Литературные имена. Федор Абрамов: Братья и сестры Читать братья и сестры дом

Федор Александрович Абрамов 1920-1983
Братья и сестры. Роман (1958) - КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Пекашинский мужик Степан Андреянович Ставров срубил дом на склоне горы, в прохладном сумраке огромной лиственницы. Да не дом - хоромину двухэтажную с маленькой боковой избой в придачу.

Шла война. В Пекашине остались старики, дети да бабы. Без до­гляда на глазах ветшали и разваливались постройки. Но у Ставрова дом - крепкий, добротный, на все времена. Подкосила крепкого старика похоронка на сына. Остался он со старухой и внуком Егор-шей.

Не обошла беда и семью Анны Пряслиной: погиб муж Иван, единственный кормилец. А у Анны-то ребята мал мала меньше - Мишка, Лизка, близнецы Петька с Гришкой, Федюшка да Татьянка. В деревне бабу звали Анной-куколкой. Была она маленькая да тончавая, с лица хороша, а работница никакая. Два дня прошло с тех пор, как получили похоронку и на пустовавшее за столом место отца сел старший, Мишка. Мать смахнула с лица слезу и молча кивнула голо­вой.

Самой ей было ребят не вытянуть. Она и так, чтобы выполнить норму, до ночи оставалась на пашне. В один из дней, когда работали с женками, увидели незнакомца. Рука на перевязи. Оказалось, он с фронта. Посидел, потолковал с бабами о колхозной жизни, и уж на прощание спросили, как его звать-величать да из какой он деревни. «Лукашин, - ответил тот, - Иван Дмитриевич. Из райкома к вам на посевную послан».

Посевная была ох и трудная. Людей-то мало, а из райкома прика­зано посевные площади увеличивать: фронту нужен хлеб. Неожидан­но для всех незаменимым работником оказался Мишка Пряслин. Чего-чего не делал в свои четырнадцать лет. В колхозе работал за взрослого мужика, да еще и на семью. У его сестры, двенадцатилет­ней Лизки, дел да хлопот тоже были полны руки. Печь истопить, с коровой управиться, ребятишек покормить, в избе убрать, бельишко постирать...

За посевной - покос, потом уборочная... Председатель колхоза Анфиса Минина возвращалась в свою пустую избу поздно вечером и, не раздеваясь, падала на постель. А чуть свет, она уже на ногах - доит корову, а сама со страхом думает, что в колхозной кладовой кончается хлеб. И все равно - счастливая. Потому что вспомнила, как в правлении говорила с Иваном Дмитриевичем.

Осень не за горами. Ребята скоро в школу пойдут, а Мишка Пряс­лин - на лесозаготовки. Надо семью тянуть. Дуняшка же Иняхина надумала учиться в техникуме. Подарила Мише на прощание кружев­ной платочек.

Сводки с фронта все тревожней. Немцы уже вышли к Волге. И в райкоме, наконец, откликнулись на неотступную просьбу Лукашина - отпустили воевать. Хотел он напоследок объясниться с Анфи­сой, да не вышло. Наутро она сама нарочно уехала на сенопункт, и туда примчалась к ней Варвара Иняхина. Клялась всем на свете, что ничего у нее не было с Лукашиным. Рванулась Анфиса к переводу, у самой воды спрыгнула с коня на мокрый песок. На том берегу мелькнула и растаяла фигура Лукашина.

Сочинение

Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году на Пинеге, в деревне Верколе Архангельской области. С родной северной землей он связан не только биографией: здесь он начинал свою трудовую жизнь, эту землю он защищал на фронте под Ленинградом, сюда его привезли раненного после госпиталей - с этой землей он связан и своим творчеством, своими книгами.

Закончив в 1948 году филологический факультет Ленинградского университета, затем аспирантуру, Ф.Абрамов работает доцентом и завкафедрой в университете и выступает в печати с критическими статьями о советсткой литературе.

Федора Абрамова часто называют писателем “де-ревенской тематики”.Безграничное уважение к нелегкому крестьянскому труду присуще как его романам, так и повестям и рассказам. Он настойчиво заставляет думать читателя о тех сложных и противоречивых процессах,социальных и экономических,которые происходят в жизни колхозной деревни.

