Тоталитарные режимы в истории мировой культуры. Тоталитарная культура и ее сущность

Московский Государственный Университет Сервиса

Поволжский Технологический Институт Сервиса

«Тоталитарная культура»

По дисциплине: «История отечества»

Выполнил: студент группы МК-101

Гаврилова С.А.

Проверил: к.э.н., доц.

Мунин А.Н.

Тольятти 2001 г.

Введение стр. 3

Основная часть стр. 4-10

Заключение стр. 11

Список использованной литературы стр. 12

Введение

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием
""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда
служит идеологии, какой бы она ни была. Поэтому, чтобы уяснить себе, что
такое культура тоталитаризма, следует немного сказать о том, что
называется тоталитаризмом, тоталитарным обществом.

Начнем с понятия ""тоталитаризм"". Слово "total" означает "целый,
общий". Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы
жизни. Можно сказать, что тоталитаризм – это государственный строй, в
котором роль государства (правительства) настолько огромна, что оно
влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные,
экономические или культурные. В руках государства находятся все нити
управления обществом.

Характерной чертой режима в СССР является то, что власть не опирается на
законы и конституцию. В сталинской конституции были гарантированы почти
все права человека, которые на деле практически не выполнялись. Не
случайно первые выступления диссидентов в СССР проходили под лозунгами
за соблюдение конституции.

Симптоматичны также и насильственные методы избрания тех или иных лиц в
органы государственной власти. Достаточно вспомнить такой курьёзный
факт: объявление по телевидению о результатах голосования утверждалось в
президиуме ЦК КПСС за два дня до выборов.

Основная часть

В тоталитарном государстве тоталитарная же культура. СССР – тоталитарное
государство, как мы уже поняли из вышесказанного, следовательно, в СССР
должна быть тоталитарная культура. Что это такое - тоталитарная
культура, чем она отличается от культуры государства правового, мы
сейчас выясним. Для этого мы рассмотрим основные аспекты тоталитарной
культуры.

Тоталитарная культура – это массовая культура

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И
именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы
механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. Это
нашло свое отражение в культуре.

В колхозе все крестьяне собирались на сельский сход, где обсуждались
насущные проблемы и объявлялись решения партии по поводу той или иной
проблемы. Если в деревне происходил процесс против какого-нибудь кулака,
то собирался весь народ: все было показательно, это было целое действо.
Огромные массы людей собирались вместе на демонстрации, митинги, несли
огромные изображения Ленина, Сталина, слушали пламенные речи выступающих
ораторов, говоривших им о том, что они (народ) должны сделать и что они
сделают для достижения светлого будущего.

Культура носила массовый утилитарный, можно даже сказать примитивный
характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности
нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть
понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично,
просто, доступно для обыкновенного обывателя. Картины – чаще всего
пейзажи, сцены из жизни рабочих или портреты вождей; музыка простая, без
сложных композиций, ритмичная, бодрая; в литературе – героические
сюжеты.

2) В тоталитарной культуре всегда присутствует ""культ борьбы"".

Тоталитарная идеология всегда борется против идеологии, инакомыслящих,
борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на
культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: ""Против отрыва от
современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"",
""Долой пьянство!"", и т.п. Эти призывы и наставления встречали
советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице,
на собрании, в общественных местах.

Следует отметить, что культ борьбы породил милитаризм во всех сферах
жизни. В культуре это выразилось в ""идеологии бойца"". Такими бойцами в
СССР были активисты, люди, которые ""проповедовали религию"" партии.
Идеологическая армия в СССР была огромна. Вот пример: Секретарь ЦК
Казахстана с гордостью сообщил на очередном Идеологическом совещании,
что в уборке урожая 1979 года участвует вместе с колхозниками “большой
отряд идеологических работников – свыше 140 тыс. агитаторов и
политинформаторов, лекторов и политдокладчиков, культпросветработников,
деятелей литературы и искусства”. Руководитель идеологического фронта М.
Суслов, обращаясь ко всем своим солдатам, говорил о “многомиллионной
армии идеологических кадров”, которая должна “охватить своим влиянием
всю массу и в то же время дойти до каждого человека”.

Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи,
кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески
осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали
плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин
того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря,
тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже
расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило
показательно.

Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря
иностранных слов 1956 года: ”Генетика – лженаука, основанная на
утверждении о существовании генов, неких материальных носителей
наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех
или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах”.

Или, например, другая цитата из того же источника: “Пацифизм –
буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную
мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении
капиталистических отношений… Отвергая революционные действия масс,
пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире
подготовку империалистической войны буржуазией”.

И эти статьи – в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное
влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и
школьники и студенты.

Культ личности в СССР.

Вожди в СССР за все время его существования считались, чуть ли не
богами. Первая половина 70-х годов была временем рождения культа
Генерального секретаря. Идеология требует Вождя – Жреца, в котором она
находит свое внешнее, телесное воплощение. Карьера Брежнева, повторяющая
в главных чертах карьеры его предшественников – Сталина и Хрущева,
позволяет сделать вывод о невозможности для государства советского типа
обойтись без вождя. Символ Вождя прослеживается во всей культуре СССР.
Много примеров не требуется, достаточно вспомнить тот факт, что в
предисловии любой книги, даже научной, всегда было упоминание о вожде.
Существовало огромное количество книг, картин, скульптур и фильмов о
вождях. Например, “Памятник В. Ульянову - гимназисту” в Ульяновске.

4) “Тоталитарный герой”

Герой выступает строителем новой жизни, преодолевающим препятствия
любого рода и побеждающим всех врагов. И не случайно тоталитарные
культуры нашли подходящим для себя определение - "героический реализм",

Мы остановимся лишь на одном аспекте проблемы - характерной для
тоталитарного общества железной и стальной символике. Она была связана с
большевизмом с самого его зарождения. Троцкий писал, что псевдоним
Сталин, происходящий от слова "сталь", Иосиф Джугашвили взял в 1912
году. "В тот период это означало не столько личную характеристику,
сколько характеристику направления. Уже в 1907 году будущие большевики
назывались "твердыми", а меньшевики - "мягкими". Плеханов, вождь
меньшевиков иронически называл большевиков "твердокаменными". Ленин
подхватил это определение как похвалу". В 1907 году Луначарский говорил
о "железной цельности" душ новых борцов. Позже он восторженно писал, что
в процессе организации пролетариата индивидуум переплавляется из железа
в сталь. В знаменитой книге Николая Островского "Как закалялась сталь"
(1932-1934) метафора была распространена на воспитание большевистских
кадров. В 30-е годы эта метафорика проникла во все области общественной
жизни. Заговорили о "железной воле вождя и партии", о "стальном
единстве" большевиков, которых не могут напугать горы полярного льда, о
летчиках, этих "железных людях. И это лишь немногие из примеров
подобного рода.

Тоталитарное образование

В школе учили так, как было угодно партии и только тем предметам,
которые были угодны партии. Кроме того, проводилась большая
“идеологическая работа”. Ярким примером такой работы является такой
случай:

Корреспондент “Нью-Йорк Таймс” побывал на детском празднике в одной из
московских школ. Вот как он описывает празднество: “Сначала вбежали
девочки в красных юбках с красными лентами в волосах. Каждая девочка
держала в руках красный флажок. Затем вошли мальчики в защитного цвета
касках с большими красными звездами на них, речитативом распевая песни о
революции, о “празднике, овеянном славой”. Другие дети, одетые в голубое
и зеленое, держали в руках букеты осенних листьев, сделанных из
пластика, они распевают: ”Слава нашей великой родине, пусть в будущем
будут она могущественной и прекрасной”. Затем вся группа запела, учитель
аккомпанировал на фортепьяно:

Наша родина стоит на страже мира,

Победоносна Красная армия,

Наша родина могучая,

Она охраняет мир”.

В моде была замена имен и новые имена для новорожденных: в загсах
вывешивались инструктивно-рекомендательные списки с именами.
Предлагались – для девочек: Атлантида, Брунгильда, Индустрия, Октябрина,
Февралина, Идея, Коммуна, Маина. Для мальчиков – Червонец, Спартак,
Текстиль, Стяг, Владилен.

6) Тоталитарное искусство

Основой советского искусства стал соцреализм или социалистический
реализм. Тридцатые годы были периодом распространения соцреализма и его
победы в СССР. Сущность методов соцреализма заключается в правдивом,
исторически конкретном изображении действительности. Характерными
чертами соцреализма являются: идейность, партийность и народность.
Главной темой соцреализма были воспевания труда, героизм, трудовой
подвиг, достижения народного хозяйства.

