Анализ шинель. Гоголь «Шинель» – анализ

“Шинель” стала ярким примером критического реализма, который активно использовал Гоголь. На ее страницах он правдиво отразил многие социальные проблемы, такие как бедность, отношения между представителями разных социальных прослоек, мораль “маленького человека”. Также это произведение относят к более узкому направлению - фантастическому реализму. Описав реальную жизнь, автор дополняет ее выдумкой - призраком Акакия Акакиевича. Этот прием в дальнейшем активно используют многие писатели, например, . Этот жанр дал возможность очень лаконично и ярко раскрыть сразу несколько линий сюжета.

Герои и образы повести “Шинель”

Главный герой произведения - Акакий Акакиевич Башмачкин. Он уже родился с несчастным выражением лица. Это “маленький человек”, который, однако, в сложной ситуации развивается и совершает нехарактерные для него поступки. Гоголь использует образ шинели в символическом значении. Она оказывает большое влияние на героя, раскрывая его настойчивость и делая активным человеком, чего прежде за всю его жизнь не случалось. Этот образ развивается вместе с главным героем:
  • старая шинель - скромный человек без амбиций;
  • новая - счастливый и инициативный человек;
  • генеральская - яростный, ужасный, властный дух.
Важно! Также в повести раскрывается образ Петербурга. Гоголь описывает его здесь как холодный, жестокий, грязный, опасный и темный город.

Композиция произведения

В этом произведении Гоголь использует линейную композицию, в которой можно выделить вступление и эпилог. “Шинель” начинается с рассуждений автора о Петербурге (что характерно для всех повестей цикла). После - он рассказывает историю жизни своего героя - Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живет скромно, все свои силы и время посвящая канцелярской монотонной работе. Тут начались сильные морозы и Башмачкину пришлось думать, как бы купить новую шинель. Он вынужден сильно экономить, но все же успевает накопить необходимую сумму в срок.

Акакий невероятно рад ей, даже решил отметить эту покупку с коллегами. Он возвращается домой в полном воодушевлении, как будто первый раз увидев прекрасный город, в котором он живет уже много лет. Но по дороге его грабят и забирают новую шинель. Башмачкин решил не сдаваться и проходит множество чиновников, чтобы вернуть свою вещь. Он доходит даже до некоего “значительного лица”. Но никого не волнует его беда. После визита к генералу Башмачкин заболевает горячкой и быстро умирает. После его кончины в Петербурге появился призрак, который забирает у людей их верхнюю одежду . Он долго не успокаивается, разыскивая генерала. Однажды ему это удается и он отправляется в мир иной. Акакий добивается своего - генерал становится менее высокомерным.

Темы

В этом произведении Н. Гоголь раскрыл множество тем:
  • Маленький человек - ведущая тема, в которой описан простой человек без особых талантов и претензий, интересы и беды которого никого не волнуют.
  • Реальное и фантастическое - п олучив после смерти мистические силы, Башмачкин хоть как-то смог за себя постоять.
  • Безнравственность - раскрыта через образы вышестоящих чиновников, которым нет дела ни до кого, в том числе до своей семьи. Они хотят развлекаться на стороне и заставляют своих подчиненных пресмыкаться.
  • Абсурдность государственного устроя - раскрывается через поиски шинели. Никто не собирается искать украденную одежду, но зато призрака велено поймать всем силам полиции.

Проблематика

Несмотря на малый объем произведения, Гоголю удалось поднять и раскрыть множество острых проблем:
  • Отсутствие гуманизма . Все описанные герои эгоистичны и малодушны, совершенно не сопереживают коллеге. Тот же Акакий Акакиевич не имеет никакой цели в жизни, он не интересовался искусством, не стремился к получению новых знаний. Все они заинтересованы только в материальных ценностях.
  • Равнодушие . Все остаются безучастны к проблеме героя, а генерал изо всех сил душит в себе проблески сопереживания.
  • Социальное неравенство . Огромный разрыв между титулярным советником и генералом ставит их в разное положение: подчиненный теряет дар речи от страха, а руководитель, не стесняясь, унижает его.
В “Шинели” Николай Гоголь раскрыл острые проблемы социума России. Он показал, насколько бессилен “маленький человек” в этом мире, что он может добиться справедливости только с помощью сверхъестественных сил. Проблематика этого произведения остается актуальной и сегодня. Анализ с пересказом произведения также есть и в аудиоверсии, которую вы найдете в видео ниже.

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Темы

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека . Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная темабезнравственность . Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных . Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги . Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея : Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Сочинение

Повесть была излюбленным жанром Н. В. Гоголя. Он создал три цикла повестей, и каждый из них стал принципиально важным явлением в истории русской литературы. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и так называемые петербургские повести знакомы и любимы не одним поколением читателей.
Гоголевский Петербург - это город, поражающий социальными контрастами. Город тружеников-бедняков, жертв нищеты и произвола. Такой жертвой и является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести «Шинель».
Идея повести возникла у Гоголя в 1834 г. под впечатлением канцелярского анекдота о бедном чиновнике, ценой невероятных усилий осуществившем свою давнюю мечту о покупке охотничьего ружья и потерявшем его на первой же охоте. Но в Гоголе эта история вызвала не смех, а совершенно иную реакцию.
«Шинель» занимает особое место в цикле петербургских повестей. Популярный в 30-х гг. сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен автором в произведение искусства, которое Герцен назвал «колоссальным». У Гоголя Башмачкин «был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться». Автор, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает духовную ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич был робким, бессловесным существом, безропотно сносившим «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и деспотическую грубость начальников. Отупляющая работа переписчика бумаг парализовала в нем какие бы то ни было духовные интересы.
Юмор Гоголя мягок и деликатен. Писателя ни на один момент не покидает горячее сочувствие к своему герою, выступающему в повести как трагическая жертва жестоких условий современной действительности. Автор создает сатирически обобщенный тип человека - представителя бюрократической власти России. Так, как начальство ведет себя с Башмачкиным, ведут себя все «значительные лица». Смирение и покорность несчастного Башмачкина в контрасте с грубостью «значительных лиц» вызывали в читателе
не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливых порядков жизни, при которых возможно подобное унижение.
В петербургских повестях с огромной силой раскрывалась обличительная направленность творчества Гоголя. Человек и античеловеческие условия его общественного бытия-вот главный конфликт, который лежит в основе всего цикла. И каждая из повестей представляла собой новое явление в русской литературе.
Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».
Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства.

Другие сочинения по этому произведению

Маленький человек" в повести Н. В. Гоголя "Шинель Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» Значение образа шинели в одноименной повести Н. В. Гоголя Идейно-художественный анализ повести Н. В. Гоголя «Шинель» Образ «Маленького человека» в повести Гоголя «Шинель» Образ "маленького человека" (по повести \"Шинель") Образ “Маленького человека” в повести Н. В. Гоголя "Шинель" Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») Повесть "Шинель" Проблема "маленького человека" в творчестве Н. В. Гоголя Ревностное отношение Акакия Акакиевича к «выписываемым завитушкам» Рецензия на повесть Н. В. Гоголя «Шинель» Роль гиперболы в изображении Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Роль образа «маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель» Сюжет, герои и проблематика повести Н.В. Гоголя "Шинель\" Тема \"маленького человека" в повести \"Шинель" Тема «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя Трагедия "маленького человека" в повести \"Шинель" Характеристика образа Акакия Акакиевича (Н.В.Гоголь «Шинель») Тема «Маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель» Характеристика образа Башмачкина Акакия Акакиевича Трагедия маленького человека в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя Тема «маленького человека» в произведениях Н. В. Гоголя («Шинель», «Повесть о капитане Копейкине») Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика образа Как много в человеке бесчеловечности Главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя «Шинель») (1)

План

1. Введение

2.История создания

3.Смысл названия

4.Род и жанр

5.Тема

6.Проблематика

7.Герои

8.Сюжет и композиция

Н. В. Гоголь является основателем критического реализма в русской литературе. Его "Петербургские повести " оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть "Шинель ", в которой остро поставлена проблема "маленького человека". В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю был рассказан забавный случай о бедном чиновнике, который очень долго экономил на всем и сумел скопить деньги на покупку дорогого ружья. Отправившись с драгоценным оружием на охоту, чиновник по неосторожности утопил его. Потрясение от потери было настолько велико, что чиновник слег с горячкой. Обеспокоенные друзья сложились и купили бедняге новое ружье. Чиновник оправился, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом случае. Гоголю не было смешно. Он очень тонко почувствовал страдания "маленького человека" и, как уверяет Анненков, задумал повесть "Шинель". Другим источником повести стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге мелкий чиновник Гоголь сам целую зиму проходил в летней шинели.

Смысл названия Шинель лежит в основе всей повести. Фактически это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Утрата шинели в конечном счете привела к его смерти. Идея о возвращении шинели даже смогла фантастическим образом воскресить Акакия Акакиевича в облике призрака чиновника.

Род и жанр . Повесть.

Основная тема произведения - униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это - тяжелый крест, который были вынуждены нести многие поколения жителей столицы. Характерно замечание автора в начале повести. При рождении Акакий сделала такое лицо, "как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник". Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание - переписывать бумаги. Больше он ничего не умеет, да и не хочет. Покупка новой шинели стала для чиновника первой настоящей целью в жизни. Это приобретение буквально окрылило его, дало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и утрата шинели вдребезги разбили новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение возросло многократно при попытках добиться возвращения шинели. Апогеем стал разговор со "значительным лицом", после которого чиновник слег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько незначительным "существом" (даже не человеком!), что о его смерти узнали в департаменте лишь на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя никакого следа. Никто не помянул его добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича стало недолгое обладание шинелью.

Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно изменяет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалование, вынужден ограничивать себя во всем. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных запросов. Акакий Акакиевич - главный объект для шуток своих сослуживцев. Он настолько привык, что воспринимает это как должное и даже не пытается дать отпор. Единственная защита чиновника состоит в жалостливой фразе: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Так говорит человек, которому уже более пятидесяти лет. Годы бездумного переписывания бумаг оказали серьезное воздействие на умственные способности Акакия Акакиевича. Он уже не способен к какой-либо другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом состоит вся трагедия повести. Еще одна проблема заключена в образе "значительного лица". Это человек, недавно получивший повышение. Он еще только осваивается со своим новым положением, но делает это быстро и решительно. Основной метод - усилить свою "значительность". В принципе, это хороший и добрый человек, но в силу установившихся в обществе убеждений он стремится к максимальной беспричинной строгости. "Разнос" Акакия Акакиевича был вызван желанием показать приятелю свою "значительность".

Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.

Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничив себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу не дает результатов. Акакий Акакиевич по совету направляется к "значительному лицу", где получает "распекание". У чиновника начинается горячка, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающий с прохожих шинели. Нападению подвергается и "значительное лицо", узнающее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.

Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно делает из человека забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу очень мало нужно для счастья, но при этом даже выговор вышестоящего чиновника может его убить.

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

Краткий анализ

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.

История создания

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Тема

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?

” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст. То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

Главные герои

Жанр

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения. Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку. Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 2112.