«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, ибо спокойствие – душевная подлость. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться по роману толстого война и мир О семье и

Екатерина Реутова - ученица средней общеобразовательной школы № 2 г. Юрюзань Челябинской области. Сочинение написано ею в 10-м классе. Учитель русского языка и литературы - Евгения Викторовна СОЛОВОВА.

Анализ сцены бала в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (гл. XVI, ч. 3, т. 2)

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. (Л.Н. Толстой)

Человек и его душа были предметом творческих исследований Л.Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.

Любимые и близкие Толстому герои - люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов и Наташа Ростова. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования. В данном сочинении меня интересуют образы Андрея Болконского и Наташи Ростовой. Не последнее место в жизни этих героев занимает любовь. Испытание любовью - традиционный приём в русской литературе. Но прежде чем главные герои подошли к этому испытанию, каждый из них уже имел за плечами определённый жизненный опыт. Например, у князя Андрея до встречи с Наташей была мечта о Тулоне, Аустерлиц, дружба с Пьером, общественная деятельность и разочарование в ней. У Наташи Ростовой не такой богатый жизненный опыт, как у Андрея Болконского, она ещё ребёнок, который играет во взрослую жизнь. Несмотря на явные различия между этими двумя героями, у них всё же есть важное сходство: до встречи друг с другом ни князь Андрей, ни Наташа в своей жизни не испытали настоящего чувства любви.

Рассматривая любовную сюжетную линию Наташа Ростова - Андрей Болконский, нельзя не отметить 16-ю главу 3-й части 2-го тома, так как именно этот эпизод является по композиции завязкой их взаимоотношений. Обратимся к анализу данной главы и попытаемся определить роль эпизода в раскрытии проблематики произведения, а также проследим, как происходит возникновение сильного и чистого чувства любви между героями романа. В предыдущих главах 3-й части 2-го тома рассказывается о том, как семейство Ростовых собиралось на бал, где собирался весь цвет общества. Толстому важно передать психологическое состояние Наташи, для которой бал был желанным билетом во взрослую жизнь. В 16-й главе писатель показывает душевное состояние своей героини очень тонко и верно. Для этого он сначала описывает внешнее проявление беспокойства, волнения Наташи (“Наташа чувствовала, что осталась… в числе меньшей части дам, оттеснённых к стене…”, “…стояла, опустив свои тоненькие руки…”), затем, используя монолог, в котором каждое слово важно, автор обращается к внутреннему миру девушки (“…сдерживая дыхание, блестящими испуганными глазами глядела…”). Монолог героини очень эмоционален. Он раскрывает характер Наташи, показывает всю сущность её натуры. Героиня очень искренна, естественна, по-детски наивна, проста. Выражение её лица говорило о её “готовности на величайшую радость и на величайшее горе”. Одна мысль не давала Наташе покоя: неужели к ней “никто не подойдёт”, неужели она не будет “танцевать между первыми”, неужели её “не заметят все эти мужчины”? Используя эту градацию, Толстой подчёркивает остроту той психологической ситуации, в которой оказалась Наташа. Писатель обращает внимание читателей на огромное желание героини танцевать. В этот момент Наташу ничто и никто не занимает, её внимание сконцентрировано на этом желании. Можно сделать вывод, что героиня находится в том юном возрасте, когда всё воспринимается с точки зрения максимализма. Ей нужно, чтобы её заметили взрослые люди, поддержали в трудную минуту сомнений, переживаний. Внутренняя сосредоточенность и внешняя рассеянность Наташи проявляются в том, как она воспринимала окружающих людей (“Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей…”). Кульминация 16-й главы наступает тогда, когда был объявлен первый тур вальса. На тот момент состояние Наташи было близко к отчаянию. Она “готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса”. В этот момент появляется Андрей Болконский (“…оживлённый и весёлый, стоял… недалеко от Ростовых”). Поскольку он был “человек, близкий Сперанскому”, то к нему все обращались с “умными” политическими разговорами. Но работа Андрея не приносила ему удовлетворения, поэтому он ничего не желал о ней слышать, был рассеян и так же, как и Наташа, считал, что “на бале нужно танцевать”. Поэтому, я думаю, не удивительно, что первой, кому он предложил тур вальса, стала именно Наташа, которая была абсолютно, по-детски счастлива, услышав это предложение. Князя Андрея поражают естественность, открытость, непринуждённость этой девочки, отсутствие столичного лоска. Вальсируя с ним, Наташа испытывала некое волнение от того, что сотни глаз смотрят, как она танцует с взрослым мужчиной, от того, что её платье было очень открыто, и просто от того, что это был первый в её жизни вальс на настоящем бале, где присутствуют только взрослые люди. Наташина робость, трепетание её гибкого, тонкого стана очаровали князя Андрея. Он чувствует, как душа его оживает, наполняется безграничной радостью, которую девушка как бы вкладывала в его душу и сердце, возвращая их к жизни, разжигая в них огонь (“…он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…”).

