Роберт шекли - биография, информация, личная жизнь. Шекли роберт краткая биография писателя По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма

Шекли Роберт (по-английски звучит как Robert Sheckley). Писатель появился на свет 16 июля 1928 года, умер 9 декабря в 2005 году. Американский автор большинства сатирико-философских романов и рассказов. Для его творчества характерны строгие, лаконичные описания и высмеивание привычного жизненного уклада человечества.

Биография Роберта Шекли многогранна и интересна. Он родился в Нью-Йорке (Бруклин), рос на территории Нью-Джерси. С детских лет зачитывался произведениями Бредбери Рэя, Старджона Теодора и Каттнера Генри. После того как окончил школу, получил повестку в армию, служил на территории Кореи (1946 -1948 года). По окончании службы он поступает на учебу в Нью-Йоркский университет и получает специализацию по гуманитарным дисциплинам. Кроме этого, занимается прослушиванием у Ирвина Шоу курса литературного творчества. Поле того, как закончил учебу в вышеуказанном университете начал работать на металлургическом заводе.

В 1951 году начинается литературная деятельность писателя; он предлагает свои произведения многим журналам, специализирующимся на научно-фантастическом жанре. Его произведения нравятся издателям, он усиленно занимается творчеством и на протяжении нескольких лет пишет множество романов и рассказов. В это же время Шекли занимался параллельным написанием пятнадцати эпизодов для телевизионного сериала, название которого «Капитан Видео», и шестидесяти пятиминуток новелл к циклу под названием «По ту сторону зеленой двери». Их на радио прочел популярный в то время актер по имени Бэзил Рэтбон.

В своих произведениях Шекли показывал привычные стереотипы, и именно их он достаточно ярко и смело высмеивал. Такой критерий более ярко проявился позднее, после того как Шекли занялся более крупной работой. Благодаря этому Шекли прибегал к созданию углубленного и серьезного анализа поведения человека, при этом в полной мере сохранялась ирония и сатира.

Несмотря на то, что произведения Роберта Шекли постоянно печатались в родной стране, где жил автор, он не заимел стол широкой популярности как другие авторы, писавшие в данном жанре. Вероятно, это было связано с тем, что сюжеты его рассказов имели сюрреалистический характер. Самоирония автора и несвязность написанного при помощи привычных и обыденных приемов - все это немного усложняло полное восприятие его произведений общественностью. Но наперевес всему этому, переведенные на русский язык его произведения моментально на территории бывшего СССР сделали из Шекли настоящую звезду! Писателем-фантастом зачитывались взахлеб, он в полной мере мог соперничать с таким известным писателем-фантастом России, как Станислав Лем.

В его творчестве присутствует множество рассказов, но не лишним будет упомянуть о наиболее популярных его романах, таких как "Корпорация под названием «Бессмертие» и «Цивилизация Статуса». В сотрудничестве с Роджером Желязны, автором было написано множество книг, составивших целую серию. Кроме этого, с легкой руки автора мир смог увидеть и наслаждаться чтением детективных романов с юмористическим уклоном о сыщике по имени Боб Дракониан. Также длительный период Роберт Шекли занимался разработкой сценария «Netrunner» - компьютерной игры.

На протяжении своего жизненного пути автор написал порядка шестидесяти пяти книг. К примеру, в 1991 году награда им. Даниэля Галана нашла гениального творца. Далее в 1998 г. (Санкт-Петербург) он получил премию «Странник» за весомый вклад в научную фантастику и область юмора. Позднее Роберт Шекли женился на другой писательнице, имя которой Гэйл Дана. Они жили на территории Портленда, в штате Орегон.

Нередко посещал Россию, так как именно здесь жило большинство почитателей его таланта. Необходимо отметить, что русские гонорары, где его множество раз печатали, переиздавали и составили в конце жизни автора все его доходы. Однажды в 2005 году, во время очередного своего визита в Украину на конвент фанов под названием «Портал» Шекли попадает в больницу, не имея при этом страховки. Откровенно говоря, у Шекли совершенно не было денег для того, чтобы оплатить огромные счета. В конечном итоге большинство фанов и поклонников творчества писателя собрали кругленькую сумму и оплатили все больничные расходы Шекли.

Роберт Шекли умер 9 .12. 2005 г. в городе Покипси (что расположен в штате Нью-Йорк), от инсульта.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Шекли Роберта представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Роберт Шекли родился в Нью-Йорке. Окончил технический колледж, факультативно прослушал курс литературы у Ирвина Шоу. В 1951 г. Шекли окончил Нью-Йоркский университет и получил степень бакалавра искусств, а год спустя опубликовал свой первый рассказ. Роберт Шекли является общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Многие российские любители фантастики в числе самых любимых классических произведений называют повести Шекли «Обмен разумов» и «Билет на планету Транай», рассказы «Страж-птица», «Призрак V» и многие другие.

