Произведения с проблемой памяти о прошлом. Аргументы к сочинению ЕГЭ

Основная проблема, поставленная В. Астафьевым в данном тексте, - это проблема памяти, проблема духовного наследия, уважения людей к нашему прошлому, которое составляет неразрывную частичку нашей общей истории и культуры. Автор задается вопросом: почему мы порой превращаемся в Иванов, не помнящих родства? Куда уходят прежние жизненные ценности людей, стольдорогие нашему сердцу?

Проблема, обозначенная писателем, является очень актуальной для нашей современной жизни. Часто наблюдаем мы, как вырубают красивые парки, аллеи, а на их месте строятся новые дома. Люди отдают приоритет не памяти своих предков, а возможности легкого обогащения. Невольно вспоминается здесь нам чеховский «Вишневый сад», где новая жизнь прорубала себе дорогу топором.

Позиция автора однозначна. Он с ностальгией смотрит в уходящее прошлое, ощущает чувство щемящей тоски и тревоги. Автор очень любит свое село, являющееся для него малой родиной. Он с тревогой наблюдает, как люди стремятся к легкой наживе, как материальные ценности завладевают умами и сердцами. При этом происходит потеря всего по-настоящему важного для человека, потеря уважения к памяти предков, к своей истории. «Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь?» - с горечью вопрошает В. Астафьев в финале. Все это характеризует данного писателя как человека высоконравственного, думающего, любящего свою Родину, русскую природу, испытывающего неподдельный интерес к русской истории и культуре.

Текст очень эмоциональный, выразительный, образный. Писатель использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («пройти по спящим улицам»), эпитет («хваткий мужик»), фразеологизм («хоть шерсти клок с паршивой овцы»).

Я полностью согласен с В. Астафьевым. Проблема уважения к памяти наших предков, к истории старых русских городов и деревень, проблема сохранения исконных обычаев, традиций - все это очень важно для нас, потому что без прошлого не может быть будущего, человеку нельзя рубить собственные корни. Аналогичные проблемы поднимает другой писатель, В. Распутин, в своем произведении «Прощание с Матерой». В основе сюжета повести лежит реальная история.

В ходе строительства Ангарской ГЭС были уничтожены близлежащие деревни, погосты. Переселение на новые места было очень драматичным моментом для жителей этихдеревень. Они вынуждены были оставлять родные дома, налаженное хозяйство, старые вещи, родительские могилы. Образ дома у писателя одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно - виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», - пишет В. Распутин. Героиня повести, старуха Дарья, до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не успела перевезти родительские могилы. Прощаясь со своей избой, трогательно прибирает ее, словно провожая в последний путь. Образ старой деревни, образ старухи Дарьи и образ избы символизируют в повести материнское начало. Это основа жизни, которая подорвана человеком.

Уважительное отношение человека к родным местам, к своей истории формирует нашу историческую память. О том, насколько важно отношение человека к малой родине, о красоте городов и сел России размышляет также и Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном». Ученый рассуждает о том, «как воспитывать в себе и в других «нравственную оседлость» - привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране», воспитывать интерес к своей культуре и истории. Только так мы сохраним свою совесть, нравственность. Хранить и беречь память - это, по мысли Д. Лихачева, «наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками».

Таким образом, ориентиром для В. Астафьева в разрешении данной проблемы являются абсолютные нравственные ценности, любовь к Родине, уважение к памяти предков, к истории своей, страны, города, села. Только так мы можем сохранить уважение к самим себе. Замечательно об этом сказал наш великий поэт:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,
По воле бога самого,
Самостоянье человека
И все величие его.

В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор затрагивает очень важную для всего общества проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить достойного будущего. Природа - это тоже память, наша история. Так, гибель острова Матёра и одноименной маленькой деревушки стали причиной утраты памяти о прекрасных днях жизни в этой местности, ее прежних жителях… К сожалению, лишь старшее поколение, например, главная героиня Дарья Пинигина, понимали, Матёра — не просто остров, это связь с прошлым, памятью предков. Когда Матёра скрылась под водами бушующей Ангары, и последний житель покинул это место, память умерла.
  2. История героев научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» также является подтверждением того, что природа — часть нашей общей истории. Природа, время и память - все эти понятия сплетаются воедино, и это подчеркивает писатель-фантаст. Смерть маленького существа, бабочки, стала причиной гибели будущего всего мира. Вмешательство в жизнь дикой природы доисторического прошлого обошлось очень дорого жителям планеты Земля. Таким образом, проблема сохранения природного наследия в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» поднимается для того, чтобы люди задумались о ценности окружающей среды, потому что она неразрывно связана с историей человечества.

Сохранение культурного наследия

  1. В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значат для человека памятники культуры. Доктор филологических наук напоминает нам, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению. Он призывает всех принимать активное участие по сохранению памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. Это утверждение должно убедить каждого неравнодушного человека попытаться разрешить проблему сохранения культурного наследия, поставленную Д.С. Лихачевым.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен в том, что культура незаменима в жизни людей. Автор пытается донести через этого героя мысль о важности культурного наследия не только нигилисту Евгению Базарову, но и всем читателям. Без целебного влияния искусства Евгений, например, не смог понять себя и вовремя осознать, что он – романтик, и тоже нуждается в тепле и ласке. Именно духовная сфера помогает нам познать самих себя, поэтому мы не можем ее отрицать. Музыка, изобразительное искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.

Проблема памяти в семейных отношениях

  1. В рассказе К.Н. Паустовского «Телеграмма» Настя долгие годы забывала о своей матери, не приезжала, не навещала. Она оправдывалась каждодневной занятостью, но никакие дела не сравнятся по важности с родной матерью. История главной героини дается автором в назидание читателю: забота и любовь родителей не должны забываться детьми, потому что однажды станет поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Лишь после смерти матери девушка поняла, что очень мало времени уделила той, что оберегала ее сон у детской кроватки.
  2. Слова родителей, их наставления порой запоминаются детям на долгие годы и даже на всю жизнь. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , Петр Гринев, очень четко уяснил для себя простую истину отца «береги честь смолоду». Благодаря родителям и их наставлениям, герой никогда не сдавался, никого не обвинял в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь. Память о родителях была чем-то сакральным для Петра Гринева. Он уважал их мнение, старался оправдать доверие к себе, впоследствии это помогло ему стать счастливым и свободным.
  3. Проблема исторической памяти

    1. В романе Б. Л. Васильева «В списках не значился» главный герой еще не успел отметиться на боевом посту, как началась кровопролитная Вторая Мировая Война. Он вложил все молодые силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Даже оставшись в одиночестве, он не переставал наводить ужас на оккупантов своими ночными вылазками. Когда Плужникова поймали, враги отдали ему честь, так как советский солдат поразил их своей отвагой. Но название романа говорит нам о том, что множество таких безымянных героев утеряны в сутолоке дней, когда их просто не успели внести в очередной список. Но сколько они, неузнанные и забытые, сделали для нас? Для того чтобы мы хотя бы это сохранили в нашей памяти, автор посвятил подвигу Николая Плужникова целое произведение, ставшее тем самым памятником боевой славы на братской могиле.
    2. В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» описывается общество, отрицающее свою историю. Как мы видим, их идеальная, не омраченная воспоминаниями жизнь стала лишь приторным и бессмысленным подобием настоящей жизни. У них не осталось чувств и эмоций, семьи и брака, дружбы и других ценностей, определяющих личность. Все новые люди – пустышки, существующие по законам рефлексов и инстинктов, примитивные создания. На их фоне выгодно выделяется Дикарь, чье воспитание было построено на связи с достижениями и поражениями прошлых эпох. Именно поэтому его индивидуальность неоспорима. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.
    3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Многих писателей современной литературы: Набокова, Солженицына, Распутина, Шукшина, Айтматова. И такой большой интерес к этой теме не случаен, поскольку наравне с людьми, для которых память означает очень многое: родной край, любовь к нему, родине предков, - появились люди - их большинство, которым не дорога ни память предков, ни память о делах своих, которая остается следующему поколению. Для В. Набокова «память» - это ностальгия, связь с Родиной; для В. Распутина - это знание корней своего рода; для Айтматова - это еще и польза, которую ты принес людям. Эти понятия и нашли отражение в их произведениях.

В романе «Машенька» Набоков раскрывает ностальгии по своему Отечеству. Он показывает эмигрантов, которые живут в духовно не близкой, незнакомой им стране. Они живут за границей не первый год, но чувство отчуждения от страны, ставшей их второй родиной, не проходит.

В постоянном круговороте дел, проблем, событий они ощущают усталость от жизни. В воспоминаниях о прошлом, о России они находят отдушину, духовное равновесие, хотя знают, что никогда не смогут вернуться в родные края. Герой повести Ганин живет в замкнутом мире своих чувств, мыслей. Память возвращает его в те далекие времена, когда он жил в России, был молод, где повстречал свою первую любовь, Машеньку.

Вновь вспоминая события давних лет, он переживает самые лучшие, светлые чувства. Он живет этой памятью, этими воспоминаниями; они являются защитой от внешней среды, от окружающего мира. Всякое столкновение с реальностью, с действительностью жизни мешает ему, вызывает в нем ощущение пустоты.

Ганин очень трепетно, чувственно относится к своему прошлому и поэтому не хочет новой встречи с Машенькой, поскольку она принесет в их отношения новое, неизвестное, а главное, реальное. Память спасает его от реальности, от проблем мира, от его серости, обыденности, непривлекательности. Совсем иначе выстраивается тема памяти в произведениях «Матренин двор» А. Солженицына, «Прощание с Матерой» В. Распутина, «Буранный полустанок» Ч. Айтматова. В произведении «Матренин двор» тема памяти проходит через весь , очень ненавязчиво и искренне.

Героиня рассказа Матрена многим помогала в деревне, а когда умерла, никто ее даже не помянул добрым словом. Ее родные оказались хуже неродных людей; начали делить имущество. Солженицын показал, как бывает коротка людская память, насколько быстро люди забывают все то хорошее, что для них было сделано. В результате в их душах остается только злоба, и они становятся, сами не замечая того, малодушными, эгоистичными, безнравственными людьми.

В повести «Прощание с Матерой» В. Распутин умело показал не только судьбы людей в переломные моменты их жизни, но и их отношение к своим предкам, к корням своего рода, к родному краю. Эта - о деревне Матере, на месте которой должны построить гидроэлектростанцию и которая попала в зону затопления. Всю деревню надо было переселить на новое место, но старики не могли покинуть ее, потому что земля эта - родина их предков. Однако некоторые из них, в основном люди молодые, не вложившие сил в родную землю, не чтят своих предков, свой род, оскверняют их память. «Пришлые», чтобы ускорить ход переселения, пытались оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым.

Они попытались уничтожить кладбище, чтобы лишить жителей Матеры сочинение с аллсоч. ру 2005 самой памяти. «О-ох, нелюди мы, более никто», - говорит с горечью главная повести Дарья. Распутин считает, что с отрывом человека от земли, от корней, от вековых традиций теряет и свою совесть; его сердце становится каменным. Распутин показывает, насколько могут быть бессердечны, жестоки, злы те люди, которые стали «Иванами, не помнящими родства».

И не важно, чужую деревню они рушат или свою, ведь это все их Родина. От таких людей исходит угроза окружающему миру, а также и природе. Старая мудрость гласит: не плачьте об умерших - плачьте о потерявшем душу и совесть. В романе «Буранный полустанок» Ч. Айтматова, как и в произведении «Матренин двор», главной темой является тема почитания своих предков, знание своих корней.

У Едигея умер друг. И вот в поселок приехал сын этого умершего друга, Сабитжан. Как позже выяснилось, он «не хоронить приехал отца, а лишь бы только отделаться, прикопать как-нибудь и побыстрей уехать». Оказалось, не чтит Сабитжан своего родителя, не уважает прах его. Сабитжан похож на манкурта, который не помнит ни отца своего, ни мать свою.

Когда же они отправились хоронить старого друга Едигея, то встретили непонимание, бессердечие, царившее в мире. Тема памяти в современной очень обширна и многогранна. Она затрагивает многие нравственные темы и проблемы.

Эта проблема потери корней своих предков, тема родного края, проблема потери доброты, сердечности, совести и души, тема «Ивана, не помнящего своего родства», тема превращения человека в манкурта, тема увековечения памяти. Эти проблемы страшно дают о себе знать и существуют в наши дни. Вот почему они нашли свое отражение в современной литературе.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема памяти в современной литературе . Литературные сочинения!

Сочинение ЕГЭ по тексту: " Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость…" (по Б.Л. Васильеву).

Полный текст

(1) Брестская крепость. (2)Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идёт поезд. (З)Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость. (4) 3десь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. (б)Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боёв, и вы можете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнемётами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костёла. (6) Не спешите. (7)Вспомните. (8)И поклонитесь. (9)В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал ранним утром 22 июня. (10)Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... (11)И вы непременно остановитесь возле знамени — единственного знамени, которое пока нашли в крепости. (12)Но знамёна ищут. (13) Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга. (14) Крепость не пала. (15)Крепость истекла кровью. (16) Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. (17) На десятом, в апреле 1942 года. (18)Почти год сражался этот человек. (19)Год боёв в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. (20)Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат. (21) Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. (22)Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почётный караул. (23) Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. (24)Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. (25)Она выходит на площадь, где у входа в вокзал висит мраморная плита: С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ. (26) Целый день старая женщина читает эту надпись. (27)Стоит возле неё, точно в почётном карауле. (28)Уходит. (29)Приносит цветы. (30)И снова стоит, и снова читает. (31)Читает одно имя. (32)Семь букв: "НИКОЛАЙ". (ЗЗ)Шумный вокзал живёт привычной жизнью. (34)Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. (35)И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина. (36) Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. (37) Важно только то, за что они сражались.

Статья русского писателя Бориса Васильева заставляет нас задуматься, помним ли мы тех солдат, которые защищали нашу страну, нас, от чёрной чумы фашизма. Проблему памяти Великой Отечественной Войны поднимает автор статьи. В нашей стране много музеев, посвященных героям-солдатам. Одним из них является музей защитникам Брестской Крепости.

Позиция автора четко выражена в словах: «Не спешите. Вспомните. И поклонитесь». Автор призывает современную молодёжь помнить о тех, кто нам дал свободную жизнь, сохранил наше государство, наш народ. И самое главное это то, за что они сражались, а сражались они за наше будущее.

Я полностью согласен с автором статьи. Мы не имеем права забывать тех, кто погиб в этой кровавой бойне, мы должны знать и чтить их могилы, их памятники. Нельзя жить, не касаясь этого, ведь это наша история. Это обязательно нужно помнить и передавать знания будущим поколениям.

Многие русские писатели поднимали тему войны в своих произведениях. Написаны великие произведения о героических подвигах советских солдат. Это и «Судьба человека» М. Шолохова, и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, и «А зори здесь тихие» Б. Васильева, и многие, многие другие. Прочитав рассказ Шолохова «Судьба человека», я долго не мог отойти от того состояния, в которое он меня ввел. Андрей Соколов пережил очень многое. Судьба, которая пришлась на время войны - самая тяжелая. Но, несмотря на все трудности, пройдя весь ужас плена, концлагеря, Соколов смог сохранить в себе человечески чувства доброты и сострадания.

Также и Б. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие» рассказывает о простых советских девушках, которые не побоялись во много раз превосходящего их врага и исполнили свой воинский долг: не дали пройти немцам к железнодорожным путям, чтобы взорвать их. За бравое дело девушки поплатились своей жизнью.

Забывать о том, чего стоила нашей стране свобода, нельзя. Мы обязаны помнить о тех, кто сложил свои головы за будущее потомков. Чтить память, и учить этому своих детей, передавая память о войне из поколения в поколение.

Текст из ЕГЭ

(1)Помню те апрельские дни 1961 года. (2)Ошеломляющая радость, восторг… (З)Люди, высыпавшие на улицы Москвы, музыка, счастливые и растерянные лица… (4)Невероятно… немыслимо… не верится… (б)Человек в космосе! (6)Наш! (7)Майор Гагарин! (8)Ракета «Восток»! (9)Пилотируемый космический корабль! (Ю)Фантастика! (И)Здорово! (12)Здорово! (13)Здо-о-орово! (14)Ура-а-а!
(15)Столица, покинувшая школы и учреждения, цеха заводов и университетские аудитории, отменившая театральные спектакли и киносеансы, буйствовала в пароксизме стихийных эмоций. (16)Может быть, впервые за все ее восемь веков, по-настоящему искренних и чистых. (17)Даже радость школяра по поводу неожиданно отмененных уроков меркла по сравнению с этим праздником, ворвавшимся в миллионы сердец.
(18)А потом, через несколько дней, он прилетел в Москву. (19)Прямой репортаж из «Внуково». (20)Новенький телевизор «Старт», купленный словно специально для такого случая. (21)Тесный кружок соседей у мерцающего черно-белыми картинками экрана. (22)Вот он идет по ковровой дорожке… (23)Улыбается… (24)«А ведь симпатичный парень!» - соглашаются соседи в один голос… (25)Вот развязался шнурок… (26)Все ахают и замирают - упадет, не упадет… (27)Вот он докладывает Первому секретарю ЦК КПСС Хрущеву…
(28)Конечно, многого в одиннадцать лет не понять. (29)Но ведь уже прочитаны «Аэлита», и «Туманность Андромеды», и «Война миров», а потому эмоциональный шок от реального полета человека в космическое пространство осознаваем. (30)И память хранит даже не столько зрительные образы, сколько ощущения: радость, восторг, праздник.
(31)Сейчас уже привыкли. (32)Впрочем, привыкли давно, с тех пор как стали выветриваться из памяти имена космонавтов, а очередной полет на орбиту или на космическую станцию перестал быть информационным событием. (ЗЗ)Да и немудрено - более 500 человек побывали там, если верить статистике. (34)Разве можно вспомнить всех! (35)Но первых помнят. (36)И погибших тоже помнят.
(37)Юрий Гагарин испытывал страх перед полетом, в кабине корабля, при возвращении на Землю? (38)Разумеется, тогда, в 1961-м, мне и в голову не могли прийти подобные вопросы. (39)Самым естественным образом для мальчишки, росшего в СССР, я считал, что Юрий Гагарин был счастлив и до, и во время, и после. (40)И, конечно же, горд. (41)Причем не как-нибудь по-особенному, а исключительно законной гордостью. (42)Что же, отрочество имеет свои привилегии, в том числе и возможность быть безнаказанно глупым.
(43)Теперь-то, с высоты прожитых лет, понимаю: ему было страшно. (44)Очень. (45)Ведь летел в непознанное, в черную дыру, и шансов пропасть у него было едва ли не больше, чем шансов вернуться. (46)Вряд ли это утешало или вселяло уверенность: «поддержка миллионов», «вера в мощь советской науки», «руководящая роль партии»… (47)Безусловно, были и поддержка, и вера в науку, и руководство партии. (48)Но смерть, как и рождение, - акт интимный, совершаемый в одиночестве, даже если вокруг стоят объятые горем родственники. (49)Решение рисковать жизнью с минимальными шансами не умереть принимается человеком без оглядки на «поддержку миллионов».
(50)Именно в принятии такого решения и заключается величие этого улыбчивого и теперь уже вечно молодого русского парня. (51)Он сделал шаг к гибели, открыв нам новую эпоху. (52)И мы теперь небрежно пропускаем информацию об очередном полете в космос, забываем имена других космонавтов, рассматривая все это как события рядовые и обыденные. (53)Наверное, так и должно быть.

(По М. Беляшу)

Вступление

С каждым годом история человечества полнится все новыми событиями, прославляющими цивилизацию. Мир не стоит на месте, мир движется вперед. Развиваясь и совершенствуясь, находя все новые пути возвеличивания.

Кто ответственен за прогресс? Конечно же, люди. Некоторые из них героически бросались в объятия неизвестности, рискуя жизнью и здоровьем ради всеобщего развития. Но с течением времени их подвиги забываются, становятся обыденностью, не более чем историческим фактом.

Проблема

Проблему исторической памяти поднимает в своем тексте М. Беляш, рассказывая об изменении отношения русских людей к первому полету Юрия Гагарина в космос.

Комментарий

Автор вспоминает далекий 1961 год, когда общественность была взбудоражена известием о первом полете человека в космос. Толпы ликующих людей на площадях больших городов, отмененные занятия в школах и покинутые рабочие места, отложенные спектакли и киносеансы.

Одиннадцатилетнему мальчику было сложно понять внутреннее состояние героя в то время, во время свершения его полетов. Казалось, что Гагариным движет желание прославить свою страну, гордость за Родину и сограждан, что он попросту был счастлив в самые сложные моменты полетов и после них.

Спустя десятки лет стало понятно, что Юрий Гагарин испытывал невероятный страх, отправляясь в путешествие, которое с большей долей вероятности могло закончиться его гибелью, нежели возвращением.

Несмотря на поддержку соотечественников, государства, семьи, Юрию Гагарину невозможно было не чувствовать себя одиноким, так как процесс рождения и смерти настолько интимен, что совершается в полнейшем единении с самим собой. И решение пойти на смертельный риск принимается человеком самостоятельно, без оглядки на мнение миллионов.

В те далекие времена, когда произошел первый полет, осознание реально свершившегося исторического факта закрепила в памяти не столько значимость события, сколько восторг, радость и праздник. Но постепенно люди привыкли к полетам, и имена космонавтов не только забываются, но уже и не сообщаются общественности с прежним энтузиазмом.

Авторская позиция

По мнению автора, величие Гагарина заключается именно в том, что он осознанно шел на риск, понимая возможные последствия совершаемых действий. Он пошел на смерть, чтобы открыть человечеству новую эпоху освоения космоса.

А сейчас мы так легко воспринимаем информацию об очередном полете, воспринимаем это как ничего не значащее обыденное событие. Автор предполагает, что так и должно быть. Это своеобразный закон жизни, хотя и очень печальный.

Своя позиция

Не могу не согласиться с автором в том, что жизнь движется вперед, и то, что было ново и необычно десять или пять лет назад, теперь уже слишком привычно и обыденно. По-другому быть не может. Но то, что произошло когда-то, сделало нас великими и более развитыми, должно все же оставаться в нашей памяти, чтобы служить примером для будущих поколений.

Аргумент 1

Размышляя о проблеме памяти, я вспоминаю повесть В. Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, сильная духовно женщина, бережет прошлое с помощью сохранения покинутых домов и могил. Это своеобразные символы памяти. Желая сберечь их во время актов вандализма, зная, что вскоре весь остров уйдет под воду, она прощается с прошлыми поколениями, с теми, кто жил здесь до нее. Пока хоть кто-то помнит о прошлом, нить, связующая поколения, не может оборваться.

Аргумент 2

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» один из главных героев, Яша, необразованный лакей, воображающий себя лучшим представителем современного мышления, преклоняющийся перед всем чужеземным, не видит смысла общаться с собственной матерью. Он – яркий пример утраты памяти, поэтому его жизнь представляется бессмысленной, никому не нужной, в ней полностью отсутствует хоть что-то духовное и нравственное.

Заключение

Память – то, благодаря чему не прерывается привычный ход времен, плавно сменяют друг друга эпохи. Без памяти прошлого мы не сможем выстроить достойного будущего, не сможем помочь сменяющим нас поколениям в построении их новейшего мира.