Муниципальное управление транспортным комплексом (на примере МО г. Щекино Щекинского района)


Особенности управления транспортным комплексом города

Как было показано в главе 2, транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский, грузовой, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления.
Федеральный закон 2003 года относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции муниципального и частного транспорта.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.
Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.
Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:
- обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;
- модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;
- приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
- обеспечение безопасности перевозок.
Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).
В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков являются муниципальный заказ и диспетчеризация перевозок.
За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Для этого проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По его результатам выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Проблемы транспортного комплекса города

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них - проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом и в некоторых городах России устанавливают автоматические турникеты, стимулируют покупку проездных билетов различного срока пользования с дифференцированной по сроку пользования и количеству поездок цене, проводят денежно-вещевые лотереи по номерам купленных билетов.
Другая проблема - чрезмерный износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажирских предприятий не хватает для должного ремонта. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает вхолостую.
Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдельных случаях нужно расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. Состояние дорожной сети часто не согласуется с имеющимся типом подвижного состава.
Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, выделение площадок для строительства коллективных гаражей, в том числе многоэтажных в центре города. В новых жилых домах целесообразно проектировать подвалы как гаражи, что удобно для жильцов. Другая проблема - создание сети автозаправочных станций, пунктов мойки, мастерских срочного ремонта автомобилей и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.
Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты и т.п.) осуществляется, как правило, государственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить "стыковку" этих объектов с маршрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и общественного питания, другими городскими службами.

Органы муниципального управления транспортом

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы перспективного развития транспортного комплекса, нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности управления транспортным комплексом города?
2. Каковы основные задачи и функции органов местного самоуправления в сфере управления транспортом?
3. В чем основные проблемы транспортного комплекса современных городов?
4. Каковы основные показатели и критерии эффективности работы городского пассажирского транспорта?
5. Какова структура органов муниципального управления транспортом?

Лекция, реферат. 4.5. Муниципальное управление транспортным комплексом - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления.

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкуренции муниципального и частного транспорта.

При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности, показанные на рис.1.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

Рис. 1 . Особенности транспортного комплекса города

Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

* обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

* модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

* приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

* обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис.2


Рис. 2. Функции органов местного самоуправления в сфере транспорта

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта показаны на рис.3.

Рис. 3. Показатели работы городского пассажирского транспорта

Особенности управления транспортным комплексом города

Транспортный комплекс города включает в себя внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай, троллейбус), междугородный и пригородный пас­сажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (пе­ревозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвай­ных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправоч­ные станции, ремонтные и другие сервисные службы. В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транс­порт, в крупнейших городах - метрополитены. Столь сложный комплекс требу­ет муниципального регулирования и управления.

Федеральный закон 2003 г. относит к компетенции поселений создание условий для предоставления транспортных услуг и организацию транспортного обслужи­вания населения в границах поселения, а к компетенции муниципальных районов - межпоселенческие перевозки в границах района. Особую проблему представляет муниципальное регулирование пассажирских перевозок в условиях конкурен­ции муниципального и частного транспорта.

При организации управления транспортным комплексом города должны учи­тываться его особенности, показанные на рис. 4.5.1.


Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соот­ветствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких рас­четов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определя­ют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы пик определяют характер массовых передвижений и служат основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффи­циента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максималь­ного числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении. Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города.

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населения с ми­нимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Задачи муниципального управления транспортом

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

♦ обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магис­тралей;

♦ модернизация систем организации транспортного движения, диспетчериза­ция и контроль качества транспортного обслуживания населения;

♦ приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

♦ обеспечение безопасности перевозок.

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным ком­плексом города показаны на рис. 4.5.2


Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными пол­номочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предпри­ятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и кон­куренции муниципального и частного транспорта основными механизмами ре­гулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

За рубежом основным инструментом управления системой городского пасса­жирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновид­ностей муниципального заказа. Проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экс­пертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта.

Обобщающие показатели работы городского пассажирского транспорта пока­заны на рис.

4.5.3.

Проблемы транспортного комплекса города

В системе городского транспорта большинства российских городов накопилось много сложных проблем. Одна из них - проблема контроля оплаты за проезд. Для ее решения за рубежом устанавливают автоматические турникеты, в некото­рых городах России стимулируют для этого покупку проездных билетов различ­ного срока пользования и дальнейшее проведение денежно-вещевых лотерей по номерам купленных билетов.

Другая проблема - износ подвижного состава. В большинстве городов России муниципальный пассажирский транспорт изношен практически наполовину. Средств городского бюджета, а также части выручки муниципальных пассажир­ских предприятий не хватает для ремонта подвижного состава, поскольку большая их часть идет на компенсацию проезда льготных категорий населения. Повыше­ние стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный транспорт работает «вхолостую».

Серьезной проблемой многих городов является дорожная сеть, ее пропускная способность. Необходимы путепроводные развязки, объездные дороги; в отдель­ных случаях необходимо расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. С учетом состояния дорожной сети должен производиться выбор типа подвиж­ного состава транспорта.

Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комп­лекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную пробле­му представляет организация стоянок индивидуального транспорта (паркингов) на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе много­этажных, в центре города. В некоторых новых жилых домах первые этажи и подва­лы проектируются как гаражи, что удобно жильцам. Другая проблема - автозапра­вочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа. Они тоже должны размещаться по всей территории города.

Необходима увязка работы внутригородского и внешнего транспорта. Управ­ление объектами внешнего транспорта (железнодорожные и автовокзалы, реч­ные и морские порты, аэропорты и т. п.) осуществляется, как правило, государ­ственными предприятиями или крупными акционерными компаниями. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить «стыковку» этих объектов с мар­шрутами внутригородского транспорта, сетью предприятий торговли и обще­ственного питания, другими городскими службами.

Критерии эффективности функционирования городского транспорта

Критерии эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности работы транспор­та и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис. 4.5.4.


Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского пассажирского транспорта как субъект и объект муниципального управления.

Органы муниципального управления транспортом

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделе­ния, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог. Перспективна также схема с выделением в отдель­ную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администра­ции закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования пе­ревозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и ча­стными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспет­черский контроль.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности управления транспортным комплексом города?

2. Каковы основные задачи и функции органов местного самоуправления в сфе­ре управления транспортом?

3. В чем основные проблемы транспортного комплекса современных городов?

4. Каковы основные показатели и критерии эффективности работы городско­го пассажирского транспорта?

5. Какова структура органов муниципального управления транспортом?

