Храм анастасии узорешительницы в теплом стане расписание богослужений. Храм Анастасии Узорешительницы в Тёплом Стане - единственная в столице церковь в честь этой святой

Святая великомученица АНАСТАСИЯ Узорешительница (†ок.304)

Святая великомученица Анастасия жила во времена императора Диоклитиана (284-305). Она была дочерью римского сенатора Претекстата, исповедавшего языческую веру. Мать же ее Фауста тайно веровала во Христа.

Анастасия отличалась благородством, душевною и телесною красотою, благим нравом и кротостью. В девическом возрасте Анастасия была поручена своею матерью для обучения христанину Хрисогону, известному своею ученостью и благочестием. Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве.

После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия, также происходившего из сенаторского рода. Но под предлогом вымышленной болезни она сохранила девство. Иногда, муж пытался применить насилие, но Анастасия, с невидимою помощью ангела-хранителя, вырывалась из его рук.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий задумал извести супругу, чтобы наследовать все ее имение и жить с другой женою на чужие деньги. Обращаясь с ней, как с пленницею и рабою, он ежедневно истязал и мучил ее. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.


Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан. Вместе со свободой она получила и все родительское наследство, которое она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных.

В то время царю Диоклетиану донесли из Рима что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, не смотря на разнообразныя мучения, не отрицаются от своего Христа и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон.


При
римском императоре Диоклетиане в империи разразились самые жесточайшие гонения на христиан. Первые 19 лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования Диоклетиан предпринял уже повсеместное гонение на христиан. В течение одного года он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений. Сначала произошла конфискация церковного имущества. После конфискации святынь и церковной собственности последовали аресты и казни духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богадельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.


«Последняя молитва христианских мучеников». Ж.-Л. Жером.

Узнав о Хрисогоне, Диоклетиан велел послать его к нему в Аквилею (город в верхней Италии) на суд, а христиан всех казнить. Анастасия последовала за своим учителем. Диоклетиан надеялся убедить Хрисогона отречься от Христа, но не смог выдержать свободных речей святого и велел отрубить ему голову. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было положено в ковчег и сокрыто в доме пресвитера Зоила. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины (†304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. Святую Агапию и Хионию бросили в огонь. Здесь они скончались, но тела их остались неповрежденными. А святую Ирину один из воинов ранил стрелою из тугого лука, после чего святая скончалась. После кончины мучениц, Анастасия сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать. Овладев к тому времени врачебным искусством, она повсюду ревностно служила христианам, заключенным в темницах. Все свои средства Анастасия истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным.

В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая после смерти мужа осталась с тремя младенцами-сыновьями. Блаженная Анастасия часто жила у вдовы и та помогала ей в благочестивых трудах.

Вскоре Анастастия была схвачена как христианика и предана в руки Диоклетиана (поскольку Анастасия была из знатного римского рода, решить ее участь мог только император). Однако, устрашившись ее премудрых речей, со словами «Не подобает царскому величеству беседовать с безумной женщиной», Диоклетиан передал ее в руки верховного жреца Ульпиана, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался.

Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее младенца-сына были преданы мученической смерти (их бросили в огненную печь) в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря).

Казнь святой Анастасии

Тем временем святая Анастасия была предана суду в Иллирии. Корыстолюбивый правитель тайно предложил ей уступить ему все богатства: «Исполни же заповедь своего Христа, Который повелевает вам презирать все богатства и быть нищими». На что премудрая Анастасия благоразумно ответила: «Кто будет настолько безумен, чтобы дать тебе, богатому человеку, то, что принадлежит нищим?»

Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. В идя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (память 22 декабря).

Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Достигнув глубины, воины просверлили несколько отверстий в корабле, а сами пересели в лодку и поплыли к берегу. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их.

Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами . Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница. Ее тело, не поврежденное огнем, некая благочестивая женщина Аполлинария похоронила в саду. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.

