Художественные символы разных стран мира. Поэтические символы стран мира

На планете Земля существуют и взаимодействуют между собой более двухсот пятидесяти стран, несколько тысяч народностей, национальностей, народов больших и малых. И у каждого из них свои черты, обычаи и традиции, сформированные в течение веков характерные черты. Существуют и художественные символы народов мира, отразившие их представление о бытии, религии, философии и других знаниях и понятиях. В разных странах они разнятся между собой, обладая неповторимостью и оригинальностью, присущей тому или иному кусочку планеты. Они не зависят напрямую от государственной власти, а формируются порой при сменах властей и правителей самими людьми. Что же такое художественные символы народов мира в общепринятом понимании этого слова?

Символ

Грубо говоря, символ это гипертрофированный знак. То есть изображение, как правило, схематичное и условное, какого-либо предмета, животного, растения, или же понятия, качества, явления, идеи. От знака символ отличает сакральный контекст, момент нормативности и социальной или религиозно-мистической духовности, выраженной в изображении (как правило, схематично и упрощенно).

Художественные символы народов мира

Наверное, в каждой из стран есть свои рукотворные чудеса, сделанные людьми. Не зря в старину выделяли семь чудес, которые считались, безусловно, своеобразными художественными символами (первый список сложил, как считают, Геродот в пятом веке до новой эры в нем было всего три чуда). К ним относили пирамиду Хеопса, сады Семирамиды, изваяние Зевса, Александрийский маяк и другие. Список в течение веков варьировался: добавлялись одни наименования, исчезали другие. Многие художественные символы народов мира не дожили до наших дней. Ведь на самом деле их было во все времена у различных народов неизмеримое количество. Просто цифра семь считалась сакральной, магической. Ну а время сохранило на сегодняшний день лишь немногие символы народов мира.

Список

  • Лидирующее положение в нем, безусловно, занимают Египетские пирамиды. Ученые до сих пор ведут споры об их происхождении и феномене строительства. Но факт остается фактом: это одно из глобальных чудес света, доживших до наших дней со времен глубокой древности. Художественный символ, на который действительно стоит посмотреть!
  • В Китае национальная гордость и безупречный художественный символ Великая стена. Она длится многие километры, из самой глубины веков в наши времена!
  • В Англии это Стоунхендж, на первый взгляд, сборище сваленных в груды камней. Но как завораживает! А сколько лет этой магической постройке ученые до сих пор в точности не могут определить. Не зря туда ежегодно устремляются многочисленные паломники.

  • Из древнейших можно особо выделить истуканов с острова Пасхи. Вот уж, действительно, монументальные произведения!
  • К более современным относятся: Эйфелева башня (Париж), Статуя Свободы (Нью-Йорк), Статуя Христа в Бразилии (Рио). Эти рукотворные произведения были созданы уже в нашу эпоху. Но некая современность не мешает воспринимать их как глобальные художественные символы народов мира (картинки смотрите выше и ниже).

    А вообще-то, символов великое множество, и есть надежда, что будут появляться новые, расширяя привычный уже список!

  • Больше информации

    МХК 8 класс УРОК № _5_

    Тема: Художественные символы народов мира.

    Цели : 1) Познакомить учащихся с художественными символами народов мира, раскрыть значение образа русской березы в поэзии, живописи и музыке

    2) Совершенствовать чувство языка, навык выразительного чтения.

    3) Воспитывать любовь к поэтическому слову, умение внимательно и вдумчиво относиться к слову при чтении стихотворных произведений, воспитывать чувство любви к отчизне, природе.

    Ход урока:

      Организационный момент

      Актуализация знаний учащихся по теме:

      Да – Нет

    А) Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» написал английский писатель Д. Дефо? (да).

    Б) слово «цивилизация» в переводе с древнегреческого звучит как «гражданский, общественный, государственный»? (нет, с латинского и у др. римлян).

    В) Цивилизация – уровень материального и духовного развития общества (да).

    Г) Культура связана со словом «культ» и обозначает почитание, поклонение (да).

    Д) В словаре Ожегова слово «культура» имеет следующее значение: Обработка, уход, возделывание» и «образование умственное и нравственное» (нет, в словаре В. Даля)

    Е) Понятие «цивилизация» более широкое по сравнению с понятием «культура» (да)

    Ж) Культура – понятие временное, а цивилизация – общечеловеческое (нет, наоборот)

    З) Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения (да)

    И) Образ культурного человека еще в эпоху античности пытался воссоздать Пифагор (нет, Платон)

    К) Конфуций – это японский мыслитель? (нет, китайский)

    Л) Художник Иеронимус Босх жил в 15 веке в Нидерландах? (да)

      Дайте определение понятию МХК

      Какой бог был покровителем искусств, как звали его помощниц?