Еще по теме 4.5. Муниципальное управление транспортным комплексом:

  1. § 6. Отстранение от управления транспортным средством.Медицинское освидетельствование на состояние опьянения.Задержание транспортного средства.Запрещение эксплуатации транспортного средства.Временный запрет деятельности
  2. § 5. Муниципальный долг.Управление муниципальным долгом
  3. Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
  4. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  5. Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. История государственного управления в России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504)- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 319 с. - (Се­рия «Государственное и муниципальное управление»)., 2007
  6. 13.2. Управление промышленностью, энергетическим комплексом и сельским хозяйством
  7. § 51. Управление и обслуживание государственного и муниципального долга
  8. 17.3. Управление промышленным комплексом, энергетикой, строительством и жилищно-коммунальной сферой
  9. ЧиркинВ.Е.. Государственное и муниципальное управление: Учебник. - М.:Юристъ, - 320 с., 2003
  10. § 2. Органы управления в сфере агропромышленногои рыбохозяйственного комплекса
  11. Чиркин В.Е.. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, - 379 с., 2005
  12. Глава 23. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГОИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
  13. 16.5. Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере управления строительством, жилищно- коммунальным комплексом
  14. Государственный и муниципальный долг: экономическое содержание и управление
  15. Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МЕЖОТРАСЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право -

Транспортный комплекс города включает в себя: внутригородской пассажирский транспорт (автобус, трамвай), междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт (перевозка хлеба, молока, бензина, вывоз бытовых отходов, медицинский транспорт и др.), транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и другие сервисные службы. «В некоторых городах для внутригородских перевозок используется железнодорожный и водный транспорт, в крупнейших городах - метрополитены. Столь сложный комплекс требует муниципального регулирования и управления» .

При организации управления транспортным комплексом города должны учитываться его особенности.

Для городского пассажирского транспорта важно соблюдение необходимого соответствия мощностей отдельных звеньев транспортной системы. В основе таких расчетов лежит определение пассажиропотоков по всем видам передвижений в разные периоды дня, суток, сезона и года. Среднесуточные пассажиропотоки определяют общий характер и объем транспортной работы в городе. Пассажиропотоки в часы «пик» определяют характер массовых передвижений и служат, основой для определения потребности в подвижном составе при решении вопросов о провозной и пропускной способности транспорта и улично-дорожной сети города.

«Распределение пассажиров по маршрутам определяется с помощью коэффициента неравномерности, характеризующего наполняемость подвижного состава по длине маршрута. Он представляет собой отношение произведения максимального числа пассажиров на длину перегона к общему объему работы транспорта на данном направлении; Этот коэффициент используется при расчете маршрутной системы города» .

Муниципальное управление организацией пассажирских перевозок в городе призвано обеспечить удовлетворение потребностей всех слоев населениях минимальными потерями времени. Режим работы транспорта должен быть увязан с графиком работы крупных градообразующих предприятий.

Основные задачи муниципального управления в сфере транспорта:

Обеспечение надежного состояния транспортных линий и развитие магистралей;

Модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения;

Приведение муниципального подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;

Обеспечение безопасности перевозок .

Функции органов местного самоуправления по управлению транспортным комплексом города показаны на рис. 1.2.

Рис. 1.2

Органы местного самоуправления могут быть наделены государственными полномочиями по финансированию муниципальных и частных транспортных предприятий и перевозчиков для компенсации перевозки льготных категорий пассажиров (при условии получения субвенций из федерального или регионального бюджета).

В условиях многообразия форм собственности на транспортные средства и конкуренции муниципального и частного транспорта основными механизмами регулирования пассажиропотоков выступают муниципальный заказ на перевозки и диспетчеризация перевозок.

«За рубежом основным инструментом управления системой городского пассажирского транспорта является проектное финансирование как одна из разновидностей муниципального заказа. Для этого проводится конкурс (тендер, аукцион) проектов разных компаний, организующих транспортные перевозки, с привлечением экспертов. По результатам конкурса выбирается проект, на который будет выдан муниципальный заказ. Подобный выбор исполнителей способствует развитию здоровой конкуренции в сфере городского пассажирского транспорта» .

Критерии эффективности функционирования городского транспорта могут быть разделены на критерии эффективности транспорта и критерии эффективности управления им. Перечень возможных критериев представлен на рис. 1.3

Используемые во взаимосвязи критерии эффективности работы и критерии эффективности управления способны достаточно емко характеризовать систему городского транспорта как субъект и объект муниципального управления.

В администрациях большинства крупных городов есть структурные подразделения, ведающие вопросами городского транспорта. Предпочтительной является схема с единым структурным подразделением, ведающим вопросами транспорта и содержания городских дорог.

Рис. 1.3

Перспективна также схема с выделением в отдельную структуру (муниципальное учреждение) службы муниципального заказчика транспортных услуг. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы перспективного развития транспортного комплекса, нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа. Служба заказчика распределяет объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет диспетчерский контроль.

Понятие и элементы транспортного комплекса. Форма и структура управления транспортным комплексом. Оценка системы управления и анализ финансирования транспортного комплекса муниципального образования город Ижевск, направления их совершенствования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ

2.2 Основные показатели транспортного обслуживания в МО город Ижевск

2.3 Анализ финансирования транспортного комплекса МО город Ижевск

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ В МО ГОРОД ИЖЕВСК

3.1 Оценка системы управления транспортным комплексом в МО город Ижевск

3.2 Разработка предложений по совершенствованию управления городским общественным транспортом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода к рыночным отношениям роль повышения эффективности управления транспортом существенно возрастает. С одной стороны от развития транспортного комплекса зависит эффективность работы физических и юридических лиц, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами, что без использования транспортных услуг практически невозможно. Поэтому транспортный комплекс является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Данная тема является актуальной и представляет большой интерес, так как успешные преобразования общественной системы, углубление рыночных отношений, становление и развитие многоукладной экономики - являются проблемами, имеющими судьбоносное значение для России, регионов и муниципальных образований. Определяющая роль в их решении принадлежит сфере услуг, от состояния и эффективности функционирования которой зависит успешное продвижение страны по пути экономического и социального прогресса. Это в полной мере относится и к сфере оказания услуг по перевозке пассажиров автотранспортом муниципального образования. Именно поэтому становится все более необходимым и практически значимым неуклонное совершенствование управления качеством подобного рода услуг как основы повышения их эффективности и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Объектом исследования выступают отношения, которые возникают в процессе взаимодействия Управления благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования «Город Ижевск» и транспортным комплексом муниципального образования «город Ижевск».

Предметом исследования является управление транспортным комплексом (на примере Управления благоустройства и транспорта Администрации муниципального образования «город Ижевск»).

