются и ликвидируются подкопы.

Но 29 мая 1453 года во время последнего штурма под ударами ядер обрушилась часть стены. В пролом ринулись отборные части янычар. Константин собирает вокруг себя оставшихся защитников и бросается в последнюю контратаку. Силы слишком неравны. Видя, что все кончено, он, потомок древних греков, ринулся с мечом в руках в гущу боя и геройски погиб. Великий город пал. Византия погибла, но погибла непобежденной. "Погибаю, но не сдаюсь!" - девиз ее героических защитников.

Падение Константинополя произвело оглушительное впечатление во всем тогдашнем мире. Европейцы словно бы верили в чудо и ждали, что город вновь устоит, как бывало не раз в прошлом.

Три дня завоеватели убивают, грабят, насилуют, угоняют жителей в рабство. В огне гибнут книги, произведения искусства. Немногие могли спастись на кораблях. Начался исход в Европу из еще свободных византийских земель.

Из ближайших родственников Константина в живых остались два брата - Димитрий и Фома, которые правили каждый своей частью деспотата Морея на полуострове Пелопоннес. Турки планомерно присоединяли к султанату оставшиеся земли Византии. Очередь Мореи наступила в 1460 году. Димитрий остался на службе у султана. Фома уехал в Рим с семьей. После его смерти два его сына, Андрей и Мануил, и дочь Софья оказались на попечении папы римского.

Софья своим обаянием, красотой и умом заслужила всеобщую любовь и уважение в Риме. Но годы шли, ей пора замуж. Папа Павел II предлагает высокородных женихов, однако всех она отвергает (и даже короля Франции, и герцога миланского) под предлогом, что они не ее веры. Окончательное решение выдать Софью замуж за князя московского Ивана III Васильевича, овдовевшего несколько лет назад, папа принял под влиянием кардинала Виссариона. Виссарион Никейский, один из самых просвещенных людей своей эпохи, в прошлом православный митрополит - близкий друг и единомышленник Исидора московского в стремлении объединить церкви. Они вместе активно выступали на Флорентийском соборе, и, естественно, Виссарион много слышал и знал о России.

Великий князь московский был в ту пору единственным православным монархом, независимым от турок. Опытные политики в Риме видели, что усиливающаяся Россия имеет будущее. Римская дипломатия постоянно искала способы противодействия османской экспансии на Запад, понимая, что после Византии может наступить черед Италии. Поэтому в будущем можно было бы рассчитывать и на военную помощь России против турок. И тут такой удобный случай: браком вовлечь Ивана Васильевича в сферу римской политики и сделать попытку подчинить католическому влиянию огромную и богатую страну.

Итак, выбор сделан. Инициатива исходила от папы Павла II. В Москве обо всех тонких хитросплетениях в папском дворце и не подозревали, когда нагрянуло посольство из Италии с предложением династического брака. Иван, по своему обыкновению, советовался с боярами, с митрополитом, с матерью. Все дружно говорили ему одно, и он согласился. Последовал обмен посольствами. Затем были триумфальное путешествие невесты из Рима в Москву, торжественный въезд Софьи в Кремль, первое свидание молодых, знакомство невесты с матерью жениха и, наконец, свадьба.

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу.

В 987 году великий князь киевский Владимир I заключил договор с византийским императором Василием II, по которому он помог императору подавить мятеж в Малой Азии, а взамен тот должен был отдать Владимиру в жены свою сестру Анну и прислать священников для крещения языческого населения. В 988 году на Руси официально вводится православие по византийским обрядам. Этот шаг определил дальнейшую судьбу и культуру России. Но принцесса не приехала. И тогда в 989 году великий князь захватывает византийскую колонию Херсонес в Тавриде. В последовавших переговорах пришли к соглашению: Владимир вернет город грекам, как только Анна приедет к жениху. Так все и получилось. Этот династический брак стал исключительным событием в то время: Анна - сестра Василия II и дочь предыдущего императора Романа II. До этого момента ни одна порфирородная принцесса или царевна византийская не выходила замуж за иностранца.

Порфирородными считались дети императоров, рожденные в особом помещении женской половины император ского дворца в Константинополе - Порфире. Императорами в Византии могли стать даже случайные люди, что, кстати, часто и происходило. Но порфирородными могли быть только дети правящих императоров. Вообще в раннем средневековье авторитет и престиж византийского двора в глазах европейцев были огромны. Королевские дома Европы почитали для себя за высшую честь иметь хоть какой-нибудь знак внимания от императора, не говоря уж о родственных связях. Поэтому женитьба Владимира на Анне имела большой резонанс в том мире и увеличила международный вес новой христианской державы в самом начале ее христианского пути.

И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией.

Несколько слов о самых первых следствиях для России приезда Софьи с гербом ее предков. Высокообразо ванная по тем временам, она сама и ее греческие приближенные явно положительно повлияли на культурный уровень при дворе великого князя, на становление иностранного ведомства, на увеличение престижа великокня жеской власти. Новая жена поддерживала Ивана III в его стремлении наладить отношения при дворе, упразднить уделы и установить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Софья с ее ореолом императорского величия Византии была для русского царя идеальной женой.

Это было великое княжение. Фигура Ивана III Васильевича, в основном завершившего объединение русских земель в единое государство, была для своего времени по масштабности деяний сравнима разве что с Петром I. Одно из самых славных дел Ивана III - бескровная победа России над татарами в 1480 году после знаменитого "стояния на реке Угре". Полное юридическое освобождение от остатков ордынской зависимости ознаменова лось появлением на Спасской башне Кремля византийского, а теперь русского двуглавого орла.