      Сообщения учащихся о И. Босх

    III . Изучение новой темы:

    Без березы не мыслю России, -
    так светла по-славянски она,
    что, быть может, в столетья иные
    от березы – вся Русь рождена.
    Олег Шестинский

    1. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое кругосветное путешествие и познакомимся с художественными символами народов мира, прогуляемся по «стране березового ситца» и, конечно же, окунемся в знакомые нам с детства родные калмыцкие просторы.

    2. Изучение нового материала .

    Учитель: На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные особенности. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания: «немецкая аккуратность», «французская галантность», «африканский темперамент», «холодность англичан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён­ного народа на протяжении многих лет.

    Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои сим­ волы, отразившие художественные представления о мире.

    Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос­топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

    Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

    Ученик: Древние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже став­шие художественным символом этой страны.

    Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по­гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару­шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го­лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

    Учитель: Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей ху­дожественным символом этого удивительного города. Что вам известно о ней?

    Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возму­щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

    Ученик: Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собира­лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз­можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты пти­чьего полёта...

    Учитель: А что является художественными символами США, Китая, России?

    Ученик: Статуя Свободы для США, Императорский дворец «Запретный город» для Ки­тая, Кремль для России.

    Учитель : Но есть у многих народов и свои особые, поэти­ческие символы. Расскажите об одном из них?

    Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэти­ческий символ Японии.

    Если спросишь:

    В чём душа

    Островов Японии?

    В аромате горных вишен

    На заре.

    Учитель : Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью?

    Красота цветов так быстро отцвела!

    И прелесть юности была так быстротечна!

    Напрасно жизнь прошла...

    Смотрю на долгий дождь

    И думаю: как в мире всё не вечно!

    Комати (Перевод А. Глускиной)

    Ученик : Поэта привлекают красота непосто­янства, хрупкость и мимолётность жизни. Быстро отцветает вишня и юность быстротечна.

    Учитель : Какой художественный приём использует автор?

    Ученик: Олицетворение. Цветок сакуры для поэта - это живое су­щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.

    Учитель:

    Туман весенний, для чего ты скрыл

    Цветы вишнёвые, что ныне облетают

    На склонах гор?

    Не только блеск нам мил, -

    И увяданья миг достоин восхищенья!

    Цураюки (Перевод В. Марковой)

    Учитель : Прокомментируйте строки.

    Ученик: Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев­шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен­но в этом источник Красоты.

    Учитель: Художественным поэтическим символом России стала белоствольная берёза.

    Люблю березу русскую,
    То светлую, то грустную,
    В беленом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    Люблю ее нарядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю березу русскую.
    Под ветром низко клонится
    И гнется, но не ломится!

    А. Прокофьев.

    Учитель : Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

    Учитель: С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

    Береза

    Белая береза

    Под моим окном.

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Осыпает ветки

    Новым серебром. 1913 г

    Учитель . Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: “Березы”.

    Учитель: Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

    А теперь обратимся к художественным символам нашей малой родины – Калмыкии.

    Как вы думаете, что будет являться символом Калмыки?...

    Каспийская роза России

    2010-й год объявлен годом сайгака в Калмыкии

    Таблица: заполняется по ходу урока.

    Страна

    Художественный символ

    Домашнее задание – написать сообщении о каком-либо художественном образе народов мира.

    ПИРАМИДЫ

    Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по­гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару­шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го­лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

    ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ 1

    Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возму­щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

    «Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо­лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»

    Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан­ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.

    ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ 2

    Ученик: Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собира­лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз­можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты пти­чьего полёта...

    САКУРА

    Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэти­ческий символ Японии.

    Если спросишь:

    В чём душа

    Островов Японии?

    В аромате горных вишен

    На заре.

    Норинага (Перевод В. Сановича)

    БЕРЁЗА

    Люблю березу русскую,
    То светлую, то грустную,
    В беленом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    Люблю ее нарядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю березу русскую.
    Под ветром низко клонится
    И гнется, но не ломится!

    А. Прокофьев.

    БЕРЁЗА

    Белая береза

    Под моим окном.

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Осыпает ветки

    Новым серебром.

    ТЮЛЬПАНЫ

    Приезжайте в Калмыкию в апреле – увидите, как степь цветет. Ее сплошным ковром покрывают тюльпаны. Желтые, красные, розовые и даже черные! А запах… головокружительный.

    Как говорят местные жители: "Тюльпаны - они как кони, в одном месте не растут. В этом году здесь, на следующий - в другом месте. Их иногда даже искать приходится".