Целью ВКР является исследование транспортного комплекса муниципального образования «город Ижевск» и разработка предложений совершенствования системы управления транспортным комплексом в муниципальном образовании «город Ижевск».

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи :

Исследованы понятие и элементы транспортного комплекса;

Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом;

Рассмотрена общая характеристика транспортного комплекса в муниципальном образовании «город Ижевск»;

Исследованы основные показатели транспортного обслуживания в муниципальном образовании «город Ижевск»;

Проведен анализ финансирования транспортного комплекса муниципального образования «город Ижевск»;

Представлены модели организации управления транспортным комплексом;

Разработана программа совершенствования транспортного комплекса муниципального образования «город Ижевск».

Методологию исследования составили следующие методы: анализ и синтез, статистическая обработка информации, математические методы анализа.

Теоретическую основу работы составили: федеральное законодательство, региональные нормативные акты, статистические сборники, учебная литература и работы ведущих ученых (В.В. Иванова, В.Г. Игнатова, Ю.М. Коссой, А.И. Радченко, Р.Ж. Сираждинова, Ф.И. Шамхалова и других), в трудах которых рассматривались проблемы управления транспортным комплексом.

Структура ВКР состоит: из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ

1.1 Понятие и элементы транспортного комплекса

Транспорт в России является государствообразующей отраслью, важнейшим фактором целостности, безопасности страны. Пикулькин А.В. Система государственного управления: учебник для вузов / А.В. Пикулькин.- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2008.

Транспортный комплекс - это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность производства и качество жизни населения. Новик А.А. Правовое регулирование пассажирских перевозок городским транспортом общего пользования / А.А. Новик // Транспортное право. - 2005. - №1.

Транспортный комплекс современного муниципального образования включает в себя внутригородской, междугородный и пригородный пассажирский транспорт, грузовой транспорт, специализированный транспорт, а также различные службы и подразделения, обеспечивающие его функционирование (транспортные парки или депо, гаражи, службы по содержанию трамвайных путей, контактной сети электротранспорта, вокзалы, автостоянки, заправочные станции, ремонтные и сервисные службы). Организация скоординированной работы этих частей транспортного комплекса требует управления со стороны органов местного самоуправления. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2009.

Основными видами муниципального транспорта в России являются автобусы, трамваи, троллейбусы, микроавтобусы. В отношении этих видов транспорта муниципалитет использует прямые методы регулирования, заключающиеся в определении оптимального количества транспортных средств, определения социально значимых и экономически окупаемых маршрутов и т.д. Количество и качество транспортных средств на территории муниципального образования являются основными вопросами в управлении транспортом, наряду с соответствием количества транспортных средств пропускной способности местной транспортной сети; оптимизацией пассажирских перевозок на территории муниципального образования; совершенствованием системы управления транспортными потоками; организацией системы безопасности дорожного движения и т.д.

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место и в назначенное время. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Мишина А.А. Особенности национальной перевозки / А.А. Мишина // Расчет. - 2009. - №6.

Все перевозки классифицируются на перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия. Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых по одному документу участвует несколько предприятий одного вида транспорта.

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями несколькими видами транспорта.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским перевозкам относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к междугородным - перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным - перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации. Городские, пригородные, междугородные и международные перевозки грузов и пассажиров осуществляются перевозчиком на основании лицензии, выданной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Егиазаров В.А. Транспортное право: учебник / В.А. Егиазаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2009.

Весь транспорт муниципального образования можно разделить по назначению на три вида: пассажирский, грузовой и специализированный.

Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, т.е. в удовлетворении потребности населения в перевозках.

В свою очередь в зависимости от пользования транспортными средствами и их принадлежности пассажирский транспорт подразделяется на массовый - общего пользования, общественный - индивидуального пользования (такси, ведомственные автомобили и автобусы) и индивидуальный - личного пользования (личные автомобили).

Нормальное жизнеобеспечение современного муниципального образования невозможно без удобных и надежных транспортных связей. Наибольшее значение для жизнедеятельности муниципального образования при этом имеют массовые виды пассажирского транспорта, роль которых сводится к предоставлению удобств и снижению затрат времени на передвижение. Массовые виды пассажирского транспорта работают на заранее установленных маршрутах и имеют большую вместимость и высокую провозную способность. В зависимости от режима движения транспортных единиц, влияющего на скорость прохождения маршрута, различают следующие виды движения транспорта по маршрутам:

Поостановочное (обычное), при котором пассажирообмен производят на всех остановочных пунктах маршрута; с остановками по требованию пассажиров;

Скоростное, при котором транспорт останавливаются только в некоторых остановочных пунктах маршрута;

Полуэкспрессное, при котором транспорт в начале маршрута собирает пассажиров на нескольких остановочных пунктах, а потом без остановок доставляет их на конечный пункт (сборный маршрут).

Автобус наиболее распространенный вид транспорта. Автобус - безрельсовый уличный вид транспорта с автономным энергоснабжением, обладающий высокой маневренностью и не требующий сооружения специальных путевых устройств. Автобус обеспечивает возможность легкого изменения маршрутной сети в соответствии с колебаниями пассажиропотоков и организации маршрутов в новых районах жилой застройки. Самойлов Д.С. Городской транспорт: учебник для вузов / Д.С. Самойлов, В.А. Юдин. - М.: Деловой двор, 2008.

К его преимуществам перед другими видами пассажирского транспорта можно отнести: хорошую маневренность, относительно небольшие капитальные вложения в организацию движения, высокую эксплуатационную мобильность и возможность быстрого изменения трассы маршрута, большое разнообразие типов и видов как по вместимости, так и по стоимости.

Главные недостатки автобусного транспорта связаны со значительными эксплуатационными затратами, относительно небольшой вместимостью транспортных средств, загрязнением окружающей среды, высоким уровнем шума. Однако благодаря преимуществам автобусного транспорта перед другими видами он получил значительное распространение и является единственным видом транспорта в населенных пунктах со сравнительно небольшими пассажиропотоками.

Троллейбус по эксплуатационным показателям почти не уступает автобусу, но требует больших капиталовложений в организацию движения. Главное преимущество - экономичный и экологически чистый вид городского транспорта. Трамвай имеет повышенную провозную способность, но сложное устройство подвижного пути, кроме того, трамвай как вид пассажирского транспорта отличается крайне низкой маневренностью. Для рельсового транспорта характерны очень высокие постоянные издержки, связанные со строительством путей, закупкой, ремонтом и обслуживанием подвижного состава, с созданием самих центров технического обслуживания. Занадворов В.С. Экономика города: учеб. пособие / В.С. Занадворов, А.В. Занадворова. - М.: Деловой двор, 2008.