В 1958 году в журнале “Нева” был опубликован его роман “Братья и сестры”. Действие книги приходится на самые трудные военные годы. На полях далекой северной деревни женщины, старики и подростки, почти дети, ведут самоотверженную борьбу за победу над врагом, за хлеб и лес для нашей страны. По-разному раскрылись в войну люди. Анфису Петровну Минину общая беда распрямила, заставила поверить в свои силы, она с достоинством несет тяжелую ношу председателя колхоза, деля с односельчанами и труд, и нужду, и горе. И, закрывая книгу, мы понимаем, что автор подвел нас к истокам героизма.

Чудом уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом, после блокадного госпиталя, летом 1942 года во время отпуска по ранению он оказался на родном Пинежье. На всю жизнь запомнил Абрамов то лето, тот подвиг, то"сражение за хлеб, за жизнь", которое вели полуголодные бабы, старики, подростки. "Снаряды не рвались, пули не свистели. Но были похоронки, была нужда страшная и работа. Тяжкая мужская работа в поле и на лугу".

"Не написать "Братья и сестры" я просто на мог... Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 году второй фронт, быть может, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, как я мог забыть об этом. Первым изъяснением любви, сострадания и восхищения русской северной крестьянкой стал роман "Братья и сестры".

Восемь лет вызревал замысел романа. Кончилась война, Абрамов вернулся доучиваться в Ленинградский университет, закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, стал работать на кафедре советской литературы. Все эти годы он думал о романе, мечтал о писательстве, но долг перед семьей старшего брата, которая нуждалась в помощи, не давал возможности целиком посвятить себя литературе.

Абрамов начал писать первые главы в летние каникулы 1950 года на хуторе Дорище Новгородской области.

Шесть лет - во время каникул, в выходные дни, вечерами и даже ночами работал Абрамов над романом. За плечами автора романа "Братья и сестры" была трудная судьба-биография: Был трагедийный опыт деревенского подростка, испытавшего беды коллективизации и полуголодного существования 1930-х годов, был ранний опыт безотцовщины и братской взаимопомощи, был опыт ополченца-фронтовика, а затем - опыт человека, воочию, на своих земляках, на семье брата столкнувшегося с послевоенным лихолетьем, с бесправным положением крестьянина, лишенного даже паспорта, почти ничего не получающего на трудодни и платившего налоги за то, чего у него не было.

Абрамов пришел в литературу не только с огромным жизненным опытом, с убеждениями заступника народного, но и со своим словом. В романе "Братья и сестры" мощно зазвучала живая многоголосая народная речь, усвоенная писателем с детства и всегда питавшая его книги.

Трагедия войны, единение народа перед общей бедой выявили в людях невиданные духовные силы - братства, взаимопомощи, сострадания, способность к великому самоотречению и самопожертвованию. Эта мысль пронизывает все повествование, определяет пафос романа. И все-таки автору казалось, что ее следует уточнить, углубить, сделать более многосложной, многооттеночной. Для этого потребовалось ввести неоднозначные споры, сомнения, размышления героев о жизни, о воинской совести, об аскетизме.

Ему хотелось подумать самому и заставить читателя задуматься о вопросах "бытийных",не лежащих на поверхности, а уходящих корнями в осмысление самой сути жизни и ее законов. С годами он все больше свя-зывал проблемы социальные с нравственными, философским, общечеловеческими. Думается, поэтому он хотел переделать начало. Открыть роман поэтически-философской картиной летящих журавлей, соотнести извечные законы природы, которым повинуются мудрые птицы, с варварством людей.

"Небывалое, непостижимое творилось на земле. Пылали леса. Вздымались к небу пожарища. Гремели громы не с небес, с земли! Железным дождем секло и снизу и сверху - и тогда падали их неделями летевшие товарищи, клин терял свой изначальный, с незапамятных времен установленный рисунок. С кормежкой было худо - часто не находили былых жировок, им не махали с земли, как прежде, не кричали мальчишки: журавушки, куда

вы?.. А они все летели и летели, повинуясь древнему закону, на свои древние гнездовья, в северные леса, на болота, на животворные воды Заполярья".