    Праздник тюльпана - это пробуждение степи. Этот праздник очень короткий: тюльпаны цветут дней 10, не больше, и затем начинается палящее, знойное лето.

    В Калмыкии апрель - время тюльпанов. Земля набирает силу, оживает, наполняется новыми красками и звуками.

    Победа солнца и тепла увенчалась короной алого тюльпана.

    ЛОТОС

    Удивительная вещь, всегда когда рассказывают о Лотосе, то считают, что это цветок Египта и даже есть легенда, что из цветка Лотоса появился Бог Солнца Ра, подарив Земле свет и тепло. В основе сказаний о лотосе лежат представления человечества о плодородии и жизни, о долголетии и здоровье. Но тем не менее и Калмыкия может похвастаться тем, что у нее есть огромные пространства, там где и "царица рек" Волга, где этот цветок, названный "каспийской розой", прекрасно цветет и радует глаз.

    Лотос

    Опустясь головкой сонной
    Под огнем дневных лучей,
    Тихо лотос благовонный
    Ждет мерцающих ночей.

    И лишь только выплывает
    В небо кроткая луна,
    Он головку поднимает,
    Пробуждаясь ото сна.

    На листах душистых блещет
    Чистых слез его роса,
    И любовью он трепещет,
    Грустно глядя в небеса.

    Г.Гейне

    САЙГАКИ

    В Калмыкии 2010 год БЫЛ объявлен Годом сайгака. Указ об этом подписал в последний день осени глава республики Кирсан Илюмжинов.
    Цель его проведения: сохранение популяции европейского сайгака – одного из самых древних сохранившихся представителей реликтовой фауны, активизация деятельности природоохранных структур на территории Республики Калмыкия, а также разработка комплекса мероприятий для повышения эффективности охраны сайгака.

    Калмыкия - центр буддизма в Европе

    27 декабря 2005 в центре Элисты открылся новый буддийский храм с самой высокой в Европе статуей Будды Шакьямуни. Этот храм, построенный благодаря усилиям главы республики Калмыкия Кирсана Илюмжинова, Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, а также всего народа Калмыкии, в ближайшие годы станет центром изучения тибетского буддизма, а также местом паломничества для многочисленных последователей этой религии в России и европейских государствах. Храм возведен на месте, благословленном Его Святейшеством Далай-ламой во время его визита в Калмыкию в ноябре 2004 года.


    Тема: Художественные символы народов мира.

    Цель: Познакомить учащихся с художественными символами народов мира, раскрыть значение образа русской березы в поэзии, живописи и музыке

    Задачи: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей;

    Формирование знаний о символах народов мира;

    Приобретение учащимися навыков по отбору информации, умение выделять основные значимые моменты и творчески представлять их в самостоятельной работе.

    Планируемые результаты обучения :

    Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение.

    Предметные: научатся устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры, произведениями музыкального, изобразительного искусства и литературы.

    Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; развивать умение вести дискуссию, задавать вопросы, спорить, отстаивать свое мнение, умение работать с информацией: систематизировать, структурировать ее; работать по плану.

    Ход урока:

    Организационный момент

    Актуализация знаний учащихся по теме:

    Да – Нет

    А) Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» написал английский писатель Д. Дефо? (да).

    Б) слово «цивилизация» в переводе с древнегреческого звучит как «гражданский, общественный, государственный»? (нет, с латинского и у др. римлян).

    В) Цивилизация – уровень материального и духовного развития общества (да).

    Г) Культура связана со словом «культ» и обозначает почитание, поклонение (да).

    Д) В словаре Ожегова слово «культура» имеет следующее значение: Обработка, уход, возделывание» и «образование умственное и нравственное» (нет, в словаре В. Даля)

    Е) Понятие «цивилизация» более широкое по сравнению с понятием «культура» (да)

    Ж) Культура – понятие временное, а цивилизация – общечеловеческое (нет, наоборот)

    З) Культурным человеком мы называем того, кто поступает в соответствии с принятыми в обществе нормами мышления и поведения (да)

    И) Образ культурного человека еще в эпоху античности пытался воссоздать Пифагор (нет, Платон)

    К) Конфуций – это японский мыслитель? (нет, китайский)

    Л) Художник Иеронимус Босх жил в 15 веке в Нидерландах? (да)

    III . Изучение новой темы:

    Без березы не мыслю России, -
    так светла по-славянски она,
    что, быть может, в столетья иные
    от березы – вся Русь рождена.
    Олег Шестинский

      Сообщение темы и целей урока. Кто скажет, о чем эти слова? Чем для русского человека является береза? Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое кругосветное путешествие и познакомимся с художественными символами народов мира, прогуляемся по «стране березового ситца» и, конечно же, окунемся в знакомые нам с детства родные просторы.