Предприятия электрического транспорта состоят из следующих элементов: подвижной состав, ремонтная база (троллейбусные парки, трамвайные депо), энергохозяйство (контактная сеть), путевое хозяйство (трамвай).Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2009.

В крупнейших городах страны функционируют внеуличные виды пассажирского транспорта - метрополитен, вопросы функционирования которого относятся к федеральной компетенции.

Во внутригородских и пригородных перевозках пассажиров широко используют также железнодорожный и внутренний водный транспорт.

Перечисленные виды транспорта отличаются технико-экономическими и эксплуатационными показателями, которые определяют область их целесообразного применения. С экономической точки зрения одной из основных составляющих себестоимости перевозок и зависимости от вида транспорта являются затраты на топливо или электроэнергию. Поэтому там, где имеются близко расположенные источники электроэнергии, сфера эффективного использования электрического транспорта расширяется. Организация и координация деятельности транспорта, как правило, относятся к компетенции органов местного самоуправления и при необходимости субсидируются из соответствующего бюджета.

Согласно ст.784 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2: фед. закон от 26.01.1996г. №14-ФЗ (в ред. от 05.05.2014)// ПБД «Консультант Плюс 3000» (Электронный ресурс)

Составной частью транспортного комплекса являются автомобильные дороги. Автомобильные дороги подразделяют на дороги общего пользования и необщего пользования. По значению различают следующие виды дорог: федеральные, региональные или межмуниципальные, местные, частные. По виду собственности дороги бывают: федеральные, принадлежащие субъектам Российской Федерации, муниципальные, принадлежащие физическим или юридическим лицам.

Под автодорогой понимается объект транспортного комплекса, предназначенный для движения транспортных средств, она включает:

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы;

Дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автодороги.

Характерной особенностью муниципального транспорта является неравномерное распределение пассажиропотоков по времени и территории муниципального образования, что создает максимальные и минимальные нагрузки на маршрутную сеть.

Вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения, возложены на органы местного самоуправления. Ванеев О.Н. Транспортное обслуживание населения на муниципальном уровне: к проблеме законодательного регулирования / О.Н. Ванеев // Транспортное право.

В связи с привлечением коммерческого транспорта к перевозкам пассажиров у местных органов власти возникает необходимость решить следующие основные задачи: обеспечение координации и контроля работы транспорта различных форм собственности; обеспечение равных налоговых условий для предприятий, работающих на маршрутах различной доходности.

Магистральные улицы - это транспортные артерии муниципального образования, которые принимают на себя до 80% транспорта.

Основные районные улицы шириной в красных линиях от 35 до 45 м и расчетной скоростью движения до 80 км/ч обеспечивают транспортную связь между районами. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2009.

Улицы и дороги местного движения представляют собой жилые улицы и проезды. Пешеходные дороги (тротуары) выделяются в самостоятельную систему путепроводов.

Таким образом, основными элементами транспортного комплекса являются транспортные средства, подвижной состав, путевые устройства, система энергоснабжения и устройства для хранения и ремонта транспортных средств.

Различают железнодорожные, морские, речные, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предприятия и т.д.

В большинстве городов России муниципальный транспорт изношен практически наполовину. Средств местных бюджетов, а также части выручки муниципальных транспортных предприятий не хватает для ремонта подвижного состава. Повышение стоимости проезда вызывает лишь отток пассажиров в частные автобусы, в результате чего муниципальный пассажирский транспорт терпит дополнительные убытки. Важнейшей проблемой организации эффективного транспортного обслуживания населения является привлечение частного автобусного транспорта к общегородским перевозкам пассажиров. Эту проблему органы власти вынуждены решать самостоятельно в условиях бюджетного дефицита и отсутствия единой концепции реформирования муниципального транспорта путем поиска различных механизмов перевода этой сферы городского хозяйства на рыночную основу. В настоящее время коммерческий транспорт в разных регионах перевозит в среднем от 15 до 40% пассажиров.

1.2 Форма и структура управления транспортным комплексом

В отечественной практике управления до настоящего времени не сформирован единый подход к выбору эффективной модели управления транспортом. Отсутствует и общепризнанная единая модель управления транспортными комплексами крупнейших городов.

Р.Ж. Сираждинов выделяет следующие подходы к организации управления общественным пассажирским транспортом: жесткая централизация процесса управления движением (как правило, это локальная монополия на транспортное обслуживание) и децентрализация управления, ограниченное вмешательство органов местного самоуправления в управление общественным пассажирским транспортом на основе конкурсного отбора перевозчиков и развития договорных отношений. Каждая модель управления транспортом имеет свои преимущества и недостатки. Основным недостатком первой модели является создание монополии в сфере общественного транспорта, что приводит к росту расходов, сохранению затратного механизма хозяйствования и соответственно к большим расходам. До недавнего времени эта модель использовалась практически во всех городах Российской Федерации, поскольку обеспечивала достаточно высокий уровень транспортного обслуживания и удовлетворяла потребности в перевозке пассажиров. В настоящее время она применяется в отдельных регионах страны. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2009.

И.А. Гериханов отмечает, что транспортное обслуживание населения в муниципальных образованиях развивается по трем направлениям. Согласно первому направлению муниципальный транспорт остается в ведении субъекта Российской Федерации. Второе направление включает в себя создание муниципальных унитарных предприятий пассажирского транспорта на базе ранее действовавших государственных городских пассажирских предприятий. Третье направление заключается в создании условий для стимулирования участия бизнес-структур в реализации функции транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании. Гериханов И.А. Компетенция органов местного самоуправления в сфере обеспечения населения транспортными услугами (муниципально-правовой аспект) / И.А. Гериханов // Общество и право. - 2009. - №1.

Каждое из направлений имеет свои достоинства и недостатки. Так, первая модель может обеспечить более четкую технологическую составляющую проблемы (надежность транспортных средств, соблюдение техники безопасности и т.д.), что присуще крупным предприятиям. Но здесь снижается роль органов местного самоуправления. К тому же требуется четкое взаимодействие субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, это направление невозможно без ранее существовавшей материально-технической базы. Альтернативой является такая организация отношений (вторая модель), при которой городской транспорт целиком передается в ведение соответствующим муниципальным образованиям, а за субъектом Российской Федерации сохраняются в основном контрольные функции и обязанность оказания поддержки. В последнем случае к органам местного самоуправления предъявляются повышенные требования в части создания соответствующей нормативной базы и финансирования деятельности транспортных предприятий. Спирин И.В. Автотранспортное право: учебник / И.В. Спирин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2009.