Анализируя данную главу, нельзя не отметить образ государя. В поведении императора Александра, в его общении с окружающими виден столичный лоск. Я думаю, что автор не случайно рисует этот образ. Он противопоставляет государя и его строгое следование светским нормам приличия раскрепощённости и простоте Наташи Ростовой. Для императора присутствие на балу - обычное явление, и он действует по определённой схеме, которая выработалась у него с годами. Он, как принято в светском обществе, ничего не делает необдуманно, взвешивает каждый свой шаг. А Наташа, впервые попавшая на бал, так рада всему и не обращает внимания на то, что говорит и делает. Поэтому между Наташей и государем можно провести параллель. Это только ещё больше подчёркивает Наташину естественность, детскую наивность, её неиспорченность светским обществом.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что значимость этой главы заключается не только в том, что в ней мы видим зарождение тёплого, нежного чувства любви между двумя положительными героями, но и в том, что встреча с Наташей выводит Андрея Болконского из душевного кризиса, рождённого разочарованием в своей неплодотворной деятельности, наполняет его силой, жаждой жизни. Он понимает, что “жизнь не кончена в тридцать один год”.

Статья опубликована при поддержке компании MW-LIGHT, представляющей на российском рынке светильники европейского качества. В каталоге на сайте http://www.mw-light.ru/ представлен широчайший выбор потолочных и настенных светильников, люстр, торшеров, ламп, бра, достойных стать украшением любого дома и вписаться в любой интерьер. Молодежи, безусловно, придутся по вкусу современные светильники в стиле хай-тэк, роскошные хрустальные люстры, способны превратить любую гостиную в парадный зал для торжественных приемов или балов, милые и уютные ночники, бра и торшеры в стиле кантри гармонично впишутся в обстановку небольшого загородного дома. Если же Вы никак не можете определиться, какой светильник лучше всего подойдет для оформления Вашего дома, посмотрите готовые решения декоративного освещения и дизайна для любых помещений, которые предлагает MW-LIGHT. Уверены, интересные идеи по освещению своего дома не заставят себя ждать, и уже очень скоро Вы увидите свой дом в новом свете!

Я с пессимизмом отношусь к жизни. Ты должна знать это обо мне, если мы собираемся встречаться. У меня такое чувство, что жизнь делится на две части: на кошмарную и скверную. Таким образом, две части. Скажем, кошмарная в случае неизлечимых болезней: я слепой, кто-то калека... Меня потрясает, как люди вообще с жизнью справляются. Ну, а скверная часть распространяется на всех остальных.

Есть старый анекдот. Две пожилые женщины на горном курорте. И одна из них говорит: - Фу... Еда здесь просто ужасная. А вторая отвечает: - Да, действительно. К тому же так мало дают! В точности так я думаю о жизни: одиночество, неприятности, страдания, несчастья. И всё очень быстро кончается.

Жизнь есть досадная ловушка. Когда мыслящий человек достигает возмужалости и приходит в зрелое сознание, то он невольно чувствует себя как бы в ловушке, из которой нет выхода. В самом деле, против его воли вызван он какими-то случайностями из небытия к жизни... Зачем?

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться,
ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно
бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Кто из нас хотя бы раз в жизни
не задавался трудным вопросом о смысле жизни, не мучился, ища ответ на него
и, наконец, не находил его? Конечно, нам потребовался бы не день и не два,
а годы, десятилетия, вся жизнь. Кто-то находил ответ перед смертью,
как, например, князь Андрей; кто-то знал с детства, к чему надо
стремиться, в чем состоит смысл жизни, как Наташа Ростова; кто-то
жил в праздности, понимая, что так жить нельзя, думал над этим вопросом,
мучился, сомневался и обретал, наконец, то, что необходимо было для счастья,
находил пусть неполный, но ответ, как Пьер. Мысли и чувства героев эпопеи близки
Л.Н. Толстому. Все, что произошло с ними в романе, наверняка, испытал
и сам Лев Николаевич.

Сколько разочарований на пути князя Андрея!
Сначала он жаждет славы, величия, подвига, любви всего человечества, возвышает,
идеализирует Наполеона и Тулон. Лишь Аустерлиц и его вечное небо покажут князю,
что его стремление окажется чем-то не тем, о чем ему мечталось,
что мечты не совпадают с действительностью, что они - это гордость, отделяющая
его от судеб других людей. Небо скажет, что героический подвиг - это мелочь,
суета. Под небом Аустерлица изменяется система ценностей князя Андрея.
В его воображении возникает дом, жена, сын, отец, сестра. Но счастье, такое
простое, семейное счастье, привычное Ростовым, не будет дано Болконскому.
На глазах умирает жена… Андрей остается наказанным страданием в тихой домашней
жизни, которой он впервые пожелал на поле Аустерлица. Вся глубина
и значительность этой жизни не открывается Андрею. Князь похож на небо. Небо -
холодное, отрешенное, справедливое, и князь Андрей ищет в жизни совершенства.
Однако он видит разницу между совершенством неба и низменностью отношений между
людьми, земным несовершенством. Это и есть трагизм положения князя Болконского.
Но надежды остались. «Свидание с Пьером в Богучарове было для князя Андрея
эпохой, с которой хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире
его новая жизнь». Теперь его жизнь - это любовь, любовь к Наташе. Она во многом
эгоистична, лишь в конце Андрей поймет, что такое любовь, полюбит и простит
Наташу по-настоящему, будет надеяться и отвергать мысли о жизни.
«Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи?» -
спрашивает князь. И тут же говорит: «Любовь? Что такое любовь? Любовь лишает
смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому,
что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть - значит мне,
частице любви, вернуться к общему и верному источнику».

Общий источник…
Л.Н. Толстой полагал, что «человек - частица бесконечной жизни. Осознавая свою
принадлежность и ответственность перед ней, содействуя благу людей, человек
находит свое истинное место в бесконечном процессе жизни».

А Наташа?
Кто такая Наташа? Она - жизнь. Ей много пришлось вытерпеть: смерть любимого
человека, смерть брата Пети, горе матери. Но как раз общее горе показало
ей, что «сущность ее жизни - любовь - жива в ней. Проснулась любовь, проснулась
жизнь». Действительно, проснулась любовь. Наташа полюбила Пьера и вышла за него
замуж. Через семь лет мы снова встречаем Наташу и поражаемся той внешней
перемене, которая с ней произошла. Перемена огромна. Остается только удивляться,
поражаться. Невольно задаешь вопрос: «Во что Наташа превратилась?»
Но, поразмыслив, отвечаешь: «Она осталась такой же, как и была. Она изменилась
только внешне. Ее не интересует теперь ее одежда, прическа, а интересует муж,
дети, родные». С самого детства Наташа знала, как неравны мужчина и женщина.
И все свои силы, всю свою жизнь она посвятила любимому мужу, любимым детям
и близким.

Параллельно с историей поиска князя Андрея в романе идет
история исканий Пьера Безухова. Пьер задает себе те же вопросы, что и князь
Болконский. «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я? Что такое
жизнь, что смерть? - спрашивает он себя». Не было ответа ни на один из этих
вопросов, кроме одного, ответ: «умрешь - все кончится».

Временное
удовлетворение Пьер находит в масонстве, но разочаровывается в нем. Его поражает
обрядовость, ритуальность всех действий масонов, пустота и бесцельность жизни.
Все люди чувствуют этот ужас, и жизнь заключается в одном - в «спасении
от жизни». Лишь Бородинское сражение, вид убийства пробуждают Пьера, но вместе
с тем и разрушают многие его представления. «В нем, хотя он и не отдавал себе
отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою
душу, и в Бога».

Когда Пьер знакомится с Каратаевым,
человеком-солдатом, от которого веет любовью к жизни, он чувствует,
что «прежде разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то
новых основах воздвигался в его душе». Пьер понимает, что человек создан
для счастья и любви. Пьер не думает уже о себе и о Каратаеве. Он подводит итоги
всему прожитому: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется,
и это движение есть Бог. Любить жизнь - любить Бога. Труднее и блаженнее всего -
любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». И уже после
освобождения Пьер восклицает: «Буду жить. Ах, как славно!»

Как жить?
Честно. Это говорит Толстой. А что значит: «жить честно»? Это значит,
что человек ничего не должен требовать от своей жизни, кроме правды. Образ Пьера
был задуман Толстым как образ будущего декабриста. Он рожден для того, чтобы
бороться, давать счастье людям. А это и означает, что жизнь Пьера - честная.
Сам Лев Николаевич остался верен клятве, данной в молодости.

