Влияние религиозного фактора на возникновения терроризма. Понятие религиозной безопасности

В последнее время в нашей жизни, несмотря на тяжелые социально-экономические условия все больше внимания уделяется духовной стороне бытия. Этому способствуют происходящие в нашем обществе общественные процессы. Впервые за долгие годы свобода совести получила реальное признание на практике.

Но нередко интерес к духовному просвещению приобретает чудовищные формы и последствия, а именно массовые самоубийства на религиозной почве (Германия), теракты (Япония) и прочие страшные вещи. Таким образом, процесс поиска истины помимо всего прочего имеет еще и другую сторону –криминальную.

Но это на западе, а что у нас? В России развитие религиозных структур еще достигло такого уровня. Однако, уже есть печальные примеры деятельности «Белого братства» и «АУМ Синрике»., и хотя они находятся под запретом, тем не менее их отделения продолжают тайно функционировать.

И пока миссионерская деятельность в России не достигла зарубежного криминального уровня, есть смысл задуматься над тем, чтобы не допустить манипулирования сознанием в корыстных целях руководителями религиозных организаций.

Новый подход или еще раз о тоталитарных сектах

Необходимость борьбы с антиобщественными религиозными организациями вытекает из ч. 5 ст.13 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Анализ практики позволяет выявить возможные криминальные направления деятельности отдельных религиозных организаций – от насилия к отдельным членам до терактов или использования верующих для политического или экономического шпионажа в пользу других государств. Так, например, сатанисты использовали физическое насилие к своим членам с целью удержать их в общине. В 60-х годах прошли несколько судебных процессов по обвинению членов организации « Свидетели Иеговы» в шпионаже на территории СССР в пользу США, в настоящее время деятельность этой организации во многих регионах находится под запретом.

До сих пор многие исследователи видели решение проблемы в разработке теории, так называемых «тоталитарных сект». Однако в науке не существует понятия секты, тем более тоталитарной. Сторонники этого подхода стремились найти признаки тоталитарной политики в деятельности религиозных групп. Но на практике они затруднялись дать исчерпывающий перечень таких признаков. Исследования показывают, что именно большинство религиозных структур соответствуют их признакам, поскольку система этих признаков настолько несовершенна, что позволяет подвести под них любую религию, порой даже традиционную. Поэтому существующие подходы не позволяют адекватно оценить общественно-политическую ситуацию. Кроме того, выявление тоталитарных сект скорее может вызвать разжигание религиозной розни, что недопустимо. Нужен квалифицированный научный подход.Но уже напуганные россияне, бросаясь в крайность вступавшие ранее во все объединения подряд, пытаются теперь разглядеть в любой религиозной организации врага общества.

Действительно, любая религиозная организация обладает значительным влиянием над своими членами. Пользуясь этим, руководители религиозной организации могут воздействовать на принятие ими личных решений и даже общественных действий. Но любая религиозная организация также может пропагандировать свои убеждения и главной ее задачей является привлечение новых членов. Поэтому антиобщественность той или иной организации не зависит от успешности «освоения» территории и темпов развития.

Современная общественно-политическая обстановка в стране характеризуется целым рядом воздействующих на сознание обстоятельств. Основным фактором, ее определяющим является деятельность общественных, в том числе религиозных и политических организаций. Именно эти организации «работают» в непосредственном контакте с населением, и поэтому им доверяется идейное воспитание граждан, формирующее их идеологию – основу социальной жизни. Таким образом, религия может выступать как созидающий, так и разрушающий общественные связи фактор. Поэтому государство и мы сами не можем быть безучастны к деятельности таких организаций. От того, кто и как будет заниматься социальным воспитанием, какие идеи будут преподноситься и на какую почву ложиться, зависит система жизнеобеспечения государства.

В борьбе с антиобщественными религиозными объединениями нельзя забывать о презумпции невиновности, в соответствии с которой ни организация, ни ее руководство не могут быть признаны виновными, до вынесения соответствующего решения судом. Но рассмотрению дела в суде предшествует кропотливая работа, которая не всегда заканчивается передачей дела в суд. Поэтому гораздо эффективнее осуществлять разъяснительную и профилактическую работу. Но развитие религиозных структур и появление новых происходит стремительно, так что на сегодняшний день ни одно правоохранительное ведомство не способно обеспечить профилактическую работу в этой сфере. Статистики правонарушений в сфере религиозной миссионерской деятельности нет.Как же государство может гарантировать гражданам соблюдение прав внутри религиозных организаций? Думается, что настало время обратить внимание общественности и понять, что это проблема общественная и комплексная.Ее решение можно назвать «концепцией религиозной безопасности». Основными ее положения сводятся к следующим моментам:

1) Рассматривая проблему религиозной безопасности следует помнить, что с точки зрения законодательства и любой религии – следование тому или иному учению – дело добровольное. Этот выбор конкретной личности никто из нас не имеет право изменить. В основе такого выбора лежит убеждение личности в истинности учения. В основе религии лежит только убеждение. Еще немецкий философ И. Кант в 18 веке доказал, что существование Бога не может быть наукой гни доказано, ни опровергнуто, а следовательно, нельзя доказать или опровергнуть истинность той или иной религии. В этом можно быть только убежденным. Попытки этого вызывают идеологический спор. А вопрос должен решаться с юридической точки зрения.

2) Решение вопроса с юридической точки зрения. По законодательству все религии равны. Человек может придерживаться любого вероучения и следовать ему. Поэтому законодательство не выделяет общественно опасных видов религий. Законодательство, к сожалению только запрещает создание религиозных организаций, следующих учениям, направленных на разжигание розни, подрыв основ конституционного строя. Поэтому необходимо предусмотреть в законе запреть на пропаганду деструктивной идеологии или вероучения. Например, есть страны, где запрещены фашистская идеология и символика, сатанизм и некоторые другие религии. Пока такого закона нет, существует значительная опасность перевернуть борьбу с нарушениями в области свободы вероисповедания в преследование отдельных религиозных групп, что опять же приведет к разжиганию религиозной розни.

3) С точки зрения юридической практики вряд ли существуют религиозные организации, которые вообще никогда ни в чем не нарушали законодательство РФ. Задача состоит в пресечении и профилактике наиболее серьезных правонарушений, связанных с насилием или угрозой общественной безопасности. При этом следует иметь в виду, что в правонарушениях виновна не сама религия или религиозное учение, а конкретные лица. Именно поэтому саму религию запретить нельзя, как нельзя запретить и любую другую идею.

Поскольку в соответствии со ст. 2 Конституции РФ наивысшей ценностью является человек, его права и свободы, то главным объектом концепции религиозной безопасности должна быть личность. Как показывает практика, основными правонарушениями в области права на свободу вероисповедания являются:

1) Предоставление, неполной или заведомо ложной информации о сущности учения (мимикрия). Многие миссионеры, с целью вербовки новых адептов, пытаются выдать новую религию за традиционную, чаще всего православную. Так, например, некоторые представители церкви объединения (М.Мун) представляются православными, последователи даосизма утверждают, что их религия совместима с православием, Е.Рада также утверждает, что имеет «посвящение»(!) от священнослужителей Русской Православной Церкви. Всякие колдуны и маги в прессе предпочитают фотографироваться на фоне православных икон. Хотя в любом из перечисленных случаев РПЦ никакого отношения к ним не имеет и более того находится в абсолютной оппозиции. И вновь подчеркну, что право каждого гражданина следовать тому или иному учению не может быть оспорено, но когда гражданин переступает порог религиозной организации, он имеет право знать о действительном отношении данной организации к той или иной религии.

Особое место в связи с этим занимают эзотерические учения. Нередко для повышения интереса не имеющих специального образования граждан, распространяемому религиозному учению придается научный характер либо наоборот, происходит подмен научной теории и наполнение ее ненаучным знанием, например, уфология, сайентология. Более того, в форме современных наук пытаются выступать древние оккультные религии, что находит выражение в виде целительства и астрологии. Кстати в энциклопедиях астрология прямо относится к оккультизму, но об этом повсеместно последователями умалчивается.

2) Требование об отказе от осуществления гражданских прав или обязанностей как основное условие пребывание в качестве члена религиозной организации. Так, например, в рядах «Свидетелей Иеговы» распространены мнения о том, что человек, ставший их членом автоматически становится гражданином Царствия Божьего, соответственно прежние обязанности для него необязательны. Поэтому в юридической практике возникали претензии к челнам указанной организации, отказывавшихся идти в армию, были скандалы с отказом от переливания крови пострадавшим и пр.

You have no rights to post comments

Важнейшая функция любого правового демократического государства - защита личности, в том числе и государственно-правовыми средствами. Только государство и его органы обладают необходимыми властными полномочиями по осуществлению на территории Российской Федерации мер по защите прав и свобод граждан. Несмотря на наличие в Российской Федерации значительного числа правозащитных общественных организаций, целью которых также выступает восстановление нарушенных прав и предупреждение противоправных посягательств на них, все же следует признать, что они в настоящее время не в состоянии обеспечить полноценную защиту и охрану конституционных ценностей. В связи с этим в первом параграфе второй главы курсовой работы, особое внимание уделено специально созданным государственным органам, их роли в защите права на свободу вероисповедания, в обеспечении религиозной безопасности России.

Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе предусмотренной статьей 28 Конституции Российской Федерации свободы вероисповедания, является Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В соответствии с пунктом 37 Стратегии к числу основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является, в том числе экстремистская деятельность религиозных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности: Стратегия предполагает совершенствование структуры и деятельность федеральных органов исполнительной власти, развитие системы выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая религиозный экстремизм. Кроме того религиозная нетерпимость признается одним из основных факторов, оказывающих негативное воздействие также и на состояние национальной безопасности в сфере культуры.

Почему Стратегия уделяет так много внимания вопросам противодействия религиозному экстремизму и нетерпимости? Полагаем, что причина кроется в одном из феноменов современного этапа развития мировой цивилизации - усилению разнонаправленных процессов всемирной секуляризации с одновременным расцветом религиозного радикализма. Корни этих взаимоисключающих процессов являются предметом многочисленных философских, психологических, теологических и этнополитических исследований. Усиливающееся социальное и экономическое неравенство вкупе с традиционными национальными, этническими и расовыми противоречиями вызывают в эпоху всемирной глобализации эффект "конфликта цивилизаций", частью которого и являются межрелигиозные противоречия.

Законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "религиозная безопасность", вместе с тем термины "религиозная безопасность России" или "религиозная безопасность российского общества" достаточно широко используются не только в юридической литературе, но и в актах органов государственной власти Российской Федерации См. постановление ГД ФС РФ от 15.12.1996 № 918-II ГД "Об Обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России". , что дает основание использовать его в данном контексте и в настоящее работе.

Как уже говорилось первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и государственной защиты личности имеет деятельность органов исполнительной власти, систему которых возглавляет Правительство Российской Федерации.

Подпунктом "е" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237. . В сфере защиты прав и свобод граждан полномочия Правительства Российской Федерации предполагают:

участие в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г. N 51 ст. 5712. .

Статьей 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ"О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрены надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. Осуществление надзора возложено на органы прокуратуры. Целью осуществления контроля является обеспечение органом, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, соблюдения ею устава относительно целей и порядка ее деятельности Контроль за соблюдением религиозными организациями учредительных документов относительно целей и порядка их деятельности возложен в настоящее время на органы юстиции (см. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" .

Определение религиозной организации, содержащееся в статье 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", выделяет две цели ее создания: совместное исповедование веры и ее распространение, в связи с чем для религиозной организации существуют ограничения, несоблюдение которых является нарушением осуществляемой деятельности. К числу таких ограничений относятся:

Отсутствие у религиозной организаций признаков ей соответствующей (совместное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии, религиозное воспитание и др.);

Осуществление деятельности, противоречащей законодательству;

осуществление деятельности юридически заверенного разрешения (лицензии);

осуществление деятельности, не предусмотренной уставом религиозной организации;

осуществление деятельности с сокрытием наименования и вероисповедной принадлежности религиозной организации;

осуществление деятельности, сопряженной с посягательствами на личность и права граждан и с иным нарушением Конституции и действующего законодательства Российской Федерации.

Так, например, религиозная организация не может осуществлять ряд видов деятельности не только потому, что они не предусмотрены Уставом, но и запрещены законом. Религиозной организации запрещено участвовать в пожертвованиях политическим партиям (подпункт "л" пункта 3 статьи 30 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 23.05.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г. № 29 ст. 2950.); осуществлять предвыборную агитацию (пункт 4 части 7 статьи 48 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".), вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, фонды референдума (подпункт 9 пункта 9 статьи 48 Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 06.04.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 27 ст. 2710.); создавать структурные подразделения в муниципальных и государственных учреждениях (пункт 3 статьи б Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Вместе с тем установление факта нарушения права на свободу вероисповедания со стороны религиозного объединения (религиозной группы, религиозной организации) возможно и допустимо только в суде. В тоже время необходимо отметить известные сложности при формировании доказательственной базы в таких процессах, что связано со спецификой нарушенных прав.

Наличие хотя бы одного из предусмотренных пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозных организаций свидетельствует о нарушении права на свободу вероисповедания. Рассматривать вопрос нарушения свободы вероисповедания, необходимо вкупе с другими конституционными ценностями и правами, посягательство на которые будет являться неопровержимым фактом в судебном процессе. К их числу относятся свобода, личная неприкосновенность, собственность, семья, честь, достоинство, здоровье и даже жизнь. Основная роль в установлении нарушений указанных прав принадлежит суду, делающему также вывод о наличии необходимой причинно-следственной связи.

Для надежной реализации защитной функции в рамках судебного процесса является необходимым определение границы, разделяющую желанный и вынужденный выбор, свободное действие (бездействие) от принуждения и давления. Следует помнить, что свобода любого человека не абсолютна. Она имеет как свои физические (пространственные) границами, так и иные границы - пределы свободы других лиц.

Вынужденный выбор предполагает такое принуждение, которое угрожает жизни или другим жизненно важным интересам конкретного человека. При наличии такой угрозы личность не может считаться свободной. Грань между "свободой" и "несвободой" пролегает именно здесь.

Цель создания всякий религиозной организации должна заключаться в совместном исповедании веры, а также ее распространении. Запрещена реализация других видов деятельности, в случае их ненаправленности на осуществление уставных задач, целей. В законодательстве содержатся ограничения, направленные на религиозные организации. Их несоблюдение является нарушением исполняемой деятельности.

Таким образом, используя закрепленное Конституцией Российской Федерации и гарантированное каждому право на свободу вероисповедания, религиозная организация в лице ее членов попирает и нарушает не только право гражданина осуществлять самостоятельный выбор веры и то, каким образом ее исповедовать, но также и право на свободу, личную неприкосновенность, информацию, тайну личной жизни. Посягательство на эти права происходит опосредованно, через злоупотребление свободой вероисповедания, в связи с чем именно судебная защита свободы вероисповедания, с учетом статуса суда как органа, имеющего существенное значение в механизме государственно-правовой защиты личности, является особенно актуальным. Это приобретает особую ценность в связи с тем, что затрагивается целый комплекс конституционных ценностей и благ, гарантированных государством, которые подлежат восстановлению при их нарушении с помощью суда.

В качестве примера злоупотребления свободой вероисповедания рассмотрим посягательство со стороны деструктивных религиозных организаций на такую защищаемую Конституцией Российской Федерации ценность как семья В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации семья находится под защитой государства. Эта норма также воспроизводится и в статье 1 Семейного кодекса Российской Федерации. . На практике весьма многочисленны случаи, когда человека заставляют отказаться от семьи, изолируют от внешнего мира, как правило, увозя для принятия веры далеко от дома и т.п. Все это возможно при условии приведения человека в состояние повышенной внушаемости путем физического или психологического истощения.

Следствием такого негативного воздействия может являться разрушении семьи (как фактически, так и юридически), возникновение конфликтных ситуаций между членами семьи, нарушении благоприятного семейного климата. Для заключения брака и его расторжение требуется взаимное добровольное согласие его участников. Семейный Кодекс Российской Федерации, предусматривая процедуру расторжения брака, не предусматривает выяснение мотивов развода Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16. . Однако разрушение семьи - это конкретный факт, а понуждение к разрушению посредством оказания давления (как правило психологического) есть лишение человека права самостоятельного выбора. Один из методов установлению в данном случае факта понуждения к разрушению семьи, - изучение, исследование учения религиозной организации. Полученные результаты могут служить основанием для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения. Разрушение семейных связей было подтверждено и служило одним из оснований ликвидации и запрета деятельности "Религиозной общины Свидетелей Иеговы в городе Москве" См. подробнее: материалы Постановления Европейского суда по правам человека от 10.06.2010 "Дело "Свидетели Иеговы" в Москве и другие (Jehovah"sWitnessesofMoscowandothers) против Российской Федерации" (жалоба № 302/02). .

Вывод по параграфу. Таким образом, можно с уверенностью, что из-за деятельности, которую осуществляют деструктивные религиозные организации, наносится значительный вред личности и обществу, посягая на личную и общественную безопасность в части, касающейся религиозной безопасности.

Нарушая закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы, и в частности свободу вероисповедания, религиозными организациями. Осуществляется попытка завладением сознанием личности, а значит и ее вещественными ценностями. Данное возможно, в первую очередь, при условии незащищенность человека со стороны государства, которое обладая необходимыми силами и средствами в области, которая заключается в обеспечении религиозной безопасности и создании условий, когда не будет таких нарушений или же на стадии зарождения они будут пресекаться. В подобном плане в сфере деятельности государственных органов для достижения постоянного баланса интересов отдельного человека с правом на свободу вероисповедания и религиозным объединением приобретает особо ценное значение для государственно-правовой защиты людей.

Выявление признаков деструктивности религиозной организации, проявляющихся в процессе ее деятельности, вреда, причиняемого личности, и приводящих к нарушению, которые установлены Конституцией ценностей и благ (прав и свобод), свидетельствует о нарушении законодательства Российской Федерации, возникновении угрозы религиозной безопасности российского общества и является основанием ликвидации и запрета деятельности религиозной организации.

В настоящее время реальная угроза безопасности многих стран исходит от религиозной формы терроризма. Особенность религиозной - исламской - формы терроризма, действующего на постсоветском пространстве, заключается в следующем.

Во-первых, религиозный терроризм начал распространяться прежде всего в регионах, где cилен религиозный фактор (например, Центральная Азия и Кавказ). Основная его цель заключается в вовлечении в свои ряды как можно большего количества людей, начиная с элиты и кончая беднейшими слоями населения. Это кардинальное отличие, например, от радикальных экстремистских организаций Западной Европы, таких, как «Рота армии Фраксон», «Красные бригады», «Аксен Дитрек». В Европе в террористические организации в основном привлекались средние слои общества.

Во-вторых, следует обозначить высокий уровень образованности среди идеологов террористических групп. Наиболее яркий пример – это религиозно-радикальные организации в Ближневосточном регионе. У них существует четко разработанная «концепция героя», шахида, в которой шахид, герой-фундаменталист, сознательно противопоставляется атеистическому, технологизированному, анонимному и антигероическому западному обществу, в котором отсутствует значение героя, в котором нет необходимости в этих героях, нет личностного начала. Вообще Запад как таковой является цивилизационно-ценностным врагом исламских террористов с его глобализацией и транснациональными корпорациями, и религиозный фактор здесь представляет собой очень эффективный инструмент мотивации членов экстремистских групп, чей фанатизм, тщательно развитый и поддерживаемый руководством группы, позволяет им предпринимать такие рискованные и часто самоубийственные акции, на которые вряд ли решились бы не религиозно мотивированные террористы. Гибель шахида в ходе джихада - а именно так расценивают свою деятельность эти группы - является, с их точки зрения, прямой дорогой в рай и неудивительно, что многие экстремисты не только готовы, но и стремятся погибнуть во время выполнения задания. Проведение силовых операций Соединенными Штатами в Афганистане и Ираке только способствуют распространению религиозно-радикальных движений в Южной и Центральной Азии.

Третья особенность религиозной формы терроризма – это четко выраженный социальный аспект. Все религиозно-радикальные движения и организации выступают за социальную справедливость, за социальное равенство. Тем самым они создают притягательность среди религиозно неграмотных и безработных категорий населения. Накопившиеся социально-экономические (процесс имущественного расслоения), политические (идеологическое размежевание и неконструктивная борьба за власть), демографические, экологические, межэтнические проблемы и неравномерное распределение водных и энергетических ресурсов способствуют популяризации религиозного терроризма путём усиления социальных противоречий в обществе и снижения эффективности функционирования защитных механизмов в сфере нравственности, морали и ориентиров в воспитательной работе (в первую очередь, среди молодежи).

Наконец, религиозный терроризм для его последователей – это и концепция освободительной борьбы, которая во многих случаях имеет конфессиональный характер (в Палестине, Кашмире, Алжире, Чечне, Афганистане она является элементом тотальной войны с «неверными»).

В целом в отдельных странах СНГ образовался идеологический и религиозный вакуум, который эффективно используются религиозно-радикальными группами.

В дополнение ко всему, данные группы стали получать из дальнего зарубежья мощную финансовую и техническую поддержку для безвозмездного распространения и пропаганды радикального исламского учения (особенно в молодежной среде – так будущие шахиды рекрутируются из числа безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет). Для финансирования экстремисткой деятельности военизированные религиозные группы также участвуют в незаконной торговле наркотиками и оружием, что подрывает основы устойчивого развития не только стран Евразии, но и в целом всего мирового сообщества.

По данным экспертной группы ООН, после 10-летней войны СССР в Афганистане в руках террористических групп оказались от 600 до 1000 стингеров; помимо этого в Афганистане незаконно циркулируют более 10 миллионов единиц стрелкового оружия.

Сегодняшние террористические организации, действующие в регионах Кавказа и Центральной Азии – это не индивидуальные группировки плохо обеспеченных и слабо вооруженных заговорщиков прошлого столетия, а целые концерны с многомиллиардными доходами, с внутренним разделением труда и специализацией, с тренировочными лагерями, мастерскими, складами, убежищами, госпиталями, лабораториями, широко использующие новейшие типы оружия, средства связи и транспортировки, практикующие самые разнообразные и в значительной мере новаторские методы и приемы борьбы. В определённом смысле их можно характеризовать как негосударственные военизированные системы, которые в начале XXI века находятся в состоянии непрерывной динамики, трансформации, клонирования, мутации. По уровню организации и боевой подготовки они постепенно выходят на уровень регулярных армий отдельных стран, а также активно проникают в политическую и экономическую систему государств (располагают клонированными структурами прикрытия в виде партий и общественных организаций, имеют собственные парламентские фракции и контролируемые средства массовой информации) и осуществляют скрытное представительство в международных организациях

Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.1721 Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 %

считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной

самоидентификацией.

Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

В третьих, наблюдается рост пр естижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально -политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально - этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико -правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,1741 чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалос ь заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро -монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным.

Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически -религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии}