Международные балетные конкурсы. Тринадцатый международный конкурс артистов балета и хореографов прошел в большом театре Жюри в разные годы

Тот, кто видел просмотры первого тура, в меру собственной взыскательности может расшифровать гриф в заголовке и как “удовлетворительно”, и как “удручающе”. Справедливой будет любая оценка общего уровня проходящего балетного смотра. Твердую четверку не позволяет поставить довольно значительное число конкурсантов без яркой индивидуальности и с элементарными пробелами школы.

Вожделенный GRAN PRIX опять вряд ли найдет хозяина. Если, конечно, не случится чуда, и кто-то, преодолев дебютное волнение, сможет покорить жюри блестящей техникой танца, артистизмом и… привлекательным обликом (с этим тоже проблемы). Пока никто даже близко не приблизился к четырем обладателям главного приза – Иреку Мухамедову, Андрею Баталову, Денису Матвиенко и первой гран-даме . Уже при их первом появлении на сцене у зрителей перехватывало дыхание. Было непонятно, как, например, в этой хрупкой девочке-пичужке Наде из Перми появился настоящий балеринский шик? Откуда взялась культура ее поразившего всех огромного шага в “ “, который позже другие балерины трансформировали из академического экарте в залихватское раздирание ног?

Если на втором конкурсе успех воспитанницы провинциальной балетной школы казался случайным исключением, то сегодня на карте смотра – вся география страны: Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Уфа, Якутск и Москва с С.-Петербургом. Не все участники пройдут до финала, но сам приезд посланцев отдаленных регионов – зримое свидетельство небывалой популярности в России искусства балета.

Такое происходит по всему миру, что подтверждают участники более двадцати стран, включая тех, где балет не был приоритетом национальной культуры. Потому откровением конкурса можно назвать довольно интересных представителей Албании, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Сильные и многочисленные десанты участников прибыли из Бразилии и Китая, Японии и Южной Кореи.

Правда, появление новых многочисленных балетных школ породило проблемы с качественным обучением. Во-первых, не везде педагоги обладают должным уровнем подготовки. Во-вторых, большинство школ-студий полностью или частично существуют на частные средства, и тогда условия ставят ученики. Захотели дети танцевать Эсмеральду, Китри или Базиля с Актеоном – педагог соглашается, а мама платит. Оторопь берет, наблюдая на конкурсе явное несоответствие избранных вариаций с физическими данными исполнителя и степенью его владения техникой.

Впрочем, с техникой-то особо никто не церемонится, свобода замены поразительная. И когда видишь три подряд вариации Сванильды из “Коппелии” в постановке А. Горского, но абсолютно разные по хореографии, то понимаешь великую мудрость Medici.tv начать прямые трансляции конкурса только со второго тура. Иначе вконец можно запутать как зрителей, так и профессионалов, а, главное, невольно сам станешь пропагандистом дурных образцов классического балета и плохого вкуса.

Довольно слабых, на “троечку”, участников на первом туре было немало и утром, когда выступали младшие (с 14 до 19 лет), и вечером, где соревновались старшие (от 19 до 27). Деление хотя и проходило по паспортным данным, но на сцене все смешалось. Неудачи не стоит списывать на естественное волнение, непривычно покатую сцену или покрытие пола: все находились в равных условиях. И лучше выступал тот, у кого не столько нервы крепче, сколько школа лучше. А с ней у многих проблемы.

Предполагается, что главная задача юных артистов младшей группы – показать корректное, “школьное” исполнение: чистоту движений, правильную форму, музыкальность, вкупе с которыми может проявляться чувство стиля и артистизм. Зачастую преобладало другое – неотработанные стопы, задранные плечи, “грязь” в мелкой партерной технике, не говоря уже о сорванных пируэтах и прыжках без полета.

У старшей группы заметна другая беда. Недостатки школьной базы многие артисты старались преодолеть эффектными трюками, среди которых – немыслимые револьтады-перевертыши в бесчисленных “Пламенях Парижа”, явный расчет на внешнее впечатление, чрезмерная экзальтация каждого движения. Особенно выделялись азиаты, которые бескомпромиссно, в духе восточных единоборств вступали в стихию классического балета. В итоге на сцене хотелось видеть красоту и одухотворенность, а вместо этого прошла целая вереница похожих друг на друга корявых невысоких болванчиков – вертунов и прыгунов. Словно они не балетные танцовщики, а циркачи на арене. Правда, в цирке всё делают чище, прыгают выше и вертятся быстрее.

Результат закономерен: из 127 участников во второй тур прошло меньше половины, и лишь. 62 артиста продолжат борьбу за медали.

Ежегодно в мире проводятся престижные балетные соревнования, хореографические конкурсы и профессиональные смотры. И одним из самых значимых по праву считается конкурс артистов балета и хореографов, проводимый в Москве в 13-й раз. 11 июня состоится Открытие международного конкурса, а чтобы увидеть торжественный концерт, заказывайте билеты на Конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте по привлекательным ценам. В 2017-м году турнир подходит под эгидой «Год Русского балета и 200-летия Мариуса Петипа».

За долгие годы конкурс приобрел серьезный авторитет и незыблемую творческую репутацию. Он стал частью мирового балета, событием, на котором открываются новые имена, блистают перспективные артисты и демонстрируют свои таланты будущие звезды. Без долгих раздумий можно сказать, что всех участников этого события ждет блестящая карьера и покорение творческих вершин. Более 200 участников из 15 стран уже готовы к напряженной борьбе.
С 1973 года постоянным членом жюри является Юрий Григорович. Он возглавляет жюри, а также является художественным руководителем конкурса.

Можно не сомневаться, что все 10 дней конкурса превратятся в праздник для поклонников хореографии и балетного искусства. Запоминающийся поединок начинающих танцоров будет ярким и полным неожиданных моментов. Впереди - 10 насыщенных дней, а начать их нужно с гала-концерта открытия. Заказать билеты на XIII Международный конкурс артистов балета и хореографов на нашем сайте можно прямо сейчас.

В Большом театре финишировал Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет». Смотр проходит раз в два года. Нынешний - уже третий по счёту. В творческом состязании участвуют студенты выпускных и предвыпускных курсов балетных училищ и вузов. На этот раз на новой сцене главного театра страны представили свои таланты 29 претендентов. Репортаж Ирины Разумовской.

Совсем недавно здесь в Большом театре проходила премьера фильма Валерия Тодоровского «Большой» про отношение и путь юных балетных артистов и педагогов. Премия «Русский балет» - это реальная история на эту тему. Сегодня лучшие из лучших приближаются совсем близко к своей мечте - танцевать в Большом.

Им по 17, 18 лет, студенты хореографических училищ приехали на конкурс со всей России: Казань, Новосибирск, Пермь, Башкирия, Бурятия... Большинство готовятся к выпускным экзаменам и постановкам. И грезят, конечно, об одном.

«Моя мечта - танцевать в самом лучшем театре, и танцевать очень хорошо, с душой, нести в зал, открываться всему залу!» - делится участница конкурса Анастасия Шеломенцева.

«Моя мечта стать хорошим танцовщиком. Чтобы была харизма внутри - самое главное», - убеждён участник конкурса Андрей Кириченко.

«Стать перспективным артистом балета - чтобы я мог приносить в искусство что-то большее», - признаётся участник конкурса Игорь Кочуров.

Главная награда - стажировка в Большом театре и золотые пуанты на пьедестале. Но справиться с волнением могут не все. У конкурса строгое и очень почётное жюри - встречают его продолжительными овациями. Юрий Григорович, Борис Эйфман, Николай Цискаридзе, руководители ведущих балетных трупп и театров страны.

«Безусловно, есть правила и шкала оценок, которые жюри должно будет выставить каждому исполнителю. Уже три года мы это используем. Подсчёт баллов происходит в режиме онлайн. После выступления каждых пяти участников у членов жюри собирают листы и ведется подсчёт», - рассказывает и.о. заведующего балетной труппой Государственного академического Мариинского театра, член жюри конкурса Юрий Фатеев.

Педагоги волнуются чуть ли не сильней, чем конкурсанты. Да, многие из молодых исполнителей пока промахиваются, оступаются, приземляясь в прыжке или в кружении. Но на то они и студенты. Кстати, за подготовку лауреатов всех степеней и Гран-при педагогам вручают денежные сертификаты.

«Этот конкурс их очень стимулируют - они должны приехать в Москву и показать свои способности, подготовку и защищать честь школы. Они приезжают в Москву на главную сцену страны, и это очень почётно и ответственно», - отмечает ректор Московской государственной академии хореографии, член жюри конкурса Марина Леонова.

После подсчёта баллов большинство лауреатов - по-прежнему из хореографических училищ двух столиц. Гран-при удостоен Денис Захаров из Московской академии. У студентов Вагановки Егора Геращенко и Элеоноры Севенард - первые места. А второе и третье места поделили молодые артисты балета из Москвы, Перми и Новосибирска.