Двуглавые орлы в гербах не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, они известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской империи, а после ее распада в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как он появился в Византии? Известно, что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел - государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел делается гербом Византии.

В появлении двуглавого орла как символа еще много непонятного. Известно, например, что он изображал ся в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, двуглавый орел прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел. Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. На печатях двуглавый орел просуществовал до 1918 года. С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. И вот 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина двуглавый державный орел России вновь возвращен на российский герб. А в конце XX века Дума узаконила все атрибуты символики нашей страны.

Византийская империя была евроазиатской державой. В ней жили греки, армяне, турки, славяне и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство этих двух начал. Как нельзя более подходит это и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Мы говорим: двуглавый орел, подразумеваем Византия. Говорим: Византия подразумеваем двуглавого орла. На фасаде храма Святого Георгия на Фанаре - главного храма Вселенской патриархии, последнего символа Византии- высечен большой барельеф двуглавого орла как символа исторического наследия ромейской империи.

Двуглавый орел. Барельеф на стене храма Святого Георгия на Фанаре.

Но на самом деле, хотя это и может показаться странным на первый взгляд, символ двуглавого орла в Византийской империи появляется только на самом ее излете.

В литературе есть упоминания о том, что его древнейшее изображение найдено на мраморной плите в Ксиропотамском монастыре, основанном императрицей Пульхерией в середине V века. Однако исторической датой основания монастыря считается X век, а орел, вероятно, относится к еще более позднему времени.

Двуглавый орел из Ксиропотамского монастыря, на ранее X века.

К XI веку отсылает нас легенда, связывающая с символом двуглавого орла императора Исаака Комнина (1057-1059). Якобы он, будучи в Малой Азии, услышал рассказ о гигантской двухголовой птице - хага, которая могла спокойно унести в своих когтях целого быка. Для местных аборигенов эта птица означала власть и заступничество. Символика странной и хищной птицы столь понравилась императору, что он ввел ее в Византии. Однако, мне, к сожалению, так и не удалось обнаружить каких-либо ссылок на эту легенду в исторических источниках. К этому же времени относится и еще один любопытный артефакт, который на сайте коллекции Dumbarton Oaks обозначен как «Шелковый фрагмент с двуглавым орлом, Византия, XI век».

Шелковый фрагмент с двуглавым орлом из коллекции Dumbarton Oaks.

Проблема заключается в том, что этот орел сильно напоминает текстили, произведенные в мусульманской Испании в XI-XII веках. Некоторое время велись дискуссии вокруг другой шелковой ткани с двуглавыми орлами, обнаруженной в соборе Вича (Каталония) в могиле Святого Бернарда из Кальво (умер в 1243 году). Некоторое время считалось, что эта ткань византийского производства, однако сейчас возобладало мнение, что она создана в испанской мастерской и досталась каталонцам в качестве военного трофея.

Фрагмент текстиля с двуглавыми орлами из коллекции Метрополитан музея.

Для сравнения можно привести еще одну шелковую парчу из Musée des Tissus в Лионе, мавританского испанского производства.

Шелк из Musée des Tissus в Лионе.

С другой стороны мавританские шелка весьма и весьма напоминают византийские шелка с орлами, которые, вероятно, оказали на них влияние. Но орлы на византийских шелках сплошь одноглавые (?). Впрочем, все это достаточно дискуссионно.

Византийский шелк из Осера (Франция), X-XI век.

Два орла несут Александра Великого на небо. Византийский шелк X века. Mainfränkisches Museum, Würzburg .

Еще один пример одноглавого византийского орла в монастыре Космосотира в северо-восточной Греции. Монастырь был основан в 1152 году севастократором Иасааком Комниным .

Хронологически следующим изображением византийского двуглавого орла считается портрет никейского императора Феодора II Ласкариса (1254-1258) в Cod. Marcianus graecus 404 fol. VI. Кодекс хранится в государственной библиотеке в Мюнхене. Манускрипт содержит в себе «Историю» Георгия Пахимера, которая охватывает события с 1255 по 1308 годы. Его приблизительная датировка середина XIV века - время императора Иоанна Кантакузина. Феодор Ласкарис стоит на особом подножнике - суппендионе, на котором изображены двуглавые орлы.

Феодор II Ласкарис в Cod. Monacensis graecus fol. VI

Правда есть мнение, что двуглавые орлы появились здесь только в ΧVI веке, когда Антоний Эпарх с Корфу - торговец древними рукописями - реставрировал манускрипт и мог принять одноглавого орла за двуглавого. В качестве подтверждения приводится изображение Михаила VIII Палеолога, на суппендионе которого традиционный римский знак власти - одноглавый орел, а также миниатюры плохой сохранности из кодекса Marcianus graecus 404, представляющая собой копию Monacensis graecus, сделанную до того, как над рукописью поработал реставратор, где на суппендионах Феодора Ласкариса и Михаила Палеолога - одноглавые орлы, и только у Андроника ΙΙ - двуглавый. Но все это относится к области догадок и предположений. Подробнее об этом

Михаил VIII Палеолог Cod. Monacensis graecus 442 fol. 174 r

Так или иначе, рукопись XIV века вряд ли можно считать доказательством того, что двуглавые орлы использовались при никейском императорском дворе. Самые ранние свидетельства, не поддающиеся двойному толкованию, о византийских двуглавых орлах относятся к эпохе начало правления в Византии династии Палеологов. Об этом будет следующий пост.