Успех и устойчивую репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли Шекли именно короткие рассказы, в основном, написанные в 1950-е гг. Хотя в большинстве своем творчество Шекли-рассказчика ограничено задорным, искрометным и достаточно безобидным юмором, в показном безоблачном «веселье» отчётливо слышны тревожные ноты, особенно это касается тех произведений, где автор ставит под сомнение способность человека совладать с внутренними демонами саморазрушения. В «Абсолютном оружии» (1953) исследователи на Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том, что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против всех, включая нашедших его; та же идея является центральной в «Пушке, которая не бабахает» (1958). Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую «моралисты» пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - «Ордер на убийство» (1954) - или массового спорта и досуга в будущем, как в одной из самых известных новелл Шекли «Седьмая жертва» (1953); после экранизации рассказа Шекли опубликовал романизацию сценария - «Десятая жертва» (1966), а спустя 20 лет вернулся к теме в романах-продолжениях: «Первая жертва» (1987), «Охотник/Жертва» (1988). Изящный рассказ «Бесконечный Вестерн» (1976) посвящён демифологизации, в духе фильма М. Крайтона «Мир Дикого Запада», ещё одного кровавого американского развлечения.

Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвящённые контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952; рус. 1968 - «Где не ступала нога человека»), «Запах мысли» (1953) , «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии - как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953). Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его составными частями, образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказе «Специалист» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955), «Особый старательский» (1959) , «Мой двойник - робот» (1973) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953); проблемам криминологии будущего посвящён также рассказ «Вор во времени» (1952). В шутливой «Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953), герой рассказа «Бухгалтер» (1953) - мальчик из семьи чародеев - мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: «Идеальная женщина» (1954) , «Паломничество на Землю» (1956), «Язык любви» (1957), «И люди занимаются этим?» (1972), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».

Роберт Шекли опубликовал около двадцати романов и приблизительно столько же сборников рассказов. Также использовал псевдонимы Филлипс Барбе, Нэд Лэнг и Финн О`Донневан. На русском языке изданы два собрания сочинений писателя - первое выпущено издательством «Полярис» (в 12 томах), а второе - издательством ЭКСМО.

В апреле 2005 г. Шекли приехал на Украину по приглашению организаторов конвента фантастов «Портал». Там он почувствовал себя плохо и был помещён в частную клинику. После проведения курса лечения, писателя отправили на родину, где поместили в один из лучших госпиталей. Писателю была проведена операция по поводу аневризмы сосудов головного мозга, после чего его состояние несколько стабилизировалось. Он даже планировал ещё раз посетить Украину в следующем году.

Однако в последнее время здоровье писателя стало неуклонно ухудшаться, и 9 декабря в больнице города Пафкипси (штат Нью-Йорк) Роберт Шекли ушёл из жизни.

Информация с fantlab.ru

,боевик
Супруга: Яй Ротнвелл (развод, один ребенок), Барбара Скадрон (развод, один ребенок), Зива Мира Квитней (развод, двое детей), Абба Шульман (развод, двое детей), Гэйл Дане (двое детей)

Биография

Роберт Шекли - знаменитый американский писатель-фантаст, автор нескольких сотен фантастических рассказов и нескольких десятков научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. В начале своей карьеры писал под псевдонимами Finn O’Donnevan и Ned Lang.

Роберт Шекли родился в 1928 году в Нью-Йорке, в ассимилированной еврейской семье; вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 50-х годов Шекли начал писать первые рассказы и, предлагая их в научно-фантастические журналы, встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу». (Видео-интервью с Р. Шекли)

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy» (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction»). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3-4 цента за слово; и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой», очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год; пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, идя на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door»). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном, сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс».

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны, Гарри Гаррисон, Харлан Эллисон и другими. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 13 авторских сборников. Его произведения были переведены на многие языки мира, что составило более 65 книг.

В 70-е годы писатель много путешествовал, ходил под парусом, был редактором журнала «Omni».

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галлана за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане и жил в Портленде. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе; и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита, и куда он неоднократно приезжал по приглашению, в качестве почётного гостя); в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал», состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка, скорее всего, на момент госпитализации была просрочена. В связи с серьёзностью болезни, было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Решение было правильным, но Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским политиком. Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться на Родину, в США. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли не смог поправиться и ушёл из жизни 9 декабря 2005 года, на 78-м году жизни, в больнице города Покипси, штат Нью-Йорк. Он умер от осложнения аневризмы сосудов головного мозга, через две недели после не слишком удачно проведённой операции.

Библиография

Циклы произведений:

Цикл о Грегори и Арнольде / The AAA Ace Series

Цикл о секретном агенте Стивене Дэйне / Stephen Dain

«Смертельные гонки / Dead Run ("Мертвый бег", "Смертник")»
«50-й калибр / Calibre .50»
«Живое золото / Live Gold»
«Белая смерть / White Death»
«Времени в обрез / Time Limit ("Ограничение во времени")»

Жертва / Victim

«Седьмая жертва / Seventh Victim»
«Десятая жертва / The Tenth Victim ("The 10th Victim")»
«Первая жертва / Victim Prime»
«Охотник-жертва / Hunter/Victim»

История рыжего демона / The Millennial Contest
Со

«Принесите мне голову прекрасного принца / Bring Me the Head of Prince Charming»
«Коль с Фаустом тебе не повезло / If at Faust You don"t Successed ("Коль в роли Фауста тебе не преуспеть")»
«Театр одного демона / A Farce to Be Reckoned With»