В
чем же видят лучшие герои романа смысл жизни? В любви. Любовь - Бог, жизнь,
вероятно. На любви и держится мир. Читая роман, невольно начинаешь верить в это.
Но не только в ней одной дело. В Библии сказано, что суть жизни есть путь
к Богу, очищение от грехов, что каждому человеку дано в жизни искупить свой долг
перед Богом - прославлять его деяния и верить в него. Суть жизни - вера в Бога.

В романе показаны люди, у которых есть определенная цель в жизни.
Они мало раздумывают над вопросами о смысле жизни. Борис думает о карьере,
Берг - тоже, Николай - о семейном благополучии, о тихой помещичьей жизни.
Но мне кажется, что они рано или поздно придут к этому вопросу и, может быть,
сумеют ответить на него.

А я хочу, чтобы наш мир стал хоть чуточку
добрее, чтобы люди были терпимее друг к другу. Ведь ради этого стоит жить. Надо
только совершенствовать себя.

1. Просто продолжайте идти

«Неважно, как медленно Вы идете, до тех пор, пока Вы не остановитесь». Если вы будете продолжать идти по правильному пути, то в конечном итоге вы достигнете своего желаемого пункта назначения. Трудная работа должна выполняться последовательно. Человек, добивающийся успеха — это тот, кто остается преданным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.

2. Ваши друзья имеют значение

«Никогда не заводите дружбу с человеком, который не лучше Вас самих». Ваши друзья представляют собой пророчество вашего будущего. Вы направляетесь туда, где они уже находятся. Это хороший повод для того чтобы искать друзей, которые двигаются в том же направлении, которое выбрали вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в сердце!

3. За хорошее нужно платить.

«Легко ненавидеть и трудно любить. На этом основаны многие вещи в нашей жизни. Всего хорошего трудно добиться, и намного легче получить что-то плохое». Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и великодушие требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.

4. Сначала подготовьте свои инструменты

«Жизненные ожидания зависят от усердия и старательности. Механик, который хочет усовершенствовать свою работу сначала должен подготовить свои инструменты». Конфуций говорил: «Успех зависит от предварительной подготовки, и без такой подготовки обязательно случится неудача». Чем бы вы ни занимались в жизни, если вы хотите добиться успеха, то сначала Вы должны подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.

5. Ничего плохого в том, что вы ошиблись

Нет ничего плохого в том, что вы ошиблись, если вы не будете продолжать помнить об этом. Не переживайте по пустякам. Совершение ошибки это не великое преступление. Не позволяйте ошибкам портить ваш день. Не позволяйте негативу занимать ваши мысли. Нет ничего плохого в совершении ошибки! Празднуйте свои ошибки!

6. Обращайте внимание на последствия

«Когда ты разгневан, думай о последствиях». Соломон говорил: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». Всегда помните, что нужно сохранять самообладание, и думайте о последствиях.

7. Вносите коррективы

«Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия». Если ваши цели не кажутся выполнимыми в этом году, то сейчас самое хорошее время, чтобы согласовать свой план по их достижению. Не воспринимайте неудачу, как вариант, настройте свои паруса успеха и плавно двигайтесь к своей цели.

8. Вы можете учиться у каждого

«Если я иду с двумя другими людьми, то каждый из них будет выступать в роли моего учителя. Я буду подражать хорошим чертам одного из них, и исправлять в себе минусы другого». Вы можете и должны извлекать уроки от каждого, будь то жулик или святой. Каждая жизнь — это история, наполненная уроками, созревшими для сбора. Например, можно взять что-то хорошее и полезное для себя из 7 уроков жизни Уилл Смита или черпать знания из 10 золотых уроков Эйнштейна.

9. Все или ничего

«Чем бы Вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем». Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вовсе. Чтобы добиться успеха в жизни от вас потребуется дать все самое лучшее, на что вы только способны, и тогда вы будете жить без сожалений.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться 8230 По роману Толстого Война и мир

Проблемы нравственности, духовности всегда были самыми важными в литературе XIX века. Писателей и их героев постоянно волновали самые глубокие и серьезные вопросы: как жить, в чем смысл человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить в лучшую сторону не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Именно такие мысли переполняют одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова.

В начале романа Пьер предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным юношей, прожившим всю свою юность за границей. Он не умеет вести себя в светском обществе, в салоне Анны Павловны Шерер он вызывает беспокойство хозяйки и страх: «Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Пьер ведет себя естественно, он единственный в этой среде не носит маску лицемерия, он говорит то, что думает.

