Государственный академический Русский хор им. Свешникова Государственный академический Русский хор им

Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова - всемирно известный хоровой коллектив России. Трудно переоценить творческий вклад прославленного коллектива в дело сохранения вековых певческих традиций Отечества.

Дата создания Государственного хора СССР - 1936 год; коллектив возник на базе вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, основанного .

Подлинно судьбоносными для Госхора были годы художественного руководства Николая Михайловича Данилина, корифея русского хорового искусства. Заложенные великим дирижёром профессиональные основы предопределили пути творческого развития Хора на многие десятилетия вперёд.

С 1941 года во главе коллектива, получившего наименование «Государственный хор русской песни», вновь встаёт Александр Васильевич Свешников. Благодаря его многолетнему подвижническому труду русская песня зазвучала в полный голос во многих странах мира. В концертных программах хора были широко представлены шедевры отечественной и мировой классики, произведения композиторов-современников: Д. Шостаковича, В. Шебалина, Ю. Шапорина, Е. Голубева, А. Шнитке, Г. Свиридова, Р. Бойко, А. Флярковского, Р. Щедрина и др. С коллективом выступали выдающиеся дирижёры - Игорь Маркевич, Янош Ференчик, Натан Рахлин, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. Среди поистине огромного количества фондовых записей коллектива особое место занимает вышедшая в 1966 году грамзапись «Всенощного бдения» С. Рахманинова, удостоенная множества международных наград.

С 1980 по 2007 год во главе легендарного коллектива находилась плеяда известных российских хоровых дирижёров: Народный артист СССР Владимир Николаевич Минин, Народные артисты России Игорь Германович Агафонников, Евгений Сергеевич Тытянко, Игорь Иванович Раевский.

С 2008 по 2012 коллектив возглавлял выдающийся русский хоровой дирижёр, народный артист России, профессор Борис Григорьевич Тевлин . Под его управлением Госхор имени А.В. Свешникова принял участие: в Международном фестивале Памяти Т. Хренникова (Липецк, 2008), фестивале «Апрельская весна» (КНДР, 2009), фестивалях симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов (с участием дирижёров В. Гергиева, М. Плетнёва, А. Анисимова, Д. Лисса, А. Сладковского, 2008, 2009, 2010), Всероссийском фестивале хоровой музыки в Кремле (2009), в Международном фестивале «Академия православной музыки» (Санкт-Петербург, 2010), Московских Пасхальных фестивалях Валерия Гергиева (в Успенском соборе Московского Кремля, Рязани, Касимове, Нижнем Новгороде), фестивале «Голоса православия в Латвии» (2010), Фестивале российской культуры в Японии (2010), Втором Большом фестивале Российского национального оркестра в Концертном зале имени П.И. Чайковского (2010), Хоровом фестивале Бориса Тевлина в Кремле (2010, 2011), в концертах в Большом зале Московской консерватории в рамках фестивалей «Русская зима», «Памяти Олега Янченко», «Шнитке и его современники», в концерте «День славянской письменности и культуры» в Государственном Кремлёвском Дворце, в концертах программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» (Орск, Оренбург, 2011), Торжественном концерте, посвящённом 50-летию первого полёта в космос Ю.А. Гагарина (Саратов, 2011), ХХХ Международном фестивале православной музыки в Белостоке и Варшаве (Польша, 2011).

С августа 2012 года художественным руководителем Госхора является ученик Б. Г. Тевлина, лауреат Всероссийского и международного конкурсов, доцент Московской консерватории Евгений Кириллович Волков.

В репертуаре Госхора огромное число произведений отечественных композиторов, как классических, так и современных; русские народные песни, популярные песни советского периода.

В концертном cезоне 2010-2011 годов Госхор принимал участие в исполнении оперы Дж. Россини «Золушка» (дирижёр М. Плетнёв), «Реквиема» Б. Тищенко (дирижёр Ю. Симонов), Мессы си минор И.С. Баха (дирижёр А. Рудин), Пятой симфонии А. Рыбникова (дирижёр А. Сладковский), Девятой симфонии Л. ван Бетховена (дирижёр К. Эшенбах); под управлением Бориса Тевлина были исполнены: хоры «Царь Эдип», «Поражение Сеннахериба», «Иисус Навин» М. Мусоргского, «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского» С. Танеева, кантата «Машкерад» А. Журбина, русская хоровая опера Р. Щедрина «Боярыня Морозова», хоровые сочинения А. Пахмутовой, большое число произведений a cappella отечественных и зарубежных композиторов.