Детективное агентство «Альтернатива» / The Alternative Detective

«Детективное агентство «Альтернатива» / The Alternative Detective»
«Между Сциллой и Харибдой / Draconian New York»
«Сома-блюз / Soma Blues»

Координаты чудес / Dimensions of Miracles

«Координаты чудес / Dimensions of Miracles»
«Новое путешествие в Координаты чудес / Dimension of Miracles Revisited («Координаты чудес: второе путешествие», «Второе путешествие в координаты чудес»)»

Город Мертвых / The City of the Dead

«Город мертвых / The City of the Dead»
«Всё по порядку / Weather Sirens»
«Персей / Perseus»

Романы:

«Корпорация «Бессмертие» / Immortality Inc. ("Time Killer, rev. Immortality Delivered")»
«Цивилизация статуса / The Status Civilization («Omega!», «Тоже цивилизация», «Статус-цивилизация»)»
«Хождение Джоэниса / The Journey of Joenes («Хождения Джоэниса», «Путешествие Джоэниса», «Путешествие в послезавтра» / «Journey Beyond Tomorrow»)»
«Обмен разумов / Mindswap»
«Агент Х, или Конец игры / The Game of X»
«Оптимальный вариант / Options (Выбор, Варианты выбора; Условия выживания)»
«Алхимический марьяж Элистера Кромптона / The Alchemical Marriage of Alastair Crompton (Четыре стихии; Алхимический марьяж Алистера Кромптона / Crompton Divided; The Humours)»
«Драмокл: Межгалактическая мыльная опера / Dramocles: An Intergalactic Soap Opera ("Дромоклес: Интергалактическая мыльная опера")»
«, герой Галактики, на планете закупоренных мозгов / Bill, the Galactic Hero on the Planet of Bottled Brains // Соавтор: Гарри Гаррисон»
«Кровавый урожай / Alien Harvest»
«The Laertian Gamble»
«A Call to Arms»
«Божий дом / Godshome»
«Великий гиньоль сюрреалистов / The Grand Guignol of the Surrealists»

Повести:

«Билет на планету Транай / A Ticket to Tranai»
«Четыре стихии / The Humors ("Join Now", под псевдонимом Finn O"Donnevan)»
«Человек за бортом / The Man in the Water»
«Поединок разумов / Meeting of the Minds»
«В стране чистых красок / In a Land of Clear Colors»
«Охотники каменных прерий / Carhunters of the Concrete Prairie»
«Лабиринт Минотавра / Minotaur Maze»
«Майрикс / Myryx»
«Жар чужих звезд / Alien Starswarm ("Пришелец - горячий, как звезды")»
«Машина Шехерезада / The Scheherezade Machine»
«Джордж и коробки / George and the Boxes»

Сборники:

«Где не ступала нога человека / Untouched by Human Hands»
«Гражданин в космосе / Citizen in Space»
«Паломничество на Землю / Pilgrimage to Earth»
«Идеи: Без ограничений / Notions: Unlimited ("Фантазия без границ")»
«Лавка бесконечности / Store of Infinity»
«Осколки пространства / Shards of Space»
«Ловушка для людей / The People Trap»
«Того же и вам - вдвойне / Can You Feel Anything When I Do This? ("The Same to You Doubled")»
«Робот, который был похож на меня / The Robot Who Looked Like Me»
«Так люди ЭТИМ занимаются? / Is THAT What People Do?»
«Машина Шехерезада: Шесть историй / The Scheherezade Machine»
«Uncanny Tales»
«Лавка старинных диковин»
«В тёмном-тёмном космосе»

США

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Запах МЫСЛИ. Роберт Шекли

    ✪ Роберт Шекли - Чумной Район // Аудиорассказы от Maestro (выпуск 11)