    2. Изучение нового материала .

    Учитель: На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные особенности. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания : «немецкая аккуратность», «французская галантность», «африканский темперамент», «холодность анг личан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определённого народа на протяжении многих лет.

    Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои сим волы, отразившие художественные представления о мире .

    Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие достопримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

    Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

    Ученик: Д ревние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже став шие художественным символом этой страны.

    Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми керина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нарушить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

    Учитель: Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей ху дожественным символом этого удивительного города. Что вам известно о ней?

    Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возмущение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

    «Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой бесполезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»

    Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная каланча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.

    Ученик: По тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собирались сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя возможность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта...

    Учитель: А что является художественными символами США, Китая, России?

    Ученик: Статуя Свободы для США, Императорский дворец «Запретный город» для Китая, Кремль для России.

    Учитель : Но есть у многих народов и свои особые, поэтические символы. Расскажите об одном из них?

    Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэтический символ Японии.

    Если спросишь:

    В чём душа

    Островов Японии?

    В аромате горных вишен

    На заре.

    Норинага (Перевод В. Сановича)

    Учитель : Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью?

    Красота цветов так быстро отцвела!

    И прелесть юности была так быстротечна!

    Напрасно жизнь прошла...

    Смотрю на долгий дождь

    И думаю: как в мире всё не вечно!

    Комати (Перевод А. Глускиной)

    Ученик : Поэта привлекают красота непостоянства, хрупкость и мимолётность жизни. Быстро отцветает вишня и юность быстротечна.

    Учитель : Какой художественный приём использует автор?

    Ученик: Олицетворение. Цветок сакуры для поэта - это живое существо, способное испытывать те же чувства, что и человек.

    Учитель:

    Туман весенний, для чего ты скрыл

    Цветы вишнёвые, что ныне облетают

    На склонах гор?

    Не только блеск нам мил, -

    И увяданья миг достоин восхищенья!

    Цураюки (Перевод В. Марковой)

    Учитель : Прокомментируйте строки.

    Ученик: Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен но в этом источник Красоты.

    Учитель: Художественным поэтическим символом России стала белостволь ная берёза.

    Люблю березу русскую,
    То светлую, то грустную,
    В беленом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    Люблю ее нарядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю березу русскую.
    Под ветром низко клонится
    И гнется, но не ломится!

    А. Прокофьев.

    Учитель : Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

    Учитель: С образом березы тесно переплетается и тема Родины. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России.

    Береза

    Белая береза

    Под моим окном.

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Осыпает ветки

    Новым серебром. 1913 г

    Учитель . Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: “Березы”.

    Учитель: Пройдут сотни лет, но береза будет символизировать нашу бессмертную и могучую родину.

    А теперь обратимся к художественным символам нашей малой родины.

    Как вы думаете, что будет являться символом Варненского района? Правильно, башня Тамерлана.

    Ученик. Мавзолей выстроен на возвышенности у высохшего озера недалеко от районного центра Варна.

    Башня построена в 14 веке. Это редкий образец раннемусульманской архитектуры на Южном Урале. Кроме Кесене подобные мавзолеи известны в Башкирии: мавзолеи Турахана и Хусейн-Бека. Вокруг мавзолея сотни небольших курганчиков.

    Само здание мавзолея находится на прямоугольной площадке, ограниченной рвом и валом. Оно построено из плоского квадратного обожженного кирпича, имеет вид 12-гранной пирамиды, водруженной на 12-гранную призму. Призма покоится на невысоком цилиндре: ниже - основное здание мавзолея кубической формы. Вход с южной стороны украшен порталом.

    IV . Первичное осмысление и закрепление

    Шкатулочка вопросов.

    Ребята пишут на листочках вопросы по теме урока (8-10), зачитывают их вслух, чтобы не было повторений, сворачивают листочки и складывают в шкатулочку. Дети выходят, берут не глядя листочек, зачитывают вопрос и говорят ответ. Можно помогать классу.

    V . Подведение итогов. Рефлексия

    Заполнение таблицы.

    VI . Домашнее задание – написать сообщении о каком-либо художественном образе народов мира.

    Тема 2: МХК. Художественные символы (слайд 1)

    Мы выяснили, что культура рождается в цивилизации и может существовать вне её.

    Культура делится на национальную и мировую. (слайд 2)

    Сегодня мы рассмотрим, что же включает в себя понятие мировая художественная культура. (слайд 3)

    Мировая художественная культура - это множество культур на­родов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении истори­ческого развития человеческой цивилизации.

    Культура художественная чаще всего представлена в произведениях искусства, творчески воспро­изводящих действительность в художественных образах. (слайд 4)

    Художник - человек особый, он творит мир в соответствии с личны­ми представлениями о нём. Чувства, мысли и переживания, преломлён­ные в его сознании, рождают неповторимые художественные образы.

    Они создаются в результате раздумий, оценок, отбора нужного материала из множества увиденного и услышанного. Художник смотрит на жизнь при­страстно, он ищет в ней то, что способно пробудить ответные чувства и переживания в душе человека. Его фантазия не знает границ, она способ­на творить чудеса...

    В XV веке в Нидерландах жил художник Иеронимус Босх. (слайд 5)

    Читают дети

    1.Что только он ни придумывал для своих картин! (щелчок) В них действуют самые не­вероятные существа: звери с птичьими головами и человеческими нога­ми, некоторые даже с крыльями бабочек. Героями его произведений ста­новятся люди с человеческой головой, составленной из ствола и сучьев дерева или из пустой кожуры какого-то загадочного плода. (щелчок)(щелчок) Внутри та­кой фантастической головы за бутылкой вина пируют маленькие чело­вечки.


    2.Всё здесь перемешано, перепутано, искажено самым невероятным образом. Но в то же время представляется какой-то страшной правдой, как будто срисованной с натуры. (щелчок)(щелчок) Может быть, всё именно так и было? Увидено в жизни, а потом переосмыслено по законам фантазии художни­ка? Видимо, не по душе было Босху его время и злые нравы общества. А ведь он умел писать с любовью, красиво и в соответствии с действитель­ностью. (щелчок)(щелчок) Только любовь свою он отдавал природе, бескрайним просторам равнин, глади озёр, холмистым далям. Там он находил для себя отдых и отраду.

    О выдающихся произведениях мировой художественной культуры - наш главный разговор в течении изучения предмета МХК.

    Каждый народ имеет свои художественные символы.

    На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько ты­сяч народов, у каждого из которых существуют свои традиции и харак­терные черты. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочета­ния слов, как «немецкая аккуратность», «французская галантность», «китайские церемонии», «африканский темперамент», «холодность англичан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён­ного народа на протяжении многих лет.

    -Ну, а в художественной культуре?

    -Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты?

    Безусловно. У каждого народа есть свои сим­волы, отразившие художественные представления о мире.

    Представьте, вы приехали в незнакомую страну.

    Что прежде всего заинтересует вас ?

    Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос­топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

    Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

    Конечно же, древние пирамиды(слайд 6) ) считавшиеся одним из чудес света и давно уже став­шие художественным символом этой страны.

    Читают дети

    3. На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми-керина. (щелчок)

    4. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по­гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару­шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го­лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

    Если же вам предстоит встреча с Парижем , вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, (слайд 7) также ставшей ху­дожественным символом этого удивительного города.

    Читают дети

    5. Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, по проекту Александра Гюстава Эйфеля (щелчок) она поначалу вызвала возму­щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

    «Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо­лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...» (слайд 8)


    5. Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан­ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли. (щелчок) Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров!

    6. Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, (щелчок) соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. (щелчок) Её не раз собира­лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз­можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты птичьего полёта... (щелчок)

    Такими же художественными символами давно уже стали Статуя Свободы для США, (слайд 9+2щелчка) Храм неба и великая стена для Ки­тая, (слайд 10) Кремль для России. (слайд 11+5 щелчков)

    Но есть у многих народов и свои особые, поэти­ческие символы.

    Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры (слайд 12) - поэти­ческий символ Японии.

    Если спросишь:

    В чём душа

    Островов Японии? (щелчок)

    В аромате горных вишен

    На заре. (щелчок)

    Норинага (Сановича)

    Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? (слайд 13) Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью? Нет, их привлекают красота непосто­янства, хрупкость и мимолётность жизни. (щелчок) Цветок сакуры - это живое су­щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.

    Красота цветов так быстро отцвела?

    И прелесть юности была так быстротечна!

    Напрасно жизнь прошла...

    Смотрю на долгий дождь

    И думаю: как в мире всё не вечно !(щелчок)

    Комати (Глускиной)

    Лепестки сакуры не знают увядания. (слайд 14) Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев­шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен­но в этом источник Красоты.(щелчок)

    Туман весенний, для чего ты скрыл

    Цветы вишнёвые, что ныне облетают

    На склонах гор?

    Не только блеск нам мил, -

    И увяданья миг достоин восхищенья! (щелчок)

    Цураюки (Марковой)

    -Художественным поэтическим символом России?

    стала белостволь­ная берёза(слайд 15) Но разве не растёт она в предгорьях Кавказа и в Альпах, в туманной Англии и в далёкой Канаде? Растёт, конечно. Но только на Руси берёзу любили и воспевали по-особому, трепетно и вдохновенно. (щелчок)

    Худож­ник И. Грабарь () (слайд 16) говорил:

    « Что может быть прекраснее берёзы, (щелчок) единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. (щелчок) Фантас­тическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её и писал». (щелчок)

    Да и не он один. Знаменитая картина Куинджи (слайд 17) «Берёзовая роща» (щелчок) Многие художники, поэты и композиторы слагали в честь берёзы произведения. Она стала истинным воплощением и симво­лом России. (слайд 18)

    Русь моя, люблю твои берёзы,

    С первых лет я с ними жил и рос,

    Потому и набегают слёзы

    На глаза, отвыкшие от слёз!

    Н. Рубцов

    А знаменитая поэзия Сергея Есенина, (слайд 19) вам тоже несомненно знакома(щелчок)

    Читают дети.

    7. Не за одну праздничную красу полюбилась белоствольная и белокудрая (слайд 20) берёза русскому человеку. Издревле она дерево-друг. (щелчок) Корзины, короба, лапти мастерили крестьяне из бересты. (щелчок) Кора берёзы (береста) яв­лялась на Руси основным материалом, на котором учились начертаниям букв, писали письма... (слайд 21)

    8. После долгой зимы берёза просыпалась первой, (слайд 22) а поэтому она вос­принималась как символ красоты и расцветающей природы. В России верили, что берёза (щелчок) может спасти от колдовских наговоров, в Троицу (слайд 23) из­готавливали берёзовые украшения, оберегающие от дурного глаза. За два дня до Троицы, в Семик - девичий праздник - дома украшали берёзо­выми ветками, а в лесу завивали на ветвях венки, (щелчок) заплетали ей лентами косы, связывали верхушки двух берёз таким образом, чтобы образова­лись ворота - символический, магический круг. (щелчок) В тени берёз водили хороводы, пели песни, играли, кидали в воду берёзовые венки и по ним гадали. Куда поплывёт венок - туда и выйдет замуж девушка. В народных пословицах, песнях, танцах, произведениях декоративно-прикладного искусства особенно часто обращались к этому поэтическо­му образу.

    Изделия из бересты и древесины берёзы. (слайд 24+19 щелчков)

    (слайд 25) Домашнее задание:

    Расскажите о художественных символах народов мира не упоминавшихся на нашем уроке.

    Данные об авторе

    Вафина Оксана Николаевна

    Место работы, должность:

    МОУ"СОШ 28"

    Белгородская область

    Характеристики ресурса

    Уровни образования:

    Основное общее образование

    Класс(ы):

    Предмет(ы):

    Литература

    Целевая аудитория:

    Учитель (преподаватель)

    Тип ресурса:

    Дидактический материал

    Краткое описание ресурса:

    РАзработка урока

    Интегрированный урок литературы и МХК.

    Тема: Художественные символы народов мира. «В стране берёзового ситца».

    Цели: 1) Познакомить учащихся с художественными символами народов мира,раскрыть значение образа русской березы в поэзии, живописи и музыке; показать яркий самобытный талант Сергея Есенина; формировать умения находить изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в текстах.

    2) Совершенствовать чувство языка, навык выразительного чтения.

    3) Воспитывать любовь к поэтическому слову, умение внимательно и вдумчиво относиться к слову при чтении стихотворных произведений, воспитывать чувство любви к отчизне, природе.

    Ход урока

    Без березы не мыслю России, -
    так светла по-славянски она,
    что, быть может, в столетья иные
    от березы - вся Русь рождена.
    Олег Шестинский

    1. Психологическая установка. (Звучит песня «Во поле берёза стояла»)

    2. Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке литературы и МХК мы с вами совершим небольшое кругосветное путешествие и познакомимся с художественными символами народов мира, прогуляемся по «стране березового ситца», раскроем значение поэтического символа России в поэзии, живописи, музыке.

    3. Изучение нового материала.

    Учитель: На нашей планете более 250 стран, где проживает несколько тысяч различных народов, у каждого из которых существуют свои традиции и характерные особенности. Наверное, вам не раз приходилось слышать такие сочетания : «немецкая аккуратность», «французская галантность», «африканский темперамент», «холодность анг личан», «вспыльчивость итальянцев», «гостеприимство грузин» и т. д. За каждым из них - характеристики и черты, сложившиеся у определён-ного народа на протяжении многих лет.

    Ну, а в художественной культуре? Существуют ли в ней подобные устойчивые образы и черты? Безусловно. У каждого народа есть свои сим- волы, отразившие художественные представления о мире.

    Представьте, вы приехали в незнакомую страну. Что, прежде всего, заинтересует вас? Конечно же, на каком языке здесь говорят? Какие дос-топримечательности покажут в первую очередь? Чему поклоняются и во что верят? Какие предания, мифы и легенды рассказывают? Как танцуют и поют? И многое, многое другое.

    Что, к примеру, вам покажут, если вы посетите Египет?

    Ученик: Д ревние пирамиды, считавшиеся одним из чудес света и давно уже став- шие художественным символом этой страны.

    Ученик: На скалистом плоскогорье пустыни, отбрасывая на песок чёткие тени, вот уже более сорока веков стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Ми керина. Давно утрачена их первоначальная облицовка, разграблены по- гребальные камеры с саркофагами, но ни время, ни люди не смогли нару-шить их идеально устойчивую форму. Треугольники пирамид на фоне го- лубого неба виднеются отовсюду, как напоминание о Вечности.

    Учитель : Если же вам предстоит встреча с Парижем, вы непременно захотите подняться на вершину знаменитой Эйфелевой башни, также ставшей ху- дожественным символом этого удивительного города. Что вам известно о ней?

    Ученик: Построенная в 1889 году как украшение Всемирной выставки, она поначалу вызвала возму-щение и негодование парижан. Современники наперебой кричали:

    «Мы протестуем против этой колонны, обитой листовым железом на болтах, против этой нелепой и вызывающей головокружение фабричной трубы, устанавливаемой во славу вандализма промышленных предприятий. Сооружение в самом центре Парижа этой беспо-лезной и чудовищной башни Эйфеля есть не что иное, как профанация...»

    Интересно, что этот протест подписали очень известные деятели культуры: композитор Шарль Гуно, писатели Александр Дюма, Ги де Мопассан... Поэт Поль Верлен говорил, что эта «скелетообразная калан-ча долго не простоит», но его мрачному прогнозу не суждено сбыться. Эйфелева башня до сих пор стоит и являет собой чудо инженерной мысли.

    Ученик: Кстати, по тем временам это было самое высокое сооружение в мире, его высота составляла 320 метров! Технические данные башни поражают и сегодня: пятнадцать тысяч металлических деталей, соединённых более чем двумя миллионами заклёпок, образуют своеобразное «железное кружево». Семь тысяч тонн покоится на четырёх опорах и оказывает на землю не больше давления, чем человек, сидящий на стуле. Её не раз собира-лись сносить, а она гордо возвышается над Парижем, предоставляя воз-можность полюбоваться достопримечательностями города с высоты пти-чьего полёта...

    Учитель: А что является художественными символами США, Китая, России?

    Ученик: Статуя Свободы для США, Императорский дворец «Запретный город» для Ки-тая, Кремль для России.

    Учитель: Но есть у многих народов и свои особые, поэти-ческие символы. Расскажите об одном из них?

    Ученик: Причудливо изогнутые ветви низкорослой вишни - сакуры - поэти-ческий символ Японии.

    Если спросишь:

    В чём душа

    Островов Японии?

    В аромате горных вишен

    На заре.

    Норинага (Перевод В. Сановича)

    Учитель: Что же так привлекает в цветущей вишне японцев? Может быть, обилие белых и бледно-розовых лепестков сакуры на голых ветках, ещё не успевших покрыться зеленью?

    Ученик: Красота цветов так быстро отцвела!

    И прелесть юности была так быстротечна!

    Напрасно жизнь прошла...

    Смотрю на долгий дождь

    И думаю: как в мире всё не вечно!

    Комати (Перевод А. Глускиной)

    Ученик: Поэта привлекают красота непосто-янства, хрупкость и мимолётность жизни. Быстро отцветает вишня и юность быстротечна.

    Учитель: Какой художественный приём использует автор?

    Ученик: Олицетворение. Цветок сакуры для поэта - это живое су-щество, способное испытывать те же чувства, что и человек.

    Ученик:

    Туман весенний, для чего ты скрыл

    Цветы вишнёвые, что ныне облетают

    На склонах гор?

    Не только блеск нам мил, -

    И увяданья миг достоин восхищенья!

    Цураюки (Перевод В. Марковой)

    Учитель: Прокомментируйте строки.

    Ученик: Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от малейшего дуновения ветерка и застилают землю ещё не успев- шими завянуть цветами. Важен сам миг, недолговечность цветения. Имен- но в этом источник Красоты.

    Учитель: Художественным поэтическим символом России стала белостволь ная берёза.