Тоталитаризм в литературе.

С оформлением в первой половине 30-х годов теории соцреализма возникла
формула об “изображении действительности в ее революционном развитии”.
Фактически из сферы изображения ушли все конфликты между личностью и
государством, властью, конфликты, возникающие вследствие насильственной
коллективизации, административных ссылок, репрессии, конфликты в семьях,
в коллективе, на войне, изображение голода, нужды и нищеты. Не следовало
писать о смерти (за исключением героической), сомнениях, слабостях и
т.п. В журналах были напоминания о необходимости “бичевать недостатки”,
“все, мешающее нашему движению вперед”. Б. Рюриков писал в то время в
одной из своих статей: ""…и если наше общество, государство разоблачают
и сурово карают врагов народа, врагов нашего строя, то такую же кару,
такой же суд над представителями старого мира должна творить и советская
литература"". Советские писатели создавали произведения о героическом
труде советских людей, опирающемся на высокую сознательность, жертвенное
самоотречение.

Тоталитаризм в архитектуре.

Ни одно искусство не способно так выразить мощь и величие, так подавлять
все индивидуальное, особенное, как монументальная архитектура.
Достаточно лишь посмотреть на советские города: всюду кирпичные или
панельные блоки, одинаковые дома. Повсюду в Советском Союзе, проезжая,
путешественник видел эти монолиты с окошками, производившие впечатление
тюремных бараков. Строительство жилых домов носило утилитарный характер:
только чтобы люди выжили, ничего лишнего. В одинаковых домах жили
одинаковые люди.

Если же говорить о скульптуре, то преобладали изображения вождей (бюсты,
памятники Ленину, Сталину) или композиции на тему советских трудящихся.
Характерным примером скульптуры соцреализма является работа Мухиной
“Рабочий и колхозница ” на ВДНХ в Москве.

Тоталитаризм в музыке.

В музыке преобладали тяжелые монотонные мелодии. В основном марши. Кроме
того, советские люди пели песни о вожде, о социализме, о
социалистических подвигах. Например:

Ленин всегда живой,

Ленин всегда с тобой:

В горе, надежде и радости;

Ленин в твоей судьбе,

В каждом счастливом дне,

Ленин в тебе и во мне…

Или, например, песня пионеров:

Взвейтесь кострами синие ночи,

Мы – пионеры, дети рабочих.

Близится эра счастливых годов,

Клич пионеров – всегда будь готов!

Тоталитаризм в живописи

Новым жанром в тоталитарном изобразительном искусстве стал плакат.
Плакаты были самые разные: призывы, наставления, программы, объявления,
но все они носили агитационный идеологический характер. Кроме того, было
много листовок, транспарантов и т.п. Например, знаменитый плакат: “Ты
записался добровольцем?” или “Трудовой семестр – на отлично!”.

Ведущими живописцами – соцреалистами были:

Юрий Пименов “Даешь тяжелую индустрию!”

Александр Дейнека “Оборона Петрограда”, “Текстильщики”

Борис Иогансон “Допрос коммунистов”

Управление культурой

Управление культурой осуществлялось по следующей схеме:

Отдел ЦК КПСС по культуре (Идеологи)

Министерство культуры

Департаменты Министерства культуры,

Например, Союз писателей СССР или Союз художников СССР

На самом верху, в партии решалось, что нужно писать, рисовать, сочинять,
а что не нужно. Потом эти решения доходили до ответственных лиц и
организаций.

Вот как представляли советские идеологи цели творческих союзов: “Задачей
Союза художников СССР является содействие художникам в создании
высокохудожественных произведений, воспитывающих массы в духе
коммунистических идей. Союз ведет работу по повышению идейно
политического уровня и профессионального мастерства своих членов, по
популяризации их творчества”1.

1 Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И. Платонова, В.Д.
Синюков. – М.: Педагогика, 1973. – 416 с., ил.

Заключение

В культуре тоталитарного государства господствует одна идеология и
мировоззрение. Как правило - это утопические теории, реализующие
извечную мечту людей о более совершенном и счастливом общественном
порядке, в основе которых лежит идея достижения фундаментальной гармонии
между людьми. Тоталитарный режим использует мифологизированную версию
одной такой идеологии в качестве единственно возможного мировоззрения,
которое превращается в некое подобие государственной религии. Эта
монополия на идеологию пронизывает все сферы жизни, культуру в
особенности. В СССР такой идеологией стал марксизм, потом ленинизм,
сталинизм и т.д.

В тоталитарном режиме все без исключения ресурсы (и материальные, и
человеческие, и интеллектуальные) направлены на достижение одной
универсальной цели: коммунистического царства всеобщего счастья.

Список используемой литературы:

Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. –
М.: МИК, 1994 – 336 с.

Трудные вопросы истории: Поиски и размышления. Новый взгляд на события и
факты. Под ред. В.В. Журавлева. – М.: Политиздат 1991.

3. Стариков Е. Перед выбором. Знания, 1991, № 5.

Гаднелев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ-го века. Вопросы философии,
1992, № 2.

Понятие ""Тоталитарная культура"" тесно связано с понятием ""Тоталитаризм"" и ""тоталитарная идеология"", так как культура всегда служит идеологии, какой бы она ни была. Тоталитаризм - это явление всеобщее, затрагивающее все сферы жизни. Можно сказать, что тоталитаризм - это государственный строй, в котором роль государства настолько огромна, что оно влияет на все процессы в стране, будь то политические, социальные, экономические или культурные. В руках государства находятся все нити управления обществом.

Тоталитарная культура - это массовая культура.

Тоталитарные идеологи всегда стремились подчинить себе народные массы. И именно массы, так как люди мыслились не как индивидуумы, а как элементы механизма, элементы системы, называемой тоталитарным государством. При этом идеология исходит из некоторой первичной системы идеалов. Октябрьская революция ввела у нас существенно новую (вместо самодержавной) систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму -- царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Эта система идеалов послужила основой для созданной в 30-е годы идеологии, которая провозглашала идеи “непогрешимого вождя” и “образа врага”. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена “образ врага” распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха. Противоестественное с точки зрения разума, но реально существующее в сознании народа сочетание ненависти к действительным и мнимым врагам и страха за себя, обожествление вождя и лживая пропаганда, терпимость к низкому уровню жизни и бытовой неустроенности -- все это оправдывало необходимость противостояния “врагам народа”. Вечной борьбой с “врагами народа” в обществе поддерживалась постоянная идеологическая напряженность, направленная против малейшего оттенка инакомыслия, самостоятельности суждений. Конечной “сверхзадачей” всей этой чудовищной деятельности было создание системы террора страха и формального единомыслия. Это нашло свое отражение в культуре. Культура носила утилитарный, можно даже сказать примитивный характер. Общество, народ мыслился как масса, где все равны (личности нет, есть народные массы). Соответственно, и искусство должно быть понятно каждому. Поэтому все произведения создавались реалистично, просто, доступно для обыкновенного обывателя.

Тоталитарная идеология - это «Культ борьбы», которая всегда борется против идеологии инакомыслящих, борется за светлое будущее и т.д. И это, естественно, отражается на культуре. Достаточно вспомнить лозунги СССР: ""Против отрыва от современности!"", ""Против романтической путаницы"", ""За коммунизм!"", ""Долой пьянство!"", и т.п. Эти призывы и наставления встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, на собрании или в общественных местах.

Если есть борьба, значит, есть и враги. Врагами в СССР были буржуи, кулаки, волюнтаристы, диссиденты (инакомыслящие). Врагов всячески осуждали и наказывали. Осуждали на собраниях, в периодике, рисовали плакаты и развешивали листовки. Особо злостных врагов народа (термин того времени) исключали из партии, увольняли, отправляли в лагеря, тюрьмы, на принудительные работы (на лесоповал, к примеру) и даже расстреливали. Естественно, все это практически всегда происходило показательно.

Врагами также могли быть ученые или целая наука. Вот цитата из Словаря иностранных слов 1956 года: ”Генетика - лженаука, основанная на утверждении о существовании генов, неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах”.

Или, например, другая цитата из того же источника: “Пацифизм - буржуазное политическое движение, пытающееся внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений.… Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией”.

И эти статьи - в книге, которую читают миллионы людей. Это огромное влияние на массы, особенно на молодые мозги. Ведь этот словарь читали и школьники и студенты.

Это период социально-политической культуры России. С начала 30-х гг. в стране началось утверждение культа личности Сталина. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов». Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль. Основной набор ролей таков: силы зла («враги народа», «шпионы», «саботажники»); герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся в числе первых); толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови сил зла.

В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива.

В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции. Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение. Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности. В общественном сознании 30-х гг. вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространились социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда.

Таким образом, советская национальная культура к середине 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя. Социалистический реализм - единственный художественный метод.

Созданные творческие союзы поставили под жесткий контроль деятельность творческой интеллигенции страны. Исключение из союза вело не только к утрате определенных привилегий, но и к полной изоляции от потребителей искусства. Бюрократическая иерархия таких союзов обладала невысокой степенью самостоятельности, ей предписывалась роль исполнителя воли высшего партийного руководства. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Выступая в качестве «основного творческого метода» советской культуры - социалистический реализм предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз и навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Тем самым художественной культуре, искусству отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников в Ассоциацию художников революционной России, члены которой, руководствуясь принципами «партийности», «правдивости» и «народности», разъезжали по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты.

Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в «Правде» статью с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.

Однако художественная практика 30-40-х гг. оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и наиболее ярким историческим персонажам: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Петр Первый» А. Толстого. Советская литература в 30-е гг. достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга «Жизни Клима Самгина» и пьеса «Егор Булычев и другие» М. Горького, четвертая книга «Тихого Дона» и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и т.п. В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы.

В 30-е гг. создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М.Э йзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы.

Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки. В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру. Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30-ФО-е гг. нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Невиданный в истории масштаб получило развитие народного образования. Здесь решающими стали два момента: постановление XVI съезда ВКП(б) «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР» (1930г.); выдвинутая И.В.Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в СССР. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечным и фондам и.

Официальное искусство 30-40-х гг. было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». Принципы классовой борьбы нашли своё отражение и в художественной жизни страны.

Социалистический реализм - идеологическое направление официального искусства СССР в 1934-1991 гг. Впервые термин появился после Постановления ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций", означавшем фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений, течений, стилей, объединений, групп. Термин придуман либо Горьким, либо Сталиным. Под художественное творчество была подведена идеология классовой борьбы, борьбы с инакомыслием. Все художественные группировки были запрещены, на их месте созданы единые творческие союзы - советских писателей, советских художников и так далее, деятельность которых регламентировалась и контролировалась коммунистической партией. Главные принципы метода: партийность, идейность, народность (сравните: самодержавие, православие, народность). Главные признаки: примитивность мысли, шаблонность образов, стандартность композиционных решений, натуралистичность формы.

Соцреализм - явление, созданное искусственно государственной властью, и поэтому не является художественным стилем. Чудовищный парадокс соцреализма состоял в том, что художник переставал быть автором своего произведения, он выступал не от своего имени, а от имени большинства, коллектива "единомышленников" и всегда должен был отвечать за то, "чьи интересы он выражает". "Правилами игры" становилась маскировка собственных мыслей, социальная мимикрия, сделка с официальной идеологией. На другом полюсе - допустимые компромиссы, разрешенная вольность, некоторые уступки цензуры в обмен на услуги. Подобные двусмысленности легко отгадывались зрителем и даже создавали некоторую пикантность, остроту в деятельности отдельных "свободомыслящих реалистов".

Недооценка творческих возможностей «безымянной массы» и молчаливое признание героев и элит в качестве основной движущей силы человеческого прогресса, к сожалению, часто питает антидемократическую практику, в какие бы привлекательные одежды она порой ни рядилась. А на основе определенной практики формируются соответствующие политические режимы, которые так или иначе пытаются воздействовать на культуру и использовать ее в своих интересах. При этом ни один авторитарный режим - абсолютная монархия, фашистская или коммунистическая диктатура - открыто не признает своего антинародного характера, неизменно выступая от имени всей нации.

