Второстепенные персонажи и их роль в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад. Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза Второстепенные персонажи в пьесах

Д. И. Фонвизин написанием своей комедии “Недоросль” открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только главных персонажей. Для развития сюжета в произведении также введены второстепенные персонажи. Они представлены в виде слуг. К таким персонажам можно отнести Тришку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина, а также, редко фигурирующих в действии – Скотинина и Простакова.

В первые явления комедии перед зрителем открывается манера, в которой госпожа Простакова обращается с собственными слугами.

С ее стороны в адрес Тришки звучат ругательные слова по причине плохого пошива кафтана и это, несмотря на отсутствие у него образования портного. Госпожа ругает Еремеевну, исправно работающую на благо семьи Простаковых в течение сорока лет, и всячески оберегающую Митрофана. Она занимается выполнением собственных обязанностей с огромным старанием, и особой преданностью. Госпоже Простаковой кажется образование роскошью, поэтому Митрофану героиня нанимает учителей исключительно из-за столичной

моды. Она просто желает не хуже выглядеть, чем остальные помещики. Хорошим человеком является учитель математики Цыфиркин, однако ему не удается научить недоросля ничему, так как молодой человек слишком ленив. Учителя грамматики Кутейкина можно охарактеризовать, как жадного и хитрого. Вральман, обучающий истории и географии, был в прошлом кучером Стародума. Теперь он преподает по причине того, что отыскать более подходящей работы не смог. Господин Простаков беспомощен и жалок, так как в нем отсутствует сила к сопротивлению словам и действиям жены. Она властвует над ним, но это для персонажа является нормальным положением дел. Глупость и невежество характеризует Скотинина, брата госпожи Простаковой, так как в круг его интересов входит только разведение свиней. Он планирует ради денег жениться на Софье, по причине чего возникает у него конфликт с Митрофаном. Скотинину и его сестре было дано скверное воспитание, из-за чего оба персонажа деградировали морально и нравственно.

В “Недоросле” Фонвизиным были обличены представители дворянского сословия, моральные устои которых не соответствуют принципам служения гражданскому обществу.


Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Скотинин, брат Простаковой,- типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению, он отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен....
  2. Комедия “Недоросль” - главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему...
  3. Русский писатель и драматург Д. И. Фонвизин жил во время царствования Екатерины II. Эпоха ее царствования была довольно мрачной. Это было время, когда эксплуатация крепостных...
  4. Действие комедии “Недоросль” происходит в доме помещиков Простаковых, отличающихся дремучей невежественностью и дикостью нравов. Главенствует в семье госпожа Простакова – женщина властная и своевольная, жестокая...
  5. В комедии Д. Фонвизина “Недоросль” рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и...
  6. Комедия “Недоросль” признана лучшим про­изведением выдающегося русского драматурга Д. И. Фонвизина. В ней писатель правдиво изоб­разил русскую крепостническую действитель­ность, выставил ее, по словам В. Г....
  7. Основная задача бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль” – сатирическое изображение российской действительности того времени: невежественных, малограмотных чиновников и дворян, тяжелой участи простого народа, произвола властей. Очень...
  8. В комедии Д. И. Фонвизина ” Недоросль” наряду с отрицательными героями есть и положительные. Яркие образы отрицательных персонажей несомненно оказали большое влияние на читателей, но...

В пьесе "Вишневый сад" много персонажей второго плана, которые участвуют в действии наравне с главными героями, но при этом внешне не влияют на развитие событий. Интересно, что помимо главных и второстепенных действующих лиц на равных правах принимают участие в действии лица, не появляющиеся на сцене: ярославская тетушка, парижский любовник, дочь Пищика Дашенька. Даже эти эфемерные персонажи задают тон в пьесе.

Второстепенные персонажи часто повторяют, и тем самым запечатлевают в памяти мысли основных героев или говорят то, что осталось невысказанным, в их уста иногда вкладываются важные для понимания пьесы фразы.

Второстепенные персонажи помнят свое место, в то же время никуда не исчезая, крутясь вокруг Гаева, Раневской, Лопахина, Трофимова, Вари, Ани, невольно шаржируя поведение главных героев, особенно лее первых двух. Несмотря на то, что о не слишком значимых персоналках сказано мало или почти ничего, их характеры явно проступают в тех немногих репликах, которыми их наделяет автор.

Вот Симеонов-Пищик - суматошный бодрячок, ни на шаг не отступающий от этого своего амплуа. Каждый раз, появляясь на сцене, он неизменен, - просит денег и рассказывает о Дашеньке. Пищик - фигура комическая без всяких оговорок, смешна далее его сокращенная фамилия. Он, как клоун, который, выходя на сцену, должен обязательно показать новый номер. В первом действии Пищик зачем-то глотает пилюли Любови Андреевны, серьезно констатируя: "Все пилюли принял", в третьем - восхищается Шарлоттой, при этом не утруждая себя изысканными фразами, все его похвалы сводятся к словам "Вы подумайте!" Но он и деликатен (уводит Лопахина от Раневской после известия о продаже вишневого сада), и честен (отдает долги Лопахину и Раневской), и чувствителен (плачет, узнав об отъезде семейства). Клоун клоуном, но ведь душевный, добрый человек, в целом так похожий на Гаева, который над Пищиком смеется.

Довольно интересную роль в пьесе играет высокомерная Шарлотта Ивановна, мастерица выворачивать все серьезное на шуточный лад. Но и у нее прорываются горестные потки: "Так хочется поговорит!», а не с кем..." Здесь чудится что-то от Раневской. Шарлотте, кстати, при надлежит фраза, которую молено было бы вложить в уела любого на героев: "Кто я, зачем я, неизвестно..." И именно Шарит та со своими фокусами, чревовещанием, цирковыми номерами подчеркивает комедийность ситуации. По сути, все поступки героев - лишь комедии, по главные персонажи воспринимают себя серьезно, а второстепенные мешают чи та телю воспринимать их так же.

Еще одно комичное лицо Епиходов, растяпа, "двадцать два несчастья". Ему принадлежит гениальная фраза: "Никак не могу понять,., чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться,., но тем не менее я всегда ношу, при себе револьвер". И это говорит человек, которому отведена в пьесе роль самая что ни па есть комическая! Подобные речи напоминают патетические изречения Гаева. Между прочим, "двадцать два несчастья" принял от прежних владельцев Лопахип примечательный, если вдуматься, штрих.

Наконец, существуют еще и слуги. Фирса вряд ли можно назвать второстепенным действующим лицом. Он, появляясь сравнительно редко, играет в пьесе немалую роль, финальный монолог Чехов доверяет именно ему. Так что, при всей бедности его реплик,Фирс является чуть ли не самым значащим персонажем. Гораздо меньшие роли отводятся Дуняше и Яше, двум слугам, которые пытаются подражать хозяевам и тем самым неосознанно передразнивают их, в преувеличенном виде представляя характерные черты Раневской и Гаева. Речь слуг - часто неумелое подражание светской беседе. Разве не напоминает Дуняша Раневскую, когда в волнении произносит: "Я сейчас упаду... Ах, упаду!" или когда показывает Яше, какой она была маленькой, когда он уезжал (Любовь Андреевна тоже любит вспомнить свое детство), или когда рассказывает всем и каждому о предложении Епиходова: "Он меня любит, так любит!"? А вечно зевающий Яша, небрежно закуривающий сигарету - узнаваемая пародия на Гаева. "Вы образованный, можете обо всем рассуждать" - знак высшей похвалы со стороны Дуняши, хотя Яша, в общем-то, не умен. Зато он нагл и развязен, позволяет себе смеяться при каждом подходящем и неподходящем случае, даже в лицо Гаеву.

Оба они, и Дуняша, и Яша, крайне смешны в своем желании во всем походить на господ. Дуняша, вечно пудрящаяся, с ее заявлениями о том, что она "девушка деликатная", и с нелепыми признаниями в любви к Яше, Яша, пьющий шампанское и применяющий ко всем лишь одно определение - "невежество", - по сути дела, лишь вывернутые наизнанку, доведенные до гротеска образы господ.

Все второстепенные персонажи в своей клоунской нелепости представляют довольно грустную пантомиму. Они не могут переспорить закономерность, не могут отсрочить неизбежное, зато они не унижают себя унынием. Они должны уйти со сцены, однако, это не повод для печали. Их уход обставлен как карнавальное представление. Главные герои не умеют бороться со своим горем, зато второстепенные (а ведь они испытывают такие же чувства) отпугивают горе смехом. Недаром Чехов представил нам "Вишневый сад" именно как комедию, более того - местами она превращается в откровенный фарс, что, впрочем, лишь усугубляет драматичность пьесы.

Класс: 9

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа с учащимися (1-2 слайды)

– В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы. В чем же нашли воплощение традиционные элементы?
– Какова функция «говорящих фамилий и имен»?
– В чем нашли воплощение новаторские элементы?
– В чем особенность единства действия в пьесе?
– Почему в комедии отсутствует 5-е действие?
– В чем своеобразие характеров комедии?
– Что вы можете сказать о роли психологического портрета?
– Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?
– Каковы приемы комического в пьесе?

3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе

3.1. Беседа с учащимися.

– Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии?
– В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?
– В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?

3.2. Запись в тетрадях определений.(3-4 слайды)

Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.

3.3. Литературная мозаика. (5-10 слайды)

– Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.
Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.

Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
Он камер-юнкер? (Княгиня)

От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку –
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку. (Хлёстова)

Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче. (Татьяна Юрьевна)

А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать? (Загорецкий)

Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… (Максим Петрович)

3.4. Работа в группах.

Действие 3. Явление 10

Работа в группах:

  • искусствоведческая группа;
  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?

Итог : составление описания внешности героини.

Задания для 2 группы : проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.
Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?

Итог : составление описания характера героини.

Задания для 3 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.

Итог : составление визуального образа героини.

3.5. Беседа с учащимися.

– С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд)
– Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего? (12 слайд)
– Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:

Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?… (13 слайд)

– Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд)

Действие 3. Явление 14

3.6. Распределительная работа

«Старинная пословица не мимо молвится». (15-20 слайды)

– Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:

Ласково слово – половина спасенья.
Сделав худо, да не всяк правду бает.
Стрижи летают, таковы им и пирожки
Всяк правду знает,кто любит кого.
Слушать его можно, не жди добра.
Каковы дружки: людей оплетают.
Простота да чистота – что весенний день.
Милее всего, а верить нельзя.

(Ласково слово – что весенний день.
Сделав худо, не жди добра.
Стрижи летают, людей оплетают.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Слушать его можно, а верить нельзя.
Каковы дружки, таковы им и пирожки.
Простота да чистота – половина спасенья.
Милее всего, кто любит кого.)

3.7. Беседа с учащимися.

– Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему?
– Как вы думаете, почему у Г.N. и Г.D. отсутствуют имена? (21 слайд)
– Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
– Почему все в доме Фамусова поверили в сказанное? (22 слайд)
– Что можно сказать о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?

Действие 4. Явление 4

3.8. Беседа с учащимися

– Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд)
– Как он сам себя характеризует?
– Как относятся к нему другие персонажи?
– Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча? (24 слайд)
– Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе? (25 слайд)
– Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?

3.9. 3.4. Работа в группах.

Действие 2. Явление 1
Действие 2. Явление 2
Действие 3. Явление 3

Работа в группах:

  • литературоведческая группа;
  • театральная группа

Задания для 1 группы : проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?

Итог : составление описания характера героя.

Задания для 2 группы : распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»

Итог : составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.

3.10. Беседа с учащимися.

Действие 2. Явление 1

– Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд)
– Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
– Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле? (27 слайд)

Действие 2. Явление 2

– Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд)
– В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, – «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
– Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»? (29 слайд)
– Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?

Действие 3. Явление 3

– Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд)
– Как вы понимаете фразу:

Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?

– Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?

3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд)

– Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?
– Какую функцию они несут?

3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд)

Функции второстепенных и внесценических персонажей:

1) создание определенного эмоционального фона;
2) создание собирательного образа временного контекста;
3) создание символического расширения пространства пьесы;
4) создание дополнительной характеристики героев;
5) создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.

4. Обобщение. Итоги урока

5. Домашнее задание

Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».

Список литературы:

1. Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975.
2. Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
3. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002.
4. Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006.
5. Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006.

Второстепенные персонажи в драме «Гроза»

А.Н.Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают "певцом купеческого быта" и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются- "Бесприданница", "Лес", "Свои люди -сочтемся", "Гроза" и многие другие.

Самым ярким и решительным, по словам А. Н. Добролюбова, стала пьеса "Гроза". В ней "взаимные отношения самодурства и боегласности доведены до трагических последствий... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Зто что-то и есть, по-нашему мнению, фон пьесы". Фон или второй план пьесы и составляют второстепенные персонажи.

Самым ярким из них является дочь хозяйки дома Кабановых - “Варвара. Она - наперстница и постоянная спутница Катерины -главной героини пьесы. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать, потому что знает, что "девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят.". Приспосабливаясь к "Темному царству", Варвара выучила его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: "Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Ложь для нее - норма жизни: "У нас весь дом на этом держится", без обмана нельзя. Не видя ничего крамольного в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина на может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия.

А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем "темного царства". Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми: "Я грубиян считаюсь; за что же меня держат? Стало быть я ему нужен. Ну значит, я его и не боюсь, пущай же он меня боится..." Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают "темное царство", но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же "темном царстве", но уже хозяевами в нем.

Истинной жертвой царивших в городе Калинове нравов, является муж Катерины Тихон Кабанов. Это безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей матери беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Тихон ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.

Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Каткрина, по меткому выражению Добролюбова "на безлюдье", ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что, чуть необразованнее его. Раболепие Бориса перед дядей, желание получить свою часть наследства оказались сильнее, чем любовь.

Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе. Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей "темного царства". Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. .

Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Так на попытку поставить на дома громоотводы он получает яростный отпор Дикого: "Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться". Кулигин дает яркую и верную характеристику "темному царству": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..."

Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился и приспособился к ней.

Все второстепенные персонажи пьесы создали тот фон, на котором разворачивается трагедия Катерины. Каждое лицо, каждый образ в пьесе был ступенькой в той лестнице, которая привела героиню к собственной смерти.

Помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.

Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова , его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.

В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого. Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять. В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.

Её любовник, Иван Кудряш, тоже не испытывает любви. Он может изменить Варваре просто из желания напакостить Дикому, и сделал бы это, если б его дочери были постарше. Для Варвары и Кудряша их встречи – это возможность удовлетворить телесные нужды, к обоюдному удовольствию. Животная похоть – очевидная норма ночного Калинова. На примере их пары показана основная часть молодёжи Калинова, то самое поколение, которое не интересует ничего, кроме их личных нужд.

К молодому поколению относится также женатый Тихон и неженатый Борис, но они другие. Это, скорее, исключение из общего правила.

Тихон представляет собой ту часть молодёжи, что подавлена старшими и находится в полной зависимости от них. Вряд ли когда-либо вёл себя так, как его сестра, он более порядочен – и оттого несчастен. Он не может делать вид, что покорен, как его сестра – он действительно покорен, мать его сломила. Для него одно удовольствие – напиться вусмерть, когда нет постоянного контроля в лице матери.

Борис другой, потому что вырос не в Калинове, и его покойная мать – дворянка. Его отец покинул Калинов и был счастлив, пока не скончался, оставив детей сиротами. Борис видел другую жизнь. Однако, из-за младшей сестры, он готов на самопожертвование – находится в услужении у дяди, мечтая, что когда-нибудь Дикой отделит им часть наследства, оставленного бабушкой. В Калинове нет никаких развлечений, отдушин – и он влюбился. Это действительно влюблённость, не животная похоть. На его примере показаны бедные родственники Калинова, вынужденные жить у богатых купцов.

На примере Кулигина , механика-самоучки, пытающегося создать перпетуум мобиле, показаны изобретатели маленьких городков, вынужденные постоянно просить денег на разработку изобретений, и получать оскорбления и унизительные отказы, а то и ругань. Он пытается привнести прогресс в город, но он единственный, кто это делает. Остальных все устраивает, либо они смирились с судьбой. Это единственный положительный второстепенный герой пьесы, но и он смирился с судьбой. Бороться с Диким ему не по силам. Желание созидать и творить для народа – даже не оплачивается. Но именно с помощью его Островский осуждает «тёмное царство». Он видит красоту Волги, Калинова, природы, подступающей грозы – чего не видит, кроме него, никто. И именно он, отдавая труп Катерины, произносит слова порицания «тёмному царству».

В противовес ему, «профессиональная» странница Феклуша хорошо устроилась. Нового она не несёт, но она очень хорошо знает, что хотят слышать те, у которых она рассчитывает вкусно поесть. Перемены – от дьявола, который промышляет в больших городах, смущая людей. Все новые творения – тоже от дьявола – именно то, что полностью соответствует личному мнению Кабанихи. В Калинове, поддакивая Кабанихе, Феклуша всегда будет сыта, — а еда и комфорт – это единственное, к чему она не безразлична.

Не последнюю роль играет и полусумасшедшая барыня, о которой было известно, что она по молодости много грешила, и к старости зациклилась на этой теме. «Грех» и «красота» — это два нераздельных для нее понятия. Пропала красота – и пропал смысл жизни, это, само собой, становится божьим наказанием за грехи. На этой почве барыня и сходит с ума, и принимается тут же обличать, видя красивое личико. Но на впечатлительную Катерину она производит впечатление ангела возмездия, хотя большую часть страшной божьей кары за свой поступок придумала он сама.

Без второстепенных персонажей «Гроза » не смогла бы быть столько эмоционально и содержательно насыщенной. Продуманными репликами, как мазками, автор создаёт полную картину беспросветной жизни тёмного, патриархального Калинова, которая может привести к смерти любую душу, мечтающую о полете. Оттого люди и «не летают» там. Или летают, но считанные секунды, в свободном падении.