Станция театральная выход в город. Станция метро театральная

«Театральная» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» - «Тверская», «Театральная» - «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название - «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена.

«Театральная» связана переходами с двумя станциями - «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.

Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве. В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным.

В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов).

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»).

Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым. Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена.

Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина».

Изначально пересадка на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов. 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года - переход из южного торца на станцию «Площадь Революции». В 1974 году центральный пересадочный узел подвергся реконструкции, в ходе которой были построены ещё два перехода: из центра зала на станцию «Площадь Революции» и из северного торца на станцию «Охотный ряд». В 1970-х годах мраморное покрытие пола центрального зала было заменено на гранитное, что исказило облик станции.

В 1990 году площади Свердлова вернули историческое название Театральная площадь (на ней находятся Большой и Малый театры). Станцию метро также переименовали в «Театральную» (тем не менее на стенах станции остались следы букв, составлявших её старое название).

C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года юго-восточный вестибюль был закрыт для замены эскалаторов 1938 года выпуска.

С марта 2007 года на станции «Театральная» предоставляется услуга беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi).

Техническая характеристика:

Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения - 35 метров). Построена по типовому проекту второй очереди Московского метрополитена. Станция состоит из трёх параллельных тоннелей, поперечное сечение каждого из которых составляет 9,5 метра. Обделка из чугунных тюбингов. Каждое кольцо составлено из 18 тюбингов и имеет ширину 60 сантиметров.

Общая ширина платформы составляет 22,5 метра; расстояние между путями - 25,4 метра. Высота свода составляет 5,3 метра. Платформа возвышается над головкой рельса на 1,1 метра. Общая длина платформы составляет 155 метров.

Станционные тоннели соединены между собой проёмами, которые обрамлены рамами из чугунных тюбингов. Таких проёмов по 8 с каждой стороны. Ширина каждого проёма - 3 метра, глубина - 2,8 метра, высота - 3,35 метра.

Под платформой среднего тоннеля расположены служебные помещения. Помещения под платформами боковых залов используются для целей вентиляции.

Эскалаторные тоннели наклонены под углом 30° к горизонту. Они имеют конструкцию из чугунных тюбингов. Диаметр каждого кольца - 7,9 метра, ширина - 75 сантиметров. Эскалаторы станции трёхленточные модели ЭТ-3М.

В торцах станционного зала, а также в переходах установлены гермозатворы. В северном конце центрального зала стоит колонна экстренного вызова.

Ордината оси станции - ПК01+44,5. В границах станции находятся пошёрстный и противошёрстный съезды между путями, служебная соединительная ветвь с Арбатско-Покровской линией, а также закрытый гейт к объекту ГО на Тверской площади. К станции прилегают перегоны: в нечётном направлении - «Театральная» - «Тверская»; в чётном направлении - «Театральная» - «Новокузнецкая». На станции 5 стрелочных переводов, пост централизации на 6 стрелочных переводов.

Архитектура и оформление:

Посадочная платформа:

Станция стала последней работой архитектора И. А. Фомина. В своём проекте он развил принцип раскрытия образа станции, впервые применённый им в архитектуре метро «Красные ворота». Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова», в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами - занавес. По словам Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны». После переименования станции в «Театральную» её оформление стало полностью отвечать названию.

Нефы станции отделены друг от друга, и главное объёмно-пространственное значение приобретает центральный зал. Он оформлен по мотивам дорического ордера. Тяжесть свода принимает на себя горизонтальный карниз, опирающийся на каннелированные полуколонны из крупных блоков мрамора Прохорово-Баландинского месторождения. Они увенчаны квадратными бронзовыми плитами, которые выполняют роль капителей и служат прокладками между колоннами и карнизами свода. Выступающие полуколонны зрительно облегчают тяжёлые пилоны станции. Между ними стены пилонов образуют ниши, в которых установлены мраморные скамьи. В верхних частях этих простенков находятся вентиляционные решётки.

