Изменение организационно-правовой формы. Смена организационно-правовой формы: новые нормативные акты


в гражданском праве понимается прекращение существования юридического лица с переходом его прав и обязанностей к другим лицам. Этим реорганизация отличается от ликвидации юридического лица, не предполагающей правопреемства.

Согласно гражданскому законодательству реорганизация организаций может проводиться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

В силу ч. 5 ст. 75 ТК РФ любая реорганизация организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. Из данной нормы следует, что трудовые отношения с работниками продолжаются автоматически (т. е. их не нужно увольнять и принимать на работу в новую организацию).

Согласия работников на продолжение работы у нового работодателя не требуется. При этом у них есть право отказаться от продолжения работы в связи с реорганизацией. Для предоставления работникам такой возможности работодателю следует заранее (например, за месяц) уведомить их в письменной форме о грядущей реорганизации, возможных изменениях, связанных с ней, и о праве работников прекратить в связи с этим трудовые отношения путем подачи письменного заявления. Если помимо наименования работодателя изменению подлежат и другие условия трудового договора (кроме трудовой функции - ее менять в одностороннем порядке нельзя), очевидно, уведомление работнику должно быть направлено в соответствии со ст. 74 ТК РФ не позднее чем за два месяца до изменения таких условий с указанием его причин.

При отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (отказ необходимо получить в письменной форме).

В случае, когда работник не намерен расторгать трудовые отношения, необходимо отразить факт реорганизации работодателя в трудовых книжках и трудовых договорах, если работодателем становится другое юридическое лицо.

Понятие «смена собственника имущества организации» используется законодателем в нескольких статьях Трудового кодекса РФ, причем всегда в связи с прекращением трудового договора.

Что понимать под сменой собственника имущества организации?

Гражданским законодательством установлено, что собственником имущества организации является юридическое лицо. Однако из этого правила есть исключения: государственные муниципальные и унитарные предприятия , имущество которых принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ либо муниципальному образованию , когда сами предприятия владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Многие работодатели полагают, что учредители коммерческих организаций также являются собственниками имущества финансируемых ими компаний и при изменении состава учредителей возможно расторжение трудовых отношений по указанному основанию. Однако это не так.

Пленум ВС РФ в Постановлении от 01.01.2001 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что под сменой собственника имущества организации следует понимать переход (передачу) права собственности на имущество организации от одного лица к другому лицу или другим лицам, в частности при приватизации государственного или муниципального имущества, то есть при отчуждении имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц… при обращении имущества, находящегося в собственности организации, в государственную собственность … при передаче государственных предприятий в муниципальную собственность и наоборот; при передаче федерального государственного предприятия в собственность субъекта Российской Федерации и наоборот. Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ сводит смену собственника имущества организации в основном к изменению формы собственности (с государственной на частную и наоборот при приватизации и национализации, а также с федеральной на собственность субъектов РФ или муниципальную и наоборот).

Согласно ст. 75 Трудового кодекса РФ изменение подведомственности (подчинённости) организации или её реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.

При смене собственника имущества организации новый собственник имеет право расторгнуть трудовой договор по п. 4 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с руководителем организации, заместителями руководителя и главным бухгалтером . Сделать это можно не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности (ст. 75 ТК РФ).

При увольнении руководителя, его заместителей и главного бух­галтера предприятия работодатель должен выполнить следующие условия:

1. Предупредить работника о предстоящем увольнении не по­зднее чем за две недели до предполагаемой даты расторжения тру­дового договора.

2. Предупреждение об увольнении должно быть сделано в пись­менной форме, носить персональный характер и доведено до сведе­ния работника под роспись.

3. Увольнение должно быть произведено не позднее трех меся­цев со дня возникновения права собственности на предприятие.

4. При увольнении работнику (бывшему руководителю пред­приятия, его заместителю руководителя, главному бухгалтеру) вы­плачивается денежная компенсация в размере не менее трех месяч­ных средних заработков (статья 181 ТК РФ). При этом не должны удерживаться денежные суммы за неотработанные увольняемым дни отпуска (статья 137 ТК РФ).