музыкальный коллектив">
Основная информация
Годы с 5 мая 1936
Страна Россия
Город Москва
Язык песен русский
Руководитель Е. К. Волков
russianchorus.org

Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова - российский музыкальный коллектив, основу репертуара которого составляют классические и современные произведения хоровой музыки.

История коллектива

В задачи хора входила прежде всего широкая пропаганда советской музыки, активно создаваемой в те годы в самых разных жанрах - от кантат и ораторий до песен и хоровых миниатюр. Значительное место в репертуаре хора отводилось русской и зарубежной хоровой классике, исполнение которой отвечало просветительским задачам коллектива.

Руководство Госхором СССР было поручено двум выдающимся музыкантам - заслуженному артисту РСФСР А. В. Свешникову и профессору Московской консерватории Н. М. Данилину . 26 февраля 1937 года в Колонном зале Дома Союзов состоялся первый концерт Государственного хора СССР, которым дирижировал А. В. Свешников. В 1937-39 гг. Госхором руководил Н. М. Данилин, в 1941-80 - А. В. Свешников. В 1971 г. за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства хор был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, а его художественному руководителю А. В. Свешникову было присвоено звание Героя Социалистического Труда - первому среди музыкантов-исполнителей.

После кончины Александра Васильевича Свешникова во главе легендарного хора находилась плеяда известных хоровых дирижёров:

  • И. Г. Агафонников (худ. рук. в 1980-1987)
  • В. Н. Минин (1987-1990)

Государственный академический русский хор союза ССР

Сов. исполнительский коллектив. Создан в 1942 в Москве как Гос. хор русской песни, в 1955 получил совр. назв. Организатор, бессменный руководитель и гл. дирижёр нар. арт. СССР А. В. Свешников. Первый концерт состоялся 20 июля 1943 в Большом зале Моск. консерватории. Первоначальной задачей коллектива было возрождение старинных нар. песен (крестьянских, городских, фабричных, студенческих, солдатских), развитие нац. вок.-хор. традиций. С именем хора неразрывно связаны такие песни, как "Вечерний звон", "Гибель "Варяга"", "Ах, ты, степь широкая". Большое патриотич. значение имели песенные программы воен. лет. Уже в 1944 в исполнении хора прозвучали произв. рус. классиков: М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева; в сер. 50-х гг. состоялись первые концерты хор. музыки И. С. Баха, затем - итальянских композиторов Н. Йоммелли, А. Лотти и др.
Значит. место в репертуаре хора занимают произв. сов. композиторов, мн. из них исполнены хором впервые, в т. ч. "Песнь о лесах" (1949), "Десять поэм" (на стихи революц. поэтов, 1951) Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) и оратория "Владимир Маяковский" (1959) Свиридова, "Доколе коршуну кружить" Шапорина (1962) и др. В 60-х гг. хор с успехом исполнил циклы произв. а cappella (в т. ч. Р. К. Щедрина на стихи А. Т. Твардовского).
Развитию советского хорового исполнительства, популяризации национального хорового искусства способствовали многочисленные концерты хора с программами старинной русской музыки композиторов 18 в. - Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, В. П. Титова и др. В 1968 хор записал на пластинку "Всенощную" Рахманинова. Впервые в СССР в исполнении хора прозвучали мн. произв. совр. зарубежных композиторов, в т. ч. "Симфония псалмов" Стравинского (1966), "Венгерский псалом" Кодая (1967), оратория "Жанна д"Арк на костре" Онеггера (1968), мн. пьесы М. Равеля, Ф. Пуленка и др.
В репертуаре - хор. музыка всех времён и народов (ок. 1000 произв.), в т. ч. хоры а cappella, сочинения кантатно-ораториального и вок.-симф. жанров ("Реквием" Моцарта, "Реквием" Верди, Девятая симфония и "Фантазия" для фп., хора и оркестра Бетховена и др.), редко исполняемые произв. И. С. Баха, Палестрины, К. Монтеверди, А. Вивальди, рус. нар. песни, песни и гимны др. народов мира, а также песни советских композиторов (более 200). В составе хора (1973) 85 артистов.
Главное внимание коллектив уделяет развитию традиций рус. вок. иск-ва. Совершенное владение стилем а cappella характеризует творч. облик хора, степень его мастерства. Исполнение коллектива отличается монолитностью и стройностью звучания, ему присуще богатство колористич. оттенков. Хор выступает в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Бельгия, ГДР, Венгрия, Италия, Норвегия, Румыния, Польша, Финляндия, Швеция, Чехословакия, Япония). Коллектив награждён орденом Трудового Красного Знамени (1970).
Литература : Локшин Д., Хор русской песни, М., 1950; А. В. Свешников. Сб. статей, М., 1970. В. Ф. Балашов.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Государственный академический русский хор союза ССР" в других словарях:

    Государственный академический русский хор Союза ССР - ГОСУДÁРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИ́ЧЕСКИЙ РУ́ССКИЙ ХОР СОЮ́ЗА ССР, созд. в 1942 в Москве как Гос. хор рус. песни (на базе организованного в 1936 Гос. хора СССР), задачей к рого было возрождение старинных рус. песен. Организатор, руководитель и гл. дирижёр… …

    Столица СССР и РСФСР, крупнейший центр сов. и мировой муз. культуры. 7632 тыс. жит. (1975). Наиболее ранние сведения о муз. жизни М. относятся к 15 16 вв. В кон. 15 в. или нач. 16 в. был создан хор Государевых певчих дьяков, к рый… … Музыкальная энциклопедия

    Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия

    Сов. муз. иск во качественно новый этап развития муз. иск ва. Окт. революция 1917, освободившая народы СССР от многовековой эксплуатации и установившая равноправие наций, впервые в истории создала реальные условия для полного… … Музыкальная энциклопедия

    МОСКВА город (см. ГОРОД) в центре Европейской части России, столица Российской Федерации, город герой. Москва имеет статус города федерального значения, является субъектом Российской Федерации и вмессте с тем административным центром Московской… … Энциклопедический словарь

    Музыка, исполняемая хором или предназначенная для хор. исполнения. X. м. принадлежит к наиболее демократичным видам иск ва. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значит. роль в жизни общества. Воспитательные и… … Музыкальная энциклопедия

    Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу XV—XVI вв., когда, предположительно, был создан хор государевых певчих дьяков для участия в царских богослужениях и придворных церемониях. В придворный быт с конца XV в. проникают … Москва (энциклопедия)

    Музыкальный публичное, платное исполнение музыки по заранее объявленной программе, одним или несколькими музыкантами в специально оборудованном помещении. Утверждение в 18 в. К. как формы обществ. музицирования было обусловлено ростом гор … Музыкальная энциклопедия

    - (1890, Коломна 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально драматическое училище Московского филармонического общества.… … Москва (энциклопедия)

    Свешников А. В. - СВÉШНИКОВ Александр Васильевич (1890–1980), хоровой дирижёр, педагог и муз. деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Соц. Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Окончил Муз. драматич. уч ще Моск. филармонич. об ва (1913). В годы войны вёл активную… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова.

«Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
Профессор Александр Свешников, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии, основатель хора и его художественный руководитель в 1936-37 и 1941-1980 гг.
Художественный руководитель и главный дирижер хора народный артист России Игорь Раевский
Государственный академический русский хор им.А.В.Свешникова - хорошо известный во всем мире исполнительский коллектив - вот уже более полувека дарит людям свое искусство. Биография хора неразрывно связана с именем корифея отечественной музыкальной культуры, его создателя и блистательного руководителя на протяжении более сорока лет Александра Васильевича Свешникова. «Его богатому творческому опыту, зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями» - так писал о нем Д.Д.Шостакович.
Выдающийся художник современности А.В.Свешников почитал хоровое пение величайшим из искусств, способным объединить людей, сделать их счастливее: «Моя жизнь не раз давала мне серьезный повод думать и утверждать, что один из самых доступных и при этом наиболее действенных способов приобщить людей к высокой музыкальной культуре лежит через музицирование в хоре».
С древних времен славилась Русская земля своим певческим искусством. Незримые, но прочные нити связали мастеров-распевщиков XVI века и первых русских профессиональных композиторов Николая Калашникова, Максима Березовского, Дмитрия Бортнянского, Михаила Глинку с авторами, пишущими в наши дни. Хоровая музыка Георгия Свиридова, Родиона Щедрина и других современных отечественных композиторов, исполняемая коллективом, пропитана животворными соками русской певческой традиции, оставляющей место и богатой творческой фантазии, и ярким краскам, и стремительным ритмам современности. В исполнительском стиле хора, теплом и проникновенном, в выразительной фразировке, в выровненном, свободно льющемся вокале мы слышим неустанное стремление постичь великую тайну поющей Руси, постичь и передать ее людям.
История Государственного академического русского хора им. А.В.Свешникова насчитывает более пяти десятков лет. Он был создан в 1936 году на базе вокального ансамбля Всесоюзного радио, когда в стране начинали свою деятельность многие ныне прославленные музыкальные коллективы. Первыми художественными руководителями хора стали выдающиеся музыканты - заслуженный артист РСФСР А.В.Свешников и старейший профессор Московской консерватории Н.М.Данилин. Буквально с первых дней своего существования Госхор СССР - так именовался он в то время, - показал себя ярким, высокопрофессиональным и универсальным по своим возможностям коллективом, собравшим лучшие исполнительские силы страны. Блестящие концертные программы включали произведения русской и зарубежной классики, современную хоровую музыку, обработки русских народных песен. В исполнении хора звучали сочинения П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, А.Даргомыжского, А.Аренского, М.Мусоргского, С.Танеева, В.Иванникова и других композиторов. Исполнялись монументальные произведения западноевропейской классики: оратория «Самсон» Генделя, Девятая симфония Бетховена, Траурно-триумфальная симфония Берлиоза. Многие сочинения современников: С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Ю.Шапорина, В.Мурадели, А.Хачатуряна, Е.Голубева, С.Василенко, А.Гедике и других не раз находили своего первого исполнителя в лице Госхора СССР.
Суровые военные годы внесли свои поправки и в творческий облик коллектива, и в его название: «Государственный хор русской песни» - так он стал именоваться в 1942 году. И действительно, основой репертуара хора стала русская народная песня, которая приобрела в военные годы огромную значимость, стала выразителем патриотического духа народа, его единства и несгибаемой воли. Множество прекрасных забытых песен рабочих и крестьян, солдат и студентов получили свое второе рождение в обработках А.В.Свешникова - великолепного аранжировщика, знатока исполнительских возможностей хора. Такие песни, как «Гибель «Варяга» и «Ермак», «Ах ты, степь широкая», «Однозвучно гремит колокольчик», «Вдоль да по речке» и поныне являются неотъемлемой частью репертуара коллектива. «Мы ездили с концертами по фронтам, и надо было видеть, с каким волнением слушали песни бойцы и командиры, которым нередко в тот же день предстояло идти в бой», - вспоминал А. В. Свешников.
Яркой страницей в истории хора стал концерт в освобожденном от фашизма Берлине. «Русские второй раз завоевали Берлин», - писал о концерте журнал «Иллюстрирт». Это событие положило начало большому «триумфальному шествию» хора по европейским странам. Жители Австрии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Норвегии, Швеции и других государств восторженно встречали искусство русского хора, называя его достижения «неслыханными». «Русская песня, то грустная и задумчивая, то веселая и задорная, покорила зал. И хотя слова не были понятны, смысл песен прекрасно понимали все»,-писала одна из венских газет после концерта хора в австрийской столице. Бельгийская газета «Метрополь» так отзывалась об искусстве коллектива: «Нас поражает артистизм хора, его поразительная дисциплина, восхищают чистота, точность и просветленность женских голосов, теплые тембры мужских, особенно басовой партии».