Став обладателем большого наследства, Пьер, с его честностью и верой в доброту людей, попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом: женить Пьера на своей дочери Элен. Пьера привлекает ее внешняя красота, но он не может разобраться, умна ли она, добра ли. Он долго не решается сделать ей предложение, фактически он и не делает его, все за него решает князь Курагин. После женитьбы наступает переломный момент в жизни героя, период осмысления всей своей жизни, ее смысла. Кульминацией этих переживаний Пьера стала дуэль с Долоховым, любовником Элен. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о наглом и циничном отношении к нему Элен и Долохова, закипает гнев, «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе». Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, храбрость человека, которому нечего терять, его человеколюбие, его нравственную силу. Ранив Долохова, он ждет его выстрела: «Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него». Пьера автор сопоставляет с Долоховым в этой сцене: Пьер не хочет причинить ему вред, тем более убить его, а Долохов сокрушается, что промахнулся и не попал в Пьера. После дуэли Пьера терзают мысли и переживания: «Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате» Он анализирует все произошедшее, отношения с женой, дуэль и понимает, что потерял все жизненные ценности, он не знает, как ему жить дальше, винит только себя в совершении этой ошибки - женитьбе на Элен, размышляет о жизни и смерти: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив - и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? …Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» В этом состоянии нравственных сомнений он встречает на постоялом дворе в Торжке масона Баздеева, и «строгое, умное и проницательное выражение взгляда» этого человека поражает Безухова. Баздеев видит причину несчастья Пьера в его неверии в Бога: «Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек». Пьер сам вступает в масонскую ложу и старается жить по законам добра и справедливости. Получив жизненную опору в виде масонства, он обретает уверенность в себе и цель в жизни. Пьер едет по своим поместьям, пытаясь облегчить жизнь своим крепостным. Он хочет построить для крестьян школы, больницы, но хитрый управляющий обманывает Пьера, и практических результатов поездки Пьера нет. Но сам он полон веры в себя, и в этот период своей жизни ему удается помочь своему другу, князю Андрею Болконскому, который занимается воспитанием сына после смерти жены. Князь Андрей испытывает разочарование в жизни после Аустерлица, после смерти маленькой княгини, и Пьеру удается расшевелить его, пробудить интерес к окружающему: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем».

Толстой показывает нам, как период осмысления своей жизни может сменяться полным разочарованием и отчаянием, что и происходит с его любимым героем. Пьер теряет веру в учение масонов, когда видит, что все они заняты не устройством мира, а собственной карьерой, благополучием, погоней за властью. Он возвращается в светское общество и опять живет пустой, бессодержательной жизнью. Единственное, что есть у него в жизни, - это любовь к Наташе, но союз между ними невозможен. Война с Наполеоном придает смысл жизни Пьера: он присутствует на Бородинском сражении, он видит мужество и героизм русских солдат, он находится рядом с ними на батарее Раевского, подносит им снаряды, помогает чем может. Несмотря на его нелепый для сражения вид (он приехал в зеленом фраке и белой шляпе), солдаты прониклись симпатией к Пьеру за его смелость и даже дали прозвище «наш барин». Страшная картина боя поразила Пьера. Когда он видит, что на батарее почти все погибли, он думает: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» После сражения Пьер размышляет о мужестве русских солдат: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими…Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего….Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!» Сопрягать свою жизнь с жизнью народа - вот к какой идее приходит Пьер. Дальнейшие события в жизни Пьера только подтверждают эту мысль. Попытка убить Наполеона в горящей Москве оборачивается спасением жизни французского офицера, а спасение девочки из горящего дома и помощь женщине - взятием в плен. В Москве Пьер совершает свой подвиг, но для него это естественное поведение человека, так как он смел и благороден. Наверное, самые главные события жизни Пьера происходят в плену. Знакомство с Платоном Каратаевым научило Пьера той необходимой жизненной мудрости, которой ему не хватало. Умение приспосабливаться к любым условиям и не терять при этом человечности и доброты - это раскрыл Пьеру простой русский мужик. «Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда», - так пишет Толстой о Платоне Каратаеве. В плену Пьер начинает ощущать свое единство с миром: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Когда Пьера освобождают, когда начинается совсем другая, полная новых проблем, жизнь, в его душе сохраняется все то, что он перестрадал и перечувствовал. Все пережитое Пьером не прошло бесследно, он стал человеком, знающим смысл жизни, ее цель. Счастливая семейная жизнь не заставила его забыть о своем предназначении. То, что Пьер вступает в тайное общество, то, что он будущий декабрист, закономерно для Пьера. Он всей своей жизнью выстрадал право бороться за права других людей.

Описывая жизнь своего героя, Толстой показывает нам яркую иллюстрацию к тем словам, которые записал когда-то у себя в дневнике: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».