До начала XX в. антидемократические формы правления чаще всего отождествлялись с сохранявшимся кое-где самодержавием, отсутствием парламентаризма, с нарушением самим государством собственных законов и, конечно, с существовавшими под республиканскими вывесками «классическими» диктатурами, как это происходило в Латинской Америке. Несколько упрощая, можно сказать, что понятие авторитаризма связывалось с неограниченной властью какого-либо правителя и его ближайшего окружения. Правда, следует признать, что правитель мог быть человеком гуманным и образованным и опираться на людей, близких ему по духу. В этом случае независимо от формы правления культура не только не страдала, но и испытывала определенный взлет. Так возникло понятие «просвещенная монархия», примерами которой могли бы служить начало царствования Фридриха II в Пруссии, правление Екатерины II в России, Карла III в Испании, а еще раньше - правление римского императора Марка Аврелия, прославившегося своими нравственными принципами.

Однако после Октября 1917 г., бросившего вызов «старому миру», наряду с отжившими свой век монархиями и традиционно понимаемыми диктатурами под прямым влиянием идеологии и практики большевизма стала формироваться новая форма авторитарной государственной власти - тоталитаризм. Не следует забывать, что большевизм - во многом порождение личных качеств Ленина - с самого начала проявил себя, сложился и рос как течение, по природе своей расположенное к авторитарной форме партийной, а позднее и государственной организации. Правда, термин «тоталитаризм» был предложен значительно позже, хотя само явление имело своего прародителя с вызывающе откровенным обозначением «диктатура пролетариата». Подобная откровенность проистекала от марксистского понимания государства прежде всего как инструмента господства не какой-то сравнительно узкой интеллектуальной или духовной элиты, а целого класса, в данном случае пролетариата. К сожалению - и это достаточно хорошо известно, - реально к власти пришел не класс, а ВКП(б), уничтожившая старый культурный слой и опиравшаяся на далеко не самую просвещенную и нравственную часть общества.

Каковы особенности тоталитаризма и его воздействия на культуру по сравнению с прежними формами авторитарного правления? Как всегда, многое можно понять из этимологии самого термина (поздне - лат. totalis - законченный, полный, абсолютный), речь идет о некой превосходной степени диктатуры, когда она ведет к абсолютному подавлению личности, пронизывает и контролирует буквально все сферы жизни. А это невозможно сделать ни отдельному «герою» или «вождю», ни какой-либо сравнительно узкой административной элите. В отличие от «злого» монарха или «жестокого» тирана с их приближенными коллективным диктатором становится само бюрократическое государство. Если оно попадает в руки многочисленной и хорошо организованной по военному образцу партии «нового типа», отвергающей так называемый абстрактный гуманизм, будь то на расовой (НСДАП), националистической (итальянская фашистская партия) или классовой (В КП (б)) основе, то перед нами и будет истинный источник тоталитаризма. В его практическом осуществлении, т.е. во всеобъемлющем руководстве и контроле, принимают участие миллионы людей, подлинной драмой которых стало следование ложным идеологическим мифам и отсутствие необходимой культуры. Художественное изображение доведенного до абсурда тоталитаризма в его начальных и завершающих стадиях дано, например, в широко известных романах русских писателей Евгения Ивановича Замятина (1884- 1937) «Мы» и Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) «Котлован», а особенно в романе английского прозаика Джорджа Оруэлла (1903-1950) «1984». Все эти произведения основывались на совершенно конкретных фактах социальной действительности тоталитарных режимов XX в.

Не вдаваясь подробно в рассмотрение тоталитаризма как экономической и политической практики (огосударствление экономики, однопартийная система, нарушение конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни и т.д.), остановимся на его характерных проявлениях в духовной сфере, которую в первую очередь стремится подчинить тоталитарное государство.

Во-первых, монополизация и стандартизация системы образования и воспитания, представляющая собой неразрывную и ревниво контролируемую цепь от дошкольных учреждений до докторантуры, где готовятся научные кадры высшей квалификации. При этом допуск в академическую и художественную псевдоэлиту производится не на основе способностей и талантов, а по признакам социального происхождения или национальности. Свидетельство последнего - типичный для тоталитарных государств скрытый или открытый антисемитизм. Вся эта система работает «под колпаком» единой идеологии, носящей расистский, националистический или классовый характер с обязательным подчеркиванием приоритета коллектива над личностью и соответствующими молодежными организациями. Частное и платное образование и университетская автономия при этом обычно отсутствуют или влачат жалкое существование. Важная черта тоталитаризма в области научного знания - запрет на отдельные, нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук. Так, при Гитлере преследовался марксизм-ленинизм, а при Сталине с не меньшим ожесточением преследовались генетика, фрейдизм, позднее - кибернетика. В искусстве наблюдалась такая же картина: анекдотичным выглядит запрет в СССР до сговора Гитлера и Сталина «фашистской» музыки Вагнера и ее немедленная «реабилитация» после подписания пакта Молотова-Риббентропа, когда в срочном порядке в Большом театре была поставлена опера «Валькирия».