Природа, люди, война, жизнь... Подобные размышления хотел ввести писатель в роман. Об этом - внутренний монолог Анфисы: "Растет трава, цветы не хуже, чем в мирные годы, жеребенок скачет и радуется вокруг матери. А почему же люди - самые разумные из всех существ - не радуются земной радости, убивают друг друга?.. Да что же это происходит-то? Что же такое мы, люди? Ведь и немцы люди. И у них матери и отцы. И что же это за матери, которые благословляют своих сыновей на убийства? Да не может быть, не может быть... Нет таких матерей. Что- то другое тут, что-то другое... А что? Кто ей скажет это? Да и к кому обращаться с этим? До этого ли теперь людям?.. Только надо ли задумываться сейчас? Об этом ли надо думать?". О смысле жизни размышляет после гибели сына и смерти жены Степан Андреянович: "Вот и жизнь прожита. Зачем? К чему работать? Ну, победят немца. Вернутся домой. А что у него? Ему-то что? И, может быть, следовало жить, для Макаровны. Единственный человек был около него, и того проворонил. Так зачем же мы живем? Неужели только работать?" И тут же автор обозначил переход к следующей главе: "А жизнь брала свое. Ушла Макаровна, а люди работали". Но главный вопрос, который хотел укрупнить Абрамов,- это вопрос о совести, об аскетизме, об отречении от личного во имя общего. "Имеет ли право человек на личную жизнь, если все кругом мучаются?" Вопрос наисложнейший. Поначалу автор склонялся к идее жертвенности. В дальнейших заметках к характерам и ситуациям, связанным с Анфисой, Варварой, Лукашиным, он усложнил проблему. Запись от 11 декабря 1966 года: "Можно ли полнокровно жить, когда кругом беды? Вот вопрос, который приходится решать и Лукашину. и Анфисе. Нельзя. Совесть и пр. Нельзя жить полнокровно сейчас. А когда же жить человеку?

Гражданская война, пятилетки, коллективизация, война... Лукашин полон сомнений, но в конце концов на вопрос "Возможна ли теперь любовь?" он отвечает: "Возможна! Именно теперь и возможна. Нельзя отменить жизнь. А на фронте? Ты думаешь, у всех пост великий? Да возможно ли это?" Анфиса думает иначе: "Каждый решает так, как он может. Я не осуждаю. А сама не могу. Как я бабам посмотрю в глаза?" Максимализм Анфисы автор хотел объяснить крепкими нравственными устоями в ее староверской семье. "Раз горе а доме - каждый день покойники - разве может она отдаваться радости? Разве не преступно это? Все прабабки и бабки, хранившие верность до гроба своим мужьям в их роду, восставали против ее любви, против страсти. Но и Анфису заставлял автор больше сомневаться, искать ответа. Анфиса терзается: любить должна была Настя, ее должна была одарить всеми дарами жизнь, а на самом деле любить выпало ей, Анфисе. Да разве справедливо это? Кто, кто определяет все это, заранее рассчитывает? Почему один человек умирает в молодости, а другой живет?.

Анфиса, когда узнала, что Настя обгорела, калекой стала, надела на себя вериги. Стоп. Никакой любви! Она стала сурова, аскетична, что называется, в ногу со своим временем. И думала: так и надо. В этом ее долг. Но людям это не понравилось. Людям, оказывается, больше нравилась прежняя Анфиса - веселая, неунывающая, жадная до жизни. И именно тогда о ней с восторгом говорили бабы:

Ну, женка! Не падает духом.Еще и нас тянет.

А когда она стала аскетом, худо стало и людям! И бабы даже спрашивают ее: что с тобой, Анфиса? Не заболела ли ты? Ходишь - лица на тебе нет и брови не раздвинешь... Страшно на тебя глядеть. И люди не идут к ней. А она ведь хотела им добра, для них надевала на себя власяницу.

Хотел писатель ввести дорогие ему представления о старых традициях северян, не знавших даже запоров в доме: поставят приставку - и все. "Открыт дом - хоть все вынеси. Удивительная доверчивость северян... Избушки охотничьи. Все остается. Лучина. Хлеб. Взаимовыручка. И Лукашин был благодарен этому краю. Он омылся в ключевых родниках... он окреп, набрался сил. И не только физических, но и духовных. Он окунулся в живой, родниковой воде... Он влюбился в этот первозданный край".

Роман не сразу нашел благосклонных издателей. "Два года его отфутболивали редакции", - вспоминал писатель. Не приняли его журналы "Октябрь", "Новый мир". "Братья и сестры" увидели свет в 1958 году в журнале "Нева". И тут совершилось почти чудо. Роман сразу был встречен критикой доброжелательно. За 1959-1960 годы появилось более тридцати рецензий в газетах и журналах. В 1959 году он вышел отдельной книгой в Лениздате, в 1960-м - в "Роман-газете", а в 1961-м был переведен и превосходно издан в Чехословакии.

Первые рецензенты "Братьев и сестер" отмечали мужество Абрамова, сумевшего достойно рассказать о трагедии народной, о бедах и страданиях, о цене самопожертвования рядовых тружеников. Абрамов сумел "взглянуть в душу простого человека", он ввел в литературу целый пекашинский мир, представленный разнообразными характерами. Не будь последующих книг тетралогии, все равно остались бы в памяти семья Пряслиных, Анфиса, Варвара, Марфа Репишная, Степан Андреянович.

Фёдор Абрамов

«Брат и сестра» - так традиционно обращаются друг к другу православные верующие. Созвучное этому обращению заглавие «Братья и сёстры» дал своему роману о жизни деревни в годы Великой Отечественной войны писатель Фёдор Абрамов.

Летом 1942-го автор, побывавший в боях на передовой, по ранению ненадолго вернулся в родное село. И оказался в самой гуще другой битвы: тяжелейшего сражения крестьян за хлеб, за урожай - для фронта, для Победы. Абрамов был глубоко поражён увиденным. Тогда и родился замысел романа. «Не написать „Братья и сёстры“ я просто не мог», - признавался он позже.

В центре повествования - человеческие судьбы. Героев романа - простых жителей северного села Пекашино - сложно поделить на основных и второстепенных. Анфиса Минина, в тяжёлое для села время ставшая председателем колхоза, взвалила на свои плечи совсем не женские заботы. Мишка Пряслин после гибели отца на фронте, в четырнадцать лет стал главой большой семьи, кормильцем и опорой для матери и шестерых ребятишек, но успевал при этом ударно работать в колхозе и вдохновлял своим примером остальных. Комсомолка Настя ценою собственной жизни спасла от пожара колхозное поле. Для автора, как и для читателя, который буквально «проживает» роман вместе с его героями, все они становятся главными.

Писатель пронзительно и живо рисует тяжёлую пору жатвы, когда все до одной пекашинкие женщины уходили в поле. Его описание опустевшего во время страды села напоминает живописное полотно: «В полдень деревня казалась нежилой: лишь у какой-нибудь избы можно было увидеть старуху, которая непослушными руками творила крестное знамение да шептала молитвенные слова о ниспослании победы над ворогом...»

Абрамов необычайно тонко изобразил не только внешнюю, но и внутреннюю, душевную работу людей. Невзгоды, жизненные тяготы не сламывают пекашинцев, а, наоборот, заставляют видеть во всём происходящем глубокий смысл. Так, например, секретарь райкома Новожилов размышляет: « Вот, говорят, война инстинкты разные пробуждает в человеке. А я смотрю - у нас совсем наоборот. Люди из последнего помогают друг другу. И такая совесть в народе пробудилась - душа у каждого насквозь просвечивает. Ну как бы тебе сказать? Понимаешь, братья и сёстры... »

В плотной ткани своего повествования, писатель, кажется, не стремится нарочито выделить эти слова. Тема взаимопомощи, самопожертвования, любви к ближнему органично проходит через всё повествование. Фёдор Абрамов написал книгу, которая учит и помогает принимать судьбу и беду каждого человека как свою собственную. Потому что только так можно почувствовать, что все мы друг другу - братья и сёстры.

Сочинение

Как-то в своей записной книжке Федор Абрамов написал: «Поэт, писатель от всех прочих отличается одним - силой любви. Любовь - источник поэзии, источник добра и ненависти. Любовь дает силы бороться за правду, переносить все лишения, связанные со званием писателя». Именно любовью к отечеству, его природе, его истории, людям буквально пронизано и напоено все творчество Ф. Абрамова, вся его подвижническая деятельность писателя и гражданина.