К.С. Николаева отмечает, что «предприятия муниципального пассажирского транспорта едва справляются с огромным потоком людей, увеличивающимся изо дня в день. Для крупных городов, а также районных центров вопрос нехватки пассажирского транспорта превратился в социальную проблему. В ряде случаев добраться до места назначения вовремя и в комфортных условиях возможно благодаря работе транспортных компаний и индивидуальных предпринимателей». Николаева К.С. Пассажирские перевозки / К.С. Николаева // Вмененка. - 2009. - №3.

Внедрение рыночных отношений в сферу оказания транспортных услуг создало возможности для организации конкуренции и конкурсного отбора при выполнении перевозок, что способствовало переходу от первой модели управления ко второй. Основным ее преимуществом перед первой моделью является возможность снижения стоимости обслуживания и соответственно затрат на транспортное обслуживание за счет применения конкурсного отбора перевозчиков. При этом местные органы власти не устраняются от управления транспортным комплексом. В их задачи входит формирование заказа на перевозку на основе выявленного спроса и заключение договора с перевозчиками. Фактически роль органов власти в данной модели значительно снижается, но только в части обслуживания пассажиров, а функции управления по-прежнему остаются в компетенции уполномоченного органа местного управления.

Среди вопросов местного значения существенное значение придается транспортному обслуживанию населения на территории муниципального образования. С каждым годом данная проблема лишь обостряется, с учетом того, что количество автомобилей неуклонно увеличивается, а дороги в большинстве муниципальных образований Российской Федерации не расширяются и в должном объеме не ремонтируются. Следует отметить и об устаревании парка общественного транспорта (трамваев и троллейбусов). Гериханов И.А. Нормотворческая и правоприменительная деятельность органов местного самоуправления по организации транспортных перевозок на территории муниципального образования / И.А. Гериханов // Общество и право. - 2009. - №5.

Применительно к городским и сельским поселениям законодатель определяет вопросы местного значения в рассматриваемой сфере следующим образом (ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»): создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применительно к муниципальным районам вопросы местного значения в области транспортного обслуживания населения сформулированы следующим образом (ст.15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»): создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применительно к городским округам соответствующие вопросы местного значения выглядят так (ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»): создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.05.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Можно отметить, что формулировки в целом схожи для всех видов муниципальных образований.

Функции органов местного управления по управлению транспортным комплексом состоят в следующем: принятие правил и порядка организации работы; разработка схемы движения транспорта; разработка схемы развития улично-дорожной сети; установление тарифов на перевозки; разработка графиков и диспетчеризация движения транспорта; контроль соблюдения графиков движения; выдача муниципального заказа на пассажирские и грузовые перевозки, заключение контрактов; контроль экологических параметров работы транспорта.

Процесс децентрализации управления транспортным комплексом получил название «разделение функций заказчика (в лице органов власти, дающих заказ на перевозку) и перевозчика». При этом степень детализации заказа на выполнение транспортных работ по перевозке может быть различной: от жесткого предписания определенных правил до более общих требований в зависимости от особенностей муниципального образования.

Анализ описанных моделей не дает возможности определить идеальную экономико-организационную модель управления транспортом. Так, например, первая модель позволяет с точки зрения экономики получать эффект: от масштаба предприятий; снижение затрат из-за отсутствия прибыли; снижение затрат за счет освобождения от ряда местных налогов и сборов; имеется возможность централизованного регулирования зарплаты работников предприятия и т.д. К недостаткам этой модели можно отнести недостаточную гибкость транспортной системы, затратный механизм ценообразования и монополизм с его негативными последствиями.

Вторая модель предполагает большее использование рыночных механизмов и основного из них - создание конкуренции на рынке транспортного обслуживания, что позволяет снизить затраты производителей услуг до уровня рыночных. К недостаткам такой системы можно отнести необходимость увеличения штата сотрудников, обеспечивающих процесс управления, подготавливающих конкурсное предложение и контролирующих выполнение заказанных перевозок. Обе модели являются потенциально социальными, так как они обеспечивают возможность проведения местными органами власти социальной политики в области транспортного обслуживания. Государственные предприятия получают дотации из бюджета в случае превышения расходов предприятий над доходами, и доля бюджетных средств в общих доходах предприятия достигает 60-70%. В муниципальных образованиях, применяющих вторую модель, также существует возможность для проведения социальной политики, через компенсацию расходов предприятиям-перевозчикам по договору. Однако в результате снижение роли государства доля бюджетных средств в этой модели управления значительно ниже, что связано со снижением расходов предприятий при конкурентном отборе в среднем до 30%. Управление в городском хозяйстве: учебное пособие / под ред. Р.Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2009.

В настоящее время большинство городов перешли на управление предоставлением услуг городского общественного пассажирского транспорта по второй модели - внедрения конкуренции в сферу муниципального общественного пассажирского транспорта и развития договорных отношений по схеме «заказчик-перевозчик-потребитель». При этой схеме в роли заказчика выступают местные органы власти или уполномоченные ими организации, а в роли перевозчиков предприятия-производители услуг городского общественного пассажирского транспорта.

Важнейшими функциями управления муниципальным транспортом в системе «заказчик-перевозчик-потребитель» являются прогнозирование, планирование, регулирование, организация и контроль.

Прогнозирование необходимо для обоснования возможных вариантов развития транспорта с учетом развития муниципального образования и тенденций транспортной подвижности населения.

Планирование услуг муниципального транспорта целесообразно проводить для определения требуемого количества предоставляемых населению услуг.

Организация позволяет определить структуру управления и способ выбора перевозчиков для выполнения необходимого объема транспортных услуг.

Контроль обеспечивает обратную связь между субъектом и объектом управления, позволяет оценить степень и качество выполненных услуг транспорта.

Основными рычагами управления по этой модели служат экономические (прямые и косвенные) и правовые методы управления. Определенную роль в плане выполнения обязательных требований и условий играют организационно-распорядительные методы управления. В качестве прямых экономических методов управления используются следующие: целевое финансирование конкретных направлений, программ, проектов и мероприятий, договоры и контракты. Косвенными экономическими регуляторами являются местные налоги, платежи, льготные кредиты, договорные цены (тарифы) и ряд других. Организационно-правовые методы управления необходимы для заключения договоров на выполнение работ, проведение налоговой и финансово-кредитной политики в области управления транспортом.