    Люблю березу русскую,
    То светлую, то грустную,
    В беленом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    Люблю ее нарядную,
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю березу русскую.
    Под ветром низко клонится
    И гнется, но не ломится!
    А. Прокофьев.

    Учитель: Наверное, никогда не перестанет русское сердце удивляться неожиданной и родной красоте привычной, кажется, березы. Уже в зрелом возрасте Игорь Грабарь говорил: “Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую березу и долго почти одну только ее и писал”.

    Рассказ ученика о картине И. Грабаря “Февральская лазурь”.

    Писал свою “Февральскую лазурь” И. Грабарь зимой - весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна. “Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”. Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать “хоть десятую долю этой красоты”.

    Учитель : Ребята, не только Грабарь обращался к образу прекрасной березы, перед вами выставка работ художников, где героиней является это прекрасное дерево. Каким настроением дышат эти репродукции художников?

    Что вы можете сказать о картинах художников?

    Ученик: Жизнерадостны, полны света, береза в них одухотворена.

    Ученик : Куинджи “Березовая роща” (1879 г.), - проникнута здоровым и жизнерадостным оптимизмом. Художник запечатлел ликующую, омытую дождем природу, находящуюся в своей лучшей, роскошнейшей летней поре. Оригинальна композиция картины, изумительна гармония ее чистых красок.

    Учитель. Береза. Что же это за дерево?

    “Береза - дерево с белой корой, твердой древесиной и сердцевидными листьями”, - бесстрастно сообщает Толковый словарь русского языка.

    Наверное, толковому словарю положено быть бесстрастным.

    Но что касается русского языка, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не сопрягалось с такими восторженными словами, как береза. Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего - в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

    Неповторимо красива и мила сердцу каждого есенинская «страна берёзового ситца». Страна, где часами можно бродить в сосновом бору, утопая в мягком ковре сизого мха. В стране, где растут высокие заросли можжевельника. А на болотных кочках рдеют ягоды клюквы и брусники. Страна, где таятся в лесной глуши таинственные озёра. Страна, где всё оживает вокруг. Мир природы наполнен не только красками, звуками, движением, но и одушевлён.

    Ученик: С добрым утром

    Задремали звезды золотые,

    Задрожало зеркало затона,

    Брезжит свет на заводи речные

    И румянит сетку небосклона.

    Улыбнулись сонные березки,

    Растрепали шелковые косы,

    Шелестят зеленые сережки,

    И горят серебряные росы.

    У плетня заросшая крапива

    Обрядилась ярким перламутром

    И, качаясь, шепчет шаловливо:

    «С добрым утром!»

    Учитель : Какие образы вы увидели в стихотворении?

    Ученик: Звезда, береза, крапива.

    Учитель: С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается образ березы?

    Ученик: олицетворение (улыбнулись березки, растрепали косы), эпитеты (сонные березки, шелковые косы, серебряные росы), метафоры (росы горят, растрепали косы).

    Учитель: Цветопись одна из характерных черт стихов Есенина. Какие цвета использует для описания берёзы? Для чего нужны «цветные детали»?

    Ученик: Серебряный, зеленый, другие - перламутровый. «Цветные детали» помогают понять настроение поэта, обостряют чувства и мысли, выявляют их глубину.

    Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение?

    Ученик: Романтическим, приподнятым, радостным, взволнованным.

    Учитель: В стихотворении " Зеленая прическа ". (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития.

    Ученик: Чтение стихотворения

    Учитель: О ком стихотворение? На кого похожа береза?

    Ученик: Береза становится похожей на женщину.

    Зеленая прическа,

    Девическая грудь,

    О тонкая березка,

    Что загляделась в пруд?

    Учитель: С чем символизируется березка в русской поэзии?

    Ученик: Это символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

    Учитель : В древних языческих обрядах она часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях " Троицыно утро…" (1914 г.) и " Зашумели над затоном тростники … " (1914 г.)

    Учитель: О каком народном обычае идет речь в стихотворении «Зашумели над затонами тростники…»

    Ученик: В стихотворении " Зашумели над затоном тростники " идет речь о важном и увлекательном действе семицко - троицкой недели - гадании на венках.

    Погадала красна девица в семик.

    Расплела волна венок из повилик.

    Девушки плели венки и бросали их в реку. По далеко уплывшему, прибившемуся к берегу, остановившемуся или потонувшему венку, судили об ожидавшей их участи (дальнее или ближнее замужество, девичество, смерть суженого).

    Ах, не выйти в жены девушке весной,

    Запугал ее приметами лесной.

    Учитель: Чем омрачена встреча весны?

    Учитель: С помощью каких образов усиливается мотив несчастья?