Субтитры

Друзья, если у вас нет возможности (времени, желания, сил) читать рассказ Роберта Шекли «Запах мысли», смотрите это видео и будете знать о приключениях межзвёздного почтальона на незнакомой планете столько же, сколько и человек, который прочитал этот фантастический рассказ. Итак, у пилота почтолёта Лероя Кливи начались неполадки. Лерой – межзвёздный почтальон на старом корабле. Неполадки были связаны с охладительной системой. На базу он передал, что приземлится на ближайшей кислородной планете. База ответила, что высылает к нему спасательный корабль. Кливи сел на планете 3-М-22. Он успел выпрыгнуть из корабля прежде, чем тот взорвался. Почту, кстати, сохранил. Вскоре Кливи увидел пробегавшего мимо маленького зверька, величиной с белку, но с тёмно-зелёным мехом. У этого зверька не было ни глаз, ни ушей. Появился другой зверь – размером с волка. Тоже зелёного цвета, тоже без глаз и ушей. Но с мощными клыками. Слепой волк охотился за слепой белкой. Это было смешно. Внезапно белка задрожала, и волк её съел. Кливи подумал, что у этого волка большие зубы, и тотчас волк повернулся в его сторону. «Теперь он съест меня», - подумал он. «Наверное я буду первым съеденным человеком на этой планете». Когда волк подошёл очень близко к нему, Кливи отключился. Очнулся он вечером. Странно, но он был жив. Почему волк не съел его? И тут он увидел местную пантеру. Тоже зелёную, тоже без глаз и ушей. Она ушла прочь. Как только он подумал о ней, то увидел, что она повернулась к нему. И тут он понял, что животное обнаруживало его… телепатически, по мыслям. Пантера приближалась. Нужно было срочно перестать думать о ней. Тогда Кливи стал лихорадочно думать о своих девушках, о космолётах, о планетах, о синяках на ноге. Сколько их? Восемь. Ещё раз нужно пересчитать. Точно восемь. Пантера приближалась. Блин, как можно в такое время не думать о пантере? Эврика. Он подумал, что он пантера-самка. Тогда животное подошло к нему и потерлось об него. Вскоре пантера убежала. Кливи начал думать. Вероятно у каждого животного есть свой запах мысли. Он уснул. Когда проснулся, то с удивлением обнаружил, что ещё жив. Вернулся к остаткам своего корабля, взял какой-то металлический стержень. Хоть какое-то оружие. Очень хотелось есть. Кливи увидел кустарник, попробовал ягоду и принял решение поесть. Потом запил водой из ручья. После этого начал искать какое-то укрытие, чтобы дождаться спасателей. Но местный ландшафт не позволял найти подходящее место. По небу пролетел местный стервятник. А рядом Кливи увидел сразу четырёх волков. Тогда он подумал, что он волчица, которая ищет своих волчат. Не прокатило. Один из волков прыгнул на человека. Кливи ударил его стержнем, тот отступил. Все четверо снова наступали на него. Тогда Кливи представил себя пантерой. На секунду волки остановились, но всё равно продолжали движение. Один из них прыгнул на Кливи и свалил его с ног. Во время борьбы человек представил себя змеёй. Волки быстро отступили. Кливи понимал, что нужно и дальше оставаться змеёй, но он побежал. Волки кинулись за ним. Тогда он представил себя птицей-стервятником, как он кружит над землёй. Волки стали подпрыгивать вверх и щёлкать зубами. Постепенно он ушёл от них. День закончился. Проснулся. Спасателей нигде не было. Стоило только на миг подумать о пантерах и волках, как они тут же появились. Рядом не было ни деревьев, ни скал – только кусты. «Блин, что делать?». О! Стану кустом. Животные остановились. На плечо Кливи села птичка. Она клюнула его в шею. А потом ещё и ещё. Этот дятел реально достал. Он схватил его и кинул в пантеру. Животные кинулись на него. Кливи только успел подумать, что он уже труп, как звери сразу же отступили. Он стал разлагающимся трупом, на который не поведётся ни одно животное, кроме… Правильно, кроме стервятника. Стервятник спокойно подошёл к нему, и Кливи ударил его ногой. И снова пантера была готова накинуться на него. Как жаль, что с собой нет факела. Точно, факела! И он представил себя факелом. Все звери вокруг стали убегать подальше от Кливи. Но внезапно на него обрушился ливень. Когда он пришёл в себя, то был уже на звездолёте. Почтмейстер сказал, что он подоспел как раз вовремя. Потому что Кливи находился в эпицентре степного пожара, и он успел включить увлажняющую систему. Почтмейстер посмотрел на Кливи и спросил: - Скажи, а почему на тебе нет ожогов? Всё…

Биография

Роберт Шекли родился в 1928 году в еврейской семье в Бруклине, Нью-Йорк . Вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

Начал читать рано, с детства любил читать и мечтал стать писателем. В юности увлекался творчеством таких авторов, как Роберт Хайнлайн , А. Ван Вогт , Джон Кольер . После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете , специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Служил писарем в армии в Корее. Вернулся в США из-за конфликта с начальством. Некоторое время работал на металлургическом заводе.

С начала 1950-х годов Шекли начал писать первые рассказы и предлагать их в научно-фантастические журналы, где встретил очень тёплый приём редакторов и читателей. За последующие десять лет написал несколько сотен коротких, остроумных фантастических рассказов. Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004 г.), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал вначале комнату, а затем однокомнатную квартиру в тихом месте центра Нью-Йорка. Сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на пишущей машинке, и на своём скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон писателя разрывался от редакционных звонков.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: «Я куплю каждое ваше слово, всё, что вы ни напишете, потому что я продам всё, что вы ни напишете ». Шекли говорил, что это были одни из самых приятных для него слов. (Из автобиографических воспоминаний ).

«Почему именно фантастика?» - часто спрашивали его впоследствии. Ответ был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу ». (Видео-интервью с Р. Шекли )

Молодой талантливый автор не остаётся незамеченным редакцией самого популярного в те годы в США нового ежемесячного научно-фантастического журнала «Galaxy » (вначале называвшегося «Galaxy Science Fiction »). Шекли начинает постоянно печататься в нём, получая уже не один, а 3 - 4 цента за слово, и с каждым новым выпуском приобретая всё большую популярность. Таким образом, гонорары писателя за один рассказ в 5000 слов составляли до 200 $, что в пересчёте на сегодня составляет примерно 2000 $.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют » - самое высокое звание, присуждаемое в жанре фантастики наиболее перспективному молодому автору. Многие маститые коллеги по перу и критики признавали Роберта Шекли лучшим фантастом 50–60-х годов.