Для управления транспортным комплексом муниципального образования в администрациях большинства крупных городов созданы структурные подразделения, ведающие вопросами муниципального транспорта. В этом случае за структурным подразделением администрации закрепляются вопросы нормативно-правового регулирования транспортной деятельности на территории муниципального образования и финансирования перевозки льготных категорий пассажиров через систему муниципального заказа.

В собственности муниципальных образований могут находиться транспортные предприятия. Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают предприятия и организации различных форм собственности к транспортному обслуживанию населения. Они согласовывают маршруты и графики движения для массовых перевозок на подведомственной территории. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / Е.С. Шугрина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

Договорные отношения между органами власти (администрацией) и перевозчиком могут быть оформлены разными способами, один из них - заключение государственного (муниципального) контракта на перевозку пассажиров. Наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность, как транспорта, так и пассажиров. Гордеева С.Н. Транспортное обслуживание населения в рамках госзаказа / С.Н. Гордеева // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - №1.

Таким образом, наиболее оптимальной является организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании, при которой основные, магистральные транспортные средства (троллейбусы, автобусы большой вместимости, трамваи) принадлежат муниципалитетам. Управление этой деятельностью целесообразно осуществлять посредством создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий. Это позволит обеспечить транспортное обслуживание на основных пассажирских линиях.

1.3 Отечественный и зарубежный опыт управления транспортным комплексом

Следует отметить, что во многих развитых странах мира услуги пассажирского транспорта определяются как социально значимые. Поэтому система пассажирского транспорта и проблемы ее функционирования находятся под пристальным контролем со стороны государственной власти различного уровня.

Практически во всех развитых странах доходы предприятий пассажирского транспорта покрывают от 23 до 76% текущих эксплуатационных расходов. Остальная часть затрат возмещается субсидиями.

Участие органов власти различных уровней в финансировании пассажирского транспорта за рубежом представлено в таблице 1.

В исследовании проведен анализ структур управления деятельностью общественного транспорта за рубежом. Анализ показал, что в большинстве развитых стран функции управления деятельностью общественного транспорта осуществляют местные органы управления. Только в некоторых небольших государствах управление пассажирскими перевозками выполняется централизованно на государственном уровне.

Типичная структура управления городским пассажирским транспортом, применяемая во многих странах мира выглядит следующим образом:

Орган управления;

Транспортные предприятия;

Центр оперативного управления услугами, предоставляемыми пассажирским автотранспортом;

Технический центр.

Местные органы власти организуют систему общественного транспорта через «Орган управления», которым может быть специально созданная, отдельная от местной власти, но контролируемая ею структура или структура внутри органов местного самоуправления. В Нью-Йорке, например, при мэрии на правах муниципальной компании создано хозяйственное управление пассажирским транспортом. В регионе Иль-Де-Франс (округ Парижа) функции управления общественным транспортом возложены на Синдикат парижского транспорта, который образован при непосредственном участии государства, и в его структуру под президентством префекта входят представители 8 департаментов региона.

«Транспортные предприятия» независимо от формы собственности работают на условиях контракта с «Органом управления». В рамках названного контракта предприятия обладают автономией в управлении.

«Центр оперативного управления перевозками» выполняет функции организатора перевозочного процесса. Он организационно может входить как подразделение в состав «Органа управления» или выступать в качестве самостоятельного юридического лица. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте: учебник для вузов, Москва, 2002.

Таблица 1

Участие органов власти различных уровней в финансировании пассажирского транспорта за рубежом (в %)

Государство

Региональные и местные органы

капитальные затраты

эксплуатационные расходы

капитальные затраты

эксплуатационные расходы

Нидерланды

Германия

Великобритания

Швейцария

«Технический центр» обеспечивает техническую поддержку транспортной системы (обеспечение исследовательских, проектных и конструкторских работ по всем проблемам, связанным с развитием транспортной системы).

Основной формой создания конкурентной среды на городском пассажирском транспорте зарубежных стран является конкурсная реализация маршрутных концессий. Данная форма основана на организации для лицензированных компаний-перевозчиков ежегодных конкурсов на получение прав осуществления муниципальных маршрутных заказов. Преимущество при получении маршрутных концессий отдается транспортной компании, заявившей наименьшую стоимость выполнения заказа при соблюдении установленных его объемно-качественных параметров. При этом за органами местной власти сохраняется право контроля над указанной компанией при исполнении условий муниципального заказа.

Концессионными контрактами предусмотрены санкции к компаниям-нарушителям: в исключительных случаях последние могут лишаться концессий, а также лицензий на право осуществления данного вида деятельности.

Так же рассмотрен и российский опыт решения проблем управления и организации перевозок пассажиров в муниципальном хозяйстве в Красноярске, Пензе, Череповце и других городах России.

К примеру, в Череповце все частные перевозчики работают в режиме общественного транспорта, т.е. перевозят все категории пассажиров, включая льготников. За это они получают компенсацию выпадающих доходов на условиях, одинаковых с муниципальными автопредприятиями. Это позволяет обеспечить соблюдение социального законодательства всеми субъектами перевозочного процесса и избежать перераспределения пассажиров, оплачивающих и не оплачивающих свой проезд. Потребности населения города в перевозке пассажиров практически удовлетворяются полностью. Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учебное пособие / В.Г. Игнатов, В.И. Бутов. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: МарТ, 2007.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА МО ГОРОД ИЖЕВСК

2.1 Общая характеристика транспортного комплекса МО город Ижевск

Ижевск имеет развитую систему транспортных коммуникаций: железнодорожный узел, аэропорт, автомобильные магистрали.

Междугородные автобусные маршруты связывают столицу республики со всеми районными центрами, а также с городами Пермь, Уфа, Нижнекамск и др.

Несмотря на то, что город расположен на несудоходной реке Иж,

автомобильная дорога, связывающая город с портом Сарапул на реке Каме (67 км), дает возможность судам типа «река-море» доставить груз до Черного и Балтийского морей.

Ижевск выгодно отличается от других городов России стабильной работой городского транспорта. Удобная транспортная инфраструктура, оптимизация транспортных маршрутов, продуманное расположение остановок общественного транспорта позволяют транспортным организациям города повышать качество предоставляемых услуг.

Городской транспорт Ижевска представлен автобусами, трамваями, троллейбусами и маршрутными такси.

Транспортное обслуживание населения города осуществляют, в основном, ОАО «Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта», МУП «Ижевский городской электротранспорт».

Транспортные услуги населению предоставляют также частные перевозчики.

Водный транспорт представлен тремя судами, осуществляющими рейсы по акватории Ижевского пруда.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1. Транспортная система города

Воздушный транспорт представлен единственным в Удмуртии аэропортом. ОАО "Ижавиа" осуществляет регулярные пассажирские, грузовые, заказные и чартерные рейсы на самолетах Ан-24, Ан-26, Ту-134, Як-42 по России и странам СНГ.

Маршрутная сеть "Ижавиа" включает в себя 15 регулярных и 12 чартерных рейсов, в том числе международные направления (Ереван). В 2013 г. ОАО «Ижавиа» приступило к реализации пилотного проекта развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе.

В настоящее время рассматривается вопрос об открытии международного сектора на территории аэропорта Ижевска, что дает возможность летать за рубеж из ижевского аэропорта.

Для этого планируется создать пункт таможенного контроля и другие необходимые объекты для обслуживания пассажиров.

В последние годы проведена значительная работа по улучшению безопасности дорожного движения, совершенствованию системы организации транспортного обслуживания населения.

Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры города Ижевска предусмотрено республиканскими целевыми программами, такими как «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07.09.2009г. №246. Инвестиционный паспорт города Ижевска

Общее руководство транспортным комплексом в МО город Ижевск осуществляет Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска.

Рисунок 2. Структура Управления благоустройства и транспорта

Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска (далее - Управление) является отраслевым органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, осуществляющим управленческие функции в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, организации благоустройства и озеленения территории городского округа, организации похоронного дела и ритуальных услуг, содержания мест захоронений, освещения улиц, а также в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования «город Ижевск» (пункт 1.1 в ред. решения Городской думы г. Ижевска от 15.12.2011 N 233)

Управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, законами Удмуртской Республики, указами и распоряжениями Президента Удмуртской Республики, постановлениями и распоряжениями Правительства Удмуртской Республики, Уставом города Ижевска, муниципальными правовыми актами органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Город Ижевск», а также Положением об Управлении благоустройства и транспорта.

Управление выступает как вышестоящий орган управления для муниципальных учреждений благоустройства города Ижевска и осуществляет координацию и контроль за их деятельностью.

Полное официальное наименование Управления - отраслевой орган Администрации города Ижевска Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска, сокращенное - УБТ Администрации города Ижевска.

Юридический адрес Управления: 426053, Удмуртская Республика, городИжевск,ул.Ворошилова,67а. (пункт 1.6 в ред. решения Городской думы г. Ижевска от 15.12.2011 N 233) Решение Городской Думы города Ижевска от 24 апреля 2008г. №391 «Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска» (в ред. решения Городской думы г. Ижевска от 15.12.2011 N 233)

Рассмотрим долгосрочные целевые программы, над реализацией которых на данный момент работает Управление благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска в Таблице 2.

Таблица 2

Наименование программы

Утверждение программы

Долгосрочная целевая Программа развития наружного освещения города Ижевска на 2012-2016 годы «Светлый город»

Утверждена постановлением Администрации г. Ижевска от 05.12.2011 №1240

Долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в г. Ижевске на 2012-2016 годы»

Утверждена постановлением Администрации г. Ижевска от 05.12.2011 №1254

Так же Управление участвует в исполнении Республиканских целевых программ

Республиканская целевая программа «Комплексное развитие пригородного и городского транспорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»

Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7.09.2009 №246

В настоящее время городской транспорт представлен двумя ведущими предприятиями города по перевозкам пассажиров, это - ОАО Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта (ОАО ИПОПАТ) и Муниципальное унитарное предприятие "ИжГорЭлектроТранс", так же в городе существует коммерческий сектор автобусных перевозок.

Ниже приведем краткое описание данных предприятий.

Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта официально создано в 1973 году, но свою историю ведет с 8 июня 1932 года, когда на улицы Ижевска вышел первый автобус.

На сегодняшний день ИПОПАТ обслуживает более 90 маршрутов - городских, пригородных, междугородних.

Столица Удмуртии - один из самых благополучных региональных центров в плане развития транспортной инфраструктуры. Только коллектив ОАО «ИПОПАТ» обслуживает 30 постоянных внутригородских автобусных линий.

Общая протяженность городских автобусных маршрутов составляет 273,3 км. В часы "пик" на маршрутах города работает до 350 автобусов. Ежесуточно в среднем автобусами перевозится более 400 тыс. пассажиров. ипопат.рф

Основными видами деятельности предприятия являются перевозка автомобильным транспортом пассажиров и доставка багажа, перевозка грузов автомобильным транспортом, проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств, осуществление торгово-закупочной деятельности.

Основной целью предприятия является максимальное удовлетворение потребностей в городских (пригородных, междугородных) пассажирских перевозках имеющимся в наличии и предназначенным для этого подвижным составом.

На сегодняшний день ИПОПАТ обслуживает более 100 маршрутов - городских (30) , пригородных (70), междугородных (5), на которых ежедневно отрабатывают порядка 400 автобусов.

Автобусное сообщение внутригородских автобусных линий развито как в центре города, так и между всеми основными жилыми микрорайонами. Общая протяженность городских автобусных маршрутов составляет 374,2 км. В часы "пик" только на городских маршрутах работает до 350 автобусов. Ежесуточно в среднем автобусами перевозится более 400 тыс. пассажиров. Годовой отчет за 2013 год открытого акционерного общества Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта (ОАО «ИПОПАТ»)

Муниципальное унитарное предприятие «ИжГорЭлектроТранс» г. Ижевска (МУП «ИжГЭТ» г. Ижевска) является правопреемником Муниципального предприятия «Трамвайно-троллейбусное управление».

Учредителем предприятия является муниципальное образование «город Ижевск», в лице Управления имущественных отношений Администрации города Ижевска.

Предприятие создано для удовлетворения общественных потребностей в транспортном обслуживании населения, поэтому основной вид его деятельности - организация перевозки пассажиров электрическим транспортом в городском сообщении.

МУП «ИжГЭТ» г. Ижевска сегодня - это 120 миллионов пассажиров, перевозимых в год; два трамвайных депо, эксплуатирующих 229 трамваев, и два троллейбусных парка, эксплуатирующих 232 машины; 181,6 км трамвайных путей и троллейбусных линий, более 475 км контактных и кабельных сетей, 25 тяговых преобразовательных подстанций общей мощностью 60 тыс. кВт, 12 диспетчерских пунктов, 12 трамвайных и 9 троллейбусных маршрутов и более трех с половиной тысяч работников, обеспечивающих комфорт, удобство и безопасность поездок.

В 2009 году была проведена реконструкция трамвайных путей на 2-х перекрестках на ул. Ленина -- ул. Халтурина с применением технологии широкоплоскостных плит в подрельсовом основании, являющихся часть автомобильной дороги. Заключен контракт с Чехией на поставку оборудования для модернизации 3-х трамвайных вагонов. Закончена модернизация 4-х трамвайных вагонов. Приобретено 6 троллейбусов. Проведен капитально-восстановительный ремонт 8 троллейбусов на ООО «Ижтранссервис». Приступили к строительству троллейбусной линии по ул. 10 лет Октября-ул.9 Января. Расширена проезжая часть перекрестка ул. К. Либкнехта-ул. Воровского с реконструкцией контактной сети для 14 маршрута троллейбуса.

Выполнен капитальный ремонт трамвайного пути:

· по ул. Авангардная, Ворошилова

· по ул. Магистральная

· по ул. К. Маркса, Гагарина.

В течение всего года велась большая работа по привлечению пассажиров на городской электротранспорт:

· 10-й маршрут трамвая -- продлен до г. «Металлургов»;

· 12-й маршрут трамвая - организована работа маршрута не только по выходным дням, но и в будни;

· 6-й маршрут троллейбуса -- продлен до «Труда» в часы «пик»;

· 7-й маршрут троллейбуса -- продлен до «Восточного рынка»;

· 14-й маршрут троллейбуса -- изменен маршрут следования с ул. К. Либкнехта поворот на ул. Воровского через ул. Удмуртскую до ул. Труда.

МУП «ИжГЭТ» г. Ижевска сегодня - это крупное современное транспортное предприятие, член Международной Ассоциации предприятий городского электрического транспорта, участник Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Городской электрический транспорт», многократный победитель городских, республиканских и российских конкурсов. Коллектив предприятия занесен на доску почета Удмуртской республики за значительный вклад в социально-экономическое развитие УР. http://izhget.ru

В Ижевске работают коммерческие маршруты пассажирского автотранспорта:

· Маршрут № 10 сообщением:

"Завод Пластмасс - Станкострой

Путь следования: ул. Автозаводская, ул. Петрова, ул. Молодежная, ул. Ленина, ул. Советская, ул. М. Горького, ул. Ленина, пр. Дерябина.

Перевозчик: ООО "АТП-С", Генеральный директор- Дорофейчик Станислав Георгиевич,427007, УР, д. Позимь,1в.

· Маршрут № 18 сообщением:

"Парк им. Кирова - 8-й микрорайон"

Путь следования: ул. Союзная, ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Петрова, ул. Ворошилова, ул. 9 Января, ул. 10 лет Октября, ул. Удмуртская, ул. Майская, ул. Пушкинская, ул. Холмогорова, ул. 50 лет ВЛКСМ, ул. Фруктовая, ул. 50 лет ВЛКСМ, ул. 30 лет Победы, ул. Кирова.

Перевозчик: ООО "АТП-С", Генеральный директор - Дорофейчик Станислав Георгиевич,427007, УР, д. Позимь,1в.

· Маршрут № 39 сообщением:

· "ул. В. Чугуевского - Восточный рынок"

Путь следования: ул. Первомайская, ул. Молодежная, ул. Петрова, ул. Ворошилова, ул. 9 Января, ул. Дзержинского, ул. Буммашевская, ул. Удмуртская, ул. Холмогорова, ул. Пушкинская, ул. Чугуевского, ул. К. Маркса.

Перевозчик: ООО "АТП-С", Генеральный директор - Дорофейчик Станислав Георгиевич, 427007, УР, д. Позимь, 1в.

· Маршрут № 45 сообщением:

"мкр. Машиностроитель - пос. Октябрьский"

Путь следования: ул. Ленина, ул. Воровского, ул. К. Либкнехта, ул. М. Горького, ул. Новоажимова, ул. Клубная, ул. Баранова.

Перевозчик: ОАО "ИПОПАТ", Генеральный директор - Пивош Дмитрий Николаевич, УР, г. Ижевск, ул. Буммашевская,5.

· Маршрут № 49 сообщением:

"1 РКБ - СГАТ (Спецгазавтотранс)"

Путь следования: В. Шоссе, ул. 9 Января, ул. Ворошилова, ул. Труда, ул. Молодежная, ул. Ракетная, ул. Промышленная, ул. Чугуевского, ул. К. Маркса, ул. Пойма, ул. Гагарина.

Перевозчик: ООО "Автосила",Директор - Матвеев Павел Анатольевич,426039, УР, г. Ижевск, ул. Новосмирновская, 16А.

· Маршрут № 50 сообщением:

Путь следования: К. Герда, ул. Клубная, ул. Новоажимова, ул. К. Либкнехта, ул. Удмуртская, ул. Дзержинского, ул. 9 Января.

Исследование процесса стратегического планирования как одной из функций стратегического управления. Оценка социально-экономического положения, анализ целей и выработка рекомендаций стратегического развития муниципального образования город-курорт Анапа.

аттестационная работа , добавлен 19.09.2011

Понятие и сущность управления на предприятии. Методики оценки имущества. Система управления имущественным комплексом. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Экспресс УАЗ". Разработка рекламной компании как способа управления имуществом компании.

курсовая работа , добавлен 27.03.2016

Оценка социально-экономического положения, внешней и внутренней среды муниципального образования с помощью SWOT-, SNW-анализов. Определение стратегий и целевых приоритетов его развития. Разработка программы по развитию агропромышленного комплекса.

курсовая работа , добавлен 11.03.2014

Характеристика стратегического управления. Система управления образованием на муниципальном уровне. Роль межшкольных методических центров в развитии общего образования муниципальных образований на примере учреждения "Межшкольный методический центр".

дипломная работа , добавлен 21.07.2011

Роль муниципального управления в экономической жизни села, правовые аспекты руководства населенным пунктом и мелкотоварным аграрным производством. Социально-психологические типы работников администрации с. Засопка и суточные эгограммы сотрудников.

дипломная работа , добавлен 25.07.2011

Понятие и сущность муниципального управления. Его базовые задачи и функции: стратегическое планирование; контроль за исполнением нормативно-правовых актов; управление персоналом; регламентация деятельности. Структура органов муниципального управления.

контрольная работа , добавлен 23.07.2010

Понятие и теоретико-методические основы стратегического управления, логика планирования хозяйственной деятельности. Экономическая база управления развитием муниципального образования и методы ее регулирование, особенности и роль местных бюджетов.

отчет по практике , добавлен 10.08.2011

Описание нормативно-правовой базы, обеспечивающей функционирование муниципального образования Усть-Таркский район. Характеристика муниципального образования, моделирование управления системой здравоохранения. Финансово-экономический анализ деятельности.