Юона "Ласточки и купола". Сочинение по картине К.Ф

Продолжение. Начало см. №№ 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /1999; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29, 33, 41, 45/2002.

Поэзия в красках

Урок эстетики № 45

Тема. "Творческий путь художника Константина Федоровича Юона (1875–1958)".

Цели. Познакомить детей с творчеством художника Константина Федоровича Юона. Расширять кругозор, прививать любовь к искусству.

Оборудование. Репродукции К.Юона: "Купола и ласточки" (1921), "Мартовское солнце" (1915), "Конец зимы. Полдень" (1929), "Августовский вечер. Последний луч" (1948); текст с отрывком из стихотворения И.Никитина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Друзья! На этом уроке мы познакомимся с творчеством прекрасного живописца, разносторонне одаренного человека Константина Федоровича Юона.

III. Творческий путь Константина Федоровича Юона

У. Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбирать пейзажный мотив.
Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме".
Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. По словам искусствоведа Д.Аргина, "Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки".
Лучше всего художнику удавались пейзажи, особенно зимние и весенние. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. В картинах Юона – целая поэма о жизни русской провинции.
В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. Это большой монастырь, целый город в городе, со множеством церквей, древним Успенским собором с пятью куполами и высокой нарядной колокольней, построенной в ХVIII в. В дни церковных праздников на богомолье в лавру съезжались тысячи людей.
Разносторонняя художественная и культурная деятельность Константина Федоровича тесно связана с Москвой, где он получил образование, закончив в 1898 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.
В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах.
Он прекрасно знал Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Новгород и др. Юона можно назвать первооткрывателем их неповторимого художественного облика.

IV. Знакомство c картиной "Купола и ласточки" (1921)

У. Предлагаю вашему вниманию один из видов церковных куполов и голубого неба. Опишите, что вы видите.

Дети. Ясный летний солнечный день.
– Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.

У. Друзья! А давайте на минутку закроем глаза, вернемся в летний жаркий день, какой изображен у Юона, и попробуем "услышать" ласточек.

Д. Ой, такой шум получится!
– Они – украшение природы!
– Хорошо, что они к нам прилетают.

У. Юон дал нам возможность полюбоваться красотой куполов и увидеть небо, в котором летают ласточки. Мы как бы посетили эти места.

V. Знакомство с картиной "Мартовское солнце" (1915)

У. Мы говорили, что Юон очень любил изображать весну и зиму. Из ясного летнего дня перенесемся в ясный зимний день.
Вашему вниманию предлагаю репродукцию картины "Мартовское солнце".

Д. Художник изобразил солнечный зимний день. Небо почти без облаков.
– Небо голубое и снег голубой.
– Это деревенский пейзаж. Домики все одноэтажные, разноцветные, крыши покрыты снегом.
– Деревня большая: дома и слева, и далеко справа.
– В деревне много берез. Это Подмосковье.
– Два всадника едут по тропинке на конях. Один из них держит в руках ведро.
– Сзади бежит небольшая лошадка, окрас – красный с белыми пятнами. И вторая лошадка с белыми пятнами. Может, это ее жеребенок?
– За лошадкой бежит собачка.
– Глядя на эту картину, радостнее становится, настроение поднимается. Веселая картина.

У. Тема красоты родной земли вдохновляла К.Ф. Юона. Бодростью, ощущением радостной полноты жизни овеяна его картина. Свежесть ясного мартовского дня с искрящейся пеленой снега и лиловыми тенями, с яркими пятнами деревенских изб и едущих по дороге всадников передана художником темпераментной, широкой живописью. Невольно на память приходят строки из стихотворения И.Никитина:

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

VI. Знакомство с картиной "Конец зимы. Полдень" (1929)

У. К.Юон умел открывать красоту в будничном. Вашему вниманию предлагаю еще один зимний пейзаж, посвященный красоте подмосковной природы.

Учитель показывает репродукцию.

Д. Художник изобразил ясный зимний день. Светит солнышко, падает тень от берез, от дома, от забора.
– Снег от солнышка розовый, березы на дальнем плане тоже розоватые.
– На переднем плане куры: они ковыряются в осевшем снеге.
– Люди – трое взрослых и один мальчик – собрались куда-то на лыжах.
– Лыжи у них очень широкие и палки не такие, как сейчас, а очень длинные.
– Снег на крыше уже подтаял по краям.
– Чувствуется, что мороз несильный.

У. Казалось бы, что интересного в этом кусочке жизни старой деревни, но картина эта несет радостное настроение так и хочется перешагнуть через границу картины, встать на лыжи вместе с деревенскими и попутешествовать по зимнему лесу, согретому ласковым солнышком, и послушать звуки приближающейся весны.

VII. Знакомство с картиной "Августовский вечер. Последний луг" (1948)

У. Предлагаю вашему вниманию еще одну, последнюю репродукцию этого прекрасного художника. Эта работа несколько отличается от ранее нами рассмотренных.

Учитель показывает репродукцию.

К.Юон. Августовский вечер. Последний луч. 1948

Д. Это терраса в дачном доме.
– Яркие, сочные краски. Терраса как бы вся красная.
– Много окон, много света. Окна раскрыты, значит, августовский вечер – теплый.
– На террасе большой стол, на нем поднос с самоваром.
– На столе кувшин с большим букетом цветов.
– Рядом с кувшином лежат две книги.
– На подносе стоит чайничек.
– На столе стакан и чашка – значит, чай пили только два человека.
– Рядом с окном стоит кресло.
– За окном деревья, листья на некоторых из них пожелтели.
– Там, где стоит кресло, из окна видно большое поле, на нем больше желтого, чем зеленого.
– Значит, осень совсем близко.

У. Да, все в этой репродукции говорит об осени. Терраса большая, стол большой. Возможно, за этим столом летом собиралась попить чай из самовара большая семья, но с приближением осени большинство из них уехало в город. Остались только два человека ожидать прихода осени. Но пройдет еще совсем немного времени, и они, вероятно, покинут этот уютный уголок загородной жизни.
Эта картина может напомнить интерьер театральной сцены. Юон работал и для театра.

VIII. Заключительная часть

У. Главное место в творчестве художника принадлежит работам, посвященным русской драматургии: произведениям Островского, Гоголя, Горького. Узами особенно глубокой дружбы художник был связан с московским Малым театром. Этот театр нельзя представить без цветистых костюмов, живописных интерьеров и сценических пейзажей Замоскворечья, выполненных Юоном для пьес Островского.
Юон был художником-педагогом. Из его школы-студии вышли многие мастера советского искусства. В книге "О живописи" художник обобщил свои теоретические взгляды, присущее ему понимание закономерностей искусства.

IХ. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились? Какие картины вам запомнились, чем? В какой области искусства раскрыл свои способности художник?

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пластика ОКОН». На сайте компании www.plastika-okon.ru Вы узнаете информацию о всех услугах компании. Также Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость пластиковых окон необходимого Вам размера с помощью онлайн-калькулятора или вызвать замерщика. Вы в любую минуту имеете возможность оформить заказ в режиме онлайн или задать вопрос специалистам компании. «Пластика ОКОН» гарантирует качественный сервис, гибкую систему скидок и предложений и внимательное отношение к клиенту.

Ответы детей.

Описание картины Юона «Купола и ласточки»

Художник Юон изобразил на своем полотне «Купола и ласточки» какой-то провинциальный городок.
Он ничем особенным не отличается от других подобных городов.
В нем есть церковь, купола которой и изображены на картине.
Они освещены солнечным светом, а золотые кресты выделяются на фоне голубого неба.
В высоком небе кружатся ласточки, они радуются солнцу и теплу.
Небольшие облака разбавляют синеву неба.

Город весь в зелени, значит, наступило лето.
Пышные кроны деревьев бросают тени на дома.
Вдалеке виднеются небольшие дома жителей города.
Если приглядеться, то среди домов и зелени можно увидеть дым, который оставляет за собой проезжающий поезд.
Наверно в городе есть железнодорожная станция.
Церковь как будто находится на горе или холме.
Она возвышается над всем городом.
Возможно, это художник просто так изобразил, выдвинув храм на первый план.

Юон не показал жизнь обычного провинциального городка.
Его бедность, проблемы и не развитую инфраструктуру.
Художник решил показать только радость теплого дня, цветущую природу и ликующих ласточек.
Яркие насыщенные цвета передают настроение, которое автор хотел изобразить на своей картине.
Теплая погода способна заставить радоваться кого угодно, не смотря на неудачи и проблемы.
Хотя на полотне нет ни одного человека, но они, скорее всего, подобно ласточкам радуются теплу и солнцу.

Живописец уделил внимание тихой размеренной жизни города и выделил купола церкви на фоне яркого неба.
Возможно, он представил церковь на первом плане неспроста.
Пока есть вера в Бога, есть жизнь.
В трудной ситуации человек придет в храм и найдет успокоение для своей души.
Именно поэтому Юон выделил церковь, как что-то важное и подчеркнул радость жизни яркими красками, с помощью которых он изобразил солнечный день.

Художник К.Ф. Юон изобразил на своем полотне «Купола и ласточки» какой-то провинциальный городок. Он ничем особенным не отличается от других подобных городов. В нем есть церковь, купола которой и изображены на картине. Они освещены солнечным светом, а золотые кресты выделяются на фоне голубого неба. В высоком небе кружатся ласточки, они радуются солнцу и теплу. Небольшие облака разбавляют синеву неба.

Город весь в зелени, значит, наступило лето. Пышные кроны деревьев бросают тени на дома. Вдалеке виднеются небольшие дома жителей города. Если приглядеться, то среди домов и зелени можно увидеть дым, который оставляет за собой проезжающий поезд. Наверно в городе есть железнодорожная станция. Церковь как будто находится на горе или холме. Она возвышается над всем городом. Возможно, это художник просто так изобразил, выдвинув храм на первый план.

К.Ф. Юон не показал жизнь обычного провинциального городка. Его бедность, проблемы и не развитую инфраструктуру. Художник решил показать только радость теплого дня, цветущую природу и ликующих ласточек. Яркие насыщенные цвета передают настроение, которое автор хотел изобразить на своей картине. Теплая погода способна заставить радоваться кого угодно, не смотря на неудачи и проблемы. Хотя на полотне нет ни одного человека, но они, скорее всего, подобно ласточкам радуются теплу и солнцу.

Живописец уделил внимание тихой размеренной жизни города и выделил купола церкви на фоне яркого неба. Возможно, он представил церковь на первом плане неспроста. Пока есть вера в Бога, есть жизнь. В трудной ситуации человек придет в храм и найдет успокоение для своей души. Именно поэтому Юон выделил церковь, как что-то важное и подчеркнул радость жизни яркими красками, с помощью которых он изобразил солнечный день.

Недели две назад я случайно наткнулся на давно знакомую картину забытого мной художника. Это была одна из известнейших революционных фантазий, полная огня, страсти, чувства, «Новая планета». И, честно говоря, никогда я бы не стал разбираться в творчестве этого художника, которым оказался К.Ф. Юон, если бы не наткнулся на другую его работу. «Купола и ласточки». Картина изображала вид сверху на Успенский собор, и открывающуюся с него панораму города. Впрочем, ее просто нужно видеть.

Статьи посвященные подробному рассмотрению творчества К.Ф. Юона:
- Будущее
- Православные храмы в картинах советского художника
- Русская природа в картинах К.Ф. Юона
- Люди в картинах К.Ф. Юона
- История в картинах К.Ф. Юона

Так что же меня зацепило? Казалось бы ответ на поверхности - такие разные картины одного и того же художника, чем не повод копнуть глубже? Да, в чем-то это так. Но, несмотря на разрыв этих двух работ по содержанию, какое-то зерно у них явно общее. Что это за зерно? И есть ли оно в других картинах? Этот вопрос стал главным моим проводником в мир Юона.

«Раскрытое окно» , 1947 год. Как только взглянул, подумал: «Это больше чем просто окно, это метафора». Распахнут целый мир, полный зелени, жизни, тепла и света. Вся картина - это окно. И, кажется, что протяни руку, и она коснется сочной живописной зелени.

«Августовский вечер. Последний луч. Лигачево» , 1948 год. Открытое окно «наоборот». Теперь взгляд устремлен внутрь, в помещение, а в глубине его, кстати, можно увидеть то самое «раскрытое окно».

Картины, изображающие простых русских женщин. Живые, красивые, настоящие. «Утро в деревне. Хозяйка» 1920-е и «Сени» 1929 год.

Немало работ художник посвятил не просто людям, а обществу. До революции это были в основном изображения народных гуляний, ярмарок, после же - трудовая жизнь рабочих и крестьян. Хочу привести работу, на которой пусть почти и нет самих людей, но которая хорошо передает саму атмосферу напряженного ежедневного труда.
«Утро индустриальной Москвы» , 1948 год.

Отдельного упоминания стоит серия картин, посвященных православным храмам. Самой яркая из них - «Купола и ласточки» ,написанная в 1922 году. Помимо необычного ракурса ее отличает яркость цветов и сложно описываемая словами возвышающая атмосфера.

Юон жил в суровые и великие времена, когда его народ сам ковал свою судьбу и творил историю. Самым тяжелым испытанием, и в то же время величайшим триумфом стала Великая Отечественная война.
Широко известна картина Юона, посвященная параду 1941 года.
« Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года »

Сам парад был невероятным духовным действом сражающейся несломленной страны. Значение его трудно переоценить. Картина, конечно, не может полноценно передать то, что испытывали наблюдавшие его москвичи, но масштаб и величие парада она передает.

Совсем немного картин Юон посвящает футуристическим и философским образам, вдохновленным Революцией. Но они выполнены с такой силой, что, конечно же, не зря именно их помещают в учебниках истории, как примеры советского революционного искусства. Интересно, что эти яркие картины, написанные в 1921 и 1923 году, соседствуют по хронологии с самыми выдающимися из серии, посвященной православным храмам. И то, что их объединяет - это необыкновенная живость. Итак, «Новая планета» .

«Люди»

Признаюсь, сперва мне странной показалась столь широкая тематика работ Юона. Тут и природа, и православные храмы, и исторические события, и портреты, и футуристические образы. Но, все больше знакомясь с его творчеством, я понимал, что ничего в этом странного нет. Что это просто жизнь человека. Родная природа, родная страна, ее культура, народ. История страны и народа, его мечты. Что это скорее мы стали какие-то странные. А все, действительно такие разные картины советского художник К.Ф. Юона объединяет очень простая, но главная вещь.
Любовь.