«Не написать «Братья и сестры» я просто не мог, - признавался автор, объясняя тайну рождения своего первого романа. - Я знал деревню военных лет и литературу о ней, в которой немало было розовой водицы… Мне хотелось поспорить с авторами тех произведений, высказать свою точку зрения. Но главное, конечно, было в другом. Перед глазами стояли картины живой, реальной действительности, они давили на память, требовали слова о себе. Великий подвиг русской бабы, открывшей в 1941 г. второй фронт, быть может, не менее тяжкий, чем фронт русского мужика, - как я мог забыть об этом!». Роман Федора Абрамова «Братья и сестры» - лучшая книга о деревне военных лет. Вернувшись с войны в родные края после тяжелого ранения, писатель своими глазами увидел, как жила и работала деревня. Именно в то лихолетье он утвердился в мысли, что без самоотверженного тыла не состоялась бы Великая Победа. Роман «Братья и сестры» - это гимн несокрушимому духу русского крестьянства, которое ради Державы идет на любые лишения - и выходит из всех испытаний, выпавших на его долю, нравственным победителем.

В центре внимания автора - летопись жизни одного северного колхоза, архангельской деревеньки Пекашино. Но если взглянуть шире - это книга о народной жизни, о трудовом подвиге русского крестьянства, совершенного им в военные и послевоенные годы… Роман «Братья и сестры» - суровый и правдивый рассказах о подвиге женщин, потерявших в годы войны своих мужей, сыновей и удержавших на своих женских плечах тыл фронта. Недоедая, теряя красоту в тридцать лет от изнуряющей работы, они не только выполняли всю мужскую работу - пахали, косили, валили лес - они спасли Россию, прикрыли собой семью, род, нацию. В «Братьях и сестрах» война оставила свои отметины на всем обиходе жизни, ломая обычный трудовой уклад, выдвигая в качестве «заглавных фигур» стариков, женщин и подростков. И повествование ведется от лица тех, кто выходит на рубежи жизни. Это Анфиса Петровна Минина, Степан Андреянович Ставров, Лукашин, приехавший из блокадного Ленинграда раненым, Настя Гаврилина, Варвара Иняхина, осиротевшая семья Пряслиных. Четырнадцатилетний Михаил Пряслин стал братом-отцом Петьки, Гришки, Федьки, Танюшки, Лизы, опорой матери, хозяином дома и кормильцем семьи с того самого дня, когда с согласия матери «стал по-отцовски резать и раздавать хлеб» примолкшим ребятам. Война проникла в жизнь, постоянно напоминая о себе летом 1942 г. сводками Информбюро, оживающими в книге в своей суровой реальности. Но пафос романа - в изображении активности народа, его сопротивления бедствиям войны, в поэтизации родной природы, чувстве восхищения героями, которого автор не скрывает. Людей ожидали тяжелые испытания военного времени. Спасая колхозное поле, погибнет Настя Гаврилина. Анна Пряслина, не помня себя в отчаянии, попытается унести в фартуке зерно с колхозного тока, и Анфиса Петровна спасет ее от суровой кары тех лет; удержит и Мишку, с детской нетерпеливостью осудившего мать, от необдуманных действий. Но не смягчится, не отойдет сердце Михаила, до времени пораженное горем и ожесточенное в испытаниях. Обыкновенные люди северной деревни Пекашино проходят перед нами как участники народного патриотического движения, противостоящие жестоким условиям. Первая книга приобретает в содержании романа значение пролога к последующим событиям. Историческая коллизия, как показано во второй книге - «Две зимы и три лета», - разрешилась трагически для каждой семьи и всей деревни. Анфиса Петровна замечает: «Раньше, еще полгода назад, все было просто. Война. Вся деревня сбита в один кулак. А теперь кулак расползается. Каждый палец кричит: жить хочу! По-своему, на особицу».

В романе показана жизнь деревни в разгар Великой Отечественной войны. Повествование завершается 1943 годом, когда еще рано было говорить о победе. Книга Абрамова рассказывает современному читателю правду о том нелегком времени. Борясь с лишениями военной поры, все мечтают, что после войны начнется новая, особенная, замечательная жизнь. Без этой мечты народ не смог бы выстоять и победить. Общая беда, общая борьба и общая месть сделали людей братьями и сестрами. На первый взгляд простое название романа несет в себе несколько смысловых пластов. «Братьями и сестрами» назвал граждан страны И. В. Сталин в обращении к ним по поводу нападения Германии. Сталин воспринимался в то время как полубог, его слова прозвучали как особо доверительные, запали людям в душу. Есть и еще одни смысл в этом названии - буквальный: братья и сестры - это семья Пряслиных, четыре брата (Михаил, Петр, Григорий и Федор) и две сестры (Лиза и Таня). А кроме того, все люди в Пекашине друг другу приходятся ближней и дальней родней, и значит, еще один смысл есть у названия романа: «Братья и сестры» - это история деревни Пекашино. Подробно показано течение повседневности, летопись бытия деревни. Обычной чередой накатываются дни. Жизнь крестьянина построена в соответствии с календарем сельскохозяйственных работ. Но в годы войны, когда мужчины на фронте, эти работы становятся воистину героическими, недаром их в те годы называли «вторым фронтом».