Мощи святой Анастасии Узорешительницы


В V веке мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь, где во имя ее был построен храм. Позднее главу и десницу великомученицы перенесли в созданный недалеко от города Салоник монастырь святой Анастасии Узорешительницы .


Монастырь святой Анастасии Узорешительницы

Иконография

Святая великомученица Анастасия изображена на иконах с крестом в правой руке и небольшим сосудом в левой. Крест - путь к спасению, в сосуде - святой елей, врачующий раны.

Святую великомученицу Анастасию называют «Узорешительницей» , поскольку ей от Господа дана сила излечивать телесные и духовные болезни, разрешать узы неправедно осужденных, подавать утешение пребывающим в заключении. Просят святую и о защите от колдовских чар.

Материал подготовил Серегей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве

Тропарь, глас 4:
Победоноснаго Воскресения / истинноименитая наречена еси, / мученице Христова, / победы на враги поставила еси мук терпением, / Христа ради, Жениха твоего, / Егоже возлюбила еси. / Того моли спасти души наша.

Кондак, глас 2:
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающии, /приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцелени.

Молитва великомученице Анастасии Узорешительнице:
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие! Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления; призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление, умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем, да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

На Октябрьском проспекте Пскова находится один из древнейших православных храмов города – Церковь Святой Великомученицы Анастасии. Это красивейшее здание имеет большую историю. Согласно местным приданиям в 1377 году была построена церковь, во имя Святой Великомученицы Анастасии.

Ее возводил Василий Дол. Но летопись говорит о другой дате. В 1487 году в Пскове был сильный мор. Ради его прекращения и спасения людей от смерти, горожане возвели за один день сразу две церкви. Одна из которых и была посвящена Святой Анастасии. Это деревянное строение было построено на горке Кузнецкой улицы. Название улицы произошло от основного занятия местных жителей – кузнецкое дело.

В летописях не говорится когда церковь стала каменной. Лишь упоминается, что в 1538 году во время пожара обрушились церковные своды. А это значит, что само здание уже было выполнено из камня.

В 1639 году к церкви пристроили придел во имя святой Параскевы Пятницы. Согласно легендам этому предшествовали чудесное событие. За два года до возведения придела, возле церкви проходил двенадцатилетний мальчик. Перед ним появился калека. Он повелел передать людям, чтобы они прекратили свою греховную жизнь, иначе на них обрушится гнев Божий. После его ухода поднялся ветер и вознес мальчика выше церковного креста.

В 1745 году церковь была приписана к церкви Святого Василия. Но уже в 1764 имела свой отдельный штат. Однако время брало свое и здание постепенно разрушалось. В 1786 году ее хотели снести, но оставили. Однако церковь стала приписной к Ново-Вознесенской церкви. В таком статусе она просуществовала до начала XX века.

В 1808 году была сделана очередная попытка снести здание. К тому времени церковь сильно обветшала. Но синод не дал разрешение на снос. В 1819 году заменили колокольню и крыльцо. Но состояние церкви все еще оставалось плачевным, в 1842 году настоятель Ново-Вознесенской церкви, через местную газету, обратился к горожанам с просьбой восстановить одну из старейших церквей города Пскова. Стараниями старосты церкви купца Ладыгина, церковь была обновлена, на средства пожертвованные его свояченицей Натальей Михайловной Постниковой. В 1844 году в присутствии губернатора, духовенства и чиновников, обновленный храм был заново освещен.

При обновлении церкви был создан новый иконостас. Иконы были написаны художником Денисовым. Но на этом работы не прекратились, постепенно был заменен иконостас в придельной церкви. В 1881 году была установлена печь, превратившая храм в теплый. К концу 1896 года была заменена ветхая глава.

Церковь действовала до 1932 года. Во время войны получила частичные повреждение кровля здания. Также осколками были повреждены стены и внутреннее убранство. После войны, в 1952 году, провели ремонт крыши и стропил. А в 1960 году церковь была взята под государственную охрану. Она была признана памятником республиканского значения.