Во-вторых, монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием. Это делается, с одной стороны, методом жестокой цензуры, а с другой - путем гипертрофии пропагандистской функции радио, телевидения и прессы в ущерб их информационному назначению. Цензуре подвергается все, что угрожает ослаблением государственной власти, особенно в сфере общественной мысли, политики и, конечно, искусства. Обл>ективная передача сведений о событиях в стране и мире максимально сокращается, и их место занимают идеологические мифы, восхваление режима, развлекательный материал, различного рода призывы и лозунги. Наоборот, в условиях развитых парламентских демократий предпочтение обычно отдается не такого рода методам искусственного укрепления государственности, а «свободному потоку информации», хотя и там не обходится без пропагандистской «приправы», которая носит, однако, более замаскированный и утонченный характер. Вообще в мире, вступающем в электронно-информационную эру, понятие «пропаганда» все чаще приобретает отрицательный оттенок и воспринимается как препятствие на пути прогресса и одно из остаточных «зол» предшествующей цивилизации. Ни в одной из стран, претендующих на демократический статус, никогда не существовало такого государственного органа, как министерство пропаганды. В то же время общеизвестно и весьма показательно, что первым в истории «министром народного просвещения и пропаганды» (красноречивое сочетание!) был в нацистской Германии главный идеологический подручный Гитлера - доктор Йозеф Геббельс. Именно он считается у специалистов по общественной психологии «отцом» современных методов манипулирования массовым сознанием, взятых позднее на вооружение многими диктаторскими и тоталитарными режимами, в том числе и деятелями сталинского агитпропа.

В-третьих, поскольку одним из главных общественных слоев, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая «диссидентская» интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает ее всяческого рода преследованиям. И дело здесь не только в том, что она активно выступает против социальной несправедливости, а в более тонком психологическом нюансе: А.И. Солженицын как-то весьма справедливо заметил, что власть боится не тех, кто против нее, и не тех, кто не с нею, она боится тех, кто выше ее. Вообще антиинтеллектуализм - неотъемлемая черта любого режима, проявляющего склонность к авторитарным и диктаторским методам управления. В этой связи широко известны преследования немецкой интеллигенции после прихода Гитлера к власти; массовая эмиграция, высылка и физическое уничтожение российской интеллигенции большевиками в годы революции и гражданской войны; мартиролог советского диссидентства в сталинскую и постсталинскую эпоху.

Дискриминация передовой интеллигенции в условиях тоталитарного государства, чаще всего ориентированного на популизм, иногда принимает и более утонченные, не насильственные формы в зависимости от общего культурного уровня правящей верхушки. В то время как режимом сознательно создается привилегированный, высокооплачиваемый слой продажных интеллектуалов, писателей и служителей искусства, основная масса работников умственного труда и духовной сферы (учителя, врачи, инженеры, работники культурных учреждений, критически настроенные лица «свободных профессий» и т.д.) вынуждены влачить полунищенское существование.

История мировой культуры полна примеров дискриминации, преследований и террора со стороны государства в отношении инакомыслящих, хотя нельзя не признать, что объективно они далеко не всегда служили добру, прогрессу и гуманизму, если вспомнить, например, деятельность террористов-интеллигентов и левого, и правого толка и вообще любых «борцов за народное счастье», признающих и проповедующих насилие.