Вести с фронта тревожные - летом 1942 года фашисты начали опаснейшее наступление и к началу сентября вплотную подошли к Волге. В правлении колхоза в Пекашино висит географическая карта, показывающая, как «черные клинья все глубже врезались в тело страны». И Абрамов показывает тяжкий повседневный труд людей в деревне как подвиг, и в первую очередь - подвиг женщин, на плечи которых легла вся мужская работа на «трудовом фронте». «Сколько человек в Пекашине на войну взяли? - говорит в конце романа секретарь райкома Новожилов. - Человек шестьдесят. А поля засеяно? Сеноуборка к концу? Да ведь это понимаешь что? Ну как если бы бабы заново шестьдесят мужиков родили…». И вот в таких условиях, без мужчин, в наполовину опустевшем колхозе, кипит работа.

Герой Ф. Абрамова не может без внутреннего сострадания и боли видеть, как разваливается совхозное хозяйство из-за нерадивости руководства и прежде всего директора Таборского - антипода Михаила. Гибнут пашни, зарастают кустарником когда-то с таким трудом отвоеванные у леса пекашинцами. Такой уж характер Михаила. Не может спокойно смотреть он на формальное отношение людей к работе. Вот он видит, как губит скудную северную почву и весь будущий урожай глубокой вспашкой тракторист Виктор Нетесов. Кипятится, вмешивается… и оказывается в дураках. Его обвиняют в дезорганизации совхозного производства. Герой Абрамова не просто страдает, он, как умеет, ведет бой с Таборским. И когда Михаил узнал, что того сняли с должности директора совхоза, испытывает настоящую радость, даже праздничную рубаху надевает. Действительно, Михаил всю жизнь будет страдать за общественное дело, переживать, потому что в нем слишком развито чувство ответственности за все вокруг, потому что его совесть не позволяет быть другим.

За каждой строкой романа чувствуется любовь автора к своему родному краю, к людям пинежской деревни. Писатель хочет показать внутреннюю красоту людей, их духовность, скрытую за внешней суровостью и неброскостью. Пекашино впервые предстает перед читателем, как бы в замедленной съемке Абрамов привлекает наше внимание к тому, что и дома, как и люди, не однообразны, а таят в себе явственный отпечаток личности своих обитателей. Дома отражают неяркую красоту северной природы, ее величие и широту. Показав величавый северный пейзаж, автор открывает иные просторы - просторы народной души. Свобода и необходимость, долг и совесть, патриотическое чувство - все эти понятия обретают реальнейшее выражение в самом бытии героев Ф. Абрамова. Публицистичность свойственна самой природе дарования Ф. Абрамова, его темпераменту исследователя, который непременно ищет смысл явлений и фактов действительности, отстаивая свои социально-эстетические идеалы. «Важная задача искусства - просвещение. Высшая цель его - правда и человечность… увеличение добра на земле. И красоты».

Пафос романа определяет мысль об единении народа перед общей бедой, о его способности к взаимопомощи, самоотречению и самопожертвованию.

Действие романа происходит весной-осенью года, когда в результате тяжёлых поражений Красная армия продолжала отступать, оставляя хлебородные районы страны. Тяжкий труд по снабжению армии и тыла хлебом ложится на плечи женщин, стариков и подростков в сёлах отдалённых от фронта районов. Роман разворачивается на русском Севере, в верховьях реки Пинега , в старинном, наполовину старообрядческом селе Пекашино. Среди бескрайних лесов на скудных почвах оставшиеся жители села, отдавшего на фронт шесть десятков мужчин, в полуголодное время трудятся, чтобы вырастить больший урожай для фронта и тыла, выжить самим.

На собрании в бывшей церкви, ныне используемой как клуб, колхозники стихийно, под нечаянным воздействием районного уполномоченного по урожаю, раненного фронтовика Лукашина, снимают с должности председателя колхоза и назначают нового, бывшего бригадира Анфису Петровну Митину. Новый председатель сталкивается с нехваткой рабочих рук, продуктов для крестьян , кормов. Против нее настроен один из бригадиров, Фёдор Капитонович, сумевший втереться в доверие районному начальству. Однако, воодушевлённая доверием крестьян, Анфиса включается в работу.

В романе последовательно описываются этапы и тяготы крестьянского труда и быта в военное время. Похоронка приходит в семью стариков Степана Андеяновича и Макаровны, и старая мать умирает, не в силах вынести смерть сына. Степан Андреянович, много лет собиравший добро в надежде на возвращение к личному хозяйству его сына-комиссара , теперь отдаёт сделанные своими руками вещи для фронта. Получает похоронку Анна Пряслина, мать шестерых детей. Она не может выполнить умноженные войной ежедневные нормы колхозной работы и решается набрать для голодных детей мешочек собранных колосьев. Председатель колхоза застаёт её на горячем, но решает утаить поступок Анны, за который той грозит 10 лет заключения. Анне в её семейных тяготах помогает старший, 14-летний сын Мишка, который своим трудом и умелостью на колхозных работах заслуживает уважение старших. Во время лесного пожара, угрожающего урожаю, Мишка бросается помочь птице, которая не может спасти находящихся в гнезде птенцов; однако помощь нужна уже самому Мишке, и бросившаяся ему на помощь 19-летний комсорг Настя, почти полностью обгорает.

Председателя колхоза Анфису Митину, несмотря на противодействие коррумпированного партийного функционера, принимают кандидатом в партию. Анфиса и Лукашин охвачены взаимным чувством, но сдерживают себя, помня о военном времени и долге. Лукашин, мучимый виной за то, что почти поддался ласкам деревенской красавицы Варвары, и сознанием своего фактического безделия среди тяжело работающих людей, он стремится поскорее вернуться на фронт.

История написания

Уцелев после тяжелого ранения под Ленинградом , после госпиталя, летом года во время отпуска по ранению 22-летний Фёдор Абрамов оказался в родном краю и запомнил на всю жизнь борьбу крестьян за урожай. Фёдор Абрамов начал писать первые главы романа будучи преподавателем филологического факультета Ленинградского университета , в летние каникулы года на хуторе Дорище Новгородской области , и писал шесть лет. В течение двух лет роман не принимали к публикации, писателю отказали журналы «Октябрь» и «Новый мир» . В году роман «Братья и сестры» был опубликован в журнале «Нева» и сразу был встречен критикой доброжелательно: за - годы появилось более тридцати рецензий в газетах и журналах. В 1959 году роман вышел отдельной книгой в Лениздате, в 1960 - в «Роман-газете» , в был впервые переведён и издан в Чехословакии .

Примечания

Литература

Ссылки

  • Изображение деревни в романе Ф. А. Абрамова «Братья и сестры»
  • Судьба человека в романе Ф. А. Абрамова «Братья и сестры»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Братья и сестры (роман Абрамова)" в других словарях:

    - «Братья и сёстры» дебютный роман русского писателя Фёдора Абрамова, первая часть трилогии «Пряслины», за которую писатель был награждён Государственной премией СССР. Содержание 1 Сюжет 2 История написания 3 Примечания … Википедия

    - «Братья и сёстры» дебютный роман русского писателя Фёдора Абрамова, первая часть трилогии «Пряслины», за которую писатель был награждён Государственной премией СССР. Содержание 1 Сюжет 2 История написания 3 Примечания … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Абрамов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Абрамов, Фёдор. Фёдор Абрамов Дата рождения: 29 февраля 1920 … Википедия

    Фёдор Александрович Абрамов Дата рождения: 29 февраля 1920(19200229) Место рождения: деревня Веркола Архангельской области Дата смерти: 14 мая 1983 Место смерти … Википедия

    Фёдор Александрович Абрамов Дата рождения: 29 февраля 1920(19200229) Место рождения: деревня Веркола Архангельской области Дата смерти: 14 мая 1983 Место смерти … Википедия

    Фёдор Александрович Абрамов Дата рождения: 29 февраля 1920(19200229) Место рождения: деревня Веркола Архангельской области Дата смерти: 14 мая 1983 Место смерти … Википедия

    Фёдор Александрович Абрамов Дата рождения: 29 февраля 1920(19200229) Место рождения: деревня Веркола Архангельской области Дата смерти: 14 мая 1983 Место смерти … Википедия