Проект для дошколят по татарским традициям. Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья
Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)
(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .
Вид проекта : групповой .
Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .
Тип проекта : информационно-творческий.
По продолжительности : средней продолжительности .
Сроки работы : февраль - апрель.
Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .
Актуальность :
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.
Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .
Задачи проекта :
Задачи проектируемого процесса на детей :
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .
Задачи проектируемого процесса на родителей :
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .
1. Беседа о народах Поволжья .
2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)
5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)
6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)
7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .
Слушание песни на татарском языке в записи.
Подвижная игра «Куры и лисица» .
Традиционное чаепитие.
8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)
Беседа о чувашском народе и его культуре
Слушание песни на чувашском языке
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »
Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»
9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)
Беседа о мордовском народе и его культуре
Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »
Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»
Мордовский народный фольклор (считалки)
10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.
Технологическая карта
Направления разви
тия детей Образователь
ная область Вид деятельности Формы организа
Социально-коммуни
кативное Социализация
Коммуникация
Труд Игровая
Коммуникативная
Познавательная
Трудовая
Продуктивная
Речевая СОД
Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;
Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;
Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;
Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;
Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;
Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;
Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;
Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;
Знакомство с блюдами народной кухни ;
Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём
Познавательное Познание Познавательная
Исследовательская
Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах
Исследование характерных особенностей национальных костюмах
Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.
Художественно-эсте
тическое Художественное творчество
Музыка Изобразительная
Продуктивная
Музыкальная
Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;
Раскраски «Матрёшка» ;
Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;
Лепка «Подкова» ;
Лепка «Чайная пара» ;
Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;
Музыкальный фольклор
Речевое Чтение художественной литературы
Коммуникация Читательская
Коммуникация
Познавательная НОД
ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;
Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;
Физическое Здоровье
Физкультура
Безопасность Двигательная
Познавательная
Исследовательская
коммуникативная НОД
Рср -Утренняя гимнастика;
Индивидуальная работа на развитие основных движений;
П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»
«Мышеловка» , «У медведя во бору»
Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;
Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;
Предполагаемый результат проекта .
Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .
Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»
Конспект НОД «Жители Поволжья » .
Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .
Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».
Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .
Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .
Евгения Ерошкина
В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России " мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа , как второго по численности народа , населяющего нашу страну.
1 Вводная беседа о татарской национальности , ее культуре , традициях , народных играх .
2 Беседа о национальном татарском костюме .
Украшение тюбетейки, колфака, ичигов из бумаги; сентябрь, октябрь.
3 Пошив национальных костюмов для кукол. сентябрь
4 Чтение татарских народных сказок «Белый змей» , «» Волшебные башмаки» и др.
5 Знакомство с татарским народным поэтом Габдуллой Тукаем, с его произведениями для детей «Шурале» , «Водяная» .
Разучивание стихотворения на татарском языке . Лапин Слава.
6 Прослушивание татарской народной музыки «Татарская плясовая » , татарских народных песен «Эх, тола-тола» и др. сентябрь, октябрь
7 Просмотр мультфильма «Чукмар и Тукмар» на татарском языке , мультфильма
«Приключения Сабантуя» . Рисование иллюстраций для создания книжки по мультфильму "Приключения Сабантуя"
8 Знакомство с татарскими народными играми
- «Кто первый»
- «Спутанные кони»
- «Резвые лошадки»
- «Бег в мешках»
- «Как детишки Темирбая» На прогулках и в свободное время.
9 Знакомство с национальным весенним праздником Сабантуй
Предварительная работа :
1. Подготовка татарских национальных костюмов.
2. Татарские национальные блюда (чак-чак, эчпочмак, чай в пиалах)
3. Украшения для группы в народном татарском стиле
4. Просмотр презентации о празднике Сабантуй.
9 Организация выставки творческих работ по татарским народным сказкам . В течение недели
10 Просмотр детско -родительских презентаций на тему проекта .
11 Создание мультфильма из детских рисунков к одной из понравившихся сказок.
Работа над проектом еще продолжается . Готовый мультфильм презентуем в декабре. Он представляет из себя продолжение сказки Г. Тукая "Шурале". Рисунки для него уже готовы. Сейчас снимаем с ребятами перекладку рисунков.