В-четвертых, характерный признак тоталитаризма в духовной сфере - стремление государства не только лишить народ исторической памяти, но и изолировать его от внешнего мира разного рода «железными занавесами», «берлинскими стенами» и т.п. Насильно насаждаемые массовые беспамятство и изоляционизм призваны скрыть от подданных культурное убожество режима на фоне общего поступательного развития мировой цивилизации. Для погрязших в самовосхвалении и самоуверенности «фюреров» и «вождей» тоталитаризма славное прошлое собственного народа и достижения соседей - нежелательные и неприятные конкуренты. Поэтому история, как правило, замалчивается и искажается, а другие общественные системы, прежде всего демократические, подвергаются очернению. Наверное, нигде так наглядно не ощущаются подобные устремления тоталитарной власти, как в строго контролируемых ею энциклопедических словарях. Там, где отсутствуют свобода мысли и свобода слова, энциклопедии - эти сокровищницы и бесстрастные летописцы культуры - страдают одними и теми же пороками: в них или просто отсутствуют неугодные режиму имена и факты, или их значение тенденциозно фальсифицируется, или информация о них сводится к минимуму. При этом все, что «работает» на режим, будь то идеологические мифы или конкретные события и лица, получает несправедливо расширенное освещение.

Одним из многих и ярких свидетельств сказанного может служить советский «Энциклопедический словарь» в 3 томах, изданный массовым тиражом в год смерти Сталина (1953). По количеству текста Гёте, например, уступает Ворошилову (91 строчка против 97); Бальзака, Байрона и Шекспира превосходят Жданов и Торез (57, 54 и 52 против 66 и 77); Сен-Симон и Сервантес приравниваются к таким малоизвестным коммунистическим главарям, как Престес и Рейман, но всех их превосходит немецкий «вождик» В. Пик. Даже великий Достоевский не «дотягивает» до марксиста Плеханова (68 против 86!). Нечего и говорить, что на подобном фоне выдающемуся отечественному философу Н. Бердяеву - и только потому, что его когда-то критиковал Ленин, - посвящено всего несколько слов: «реакционный русский философ, белоэмигрант; ярый враг советской власти». Если говорить о других рассмотренных нами культурологах, то Данилевский и Тойнби в энциклопедии вообще не упоминаются, о Тайлоре сказано, что его теория «носит идеалистический характер», о Фрейде - что он «автор антинаучного течения», а Сорокин и Шпенглер представлены как «идеологи империализма». В подобном кривом зеркале отражены и тысячи других имен и событий, что свидетельствует о чрезвычайно низком уровне и крайней лживости тогдашней официальной культуры и ее «жрецов».

В-пятых, тоталитаризму в духовной сфере соответствует и еще одна непреложная закономерность: с ним всегда в той или иной степени связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности. Это не значит, конечно, что тот или иной «вождь» единолично представляет систему и принимает все решения; но его обожествление необходимо для превращения рядовых граждан в некое подобие идолопоклонников, слепо верящих в своего кумира. А что касается правящей верхушки, то она сознательно поддерживает культы, будь то культ умершего Ленина, сменившего его Сталина или какого-либо новоявленного «вождя», для того чтобы легче держать в повиновении загипнотизированную массу. Отсюда пирамиды и мавзолеи, многочисленные памятники и портреты живых и мертвых руководителей, их беззастенчивое восхваление в средствах массовой информации, инспирирование верноподданнических чувств, разного рода идеологические мероприятия и годовщины и т.д. и т.п. «Вожди в авторитарных системах, - пишет Э. Фромм, - хорошо понимают потребность в общих ритуалах и предлагают новые формы политически окрашенных церемоний, которые удовлетворяют эту потребность и привязывают средних граждан к новой политической вере». И далее немецко-американский социолог замечает: «В современных демократических культурах ритуалов немного» .

Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вел к таким губительным для культуры действиям, как борьба с религией. Поддавшись власти тоталитаризма, гасившего религиозные маяки и плодившего людей-винтиков.

«мы обрубили и извратили мировую и отечественную мысль, загнав ее в темницы, объявленные нами презрительно «объективным» или, того страшнее, «субъективным идеализмом», «религиозным мракобесием», иррационализмом или мистикой и т.д., и т.п.» , - справедливо замечает философ-русист М.П. Капустин. Религиозность и связанная с ней духовность десятилетиями рассматривались как вызов режиму. Вожди поумнее пытались подчинить себе церковь и поставить ее на службу государству. Другие, видя в религиозной вере угрозу своим доктринам, а в Боге - чуть ли не личного конкурента, обрушивали на духовенство волну репрессий. Все это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших художественных и культурных ценностей, человеческой духовности вообще, свидетельство чего - наше недавнее трагическое прошлое.

  • Сумерки богов. М., 1990. С. 215.
  • Капустин М.П. Конец утопии. Прошлое и будущее социализма. М., 1990. С. 565-566.