Сочинение: У войны не женское лицо. Сочинение на тему: У войны не женское лицо в повести А зори здесь тихие, Васильев У войны не женское лицо егэ


В чём заключается подвиг женщины на войне? Какую роль сыграла женщина в годы Великой Отечественной войны? Именно на эти вопросы пытается ответить в своём тексте писательница С.А.Алексиевич.

Раскрывая проблему подвига женщины на войне, автор опирается на свои рассуждения, жизненные факты. С одной стороны, женщина в первую очередь – мать, она даёт жизнь. Но в годы Великой Отечественной войны ей пришлось стать солдатом. Она убивала врага, защищая свой дом и детей. Бессмертие подвига русской советской женщины мы до сих пор постигаем. Объясняя героические поступки женщин, Алексиевич использует цитату Л.Н.Толстого, писавшего о «скрытой теплоте патриотизма».

Писательницу поражает тот факт, что вчерашние школьницы, студентки добровольно уходили на фронт, делая выбор между жизнью и смертью, и этот выбор оказался для них простой, как дыхание. С помощью риторических вопросов автор подчёркивает, что народ, женщина которого в тяжёлый час тащила с поля боя своего раненого и чужого раненого солдата, невозможно победить. С.Алексиевич призывает нас свято чтить женщин, низко кланяться им до земли.

Авторская позиция выражена прямо: подвиг женщин на войне заключается в том, что она страстно желала отдать все свои силы ради спасения Родины. Она воевала наравне с мужчинами: спасала раненых, вынося их с поля боя, подрывала мосты, ходила в разведку, убивала жестокого врага.

Обратимся к литературным примерам. В повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о подвиге пяти девушек – зенитчиц. У каждой из них был свой счёт к фашистам. Муж Риты Осяниной, пограничник, погиб в первый же день войны. Оставив маленького сынишку на попечение матери, молодая женщина ушла на фронт, чтобы защищать Родину. Родных Жени Комельковой, как семью комсостава, расстреляли, и девушка видела расстрел из подвала, где её укрыла эстонка. Детдомовка Галка Четвертак приписала себе год, подделав документ, чтобы идти воевать. Зенитчицами стали и Соня Гурвич, ушедшая на фронт со студенческой скамьи, и Лиза Бричкина, мечтавшая о счастье в глухом лесном краю. Девушки гибнут в неравном поединке с шестнадцатью немецкими диверсантами. Каждая из них могла стать матерью, но ниточка, которая могла бы связать их с будущим, прервалась, в этом и есть противоестественность и трагедия войны.

Приведём ещё один пример. В повести В.Быкова «Его батальон» санинструктор Веретенникова Вера комиссована из армии как непригодная к строевой службе, так как ждёт ребёнка от гражданского мужа – ротного командира лейтенанта Самохина, но она отказывается подчиниться военному приказу, хочет быть рядом с любимым. Батальон Волошина должен взять хорошо укреплённую немцами высоту. Новобранцы боятся идти в атаку. Вера выгоняет их из болота и заставляет идти вперёд. Ей пришлось пережить гибель отца своего будущего ребёнка, но и сама она гибнет, так и не став матерью.

Мы пришли к выводу о том, что подвиг женщин в годы войны бессмертен. Они готовы были отдать свои жизни ради спасения Родины, участвовали в боях, спасали раненых.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Писательница С. Алексиевич сделала попытку решить важную задачу, связанную с сохранением памяти о подвиге, совершённом женщинами – военнослужащими, которым пришлось воевать в Великую Отечественную. Автор проводила встречи с фронтовичками с целью запечатления на бумаге их историй, таким образом, осуществляя попытку дать ответ на актуальные вопросы: «Обязана ли воевать женщина?», «Что принуждало женщин в военные годы быть храбрыми и мужественными?», «Что стало поводом для взятия в руки женщинами оружия?»

По словам С.

Алексиевич, женщина была вынуждена превратиться в солдата, и принести на алтарь Победы величайшую жертву. Ей довелось наравне с мужчинами заниматься исполнением на фронте самых тяжёлых обязанностей. В том числе, женщины занимали командные должности. Отправиться пришлось на фронт минимум 800 тысячам женщин, и многие из них это сделали добровольно. Автором прямо называется причина, по которой происходила масштабная демобилизация женщин, и проявлялся их массовый героизм: был брошен вызов «...На весы истории…»: быть народу и государству, или не быть.

Поражает надпись, оставленная одной из героинь, на поверженном рейхстаге, гласящая о том, что она на фронт: «… пришла …чтобы убить войну». Позиция С. Алексиевич определена чётко: женщина по своей природе не хочет убивать, однако, если смертельная опасность становится угрозой для её страны, детей и дома, тогда женщина готова превратиться в солдата. Подобное мнение даже нет желания оспаривать, настолько оно верное.

Поэтессе Юлии Друниной попасть на фронт пришлось ещё будучи юной девчонкой. Её фронтовая подруга Зина Самсонова свою смерть нашла под городом Орша в бою. После того, как погиб командир Зинаида стала самостоятельно командовать боем, поднимая бойцов в атаку. Однако её жизнь оборвана была вражеской пулей... Память о боевой подруге была запечатлена Друниной в стихотворение «Зинка».

Женщина на войне не должна находиться, так как это противоречит её природе. Это неправильно и жестоко. Однако случись беда - тысячи наших современниц встанут и сегодня на защиту России.

Обновлено: 2017-02-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Средняя оценка: 4.4

Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод...
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не смогла сыскать...

Ю. Друнина

Тема Великой Отечественной войны породила множество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба советского народа с фашистскими оккупантами. Наши традиционные представления о войне связаны, в первую очередь, с образом мужчины-солдата, ведь воевали-то в основном представители сильного пола. Но масштаб той войны поставил в строй и женщин. Они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот о них, женщинах-солдатах, и идет речь в повести белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».

В своей книге писательница собрала воспоминания женщин-фронтовиков, которые рассказывают, о том, как сложилась их жизнь в годы войны, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об «обыкновенных военных девушках», как они сами себя называют. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь - синонимы» - так начинается книга С. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина - это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.

После прочтения книги меня удивило то, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны. Хотя здесь нет, наверное, ничего необычного. Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту. Если вспомнить историю Руси и Росиии, то можно найти множество примеров, подтверждающих это. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее детей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю». И не единственная она была такая.

Не женское это дело - убивать. Все они не могли понять: как это можно убить человека? Это же человек, хоть он враг, но человек. Но этот вопрос постепенно исчезал из их сознания, а его заменяла ненависть к фашистам за то, что они делали с народом. Ведь они беспощадно убивали и детей и взрослых, сжигали людей живьем, травили их газом. Зверства фашистов, наверное, и не могли породить иного чувств, кроме страха и ненависти. Вот только единственный пример, хотя в этом произведении их сотни. «Подъехали машины-душегубки. Туда загнали всех больных и повезли. Ослабленных больных, которые не могли передвигаться, снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу от машины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупы бросили в машину».

И как мог кто-нибудь в то время думать о себе, о своей жизни, когда враг ходил по родной земле и так жестоко истреблял людей. Эти «обыкновенные девушки» и не задумывались над этим, хотя многим из них было по шестнадцать-семнадцать лет, как и моим ровесницам сегодня. Они были простыми школьницами и студентками, которые, конечно, мечтали о будущем. Но в один день мир для них разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и войну, которая разрушила все их мечты. Вот как началась война для медсестры Лилии Михайловны Будко: «Первый день войны... Мы на танцах вечером. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, проводим вместе одного, потом другого... И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас провожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас... И я сказала маме, что пойду на фронт».

А Вера Даниловцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война, и она ушла на фронт, где стала снайпером, кавалером двух орденов Славы. И таких историй об искалеченных жизнях множество. У каждой из этих женщин была своя дорога на фронт, но их объединяло одно - желание спасти Родину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить за смерть близких. «У нас у всех было одно желание: только в военкомат и только проситься на фронт», - вспоминает минчанка Татьяна Ефимовна Семенова.

Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое - армия и что такое - война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они еще не были. И о войне, и о фронте у них были только книжные, часто совершенно романтические представления. Поэтому трудно им было на фронте, особенно в первые дни, недели, месяцы. Тяжело было привыкнуть к постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню... У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я... это увидела, мне стало плохо», - вспоминает Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старший сержант. Выдержать на фронте надо было не кому-нибудь, а девчонке, которую до войны мать еще баловала, оберегала, считая ребенком. Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого к бабушке, мол, еще маленькая, а через два месяца эта «маленькая» ушла на фронт, стала санинструктором.

Да, не сразу и не легко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя в этой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения.

Мы просыпаемся под лучами солнца с уверенностью, что оно будет светить нам завтра, и через месяц, и через год. И именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы это «завтра» настало, те девушки пятьдесят лет назад шли в бой.

См. также: Телеверсия спектакля «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич (1988 г., Омский драматический театр, реж. Г. Тростянецкий, О. Соковых)

С.Алексиевич - художественно-документальный цикл «У войны не женское лицо…».

«Когда впервые в истории женщины появились в армии?

Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в гречес­ких войсках воевали женщины. Позже они участвовали в по­ходах Александра Македонского. Русский историк Николай Карамзин писал о наших предках: «Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти: так, при оса­де Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами».

А в новое время?

Впервые - в Англии в 1560-1650 годы стал и формиро­вать госпитали, в которых служили женщины-солдаты.

Что произошло в XX веке?

Начало века… В Первую мировую войну в Англии жен­щин уже брали в Королевские военно-воздушные силы, был сформирован Королевский вспомогательный корпус и женский легион автотранспорта - в количестве 100 тысяч человек.

В России, Германии, Франции многие женщины тоже ста­ли служить в военных госпиталях и санитарных поездах.

А во время Второй мировой войны мир стал свидетелем женского феномена. Женщины служили во всех родах войск уже во многих странах мира: в английской армии - 225 ты­сяч, в американской - 450-500 тысяч, в германской - 500 тысяч…

В Советской армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми «мужскими». Даже возникла языковая проблема: у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще ни­когда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне…

Из разговора с историком».

«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать. Но разве не присутствует в их содер­жании и милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, жен­щина и жизнь - синонимы.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала ране­ных, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мос­ты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. «Не женская это доля - уби­вать», – скажет одна из героинь этой книги, вместив сюда весь ужас и всю жестокую необходимость случившегося.

Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: «Я, Со­фья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну». То была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем», - так начинается книга С. Алек­сиевич.

В ней она рассказывает о женщинах, прошедших Великую Отечественную войну, служивших радистками, снайперами, поварами, санинструкторами, медсестрами, врачами. У всех у них были разные характеры, судьбы, своя жизненная исто­рия. Объединяло всех, пожалуй, одно: общий порыв к спасе­нию Родины, желание честно выполнить свой долг. Обыкно­венные девушки, порой совсем юные, не задумываясь, шли на фронт. Вот как началась война для медсестры Лилии Ми­хайловны Будко: «Первый день войны… Мы на танцах вече­ром. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, прово­дим вместе одного, потом другого… И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас про­вожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас… И я сказала маме, что пойду на фронт».

Пройдя шестимесячные, а иногда и трехмесячные курсы, они, вчерашние школьницы, становились медсестрами, ра­дистками, саперами, снайперами. Однако воевать они еще не умели. И о войне у них были зачастую свои, книжные, роман­тические представления. Поэтому трудно им было на фронте, особенно в первые дни и месяцы. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню… У него был открытый пере­лом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, оско­лочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что де­лать, но когда я… это увидела, мне стало плохо», - вспомина­ет Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, стар­ший сержант.

Очень трудно им было привыкнуть к смерти, к тому, что приходится убивать. Вот отрывок из рассказа Клавдии Гри­горьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера. «Мы за­легли, и я наблюдаю. И вотя вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю».

А вот рассказ девушки-пулеметчицы. «Я была пулеметчи­цей. Я столько убила… После войны боялась долго рожать. Родила, когда успокоилась. Через семь лет…»

Ольга Яковлевна Омельченко была санинструктором стрелковой роты. Поначалу она работала в госпитале, стала регулярно сдавать свою кровь для раненых. Потом познако­милась там с молодым офицером, которому тоже перелили ее кровь. Но он, к сожалению, вскоре погиб. Тогда она пошла на фронт, участвовала в рукопашном бою, видела раненых с вы­колотыми глазами, с вспоротыми животами. Ольга Яковлев­на до сих пор не может забыть эти страшные картины.

Война требовала от девушек не только смелости, умения, сноровки - она требовала жертвенности, готовности к под­вигу. Так, Фекла Федоровна Струй в годы войны была в парти­занах. В одном из боев она обморозила обе ноги - пришлось их ампутировать, она перенесла несколько операций. Потом вернулась к себе на Родину, выучилась ходить на протезах. Чтобы пронести бинты и медикаменты в лес, к раненым, под­польщице Марии Савицкой нужно было пройти через поли­цейские посты. Тогда она натирала своего трехмесячного мла­денца солью - ребенок судорожно плакал, она объясняла это тифом, и ее пропускали. Чудовищна по своей безысходной жестокости картина убийства матерью своего грудного мла­денца. Матери-радистке пришлось утопить своего плачуще­го ребенка, потому что из-за него подвергался смертельной опасности весь отряд.

А что с ними стало после войны? Как отнеслась страна и окружающие люди к своим героиням, вчерашним фронтович­кам? Зачастую окружающие встречали их сплетнями, неспра­ведливыми упреками. «Я до Берлина с армией дошла. Верну­лась в свою деревню с двумя орденами Славы и медалями.

Пожила три дня, а на четвертый мама поднимает меня с по­стели и говорит: «Доченька, я тебе собрала узелок. Уходи… Уходи… У тебя еще две младших сестры растут. Кто их замуж возьмет? Все знают, что ты четыре года была на фронте, с муж­чинами…», - рассказывает одна из героинь Алексиевич.

Тяжелыми стали послевоенные годы: советская система не изменила своего отношения к народу-победителю. «Многие из нас верили… Мы думали, что после войны все изменится… Сталин поверит своему народу. Но еще война не кончилась, а эшелоны уже пошли в Магадан. Эшелоны с победителями… Арестовали тех, кто был в плену, выжил в немецких лагерях, кого увезли немцы на работу - всех, кто видел Европу. Мог рассказать, как там живет народ. Без коммунистов. Какие там дома и какие дороги. О том, что нигде нет колхозов… После Победы все замолчали. Молчали и боялись, как до войны…»

Таким образом, на самой страшной войне женщине при­шлось стать солдатом. И принести в жертву свою молодость и красоту, семью, близких людей. Это была величайшая жертва и величайший подвиг. Подвиг во имя победы, во имя любви, во имя Родины.

Здесь искали:

  • у войны не женское лицо краткое содержание
  • у войны не женское лицо краткое содержание брифли
  • у войны не женское лицо краткое

Война всегда была большим горем для народа. Трудно представить, какие страшные жертвы и потери оставляет за собой это асоциальное явление.

Враг был в полном смысле слова бесчеловечен. Следуя по принципам веры в существование высшей арийской расы, было уничтожено несметное количество людей. Сколько людей было угнано в рабство, сколько сгинуло в концлагерях, сколько деревень было сожжено в то время… Масштабы разрушений и человеческих жертв шокируют и вряд ли кого смогут оставить равнодушным.

Казалось, что воевать - мужское дело. Но нет! На оборону Родины встали и женщины, которые наравне с мужчинами переносили все тяготы военного времени. Их вклад в приближение Великой победы неоценим.

Писатель Борис Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» описывает жизнь и гибель пяти девушек-зенитчиц. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, совсем юные и молодые, война не ставит границ возраста и пола, здесь все и каждый - солдат. В тылу были немцы, и каждый солдат чувствовал свой долг перед Родиной, Остановить и уничтожить врага любой ценой. И они остановят его, но ценой своей жизни. Повествование ведется от имени коменданта разъезда Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. В рамках послевоенного времени идет повествование о прошедших ужасах бесчеловечной войны. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Эта повесть написана человеком, побывавшим и прошедшим всю войну, поэтому вся она написана правдоподобно и захватывающе, с ярким выделением всех ужасов войны. Свою повесть автор посвящает нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны, несправедливой и жестокой, поведение разных людей в ее условиях показано на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами, кроме основных, и все они разные люди. И именно этим солдатам, молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны; кому-то впервые, а кому-то и нет. Не все девушки проявляют героизм и мужество, не все остаются твердыми и стойкими после первого боя, но все девушки погибают. Только старшина Васков остается в живых и доводит выполнение приказа до конца.

Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. После прочтения повести и просмотра экранизации имеет место чувство боли и жалости к юным зенитчицам, павшим смертью храбрых во имя освобождения Родины. Никто не мог знать, что, получив задание пойти и захватить в плен двух немецких разведчиков, маленький отряд из шести человек наткнется на шестнадцать фашистских солдат. Силы несравнимы, но ни старшине, ни пятерым девушкам даже в голову не приходит отступить, Они не выбирают. Всем пяти юным зенитчицам суждено погибнуть в этом лесу. И не всех настигнет героическая смерть. Но в повести все мерится одинаковой мерой. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

На первый взгляд, что может быть общего у ответственной, строгой Риты Осяниной, неуверенной в себе фантазерки Гали Четвертак, метательной Сони Гурвич, молчаливой Лизы Бричкиной и озорной дерзкой красавицы Женьки Комельковой? Но, как ни странно, между ними не возникает даже тени непонимания. Это объясняется в немалой степени тем, что их сблизили исключительные обстоятельства. Недаром потом Федот Евграфыч назовет себя братом девушек, недаром возьмет на себя заботу о сыне погибшей Риты Осяниной. Есть еще в этих шестерых, несмотря на разность возрастов, воспитания, образования, единство отношения к жизни, людям, войне, преданность Родине и готовность отдать за нее жизнь. Им шестерым нужно, во что бы то ни стало держать свои позиции, словно именно за ними «вся Россия сошлась». И они держат.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Васкова Федота Ефграфовича. Под этим персонажем зашифрован одинокий человек. Для него в жизни кроме уставов, положений, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Поэтому всего себя он без остатка отдавал службе Родине. Он жил строго по уставу, как предписано, и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В подчинение ему назначали много взводов, и постоянно он просил у начальства прислать ему других. Взводы состояли из молодых ребят, которые не брезговали спиртным и прогулками с молодыми особами. Все это невероятно раздражало Васкова и постоянно подталкивало на очередную просьбу о замене. Разумеется, такие просьбы раздражали и само начальство.

Начальство и в очередной раз не проигнорировало просьбу Васкова. И правда: присланные зенитчики не употребляли спиртное. Про прогулки с дамами тоже можно было забыть, потому как сами зенитчики - девушки! «Прислали, значит, непьющих…» - так отреагировал старшина на прибытие новичков. Его можно понять, человек привык к юношам, у которых ветер в голове и совершенно не те мысли, даже несмотря на то, что идет война. А тут перед ним предстала толпа юных девиц, которые и оружие-то толком в руках не держали. И вот они, еще необстрелянные молодые красавицы попадают к Васкову в распоряжение. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Без остроумных замечаний и подколок в адрес старшины не обходилось. Все это унижало Васкова. Но сами девушки были решительными и, кроме того, хозяйственными. В жизни коменданта все поменялось. Мог ли он ожидать такого? И мог ли он знать, что эти вот девчата-неумехи станут ему впоследствии почти как родными? Но все это позже, а пока - война, и тут нельзя забывать, что даже эти девушки - солдаты. И у них такой же долг, как и у Васкова. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах, которых он выбрал для поимки двух, как казалось тогда, немецких диверсантов. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Между тем мимо Васкова и юной «дикарки» Лизы Бричкиной пробегает искра симпатии. Васков оказывает ей доверие, зная, что она все время прожила на кордоне в лесу, а потому каждую лесную мелочь знала и примечала все, что к этим мелочам не относилось. Все были удивлены, когда Лиза на вопрос «Ничего странного не заметили?» ответила: «С кустов роса сбита», все были ошеломлены, особенно Васков.

Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце.

Все эти шрамы разожгли страшную ненависть в сердце старшины. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Немцы также понесли потери и заметно ослабли. Однако все равно Васков был против них один. Невредимым осталось командование диверсантов. Преисполненный злостью и желанием отомстить за юных зенитчиц, он врывается в скит (там немцы устроили штаб) и берет в плен всех, кто в нем находился. Возможно, они не знали русского языка, но они наверняка понимали все, что выложил им Васков. Он вселил в них страх перед видом русского солдата, которого они лишили очень дорогих ему людей. Стало ясно, что они теперь бессильны, и им ничего не оставалось, кроме как подчиниться воле Васкова, сумевшего взять над ними верх. И только тогда Васков позволил себе «расслабиться», когда увидел за своей спиной зовущих его девушек, спешивших к нему на помощь. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Смерти некоторых можно было и не допустить, если проанализировать обстоятельства каждой из них. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину, и убедительнее заставив ее, как следует передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной, последней из пяти зенитчиц, стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести присутствует момент, когда Васков, лишенный той самой простреленной руки, вместе с сыном покойной Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. И воспитал он его как своего, испытывая чувство выполненного долга перед погибшей во имя Родины, Маргариты Осяниной.

Сложна история Бричкиной Елизаветы, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей «счастливого завтра». Прожив в окружении леса, она выучила и поняла все, что относится к нему. Лиза была хозяйственной и вполне приспособленной к жизни крепкой девахой. Но в то же время она была очень ранима и сентиментальна. До войны Лиза влюбилась только один раз. Но чувства оказались невзаимными. Лиза переживала, но, будучи сильной духом, она снесла эту боль, понимая своим юным умом, что это не последняя боль и что жизнь подкинет испытание похуже, а в конце непременно наступит то самое «завтра», о котором Лиза грезила всю свою жизнь.

Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ее трудно было назвать душой компании, как, например, Кирьянову, которая до смерти любила сплетни и шутки над Васковым. Лиза не была сплетницей, и поэтому не принимала участие в подобных разговорах. Помимо всего этого ей понравился Васков. И она не могла не возразить Кирьяновой, когда та стала при всех распускать сплетни про коменданта. В ответ она услышала только насмешки. Лиза не выдержала и со слезами поспешила удалиться. И только Рита как командир отделения сделала замечание Кирьяновой и побежала успокаивать Лизу, дав ей при этом понять, что надо быть проще, и не следует верить подобным кляузам.

Когда Осянина заметила двух немецких диверсантов, Васков стал собирать отряд из пяти девушек. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми. Васков согласился. За все время пути Лиза удивляла Васкова, все больше и больше привлекая его внимание. Васков так и говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…». Даже тогда, когда весь отряд шел по болоту, Лиза ни разу не оступилась и, кроме того, помогала остальным, если кто-то оступился, провалился или просто не мог вытянуть ногу из вязкого месива. Прибыв на место, все стали устраивать себе позиции для наблюдения. Лиза себе обустроила место грамотно и удобно. Придя к ней, Васков не удержался от похвалы. Собираясь уходить, он напел ей песню: «Лиза, Лиза, Лизавета, что ж не шлешь ты мне привета…». Лиза было хотела сказать, как поют эту песню на ее родине, но Васков мягко оборвал ее: «После споем с тобой, Лизавета. Вот, выполним боевой приказ и споем…». Эти слова вселили в сердце юной Лизы надежду. Она поняла, что теперь-то ее чувства взаимны и долгожданное счастье теперь тоже близко.

Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Дав Бричкиной все указания, он напоследок сказал: «Дуй, Лизавета Батьковна!», шутя, конечно.

Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх, как говорит нам автор «животный ужас». И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня», который был ориентиром для Лизы, а значит твердой земли под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий.

Увидев внезапно появившийся пузырь, который вспучился почти рядом с ней, Лиза оступается и попадает в самую трясину. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. Все ее надежды исчезли вместе с ней в мерзостных глубинах болота. Автор пишет: «…Осталась от нее только юбка, которую она привязала к краю своей слеги*, и больше ничего, даже надежды, что помощь придет».

Обратимся к экранизации повести. Вообще фильм отражает как события войны, так и мирное время, причем война снята в черно-белых тонах, мирное же время - в цветных. Одним из таких «цветных» фрагментов является момент в подсознании Васкова, когда он сидел на островке среди непролазной топи и размышлял о бессмысленной кончине Лизы, на которую он возлагал огромные надежды, прежде всего на скорейшее прибытие подмоги. Перед нами картина: на белом фоне появляется Лиза, а где-то за кадром Васков. Он спрашивает ее: нравственный характер девушка война

Как же ты так, Лизавета?..

Торопилась я, Федот Ефграфыч.

Не по своей воле, но Лиза подвела своих товарищей. Однако автор не осуждает ее, напротив - он сочувствует ей.

Просматривая фильм, можно отметить, что образ Лизы в повести слегка не соответствует образу из фильма. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но, в то же время серьезная девушка. Елена Драпеко, сыгравшая роль Бричкиной, несколько не подгадала образ именно «сентиментальной и мечтательной Лизы», остальные же ее качества актриса передала целиком и полностью. Даже сцену гибели Елена Драпеко сыграла без дублера. Было снято пять дублей. Динамитом была взорвана и помечена воронка, в которую должна была погружаться актриса. Сцена снималась в ноябре, в холодной грязи, но те чувства, что испытывала Лиза, когда ее засасывало все глубже в трясину, были переданы полностью, актриса сама подтверждает, что ей во время съемок было по-настоящему страшно.

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации, а политика геноцида предполагала уничтожить, прежде всего, евреев. Нетрудно понять, почему оказалась Соня в зенитном отряде. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык и могла изъясняться. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Кроме того она очень любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам. Васков для ясности дела называл ее переводчицей и старался уберечь от опасности. Перед «форсированием» болота он приказал Бричкиной взять ее вещмешок и сказал ей идти за ним, потом только всем остальным. Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня метнулась на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Не ожидав того, что передним окажется девушка, он сделал два удара ножом, потому как первый из них не попал сразу в сердце. Поэтому Соня успела вскрикнуть. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти, рассуждая о том, как могла бы жить Соня, если бы послушалась его и осталась на месте. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная оторва Женя была невероятно хороша собой. Веселая «хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом. Но желая оказать помощь Красной армии, она смело пошла на обман, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы, она придумывала себе истории про свою мать, веря, что она не сирота, что ее мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя проглатывала в себя боль и старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Проходя через болото, Галя «утопила» свой сапог, не успев дойти до берега. Васков сделал ей «чуню», перевязав еловые ветки вокруг ноги веревками. Однако Галя все равно простудилась. Васков укрыл ее своим картузом и дал выпить спирта, в надежде, что Гале к утру полегчает. После смерти Сони Васков приказывает надеть ее сапоги. Галя тут же запротивилась, начав придумывать очередную историю про несуществующую мать, которая работает врачом и запрещает снимать с мертвого человека обувь. Рита жестоко оборвала ее, сказав всем, что она подкидыш, и матери в помине нет. Женя заступилась за Галю. Во время войны очень важно держаться всем вместе и не ссориться. Необходимо стоять друг за друга и дорожить каждым, потому как одного из них завтра уже может и не быть. Женя так и говорит: «Нам сейчас без злобы надо, а то остервенеем, как немцы…».

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает и Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Этим самым она вызывала страшную зависть со стороны своих «сослуживок». Ее муж погиб в первые дни войны. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за смерть мужа. Попав нам разъезд, Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на тех двух злосчастных диверсантов, принесшим всему отделению столько бед и потерь.

Оставшись втроем с Васковым и Женей, нужно было всеми возможными путями остановить врага, не дать ему добраться до Кировской железной дороги. Помощи ждать было бесполезно, боеприпасы были на исходе. В этот момент и проявляется героизм оставшихся девушек и старшины Васкова. Рита получила ранение и постепенно теряла кровь. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Последние патроны иссякли, однако Женя не потеряла чувства собственного достоинства и умерла с высоко поднятой головой, не сдавшись врагу. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, вы не перебьете весь Советский союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Не весь немецкий отряд был повержен. Рита и Васков прекрасно знали об этом. Рита чувствовала, что теряет много крови и что силы на исходе просит Васкова принять к себе ее сына и приглядеть за мамой. Тогда же она и признается в своих ночных побегах из расположения. Какая теперь разница? Рита ясно понимала, что смерть неизбежна, поэтому и открылась Васкову. Рита могла и выжить, но почему же она решила покончить с собой? Васков остался один. Рита ранена, более того она не могла идти. Васков в одиночку мог совершенно спокойно выбраться и привести подмогу. Но он ни за что не оставил бы раненого бойца. А вместе с Ритой он станет доступной мишенью. Рита не хотела быть обузой для него и решает покончить с собой, стремясь помочь этим своему старшине. Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все», становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».

Подтекст, свойственный авторской манере Б. Васильева, позволяет прочесть между строк, что слово свое Васков сдержал, он усыновил Ритиного сына, который стал капитаном-ракетчиком, что все эти годы Васков помнил о погибших девушках и что самое главное - уважение современных молодых людей к военному прошлому. Неизвестный молодой человек хотел помочь донести мраморную плиту до могилы, но не решился. Испугался задеть чьи-то святые чувства. И пока на земле люди будут испытывать подобное уважение к павшим, не будет войны - вот он, основной смысл новости «А зори здесь тихие...»

Казалось бы, как все просто и буднично и как становится жутко от этой будничности. Такие красивые, молодые, абсолютно здоровые девушки уходят в небытие. Вот в чем ужас войны! Вот почему ей не должно быть места на земле. Кроме того, Б. Васильев подчёркивает, что за смерть этих девушек кому-то нужно ответить, возможно, потом, в будущем. Об этом просто и доходчиво говорит старшина Васков: «Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что ж это вы со смертью их оженили, а сами - целенькие?» Ведь кто-то должен будет ответить на эти вопросы. Но кто? Возможно, все мы.

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Итак, война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрывается ниточка, ведущая в будущее». Но будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете… Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу… А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...» В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».