Публикации по теме:
Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Народная культура и традиции» Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Лесные птахи» Интеграция образовательных областей ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».
Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада Тема: Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек. Виды труда: Труд в природе. Хозяйственно-бытовой труд. Цель:.
Планирование тематической недели «Традиции, культура, промыслы коми народа» Тематическая неделя «Традиции. Культура. Промыслы коми народа» Средняя группа 1 день – понедельник «КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ» Основные задачи:.
Посёлок, в котором я родилась и выросла, в моё детство в основном был одноэтажным. Дома были деревянными. Люди всегда стремились к красоте,.
Проект на тему: «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание.
Состав участников: воспитатели, родители, дети средней группы.
Тип проекта: информационно-творческий.
По продолжительности: средней продолжительности.
Сроки работы: март - май.
Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это — русские, татары, чуваши, мордва и т.д И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Цель проекта : познакомить детей среднего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Задачи проекта:
Задачи проектируемого процесса на детей:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
1. Беседа о народах Поволжья. (Воспитатель)
2. ООД «Какие народы живут у реки Волга». (Воспитатель)
4. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. (Воспитатель)
5. Ознакомление с народными сказками. (Воспитатель)
6. Инсценировка татарской народной сказки «Три дочери», которая учит детей доброте, любви и уважению ко всем близким и родным (Воспитатель и дети)
7. Проведение тематического досуга «Культура и традиции татарского народа». (Родители Асадулина Гельнар Жашиновна и Николаева Эльвира Амировна).
Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре, праздниках.
Просмотр слайдов «Национальные костюмы и кухня татарского народа».
Слушание песен на татарском языке детского народного ансамбля песни и танца «Идель»
Подвижная игра «Куры и лисица».
Традиционное чаепитие с национальными сладкими блюдами
8. Проведение тематического досуга «Культура и традиции чувашского народа». (Родители Возмилова Надежда Викторовна и Поликарпова Юлия Владимировна)
Беседа о Чувашии, чувашском народе и его культуре, праздниках.
Просмотр слайдов «Национальные костюмы чувашского народа».
Слушание песен на чувашском языке детского фольклорного коллектива «Саванас»
Подвижная народная игра Журавушка (Тарналла)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»
Проект
«Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»
Подготовила:
Воспитатель Г.Р. Богданова
р.п. Радищево
2016-2017 гг.
Актуальность . На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.
Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.
Цель. Приобщение детей к культуре татарского народа.
Задачи.
- Воспитывать интерес к татарской национальной культуре, народному творчеству, традициям, народным детским играм.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине – селу, к родной земле.
- Знакомить детей с истоками народной мудрости: сказками, потешками, загадками, закличками, пословицами и поговорками.
- Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.
- Воспитывать желание создавать красоту своими руками.
По продолжительности проект долгосрочный (1год); познавательно – творческий.
Подготовительный этап.
- Подбор материала для бесед, игр и занятий.
- Сбор иллюстрации, демонстрационного материала, литературы.
- Подбор фольклорного материала.
- Составление картотеки подвижных и хороводных игр.
- Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).
Работа над проектом.
Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями и социумом.
Прогнозируемый результат.
Культурные традиции татарского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей формируется:
- нравственно-патриотические чувства;
- основы национального самосознания;
- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
- положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских
- писателей; предметам народной культуры.
Тематический план
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Народная культура и традиции татар. | Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне. |
Октябрь | «Я и моя семья». Обычаи и традиции. | Знакомство с понятием «Семья» - Гаиля. Закрепить представление детей о семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей. |
Ноябрь | Народные татарские праздники и игры. | Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются. «Праздник гуся – Каз омясе». Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони». День татарских народных игр. |
Декабрь | Татарская национальная одежда (мужская и женская). Художественное творчество. | Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов. Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом. Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой. |
Январь | Национальная кухня и гостеприимство татарского народа. | Ознакомление с национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др. Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» Ознакомление с правилами приема гостей в татарских семьях. |
Февраль | Татарстан. | Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми. Знакомство со столицей Татарстана – город Казань. Развлечение «Путешествие в Татарстан» |
Март | Устное народное творчество | Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора. Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости. Знакомство с татарскими народными сказками. Слушание татарских мелодий. Проведение праздника «Грачиная каша – Карга боткасы». |
Апрель | Творчество поэтов и писателей Татарстана. | Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая. Чтение сказки «Шурале» (Леший). Разучивание стихотворения Г. Тукая «Работу закончил – можно поиграть» Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк». Экскурсия в библиотеку. Расширить представление детей о татарском народе. |
Май | Люби свой край и воспевай. Фестиваль славянской культуры «Дикий пион» | Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре. «Венок дружбы». Представление татарской площадки. |
Литература:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
- Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.
- Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
- «Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.
- «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.
Проект "Народная культура и традиции русского и татарского народов"
Подготовили: Воспитатели
1ой квалификационной категории
Асадуллина А.И.
Субханкуллова З.В.
Вид проекта: творческий, краткосрочный, коллективный.
Участники: дети подготовительной группы.
Сроки реализации: две недели.
Образовательная область: патриотическое воспитание.
Цель проекта: Познакомить детей с традициями русского и татарского народов.
Задачи проекта:
Расширять представление о национальной культуре татар и русских.
Подбор методической, научно - популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
Создание образовательной - культурной среды в группе: пополнение краеведческого уголка материалом "Декоративно-прикладное искусство татар и русских", "Национальные костюмы народов татар и русских", "Национальный орнамент", "Сказки народов", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры татар и русских"; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Развивать творческие способности детей.
Планируемый результат.
Расширение представлений детей об окружающем мире.
Обогащение представлений детей о традициях и культуре народов.
Углубление жизненного опыта.
Знание правил народных игр, умение в них играть.
Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.
1-ая неделя проекта.
Тема: «Культура и традиции татар».
Понедельник.
Утро:
1.Беседа.
Тема: Народная культура и традиции татар.
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями татарского народа.
Задачи:
Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.
Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Тема: Украшение фартука татарским национальным орнаментом.
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
Воспитывать любовь к народному искусству.
Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.
Вопросы к занятию:
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
- Что такое национальная одежда, чем она отличается от нашей одежды?
- Каким узором будем украшать?
- Какие элементы татарского узора вы знаете?
- Какие цвета в татарском орнаменте?
1. Рассматривание образца.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.
3. Музыка.
Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Вечер:
Татарские народные игры:
"Перетяни канат".
"Не пролей воды".
Изучение пословиц и поговорок татарского народа.
Просмотр иллюстраций, рисунков костюмов татарского народа.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: Татарский национальный костюм.
Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кулмэк, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов;
Задачи:
Тема: «Чак-чак – национальное татарское блюдо» (соленое тесто).
Цель: Дать детям представление о национальных татарских блюдах.
Задачи:
Учить работать с тестом, учить катать тесто между ладонями, выполнять лепку по образцу и словесной инструкции воспитателя;
Развивать зрительную – двигательную координацию;
Развивать у детей положительные эмоции, эстетическое восприятие.
Вечер
Дидактические игры «Укрась фартук», «Собери узор», «Назови правильно».
Чтение сказки «Три дочери»
Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: "Народные праздники татар"(презентация).
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
Воспитывать патриотические чувства.
Вечер:
Экскурсия в музей детского сада.
Прослушивание музыкальных произведений, ритмических композиций, классических произведений татарского народа.
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Тема: Украшаем сапожек (читек).
Цель: Учить украшать сапожек (читек) татарским национальным узором: «тюльпан» и «листок».
Задачи:
Развивать умения создавать орнамент из трех частей;
Знакомство с народной культурой;
Воспитывать аккуратность;
Вечер:
Изучение танца "Сабантуй"
Цель: Развивать пластику движений с использованием различных предметов, атрибутов, элементов костюма.
Отгадывание загадок.
Задачи:
Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать дослушивать загадку до конца.
Учить понимать смысл загадки.
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Музыка.
Тема: Пение татарской народной песни «Колыбельная».
Вечер:
Миниконцерт с участием детей.
Выставка "Татарские национальные блюда".
Обмен опытом (рецепты). Чаепитие.
2 -я неделя проекта.
Тема: "Русский народ - великий народ".
Понедельник.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Паровозик дружбы".
Цель: Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.
Задачи:
Учить помнить и чтить обычаи и традиции русского народа.
Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа.
Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за мужество русских людей, желание быть похожими на них.
2.Художественное творчество: Рисование.
Тема: «Русский сарафан».
Цель: Формировать интерес к русскому прикладному искусству, стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.
Задачи:
Познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды;
Вызвать интерес к жизни своих предков;
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа, творчеству русского народа, желание творить самим.
Вопросы к занятию:
- Какую одежду одевали русские девушки?
-Из какой одежды состоит женский народный костюм?
-Какого цвета использовали материю для изготовления материи?
1.Рассматривание образца.
2.Объяснение и показ способов и этапов работы.
3.Работа детей.
4.Анализ занятия.
3.Музыка.
Тема: «Знакомство с обрядовыми песнями масленицы».
Цель: Дать детям представление о народном празднике – масленице.
Задачи:
Заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвященные масленице;
Продолжать учить детей петь выразительно, передавая характер песни;
Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.
Вечер:
Подвижные игры: "Бабка -Ёжка", "У дедушки Трифона".
Слушание народных песенок, закличек, потешек.
Вторник
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Коммуникация: Развитие речи.
Тема: «Русский национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с русским народным костюмом через детскую одежду, с историей и традициями на Руси;
Задачи:
Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду со взрослыми;
Обогащать словарный запас: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
Формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта;
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
Словарь: запон (фартук), оберег, кайма, рукодельница, льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, старание, мастерство;
2.Художественное творчество: лепка.
Тема: Лепка дымковского коня.
Цель: продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению игрушек;
Задачи:
Уточнить представление о специфике дымковской игрушки; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и обычаям России;
Учить видеть выразительность формы игрушки, учить лепить лошадку скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска;
Учить декоративно оформлять вылепленных лошадок дымковской игрушки: кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Вечер:
Дидактическая игра "Сказочная мозаика".
Инсценировка сказки "Гуси лебеди".
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Познание: Окружающий мир.
Тема: Мультимедийная презентация "Культура и быт русского народа".
Цель: Расширить знания о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров. Познакомить детей с традициями, обрядами праздников.
Задачи:
Познакомить детей с жилищем русского человека – избой, как её строили;
Познакомить детей с элементами быта предков;
Вызвать интерес к русским традициям;
Воспитывать доброту и любовь друг к другу;
Вечер
Русские народные игры "Курилка", "Гори - гори ясно".
Чтение русских народных сказок "Снегурочка".
Четверг.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
Художественное творчество: аппликация.
Тема: Русская матрешка.
Цель: Познакомить детей с историей создании русской матрешки и традиционными народными промыслами России.
Задачи:
Формировать у детей к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Прививать любовь к русской культуре;
Вечер:
Разучивание русского хороводного танца «Карусель».
Народные игры "Олени и пастух", "Море волнуется".
Пятница.
Образовательная деятельность в режимные моменты.
Утро:
1.Беседа.
Тема: "Как на Масленой неделе, из трубы блины летели! ".
Цель: Знакомство с процессом выращивания, переработки и получения продуктов питания для приготовления блинов.
Просмотр проекта: Совместная работа мамы с ребенком «Мы печем блины».
Цель: Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
2.Музыка.
Тема: Разучивание частушек.
Цель: Учить выразительно исполнять музыкальные произведения (частушки, песни), с желанием и пониманием читать пословицы, потешки, частушки.
Вечер:
Выставка всех работ, проделанных с детьми за две недели.
Анализ и обобщение полученных результатов.
Создание мини музея.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня сформированности нравственно- патриотических чувств воспитанников, знаниях о народах проживающих на территории России, культуры поведения дошкольников;
Раскрытие индивидуальности ребенка;
Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.
Совместное творчество детей с родителями.