Сама церковь оставалась не действующей. Здесь находилась книгохранилище научной библиотеки. Только в 2005 году здание передали Русской Православной церкви, и 4 января 2007 года состоялось первая служба.

Само здание находится на высоком подклете. В северной и южной части расположены приделы. Сам храм является четырехстолбовым трехапсидным. Подпружные арки опираются не на внутренние столбы, а на сложенные над ними особые массивные тумбы. За арками следуют коробовые своды.

В этом древнем храме находятся несколько святынь православного мира. В 2011 году сюда передали частицы мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и частицы Святого Креста и Титла Святого Креста. Каждое второе и третье воскресенье месяца здесь совершается молебен перед этими святынями.

Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Октябрьский пр., 9
Первые упоминания о деревянной церкви: 1487 год
Святыни: Ковчег с частицами мощей святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, святой Фаусты - матери святой, святого мученика Хрисогона Аквилейского - учителя святой, ковчег с частицей мощей святой великомученицы Параскевы Пятницы, копия Туринской Плащаницы, нить Туринской Плащаницы, мощевик с частицей Гвоздя Распятия Господня и копия Гвоздя Распятия Господня, мощевик с частицей Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, мощевик с частицей шипа тернового венца Господня, крест с частицей Животворящего Древа Креста Господня и частицей Титла Креста Господня, ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской, ковчег с частицей мощей святителя Андрея Критского, ковчег с частицей мощей и тапочками святителя Спиридона Епископа Тримифунтского, Чудотворца, ковчег с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона, ковчег с частицей мощей святого преподобного Александра Свирского
Координаты: 57°48"53.6"N 28°20"19.2"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

С юга от знаменитого Псковского Крома стоит храм, освященный в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы. В древности вокруг этой церкви находился квартал, где жили ремесленники-кузнецы – Кузнечная слобода, поэтому о ней часто говорят, как о «церкви в Кузнецах». Несмотря на многочисленные реконструкции, старинный храм сохранил изначальные пропорции и выглядит очень гармонично. Многие искусствоведы считают его одним из самых красивых в городе.

Вид церкви со стороны ул. Некрасова

Кем была Анастасия Узорешительница

В начале XX века считали, что церковь в Кузнецах посвящена двум святым – Анастасии Римлянке и Анастасии Узорешительнице. Обе они жили в Риме и погибли, отстаивая христианскую веру. Однако, псковские краеведы выяснили, что первоначально церковь освящалась в честь Анастасии Узорешительницы.

Интересно, что в Пскове сохранился отдельный храм Анастасии Римлянки. Это небольшая живописная часовня, построенная в 1911 году по проекту архитектора А.В. Щусева. И стоит она на левом берегу реки Великой, рядом с Ольгинским мостом.

Анастасия Узорешительница, в честь которой названа церковь в Кузнецах, жила в IV веке, во время правления римского императора Диоклитиана. Она появилась на свет в столице великой империи, в семье сенатора. В римских тюрьмах тогда держали немало христиан, и Анастасия тайно посещала их, помогая едой и лечением. Потом она стала странствовать, стараясь повсюду помогать заключенным христианам. Узорешительницей Анастасию назвали за подвижнический труд, так как она давала страждущим не только еду и лекарства, но и избавляла их от уз отчаяния, сомнения и страха.

Когда власти узнали, что Анастасия придерживается христианской веры, ее привели к императору. Диоклитиан повелел верховному жрецу склонить христианку к языческой вере или казнить ее. Верховный жрец пытался прикоснуться к Анастасии, но внезапно ослеп. На некоторое время Анастасия оказалась на свободе и могла продолжить свое служение заключенным в тюрьмы христианам.

