Почему младенцы на средневековых картинах выглядят как кошмарные мужички и как они стали красивыми в эпоху ренессанса. Изложение: Древнерусская иконопись



1.Коллекционер Бахрушин

Расскажите, что вы коллекционируете или хотели бы коллекционировать. Аргументируйте. Кто были или стали бы первыми зрителями вашей коллекции?

Желание коллекционировать, в той или иной степени, является вполне естественным для любого человека. Оно было заложено еще в древности, когда люди занимались собиранием пропитания и предметов, которые бы могли помочь им в облагораживании своего жилища. Сейчас же коллекционирование, с психологической точки зрения, помогает человеку снизить личностную тревогу и чувство несовершенства нашего мира, также дает ощущение спокойствия и уверенности. Особенно коллекционирование присуще детям, многие из ныне взрослых людей в детстве коллекционировали что - то. Можно сказать, что, создавая коллекцию, некоторые тешат это «дитя» в своей душе.

Лично себя я не могу отнести к типу людей, которым нравится коллекционировать, мое отношение к вещам является сугубо практичным. Если бы мне и хотелось собрать большое количество определенных предметов, то только в целях использования всех их сразу. Поэтому собирание тех же монет для меня является странным процессом.

Но если уж я бы стал коллекционером, то (как безусловный сторонник информационных инноваций) бережно хранил бы самые удачные электронные сообщения от своих друзей и близких, ведь это мощное средство психологической поддержки и защиты от современных стрессов.

2. Айвазовский в Феодосии

Напишите подробное изложение. Опишите своё любимое произведение живописи, включив в рассказ несколько фактов биографии художника.

На меня огромное впечатление произвела картина Айвазовского "Девятый вал", написанная в 1850 году. Название её взято из народного поверья о том, что в общем ритме накатывающихся волн одна, девятая, заметно выделяется своей мощью и размерами среди других.

На картине изображено раннее утро после ночной бури. Первые лучи солнца освещают бушующий океан. Громадный "девятый вал" готов обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт. Я представляю себе, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как гибли моряки. Я думаю о том, как они с честью выдержали испытание, постоянно поддерживая друг друга.

Противостояние людей и стихии - вот тема картины. Есть смысл в борьбе, в воле человека к спасению, в его вере. И люди выживают, когда по всем законам им было суждено погибнуть!

Поражает необычайный реализм картины. Никто в то время в изображении морских стихий достичь такого не мог. В картине соединилось многое из виденного и испытанного самим художником. Особенно памятна была ему буря, которую он пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Шторм был столь сокрушителен, что судно сочли утонувшим. В газетах даже появилось сообщение о гибели молодого русского живописца, имя которого тогда уже было хорошо известно.

Эта картина нашла широкий отклик в момент ее появления и остается до наших дней одной из самых популярных в русской живописи.

3. Ландыш

Выскажите своё мнение по поводу существующих экологических проблем, включив в рассуждение комментарий к словам Ралфа Уолдо Эмерсона: «Природа – вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она всегда остаётся сама собой».

Природа бесконечна, в ней нет случайного и лишнего – все разумно и взаимосвязано. Именно поэтому она совершенна.

Но часть самой природы, венец ее эволюции – человек – стал серьезной угрозой ее совершенству.

Развитие мирового технического прогресса, увеличение численности населения и нерациональное использование природных ресурсов Земли привело к появлению серьезных глобальных проблем в экологии. Человек 21-го века стал угрозой самому себе.

Сегодня экологических проблем – огромное количество. Но одна из тех, к которым мы, жители Донбасса, не можем остаться равнодушными – это обмеление и загрязнение Азовского моря. Главная причина этой проблемы – увеличение отбора вод рек Кубань и Дон, впадающих в море. В результате, вода в море стала более соленая, что вредит рыбе, особенно осетровым, и водной растительности. Если в ближайшее десятилетие ничего не будет сделано, наш любимый Азов просто превратится в болото, и люди потеряют уникальное, такое полезное для укрепления здоровья природное явление.

4. Подвиг Миклухо-Маклая

Напишите подробное изложение.

Расскажите о великом учёном, который, как и Миклухо-Маклай, думал о будущем народа.

Величина научного открытия (и популярности его автора), безусловно, определяется его практическим значением для людей. Великий греческий математик и механик Архимед является автором многочисленных открытий и изобретений, овеянных легендами и полезных до сих пор. Именно принимая ванну ученый придумал, как определить объем предмета неправильной формы. С криком «Эврика!» он открыл основной закон гидростатики: объем тела равен объему вытесненной им жидкости. Он соорудил систему блоков, с помощью которых одним движением руки смог спустить на воду тяжеленный многопалубный корабль. Это изобретение позволило Архимеду заявить: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!»

Но современники ученого, жители Сиракуз, поминают его имя добром, потому что он помог им одолеть римских захватчиков. Он соорудил мощные метательные машины, краны, захватывающие корабли противника (так называемые «когти Архимеда»), собрал более семидесяти гладко отполированных щитов и, сфокусировав на них солнечные лучи, поджег флот врага.

Такова была чудесная сила одного человека, одного дарования, что современник ученого, историк Полибий, считал, что римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто-либо изъял из среды сиракузян одного старца.

5. Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский «любил всматриваться в лица, в фигуры, походку, жесты людей». Попробуйте и вы описать самого себя: лицо, фигуру, походку, жесты, мимику, характерные черты и т. д. Оформите свои наблюдения в виде портретной зарисовки.

Каждый человек окружен большим или меньшим количеством людей. Мы хорошо знаем и можем описать членов своей семьи, своих друзей и приятелей, многих знаменитостей. Но знаем ли мы себя, присматриваемся ли к собственным лицу, фигуре, походке, жестам?

Внимательно смотрюсь в зеркало… На меня пристально глядит стройная невысокая девушка с пушистыми темно-русыми волосами до плеч. Для друзей ее взгляд открыт и приветлив, на людей неприятных она часто смотрит хмурясь, исподлобья. Пусть небольшие, но внимательные … глаза – зеркало моей души – спрятаны от посторонних длинными ресницами.

Я, как и каждая современная девушка, стараюсь следить за собой, веду здоровый образ жизни, поэтому кожа у меня гладкая, светлая, на свежем воздухе на щеках появляется румянец.

В одежде я отдаю предпочтение молодежному стилю: джинсы, блузки и футболки светлых тонов, удобная спортивная обувь – вот скромная рамка к моему портрету. Я не люблю яркости, броскости ни в движениях, ни в поступках, ни в косметике. На мой взгляд, главное условие красоты – естественность.

6. Учиться говорить и писать

Напишите подробное изложение.

Согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва, что «язык человека – это его мировоззрение и его поведение»? Аргументируйте свой ответ, включив в него рассказ о самом ярком впечатлении этого учебного года.

Я с большим удовольствием познакомился со статьей выдающегося российского филолога Д.С. Лихачева, она мне очень понравилась. Я, безусловно, согласен с академиком Лихачевым в том, что именно язык и речь человека являются самым ярким отражением его мировоззрения и поведения.

Как говорит человек, так, следовательно, и думает. Поэтому самый верный способ узнать человека - прислушаться к тому, что и как он говорит. Тогда можно будет многое сказать и о его взглядах, и о характере, и о возможном поведении в различных ситуациях.

Поэтому за своей речью - устной или письменной - надо следить постоянно. Недаром есть такая поговорка: «Язык мой – враг мой». А он должен быть другом человека! Поэтому перед тем, как сказать, необходимо хорошо подумать и взвесить каждое слово.

Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало, показатель личных качеств говорящего. Недавно я лишний раз смогла в этом убедиться. Пусть и в связи с печальными событиями, но с большим удовольствием посмотрела интервью с одним из талантливейших поэтов современности – Евгением Евтушенко. Как красиво и интересно рассказывал этот человек о событиях своей жизни и жизни целого поколения, об интересных людях, с которыми свела его судьба. И в его рассказах для меня сложилась, проявилась неординарная личность поэта. Вот уж прав был Сократ, сказав: «Заговори, чтоб я тебя увидел»! В массе все люди кажутся похожими, достаточно стандартными, но стоит человеку заговорить, и глубоко раскрываются его личные, индивидуальные достоинства.

7. Подвиг Ивана Федорова

Напишите подробное изложение.

Аргументированно ответьте на вопрос: как вы понимаете выражение «книжная печатная культура» и почему «время – лучший судия»?

Книжная печатная культура (то есть современное книгопечатание) сегодня, в эпоху информационных технологий, претерпевает значительные изменения, трансформируя мышление и человека-творца и человека-читателя. Больше всего эти процессы связывают с концепцией клипового мышления. Некоторые исследователи утверждают, что современные молодые люди не любят и не хотят читать, предпочитая познавать мир не через текст, а посредством видеофильмов и видеоигр, им проще работать с гипертекстом из коротких фрагментов, чем с длинным линейным текстом. Такие ученые предсказывают, что книга будущего будет представлять собой словарь с короткими, ссылающимися друг на друга статьями. Будет ли так? Рассудит время – лучшее средство проверки на прочность любой инновации.

Но сегодня можно смело утверждать, что люди продолжают читать книги – тонкие и толстые, для детей и взрослых. Причем, несмотря на конкурентоспособное существование книг электронных, печатная книга и печатная пресса своих позиций не сдают. Пока еще многие читатели отдают предпочтение именно печатному слову, самому процессу общения с книгой. Да и сами писатели считают, что текст, размещенный в Интернете, воспринимается как рукопись и не может конкурировать с опубликованным печатным изданием, обеспечивающим им настоящее признание и популярность.

8. Из истории возникновения книги

Напишите подробное изложение.

Порассуждайте над проблемой, поставленной автором в тексте: какой будет книга будущего? Какую книгу читали бы с удовольствием вы?

Книга существует уже очень давно, являясь древнейшим носителем информации. Первобытные люди передавали такую информацию посредством наскальных рисунков. Чуть позже перешли на бересту. Были и глиняные таблички, и папирусные свитки. Затем китайцы изобрели бумагу. Еще позже придумали буквы, стали переписывать книги вручную, пока не изобрели печатный станок. В результате мы имеем современную книгу - непериодическое издание, состоящее из бумажных листов, на которых типографским или рукописным способом нанесена текстовая и графическая информация.

Но мир не стоит на месте. Все мы являемся свидетелями огромного прорыва в сфере информационных технологий. Это касается и книг. Например, появились электронные книги. Это позволяет решить вопрос хранения больших объемов информации и отказаться от дорогостоящей бумаги. Думаю, что в скором времени книга, как таковая, полностью перейдет на электронные носители. Мне бы хотелось, чтобы при этом увеличилась ее информативность и наглядность. Очень интересно было бы почитать книгу о приключениях с «живыми», анимированными иллюстрациями.

Человек будет нуждаться в новой информации всегда. И какой будет книга будущего, не важно. Главное, чтобы ее читали!

9. Выбор жизненной цели

Напишите подробное изложение.

Как вы понимаете фразу «жизненно необходимая цель»? Сформулируйте свою главную жизненную задачу. Аргументируйте свой выбор.

Все мы к чему-то стремимся в своей жизни. Хотим кем-то стать, что-то иметь, где-то побывать. Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути.

Человек должен сознательно выбирать свою жизненную цель. От того, какую цель он выбирает, будет зависеть его самооценка. Ведь каждый оценивает себя по тем целям, которые он перед собой ставит. Только достойная цель позволяет человеку достойно прожить свою жизнь и получить настоящую радость. Важно при этом, чтоб наши цели не вредили нам: не портили наши отношения с близкими, не причиняли вреда окружающим.

Для меня «жизненно необходимой целью» на данный момент является получение заветной профессии. Я считаю, что это очень важный и ответственный шаг. Ведь любимая работа делает жизнь человека по-настоящему интересной, а неподходящая превращает ее в тяжкое бремя.

10. Лебедь-храм

Напишите подробное изложение.

Расскажите легенду или историю, связанную с известным храмом, включив в свой пересказ развёрнутое описание архитектурного сооружения.

Каждый православный храм, вроде бы созданный по определенным общим архитектурным канонам, неповторим и прекрасен по-своему.

На Красной площади в Москве еще в середине XVI века по приказу Ивана Грозного был воздвигнут собор Василия Блаженного. Его возводили русские зодчие Барма и Постник в ознаменование покорения Казанского ханства. По легенде, чтобы зодчие не смогли создать ничего лучшего, царь Иван IV по завершении строительства велел их ослепить.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Собор выстроен из кирпича. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная.

Не раз этот уникальный памятник русского зодчества мог быть безвозвратно потерян. Его минировали, но не смогли взорвать французы в 1812 году, Каганович в 30-е годы, расчищая Красную площадь для парадов, убрал с ее макета этот храм, но Сталин скомандовал: «Лазарь, поставь на место!»

И сегодня мы видим в первозданной красоте этот памятник Веры и Таланта человека, хочется надеяться, - навсегда.

11.Царь-колокол и царь-пушка

Напишите подробное изложение.

Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

Все по-разному относятся к музыке, но все видят ее важную роль в жизни и судьбе человека и человечества. Так, например, К.Бальмонт писал об этом так: "Вся жизнь мира окружена музыкой. Когда земля при своем создании была уже готова к жизни, жизни все – таки еще не было. Тогда вдруг ветер промчался над полем и над лесом. И в волнах возник плеск, а в лесных вершинах гул. Через это в мире возникла музыка, и мир стал живой".

И это правда. Нет на свете ничего живее музыки. А самым живым из всех инструментов мне кажется скрипка, особенно в руках мастера. В своей книге «Осуждение Паганини» Анатолий Виноградов многократно описывал впечатление, которое производила на зрителей игра гения. Еще мальчиком он извлекал из огромного для его роста инструмента звуки, перекрывающие и хор, и оркестр. Казалось, что запела не одна, а десять скрипок. Даже священник, всегда обращенный к богу, почувствовал трепетное волнение в крови и всю прелесть греховной жизни.

12. Удивительная женщина

Напишите подробное изложение.

Каких людей, по вашему мнению, можно считать добрыми людьми? Встречались ли на вашем жизненном пути такие люди? Дополните изложение кратким рассказом о них.

"Доброта - это то, что может услышать глухой, и увидеть слепой, " - говорил Марк Твен. Что же такое доброта и кто такие добрые люди?

Говорят, что светлый человек лучше всего виден в темноте. И в наше нелегкое время мы наблюдаем примеры настоящей доброты. Люди с большим сердцем делятся последним куском хлеба и кровом с оставшимися без жилья, сдают кровь, чтобы помочь раненым, организуют волонтерские центры для помощи переселенцам.

А если «перейти на личности», то хотелось бы упомянуть человека, который не оставил меня, равнодушным. Я думаю, образчиком по-настоящему доброго человека для моих современников может служить врач-реаниматолог, основатель фонда «Справедливая помощь», Елизавета Глинка. Это она в течение многих лет оказывала паллиативную помощь, кормила и одевала бездомных, давала им приют; это она под пулями вывозила больных и раненых детей из Донбасса в лучшие больницы Москвы и Санкт-Петербурга; это она организовала для детей с ампутированными конечностями приют, где они проходят реабилитацию после больницы.