В 60-е он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах, в том числе в литературных колонках журнала «Плэйбой », очень популярного в то время и платившего крупные гонорары своим авторам (благодаря громадному в те годы тиражу - более 7 млн экземпляров только в США).

Шекли быстро завоёвывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Однако продолжению «звёздного» времени журнальной прозы в США в 60-е годы помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве своём остались не у дел. «Galaxy» снижает ставки авторам до 1,5 центов за слово, начинает выходить нерегулярно, потом уже и не ежемесячно, а 6 раз в год, пока вообще не закрывается.

Шекли пробует себя в больших литературных формах, вынужденный пойти на это из-за требований рынка. Однако здесь, в не столь любимом для себя жанре, успех меньше сопутствовал писателю. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Шекли пишет также сценарии 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» («Captain Video ») и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зелёной двери» («Behind the Green Door »). Они были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном , сыгравшим знаменитого сыщика в американском сериале «Шерлок Холмс ».

  • «Где не ступала нога человека » (1954);
  • «Не тронуто рукой человеческой » («Untouched by Human Hands », , 1955);
  • «Гражданин в космосе » («Citizen in Space », );
  • «Паломничество на Землю » («Pilgrimage to Earth », );
  • «Идеи: Без ограничений » («Notions: Unlimited », );
  • «Лавка бесконечности » («Store of Infinity », );
  • «Осколки космоса » («Shards of Space », 1962);
  • «Ловушка на человека » («The People Trap », 1968);
  • «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это? » («Can You Feel Anything When I Do This? », );
  • «Робот, который был похож на меня » («The Robot Who Looked Like Me », );
  • «Удивительный мир Роберта Шекли » («The Wonderful World of Robert Sheckley », );
  • «Так люди ЭТИМ занимаются? » («Is THAT What People Do? », 1984);
  • «Машина Шехерезада » («The Shecherezade Machine », 1995).

Рассказы Роберта Шекли отличает парадоксальный взгляд, показывающий самые обычные обстоятельства и предметы с необычной стороны, а также неожиданная концовка. По стилю произведений писателя часто сравнивают с О. Генри .

Большой популярностью пользовался его юмористический цикл из семи рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

В видеоинтервью писателю Роберто Квалье (Roberto Quaglia ) Роберт Шекли на вопрос «Какой вопрос Вы ненавидите больше всего? » с присущим ему мягким юмором ответил: «Откуда Вы берёте свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, "откуда", я бы пошёл туда и взял бы их больше! ». А на вопрос «Какой вопрос Вам понравился больше всего? » ответил: "Мне его, к сожалению, никогда так и не задали. Он звучит так: «Не считаете ли вы, что писатель - словно ловкий врун из известной легенды?» Я бы ответил: «Да. Думаю, да ».

По произведениям Шекли было снято четыре кинофильма:

  • «Десятая жертва » (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни);
  • «Беглец » (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевес и Мик Джаггер);
  • «Побег с Адского острова» («Escape from Hell Island», );

В 2007 году был экранизирован рассказ «Страж-птица » (в сериале «Хроники будущего» - Masters of Science Fiction ).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноимённому рассказу писателя.

Хотя произведения Шекли и печатались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, сюрреалистические сюжеты и несвязанность с обычными приёмами научной фантастики затрудняли восприятие читателем его творчества. Вдобавок к этому - свободный рынок, большое количество авторов, работающих в жанре фантастики, достаточное число изданий и их дороговизна и, главное, упадок популярности журнальной прозы в США в 1960-е.

Однако его произведения, переведённые в 60–80-х годах на русский язык и изданные большими тиражами, мгновенно принесли Роберту Шекли уникальную популярность и любовь в СССР - даже большую, чем у себя на родине. Немалую роль в этом сыграл, конечно, и фирменный стиль автора - интригующий с первых слов яркий развлекательный сюжет, удивительный юмор, уникальная доброта и человеколюбие, и всегда - неожиданная развязка. Роберт Шекли был и является в настоящее время одним из самых известных и любимых отечественным читателем зарубежных фантастов.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошёл один из его российских поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на пишущей машинке. Писатель был поражён: «Неужели у Вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги? ». Он был прав лишь отчасти. Он все ещё не мог поверить, насколько был популярен и любим в СССР (интервью ).

Из других произведений Шекли, помимо рассказов, наиболее известны романы:

  • «Корпорация „Бессмертие“ » («Immortality, Inc. », 1958-59);
  • «Цивилизация Статуса » («The Status Civilization », 1960);
  • «Путешествие в послезавтра » («Хождение Джоэниса »; 1962, 1978);
  • «Обмен разумов » («Mindswap », июнь 1965);
  • «Координаты чудес » («Dimension of Miracles », 1968);
  • а также повесть «Билет на планету Транай » («A Ticket to Tranay », 1955).

Им были написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане :

  • «Сома-блюз» Soma-Blues », 1977);
  • «Детективное агентство „Альтернатива“» The Alternative Detective », 1993);
  • «Между Сциллой и Харибдой» Draconian New York », 1996).