Однако, вскоре она опять попала в темницу и в течение двух месяцах подвергалась пыткам голода. Видя, что христианка не сломлена, римские власти посадили ее вместе с другими узниками на корабль и решили утопить их в море. Однако, задуманное не удалось. Тогда храбрую римлянку и других христиан публично казнили. Православная церковь считает Анастасию Узорешительницу великомученицей и празднует дань ее памяти 4 января.

История храма

Первая деревянная церковь в честь почитаемой верующими святой появилась в Пскове в 1487 году. Ее поставили как «обетную», в один день, после того, как в городе закончилась продолжительная эпидемия чумы. В Средние века в России и на территории Европы еще не умели бороться с «моровым поветрием», поэтому страшные болезни выкашивали население городов и деревень десятками тысяч. Любопытно, что в дореволюционной краеведческой литературе не раз публиковали псковское предание, что храм возвел Василий Дол в память о супруге и дочери, которые носили имя Анастасия.

Вид церкви с Октябрьского проспекта

Сведений о том, в какое время деревянную постройку заменили на каменный храм, не сохранилось, но известно, что в первой половине XVI века он уже стоял. В псковской летописи за 1538 год рассказывается о большом пожаре, во время которого выгорело 12 церквей. Пострадал и храм в Кузнецах. На нем обрушилась кровля, и в огне погибло четыре человека.

В 1639 году с севера к церкви пристроили придел и освятили его в честь Параскевы Пятницы. Когда в конце XVIII века началась церковная реформа, обветшавший храм хотели закрыть. Однако, его сохранили и приписали сначала к храму Василия на Горке, а потом к расположенной неподалеку Нововознесенской церкви.

В начале XIX века вновь встал вопрос о закрытии церкви, но прихожане так любили свой храм, что отправили прошение к императору. Из-за их заступничества старое здание было решено не трогать и поддерживать на частные пожертвования. На собранные прихожанами деньги отштукатурили стены, поменяли полы, заказали новый резной иконостас, а пообносившуюся тесовую кровлю заменили на железную.

В 1880-е годы церковь Анастасии Узорешительницы снова реконструировали. В ней обустроили несколько печей, и, благодаря отоплению, церковные службы стали проводить не только в теплое время года, но и зимой. Кроме того, строители с трех сторон закрыли крыльцо на колокольне рамами и дверьми, покрыли железом алтари и заменили обветшавшую главку на новую, но уже меньшего размера.

В начале прошлого века, вслед за общим прогрессом в храме появилось электрическое освещение. Священники, служившие в церкви, вели большую общественную работу. Они собирали краеведческие реликвии, изучали историю Пскова, работали в городском Статистическом комитете и организовывали Певческие праздники.

До 1932 года в храме велись регулярные службы, но потом городской Союз воинствующих безбожников добился, чтобы для верующих дорогу в церковь закрыли. Во время Великой Отечественной войны, когда немцы оккупировали Псков, а потом шли бои за его освобождение, старинный храм получил повреждения. От выстрелов и разрывов снарядов пострадала кровля, наружные стены и церковные интерьеры.

В 1960 году церковь признали архитектурно-историческим памятником и взяли под государственную охрану. Старое здание отремонтировали и отдали областной научной библиотеке, которая долгое время использовала его под книгохранилище.

Вид на церковную колокольню

В 2004 году храм передали приходской общине. Однако, библиотека никак не могла найти подходящее помещение для своих книг, и окончательно культовое здание освободили только в 2006 году. После этого начался период ремонтно-восстановительных работ. Строители переделали в храме системы электроснабжения и отопления, полностью перестелили старые полы, побелили стены, заменили окна и установили новый иконостас. Церковные службы здесь возобновились в 2007 году, а через два года на собранные деньги восстановили придел, освященный в честь Параскевы Пятницы.

Архитектурные особенности

Старинный храм имеет статус памятника федерального значения и воплощает лучшие традиции псковского храмового зодчества. Согласно древним архитектурным канонам фасады основного объема и придела разделены на части лопатками, а абсиды алтаря и барабан декорированы узором с поребриком и бегунцом.

Церковь можно считать двухъярусной, так как она стоит на мощном сводчатом подклетном этаже. Четверик опирается на четыре столба и имеет три абсиды. Венчает его одна главка, установленная на высоком световом барабане. Четверик покрыт четырехскатной кровлей, а галерея и придел имеют плоские крыши.

Ярусная колокольня, архитектура притвора и кровли сделаны в традициях классицизма во время перестройки храма в первой половине XIX века. Каменная двухуровневая колокольня сменила старую храмовую звонницу в 1819 году. Она была построена на деньги, пожертвованные богатой помещицей и владелицей Губернаторского дома Валуевой. Колокольня имеет открытые звонницы и завершение в виде купола с высоким шпилем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни церковь Анастасии Узорешительницы является действующим православным храмом, и ее двери открыты для верующих и туристов ежедневно с 9.00 до 19.00. Богослужения здесь проходят в 9.30 и 17.00.

В церкви хранится копия Туринской плащаницы, медальон, в котором находится нить от подлинной плащаницы, ковчеги с частицами мощей Анастасии Узорешительницы, Марии Египетской, Александра Свирского, целителя Пантелеймона и Параскевы Пятницы, а также частицы Животворящего Древа Креста Господня. Престольный праздник в храме отмечают 4 января.

Анастасии Узорешительницы в Теплом стане появился совсем недавно, но, несмотря на это, уже имеет свои предания и историю. У истоков создания православной общины при храме Анастасии Узорешительницы стоит замечательный человек — протоиерей Сергий Жигулин. В 1996 г. житель Теплого стана, отец Сергий по поручению Патриарха был отправлен в г. Грозный, где был захвачен в плен боевиками. Более 5 месяцев его содержали в нечеловеческих условиях, систематически избивали, морили голодом. И все это время отец Сергий молился святой Анастасии Узорешительнице.

Мозаичное изображение Анастасии Узорешительницы на стене у входа в храм

Святая покровительница храма Анастасия жила в III в. н. э. в Риме во времена правления императора Диоклетиана, гонителя христиан. Анастасия, будучи знатной и богатой римлянкой помогала христианам, заключенным в темницах как могла: деньгами, пищей, заботой. Она приняла мученическую кончину, и впоследствии была канонизирована в лике святых. Ей молятся о заключенных-христианах, называя Узорешительницей, то есть – облегчающей узы. Греки, при этом, называют ее Фармаколитрией – «исцеляющей» (за то, что она оказывала медицинскую помощь узникам и ухаживала за больными).

Храмовая икона Калужской Божией Матери

Освободившись из плена и вернувшись на Родину, о. Сергий принял монашеский постриг с именем Филипп и взялся за создание православной общины. Примерно в то же время власти получили прошение и от другой общины с просьбой о строительстве храма в честь Калужской иконы Божией Матери. Но в результате было одобрено строительство храма св. Анастасии с приделом иконы Калужской Богоматери.

Проект строительства Большого храма

15.06.2003
Освящение Калужской иконы Богородицы

Другим чудом можно назвать и то, что перед Троицей 2003 года появился в храме и старинный (XVIII в.) образ Калужской иконы Богородицы, который выкупали прихожане «всем миром». 4 января 2004 г. исполнилось 1700 лет со дня преставления св. Анастасии Узорешительницы, и в церкви был торжественно отпразднован престольный праздник.

В 2005 г. в канун Рождества был освящен еще один, приставной, престол храма – Калужской иконы Богоматери, к которой вел некогда проходящий через Теплый Стан Калужский тракт.

Анастасии Узорешительницы в Теплом стане сегодня не всегда может вместить всех желающих помолиться и получить духовную поддержку. Поэтому прихожане готовятся к строительству большого каменного храма на 1000 человек, собирая на него по крохам пожертвования.