Хотелось бы, чтобы истинно добрых людей было побольше. Ведь доброта – основа взаимоотношений между людьми. На ней стоит мир. Стоял и будет стоять.

13. Что объединяет людей

Напишите подробное изложение.

На мой взгляд, в мире нет ничего невозможного. Всем людям подвластны любые преграды. Если каждый человек начнет с себя, это будет его вклад в процесс изменения всего человечества. Только надо заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием срочно, не откладывать этого дела «в долгий ящик». И начать можно с приобщения к добру.

У добра много лиц: кто-то покормил птиц зимой, собрал игрушки и книги для детей в детский дом. Улыбнуться прохожему, сказать доброе слово – и это тоже доброта. Теплое участие может заменить подарок в праздник, помочь больному быстрее выздороветь, поднять настроение в грустный момент.

Мне особенно приятно окружать заботой мою бабушку, которая подарила мне столько тепла и добра в жизни! Она же научила им делиться, не жалея запасов души для людей.

14. От папируса до современной книги

Напишите подробное изложение.

Расскажите о книге, которую бы вы читали с удовольствием. О чём и о ком она должна быть?

Есть большое количество книг, которые являются актуальными на протяжении многих столетий. Их читали ваши предки, их будут читать ваши дети и правнуки.

В чем же феномен «нестареющих книг», их "вечной молодости"? По моему скромному мнению, причина в философских проблемах, которые они затрагивают.

Герои почти всех трагедий Шекспира бьются над решением вопросов, до сих пор волнующих каждого. Бороться ли со всемирным злом или смириться с ним – «быть или не быть» − дилемма, терзавшая не только принца Гамлета, но и многие последующие поколения. На какие поступки можно пойти ради своей любви, не устраивающей окружающих, − проблема не только Ромео и Джульетты, но и тысяч других юных влюбленных.

Роман И.C Тургенева "Отцы и дети" поднимает вопрос взаимоотношения двух поколений, их вечного конфликта. И каким образом такая книга может устареть?!

Старик Сантьяго, герой знаменитой повести Эрнеста Хемингуэя, не только со своими современниками, но и со всеми поколениями читателей делится важным жизненным принципом: «Человек рожден не для того, чтобы терпеть поражения».

Вот так же неподвластны времени и поражениям настоящие литературные шедевры!

15. Виды памяти

Напишите подробное изложение.

Проведите самоанализ и расскажите, какие виды памяти преобладают у вас. Почему вы сделали такой вывод? Аргументируйте.

Многие люди недооценивают важность памяти для саморазвития и рассуждают так: «Зачем тренировать память, если главное — не количество запоминаемого материала, а его качество». Это так, однако исследования доказывают, что, развивая память, мы развиваем и свои способности, особенно творческие.

Мне кажется, что особенно важно развивать различные по времени виды памяти.

Мгновенная память развита почти у всех. Это скорее образ, который мы получаем от столкновения с каким-либо событием. Длительность мгновенной памяти — от 0,1 до 0,5 секунды.

Хорошо, когда у человека развита оперативная память. Ее длительность — до 20 секунд. У нее имеется такое важное свойство, как объем. Вот над увеличением объема оперативной памяти мне надо поработать. У большинства людей он варьируется от 5 до 9 единиц информации. Вероятно, у Шерлока Холмса объем кратковременной памяти был больше десяти.

Еще мне, как и любому человеку, постоянно нужно развивать долгосрочную память,

позволяющую хранить информацию в течение неограниченного срока. Чем больше ты повторяешь важную информацию, тем сильнее она впечатывается. Для этого нужно развитое мышление и усилия воли, но именно эта память обеспечивает нас знаниями.

16. Функции русского языка

Напишите подробное изложение.

Вспомните о двух функциях языка, которые М. Панов считал основными (язык – средство общения и средство мысли) и напишите поэтическую или прозаическую оду русскому языку или слову.

Для меня русский язык – это не набор определенных лексических конструкций, благодаря которым люди могут передавать друг другу информацию, а палитра для ярких, живых чувств и ощущений. Когда я говорю на русском языке, используя всю широту его лексики, то раскрываю душу, показываю свой характер в полной мере.

На этом языке творили Пушкин, Толстой, Достоевский, Тютчев, Лермонтов, которых признают и которыми восхищаются не только на родине, но и далеко за ее пределами. Ведь именно русская литература считается одним из величайших культурных достояний мира, потому что она способна и согреть сердце, и пронзить его острым копьем протеста, захватить страстью и заставить холодеть от ужаса. А главное, она смогла отразить загадочную русскую душу, которую не удавалось понять никому, потому что люди другой нации никогда не смогут поверить в то, что русский человек, пренебрегая законами самосохранения, материальным благам предпочтет духовные.

Только великому народу мог быть дан такой великий язык. Вот поэтому мы – русскоязычное великое и сильное государство. Каждое слово передает сильнейший дух нашего народа, и чем богаче язык, тем сильнее духом нация, тем сильнее ее культурное и историческое достояние.

17. Многоликий Куприн

Напишите подробное изложение.

Порассуждайте над вопросами: Какие книги не стареют? О ком и о чём они? Расскажите об одной из таких книг.

У каждого человека свои предпочтения, особенно в произведениях искусства. Я думаю, нет людей, не читающих книги,− читает каждый. И каждый выбирает то, что ему ближе, по душе: исторические романы, философские эссе, детективы. Но есть книги универсальные, неподвластные времени и личным склонностям, не оставляющие равнодушными никого – вечные книги. Такие книги заставляют задуматься о человеке вообще и о себе самом, о смысле человеческой жизни, о счастье и путях его достижения. Об этом писали Шекспир и Пушкин, Достоевский и Бальзак, Шолохов и Ремарк.

Книга, которая меня восхитила, – рассказ Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Я так понимаю, что не только меня, раз она принесла своему автору Нобелевскую премию. В центре повествования − вынужденный поединок человека с миром природы, частью которой он и сам является. И человек с честью выходит из этого испытания, потому что человека, по мнению автора, можно даже уничтожить, но победить – нельзя! Эта книга учит нас быть мудрыми и, понимая, что на свете ничто не дается легко, никогда не сдаваться.

18. «Боярыня Морозова»

Напишите подробное изложение.

Если бы вы были художником, задумавшим историческую картину, то о чём и о ком бы она была? Аргументируйте свой выбор.

История любого государства и всего человечества складывается из массовых эпохальных событий и судеб отдельных людей. И мне кажется, что зрителю проще понять крупное историческое событие, увидев его глазами рядового участника. Поэтому в центре моей картины были судьбы и образы простых людей.

Если бы я создал, подобно Илье Глазунову, цикл «На поле Куликовом», то центральными персонажами сделал бы не русских князей, и даже не их дружинников, а простых крестьян-ратников, бросивших недопаханные поля, чтобы защитить родную землю от врагов.

Если писал бы Бородинское сражение, то центральным персонажем сделал вот того «дядю» из стихотворения М.Ю. Лермонтова, который под командованием бравого полковника поклялся «умереть под Москвой» ради защиты отечества.

Героями картин о Великой Отечественной войне я бы сделал обычного солдата, медсестру, партизана, штрафбатника, ведь смерть за родину делает равными и равно достойными всех!

А еще я мог бы написать картину о сегодняшнем будничном дне моей Республики, люди которой стоят на защите ее рубежей, работают, учатся, отстаивая свою независимость и личное человеческое достоинство.

19. Чайковский и природа

Напишите подробное изложение.

Почему, по вашему мнению, слуга П.И. Чайковского назвал процесс сочинения музыки «святым делом»? Расскажите о том, какое влияние оказывает музыка на вас.