Новый собственник может предложить работникам, подлежа­щим увольнению по рассматриваемому основанию, другую имеющу­юся на предприятии работу. Об увольнении работника работодатель (в данном слу­чае - новый собственник предприятия) издает соответствующий при­каз (распоряжение). На основании приказа (распоряжения) об уволь­нении производится оформление других необходимых документов.

Если не успеть в срок, указанных работников можно будет уволить только по иным основаниям, не в связи со сменой собственника имущества организации.

Всех остальных работников также должны уведомить, но только о том, что собственник сменился. Если работник отказывается от продолжения работы в организации, то трудовой договор с ним прекращается не по собственному желанию, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ. Для этого работнику необходимо письменно уведомить работодателя об отказе продолжать трудовую деятельность в организации. Выплата выходного пособия при прекращении трудового договора по данному основанию законом не предусмотрена.

После государственной регистрации перехода права собственности новый владелец имущества организации может принять решение о сокращении численности или штата работников. При этом он должен соблюдать процедуру, установленную ТК РФ.

, гл. правовой инспектор Мособкома профсоюза

Изменение организационно правовой формы – это процесс, необходимый в случае:

  1. уменьшения или расширения количества участников вашего общества;
  2. при расширении его деятельности с целью поглощения одного общества другим;
  3. при уменьшении структурных единиц вашего бизнеса с целью ликвидации определенной его части и т.п.

Такая процедура имеет общее название «реорганизация». Обычно под ней имеют в виду такие отдельные мероприятия процедуры как: разделение предприятия, выделение из предприятия отдельного отдела, присоединение одной компании к другой, слияние двух фирм, преобразование предприятия из одной формы собственности в другую.

Например, если вам необходимо преобразовать акционерное общество (АО) в Общество с ограниченной ответственностью (ООО), то для этого следует проводить полную процедуру изменения организационно-правовой формы предприятия.

В целом, для активно работающих и развивающихся фирм, реорганизация является заурядной рабочей процедурой. Обычно, проходит она по единому алгоритму. Наш опыт позволяет выделить следующие ключевые этапы реорганизации :

  1. участники/владельцы принимают решение о реорганизации общества;
  2. привлекается юрист для составления плана и подготовки процесса реорганизации;
  3. о принятом решении информируются соответствующие органы государственной власти;
  4. в соответствующее средство массовой информации подается объявление о прекращении юридического лица;
  5. с соответствующими государственными структурами согласовывается ход действий по прекращению юридического лица;
  6. поиск кредиторов и работа с ними;
  7. составление передаточного акта или разделительного баланса;
  8. перерегистрация;
  9. регистрация или аннулирование обращения акций путем подачи соответствующих документов в Национальную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку (касается только акционерных обществ).

Конечно, в каждом отдельном случае эти пункты могут меняться, однако в целом эти этапы являются действительными для 90% предприятий.

Реорганизация предприятия — какие могут быть проблемы?

Процедура реорганизации бизнеса, будь то слияние компаний, выделение, присоединение и т.д., с юридической точки зрения сама по себе очень сложна. Поэтому она требует внимания, тщательности в подготовке документов и общего юридического сопровождения. Любая ошибка может не только затянуть процесс реорганизации, но и привести к негативным последствиям. В частности это касается вопроса работы с кредиторами, взаимоотношения с которыми обычно очень быстро переходят в судебные залы. Другим моментом является возможность полного прекращения работы предприятия в случае, если документы на реорганизацию оформлены с ошибками.

Необходимые документы для реорганизации предприятия:

  • выписка;
  • учредительные документы предприятия (оригинал в последней редакции)
  • справка о пребывании на учете в ГФС (налоговая) 4-ОПП;
  • заверенная нотариусом доверенность на сотрудников юридической компании, которая будет проводить реорганизацию;
  • информация о должностных лицах органов управления в обществах, которые образуются в момент реорганизации (должно быть указано ФИО, должность, копия паспорта, идентификационный код).