В 1955 году хору было присвоено звание «академический». Популярность коллектива стремительно растет, расширяются его репертуарные рамки, появляются концертные программы, посвященные хоровой музыке разных стран, а также творчеству выдающихся зарубежных композиторов. Эти программы во многом способствовали укреплению дружбы и взаимопонимания между народами, расширили музыкальный кругозор. После исполнения хором «Венгерского псалма» Золтана Кодаи автор писал: «Я очень благодарен Вам и Вашему чудесному хору за удивительное представление «Псалма» на венгерском языке». Не менее красноречиво и высказывание японского рецензента: «Когда я прослушал «Колыбельную песню» Ицуки, у меня выступили невольно слезы. Этот хор вновь напомнил нам простоту и атмосферу японских песен». Во время гастрольной поездки хора по Италии состоялся концерт в знаменитом Миланском театре «Ла Скала». «Этот хор, сильный и гибкий, временами протяжный и печальный, временами ликующий и торжественный, способен не только взволновать, но и окончательно потрясти», - писала о коллективе местная пресса. Восторженное признание снискало искусство хора и на японской земле, неоднократно посещаемой коллективом: «Своими выступлениями в Японии хор подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов».
С 1980 по 1987 год художественным руководителем хора являлся народный артист России И.Г.Агафонников, бережно сохранявший традиции своего великого предшественника. В период с 1987 по 1990 год художественное руководство хором осуществлял народный артист России В.Н.Минин, чье имя для любителей музыки прочно связано со знаменитым Московским камерным хором.
За долгие годы существования хором было исполнено в общей сложности более трех тысяч произведений, написанных в самых разных жанрах и принадлежащих разным эпохам и композиторским стилям. Здесь и такие шедевры ораториально-кантатного жанра, как «Реквием» Моцарта, «Торжественная месса» и Девятая симфония Бетховена, «Сотворение мира» Гайдна, монументальные хоровые полотна Баха и Генделя, немеркнущие творения старых европейских мастеров - «Глория» Вивальди, «Глория» Монтеверди, сочинения Палестрины, Орландо Лассо, Жоскена Депре, Лотти, Иомелли.
Но главное место в репертуаре хора неизменно занимает русское классическое наследие, исполнение которого неотделимо от высоких целей духовного возрождения России. Широко и полно представлено хоровое творчество М.Глинки, А.Алябьева, А.Гурилева, А.Варламова, А.Бородина, Ц.Кюи, А.Серова, Н.Римского-Корсакова, обработки народных песен М.Мусоргского и его вокально-симфонические произведения «Царь Эдип», «Поражение Сенахериба», «Иисус Навин». Хором были исполнены и записаны все произведения a capella П.И.Чайковского и его кантата «Москва». За последние годы репертуар коллектива обогатился многими яркими творениями С.Танеева, среди которых кантата «Иоанн Дамаскин», хоры на стихи Я.Полонского, сочинениями А.Аренского, А.Гречанинова, Ю.Сахновского, П.Чеснокова, В.Калинникова, В.Шебалина.
Русская народная песня в обработках А.Свешникова, Д.Шостаковича, Н.Римского-Корсакова неизменно украшает концертные программы коллектива. А такие знаменитые, как «Ах ты, степь широкая» и «В темном лесе», стали своего рода песнями-символами, с них неизменно начинаются концертные программы хора, составленные из произведений русской хоровой музыки.
Постоянный интерес публики вызывает русская духовная музыка, также широко представленная в репертуаре хора. Начиная со знаменитых распевов и фрагментов из "Пещного действа", духовных концертов Н.Калашникова, Д.Бортнянского и М.Березовского, хор знакомит слушателей и с более поздними образцами этого жанра: "Страстной седмицей" А.Гречанинова, "Отче наш" А.В.Александрова, "Запечатленным ангелом" Р.Щедрина. В репертуар хора в разное время вошли непревзойденные шедевры С.Рахманинова - "Литургия", "Всенощная", "Колокола". Исполнение и запись "Всенощной" С.Рахманинова, потрясающее по красоте, не уступает шедевру, весь блеск которого хор передает с полным совершенством", - писала французская "Кайе дю диск". Эта запись была удостоена Гран при французской Академии грамзаписи.
Активная творческая дружба Государственного академического русского хора им.А.В.Свешникова с современными композиторами, заинтересованность в их творчестве продолжает давнюю традицию коллектива, о которой в свое время писал Д.Шостакович: "Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях является первым исполнителем новых произведений". Многие сочинения этого гениального композитора, среди которых "Десять поэм для хора", оратория "Песнь о лесах", кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", впервые прозвучали в исполнении коллектива. Также обязаны хору своим первым исполнением кантата "Александр Невский" С.Прокофьева, поэма "Памяти Сергея Есенина" и "Патетическая оратория" Г.Свиридова, многие хоровые сочинения Р.Щедрина, Р.Бойко, В.Александрова и других композиторов.
Среди сочинений современных зарубежных композиторов, исполненных хором, упомянутый выше "Венгерский псалом" З.Кодаи, кантаты Карла Орфа "Катулли кармина" и "Кармина Бурана", "Три маленькие литургии" Оливье Мессиана, Третья симфония Микиса Теодоракиса и другие.
С 1991 по 1995 год художественным руководителем хора был выдающийся хоровой дирижер Е.С.Тытянко - безвременно ушедший из жизни в июне 1995 года.
Под его руководством коллектив осуществил записи на компакт-диски ряд замечательных русских опер: "Юдифь" В.Серова; "Царскую невесту" и "Майскую ночь" Римского-Корсакова; "Алеко" и "Франческу да Римини" С.Рахманинова.
В настоящее время во главе коллектива стоит известный хоровой дирижер - народный артист России, профессор Игорь Иванович Раевский. Воспитанник хорового училища А.С.Свешникова и Московской государственной консерватории.
За последние годы хор приглашался на гастроли в Швецию, Китай, Грецию, Израиль, Египет. Блистательный успех сопутствовал каждому выступлению хора в трех турне по США - январь 1993 г., январь - февраль 1994 г., февраль-апрель 1995 г.
"...Грандиозно, ярко и прекрасно!"; "...это был один из лучших, возможно, самый, самый лучший хор из слышанных нами в жизни."; "...его тембр, текучесть, густота, гладкость и подвижность изумительны."; "...их концерт одно из прекраснейших представлений во все времена." - так сформулирована американская пресса впечатления слушателей от выступлений хора.