Святое дело… Так высоко говорят о деле чрезвычайно благородном, важном. О том, что почитается и высоко ценится людьми. Написание музыки относится именно к таким делам. Почему? Потому, наверное, что музыка оказывает на человека огромное влияние. Она может мобилизовать людей на совершенно непосильную работу, поднять моральный дух, взбодрить и развеселить, придает уверенности в себе. С другой стороны, она помогает расслабиться, успокаивает, даже заставляет грустить.

Музыка бывает самая разнообразная и, какую именно слушать, человек выбирает, опираясь на свои личные предпочтения. Я не поклонница, но человек, старающийся приобщиться к классической музыке. А это не так-то просто.

Такая музыка нужна всегда. Она приносит нам мечту, зовет в ту страну, где никакие проблемы и мелочи не смогут охладить любви, где никто не отнимет нашего счастья.


Я не поклонник, но человек, старающийся приобщиться к классической музыке. А это не так-то просто. Никто не станет слушать классическую музыку, перебрасываясь последними новостями на перемене или проталкиваясь к прилавку в буфете. Не надеваем же мы вечернее платье, когда идем выбрасывать мусор, не готовим каждое утро на завтрак торт со взбитыми сливками. Серьезная музыка – это «деликатес» из праздничного меню, это «бриллианты» из фамильных драгоценностей. И время серьезной музыки, я думаю, приходит к каждому человеку, как и время больших решений, большой любви. Такая музыка нужна всегда, а в наше (чересчур рационалистическое) время тем более. Она приносит нам мечту, зовет в ту страну, где никакие проблемы и мелочи не смогут охладить любви, где никто не отнимет нашего счастья.








ИСКЛЮЧЕНИЕ При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо: выделить главное (существенное) и детали (подробности); убрать детали; пропустить предложения, содержащие второстепенные факты; пропустить предложения с описаниями и рассуждениями; объединить существенное; составить новый текст. ГИА-9


УПРОЩЕНИЕ При УПРОЩЕНИИ необходимо: заменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением; объединить два или три предложения в одно; разбить сложное предложение на сокращённые простые; перевести прямую речь в косвенную. ГИА-9


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ 1 АБЗАЦА Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?




2 абзац Дело в том, что средневековый художник старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме.




Цели:

  • Учить видеть структуру текста, работать над выделением главной и второстепенной информации.
  • Развивать умение сжимать текст разными способами.
  • Учить составлять связный пересказ, не искажающий содержание и не нарушающий логики исходного текста.

Оборудование урока:

  • Распечатки текста изложения у каждого ученика (Приложение 1)
  • Презентация (Приложение 2)

Ход урока

I. Предварительный этап.

  1. Прочитайте текст.
  2. Определите его тему и идею (слайд 3)
  3. Что такое «микротема»? (слайд 4) Сколько микротем в данном тексте?
  4. Ваша задача – сжать исходный текст. Какие способы сжатия вам известны? (слайд 5)
  5. Расскажите о них. (Обобщение, исключение; упрощение) (слайды 6, 7,8)

II. Работа над сжатием исходного текста. (по микротемам)

  1. Попробуйте сформулировать микротему 1 абзаца (современный зритель может усмотреть недостаток в единообразии средневековых иконописных изображений)
  2. Подчеркните в первом абзаце самую важную информацию, без которой нельзя обойтись.

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие . Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты , но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?

Какую информацию можно обобщить ? (Второе предложение)

Что можно исключить совсем, а что следует упростить и оставить?

  • Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур . Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты?

Запишите получившийся вариант текста (слайд 10):

Современный зритель, глядя на средневековые иконы, обращает внимание на единообразие иконописных изображений и может подумать, что автору не хватало таланта.

  1. Выделите важную информацию во втором абзаце. Каким способом сжатия вы воспользуетесь в данном фрагменте текста? (исключение )

(слайд 11):

Дело в том, что средневековый художник старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме.

  1. Сформулируйте микротему 3 абзаца (Так появились иконописные каноны, для сохранения которых церковь создала специальные пособия по иконописи)
  2. Упростите первое предложение абзаца и запишите полученный вариант.
  3. Что можно исключить без потери смысла? (слайд 12):
    Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под руководством церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых.
  4. Сформулируйте 4 микротему. (Настоящий мастер, зная каноны, не нуждался в помощи пособий по иконописи)
  5. Сожмите текст этого абзаца. Каким приемом вы воспользуетесь? (исключение , возможно с упрощением ) (слайд 13):
    Такие образцы со временем становились каноническими. А чтобы художники не ошибались, под началом церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В них подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых.
  6. Самостоятельная работа по выделению важной информации последнего абзаца и сжатию текста.
  7. Проверка (слайд 14):

Следование традиции не делало работы мастеров бездушными и шаблонными. Художественные шедевры иконописцев до сих пор поражают нас своей духовной глубиной. Они говорят с нами через века, зовут в мир высших ценностей.

Ижевский государственный технический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

Выполнил: студентгр. ВВ – 11

факультета МиМ

КорепановА. А.

Проверил: СорокинаМ. В.

Введение……………………………………………………….. 3

1. История возникновения искусства иконописи …………... 4

2. Икона – живой художественныйорганизм ………………. 5

3. Искусство иконописи ……………………………………… 8

4. Вековое развитие иконописи ……………………………… 11

Заключение……………………………………………………. 14

Списокиспользуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Древнерусскаяиконопись - выдающееся явление мирового искусства, часть

драгоценнейшего наследиянашей национальной культуры, одно из ярчайших сви-

детельств духовного ихудожественного гения России.

Начиная с Xвека – времени принятия Русью христианства в качестве государ-

ственной религии – тысячихрамов столетие за столетием украшались драгоцен-

ными мозаиками, стеннымиросписями и иконами с изображениями религиозных

сюжетов на темы истории жизниХриста, Богоматери, апостолов и многочислен-

ных последователейхристианского учения – проповедников, аскетов – монахов и

мучеников за веру. Древнейшиецентры искусства – Киев, Владимир, Новгород,

Псков, Тверь, Москва –оставили нам бесконечное разнообразие местных памят-

ников живописи XI–XVвеков, главным образом икон, порой весьма различных

по стилю, но всегда единыхкак по содержанию, так и по своим идейным основам.

Это внутреннее их единствопостепенно, параллельно с объединением Русского

государства под эгидойМосквы, привело в XVI–XVII веках к сложению целостно-

го национальногохудожественного канона, воплотившегося в древнерусской ико-

не, канона, традиция которогов значительной степени продолжала сохраняться и

позднее – в XVIII–XIXвеках, став с начала ХХ столетия объектом многочислен-

ных исследований,предпринятых историками культуры Древней Руси. Именно в

результате их общих усилийнеобычайное художественное богатство образной си-

стемы иконы, её эстетическаяценность и изначально заложенный в ней общечело-

веческий идеал красоты ивысокого гуманизма стали достоянием современности.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯИСКУССТВА ИКОНОПИСИ


Искусство древнерусской иконописи восходит к культурнойтрадиции Ви-

зантии, к той традиции, гдена протяжении столетий (в основном приблизительно

с V по Х века)гармонично сплавились художественные достижения раннесредне-

векового Запада и Востока,эстетические ценности поздней античности (эллиниз-

ма) и малоазийскойнациональных культур (Египта, Сирии, Палестины), Закавка-

зья и сасанидского Ирана.

Впитав в себя итворчески переработав это богатейшее византийское насле-

дие, Русь органично вошла вевропейскую средневековую культуру, отбросив, од-

нако, - в силу личного духовного миро чувствия – всё чуждое её национальным

устремлениям: порой излишнюю репрезентативность имперского византинизма,

несколько холодноватую “отстранённость” образов византийского искусства, а

нередко и чисто внешнепонимаемую им «пренебесную» красоту «горнего» мира.