Оформление пилонов со стороны перронных залов такое же, как и в центральном зале. На мраморных путевых стенах образованы чередующиеся выступы и впадины, отвечающие шагу пилонов. Верхняя часть путевых стен вблизи карниза имеет наклон, который обусловлен конструкцией станции. Цоколи путевых стен облицованы зелёным диоритом из крымской горы Аю-Даг.

Своды боковых залов и проходов между пилонами оформлены квадратными кессонами. Свод центрального зала трактован иначе. Он отделан ромбовидными кессонами, нижний ряд которых украшен скульптурными вставками из глазурованного фарфора на тему театрального искусства народов СССР. Фигурки имеют высоту около метра. Они изображают мужчин и женщин в национальных костюмах, которые танцуют или играют на музыкальных инструментах. Из 11 существовавших в 1938 году советских республик представлены только 7: Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Россия, Узбекистан и Украина. Скульптуры были изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам скульптора Н. Я. Данько.. Сама Данько отмечала сложность изготовления столь больших фарфоровых фигур: «Ни у нас, ни на Западе эта технология еще не была разработана. Чтобы фигуры не трескались и не коробились, применяли новый, комбинированный способ формовки. В гипсовую форму, снятую с барельефа, вливали жидкую фарфоровую массу и оставляли, пока она не застынет. Потом на оставшуюся в форме массу вручную накладывали необходимое количество фарфорового теста». Скульптуры чередуются с фруктовыми венками, которые продублированы и в верхних рядах кессонов. Все барельефы - белые с лёгкой позолотой.

Станция решена в тонах белого цвета. Такое оформление позволяет уменьшить ощущение подземки. Пилоны облицованы мрамором «коелга» тёплого оттенка. Выступающие части путевых стен облицованы тем же мрамором, что и пилоны. Ниши путевых стен покрыты мрамором «полевской» более холодного оттенка. Своды центрального и боковых залов белые.

Освещение центрального и боковых залов устроено одинаково. К сводам подвешены хрустальные светильники-чаши в бронзовой оправе. В нишах пилонов над скамьями установлены светильники-бра с двумя шарообразными плафонами (эти светильники не были предусмотрены первоначальным проектом).

Пол в центральном зале облицован плитами чёрного слипчицкого габбро, светло-серого янцевского и тёмно-серого жежелевского гранитов, выложенными в шахматном порядке. Изначально пол центрального зала был набран чёрными и жёлтыми плитами мрамора «давалу» и «бьюк-янкой».

Вестибюли:

Южный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Площадь Революции», его архитектор А. Н. Душкин. Изначально предполагалось, что этот вестибюль в будущем будет встроен в здание Академического кинотеатра. Поэтому перед архитектором стояла задача сделать такой вестибюль, чтобы его можно было встроить в большое здание и чтобы при этом он мог существовать самостоятельно. Вестибюль был спроектирован и таким образом, чтобы его не приходилось закрывать на время строительства кинотеатра.

Эскалаторы обеих станций начинаются в большом овальном зале, который задумывался как часть будущего здания кинотеатра. Предполагалось, что вход в метро будет в одной из частей кинотеатра. До сооружения этого здания выход был устроен в отдельном павильоне, который предполагался временным. Входной павильон несколько отдалён от эскалаторного зала и соединён с ним проходом. Это было сделано для того, чтобы работы по сооружению будущего здания не мешали пассажирам. Выход из метро находится в самом эскалаторном зале.

Архитектура интерьеров южного вестибюля лаконична. Стены эскалаторного зала облицованы тёмным мрамором «садахло». Потолок обработан рельефными тягами. Пол покрыт гранитом. Стены кассового зала и прохода облицованы тёмно-жёлтым «бьюк-янкоем». Эскалаторный зал освещают круглые подвесные светильники, а кассовый зал и проход - настенные бра. В вестибюле установлен бюст В. И. Ленина. Снаружи павильон решён в виде портика с шестью квадратными колоннами, облицованными тёмным лабрадоритом. Наружные стены павильона покрыты белым подмосковным известняком.

Северный вестибюль «Театральной» является общим со станцией «Охотный ряд». Этот вестибюль был сооружён по проекту Д. Н. Чечулина и встроен в старый дом.. Из этого вестибюля к эскалатору «Театральной» ведёт переход. Его стены облицованы желто-розовым газганским мрамором, на них установлены парные бра. На стене рядом с эскалатором установлена мемориальная доска, сообщающая год открытия станции. Название станции на табличке старое - «Площадь Свердлова».

Переходы:

Переходы на станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» расположены в центре зала. К станции «Охотный ряд» ведут две лестницы и мостики над путём в сторону «Красногвардейской». Раньше лестниц было три, но одну демонтировали, и теперь мостик, ведущий к ней, используется как служебное помещение. Парапеты лестниц облицованы прохорово-баландинским мрамором. На стенах напротив лестниц расположены барельефы на тему парного танца (чтобы их увидеть при подъёме по лестнице, надо посмотреть назад). Оба прохода соединяются в небольшом аванзале. Стены этого зала отделаны розово-сиреневым биробиджанским мрамором. По бокам стоят четыре круглые каннелированные колонны из оливково-серого мрамора «садахло», над которыми расположены барельефы с изображением двух великих композиторов - М. И. Глинки и П. И. Чайковского. Далее к «Охотному ряду» ведёт длинный тоннель. Белый потолок перехода отделан лепными арками. Освещают переход настенные бра. В конце тоннель разделяется на два прохода, между которыми установлена решётка с растительным орнаментом. Проходы сообщаются с эскалаторным залом, потолок которого отделан лепниной. Оттуда можно подняться к центральному залу станции «Охотный ряд». Переход был сооружён в 1944 году, его архитекторы - супруги И. Г. Таранов и Н. А. Быкова.

Переход с «Площади Революции» соединяет эту станцию с торцом «Театральной», его архитектор - Н. Н. Андриканис. Он был открыт 9 мая 1946 года, и его оформление посвящено теме Победы. В барельефах над арками перехода изображения знамён и оружия. В барельефе у глухой стены в начале перехода слова «Наше дело правое - мы победили» (ранее там была ещё фамилия Сталина, но потом её убрали). Свод перехода украшен лепниной. Его стены облицованы жёлтой и белой керамической плиткой различной формы, имеются металлические вставки. Изначально переход освещали подвесные светильники, но затем их заменили на люминесцентные лампы, размещённые над карнизами. Над аркой в конце перехода есть барельеф с датой его открытия.

В 1974 году было построено ещё два перехода - из центрального зала «Театральной» к торцу «Площади Революции» и из центра станции «Охотный ряд» к торцу «Театральной». В конце перехода с «Охотного ряда» ранее стоял бюст Я. М. Свердлова работы скульптора А. П. Шлыкова, но сейчас от него остался только постамент.

Пересадки:

Станция «Театральная» является центром крупного пересадочного узла. С неё можно осуществить пересадку на станции «Охотный ряд» Сокольнической линии и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Перейти на каждую из этих станций можно двумя путями - по подземным переходам и через общие наземные вестибюли. Переходы расположены в центре «Театральной», к ним ведут лестницы над путями. Станции «Охотный ряд» и «Площадь Революции» прямой пересадки между собой не имеют, поэтому перейти с одной станции на другую можно только через «Театральную».

Время в пути по подземному переходу с «Театральной» на «Охотный ряд» составит примерно от 2,5 до 3 минут. Другой способ пересадки, не обозначенный на указателях, - через наземный вестибюль. Надо подняться на эскалаторе (выход на Театральную площадь), пройти по небольшой галерее и спуститься в метро «Охотный ряд». Затраченное время составит около 2,5 минут. С «Охотного ряда» на «Театральную» можно также перейти двумя способами, но путь через подземный переход займёт уже около 4 минут.

Путь по подземному переходу на станцию «Площадь Революции» занимает чуть более 3 минут. Другой способ пересадки - подъём и спуск по эскалатору (выход на площадь Революции). В этом случае время перехода составляет примерно 4,5 минуты. Преимущество последнего способа пересадки в том, что пройти пешком надо совсем немного. Со станции «Площадь Революции» на «Театральную» можно тоже перейти двумя способами.

Согласно статистическому исследованию 1999 года, за сутки пересадку между станциями «Театральная» и «Охотный ряд» совершили 241 000 человек, а между станциями «Театральная» и «Площадь Революции» - 209 300 человек.

Режим работы:

Время открытия станции для входа пассажиров: выход на Театральную площадь - в 5 часов 30 минут, выход к Красной площади - в 5 часов 35 минут; время закрытия - в 1 час ночи. Первый состав в сторону станции «Речной вокзал» отправляется в 5 часов 49 минут 15 секунд, первый состав в сторону «Алма-Атинской» - в 5 часов 43 минуты 25 секунд.

Расположение:

Станция метро «Театральная» расположена в самом центре Москвы. Северный вестибюль встроен в бывший доходный дом, расположенный по адресу улица Большая Дмитровка, 2. Выход на Театральную площадь. Южный вестибюль выходит на площадь Революции.

Достопримечательности:

Рядом со станцией метро «Театральная» находится большое количество достопримечательностей.

Выход на Театральную площадь:

1 - Большой театр

2 - Малый театр

3 - Государственный академический театр «Московская оперетта»

4 - Московский Художественный театр им. А. П. Чехова

5 - Российский академический молодёжный театр

6 - Дом Союзов

Выход на площадь Революции:

8 - Красная площадь

9 - Могила Неизвестного Солдата

10 - Государственный исторический музей

11 - Гостиница «Метрополь»

13 - ТЦ «Охотный ряд»

«Театральная» - пересадочная станция на Замоскворецкой линии метро Москвы. Находится она между станциями «Тверская» и «Новокузнецкая». «Театральная» расположена на территории Тверского района в Центральном административном округе Москвы. Это одна из ближайших станций к ряду достопримечательностей: Кремлю, Красной площади, ГУМу, Историческому музею, Собору Василия Блаженного, Александровскому саду, Большому театру, Мавзолею В.И. Ленина.

История станции

Станция была сдана в эксплуатацию 11 сентября 1938 года и вошла в состав участка второй очереди метрополитена. Новооткрытую станцию назвали «Площадь Свердлова». Имя именно этого близкого соратника Ленина носила площадь около метро. В те времена в небольшом зале, расположенном в северной части станции, стоял бюст революционера, который в 1991 году вместе с памятником Якову Свердлову на площади демонтировали. Сейчас от нее остался только постамент, на котором стерты буквы.

История названия

В «Театральную» станцию переименовали 5 ноября 2005 года. Свое название она получила после переименования Площади Свердлова в Театральную площадь. Именно на этой площади находятся Большой и Малый театры. Кстати, если хорошо присмотреться к надписи названия станции метро на стене вдоль пути, то можно увидеть оставшиеся следы от букв старого названия - «Площадь Свердлова».

Между тем, историки убеждают, что современное название этой станции появилось еще тогда, когда создавался проект. Автор разработки архитектор Иван Фомин хотел сделать станцию неким «аванзалом» главной театральной площади Москвы. Ведь ее северный выход ведет к Большому и Малому театрам, театру Оперетты, Российскому молодежному театру и МХТ им. Чехова.

Описание станции

«Театральная» - последний проект архитектора и академика Ивана Фомина. После его смерти работу архитектора заканчивал его ученик Леонид Поляков.

«Фирменный» знак Ивана Фомина - строгие двойные полуколонны. Они визуально облегчают пилоны, которые отделяют перронные залы от главного зала. Широкий центральный свод оформлен оригинальными ромбовидными кессонами.

Пилоны и стены вдоль путей облицованы светлым мрамором. Особенную торжественность центру зала придают мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, а также массивные светильники из хрусталя в бронзовой оправе. До семидесятых годов пол был выполнен из желтого и черного гранита в виде шахматной доски, но позже желтые доски заменили серыми.

Изначально нижние кессоны главного свода должны были украшать барельефы, изображающие физкультурников. Однако главной темой для оформления станции метро все же стал народный танец и исполнение на музыкальных инструментах. На барельефах, которые были сделаны на Ленинградском фарфоровом заводе, изображались представители семи республик СССР. Одетые в национальные костюмы люди танцевали и музицировали.

Единственное изменение, которое архитектор Леонид Поляков внес в первоначальный проект своего учителя, касалось освещения. На пилонах в главном зале и на перронных стенах были установлены чашевидные двухламповые бра. Сейчас вместо них установлены светильники из матового стекла, которые гораздо больше сочетаются с общей строгостью здешней архитектуры.

Технические характеристики

«Театральная» - станция глубокого заложения пилонного типа, трехсводчатая. Располагается она на глубине 33,9 метра. Станцию строили по типовому проекту. Диаметр центрального зала составляет 9,5 м, боковых залов - по 8,5 м. Отделка выполнена из чугунных тюбингов. Автор данного проекта - архитектор академик Иван Фомин (он же проектировал станцию метро «Красные ворота»). Его лаконичный стиль органично проявился в классической декорации массивных пилонов и сводов обеих станций Московского метрополитена.

Вестибюли и пересадки

Собственных вестибюлей у «Театральной» нет. В первые годы после открытия для перехода использовали совмещенные вестибюли. Однако в первый год Великой Отечественной войны они оказались очень сильно перегружены. В конце 1944 года открыли новый прямой переход из центральной части зала к станции «Охотный ряд» Сокольнической линии. А 9 мая 1946 года открылся прямой переход с «Театральной» на «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия).

В общий со станцией «Охотный ряд» аванзал можно попасть через северный эскалаторный ход «Театральной». Соответственно, южный ход ведет в общий вестибюль со станцией «Площадь революции». В поездах, которые следуют по Сокольнической и по Арбатско-Покровской линиям, пересадки не объявляют, лишь оглашают пересадку на «Театральную». Именно эта станция во всем метро Москвы служит посредством перехода между двумя упомянутыми станциями, не имеющими смежного перехода между собой.

Достопримечательности

Название станции «Театральная» говорит само за себя. Ведь на близлежащей одноименной площади, к которой ведет северный выход станции, находитсяГосударственный академический Большой театр России (ГАБТ), а также Государственный академический театр оперы и балета России, то есть знаменитый Большой театр. Это один из наиболее крупных в стране и один из самых значительных во всем мире театров оперы и балета. Рядом с Большим расположен и Государственный академический Малый театр России. Это один из старейших драматических театров страны. Указом Президента страны Большому и Малому театрам присвоен статус национального достояния. К тому же оба театра были включены в список особо ценных культурных объектов РФ.

Наземная инфраструктура

Инфраструктура в районе станции «Театральная» весьма широко развита. Здесь расположено много предприятий и организаций, разнообразных магазинов. Также в данном районе работает ряд дошкольных и средних общеобразовательных заведений. Рядом со станцией находятся также следующее ВУЗы: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российская школа частного права, Гуманитарный российский государственный университет, Московская регентско-певческая семинария, а также Медицинская московская академия им. И.М. Сеченова. Неподалеку от станции работают более десяти отделений банков, ряд ателье и сервисных центров, а также много медучереждений.

Полезные факты

Для пассажиров станцию открывают следующим образом: выход на Театральную площадь - в 5:30 минут, выход на Красную площадь - в 5:35; станция закрывается в 1 час ночи. Внутри станции работают мобильные операторы «Билайн», «МТС» и «МегаФон».

Станция «Театральная»

Станция была открыта для пассажиров 11 сентября 1938 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Площадь Свердлова (до 05.11.1990).

Театральная» - единственная станция Московского метро, служащая посредством перехода между станциями «Охотный ряд» и «Площадь Революции», не имеющих собственного смежного перехода между собой. Кроме того, собственные выходы у станции отсутствуют - она соединена с второстепенными вестибюлями обеих станций через те же самые переходы. При движении поездов как по Сокольнической, так по Арбатско-Покровской линиям, между собой пересадки не объявляются. То есть объявляется лишь пересадка на саму «Театральную».

Станция не имеет собственных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий аванзал со станцией «Охотный ряд», а южный - в общий вестибюль со станцией «Площадь Революции». Первоначально выходы со станции использовались для перехода и уже к началу войны были перегружены. 30 декабря 1944 года был открыт новый прямой переход из центра зала на станцию «Охотный ряд» Сокольнической линии, а 9 мая 1946 года - прямой переход из южного торца станции «Театральная» на станцию «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. При реконструкции центрального пересадочного узла в 1974 году были построены еще два перехода: из центра зала станции «Театральная» на станцию «Площадь Революции» и из северного торца - на станцию «Охотный ряд». C 25 июня 2002 года по 25 декабря 2003 года южный вестибюль был закрыт для замены шести эскалаторов 1938 года выпуска станций «Театральная» и «Площадь Революции».

Станция «Театральная » расположена в Тверском районе на территории Центрального административного округа города Москвы.

Выход в город на улицы:

Музей-квартира А.И. Солженицына располагается в двух помещениях жилого дома № 12, строение 8, подъезд 14 по Тверской улице: в собственно мемориальной квартире № 169 (1-й этаж) и в квартире № 173 (3-й этаж). Экспозиция организована в шести разделах: «Кухня» Войдя в мемориальную квартиру, посетитель сразу погружается в неповторимую атмосферу жизни интеллигенции 1970-х годов, средоточием которой была кухня. Главный акцент на оригинальные экспонаты: радиоприемник, по которому Солженицыны на этой кухне узнали о выходе в Париже первого тома книги «Архипелаг ГУЛАГ», ставшего причиной ареста и высылки автора из СССР; рукопись и машинописные копии воззвания «Жить не по лжи!», запущенного в самиздат 12 февраля 1974 года, в день ареста Солженицына. Зал «Нобелиана» Экспозиция самой большой комнаты в квартире посвящена творческому пути Солженицына, со времени тайного писательства в годы заключения и до получения регалий лауреата Нобелевской премии (1948–1974). В первой витрине выставлена подлинная телогрейка Солженицына с нашивками номеров экибастузского особого лагеря и нобелевский фрак. В экспозиции также представлены оригинальные предметы: лагерный блокнот и четки, которые помогали Солженицыну сочинять устно в лагере (начало 1950-х годов), номера журналов «Новый мир» с первыми публикациями Солженицына в СССР (1962–1966), мировые издания до 1970 года, регалии лауреата - Нобелевская медаль и диплом. Ряд экспонатов посвящен сюжету несостоявшейся в этой квартире в апреле 1972 года нобелевской церемонии: в витринах размещены фрагменты переписки Солженицына с Нобелевским комитетом; самодельные пригласительные билеты на церемонию; сервиз, купленный специально для этой церемонии. Советские власти не дали визу секретарю Шведской академии, церемония не состоялась, сервиз до нынешнего юбилейного года стоял в нераспечатанной коробке. «Арест» Прихожая мемориальной квартиры представляет состоявшийся в ней 12 февраля 1974 года арест Солженицына, за которым последовала высылка писателя из страны. «Работа над “Красном Колесом”» В комнате восстановлен кабинет писателя времени работы над исторической эпопеей «Красное Колесо» (1970–1990-е). Все экспонаты оригинальные: рабочий стол Солженицына, предметы на столе, пишущая машинка, аппарат для просмотра микрофильмов, наборно-верстальная машина IBM Composer, на которой Н.Д.Солженицына набрала и сверстала 20-томное «вермонтское» собрание сочинений. В специальных витринах представлена творческая работа писателя: конверты картотеки «Красного Колеса», библиография, промежуточные редакции эпопеи. «Фотолаборатория» Маленькая комната, оформленная в виде фотолаборатории 1970-х лет, посвящена рассказу о тайной работе над книгой «Архипелаг ГУЛАГ» и невидимых помощниках Солженицына в этой работе. В комнате представлены: рукопись и машинопись промежуточных редакций «Архипелага», пишущая машинка Е.Ц.Чуковской, на которой были сделаны перепечатки, образцы самиздата, книги, ходившие в СССР (например, ксерокопия парижского издания в коробке из-под вафельного торта). В комнате реконструирован процесс фотокопирования текста: показана работа фотоувеличителя, процесс сушки пленки. «Кабинет А.И.Солженицына 1990-х годов» В комнате полностью сохраняется мемориальная обстановка: рабочий стол А.И.Солженицына, книжные шкафы с мировыми изданиями его произведений. Экспозиция будет дополнена мемориальными предметами, сопровождавшими писателя при возвращении на Родину, в долгой поездке из Владивостока в Москву в 1994 году: полевая сумка, дорожные блокнотики, пенал с письменными принадлежностями, бинокль, карты маршрута возвращения с рукописными пометами Солженицына.

«Театра́льная» - станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Станция ограничена перегонами: «Театральная» - «Тверская», «Театральная» - «Новокузнецкая». Находится на территории Тверского района Центрального административного округа города Москвы. Своё нынешнее название станция получила по Театральной площади, под которой расположена (первоначальное название - «Площадь Свердлова»). Станция «Театральная» является последней работой архитектора И. А. Фомина и имеет статус вновь выявленного объекта культурного наследия. Конструкция станции - пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Станция открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. «Театральная» связана переходами с двумя станциями - «Охотный Ряд» и «Площадь Революции», не имеющими собственного перехода между собой. Оба наземных вестибюля «Театральной» совмещены с наземными вестибюлями тех же станций.

Ещё в 1920-х годах существовали планы строительства метро в Москве. В 1927 трестом МГЖД был составлен проект станции метро под площадью Свердлова (ныне Театральной), однако он так и остался нереализованным. В 1931 году было принято решение о строительстве Московского метрополитена. Один из первых проектов, составленный в 1931 году, предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный Ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года было решено отказаться от строительства станции «Площадь Свердлова» в составе 1-й очереди метро (несмотря на это, «Площадь Свердлова» появлялась на некоторых схемах 1934 и 1935 годов). Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года уже предусматривал, что станция «Площадь Свердлова» откроется в составе Горьковского радиуса 2-й очереди Московского метрополитена. В 1937 году появился проект строительства 3-й очереди, согласно которому от станции «Площадь Свердлова» линия Замоскворецкого радиуса пройдёт до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»). Проект будущей станции «Площадь Свердлова» разработал архитектор И. А. Фомин. После смерти архитектора в 1936 году этот проект был воплощён в жизнь его учеником Л. М. Поляковым. Открытие станции состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Во время Великой Отечественной войны станция служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. Строительство метро продолжалось и во время войны. 1 января 1943 года был открыт участок «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина». Изначально пересадка на станции «Охотный Ряд» и «Площадь Революции» осуществлялась только через общие со станцией «Площадь Свердлова» наземные вестибюли. Однако из-за большого пассажиропотока периодически стали возникать заторы, поэтому вскоре после открытия начались работы по проектированию прямых переходов. 30 декабря 1944 года был открыт переход из центра зала на станцию «Охотный Ряд», а 9 мая 1946 года - переход из южного торца на станцию «Площадь Революции». В 1974 году…