Заметим, что каждый случай в процедуре реорганизации — индивидуальный. При слиянии компаний нужно одно, при выделении отдельного подразделения — другое и так далее. Поэтому необходимость предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, будет уточняться уже во время подготовки и в ходе самого процесса реорганизации.

Нередко руководителям акционерных обществ на том или ином этапе существования компании приходится сталкиваться с вопросом смены организационно-правовой формы компании.

Причины могут быть разные, самые актуальные из них:

  • если в закрытое акционерное общество входит больше 50 акционеров, то его в обязательном порядке необходимо пребразовать в открытое акционерное общество. В противном случае общество могут ликвидировать в судебном порядке;
  • «надоевшая» работа с акциями, реестрами акционеров, по которым у акционерного общества возникают обязательства перед государственными органами (отчетность, ведение реестров, уведомление государственных органов об изменениях и т.д.). В результате преобразования акционерного общества в общество с ограниченной ответственности рамки государственного контроля сужаются, проблем становится значительно меньше;
  • если компания не уверена в правомерности своих действий по некоторым сделкам, то после проведения преобразования у контролирующих органов нет прав накладывать штрафные санкции на вновь созданное в результате преобразования юридическое лицо;
  • изменение направления деятельности компании, т.е. смена видов деятельности, которые повлекут за собой смену организационно-правовой формы, но при этом без потери контрагентов, что является немаловажным для устоявшихся деловых отношений. Решением будет преобразование акционерного общества в некоммерческое партнерство.

Таким образом, если перед вашим акционерным обществом встал один из выше перечисленных вопросов, стоит задуматься о преобразовании компании. Рассмотрим процедуру преобразования общества на примере.

Руководство ЗАО «Лютик» приняло решение преобразовать свое АО в ООО «Ромашка». Здесь важно отметить, что до начала процедуры преобразования акции общества должны быть зарегистрированы в Федеральной службе по финансовым рынкам России (ФСФР). Иначе такая реорганизация может быть признана незаконной в судебном порядке по инициативе самой ФСФР. Если с акциями все в порядке, первое что необходимо сделать - созвать общее собрание акционеров ЗАО «Лютик», на котором будет принято решение о преобразовании компании. Затем следует направить заявление о начале процедуры преобразования в ИФНС и сообщить своим кредиторам о начале преобразования, сделав публикацию в Вестнике государственной регистрации.

Обратите внимание если общество было зарегистрировано до 01 июля 2009 г., оно должно привести свои учредительные документы в соответствие с Федеральным законом №312, т.е. помимо заявления в ИФНС необходимо подать новый устав и оплатить госпошлину 800 руб. После того, как налоговая зарегистрирует изменения в ЕГРЮЛ, следует провести инвентаризацию имущества ЗАО и составить передаточный акт. Затем созывается общее собрание акционеров, на котором принимается решение об утверждении заключительной бухгалтерской отчетности АО и устава ООО «Ромашка». Комплект документов на завершение процедуры преобразования ЗАО «Лютик» и регистрацию нового юр. лица - ООО «Ромашка» подается в налоговую. Сведения о ЗАО «Лютик» исключаются из ЕГРЮЛ с момента регистрации ООО «Ромашка» в налоговой. После завершения регистрации ООО «Лютик» следует открыть новый счет в банке и заказать новую печать. При этом не следует забывать, что в течение 7 рабочих дней после закрытия/ открытия расчетного счета в банке об этом необходимо уведомить ИФНС, ФСС и ПФР.

Этапы преобразования ЗАО в ООО

  • Принятие решения о преобразовании
  • Уведомление ИФНС и кредиторов
  • Инвентаризация имущества, составление бух. отчетности
  • Исключение АО из ЕГРЮЛ
  • Гос. регистрация вновь создаваемой компании

В заключение хотелось бы отметить, что преобразование акционерного общества является достаточно длительным и трудоемким процессом, но если проводить все действия последовательно и четко соблюдать все нормы закона, ваша компании приобретет новые возможности и сможет избавиться от лишних обязательств перед государством.

Компания-арендодатель, у которой мы снимаем помещение, сменила организационно-правовую форму: была ЗАО, а стала ОАО. В договоре аренды теперь фигурирует ОАО, а вот в свидетельстве о праве собственности на недвижимость указано по-прежнему ЗАО. Нужно ли арендодателю менять свидетельство о праве собствен­ности? И нужно ли нам требовать от арендодателя какие-либо дополнительные документы в связи с произошедшими изменениями? Может ли это как-то повлиять на арендные отношения?

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поэтому арендные отношения продолжают существовать в прежнем виде.

Изменение организационно-правовой формы организации представляет собой реорганизацию юридического лица в форме преобразования. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В том числе в новой редакции действуют и ст. 57—60, устанавливающие основные правила реорганизации юридических лиц и правопреемства при реорганизации.

По новым правилам при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При этом при реорганизации в форме преобразования не надо составлять передаточный акт, и к отношениям, возникающим при преобразовании, не применяются правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.

Ранее п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмат­ривал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании возникало новое юридическое лицо и имело место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 129 ГК РФ).

В действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ законодатель закрепил долгое время обсуждавшуюся позицию о том, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и система ее управления.

Поэтому после преобразования обязанности юридического лица в отношении его контрагентов не изменяются. Все прежние договоры продолжают действовать, и арендатору нет необходимости запрашивать у арендодателя какие-либо дополнительные документы.

В отношении необходимости вносить изменения в свидетельство о праве собственности отметим следующее. До 1 сентября 2014 г. при преобразовании юридического лица требовалось составление передаточного акта, удостоверяющего переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу. Поскольку признавалось, что в результате преобразования возникает новое юридическое лицо, право собственности прежней организации на недвижимость прекращалось. Следовательно, требовалось получить новое свидетельство о праве собственности на недвижимость, уже для преобразованного юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6). Основанием для государственной регистрации прав на недвижимость преобразованной организации являлся передаточный акт (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-05-04-03/06).

Как уже было сказано выше, с 1 сентября преобразование организации не означает создание нового юридического лица, а потому право собственности на все активы сохраняется за той же компанией. Следовательно, получать свидетельство о праве собственности заново нет необходимости.

С 1 сентября 2014 года вступили в силу серьезные изменения Гражданского кодекса, которые существенно повлияли на . Так изменилась классификация организационно-правовых форм, их названия, например: ОАО стало ПАО, а ЗАО просто АО; часть форм вообще была упразднена, как общество с дополнительной ответственностью и другие поправки. В связи с данными новшествами встает вопрос, какую же организационно-правовую форму выбрать в соответствии с новыми положениями ГК РФ.

Стоит отметить, что теперь все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные организации, а хозяйственные общества, в свою очередь, на публичные и непубличные. Кроме того перечень некоммерческих организаций стал закрытым, всего указано 11 таких форм, но обо всем по прядку.

Измененный перечень коммерческих организаций

Существенным изменениям подверглись организационно-правовые формы предприятий, на базе которых возможно создание коммерческой организации. Нужно сразу отметить два важных момента, которые стоит учесть при решении о создании новой компании:

  1. больше не допускается создание каких-либо обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) (п. 4 ст. 66 ГК РФ);
  2. на смену закрытым и открытым хозяйственным обществам пришли два других типа: публичные (ПАО) и непубличные (АО и ООО).

Согласно новым положениям ГК РФ можно сказать, что организационно-правовая форма ООО не претерпела серьезных изменений, зато АО должны называться иначе. Теперь новое юр. лицо не может быть ОАО или ЗАО, а только ПАО (публичное) или АО (непубличное), соответственно. При этом существующие закрытые и открытые АО не нуждаются в перерегистрации, а сменить названия они могут при внесении иных изменений в ЕГРЮЛ.

Юридические лица: унитарные и корпоративные

С 1 сентября 2014 года введены такие понятия для классификации организаций, как унитарные и корпоративные предприятия. К какому виду относится компания можно понять по следующим признакам: являются ли учредители участниками (членами) компании и могут ли они формировать высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, если:

  • учредители могут быть участниками (членами), принимать участие в собраниях, формировать высший орган и т. д. - организация является корпоративной (ООО, АО и др.);
  • учредители не могут быть участниками и не принимают участия - организация унитарная (ГУП, МУП и т. д.).

Корпоративные компании, таким образом, относятся к корпорациям, которыми являются все хозяйственные общества, например. Унитарными же в основном являются гос. предприятия, в которых учредителем как раз является государство или муниципальный орган, что и фиксируется в названии.

Хозяйственные общества: непубличные и публичные

Как мы уже отметили, поправки в ГК РФ разделили хозяйственные общества, к которым относят ООО и АО, на публичные и непубличные. Так, все ООО стали непубличными. При этом менять что-то таким обществам не нужно ни в названии, ни в уставе, ни в др. документах. Также к непубличным относятся те акционерные общества, акции которых не участвуют в открытых торгах, то есть бывшие ЗАО. Теперь они должны называться просто .

Те же компании, акции и другие ценные бумаги которых находятся в открытом доступе на рынке, относятся к . При этом автоматически все АО, которые отвечают признакам публичности (это касается бывших ОАО) стали ПАО.

Так как акционерные общества теперь делятся на другие типы, то логично было бы сменить им названия, открытое АО, на публичное АО и т. п. Однако в законе не требуется обязательное приведение устава в соответствие с законом. А сделать это можно, как мы уже отмечали, вместе с другим внесением изменений в ЕГРЮЛ.

Кстати, объединение ООО и бывших ЗАО в один тип непубличных обществ не случайно, эксперты уже давно отмечали их вынужденную схожесть. Так как акции ЗАО не торговались на рынке, а распределялись между акционерами только и по другим признакам. Теперь, кстати, в ГК РФ нет у участников непубличного АО преимущественного права на приобретение акций.

Участники ПАО и АО: права и обязанности

Новые положения кодекса предусматривают повышенные требования именно к публичным обществам. Что же касается непубличных, то для них наоборот больше свободы в корпоративных взаимоотношениях. Давайте подробнее разберем, в чем же заключаются особенности прав и обязанностей для ПАО в обновленном кодексе (ст. 97 ГК РФ):

  • в наименовании необходимо прописывать, что АО является публичным;
  • обязательное создание коллегиального органа управления (число членов - не менее 5);
  • ведением реестра акционеров должна заниматься специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • для акционеров не может быть прописано максимальное кол-во принадлежащих акций, а также максимальное число голосов, которые ему могут быть предоставлены;
  • в уставе не может быть прописана необходимость получения чьего-либа согласия на отчуждение акций;
  • преимущественным правом на покупку акций никто не может обладать, кроме ситуаций, которые описаны в п. 5. ст. 97 ГК РФ;
  • всем ПАО необходимо регулярно раскрывать информацию о себе на рынке ценных бумаг;
  • объем прав участников ПАО определяется долями принадлежащих им в уставном капитале;
  • управление ПАО может осуществляться только в рамках существующего законодательства и не могут быть прописаны противоречащие ему пункты в уставе, например, расширить компетенции собрания акционеров, которые по закону им не свойственны и т. п.

Давайте теперь сравним права и обязанности непубличных АО:

  • в наименовании для непубличных АО необходимо оставить только словосочетание «акционерное общество»;
  • вести реестр акционеров должна специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • ежегодно необходимо проводить аудит (независимым аудитором) финансовой отчетности общества, инициатором которого может быть акционер с долей (совокупной) в уставном капитале от 10%;
  • права участников АО могут быть распределены непропорционально принадлежащих долям в уставном капитале, то есть соотношения могут быть иными;
  • можно внести изменения в порядок управления АО, если есть единогласное согласие участников;

Какие положения можно прописать в уставе непубличного АО

У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть такая возможность, как прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством, касается это управления обществом. Так, в частности, можно:

1. Наделить коллегиальный орган управления (наблюдательный совет) или исполнения (правление) правом рассматривать вопросы, которые в законе прописаны для общего собрания акционеров (ОСА), например. Так можно сделать кроме решений по следующим вопросам:

  • внесения изменений в существующий устав или принятия его новой редакции;
  • утверждения кол-ва и состава органов управления обществом, если их формирование является компетенцией ОСА;
  • избрания членов органов управления и досрочного прекращения полномочий;
  • уточнения либо определения числа, номинала и категории акций и прав, предоставляемых ими;
  • непропорционального увеличения уставного капитала, происходящего за счет изменения долей его участников или же принятия в состав участников иных лиц;
  • утверждения внутренних регламентов и других, не являющихся учредительными документов.

2. За наблюдательным советом АО можно частично или полностью закрепить функции правления, что может исключить и создание этого органа в обществе.

3. За единоличным исполнительным органом АО (генеральным директором) можно закрепить (передать) функции правления.

4. Общество в лице его участников может отказаться от создания ревизионной комиссии или прописать ситуации, когда это все таки необходимо сделать.

5. АО может само прописать порядок созыва, подготовки и проведения ОСА, а также принятия им решений. Главное, чтобы эти положения не противоречили закону: не затрудняли присутствие на них участников, получение информации и т. д.

6. Можно устанавливать правила, касающиеся проведения, количества участников и т. д., относительно наблюдательного совета и правления.

7. Разрешается прописывать преимущественное право приобретения доли в уставном капитале ООО или акций в АО, а также можно установить максимальную долю участия в уставном капитале ООО.

8. Для общего собрания акционеров можно отнести те вопросы, которые оно не обязано рассматривать по закону.

Кроме того в устав непубличного общества как ООО, так и АО можно вносить положения, которые отличаются от общего установленного порядка для данного документа, если на их включение есть прямое разрешение существующего закона. Так можно прописать:

  • требование исключения в судебном порядке участника общества (с выплатой ему полной действительной стоимости причитающейся ему доли), если его действия принесли вред компании или затрудняют ее работу.
  • ограничения, касающиеся максимального числа акций, голосов и т. д. для одного акционера.

Какую организационную форму выбрать в связи с изменениями ГК РФ

Наиболее существенным вопросом для обществ, а особенно акционерных, встал выбор: сохранить ли прежнюю форму или выбрать иную. Например вместо ЗАО стать ООО и т. п. Первоначально даже было мнение, что необходимо проводить преобразование ЗАО в ООО. Однако, как потом оказалось, все это не обязательно. А привести устав в соответствие с поправками Гражданского кодекса можно, внеся изменения по стандартной процедуре. И сделать это можно вместе с внесением иных поправок в ЕГРЮЛ.

Так, в частности, ОАО может сохранить свою форму акционерного общества и статус открытого, который трансформировался в публичный. Поэтому все ОАО, которые отвечают определению публичности, то есть их акции торгуются на рынке, автоматически становятся ПАО. А также те АО, в названии которых есть указание на публичность. Однако, если акции больше не находятся в открытом доступе и в названии на публичность нет указания, публичным АО такое общество не может больше считаться.

Что касается бывших ЗАО, то они также могут сохранить прежнюю форму, не внося серьезных изменений, а только убрав слово «закрытое» из названия. Если же их акции находятся в открытом доступе или же они внесут в наименование слово «публичное», то они могут стать ПАО, то есть сменить свой тип.

Если же бывшее ЗАО или ОАО не хочет больше быть акционерным общество, то оно может преобразоваться в ООО или хозяйственное товарищество, но не в НКО или унитарное предприятие, так как эта возможность исключена с 1-го сентября 2014 из ГК РФ.

В любом случае руководству принимать решение, какую организационную форму выбрать, придется самостоятельно, основываясь на ситуации. А если есть необходимость что-то менять, то, следовательно, необходимо двигаться в этом направлении. Надеемся, что наша статья про изменения Гражданского кодекса и особенности новых АО и ООО вам поможет принять правильное решение.

См. также: