Экологическая игра в загадках «Цветик-семицветик» в подготовительной группе. Знакомство со сказкой В.Катаева: «Цветик – семицветик» Загадки про сказочных героев со всего мира

Анастасия Караганова
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Загадки семицветика»

Задачи : Формировать у детей умение отвечать на заданные вопросы четко и полным ответом. Познакомит с одним из свойств воды. Учить подбирать подходящие по смыслу слова. Продолжать учить находить сходства и отличия предметов. Развивать речь, внимание логическое мышление, память.

Предварительная работа : Чтение сказки В. Катаева «Цветик- семицветик » .

Оборудование : Модель цветика –семицветика , карточки для игры «Что лишнее?» , кукла, счетные палочки, стакан, соль, сахар, трубочки на каждого ребенка, ложечка, мяч.

Ход НОД:

Воспитатель : Дети, мы с вами читали сказку В. Катаева «Цветик-семицветик » .

Вопросы детям :

1. О ком эта сказка?

2. Что можно сказать о Жене, какая она была?

3. А у вас есть заветное желание?

4. Вы хотите, чтобы оно у вас исполнилось?

Воспитатель : У меня есть цветик-семицветик (показ семицветика ) . Я думаю, что ваши желания обязательно сбудутся, если мы выполним все желания цветика.

Дети отрывают по одному лепестку и выполняют задания.

1 задание. Словесная игра «Перевертыши» .

Цель : Нужно подобрать слово правильно.

На обед сыночку Ване мама варит суп в ….(кастрюле) .

Просит бабушка Аркашу из редиски скушать (салат) .

Попросила мама Юлю ей чайку налить в ….(стакан, чашку) .

И капризна и упряма в детский сад не хочет (сестренка, Маша.) .

2 задание. «Выложи правильно» .

Взять «4» палочки и выложить квадрат.

Взять еще «1» палочку и положить ее так, чтобы

получился флажок.

Взять еще «2» палочки и пожить их так, чтобы получились два одинаковых квадрата.

3 задание. «Чем похожи, а чем отличаются?»

Дети сравнивают, чем похожи и чем отличаются кукла и девочка. Находят сходства и различия, делают вывод, что девочка живая, а кукла игрушечная.

Физминутка «Сладкие и соленые слова» (игра с мячом) .

4 задание. Эксперимент «Вода –растворитель» .

Воспитатель : У меня на столе стоят 2 блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки .

Белый камень в воде тает …. (сахар) .

В воде родится, а воды боится….(соль) .

Как вы думаете сахар и соль боятся воды? Почему?

Давайте проведем опыт :

В первом стакане воспитатель растворяет сахар. Предлагает детям попробовать раствор (он сладкий) .

Во втором стакане растворяет соль. Детям предлагается попробовать раствор (он соленый) .

Воспитатель : Какая на вкус была вода в первом стакане (сладкая, а во втором (соленая?

Мы с вами определили еще одно свойство воды – она растворитель.

А еще какие свойства имеет вода?

Дети : Вода без запаха, жидкая, бесцветная.

5 задание. «Что лишнее?2 (на основе картинок) .

6 задание. «Ваше желание» .

Дети высказывают свои желания.

Воспитатель : Молодцы ребята! Хорошо занимались, много узнали и ваши желания обязательно сбудутся.

Воспитатель дарит каждому ребенку цветик –семицветик .

Конспект викторины по сказке В.Катаева «Цветик - семицветик» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.
Описание материала:
Конспект викторины по сказке В.Катаева «Цветик - семицветик» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) и родителей.
В данном конспекте представлен материал по сказке В.Катаева «Цветик - семицветик» в виде вопросов по содержанию произведения. Викторину можно провести в ходе организации детской досуговой деятельности, или как часть организованной образовательной деятельности.
Содержание данной викторины подобрано с учётом интеграции образовательных областей "Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие", "Познавательное развитие".
Цель: Формировать интерес дошкольников к литературному произведению.
Задачи:
1. Образовательные:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Закреплять и углублять знания детей о содержании сказки.
2. Развивающие:
развивать интерес и мотивацию к восприятию художественной литературы, память, слуховое внимание.
3.Воспитательные: воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы по произведению.
Материал: карточки с изображением животных, цветов, посуды.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки Валентина Петровича Катаева "Цветик- семицветик".
Будьте внимательны и постарайтесь отвечать верно на вопросы.Итак,мы начинаем викторину.
Вопросы:
1.Как зовут главную героиню сказки?(Женя).
2.Куда и зачем послала девочку мама?(в магазин за баранками).
3.Что купила Женя в магазине?(Женя купила баранки).
4.Для кого купила девочки баранки?(для папы, для мамы, для себя и для братика Павлика).
5.Какие баранки купила Женя? (две баранки с тмином, две баранки с маком, две баранки с сахаром - и одну маленькую розовую баранку).
6.Сколько баранок купила Женя?(семь).
7.Каких птиц любила считать Женя?(ворон).
8.Кто съел Женины баранки?(собака).
9.Кто утешил Женю, когда она заблудилась? (старушка).
10.Что подарила старушка девочке? (цветок).
I. Картинка- загадка.
Воспитатель: Найдите отгадку на картинке: «Какой цветок подарила старушка Жене?».
Вопросы:
11.Где рос цветок, который старушка сорвала для девочки? (на грядке)
12.Сколько лепестков было у цветка, который подарила старушка? (у него было семь лепестков)
13.Какого цвета были лепестки? (Желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой).
14.Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желания?(для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать слова)
15.Какие слова надо было произнести, чтобы исполнилось желание?
(Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось…)
16.Какое желание первым загадала Женя? (чтобы она оказалась дома с баранками).
17.В какую вазочку захотела поставить цветок девочка? (в самую красивую вазочку).
II. Картинка- загадка.
Воспитатель: Приготовьтесь к следующему заданию. Найдите отгадку на картинке: «Что разбила Женя?» Дети рассматривают картинку с изображением предметов и отвечают.


Вопросы:
18.Лепесток, какого цвета помог сделать вазочку целой? (лепесток красного цвета)
19.Второе желание Жени? (Чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая)
20.Лепесток какого цвета помог сделать вазочку целой? (красный лепесток)
21.На какой полюс попала девочка? (Женя, оказалась на Северном полюсе)
Воспитатель: Молодцы ребята, верно, отвечаете на вопросы.
III. Картинка- загадка.
Воспитатель :Приготовьтесь к следующему заданию. Каких животных увидела Женя на Серном полюсе? Найдите отгадку на картинке.


Дети: рассматривают картинку с изображением животных и называют тех животных, которых встретила героиня сказки.
Вопросы:
22.Сколько медведей вышли навстречу Жене на Северном полюсе?(семь).
23.Лепесток, какого цвета помог вернуться Жене с Северного полюса?
(Лепесток зелёного цвета).
24.Какое желание загадала Женя, когда отрывала оранжевый лепесток (чтобы все игрушки, какие есть на свете,были её)
25.Какие игрушки,после того, как девочка загадала желание,появились первыми (Первыми прибежали куклы). 26.Какого цвета лепесток оторвала Женя,чтобы все игрушки поскорей убрались обратно в магазины? (фиолетовый лепесток).
27.Как звали мальчика, с которым Женя захотела познакомиться? (Витя)
28.На исполнение, какого желания потратила Женя последний лепесток? (чтобы мальчик Витя был здоров)
29.В какую игру стали играть Женя и её новый друг Витя? (В салки)
Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы викторины ответили.
Вам в подарок раскраска «Цветик - семицветик».


Вы можете раскрасить лепестки, в такие же цвета, как и в сказке Валентина Катаева «Цветик - семицветик», а можете подобрать по своему желанию.

Цели: развитие коммуникативности, организованности; сплочение коллектива; расширение словарного запаса; развитие логического мышления.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Ведущий. Отгадайте загадку.

Семь лепестков
Разного цвета.
В сказке цветет
Растение это.
(Цветик-семицветик)

Открывается магнитная доска, на которой прикреплен цветик-семицветик (из цветной бумаги).

Ведущий. Ребята, сегодня необычный день – на нашей сказочной полянке расцвел цветик-семицветик. Он приготовил вам сюрприз, но чтобы получить сюрприз, вы должны выполнить семь желаний цветика-семицветика. Вы хотите получить сюрприз? Тогда я отрываю первый лепесток и читаю первое желание.

II. Проведение конкурсов

1. Желтый лепесток “Узнайте сказку”

(За каждый правильный ответ дается жетон)

Сказки просят: - А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.

Под грудой перин
Оказалась она.
И было принцессе
Всю ночь не до сна.
(“Принцесса на горошине”)

С медом горшочек,
Шарики, хвост.
В какой это сказке?
Ответ очень прост.
(“Винни-Пух и все-все-все”)

Разбить меня хотели,
Да только не сумели.
А лишь я раскололось,
Рыдают во весь голос.
(“Курочка Ряба”)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он...
Был он весел, был он смел.
И в пути он песню...
Съесть его хотел Зайчишка,
Серый волк и бурый...
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую...
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(“Колобок”)

Маша в коробе сидит
Далеко она...
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами?
А несет ее...
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет...
Отдохнуть.
Только Маша не дает
На пенек присесть
И румяный пирожок
По дороге...
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка,
Это - ...
(“Маша и медведь”)

Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..
(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(“Снегурочка”)

2. Красный лепесток

Ведущий. Какие сказочные виды транспорта вы знаете? (Ступа, сапоги-скороходы, печка, ковер-самолет, карета из тыквы, летучий корабль...)

3. Зеленый лепесток. Викторина “Сказки А.С.Пушкина”

  1. Сколько богатырей было в “Сказке о мертвой царевне”? (7)
  2. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху в “Сказке о царе Салтане”? (В нос)
  3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон, сын царя Салтана? (На острове Буяне)
  4. Как звали царя в “Сказке о золотом петушке”? (Дадон)
  5. Что предвещал золотой петушок в сказке А.С.Пушкина? (Начало войны или беды)
  6. В какой сказке А.С.Пушкина герой разговаривает с месяцем? (“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
  7. Где жили старик со старухой из “Сказки о рыбаке и рыбке”? (У самого синего моря)

4. Синий лепесток. Физкультминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на мысочки встать.

5. Оранжевый лепесток “Доскажи словечко”

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется... (Чиполлино).

Уймись, уймись, колдунья злая,
Себя надеждами не тешь-ка,
В лесу семь гномов повстречала –
Спасется наша...(Белоснежка).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка)

Вот что Вам скажу, друзья!
Я лягушкою была.
Если б не Иван-дурак,
Быть бы мне лягушкой так. (Царевна-лягушка)

Она легко, как по канату,
Пройдет по тоненькой веревочке.
Она жила в цветке когда-то.
Ну, а зовут ее... (Дюймовочка).

6. Фиолетовый лепесток “Сказочные задачи”

Жила-была Красная Шапочка. Она очень любила свою бабушку. Однажды ее мама напекла пирожков, и Красная Шапочка решила отнести их бабушке. Положила она в корзину 3 пирожка с капустой, 2 пирожка с яблоками и 4 пирожка с мясом. Сколько всего пирожков взяла Красная Шапочка бабушке?

После того как Знайка исписал 3 тетради, у него осталось еще 4 тетради. Сколько тетрадей было у Знайки?

Курочка Ряба снесла 7 яиц. Из них – 2 простых, а остальные – золотые. Сколько золотых яиц снесла курочка Ряба?

Почтальон Печкин очень любит пить чай с лимоном. Он разрезал лимон на дольки. После того как 2 дольки положил в стакан с чаем, осталось еще 7 долек. На сколько долек почтальон Печкин разрезал лимон?

Лестница состоит из 7 ступенек. Карлсон стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?

7. Голубой лепесток

Ведущий. Буквоежка съел буквы в названиях сказок.

  • М_уг_и
  • Дю_м_в_чка
  • Те_ _мок
  • М_роз_о
  • З_лу_ка

Ведущий. Молодцы, ребята! Вы выполнили все желания цветика-семицветика и заслужили обещанный сюрприз.

III. Подведение итогов. Награждение

Гульназ Нугаева
Экологическая игра в загадках «Цветик-семицветик» в подготовительной группе

Цели :

Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность детей, их эрудицию.

Развитие речи и обогащение словаря детей новыми словами.

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Ход занятия.

Сегодня, ребята, поиграем в игру «Цветик – семицветик » . Что значит «Цветик- семицветик » ? Из чего состоит цветок ?

(лепестки, листик, сердцевина, стебель)

Посмотрите, а нашему цветку не хватает цвета ! Какой он грустный! Надо помочь цветку снова обрести цвета , чтобы он не грустил. Поможем?

Кто знает основные семь цветов ? А какое предложение, выражение по запоминанию этих цветов вы знаете ? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Молодцы! Чтобы вернуть цвета нашему цветку нам нужно будет выполнять задания каждого лепестка. Если вы все выполните правильно, лепесток цветочка станет цветным .

Первое задание.

Загадки о временах года .

“Четверо художников,

столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки как рога. ” (Зима)

“У второго – синие

Небо и ручьи

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава…” (Весна)

“На картине третьего

Красок и не счесть :

Жёлтая, зелёная, голубая есть.

Лес и поле в зелени,

Синяя река

Белые пушистые

В небе облака…” (Лето)

“А четвёртый – золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам,

Кто же тот художник?

Догадайся сам!” (Осень)

Сейчас какое время года? Назовите месяц! (Февраль) Он какой по счету зимний месяц? (Третий)

Молодцы! С первым заданием вы справились.

Второе задание.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

Ребята, вы любите лес? А за что вы его любите? Кто живет в лесу? Что растет в лесу?

А помните ли вы правила поведения в лесу? А что нужно и чего нельзя делать, чтобы лес не пострадал от человека?

Кто следит за порядком в лесу?

Какие деревья растут в лесу?

Какие деревья растут в саду?

Какие деревья растут у детского сада?

Вы все знаете, что нельзя ломать ветки и рвать листья, неспелые плоды деревьев…Почему? Кто питается спелыми плодами деревьев?

Игра «Скажи правильно»

Ягоды рябины-рябиновые ягоды

Лист ольхи-ольховый лист

Ветка облепихи-облепиховая ветка

Листья дуба-дубовые листья

Шишки ели-еловая шишка

Почки березы-березовые почки

Соцветия липы-липовые соцветия .

Третье задание.

Игра «Найди детеныша»

Ребята, посмотрите гуляли животные на поляне недалеко от леса и потерялись. Некоторые из них потеряли своих детенышей. Поможем животным найти своих детенышей?

(На доске справа животные в хаотичном порядке, слева детеныши. Дети находят животного и прикрепляют к нему найденного детеныша)

Молодцы! Но посмотрите, какие животные гуляли без своих детенышей? Как их можно назвать одним словом? (Дикие) . Почему эти животные называются дикими?

А как тогда одним словом называть животных, которые только что нашли своих детенышей? (Домашние) . Почему?

Ребята, а правильно ли будет, если я скажу, что только домашним животным нужна человеческая забота и защита? (Нет)

Конечно, нет. Для диких животных тоже важна человеческая забота. Люди охраняют, защищают их, присматривают за ними. Существуют люди, которые профессионально занимаются этим. Это работник лесного хозяйства- егерь.

Игра «Назови детеныша»

Теперь попробуйте правильно назвать детенышей-найденышей! (Называют)

Четвертое задание.

Игра «Повторяй за мной!»

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крышам (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

Пятое задание.

Игра «Третий лишний»

Я сейчас покажу вам ряд птиц, вы попробуйте сказать, какая птица в ряду лишняя и почему?

Синица, сорока, снегирь, аист (перелетная птица, остальные -зимующие)

Дятел, клёст, сова, чайка (птица теплых стран и морей, океанов, остальные –зимующие)

Коршун, ястреб, канюк, кукушка (не хищная птица, остальные-хищники)

Трясогузка, соловей, кукушка, голубь (живет рядом с человеком, остальные- в дикой природе)

Молодцы! А как мы с сами помогаем птицам?

Шестое задание.

Воспитатель читает загадки

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза) .

Воспитатель : - Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

Сок цветов душистых пьет ,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела) .

Воспитатель : - Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

Он работник настоящий,

Очень- очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей) .

Воспитатель : - Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок . (бабочка) .

Воспитатель : - Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка) .

Воспитатель : - А в этой загадке какие слова подсказали, что это божья коровка?

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? - Какой основной признак всех насекомых? (

У всех насекомых по 6 лапок.) -

А паук – это насекомое?

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

Назовите полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.) - Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы , дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Молодцы, все загадки отгадали . В природе существует много насекомых, вредные, полезные, опасные, страшные. Люди нашли способы, как защищаться от опасных и вредных. Полезных насекомых мы бережем и охраняем, потому что они нужны нашей природе.

Седьмое задание.

Отгадайте загадку .

Из-под снега вышел друг –

И весной запахло вдруг.

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый самый нежный,

Чистый маленький. (подснежник)

Открываю последний листок (цветок «улыбается» ) и веду беседу.

Когда появляется подснежник? Какие еще раннецветущие растения вы знаете ? (Мимоза, первоцвет , ива)

Ребята, вы знаете, что среди растений тоже есть полезные, лечебные, опасные, ядовитые и комнатные, дикорастущие. А скажите, какие лечебные растения вы знаете? (Алоэ, липа, герань, береза)

А ядовитые? (лебеда, череда, волчье лыко, вороний глаз)

Ребята, а как думаете, нужны в природе ядовитые лекарства?

Конечно, нужны. Люди изготавливают лекарства на основе растений, ядовитых и лечебных. Называют таких людей : провизор- технолог, фармацевт. Они несут ответственность за правильное изготовление лекарств. Используют для этого растения, выросшие в экологически чистых местностях . Поэтому, мы, люди должны постараться, чтобы окружающая среда была чистой, не засорять природу, воздух, водоемы, леса. Быть ответственными за все, что существует на планете. От нашего поведения и отношения зависит жизнь планеты, растений, животных, птиц и нас с вами, потому, что мы часть природы и планеты.

Подведение итога.

Вы –молодцы, ребята. Много всего знаете. Надеюсь, теперь вы станете внимательнее и бережливее относиться к природе. А за то, что вы активно участвовали на занятии, и помогли цветочку снова стать семицветным , я хочу показать вам мультфильм по мотивам произведения Валентина Петровича Катаева «Цветик- семицветик » . Сейчас отдохните немного.