На смену всемуэтому приходит система собственных эстетических ценнос-

тей: большая свободаиконографического канона, большая теплота иконописных

образов и – что, быть может,важнее всего – гораздо большая обращённость ис-

кусства к «дольней» (иначе говоря – вполне земной) человеческой жизни, к

духовно свободнойчеловеческой личности.

2. ИКОНА –ЖИВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОРГАНИЗМ


Нигде и никогда икона не играла такой большой роли,как в России. Иконы

здесь издавна былинепременной принадлежностью каждого здания – и храмово-

го, и общественно –гражданского, и просто жилого дома.

Икона (от греческого «эйкон» - образ, изображение) совершенно не похожа

на обычную картину. В иконепередаётся отнюдь не то, что художник видит обыч-

но своими глазами, а то, что он усматривает в реальной действительности, так

сказать, «духовными очами», «внутренним» взором, - прежде всего глубинные

«первосущности» вещей,«первооснову» всего бытия – то, что в античной филосо-

фии называлось «эйдосами»,или «идеями», а средневековые христианские мысли-

тели именовали «первообразами», или «прототипами» всего вещественного ма-

териального мира, в том числеи каждого человеческого индивида. Иконопись по-

этому – сакрально –ритуальное искусство, призванное возводить «внутренний»

духовный взор каждого зрителя от образа к первообразу, от художественной реа-

льности изображения – например, вполне «земного», признанного «святым» ас-

кета – к запредельному (или,как говорили в древности, к «небесному») смыслу –

«прототипу» этого изображения. Отсюда в иконах преобладание иконографичес-

ких «типов», идеализирующаяусловность формообразующих элементов, необыч-

ность пространственно –временных связей, неизменность и своеобразная непре-

ложность строгого наборасамих композиций в виде более или менее постоянных

иконографических схем. Отсюдаже и сама столь часто непривычная для совре-

менного глаза система средствхудожественной выразительности: это и обострён-

ная графичность, линеарностьстиля, это и своего рода плоскостная «ковровость»

композиций со специфическимхарактером «вывернутой» перспективы, это и яв-

ная идеограмматичностьотдельных образов, это, наконец, и часто применяемый в

иконописи как бы «обратный» принцип художественной передачи в иконе свое-

го рода «сверхдвижения» (столь характерного для динамики духовной жизни,

особенно при создании гиперболизированных образов «святых») через некий

«сверхпокой», внешне выражаемый в подчёркнутой статичности фигур, в отсу-

тствии глубины пространства ив своеобразной неподвижности, как бы «застылос-

ти» всех форм духовно«преображенного» в плоскости иконы «тварного» мира.

Однако, несмотря навсю свою каноническую кодифицированность, икона

всегда остаётся живым художественным организмом, отражающим изменения ис-

торической жизни нации, все нюансы мирочувствия и мировосприятия художни-

ков той или иной эпохи и даже того или иного района. Почти в любом случае

можно указать на причастностьиконы к той или иной местной школе живописи –

новгородской, псковской,тверской, ростово – суздальской, московской – в зависи-

мости от того, к какимхудожественным центрам России тяготели мастера – ико-

нописцы; точно так же средиикон легко определить и памятники, созданные ху-

дожниками, принадлежащими ккругу наиболее прославленных иконописцев

Древней Руси – Феофана Грека,Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова.

Древнерусские иконыписались на дереве по меловому грунту темперой –

минеральными и растительнымикрасками на яичной эмульсии – и покрывались

затем для усиления цвета ипредохранения красочного слоя слоем тонкой прозра-

чной масляной плёнки –олифой. При написании фонов икон и нимбов вокруг го-

лов святых использовалисветлые золотисто -–жёлтые краски или же тончайшие

листки чистого золота,которые должны были символизировать духовное сверх-

пространство или «небо»запредельного божественного мира. При этом и в самом

написании иконы, и даже в еёестественных природных материалах древнерусс-

ким мастером неизменноусматривался внутренний мистический смысл, отражав-

шийся в актах специальногомолитвенного освящения и очищения всего творчес-

кого процесса - освящались икраски, и даже вода для их разведения.

Непременнымусловием творчества ставилась и необходимость личной ду-

ховной чистоты самогоиконописца, ибо только такой мастер, как считалось на

Руси, был способен передать виконе всю безмерность и красоту умозрительного

мира сакральных ценностей.

Таким образом, каксам художник, так и создаваемые им произведения явля-

лись носителями глубоконравственных идей и понятий, столетиями возвышав-

ших душу народа среди всехбед и разрух, войн и насилия, столь характерных для

эпохи средневековья.

3. ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ


Искусствоиконописи – особое искусство, чаще всего анонимное (мастера, как

правило, не подписывали своих имён на иконах), в которых в силу его традици-

онности и жёсткой канонизированностиличность художника могла раскрыться в

основном за счёт нюансировкии акцентирования или отдельных элементов обще-

принятой эстетическойсистемы, где был абсолютно недопустим произвольный

полёт фантазии иконописца.Индивидуализировать это искусство было чрезвычай-

но трудно, и тем не менее,как показало многовековое развитие древнерусской

живописи, истинному таланту,истинному художественному творчеству иконопи-

сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-

дуальности: как меткоподметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-

кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были

оселком, на котором ломалисьничтожества и заострялись настоящие дарования».

Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-

сительно небольшихотступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в

новом произведении – на ту жепривычную тему – совершенно новое звучание, а

порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к

зрителю неведомыми до тогогранями. Живое человеческое чувство всегда проби-

вается в древнерусской иконесквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-

писный сюжет неизбежно окрашенличным мироощущением художника, тем чут-

ким лиризмом души, чтоиздревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё

до всеобщего признаниядревней иконописи выдающимся достижением отечес-

твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-

нах: « В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная

сила… Необыкновенный лиризм,рождённый верховной трезвостью ума».

Хотя культовоеназначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-

ределённую печать условностии метафизической отвлеченности, она никогда не

была простой иллюстрациейрелигиозного учения. В произведениях талантливых

мастеров прошлого веканаходили отражение и реальный исторический процесс

бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,

весь рост его духовногопотенциала. Благодаря именно такой активной жизненной

позиции древнерусскимиконописцам удалось высказать и передать даже в кано-

нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,

свои национальныеэстетические и нравственные идеалы.

Вместе с тем иконопись отнюдь не становилась излишнеприземлённой, не

теряла присущей ейхудожественной возвышенности и своеобразной, почти кос-

мической надмирности. Если,по словам известного советского историка искусст-

ва М. В. Алпатова,христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-

са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-

дая икона понималась в своюочередь как подобие храма и модель освящённого

космоса, и хотя «современныйчеловек, как правило, не принимает средневековой

концепции духовного космоса»,но «и его не могут не пленять порождённые этим

воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-

жествующий над силамимрачного хаоса».

Иконопись вДревней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-

кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-

ные изображения отдельныхфигур Христа, Богоматери и различных святых, то в

церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из

жизни Христа (так называемыепраздничные иконы, или праздники); здесь же на-

ходилось и немало иконсвятых, чьи изображения сопровождались большим чис-

лом сцен их жития, содержащих множество занимательных подробностей и

дающих представление о тойили иной исторической эпохе и обычаях людей того

5. ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ


Параллельнос развитием и усложнением иконографической, собственно ком-

позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и

постоянное изменение образнойи стилистической систем в их непосредственном

художественном проявлении.

Так, иконы XII –XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-

нументальностью и внутреннимспокойствием образов, порой напоминающих нам

о классических статуарныхпринципах античного искусства.

В свою очередь бурнаяэпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-

циональных сил для отпорамонголо – татарским завоевателям, нашла своё отра-

жение в иконах необычайнодинамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.

Важную роль в появленииподобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-

лигиозно – философские спорыотносительно природы и сущности божественных

«энергий» как формыпроявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-

тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-

лось в восточно –христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-

тавителями группы аскетов –«исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-

ские черты явственнопросматриваются в творчестве одного из ведущих мастеров,

работавших в Древней Руси нарубеже XIV – XV веков, - прославленного Феофа-

на Грека.

Подобноеэкспрессивное направление в искусстве Древней Руси (особенно

ярко проявившееся вновгородских и псковских стенных росписях последней чет-

верти XIVвека, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),

естественно, не могло невызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-

вилось в стремлении к болееспокойной и более уравновешенной системе образов.

И вот на смену удивительнонапряжённой живописи исихазма приходит гармони-

чное искусство АндреяРублёва, его учеников и последователей – вплоть до зна-

менитого иконописца рубежа XV – XVI столетий Дионисия, автора прославлен-

ных стенных росписейФерапонтова монастыря.

Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом

древнерусской живописи.Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и

одухотворённой страницей вистории древнерусской культуры; творческие дости-

жения этой эпохи служат в дальнейшемнеизменным, хотя и более недосягаемым,

художественным эталоном длямастеров – иконописцев XVI столетия.

В XVI веке, насколько оскудевал духовно – нравственный смысл, духовная

глубина самой подосновытворчества и насколько средневековый символизм куль-

туры перерождался в болеерационалистический «аллегоризм», настолько же бле-

днел и язык художественныхсредств средневекового искусства. На всём протяже-

нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-

нием» всех сфер жизниобщества – в силу всё большего укрепления централизо-

ванной самодержавной власти– шаг за шагом складывается искусство совершен-

но иного типа, при внешнемсохранении всё той же средневековой эстетики, ис-

кусство, ассоциирующееся(хотя и с некоторой степенью условности) с понятием

«неоклассицизма» как чего –то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-

таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но

весьма внешним подражаниемклассическим образцам искусства прошлого. Для

иконописи эпохи ИванаГрозного всё более характерным становятся строгие, тем-

ные лики и такие же строгие,тёмные, глуховатые краски – древнерусская икона

переживает в это время периодопределённого кризиса, из которого она вновь вы-

ходит лишь с началаследующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно –

декоративной эстетике, сдругой – к всё более проникающим с Запада началам ре-

алистического искусства.

Иконы XVII века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-

сом художников к реальнымсторонам окружающей действительности, так и всё

более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-

рённости исполнительской манеры, присущей, например, мастерам царской Ору-

жейной палаты.

Эти же основныеэстетические принципы оставались почти неизменными и

в позднейшей иконописи XVIII– XIX веков, разумеется в том её русле, которое

оставалось исконнотрадиционным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Духовная и художественная значимость русскойиконописи общепризнанна,

и слава её давно перешагнула границы нашей страны.

Было бы неверносводить значение иконы лишь к функции историко – напо-

минательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность ука-

зывать на высший духовныйсмысл бытия – иконные образы в своей космологиче-

ской устремлённости как бывбирали в себя все иерархические уровни человечес-

кой истории и провозглашалипри том непреложный во все времена закон любви

человека к человеку – каквсеобщий закон человеческого существования.

Можно сказать, чтоактивно провозглашаемое понятие о светлых духовных

началах человечестваявляется основным внутренним смыслом древнерусской

иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь

именно поэтому столь,казалось бы, удалённое от нас по времени искусство ико-

нописи и ныне не оставляетравнодушным современного зрителя не только в Рос-

сии, но и далеко за еёпределами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия.Третье издание. – М.: изд. «Советская энци-

клопедия»,1972.

2. Брук Я. В. Живое наследие. – М.,1970.

3. Древнерусское искусство. – М.:1970.

4. Лазарев В. Н. Русскаясредневековая живопись. Статьи и исследования. – М.,

5. Малков Ю. Г. Русские иконы XII –XIX веков. – М.: изд. «Искусство», 1988.

Тренировочная работа №2 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ноябрь, 2009 Вариант №1 Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Русский язык. Вариант № 1 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Имя Отчество МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 3 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Часть 2 (1) – Машина-магазин приехала! (2) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую. (3) Мальчик почувствовал себя польщенным оттого, что именно он, а не кто-нибудь другой принес им эту новость, закричав на всю улицу. (4) Сначала женщины хватали все подряд, потом стали выбирать, потом возвращать отобранное, наконец отошли от машины. (5) Продавец хмурился: не видно было, что они вернутся хоть что-нибудь купить. (6) Зачем было ему тащиться сюда, в такую даль, по горам? (7) Женщины погалдели, потолкались возле автолавки, потом разошлись по домам, а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары, чтобы сесть за руль и уехать. (8) Вдруг он остановил сборы: продавец заметил мальчишку. (9) – Ну, чего купить хочешь, большой хозяин? (10) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил с серьезностью и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». (11) – А я думал, есть, – с притворным недоверием протянул продавец. (12) – Нет, дядя, – по-прежнему искренне и серьезно ответил мальчик. (13) – Ты чей будешь, старика Момуна? (14) Мальчик кивнул в ответ. (15) – Внуком ему доводишься? (16) – Да. (17) – А мать где? (18) – Не знаю. (19) – А отец, тоже не знаешь? (20) Мальчик молча кивнул головой. (21) – Да-а-а… ну, ладно, коли так, то держи! (22) Продавец достал горсть конфет. (23) Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели, наверное, больше года. (24) – Бери, брат, не задерживай, мне ехать пора. (25) Мальчик положил конфеты в карман и собрался было бежать за машиной, чтобы проводить автолавку на дорогу. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 4 (26) И тут как раз появился дед. (27) Старик Момун только на подходе заметил автолавку: он ездил на пасеку, откуда не было видно дома. (28) Вначале старик обратился к продавцу. (29) – Ассалам-алейкум, большой купец! – сказал он, щуря свои лукавые глаза. (30) – В благополучии ли прибыл твой караван, удачно ли идет твоя торговля? (31) – Караван в целости, только вот купец к вам, а вы женщинам наказываете держать копейку, как душу перед смертью. (32) Тут хоть завали товарами, не раскошелится никто. (33) – Не взыщи, дорогой, денег нет, вот продадим осенью мед... – начал Момун. (34) – Знаю я вас, жадных богачей. (35) Пасеку в сто ульев держишь – копейку отдать жмешься. (36) Купи шелковые одеяла женщинам. (37) – Ей-богу, нет на это денег, – оправдывался Момун. (38) Отказался он и от покупки швейной машинки, и от новых сапог, хотя старые были дырявыми. (39) – Ну, купи хотя бы портфель: мальчишке-то в школу пора, должно быть? (40) Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в ближайшем поселке, куда на лошади надо было добираться по горам два часа. (41) Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе. (42) Дед ушел в дом и через некоторое время молча вынес припрятанную пятерку. (43) Продавец лукаво подмигнул мальчику, вручил ему портфель. (44) – Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. (45) – Осилит, он у меня смышленый, – отозвался Момун, пересчитывая сдачу. (46) Потом глянул на внука, неловко держащего новенький портфель, прижал его к себе. (47) – Вот и добро: пойдешь осенью в школу, буду тебя сам возить, – негромко сказал он. (48) Твердая, увесистая ладонь деда мягко прикрыла голову мальчика. (49) И тот почувствовал, как вдруг сильно сдавило горло, и остро ощутил худобу деда, бедность его одежды и важность принятого дедом решения. (По Ч. Айтматову) A1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему старик Момун отказался купить у продавца автолавки шелковые одеяла, швейную машинку и сапоги?» 1) Его семья не нуждалась в подобных товарах. 2) Семья Момуна была бедной, денег не хватало даже на нужные товары. 3) Момун копил деньги на расходы, связанные с образованием внука. 4) У семьи Момуна уже были предметы, которые продавец автолавки предложил купить. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 A2 5 Почему старик Момун купил в автолавке внуку портфель? 1) Момуну стало стыдно, что продавец, специально приехавший к его семье, уедет назад без проданного товара. 2) Момун тревожился о том, что продавец автолавки в следующий раз не заглянет к его семье. 3) Момун принял решение о том, что его внук должен получить школьное образование. 4) Момун не смог отказать в просьбе любимого внука приобрести портфель. Русский язык. Вариант № 1 A6 A4 Как характеризует продавца автолавки информация, заключенная в предложениях 13 – 24? 1) Продавец автолавки − человек щедрый, своих покупателей он обычно угощает конфетами. 2) Продавец − человек расчетливый, он пытается задобрить внука в надежде на то, что его дед в ответ купит товар в автолавке. 3) Продавец − человек, не чуждый жалости: он готов угостить сироту редким в тех местах лакомством. 4) Продавец − человек жадный: даже конфету ребенку он даром не даст. Укажите, в каком значении употребляется в «держать» (предложение 35). 1) не отпускать от себя, заставлять быть при себе тексте слово 4) продавец благодушно называет так всех своих собеседников. Укажите предложение, в котором содержится гипербола. 1) Женщины кинулись искать припрятанную мелочь (крупных отродясь не было) и выскочили, обгоняя одна другую. 2) Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил серьезно и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 3) − Ассалам-алейкум, большой купец! − сказал он, щуря свои лукавые глаза. 4) − Теперь учись, а не осилишь грамоту, останешься с дедом навсегда в горах. Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками). 2) класть, помещать куда-нибудь Замените слово ТАЩИТЬСЯ в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. 3) служить опорой чему-нибудь, поддерживать Ответ: 4) вести какое-нибудь дело, предприятие A5 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему продавец назвал мальчика братом?» (Предложение 24) Такая форма обращения свидетельствует о том, что … 1) продавец понял из разговора, что мальчик − его родственник. 2) продавец хотел показать мальчику свое сочувствие и расположение. 3) в беседе продавца с мальчиком проявляется скрытая неприязнь. A7 A3 6 В каком предложении содержится противопоставление? 1) Продавец хмурился: не видно было, чтобы они собирались хоть что-нибудь купить. 2) Женщины потолкались возле автолавки и разошлись по домам, а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары, чтобы сесть за руль и уехать. 3) Пасеку в сто ульев держишь − копейку отдать жмешься. 4) Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели годами. МИОО, 2009 г. B1 B2 Из предложения 40 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: B3 Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Ответ: МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 B4 7 Из предложений 4 – 6 выпишите омонимичный неопределённой форме глагол, в котором не пишется Ь перед постфиксом, поскольку это глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени. Русский язык. Вариант № 1 B8 Ответ: B5 8 Замените словосочетание ОТВЕТИЛ С СЕРЬЕЗНОСТЬЮ (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. B9 наверное,(2) больше года. B10 Выпишите грамматическую основу предложения 9. Ответ: Мальчик застеснялся: конфет у Момуна не видели,(1) – Бери, (3) брат, (4) не задерживай, (5) мне ехать пора. Ответ: B6 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными сочинительной связью. потом разошлись по домам, (3) B11 Ответ: B12 B13 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью. Мальчик почувствовал себя польщенным оттого,(1) что именно он, (3) а не кто-нибудь другой закричав на всю улицу. Ответ: МИОО, 2009 г. принес им эту Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ: Ответ: (2) Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. а огорченный продавец принялся собирать разворошенные товары,(4) чтобы сесть за руль и уехать. новость, с Ответ: Женщины погалдели,(1) потолкались возле автолавки,(2) B7 Среди предложений 25 – 32 найдите предложение(-я) однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Среди предложений 2 – 8 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения. бессоюзное Ответ: B14 Среди предложений 25 – 33 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной подчинительной и бессоюзной связью между частями). Напишите номер этого предложения. Ответ: МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 1 9 Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Русский язык. Вариант № 1 C2.2 10 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «И тот почувствовал, как вдруг сильно сдавило горло, и остро ощутил худобу деда, бедность его одежды и важность принятого дедом решения». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны запятые?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ч. Айтматова. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции запятых. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Тренировочная работа №2 по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Ноябрь, 2009 Вариант №2 Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Русский язык. Вариант № 2 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей. Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1–А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа кружком. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который вы читали, работая над заданиями второй части. Приступая к третьей части работы, выберите одно из двух предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе или бланке. Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться орфографическими словарями. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям. Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха! Имя Отчество МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 3 Часть 1 Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения. C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. Русский язык. Вариант № 2 4 (31) – Нет, ты не так услышал, не так подумал, и не надо полагать, что я пытаюсь взвалить на тебя все это. (32) Не сообщай им, я сам все скажу, но только не сейчас. (33) Когда отец забудет про сердце… тогда. (34) А ты пока отвлеки их немного чем-нибудь, подготовь. (35) Этим ты мне поможешь. (36) Как мужчина мужчине… ведь ты уже совсем взрослый! (37) – Какой же я взрослый? (38) – Теперь должен им быть, ведь ты и сам хотел… (39) Часа через полтора я возвращался домой, пытаясь понять, как можно подготовить сестру и отца к такому. (40) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. (41) Я никогда не думал, что это так трудно… (По А. Алексину) Часть 2 (1) Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из командировки, мне понравились слова «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы. (2)Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!.. (3) Увижу раньше сестры Людмилы! (4) Раньше отца и мамы. (4)Иван встретил меня на лестничной площадке, увидев с балкона. (5) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол. (6) «Всетаки мы не виделись целых пять месяцев, вот и разволновался!..» - подумал я. (7) – Видишь ли, – произнес Иван медленно, растягивая слоги. (8) - Стыдно, брат, просто стыдно: никогда, кажется, не дрейфил, а сейчас не знаю, как тебе объяснить. (9)Страшное дело, Ленька… (10) В командировке, на строительстве, я встретил другую девушку… (11) Пошло звучит, а иначе не скажешь: встретил. (12) Пытался о ней забыть - ничего не получилось! (13)Ты понимаешь? (14) Я понял и растерялся. (15)«Нет безнадежных положений!» – уверенно говорил он мне раньше. (16)Сейчас оно было передо мной – безвыходное положение. (17)Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?.. (18) – Вы уезжаете прямо сегодня? – спросил я. (19) – Почему вы? (21)Я еду один. (20) А я и спрашивал про него одного… (21) Раньше мне казалось, что мы с Иваном останемся друзьями, что бы там ни случилось! (22) Случиться могло что угодно, но только не это. (23) Могла быть беда, болезнь, но то, что произошло, вообще показалось мне невозможным. (24) Ну, как если бы мама сказала вдруг: «Я встретила другого мальчишку, он лучше тебя. (25)Теперь он, а не ты, будет моим сыном». (26) – Твоя сестра все поймет со временем, – сказал Иван. (27) – А что случится с отцом – у него ведь больное сердце? (28) – Ты знаешь, я нарочно продлил себе сегодня командировку еще на полгода, чтоб он успел совсем поправиться. (29) Ты подготовь их постепенно… (30) – Как это…подготовить? МИОО, 2009 г. A1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «С какой целью Иван вызвал героя-рассказчика на «мужской разговор»? 1) Ивану было стыдно самому сообщить родителям своей невесты горькую правду, поэтому он хотел, чтобы это сделал геройрассказчик. 2) Иван прибыл в город на короткое время, и у него не было возможности сообщить важную новость лично Людмиле и ее родителям. 3) Иван попытался прибегнуть к помощи героя-рассказчика, чтобы смягчить удар, который он нанес бы своим сообщением близким. 4) Иван не решился открыть правду невесте и ее родителям и собирался попросить Леньку как-нибудь обмануть их. A2 Почему Иван просил героя-рассказчика не сообщать родителям невесты о случившемся? 1) Иван хотел, чтобы его поступок остался для родителей рассказчика тайной. 2) Иван опасался, что родители его бывшей невесты сообщат ей неприятную новость раньше, чем следовало. 3) Иван хотел, чтобы отец невесты успел поправить свое здоровье до того, как узнает тяжелое для него известие. 4) Иван боялся, что родители невесты будут мстить ему за его поступок. МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 5 A3 Как характеризует героя-рассказчика информация, заключенная в предложениях 21-25? 1) Герой-рассказчик – человек, который не может понять и принять поступок Ивана. 2) Герой-рассказчик − недоверчивый человек, он не верит в искренность намерений Ивана. 3) Герой-рассказчик − обидчивый человек, который ищет повода, чтобы прервать отношения с бывшим другом. 4) Герой-рассказчик – рассудительный человек, способный найти скрытые мотивы человеческих поступков и оправдать их. A4 Укажите, в каком значении «встретил» (предложение 11). 1) увидеть идущего навстречу употребляется в тексте слово Русский язык. Вариант № 2 6 A6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: Почему после того, как Иван признался, что «встретил девушку», герой-рассказчик сказал ему «вы»? Такая форма обращения свидетельствует о том, что … 1) герой-рассказчик в этот момент ясно осознал, что Иван намного старше его. 2) герой-рассказчик имел в виду одновременно Ивана и девушку, которую тот полюбил. 3) герой-рассказчик с особой остротой почувствовал, что Иван, который разлюбил его сестру, уже не может быть близким человеком и для него. 4) герой-рассказчик почувствовал к Ивану, находящемуся в трудном положении, особое уважение. A7 Укажите предложение, в котором содержатся синонимы. 1) Больше всего в письме только что прибывшего из командировки Ивана мне понравились слова: «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы, с портфелем. 2) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол. 3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить? 2) остановить на ком-либо взгляд 3) найти, обрести, сблизиться 4) взглянув на кого-либо, уловить ответное движение глаз 4) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. A5 В каком фрагменте текста содержится смысловое противопоставление? 1) Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!.. Увижу раньше сестры Людмилы! 2) «Нет безнадежных положений!» − уверенно говорил он мне раньше. Сейчас оно было передо мной − безвыходное положение. 3) Это вообще показалось мне невозможным. Ну, как если бы мама сказала вдруг: «Я встретила другого мальчишку, он лучше тебя». 4) − А как быть с отцом − у него ведь больное сердце? − Ты знаешь, я нарочно продлил себе сегодня командировку еще на полгода, чтоб он совсем уж поправился. МИОО, 2009 г. Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками). B1 Замените слово ДРЕЙФИЛ в предложении 8 нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. стилистически Ответ: B2 Из предложений 31 – 35 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Ответ: МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 B3 7 Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный или гласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». Русский язык. Вариант № 2 B8 Ответ: B4 Из предложений 27 – 29 выпишите омонимичный неопределённой форме глагол, в котором не пишется Ь перед постфиксом, поскольку это глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. – Стыдно,(1) брат,(2) просто стыдно: B9 Выпишите грамматическую основу предложения 17. Ответ: B10 Среди предложений 9 – 14 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий). Ответ: никогда,(3) кажется, (4) не дрейфил,(5) а сейчас не знаю,(6) как тебе объяснить. B11 Ответ: B6 Замените словосочетание УВЕРЕННО ГОВОРИЛ (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: Ответ: B5 8 Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. Ответ: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными сочинительной связью. B12 – Нет,(1) ты не так услышал,(2) не так подумал,(3) и не надо Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ: полагать,(4) что я пытаюсь взвалить на тебя все это. Ответ: B7 B13 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями, связанными подчинительной связью. Больше всего в письме Ивана,(1) который только что прибыл из командировки, «мужской разговор», (3) (2) мне понравились слова и я поехал к нему прямо из школы. Ответ: Среди предложений 7 − 13 найдите сложное предложение. Напишите номер этого предложения. Ответ: B14 Среди предложений 21 − 25 найдите сложное предложение с разными видами связи (с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями). Напишите номер этого предложения. Ответ: МИОО, 2009 г. бессоюзное МИОО, 2009 г. Русский язык. Вариант № 2 9 Часть 3 Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2. C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в письменной речи. Русский язык. Вариант № 2 C2.2 10 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл двух последних предложения текста: «Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. Я никогда не думал, что это так трудно…». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Алексина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г. Русский язык. 1 Русский язык. 2 Текст для прослушивания Информация о тексте для сжатого изложения Современный зритель, глядя на средневековые иконы, нередко обращает внимание на их некоторое однообразие. Действительно, на иконах повторяются не только сюжеты, но и позы изображенных святых, выражения лиц, расположение фигур. Неужели древним авторам не хватало таланта для того, чтобы преобразить с помощью своей художественной фантазии известные библейские и евангельские сюжеты? Недостаток фантазии здесь ни при чем. Дело в том, что средневековый художник, изображая фигуры, лица и ситуации, стремился вовсе не к оригинальности. Наоборот, он старался следовать уже созданным произведениям, которые были признаны всеми за образец. Поэтому каждый святой наделялся именно ему присущими чертами внешности и даже выражением лица, по которым верующие могли легко найти его икону в храме. Например, Николай Чудотворец на иконах всегда добродушен и с теплотой смотрит на зрителя. А вот лицо пророка Ильи по традиции изображалось суровым и непреклонным. Такие образцы с течением времени становились каноническими (слово «канон» погречески «правилоозначает »). А чтобы художники не ошибались, под началом церкви создавались специальные руководства по иконописанию. В этих руководствах подробно объяснялись особенности лиц, цвета и одежд святых. В них также приводились цитаты из Библии, которые художники должны были воспроизводить на иконах. Пособия снабжались подробными рисунками. Однако подобные «инструкции» требовались, в основном, начинающему живописцу или такому художнику, творческий потенциал которого был невелик. Подлинный же мастер писал икону без их помощи. Он, конечно же, не забывал следовать традиционным образцам, которые прекрасно знал, но они не сковывали его сил. Мастер мог иногда даже выйти за пределы установленных норм. Это не делало его произведения хуже. Нелюбовь средневековых мастеров к внешней оригинальности, тяготение их к традиции вовсе не делало их работы бездушными и шаблонными. Художественные шедевры иконописцев до сих пор поражают нас своей духовной глубиной. Они говорят с нами через века, завораживают своей непреходящей красотой, зовут в мир высших ценностей. Номер абзаца 1 2 3 4 5 Микротема Современный зритель, глядя на иконы, может усмотреть в единообразии иконописных изображений недостаток. Средневековые живописцы при создании икон намеренно стремились следовать единым образцам, в результате чего возникли общепринятые традиции иконописного изображения. Так появились иконописные каноны, для сохранения которых церковь создала специальные пособия по иконописи. Настоящий мастер, прекрасно зная каноны, не нуждался в помощи пособий по иконописи. Единообразие средневекового искусства не мешает ему оказывать на нас глубокое влияние. (По Ю.С. Рябцеву.) МИОО, 2009 г. МИОО, 2009 г.