Поэзия о поэзии: Золотой и Серебряный века русской культуры. Серебряный век» русской культуры»

- 16.00 Кб

    Золотой и с е ребряный век русской культуры

    Стремительное развитие русской культуры в XIX веке позволило ей занять одно из ведущих, почетных мест в мировой культуре. Ученые и художники России внесли огромный вклад в сокровищницу мировой науки, художественного творчества. Именно в XIX веке российская художественная культура стала классической, создав совершенные образцы и произведения, на которые ориентировались многие поколения. Подъем культуры во второй половине века был настолько мощным, что дал основания называть это время «золотым веком» русской культуры.

    «Золотой век» был подготовлен всем предшествующим развитием русской культуры.

    Культурным событием колоссальной важности, способствующим росту национального самосознания, стало появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Карамзин был первым, кто на рубеже XVIII-XIX вв. почувствовал, что самой главной проблемой в русской культуре наступающего XIX в. будет определение ее национальной самоидентичности.

    Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший задачу соотнесения своей национальной культуры с другими культурами. Затем появилось «философическое письмо» П.Я. Чаадаева - философия истории России, инициировавшее дискуссию между славянофилами и западниками. Одна из них культурно самобытная, ориентированная на выявление глубинных механизмов национальной культуры, закрепление наиболее устойчивых, не меняющихся ценностей. А другое мнение - модернизаторское, направлено на изменение содержания национальной культуры, включение ее в общемировой культурный процесс.

    Особое место в культуре «золотого века» занимала литература. Литература стала синтетическим явлением культуры и оказалась универсальной формой общественного сознания, выполняя миссию социальных наук.

    К середине XIX в. русская культура становится все более известной на Западе. Н.И. Лобачевский, положивший начало современным представлениям о строении вселенной, стал первым прославившимся за рубежом ученым. П. Мериме открыл Европе Пушкина. В Париже был поставлен ревизор Гоголя. Во второй половине XIX в. европейская и мировая известность русской культуры усиливается, в первую очередь, благодаря произведениям Тургенева, Льва Толстого и Ф.М. Достоевского.

    Кроме того, в XIX в. развивается живопись, архитектура и музыка.

    Живопись: Репин, Саврасов, Поленов, Врубель, Суриков, Левитан, Серов, Васнецов.

    Архитектура: Росси, Бове, Жилярди, Тон.

    Музыка: Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.

    Нельзя не отметить период «серебряного века», который захватил и начало XX в. Это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922 г., когда ушел в Европу «философский пароход» с наиболее видными представителями творческой интеллигенции России. На культуру «серебряного века» оказали влияние культура Запада, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религия. Вместе с тем культура «серебряного века» - это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после ее завершения.

    Что нового дал этот период русской мировой культуре?

    Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном-клише, мешающем думать и чувствовать свободно, индивидуально. Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества Человека и Бога, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Это устремленность к Богочеловеку, ищущему внутренней целостности, единства, Добра, Красоты, Истины.

    Во-вторых, «серебряный век» русской философии - это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, интереса к тайнам психики, господство мистического начала в культуре.

    В-третьих, «серебряный век» отличает культ творчества как единственной возможности прорыва к новым трансцедентальным реальностям, преодоление извечной российской «двоичности» святого и звериного, Христа и Антихриста.

    В-четвертых, «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для философии и культорологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, А. Лосев и др.

    В-пятых, «серебрянный век» - эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров: А. Блок, А. Белый, В. Маяковский, М. Цветаева, А. Ахматова, И. Стравинский, А. Скрябин, М. Шагал и еще много имен.

    Особую роль в культуре «серебряного века» сыграла русская интеллигенция, фактически являясь ее средоточением, воплощением и смыслом. В известных сборниках «Вехи», «Смена вех», «Из глубины» и других ставился вопрос о ее трагической судьбе как социокультурной проблеме России. «Мы имеем дело с одной из роковых тем, в которых ключ к пониманию России и ее будущего», проницательно писал Г. Федотов в трактате «Трагедия интеллигенции».

    Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве «серебряного века» дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. По словам Д.С. Лихачева, «мы подарили Западу начало нашего века»... Понимание роли человека в окружающем мире как «божественной» миссии заложило основание принципиально нового гуманизма, где трагизм существования по сути преодолен через обретение нового смысла жизни, нового целеполагания. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал в сегодняшнем и завтрашнем пути России.

23 апреля «Дом антикварной книги в Никитском» провел первую часть грандиозной распродажи частного собрания редких книг, рукописей, автографов, документов и фотографий

23 апреля «Дом антикварной книги в Никитском» провел первую часть торгов «Золотой и Серебряный века русской литературы. Редкие книги, рукописи, автографы, документы и фотографии из частного собрания». Каталог, содержащий 473 лота, охватывал издания русской классической литературы с начала XIX до первой половины XX века. Особого внимания заслуживают многочисленные прижизненные издания и автографы А. Ахматовой, А. Белого, С. Есенина и др. Вообще, в этот раз устроителям аукциона, похоже удалось собрать для этих торгов редкие издания практически всех авторов, имена которых мы знаем со школы и творчество которых является визитной карточкой и доказательством величия русской культуры. Чего стоит один только стринг книг А. С. Пушкина из 18 лотов, включающий в себя редкие прижизненные издания. Или 6 лотов, связанных с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, в том числе чек на десять тысяч франков с автографом Жуковского от 28 февраля 1848 года от банка Ротшильдов, выписанный для получения средств на издание собрания сочинений А. С. Пушкина (лот 9).

Среди топ-лотов аукциона устроителями называлось и первое иллюстрированное издание басен И. А. Крылова 1815 года, в конволюте с книгой «Новые басни И. Крылова» 1816 года (лот 4).

А еще - 30 лотов есенианы, 24 - изданий и автографов Ахматовой, 29 лотов Блока, 23 - А. Белого, Бунин, Бальмонт, Булгаков и далее по списку (каталог заканчивается изданиями авторов, чья фамилия начинается с буквы «К»).

Выбиваются из этого ряда лоты, связанные с жизнью и творчеством не только писателей, но и художников - Д. Бурлюка , М. Волошина , Н. Гончаровой .

Естественно, такая подборка не могла пройти незамеченной, и люди начали собираться в аукционном зале здания аукционного дома в Никитском переулке уже за полчаса до начала торгов. А к старту, к семи часам вечера, в зале был аншлаг - более четырех десятков человек. Еще более 20 потенциальных покупателей зарегистрировались для участия в онлайн-торгах. Кроме того, было необычно много участников на телефонах и большое количество (183) заочных ставок. В итоге продан 291 (61,65 %) из 472 лотов каталога более чем на 9 миллионов рублей (60,59 % среднего эстимейта). Отличный результат для этой весны! Наибольшую активность проявил зал, забравший 137 лотов, на втором месте - заочные биды, оказавшиеся успешными 119 раз, 27 лотов ушли по телефону, 8 - достались онлайн-покупателям.

Первая серьезная покупка (она же рекордная для вечера) состоялась в самом начале торгов. За конволют из двух изданий басен И. А. Крылова (лот 4) торговались сразу три участника - из зала, по телефону и заочно. Торг начался со 100 000 рублей; претендентам потребовалось более десяти шагов, чтобы решить кому и за какую цену достанутся басни. Самым упрямым оказался участник в зале, который и получил вожделенный конволют за 440 000 рублей.

После басен Крылова и стринга документов и изданий В. А. Жуковского, в котором были проданы 3 из 6 лотов, настала очередь поторговаться за книги А. С. Пушкина. Из 18 лотов раздела пушкинианы 15 книг нашли новых владельцев. Самыми дорогими оказались лоты 21 - первое и единственное издание поэмы Пушкина «Полтава» 1829 года и 24 - третье и последнее прижизненное миниатюрное издание «Евгения Онегина» 1837 года. Обе книги ушли по старту в 350 000 рублей каждая по заочной ставке.

Настоящее сражение развернулось за «Стихотворения барона Дельвига» 1829 года (лот 36) - первую и единственную вышедшую при жизни поэта книгу, составленную и подготовленную к печати лично автором. Покупатель в зале начал торги с заочной ставкой с 80 000 рублей. То, что участник в зале так просто не отступит, стало ясно довольно скоро, но и заочная ставка, как оказалось, тоже была рассчитана не на авось, а на серьезную борьбу. Ставки бодро следовали одна за другой, и все-таки владельцу заочного бида пришлось уступить, когда участник в зале предложил за книгу 420 000 рублей, в пять с лишним раз больше стартовой цены. Интересно, чем закончилось бы это «выяснение отношений», если бы проигравший участник не положился на заочную ставку, а торговался бы лично?

Одним из самых результативных, когда цена продажи превысила старт ровно в десять раз, стал торг за книгу А. М. Полторацкого «Провинциальные бредни и записки Дормедонта Васильевича Прутикова» 1836 года издания (лот 46). За лот боролись заочная ставка, телефон и три участника в зале. Книга досталась победителю в зале за 300 000 рублей с заочного старта в 30 000.

В полном составе с молотка ушли небольшие (по 5 лотов) подборки изданий Н. А. Некрасова и С. Надсона. (Еще в 1912 году, через 25 лет после смерти Надсона, Игорь Северянин довольно обидно писал о нем: «Я сам себе боюсь признаться, / Что я живу в такой стране, / Где четверть века центрит Надсон... » Стало быть, и сегодня есть у него поклонники!) Почти все эти лоты были распроданы с многошаговым торгом и большей частью ушли в зал.

«Величайшая редкость - вышедшая “не для продажи” тиражом 50 экземпляров» - книга стихов Аполлона Майкова «30 апреля» 1888 года издания (лот 62). Со старта в 120 000 рублей по заочной ставке, лот достался победителю в зале за 360 000 рублей.

С интересом и даже энтузиазмом был встречен разделы изданий и автографов Анны Ахматовой, в котором было продано 16 из 24 лотов, Сергея Есенина - 18 из 30 лотов, Валерия Брюсова - 7 из 9. В полном составе - 15 из 15 лотов (с 265-го по 278-й) - разошлись издания И. А. Бунина.

С превышением стартовых цен в 3–5 раз с молотка ушли все семь лотов (279–285), связанные с жизнью и творчеством Давида Бурлюка.

За 160 000 рублей со старта в 100 000 по заочной ставке была продана в зал книга М. Цетлина 1920 года «Прозрачные тени» с иллюстрациями Н. Гончаровой и ее автографом на обложке.

Активно торговались за издания Кручёных, Зощенко, Куприна и других.

Аукцион прошел в четком, бодром темпе: почти на 500 (!) лотов ведущей потребовалось всего 2 часа 20 минут. Дому «В Никитском» удалось провести всё без организационных накладок и сбоев каналов связи (если не считать пары небольших пауз, когда подвисала система онлайн-торгов).

Люди расходились улыбаясь, по ощущениям, вполне довольные. Думается, не менее довольными должны себя чувствовать и устроители, организовавшие себе и всем присутствующим настоящий литературный праздник.

Вчера, 24 апреля в аукционном зале «Дома антикварной книги в Никитском» любителей русской литературы и уникальных изданий ждало «продолжение банкета» - еще более 400 лотов библиографических редкостей, связанных с именами Маяковского, Цветаевой, Пастернака и многих других первых имен русской литературы. Аукцион уже состоялся и, забегая вперед, могу посочувствовать тем, кто вчерашний вечер провел не в Никитском переулке. Много потеряли, господа!

Мария Кузнецова, AI



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Золотой и серебряный век русской культуры

В XIX а русская культура пережила невиданный взлет, приобрела всемирное значение. Особое место занимала литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Однако все это относилось только к небольшой части общества, ибо по переписи населения в России в 1897 г. было только немногим более 20% грамотных. Это один из самых худших показателей в Европе. Социальная обстановка в стране накалялась. Консервативная власть и революционное движение были непримиримыми сторонами, и опять их оказывалось только две. Кровавая схватка становилась неизбежной.

Начало XX в. - это серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатства и разнообразия поэтической рубрики: А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский, В.Хлебников, В.Брюсов, И.Северянин, Н.Гумилев - вот далеко не Полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале века. Окончательно сформировалось появившееся еще во II половине XIX в. течение русского космизма, приверженцами которого были очень многие несхожие между собой писатели, ученые, философы (Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, ПА.Флоренский, В.И.Вернадский и др.). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности. Космос и человек, Природа и человек оказываются неотделимы, и надо уметь изучать вместе будущее человека и будущее природы. Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И.Вернадского о ноосфере, очень актуальное и в наши дни. Согласно этому учению, человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, т.е. в сферу разума.

Сложилась самобытная русская философия, ее выдающимися представителями стали Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, ПА. Флоренский, и др. Одной из особенностей русской философии, по словам А.Ф.Лосева, было «чисто внутреннее, интуитивное познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения».

Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие революции. Возможно, сущностью качественных перемен стало бы так называемое славянское Возрождение, идея которого витала в умах некоторых видных деятелей серебряного века, а суть должна была заключаться в религиозном усвоении античности.

Золотой век русской иконописи

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев. Золотой век русской иконописи начался в 80-х годах XIV века...

Золотой век русской культуры

Восстание декабристов оказало огромное воздействие на дальнейшую эволюцию русской культуры. Последовал мощный подъем общественной и философской мысли -- центральной стала проблема выбора пути развития, будущего России...

История русской культуры V–XVI вв

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая - тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза - христианская, занявшая тысячу лет, - можно подразделить на три периода...

Культура России 19-20 веков

Культура России 19-20 веков

«Одной из самых утонченных эпох в истории русской куль-туры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после периода упадка» называл Н.А.Бердяев культурный Ренессанс начала века»...

Культура России XIX века

Центральное место в русской культуре литературного языка XIX в. занимала литература. Именно она наиболее ярко и талантливо отразила главные противоречия общественной жизни...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

XIX в. - «золотой век» русской культуры. Творчески усвоив западные влияния, она сохранила свое национальное лицо и, что называется, сказала миру новое слово...

Культурно-исторические процессы XIX века и художественная литература

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа...

Особенности развития и специфика культуры России

«Серебряный век» - это новая эпоха, в которой появилось много литераторов, художников, музыкантов, философов. За короткий промежуток времени - с ХIХ по ХХ вв. - произошло много важных событий, появилось много ярких индивидуальностей...

Периодизация и типология русской культуры

Тот факт, что страны, модернизация которых пошла успешно в послевоенный период, сохранили при этом свою национальную культуру, показывает...

Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века

Еще до присоединения Центральной Азии к России обычным явлением было бегство рабов - персов в крепостные укрепления русских. Например, фонд 17 за 1865 - 1867 гг. содержит 202 листа. В которых зафиксированы прошения многих тысяч пленных...

Серебряный век и творчество А.Н. Скрябина

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева...

Серебряный век русской культуры

В 90-х годах XIX в. русская культура переживает мощный взлёт. Новая эпоха, породившая целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, философов, получила название "серебряный век". За короткий отрезок времени - рубеж XIX - XX вв...

Серебряный век русской культуры

«Чемпионы в беге на сто и на десять тысяч метров - всегда разные люди. Нельзя быть самым сильным и самым изящным одновременно.

Гиганты Золотого века наворотили горы и проторили дороги: создали литературный ландшафт. А потомкам в нём жить. От вздохов слетают перламутровые пуговицы с батистовых сорочек. Следуя классику - ты эпигон. Уязвленные сравнением гении обратились к парковому искусству. Ты столбишь свой участок, планируешь террасу, над запрудой ручья разливается озеро, и берега усажены розовыми кустами. Настаёт Серебряный век.

Аристократические предки были здоровенными бандюганами, сморкались на пол, жрали руками, читать не умели, а умели мигом своротить набок любое не понравившееся рыло и отобрать кучу денег у всех, кто слабее. Гордящиеся рыцарской родословной потомки ценили изящество манер, владение этикетом и белую кожу маленьких рук и ног - отличие от мужланов.

Аристократы Серебряного века гордятся эстетикой отточенного стиля, небанальностью языковых фигур, отполированным срезом психологического анализа: ум едок, образование изощрённо, мастерство доведено до эквилибристики. Это напоминает первого и пресыщенного любовника света по сравнению с первым ухарем-жеребцом деревни: благоухает, распаляет тонкой игрой и владеет ста способами, но сам знает, что шесть раз подряд доставая и со звоном ему не под силу.

Золотой век больше ценит креативность - Серебряный блеск.

Забавная вещь: Серебряный признаёт превосходство Золотого, более того - декларирует его как уже недостижимое, олимпийское, утверждаясь в причастности и верности великим вершинам. Но мерить эти вершины норовит собственной линейкой, отыскивая и объявляя блеск формы там, где его и не требовалось, не подразумевалось. Тошнотворную корявость языка Достоевского норовят объявить стилем: раз великий писатель - значит, блестящий стилист. Первый русский роман «Евгений Онегин» хотят видеть вершиной поэтической формы - Великий Национальный Поэт не мог не писать исключительно гениальную поэзию.

Неважно, что стихи эти намеренно просты и заземлены, что Пушкин создал в русской поэзии нормальную человеческую интонацию - в отрицание и противопоставление интонации «высокой и поэтической»: пафосной, патетичной, «высокоромантичной», тяжеловесно-классицистской. «Гениальная простота»? Даём упор на «гениальная», а это значит - ищи сотню потайных днищ. Гениальность была в том, чтобы до этого додуматься, на это решиться, пойти поперек традиции, снискав на свою голову единодушное порицание современной ему критики: увы, мол, падение, образец низкого стиля, примитив, где-где оно, романтическое очарование ранних поэм. Форма-то проста - вот ввести её было непросто, утвердить её. Э нет, говорит Серебряный: раз гений - ищи, гениальность в самой форме. И поколения школьников злобно учатся лицемерию и конформизму, ломая головы: да что же гениального в онегинской строфе?

Да ничего. Обычный размер, обычные слова в обычных сочетаниях, обычная система рифмовки, и рифмы в основном примитивные. И нет в «Онегине», строго говоря, никакой поэзии, а есть проза, изложенная в «застихотворенной» форме. И считался Пушкин современниками не первым, а третьим поэтом эпохи - после Крылова и Жуковского .

Вот только после Пушкина стало невозможным писать так, как раньше: неестественно, выспренне, тяжело, с романтичными красивостями. Был предъявлен эталон и вбит на дороге, как верстовой столб: отсюда отмеряй движение.

И никогда француз, испанец, немец, англичанин не поймут: ну что гениального в этой истории про любовь и незадачливость скучающего аристократа? И где глубина мысли, и где оригинальность чего бы то ни было? Ну, банальная история, изложенная заурядными стихами. И предъявят образцы из своих литератур - которые были раньше «Онегина», и оригинальнее бывали, и глубже, и с блеском. И будут, заметьте, почти совсем правы.

Любой нормальный поэт может сейчас написать второго «Евгения Онегина». И славы не стяжает. И гением его никто не назовет. Потому что второй даже - это уже не второй, а один из множества, а значение имеет только первый. Любой дурак учил в школе теорему Пифагора , а вот создал её гений.

То есть. Не ищите в гиганте гения формы и даже гения мысли. Гений гиганта в том, что многие, вроде бы, так могли - но сделал то, чего раньше не было, именно и только один он. И после него стало не так, как раньше. В литературе - так.

Золотой - плавит руду и отковывает клинок. Серебряный - шлифует и наносит узор. Не пытайтесь объявлять Золотого гением шлифовки! С него и своих достижений хватит.

В веках остаются Золотые - владеют они шлифовкой или нет. Креативность, создание новых миров, - вот базовая суть Искусства. Корявость простят и даже могут научиться не видеть, и даже объявлять «такой шлифовкой». А вот созидательную низкопотентность никакой шлифовкой не возместить.

Мысль, образ, нерв, мир - суть литературы».

Веллер М.И., Эстетика энергоэволюционизма, М., «Аст», 2010 г., с. 369-371.

О Серебряном веке

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный.

Определение 1

Серебряный век - условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.

Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX - начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается - это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:

  • Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
  • Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
  • Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.

Замечание 1

Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника.

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Символизм

Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис - кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.

Определение 2

Символизм - направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.

Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.

Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.

У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.

Акмеизм

Акмеизм как направление стал прямым наследником символизма, он выделился из него и стал отдельным течением, противостоящим своему прародителю.

Определение 3

Акмеизм - литературное направление, провозглашавшее культ конкретности и «вещественности» образа.

Становление акмеизма связывают с деятельностью поэтической организации «Цех поэтов», а основателем данного направления считается Николай Гумилёв.

Акмеистами были Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич и другие.

Акмеисты считали, что назначением искусство является облагораживание человека. По их мнению, поэзия должна была художественно перерабатывать несовершенные явления окружающей действительности и преобразовывать их в нечто лучшее.

Замечание 2

Для акмеистов искусство было самоценно (искусство ради искусства).

Футуризм

Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.

Определение 4

Футуризм (от лат. futurum - «будущее») - название авангардистских течений, развивавшихся в 1910-20-ых годах в России и Италии. Иными словами, футуризм - «искусство будущего»

Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.

Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:

  • Эгофутуризм, возглавляемый Игорем Северяниным. Он существовал относительно недолго;
  • Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи»;
  • Поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами;
  • Футуристическая группа «Центрифуга».

Новокрестьянская поэзия

Жанр крестьянской поэзии сформировался ещё в середине XIX века. Некоторые поэты Серебряного века развили и преобразовали данное направление, создав «новокрестьянскую поэзию».

Определение 5

Новокрестьянская поэзия - условное направление русской поэзии, объединявшее поэтов Серебряного века с крестьянским происхождением.

Самым известным представителем данного направления является Сергей Есенин.

Поэты, относящиеся к данному направлению, не образовывали какого-то литературного объединения, лишь позже они были определены в эту категорию литературоведами, поскольку все эти поэты в своём творчестве обращались к теме деревенской России и связи с природой.

Имаджинизм

Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.

Большое влияние на формирование имаджинизма оказал футуризм. Отправной точкой имаджинизма считается 1918 год, в котором была создана организация «Орден имаджинистов».

Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.