Шекли сотрудничал с такими фантастами, как Роджер Желязны , ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн, сын Джейсон от первого брака, дочь Алиса Квитней от второго, дочь Анна и сын Джед от третьего, а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дане (англ. Gail Dana ) и жил в Портленде . Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его поклонники и почитатели.

В 1999 г. Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Роберто Квальей (вице-председателем Европейского общества научной фантастики с 2002 г.), у которого часто и долго гостил в Генуе и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на телевидении. С ним Шекли планировал написать две совместные книги. Они были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Роберт Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни - ещё и гурманом. На выступлениях ему, в качестве исключения, разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах - библиотеках, типографиях и т.п.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

В последние годы он жил на Ивисе вместе со своей пятой женой, а впоследствии - в одиночестве. В это время Шекли писал немного, почти не издавался, жил скромно, болел и часто нуждался в деньгах.

Помня о своей популярности в России и на Украине (где фантастика всегда была развита и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почётного гостя), в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье - в недорогом, тёплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам писателя не суждено было сбыться.

Весной 2005 г., во время визита на Украину на литературный конвент «Портал », состояние здоровья Шекли (вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста) резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Писатель задержался на Украине, его медицинская страховка была просрочена. В связи с серьёзностью болезни было принято решение поместить его не в бесплатную государственную, а в дорогую частную клинику. Шекли не имел возможности оплатить лечение в ней самостоятельно, и его долг (10 000 $) был оплачен известным украинским бизнесменом Виктором Пинчуком . Также для него был организован сбор средств, что помогло ему (в тяжёлом состоянии, под присмотром украинских врачей) вернуться в США . На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Кратко о статье: Роберт Шекли - один из самых любимых в нашей стране зарубежных фантастов. Любовь была взаимной: вплоть до своей кончины в прошлом году Шекли часто приезжал в бывший СССР. Читайте в «Мире фантастике» об авторе «Координат чудес» и множества рассказов, таких же добрых и мудрых, как улыбка самого Шекли.

ПОИСКИ ЛАКСИАНСКОГО КЛЮЧА

Меланхолические странствия Роберта Шекли

Ему оставалось лишь одно - бежать. В космосе хватало места для тех, кто не прижился на Земле.

Роберт Шекли, «Проблема туземцев»

Великих фантастов много, но если попробовать навскидку назвать самых-самых, то одним из первых придет на ум имя Роберта Шекли. Когда мы успели подружиться с ним? Сложно припомнить. Кажется, он был с нами всегда. Его искрящийся заводной юмор, знакомый еще по потертым советским книжкам, его фантазия и жизнелюбие так зажигали нас, что за всем этим мы часто не замечали лица самого автора и его улыбку...

Впрочем, эту улыбку нельзя назвать радостной. Скорее, напротив. В одном из рассказов Шекли мы попадаем на планету, целиком заваленную серым веществом под названием тангриз. Производят его древние машины, отключить которые можно лишь с помощью некоего Лаксианского ключа . Но в том-то и беда, что никто этого ключа отродясь не видел. А ведь стоит его найти - и планету ждет новая жизнь.

Эту метафору можно применить к жизни и творчеству самого Шекли. Размышляя над земными проблемами, он пытался найти свой Лаксианский ключ. Не получилось: то ли ключа не существует, то ли найти его невозможно. В этом заключается основной парадокс мироощущения Шекли. Поэтому так мало веселого в его улыбке.

Ключ есть, но его нет. Удивительно, не правда ли?

Бремя человека

Особую популярность Шекли обрел в нашей стране. Он оказался одним из немногих американских авторов, кого в советское время активно переводили и издавали. Связано это с тем, что, будучи гражданином США, Шекли органически не мог переварить окружающую его американскую действительность. Его произведения - в первую очередь реакция на современность и на ее тенденции. Творчество Шекли очень рефлексивно. Это не отстраненные фантазии Азимова и не разложенные по полочкам политические доктрины Гаррисона - это именно размышления. Шекли не склонен делать выводы, обычно он отдает их на откуп читателю, причем читателю думающему. Произведения автора, как и его личность, очень неординарны. Никогда не знаешь, какой сюрприз он для тебя приготовил. Писатель обожает неожиданные сюжетные ходы, розыгрыши и головоломки - когда даже очень умный читатель от удивления уронит очки и захлопает глазами.

В творческой папке Шекли немало повестей и романов, но, по признанию самого писателя, наибольшее удовольствие получал он от работы над рассказами. Именно многочисленные рассказы принесли Шекли всемирную славу, поставив его имя в ряд величайших мастеров малой формы. Пожалуй, не найдется на свете читателя, которого оставили бы равнодушным эти маленькие шедевры Шекли. Темы, волнующие писателя, актуальны по сей день. Он подает их в своей фирменной манере - непринужденной и легкой, сдабривая великолепной порцией юмора. Рассказы эти можно было бы назвать юмористической фантастикой, но юмор их подобен щекотке: на поверку оказывается, что то, над чем мы так весело хохочем, вовсе не смешно, а иногда так просто страшно. Можно было бы назвать это сатирой, но не заметно, чтобы писатель кого-либо разоблачал или высмеивал. Это не юмор и не сатира - это Шекли, ни на кого не похожий и ни с кем не сравнимый.

Герои большинства произведений Шекли - люди, так или иначе недовольные своей ролью в этом мире. То ли у них не хватает личных качеств, чтобы понять и принять окружающую действительность, то ли сама действительность оказывается к ним жестока. Будущее в его рассказах обычно имеет своим истоком современную западную цивилизацию, основные принципы существования которой доведены до гротескного абсолюта. Земля - невыносимый шум и суета больших городов, которые задыхаются от переизбытка жителей-трутней, убивающих время в погоне за низкопробными развлечениями. Все продается и все покупается. У вас комплекс неполноценности? Вы жаждете подвигов? Не беда! Заплатите - и вы «здесь и сейчас» почувствуете вкус лихих приключений («Похмелье »)! Вам нужна настоящая любовь? В наше время нет ничего невозможного! Платите и наслаждайтесь! («Паломничество на Землю », «Рыцарь в серой фланели »)

Нет, мир, в котором даже самые сокровенные чувства можно выразить в денежном эквиваленте, - этот мир не для Шекли. Поэтому-то его герои бегут с Земли, бегут без оглядки и сожаления. В этом плане особенно показателен рассказ «Наконец-то один », где писателю удается создать запоминающийся и сильный образ человека, ищущего спасения и от людей, и от цивилизации, - и находящего приют на маленьком, затерянном в космосе астероиде. Шекли любит посылать своих героев на астероиды, он показывает, что даже там человек может быть счастлив, если жизнь его одухотворена каким-нибудь смыслом («На берегу спокойных вод », «Бремя человека »).

Космос - место действия множества произведений писателя. Как его герои оказываются в космосе? По-разному: одни по собственной воле, другие по принуждению или влекомые силой обстоятельств. Большинство рассказов, действие которых происходит вдали от Земли, начинаются похоже: на какую-нибудь планету, как гром среди ясного неба, сваливается космический корабль, после чего отважные путешественники вступают во взаимоотношения с местным населением, как правило, туземным. Впрочем, стандартная завязка служит для Шекли лишь поводом к самым неожиданным поворотам сюжета. Порой он сам не прочь весело посмеяться над стереотипностью мышления, как, например, это происходит в необычайно остроумных рассказах «Проблема туземцев » и «Вымогатель ». Часто иные миры не поддаются земной логике, обычаи далеких планет оказываются настолько непостижимо-абсурдными, что не всегда понимаешь, то ли писатель из чистого озорства умело играет на читательских нервах, то ли за всем этим стоят какие-то реальные ассоциации («Чудовища », «Жертва из космоса »). У Шекли бывает и так, и эдак. И даже если не всегда догадываешься, о чем идет речь, - все равно получаешь огромное удовольствие и от бьющей ключом писательской фантазии, и от неподражаемого юмора - неотъемлемой части практически любого произведения Шекли.

Шекли по природе своей романтик, и большинство его героев тоже романтики. В железном и рациональном мире будущего они пытаются найти что-то светлое и особенное, правда, обычно выходит либо недоразумение, либо разочарование. Ценности и убеждения человека далеко не всегда выдерживают проверку космосом. Казалось бы, сильная любовь неожиданно оборачивается собственной пародией («Язык любви »), а мечта об идеальном обществе - женоненавистничеством («Билет на планету Транай »). Шекли не верит в утопии, но верит в идеальную любовь, поискам которой посвящено так много его фантастических историй.

Авантюристы поневоле

Игра со смертью - ведущий лейтмотив многих произведений Шекли. Мир будущего жесток, и чтобы добиться в нем чего-либо стоящего, нужно поставить на кон самое дорогое, что у тебя есть, - жизнь. Создается целая система правил, чтобы убивать и быть убитым, и смерть человека превращается в великолепное театрализованное шоу, призванное развлекать и одновременно снижать социальную напряженность («Гонки », «Премия за риск », «Бесконечный вестерн »). Впрочем, жизнь - это тоже игра. Чтобы играть по ее правилам, не нужно подписывать контракт: и по собственному желанию человек будет подвергать себя сотне опасностей, в смутной надежде найти золотоносную жилу и обрести счастье («Особый старательский »).

Десятая жертва

По улицам города бежит человек. За ним следом - вооруженный до зубов убийца. Прохожие, улыбаясь, оборачиваются им вслед. Одни подбадривают жертву, другие - преследователя. Кто-то делает ставки. Надрывается голос телевизионного комментатора: «Дамы и господа! Игра приближается к развязке! Смотрите, он его догоняет!.. «.

Да, именно такие развлечения могут ждать нас в недалеком будущем, если верить прогнозам Роберта Шекли. К теме «кровавых игрищ» писатель возвращался снова и снова. Так рассказ «Седьмая жертва » перерос в роман «Десятая жертва ». В том же ключе писатель создал еще несколько остросюжетных произведений: «Первая жертва », «Охотник-жертва »... Тема охоты на человека не нова в современной фантастике, но, пожалуй, именно у Шекли она обрела наиболее совершенное воплощение. Недаром мотивы его произведений неоднократно использовались Голливудом.

Двадцатый век поднял цивилизацию на новую ступень развития: впервые человек испугался собственного могущества. Он понял, что может создавать оружие, от которого содрогнется планета. Разумеется, Шекли не мог оставаться в стороне от подобной темы. Именно ему суждено было создать пронзительные до дрожи рассказы-символы, направленные против человеческой алчности и милитаризма («Абсолютное оружие », «Пушка, которая не бабахает »), именно ему принадлежат крылатые слова, которые в рассказе «Попробуй докажи » последний оставшийся на Земле человек высекает молотком на стене пещеры - предупреждение всем грядущим завоевателям:

«Я восстал из планетной грязи, нагой и беззащитный. Я стал изготовлять орудия труда. Я строил и разрушал, творил и уничтожал. Я создал нечто сильнее себя, и оно меня уничтожило. Мое имя Человек, и это мое последнее творение».

Впрочем, не гнушался Шекли и чисто развлекательного жанра с фэнтези-уклоном. Особенно хочется выделить произведения писателя о демонах и тому подобной потусторонней силе («Демоны », «Предел желаний »), а также его сотрудничество с Роджером Желязны («Принеси мне голову прекрасного принца »).

Почерк мастера

Творческая оригинальность Шекли еще заметнее проявляется в его крупных произведениях - повестях и романах. Здесь он развивает свои любимые темы и приемы, порой доводя их до немыслимых крайностей. Практически в каждом романе чувствуется одержимость автора психологией и философией. Все это выливается на страницах его книг неудержимым потоком сюрреалистического абсурда. Мир снов и подсознания - вот стихия сюрреализма. Логика снов абсурдна и непредсказуема, как и действие многих произведений Шекли, чтение которых потребует от читателя мужества и выдержки, ибо писатель будет играть с ним в игру - странную, но безумно захватывающую. Пытаясь найти логику, можно еще сильнее запутаться в лабиринте писательской фантазии, почувствовать себя еще более неуютно, чем кэрролловская Алиса на чаепитии у Болванщика.

Шекли любит жонглировать человеческим разумом и телами, нередко в его произведениях раздаются невесть кому принадлежащие голоса - и тут же начинают блистать цицероновским красноречием. Запутанные, часто лишенные смысла диалоги - один из излюбленных приемов писателя. Герои по десять раз переспрашивают одно и то же, соревнуясь друг с другом в искусстве логики или в ее отсутствии. Лучший пример - роман «Координаты чудес » и особенно его «продолжение» «Возвращение в координаты чудес ».

Романы Шекли тем лучше, чем больше в них действия. Впрочем, автор и сам понимал, что крупная форма - не его стихия. Яркий пример тому - роман «Цивилизация статуса », где яркая, динамичная завязка оборачивается неожиданной и парадоксальной концовкой - оригинальной, но вызывающей искреннее недоумение. Впрочем, для многих это будет делом вкуса. Многие романы Шекли можно смело рекомендовать ценителям хорошей остросюжетной фантастики. Написаны они живо, доходчиво и с великолепным чувством юмора. Это и его цикл про охотников и жертв, начатый романом «Десятая жертва », и отличная вариация на тему психологии «Четыре стихии », а также незаменимый справочник путешествий в чужих телах - романы «Корпорация «Бессмертие » и «Обмен разумов »...

Фантастика Роберта Шекли

Трилогия «Жертва»

Десятая жертва (The 10th Victim, 1965)

Первая жертва (Victim Prime, 1987)

Охотник-жертва (Hunter/Victim, 1988)

Принеси мне голову прекрасного принца (Bring Me the Head of Prince Charming, 1991)

Коль с Фаустом тебе не повезло (If at Faust You Don"t Succeed, 1993)

Театр одного демона (A Farce to Be Reckoned With, 1995)

Координаты чудес

Координаты чудес (Dimensions of Miracles, 1968)

Новое путешествие в Координаты чудес (Dimension of Miracles Revisited, 1998)

Отдельные романы и повести

Корпорация «Бессмертие» (Immortality Inc., 1958)

Цивилизация статуса (The Status Civilization, 1960)

Хождение Джоэниса (The Journey of Joenes, 1964)

Обмен разумов (Mindswap, 1966)

Оптимальный вариант (Options, 1975)

Алхимический марьяж Элистера Кромптона (The Alchemical Marriage of Alastair Crompton, 1978)

Драмокл (Dramocles: An Intergalactic Soap Opera, 1983)

Лабиринт минотавра (Minotaur Maze, 1990)

Майрикс (Myryx, 1990)

Машина Шехерезада: Шесть историй (The Scheherezade Machine,1991)

Жар чужих звезд (Alien Starswarm, 1990)

Божий дом (Godshome, 1999)

Великий гиньоль сюрреалистов (The Grand Guignol of the Surrealists, 2000)

* * *

Роберт Шекли - бесспорный классик. Жаль, что на его родине, в США, он сейчас далеко не так популярен, как раньше. Развлекательная фантастика все сильнее вытесняет с прилавков образцы жанра, призванные давать читателю богатую пищу для собственных размышлений о будущем и настоящем. Тем приятнее, что в нашей стране творчество великого писателя и большого гуманиста Роберта Шекли по-прежнему привлекает самое пристальное внимание.