Что такое современное прикладное искусство. Современное декоративно-прикладное искусство

В отличие от безликих изделий массового производства, вещи, сделанные своими руками, всегда уникальны. Мастерски изготовленная домашняя утварь, одежда, элементы интерьера стоят дорого. И если в старину такие вещи представляли собой предметы утилитарного назначения, то в наши дни они перешли в разряд искусства. Красивая вещь, сделанная хорошим мастером, всегда будет в цене.

В последние годы развитие прикладного искусства получило новый импульс. Эта тенденция не может не радовать. Прекрасная посуда из дерева, металла, стекла и глины, кружева, текстиль, ювелирные украшения, вышивка, игрушки - всё это после нескольких десятилетий забвения вновь стало актуальным, модным и востребованным.

История московского музея народного творчества

В 1981 году в Москве, на Делегатской улице, открылся Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Его коллекцию составили уникальные образцы изделий ручной работы отечественных мастеров прошлого, а также лучшие произведения современных художников.

В 1999 году произошло следующее важное событие - Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства принял в своё собрание экспонаты Музея народного искусства имени Саввы Тимофеевича Морозова. Ядро этой коллекции сформировалось ещё до революции 1917 года. Основой для него стали экспонаты самого первого российского этнографического музея. Это был так называемый Кустарный музей декоративно-прикладного искусства, открытый в 1885 году.

При музее работает специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с редкими книгами по теории и истории искусства.

Собрание музея

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства систематизированы и распределены по отделам. Основные тематические направления - это керамика и фарфор, стекло, ювелирные украшения и металл, резьба по кости и дереву, текстиль, лаковая миниатюра и изобразительные материалы.

Музей декоративно-прикладного искусства в открытом фонде и хранилищах имеет более 120 тысяч экспонатов. Русский модерн представлен работами Врубеля, Конёнкова, Головина, Андреева и Малютина. Обширна коллекция советского агитационного фарфора и тканей второй четверти прошлого века.

В настоящее время этот музей народно-прикладного искусства считается одним из самых значительных в мире. Самые древние экспонаты высокой художественной ценности относятся к 16 веку. Собрание музея всегда активно пополнялось за счёт даров частных лиц, а также стараниями ответственных работников государственного аппарата в годы советской власти.

Так, уникальная экспозиция тканей сложилась во много благодаря щедрости гражданина Франции П. М. Толстого-Милославского, который преподнёс в дар музею большую коллекцию русского, восточного и европейского текстиля, собранную Н. Л. Шабельской.

Две большие коллекции фарфора были подарены музею выдающимися деятелями советского искусства - Леонидом Осиповичем Утёсовым и супругами Марией Мироновой и Александром Менакером.

Музей прикладного искусства города Москвы может похвастаться залами, посвящёнными быту русских людей в разные временные периоды. Здесь можно познакомиться с жилищем представителей всевозможных сословий. Сохранены, отреставрированы и выставлены для обозрения мебель, посуда, одежда крестьян и жителей городов, детские игрушки. Резные украшения наличников и козырьков крыш, изразцовые печки, сундуки, которые служили не только удобными хранилищами для вещей, но и кроватями, так как изготавливались соответствующих размеров, вызывают в воображении картины тихой, размеренной и сытой жизни российской глубинки.

Лаковая миниатюра

Лаковая миниатюра как прикладное искусство наибольшего расцвета достигла в 18-19 веках. Художественными центрами, давшими прописку основным направлениям, стали города, славившиеся своими иконописными мастерскими. Это Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Шкатулки, броши, панно, ларцы, выполненные из папье-маше, расписывались масляными красками или темперой и покрывались лаком. Рисунки представляли собой стилизованные изображения животных, растений, персонажей сказок и былин. Художники, мастера лаковой миниатюры, писали иконы, делали на заказ портреты, рисовали жанровые сценки. В каждой местности выработалась своя манера письма, но практически все виды прикладного искусства нашей страны объединяют такие качества, как насыщенность и яркость красок. Детальная проработанность рисунков, плавные и округлые линии - вот что отличает русскую миниатюру. Интересно, что образы декоративно прикладного искусства прошлого вдохновляют и современных художников. Старинные рисунки часто используют при создании тканей для коллекций модной одежды.

Художественная роспись по дереву

Хохломская, мезенская и городецкая роспись узнаваемы не только в России, но и за её пределами. Мебель, туеса, короба, ложки, миски и прочая домашняя утварь из дерева, расписанная в одной из этих техник, считается олицетворением России. Легкая деревянная посуда, расписанная красками чёрного, красного и зелёного цвета по золотому фону, выглядит массивной и тяжёлой - это характерная манера хохломы.

Городецкие изделия отличает многоцветная палитра красок и несколько меньшая, по сравнению с хохломскими, округлость форм. В качестве сюжетов используются жанровые сценки, а также всевозможные выдуманные и реальные представители животного и растительного мира.

Декоративно-прикладное искусство Архангельской области, в частности мезенская роспись по дереву, представляет собой предметы утилитарного назначения, декорированные особыми рисунками. Мезенские мастера для своих работ используют только два цвета - чёрный и красный, то есть сажу и охру, дробный схематичный рисунок туесов, шкатулок и сундуков, фризы в виде каёмок из повторяющихся усечённых фигурок коней и оленей. Статичный мелкий, часто повторяющийся рисунок вызывает ощущения движения. Мезенская роспись - одна из наиболее древних. Те рисунки, что используются современными художниками, представляют собой иероглифические надписи, которыми пользовались славянские племена задолго до возникновения русского государства.

Мастера по дереву, прежде чем вытачивать из цельного бруска какой-либо предмет, обрабатывают древесину против растрескивания и усыхания, поэтому их изделия имеют очень большой срок службы.

Жостовские подносы

Металлические подносы, расписанные цветами - прикладное искусство подмосковного Жостово. Некогда имевшие исключительно утилитарное назначение, жостовские подносы уже давно служат украшением интерьера. Яркие букеты из крупных садовых и мелких полевых цветов на чёрном, зелёном, красном, синем или серебряном фоне легко узнаваемы. Характерные жостовские букеты теперь украшают металлические коробки с чаем, печеньем или конфетами.

Финифть

Такое декоративно прикладное искусство, как финифть, также относится к росписи по металлу. Наиболее известны изделия ростовских мастеров. Прозрачные огнеупорные краски наносят на медную, серебряную или золотую пластину, а потом обжигают в печи. В технике горячей эмали, как ещё называют финифть, делают ювелирные украшения, посуду, рукоятки оружия и столовых приборов. Под воздействием высокой температуры краски меняют цвет, поэтому мастера должны разбираться в тонкостях обращения с ними. Чаще всего в качестве сюжетов используются цветочные мотивы. Самые опытные художники делают миниатюры с портретами людей и пейзажами.

Майолика

Московский Музей прикладного искусства даёт возможность увидеть работы признанных мастеров мировой живописи, выполненных в не вполне свойственной им манере. Так, например, в одном из залов находится майолика Врубеля - камин «Микула Селянинович и Вольга».

Майолика представляет собой изделия из красной глины, расписанные по сырой эмали и обожжённые в специальной печи при очень высокой температуре. В Ярославской области художественно-прикладное искусство получило широкое распространение и развитие по причине большого количества месторождений чистой глины. В настоящее время в ярославских школах детей учат работе с этим пластичным материалом. Детское прикладное искусство - это второе дыхание для старинных ремёсел, новый взгляд на народные традиции. Однако это не только дань уважения национальным традициям. Работа с глиной развивает мелкую моторику, расширяет угол зрения, нормализует психосоматическое состояние.

Гжель

Декоративно-прикладное искусство, в отличие от изящного, предполагает утилитарное, хозяйственное применение создаваемых художниками предметов. Фарфоровые чайники, вазы для цветов и фруктов, подсвечники, часы, рукоятки столовых приборов, тарелки и чашки - все они чрезвычайно изящны и декоративны. По мотивам гжельских сувениров делают принты на трикотажных и текстильных материалах. Мы привыкли думать, что гжель - это синий рисунок на белом фоне, однако изначально гжельский фарфор был многоцветным.

Вышивка

Вышивка по ткани - один из самых древних видов рукоделия. Изначально оно было призвано украшать одежду знати, а также ткани, предназначенные для религиозных ритуалов. Данное народное декоративно-прикладное искусство пришло к нам из стран Востока. Одеяния богатых людей расшивали цветным шёлком, золотыми и серебряными нитями, жемчугом, драгоценными камнями и монетами. Наиболее ценной считается вышивка мелкими стежками, при которой возникает ощущение гладкого, словно нарисованного красками рисунка. В России вышивание быстро вошло в обиход. Появились новые техники. Помимо традиционной глади и крестика стали вышивать мережками, то есть прокладывая ажурные дорожки по пустотам, образованным выдернутыми нитями.

Дымковские игрушки для детей

В дореволюционной России центры народных промыслов, помимо предметов утилитарного назначения, изготавливали сотни тысяч детских игрушек. Это были куклы, зверюшки, посуда и мебель для детских забав, свистульки. Декоративно-прикладное искусство этого направления до сих пор пользуется большой популярностью.

Символ Вятской земли - дымковская игрушка - не имеет аналогов в мире. Яркие пёстрые барышни, кавалеры, павлины, карусели, козлики узнаются сразу. Ни одна игрушка не повторяется. На белоснежном фоне красными, синими, жёлтыми, зелёными, золотыми красками рисуются узоры в виде кругов, прямых и волнистых линий. Все поделки очень гармоничны. Они излучают настолько мощную положительную энергетику, что это способен ощутить каждый, взявший в руки игрушку. Может быть, и не нужно расставлять по углам квартиры китайские символы благополучия в виде трёхлапых жаб, пластмассовых красных рыбок или денежных деревьев, а лучше украсить жилище изделиями русских мастеров - каргопольскими, тульскими или вятскими глиняными сувенирами, миниатюрными деревянными скульптурами нижегородских умельцев. Не может быть, чтобы они не привлекли в семью любовь, достаток, здоровье и благополучие.

Филимоновская игрушка

В центрах детского творчества многих регионов нашей страны детей учат лепить из глины и расписывать поделки в манере народных промыслов центральной России. Ребятишкам очень нравится работать с таким удобным и пластичным материалом, как глина. Они придумывают новые рисунки в соответствии со старинными традициями. Так отечественное прикладное искусство развивается и остаётся востребованным не только в туристических центрах, но и по всей стране.

Передвижные выставки филимоновской игрушки очень любимы во Франции. Они путешествуют по стране в течение всего года и сопровождаются мастер-классами. Игрушки-свистульки закупают музеи Японии, Германии и других стран. Этому промыслу, имеющему постоянную прописку в Тульской области, около 1000 лет. Примитивно выполненные, но расписанные розово-зелёными красками, они выглядят очень жизнерадостно. Упрощённая форма объясняется тем, что игрушки имеют внутри полости с отверстиями, выходящими наружу. Если в них дуть, попеременно закрывая разные дырочки, то получится незатейливая мелодия.

Павлово-посадские платки

Уютные, женственные и очень яркие шали павлово-посадских ткачей стали известны всему миру благодаря изумительной коллекции модной одежды российского модельера Вячеслава Зайцева. Он использовал традиционные ткани и узоры для пошива женских платьев, мужских рубашек, другой одежды и даже обуви. Павлово-посадский платок - это аксессуар, который можно передавать по наследству, как ювелирное украшение. Долговечность и износостойкость платков хорошо известны. Их делают из высококачественной тонкой шерсти. Рисунки не выгорают на солнце, не бледнеют от стирки и не дают усадки. Бахрома на платках делается специально обученными мастерами - все ячейки ажурной сетки завязываются узелками на одинаковом расстоянии друг от друга. Рисунок представляет собой цветы на красном, синем, белом, чёрном, зелёном фоне.

Вологодское кружево

Знаменитые на весь мир вологодские кружева плетутся при помощи берёзовых или можжевеловых коклюшек из хлопчатобумажных или льняных ниток. Таким способом изготавливают мерную тесьму, покрывала, шали и даже платья. Вологодское кружево представляет собой узкую полоску, которая является основной линией узора. Пустоты заполняются сеточками и жучками. Традиционный цвет - белый.

Прикладное искусство не стоит на месте. Развитие и изменения происходят постоянно. Надо сказать, что к началу прошлого века, под воздействием развивающейся индустрии, появились промышленные мануфактуры, оснащённые скоростными электрическими станками, возникло понятие - массовое производство. Народно-прикладное искусство начало приходить в упадок. Лишь в середине прошлого века были восстановлены традиционные для России ремёсла. В художественных центрах, таких как Тула, Владимир, Гусь-Хрустальный, Архангельск, Ростов, Загорск и др., были построены и открыты профессионально-технические училища, подготовлены квалифицированные преподаватели и обучены новые молодые мастера.

Современные виды рукоделия и творчества

Люди путешествуют, знакомятся с культурами других народов, учатся ремеслу. Время от времени появляются новые виды декоративно-прикладного искусства. Для нашей страны такими новинками стали скрапбукинг, оригами, квиллинг и другие.

Одно время бетонные стены и заборы расцветились самыми разными рисунками и надписями, выполненными в высокохудожественной манере. Граффити, или спрей-арт, - это современное прочтение старинного вида наскальной живописи. Можно сколь угодно смеяться над подростковыми увлечениями, к каковым, безусловно, относится и граффити, однако посмотрите на фотографии в интернете или пройдитесь по собственному городу, и вы обнаружите по-настоящему высокохудожественные работы.

Скрапбукинг

Оформление блокнотов, книг и альбомов, существующих в единственном экземпляре, называется скрапбукингом. Вообще, данное занятие не является совсем новым. Альбомы, призванные сохранить для потомков историю семьи, города или отдельного человека, создавались и раньше. Современное видение данного искусства - это создание художественных книг с иллюстрациями авторов, а также использование компьютеров с различными графическими, музыкальными, фото- и другими редакторами.

Квиллинг и оригами

Квиллинг, в переводе на русский язык "бумагокручение", применяется при создании панно, для оформления открыток, фоторамок и пр. Техника заключается в скручивании тонких полосок бумаги и наклеивании их на основу. Чем мельче фрагмент, тем изящнее и декоративнее поделка.

Оригами, как и квиллинг, - работа с бумагой. Только оригами - это работа с квадратными листами бумаги, из которых складываются всевозможные фигуры.

Как правило, все ремёсла, связанные с бумаготворчеством, имеют китайские корни. Азиатские виды прикладного искусства изначально были развлечением знати. Беднота не занималась созданием красивых вещей. Их удел - земледелие, скотоводство и всевозможная чёрная работа. Европейцы, переняв основы техники, которая исторически представляет собой очень мелкую и тонкую работу с рисовой бумагой, перенесли искусство в удобные им условия.

Китайские изделия отличаются изобилием очень мелких деталей, которые выглядят монолитно и очень изысканно. Такой труд под силу только очень опытным мастерам. К тому же тонкие бумажные ленточки можно скрутить в тугую и ровную катушку только при помощи специальных инструментов. Европейские любители ручного творчества несколько видоизменили и упростили старинное китайское ремесло. Бумага, завитая в спирали разной величины и плотности, стала популярным украшением картонных шкатулок, вазочек для сухоцветов, рамок и панно.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, было бы несправедливо обойти вниманием такие ремёсла, как роспись по шёлку, или батик, набойка, или чеканка, то есть рисование по металлу, ковроткачество, бисероплетение, макраме, вязание. Что-то уходит в прошлое, а иное становится настолько модным и популярным, что даже промышленные предприятия налаживают выпуск оборудования для данного вида творчества.

Сохранение старинных ремёсел и демонстрация в музеях лучших образцов - благое дело, которое всегда будет служить источником вдохновения для людей творческих профессий и поможет приобщиться к прекрасному всем остальным.

Искусство изобразительное и декоративно-прикладное

Древнейшие из обнаруженных на тер. У. пам. изобр. иск-ва - наскальные рис., металлическая пластика - относятся к периоду первобытно-общинного строя: от верхнего палеолита до жел. в. (наскальные изобр., савромато-сарматский звериный стиль, перм. звериный стиль). Неправомерно искать прямую связь с ними более поздней худ. культуры края. Однако отголоски перм. звериного стиля можно видеть в орнаменте аборигенных народов У. - коми, удмуртов, манси и ханты. Археол. находки позволяют думать, что уже предки коми украшали одежду тканым узором, геометрической вышивкой, традиции к-рых сохранились у коренных народов У. вплоть до наших дней.

У нас., обитавшего в таежной зоне, издавна формировалось высокое мастерство обработки дерева (), начиная от рубки изб и амбаров, увенчанных двускатными кровлями со скульптурными коньками и курицами, кончая домашней утварью из корня и бересты (худ. обработка бересты). Пластическое дарование народов У., раскрывшись еще в языческих идолах, с принятием христианства полно проявилось в перм. деревянной скульптуре XVII-XIX вв., соединившей аборигенные традиции с рус. и западноевроп. влияниями.

С нач. рус. колонизации и христианизации У. сюда попала новгородская, сев. и моск. икона, а с 80-х XIV в.- времени миссионерской деятельности Стефана Пермского - в крае, по-видимому, образовались очаги местного иконописания. Однако пам. того времени не сохранились. Первые иконы, предположительно ур. происхождения, относятся к последней четверти XVI - нач. XVII в., к так называемой Строгановской школе, сформировавшейся в Москве и имевшей провинциальное ответвление.

Ур. икону XVIII-XIX вв., как и икону этого периода России в целом, можно условно разделить на три направления. Первое составляют работы, заказывавшиеся ортодоксальной православной церковью и ориентированные на иск-во Нового времени. Второе - иконопись, создававшаяся преим. для старообрядцев, хотя и не только для них, и осн. на византийской и древнеур. традициях. Третье -иконопись фольклорная, шир. бытовавшая в народе. Последняя, связанная с архаичными пластами иск-ва, мало изменявшаяся во времени, не имела определенных тер. границ. Иконы первого направления более характерны для Прикамья и Зауралья с его адм. и религиозным ц. - Тобольском, определявшим сильные позиции официальной церкви, способствовавшим проникновению украинских вкусов, связанных с киевским происхождением тобольского духовенства. Иконопись второго направления, недавно получившая назв. Невьянской школы, распространилась прежде всего по горноз-дскому У., ставшему оплотом рус. старообрядчества. Она пережила расцвет во второй пол. XVIII - первой пол. XIX в. и сохранила нек-рые стилистические признаки до нач. нынешнего столетия.

На слиянии трех названных направлений возникали промежуточные явления. Так, соединение фольклорной иконы с Невьянской школой образовывало низовой уровень последней, а воздействие той же фольклорной иконы на икону первого направления приводило к созданию примитивов, среди к-рых - массовые мон. иконы, запечатлевшие образы сравнительно недавно канонизированных святых от Симеона Верхотурского до Серафима Саровского.

Ур. иконопись во мн. стала основой изобр. иск-ва края. Несомненно взаимовлияние иконы и старообрядческой книжной миниатюры, воздействие иконописной манеры на роспись по дереву и металлу ( , ), роль иконы в судьбе будущих мастеров станковой живописи, нередко получавших первые уроки худ. грамоты у иконописцев. Специфическая особенность ур. культуры, начавшей складываться в эпоху петровских преобразований, определялась тем, что в ее создании велика заслуга старообрядцев, сочетавших приверженность к патриархальным идеалам с деловитостью, дерзкими порывами мысли, склонностью к изобретательству и техн. усовершенствованиям. Так, рядом с традиционными видами худ. творчества, связанными с крест. бытом, рождалось новое иск-во пром. региона, осн. прежде всего на обработке металла и камня. Это иск-во -результат коллективного труда: замысел столичного, а порой и местного автора проекта соединялся с работой литейщиков, чеканщиков, каменщиков. Мастеров готовили горнозаводские и специальные "знаменовальные" (рисовальные) школы. Среди первых ур. педагогов, овладевших приемами иск-ва Нового времени, М.В.Аврамов (1698-1753). Начиная с последних десятилетий XVIII в. Петерб. Акад. худ. направляла на горные з-ды У. образцы изделий, методические указания, а затем и своих воспитанников. Особую роль в становлении худ. образования на У. сыграли осн. в нач. XIX в. Н.Н.Демидовым Нижне-Тагильская школа живописи и Выйское уч-ще, отчасти продолжившее ее традиции.

Развитие ур. пром. иск-ва определялось как общерос. худ. процессами, так и местными условиями: открытием и разработкой новых минералов, технологией произв. Пережив на определенном этапе расцвет, отд. виды иск-ва отодвигались на второй план или исчезали. Так, орнаментированная чеканкой медная посуда, изготовлявшаяся в XVIII в. на гос. и частных з-дах У., уже в нач. следующего столетия была вытеснена фарфором и фаянсом.

Значительно долговечнее оказалась судьба худ. чугунного литья, к к-рому обратились Каменский, Выйский, Кушвинский, Верх-Исетский, Чермозский, Пожевский, Билимбаевский, Каслинский, Кусинский и др. з-ды. Начав с вып. простейших предметов быта, они перешли к изготовлению арх. деталей, узорных решеток, ставших неотъемлемой ч. облика не только ур. гг., но и Москвы и Петерб., к отливкам круглой скульптуры, а с нач. XIX в. к созданию композиционно сложных монументов и одноврем. камерной пластики. В чугунном литье отразилось стилистическое движение от барокко (Слободской дом Н.Н.Демидова в Москве, аллегорические статуи времен года, автором к-рых, очевидно, был ур. мастер Т.Сизов - 1760-е) к классицизму (ансамбль чугунного литья в имении Н.А.Демидова в Петровском - 1770-е; решетка Поцелуева моста в Петерб. - 1814-16; ограды, мосты и статуи в Кузьминках - 1820-40-е). Успехи чуг.-лит. дела стимулировали развитие на У. в первой трети XIX в. худ. литья из бронзы, к-рое было освоено на Верх-Исетском, Выйском, где это произв. возглавил Ф.Ф.Звездин, и на Златоустовском з-дах. На последнем бронза применялась для оформления эфесов холодного оружия, связанного с еще одной яркой страницей ур. иск-ва -златоустовской гравюрой на стали, признанными мастерами к-рой были И.Н.Бушуев, И.П.Бояршинов и В.И. Южаков.

Всероссийскую и мир. славу У. принесли изделия из мрамора, яшмы, малахита и лазурита (камнерезное иск-во, ювелирное иск-во, Екат. гранильная ф-ка). Основы достижений худ. обработки камня на У. заложили в XVIII - первой половине XIX в. И.И.Сусоров (1721-60), С.С. Ваганов, И.Патрушев (между 1737 и 1742 - ?), М.Колмогоров, И.А.Штейнфельд (Штенфельд, Шенфельд; 1768-69 - 1829), Д.О.Тетенев (1770-1815), В.Е.Коковин (Каковин; 1760-1818), Я.В.Коковин, А.И. Лютин (1814 - ?), Г.Ф.Налимов (1807-77) и др. Камнерезное иск-во развивалось сходными путями с чугунным литьем. От нарезания простых мраморных плит уральцы пришли к оформлению дворцовых интерьеров и изготовлению обелисков, торшеров, ваз и шир. применению рус. и флорентийской мозаик, к созданию рельефов и круглой скульптуры, к сотрудничеству со столичными зодчими А.Ринальди, А.Н.Воронихиным, К.И. Росси, И.И.Гальбергом, А.П.Брюлловым, К.А.Тоном и др. В первые десятилетия XIX в. в ур. камнерезном иск-ве проявились характерные черты высокого классицизма.

Параллельно с худ. обработкой металла и камня на У. зарождались светская графика и живопись. Их путь от ландкарт петровского времени с элементарными изобр. мотивами через рис., подобные иллюстрациям М.С.Кутузова (?-1741) и И.Ушакова к рукописи В.Геннина "Описание ур. и сибирских з-дов", и далее к живописным портретам, пейзажам и жанровым полотнам, начавшим появляться в конце XVIII - первой пол. XIX в. в разл. гг. и пос., в частн., в Прикамье и Нижнем Тагиле (крепостные иконописцы, живописцы и резчики Прикамья, П.П.Веденецкий, В.Е.Раев).

Отход рус. иск-ва в сер. XIX в. от классицизма и вообще от стилевого единства значительно изменил характер изделий ур. пром. иск-ва. Камнерезное иск-во теряло монументальность форм, а в камерных изделиях при всем техн. мастерстве нередко скатывалось к ремесленничеству. Сходные процессы происходили в златоустовской гравюре на стали. Большинство мет. з-дов отказалось от вып. худ. чугуна. Однако на Каслинском (каслинское художественное литье) и Кусинском именно во второй пол. XIX - нач. XX в. этот вид иск-ва достиг расцвета, обусловленного тесными творческими контактами местных мастеров (В.Ф.Торокин) с изв. отечественными скульпторами, работой по моделям П.К.Клодта, М.Д. Канаева, Р.Н., Н.Р. и Р.Р. Бахов, Н.И.Либериха, Е.А.Лансере, А.Л. Обера. Касли и Куса, несомненно, способствовали популяризации реалистической скульптуры. Одновр. в декоративных произв. ур. чугунного литья рубежа XIX-XX вв. просматривается путь от эклектики к новому стилю - модерну.

Демократизация обществ. отношений расширила возможности поступления уральцев в худ. уч. зав. Петерб., Москвы и зарубежных городов. Ф.А.Бронников, В.П. и П.П. Верещагины, А.А. и П.А.Сведомские, А.И.Корзухин и др. предст. акад. и реалистического направлений, заняв заметное место в истории рус. живописи в целом, не порвали связей с родным краем и оказали значительное влияние на его культуру. Во второй пол. XIX в. худ. жизнь У. не концентрируется вокруг з-дов и их меценатствующих владельцев, а становится результатом деятельности местной интеллигенции. В этой связи заметен вклад изв. рисовальщика, карикатуриста и этнографа М.С.Знаменского (1833-92) в духовную культуру Тобольска, старинного заур. г., где во времена царствования Анны Иоанновны находились в ссылке первые петров-ские пенсионеры-живописцы И.Н. и Р.Н.Никитины (ок. 1680 - после 1742; не ранее 1680-1753). Екатеринбуржцы Н.А.Иванчев (1834 - после 1878), Н.М.Плюснин, А.М.Писарев (1848-1903), В.Г.Казанцев (1849-1902), Н.Н.Клепинин, А.К. Денисов-Уральский, А.А.Шереметевский (1863-1919), Л.Н.Жуков (1873-1933); пермяки А.И.Шанин, А.Н.Зеленин, И.П.Чирков (1877-1920); сарапулец А.П.Беркутов (1851-1901); тюменец Н.В.Кузьмин (1858-1910-е) и др. сочетали творчество либо с преподаванием рисования в гимназиях и реальных уч-щах, либо с худ.-организаторской деятельностью.

Событием в культ. жизни края стало открытие в Екат. Передвижной акад. выставки (1887), к-рая впервые познакомила уральцев с творчеством крупных рус. живописцев XIX в. и неск. экспонатов к-рой стали основой худ. отд. муз. при УОЛЕ (Муз.). Сходной по характеру оказалась выставка в Оренб. (1889). На рубеже XIX-XX вв. в гг. У. проводились первые выставки произв. местных художников. На них нередко экспонировались также работы столичных мастеров из частных собраний. В Екат. было создано Об-во любителей изящных иск-в (1895-1918), в Перми -Об-во любителей живописи, ваяния и зодчества (1909-19). Открытие в 1902 Екат. худ.-пром. школы привлекло на У. талантливых педагогов и худ.: М.Ф.Каменского, В.П.Рупини (1867-1941), А.Н.Парамонова, В.В.Коновалова (1865-1908), В.А. Алмазова (1870 - ?), Т.Э.Залькална и заложило фундамент проф. образования в обл. декоративно-прикладного и изобр. иск-ва. Ур. худ. А.Н.Парамонов, С.И.Яковлев (1862-1930), молодой И.Д.Иванов (Шадр) обратились, особенно в период первой рус. рев., к журнальной, в частности сатирической, графике.

Новые мотивы, пленеристические и декоративные завоевания, характерные для рус. иск-ва конца XIX - нач. XX в., проявились в творчестве таких изв. уроженцев У., как М.В.Нестеров, Л.В.Туржанский,Л.В. Попов, а также в полотнах выпускников Акад. худ. П.С. Евстафьева (1880-1958), сыгравшего в нач. XX в. заметную роль в иск-ве Перми, и В.А.Кузнецова, работавшего в Верхней Салде и Нижнем Тагиле. Затронули У. и веяния авангардного, футуристического иск-ва. Их носителями оказались в Перми В.В.Каменский, организовавший в 1912 выставку произв. близких ему мастеров, а в Башк. Д.Д.Бурлюк, активно участвовавший в выставках Уфимского худ. кружка (1915-17).

Какие бы тяжелые последствия ни несли отечественной культуре порожденные Окт. рев. соц. иллюзии, нельзя отрицать того, что они усилили процессы, начавшиеся в иск-ве ранее, интенсифицировали провинциальную худ. жизнь. Идея монументальной пропаганды захватила на У. и мастеров-самоучек (техник Мотовилихинского з-да В.Е. Гомзиков), и скульпторов-профессионалов (С.Д.Эрьзя, П.П.Шарлаимов (1889-1920-е), И.А.Камбаров), дала импульс возрождению монументальных форм в камнерезном и чуг.-лит. иск-вах. Оформлением рев. праздников, популяризацией изобр. иск-ва, худ. педагогикой увлекались мастера различных направлений, видов и жанров иск-ва, масштабов дарования. Плодотворной в конце 1910 -нач. 20-х оказалась деятельность П.И.Субботина-Пермяка, Н.М. Гущина (1880-1965), А.В.Каплуна (1887-1974), М.Б.Вериго (1892 - ?), В.А.Оболенского, И.И.Туранского в Перми; А.Н.Парамонова и Л.В.Туржанского в Екат.; Е.Т.Володина(1886 - ?) И.А.Мочалова(1896-1940), И.К. Мрачковского (1889-1930-е), Н.А. Русакова(1888-1941), А.Н.Самохвалова (1897-1964) - однофамильца ленинградского худ., Н.Д.Лебедева (1894-1927), П.С. Дуплицкого(1896-1942) в Челяб.; С.М.Карпова (1890-1929), С.В.Рянгиной (1891-1955), А.Ф. Степанова (1893-1965), Н.В.Кудашева (1889-1966) в Оренб.; М.И.Авилова (1892-1954), И.И.Овешкова (1877-1944), Е.Л.Кропивницкого (1893-1979), К.П.Трофимова (1885-1944), П.А. Россомахина (1886-1956), И.И.Кротова (1897-1945) в Тюмени; П.П.Чукомина(1874-1944) в Тобольске. С середины 1920-х в гг. У. возникли отд. Ассоциации худ. рев. России: в 1925 - в Свердл. (в это отд. вошли также худ. Перми и Шадринска) и в Уфе, в 1926 - в Оренб., в 1928 - в Челяб.; а после 1932 - орг-ции создававшегося Союза худ. СССР: параллельно открывались отд. Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных иск-в ("Всекохудожник"); регулярно проводились выставки местных худ., нек-рых из них приглашали для участия в столичных экспозициях. В 1935 в Свердл., а затем и в др. гг. региона, прошла выставка моск. и ленингр. мастеров "Урало-Кузбасс в живописи". Несмотря на начавшие сказываться методы командно-адм. рук. культурой названные мероприятия содействовали развитию в регионе изобр. иск-ва, укреплению его мат. базы. Характерной для тех лет стала живопись Г.А.Мелентьева, Т.А.Партиной (1893-1963), А.П.Давыдова (1893-1967), М.В.Балагушина (1889-1966), И.Г.Вандышева (1891-1964), А.М.Сосновского (1902-87), Е.А.Техменова (1866-1934), скульптура И.А. Камбарова, И.И.Трембовлера (1890-1943), Т.В.Руденко-Щелкан (1892-1984). Мн. худ. искренне увлекались новой сюжетикой (рев., гражд. война, трудовые будни), однако недостаток мастерства, опыта в работе над "тематической" композицией, ложность идеи порой приводили к творческим неудачам. Художественно цельнее оказались в 1920-30-е менее идеологизированные работы уральцев, прежде всего лирические пейзажи, к-рые, наряду с Л.В.Туржанским, писали К.М.Голиков (1867-1933), И.К.Слюсарев, А.М.Минеев (1902-1971), Н.С.Сазонов (1895-1972), С.А.Михайлов, А.П.Митинский (1905-70), В.П.Барашев (1905-70) и др. Заметных успехов достигли худ. в станковой и книжной графике: А.Ф.Узких (1889-1953), А.А.Жуков (1901-78), В.А.Баталов (1889-1971), Г.Я.Соловьев (1897 - ?), Д.Ф.Фехнер (1897-1973), А.С.Пруцких (1901-1977), А.П.Сабуров (1905-83), А.А.Кудрин (1893-1959) и в театрально-декорационном иск-ве: А.В.Дубровин (1889-1975), И.М.Вахонин (1887-1965); А.А.Кузьмин, В.А.Людмилин, В.Л.Талалай (род. 1908), И.П. .Котовщиков (род. 1905).

Первые десятилетия XX в. в худ. культуре У. ознаменованы еще одним значительным явлением - зарождением и развитием проф. изобр. иск-ва у народов, к-рые ранее его не имели. В Башк. этот процесс связан с им. К.С.Давлеткильдеева, А.Э.Тюлькина, М.Н.Елгаштиной (1873-1966) и др. Среди воспитанников худ. мастерских Ленингр. ин-та народов С. в 1930-е были и предст. Приполярного и Заполярного У. ( К.Натускин, ненец К.Л.Панков и др.)

ВОВ изменила привычные формы худ. жизни. На первый план выдвинулись плакат, ж. и газ. графика: Г.В.Ляхин (1903-81), И.И.Россик (1909-87) и др. Мн. ур. худ. ушли на фр., их натурные зарисовки легли в осн. произв. о войне. В эвакуации на У. оказались изв. мастера с Украины, из Прибалтики, Москвы, Ленинграда: Ю.Р.Бершадский, В.Н.Костецкий (1905-68), М.М.Черемных (1890-1962), Б.В.Иогансон (1893-73), Г.Г. Ряжский (1895-1952), В.М. Орешников (1904-87), Ю.А.Васнецов (1900-73), С.Д.Меркуров (1881- 1952), З.М.Виленский (1899-84) и др. Работа рядом с ними оказала положительное влияние на местных худ., что проявилось на уральских межобласт-ных выставках "У. в изобразительном искусстве" ( , 1943) и "У. - кузница оружия" (Свердл., 1944).

С окончанием войны жизнь иск-ва вошла в мирное русло. Возникли новые орг-ции Союза худ. в Тюмени, Кургане (1957). Заканчивали прерванную войной учебу возвратившиеся с фр. худ. Наряду с мн. из ранее упомянутых лицо ур. иск-ва второй пол. 40-50-х определяли живописцы В.С.Зинов (1908-91), А.Ф.Бурак (1921-1997), В.И.Игошев (род. 1921), В.Ф.Илюшин, О.Е. Бе-рнгард (1909-98), А.А.Заусаев (1920-1981), Н.Г.Чесноков (род. 1915), Б.М.Витомский (1918-75), И.Н.Нестеров (род. 1922), Б.В.Волков (1918-79), Г.П.Гаев, В.А.Неясов (1926-1984), П.С.Бортнов (род. 1918), М.Г.Газизова (род. 1918), П.А.Оборин (род. 1917); скульпторы Г.В.Петрова (1899-1986), Г.А.Петин (1909-1947), А.А.Анисимов (1910-1995), М.П.Крамской (род. 1917), П.А.Сажин (1919-1999); мастера станковой и книжной графики Л.А. Эппле (1900-80), Е.В.Гилева (1907-2000), М.И.Ткачев (род. 1913), Б.А. Семенов (1917-91), В.Н.Челинцева (1906-81), О.Д.Коровин (род. 1915), В.Ф.Васильев (1923-86); театрально-декорационного искусства: Н.С.Ломоносов (1903-95), Н.В.Ситников, М.С.Улановский (1912-1982), С.Н.Александров (1907-82). Тематика ур. худ. в послевоенный период стала разнообразнее, в целом возросло их мастерство. Однако диктат идеологии тоталитарного гос-ва и односторонняя ориентация на традиции реализма второй пол. XIX в., их поверхностное восприятие сковывали творческие поиски, ограничивали духовные горизонты.

В конце 50-х - нач. 60-х на У. вернулись мн. выпускники ленингр. и моск. худ. вузов. Вместе с окончившими ур. училища они составили плеяду мастеров нового поколения. Это живописцы Е.И.Гудин, Г.С.Мосин, И.И.Симонов (род. 1927), М.Ш. Брусиловский (род. 1931), В.З.Беляев (род. 1926), Ю.И.Истратов (род. 1928), Н.Г.Засыпкин (1921-89), В.Я.Бушуев (род. 1934), Л.М. Сгибнева (род. 1933), Н.В.Костина (род. 1934), Е.Н.Широков (род. 1931), А.И.Репин (род. 1925), А.Н. Тумбасов (род. 1921), И.С.Борисов (1925-95), Т.Е.Коваленко (род. 1930), Р.И.Габриэлян (род. 1926), Н.П.Ерышев (род. 1936), В.Т.Ни (1934-79), Н.А.Годин (род. 1930), О.П.Шруб (род. 1924), А.И.Мурычев (1918-86), Г.С.Бочанов (род. 1922), В.П.Овчаров (род. 1928), А.П.Холмогоров (1925-87), П.С.Семенов (род. 1934), В.Ф.Мальцев (род. 1929); графики В.М.Волович (род. 1928), Г.И.Кетов (род. 1922), С.С. Киприн (1930-86), А.А.Казанцев (род. 1928), Л.П.Вейберт (род. 1925), В.А.Новиченко (род. 1927), М.В.Дистергефт (род. 1921), А.П.Зырянов (род. 1928), Л.Ф.Полстовалова (1929-93), Е.К.Кошелев (род. 1929); скульпторы В.М.Друзин, В.С.Зайков (род. 1924), В.Е.Егоров, Б.Д.Фудзеев (род. 1923), Л.Н.Головницкий, Э.Э.Головницкая (род. 1931), А.П. Суленев (род. 1929), В.А.Авакян (род. 1931), Н.Г.Петина (род. 1932), В.М.Белов (род. 1928), В.Н.Мурашов (род. 1935). Характерный для этих лет "суровый стиль" с его монументализмом и экспрессивностью оказался органичен для пром. края и удерживался здесь сравнительно долго. Ур. худ. не хотелось расставаться с романтической мечтой о подлинно гражданственном, неконформистском иск-ве. Идеалом для нек-рых из них стал Э.И.Неизвестный, еще в нач. 50-х создавший в Свердл. первые скульптуры.

Яркое явление в иск-ве 60-х - башк. школа живописи: А.Х.Ситдикова (род. 1913), Р.М.Нурмухаметов, А.Ф.Лутфуллин, Б.Ф.Домашников (род. 1924), А.Д.Бурзянцев (род. 1928), А.В.Пантелеев (род. 1932). В этот же период формировалось творчество Г.С.Райшева (род. 1933), к-рому в дальнейшем удалось слить худ. традиции народов С. с завоеваниями европ. иск-ва ХХ в.

В 60-е внутри Союза худ. СССР был создан Союз худ. РФ, в составе к-рого оказались худ. орг-ции обл. и автономных респ., объединенные в тер. зоны для периодического (приблизительно раз в пять лет) проведения выставок. В ур. зоне, вкл. Свердл., Перм., Челяб., Оренб., Тюменскую, Кург. обл. и Башк. (Удмуртия отошла к зоне "Большая Волга"), с 1964 по 1985 прошло шесть выставок "У. социалистический". Будучи порождением командно-адм. системы, эти выставки между тем сыграли определенную положительную роль, объединив ранее разобщенные провинциальные худ. силы, сделав изв. мн. имена. С конца 50-х уральцы регулярно участвовали в респ., всесоюзных и междунар. выставках. В 1971 в Москве состоялась выставка худ. У., Сибири и Дальнего Востока. Групповые и персональные выставки уральцев были проведены в разл. гг. страны и за рубежом. Наряду со станковым, признание получило ур. монументально-декоративное и театрально-декорационное иск-во, книжная графика, возрождающиеся старые и появившиеся новые виды декоративно-прикладного иск-ва, искусствознание.

Вслед за шестидесятниками в иск-во региона входят новые поколения: свердловчане Г.С.Метелев (род. 1938), А.И.Бурлаков (1940-1999), В.А.Чурсин (род. 1938), Н.И. Золотухин (род. 1937), Н.П.Казанцева (род. 1937), С.В.Тарасова (род. 1945), В.А.Степанов (род. 1941), Е.В.Арбенев (род. 1942), А.А.Алексеев (род. 1952), А.В.Золотухин, (род. 1946), А.А.Калашников (род. 1947), В.Д.Сысков (род. 1943), Ю.Н.Филоненко (род. 1947), М.П.Сажаев (род. 1948), В.И.Реутов (род. 1945), З.Г.Галеев (род. 1948), З.А.Малинина (род. 1936), Ю.С.Устинов (род. 1954), А.Г.Антонов (род. 1944), О.Н.Мудрова (род. 1945), Л.И.Кружалова (род. 1946), В.Г.Жуков (род. 1941), Н.Д.Федореев (1943-96), Л.В.Пузаков (род. 1946), А.А.Лысяков (род. 1946); нижнетагильцы Л.И.Перевалов (род. 1937), В.Н.Наседкин (род. 1954), Т.В.Баданина (род. 1955), Е.А.Бортников (род. 1952), А.А.Штро (род. 1953), С.В.Брюханов (род. 1959); пермяки С.Э.Ковалев (род. 1935), М.В.Тарасова (род. 1933), И.В.Лаврова (род. 1944); челябинцы А.П.Кудрявцев (род. 1938), Н.В.Фокин (род. 1940), В.В.Качалов (род. 1946), П.П.Ходаев (род. 1946), З.Н.Латфулин (род. 1947), Е.А.Щетинкина (род. 1950); оренбуржцы Ю.П.Григорьев (род. 1937), Г.А.Глахтеев (род. 1939), Ю.А.Рысухин (род. 1947), В.В.Газукин (род. 1951), О.В.Окунева (род. 1959); курганцы А.М.Петухов, Г.А. Травников (род. 1937), Н.А.Годин (род. 1930); уфимцы И.К. Газизулин (род. 1946), Д.Н.Ишенгулов (род. 1943), Н.А.Пахомов (род. 1937); ижевцы С.Н.Виноградов (род.1936), В.Б.Кононов (род. 1941), П.В.Елкин (род. 1946), А.Е.Ложкин (род. 1936), В.А.Цибульник (род. 1942), А.Е.Аникин (род. 1947); тюменцы А.С.Новик (род. 1949), Г.А.Юринок (род. 1949), Г.П.Вострецов (род. 1948) и др. Мн. из этих худ. проявили себя в неск. видах творчества, обращались к разл. материалам и техникам. Поднимая острые соц. и экологические проблемы худ. нередко пользовались языком притч и иносказаний. Параллельно с официально признанным иск-вом начал формироваться андеграунд. Его лидерами в Свердл. еще во второй пол. 60-х оказались В.Ф.Дьяченко (род. 1939) и А.А.Таршис (псевд. Ры - Никонова; род. 1942) - концептуалисты т. н. "уктусской школы", в следующие десятилетия наиб. заметными фигурами стали В.Ф.Гаврилов (1948-82) и Е.М.Малахин (псевд. Б.У.Кашкин; род. 1938); в Уфе представления об андеграунде связано с именем М.А.Назарова (род. 1927), позже одного из орг-ров группы "Сары бия" ("Желтая лошадь").

С нач. перестройки и далее в постсов. период перед иск-вом У., как и страны в целом, открываются немыслимые ранее возможности, духовные горизонты, но и возникают новые трудности: прежние формы орг-ции худ. жизни разрушаются, новые еще только складываются: особые задачи встают перед худ. школой, призванной сохранить и развить традиции высокого профессионализма. Альтернативу официального и неофициального иск-ва сменила не менее жесткая: коммерческого и некоммерческого. Последнее переживает сложный период содержательных и формальных поисков.

Лит.: Серебренников Н.Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959; Павловский Б.В. Художники Свердловска. Л., 1960; Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь. 1968; Изобразительное искусство Башкирской АССР: Альбом / Сост. Г.С.Кушнеровская. М., 1974; Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии: Библиографический справочник. Ижевск, 1974; Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975; Поляк А.И. Художники Удмуртии. Л., 1976; Байнов Л.П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979; Художники Советской Башкирии: Справочник / Автор-составитель Э.П.Фенина. Уфа, 1979; Художники Перми: Сб. очерков / Сост. Н.В.Казаринова. Пермь, 1981; Художники Оренбургской области: Библиографический указатель литературы / Сост. Е.В.Гинтер. Оренбург, 1982; Художники Зауралья: Справочник-путеводитель / Автор-составитель А.Д. Львов. Курган, 1985; Медведева Л.С. Художники Оренбургской области. Челябинск, 1985; Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии: Справочник. Устинов, 1986; История остается с нами: Альбом репродукций произведений художников Удмуртии / Автор-составитель А.И.Поляк. Ижевск, 1988; Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987; Авангардные направления в советском искусстве: история и современность. Сб. статей / Составитель и научный редактор И.Болотов. Екатеринбург, 1993; Художественный металл Урала XVIII-XX вв.: Материалы конференции. Екатеринбург, 1993; Егорова А.И., Максяшин А.С. Художники-педагоги Урала XVIII- начала XX в.: Словарь. Екатеринбург, 1994; Художники Тюмени: Юбилейный альбом / Авторы статей А.А.Валов, Н.И. Сезева, Н.Н.Шайхтдинова. Сост. биографических справок Н.И.Сезева. Тюмень, 1994; Новое искусство Тюмени / Составители Г.В.Вершинин, С.М.Перепелкин. Вступительная статья Г.В.Вершинина. Екатеринбург, 1996; Челябинская организация СХ России: Справочник. 1936-1991/Авт.-сост. О.А.Кудзоев. Челябинск, 1996; Семь екатеринбургских художников. Альбом. Екатеринбург, 1999; Чесноков Н.Г. Претворенная в жизнь мечта. Екатеринбург, 2000.

Голынец Г.В., Голынец С.В.


Уральская историческая энциклопедия. - УрО РАН, Институт истории и археологии. Екатеринбург: Академкнига . Гл. ред. В. В. Алексеев . 2000 .

Который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера . Такими произведениями являются: плательные и декоративные ткани, мебель , художественное стекло, фарфор , фаянс , ювелирные и другие художественные изделия.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика , текстиль , дерево), по технике выполнения (резьба , роспись, вышивка , набойка , литьё , чеканка , и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

«Трельяж», дизайн для обоев (1862)

Виды декоративно-прикладного искусства [ | ]

  • Аппликация - способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства .
  • Валяние - создание скульптур, аксессуаров и композиций из натуральной шерсти. В зависимости от применяемой техники различают сухое и мокрое валяние. Техника основана на уникальном свойстве шерсти сваливаться - образовывать войлок .
  • Вышивание - искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и прочее. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
  • Вязание - процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
  • Шитьё - создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и тому подобном. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
  • Ткачество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел.
  • Ковроткачество - производство ковров.
  • Выжигание - на поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы наносится рисунок.
  • - один из древнейших и широко распространённых видов обработки материалов.
  • Картины из соломки.
  • Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении или интерьере.
  • Декупаж - декоративная техника по ткани, посуде, мебели и прочему, заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
  • Лепка , скульптура , - придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов.
  • Мозаика - формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
  • Плетение - способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры, прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
  • Поделки из спичек и палочек.
  • Роспись:
  • Скрапбукинг - оформление фотоальбомов.
  • Художественная обработка кожи - изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения.
  • Топиар - искусство создания декоративных деревьев (настольных и напольных) из природного материала и искусственного декора.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco - украшаю) - широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Виды декоративно-прикладного искусства

ГОБЕЛЕН - (фр. gobelin ), или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

БАТИК - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

На ткань - шёлк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).

Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе - с XX века.

НАБОЙКА - (набивка) - вид декоративно-прикладного искусства; получение узора, монохромных и цветных рисунков на ткани ручным способом при помощи форм с рельефным узором, а также ткань с рисунком (набивная ткань), полученным этим способом.

Формы для набойки изготовляют резные деревянные (манеры) или наборные (наборные медные пластины с гвоздиками), в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. При набивке на ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (киянкой) (отсюда название «набойка», «набивка»). Для многоцветных рисунков число печатных форм должно соответствовать числу цветов.

Изготовление набойки - один из древних видов народного декоративно-прикладного искусства, встречающийся у многих народов: Передней и Средней Азии, Индии, Ирана, Европы и других.

Набивка малопроизводительна и почти полностью вытеснена печатанием рисунка на ткани на печатных машинах. Применяется лишь в некоторых кустарных промыслах, а также для воспроизведения крупных рисунков, повторяющаяся часть которых не может уместиться на валах печатных машин, и для расцветки штучных изделий (занавеси, скатерти). Характерные рисунки народной набивки используются при создании современных декоративных тканей.

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.

ВЫШИВАНИЕ - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например: сукно, холст, кожа, до тончайших материй - батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

ВЯЗАНИЕ - процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.

Вязание крючком

Вязание спицами

МАКРОМЕ - (фр. Macramé , от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ - изготовление сетчатой ткани из плетёных нитяных узоров (льняных, бумажных, шерстяных и шёлковых). Различают кружева, шитые иглой, плетеные на коклюшках, вязаные крючком, тамбурные и машинные.

КОВРОТКАЧЕСТВО – изготовление художественного текстильного изделия, обычно с многоцветными узорами, служащее главным образом для украшения и утепления помещений и для обеспечения бесшумности. Художественные особенности ковра определяются фактурой ткани (ворсовой, безворсовой, валяной), характером материала (шерсти, шёлка, льна, хлопка, войлока), качеством красителей (натуральных в древности и средневековье, химических со второй пол. XIX в.), форматом, соотношением каймы и центрального поля ковра, орнаментальным набором и композицией рисунка, цветовым решением.

КВИЛЛИНГ - Бумагокручение (также квиллинг англ. quilling - от слова quill (птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы квиллинга, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ – картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии, заколок и т.д. Искусство квиллинга пришло в Россию из Кореи, но также развито в ряде европейских стран.

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

СКРАПБУКИНГ - (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap - вырезка, book - книга, букв. «книга из вырезок») - вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга - сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

КЕРАМИКА - (др.-греч. κέραμος - глина) - изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.

В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг.

Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как материал в промышленности (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), строительстве, искусстве, широко используется в медицине, науке. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях.

МОЗАИКА - (фр. mosaïque , итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам ) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО - это термин, обозначающий результат и процесс творчества художников-ювелиров, а также всю совокупность созданных ими предметов и произведений ювелирного искусства, предназначенных в основном для личного украшения людей, и изготовленных из драгоценных материалов, таких, как драгоценные металлы и драгоценные камни. Чтобы украшение или предмет можно было однозначно причислить к ювелирике, это украшение должно удовлетворять трём условиям: в этом украшении должен быть использован хотя бы один драгоценный материал, это украшение должно иметь в себе художественную ценность, и оно должно быть уникальным - то есть оно не должно тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.

В профессиональном жаргоне ювелиров, а также и студентами и учащимися учебных заведений по специальности «ювелирное дело», часто используется жаргонный вариант слова: «ювелирка».

Хотя и считается, что в понятие «ювелирика» входят все ювелирные изделия, изготовленные с применением драгоценных материалов, а в понятие «бижутерия» - ювелирные изделия из недрагоценных материалов, но, как видим, в настоящее время разница между ювелирикой и бижутерией становится несколько размытой, и оценка того, причислить ли данное изделие к ювелирике или же к бижутерии, каждый раз принимается экспертами индивидуально в каждом конкретном случае.

ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА - Миниатюрная живопись на небольших предметах: коробках, шкатулках, пудреницах и др.- это вид декоративно-прикладного и народного искусства. Лаковой такую живопись называют потому, что цветной и прозрачный лаки служат не только полноправными материалами росписи, но и важнейшим средством художественной выразительности произведения. Краскам они добавляют глубину и силу и в то же время смягчают, объединяют их, как бы вплавляя изображение в самую плоть изделия.

Родина художественных лаков - страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, где они известны с глубокой древности. В Китае, например, еще во II тысячелетии до н. э. использовался сок лакового дерева, которым покрывали чашки, шкатулки, вазы. Тогда и зародилась лаковая живопись, достигшая на Востоке высочайшего уровня.

В Европу этот вид искусства проник из Индии, Ирана, стран Центральной Азии, где в XV-XVII вв. была популярна лаковая миниатюра, исполненная темперными красками на предметах из папье-маше. Европейские мастера заметно упростили технологию, начали применять масляные краски и лаки.

В России художественные лаки известны с 1798 г., когда купец П. И. Коробов построил в подмосковном селе Данилкове (позднее оно слилось с соседним селом Федоскиным) небольшую фабрику лакированных изделий из папье-маше. При его преемниках - Лукутиных русские мастера выработали неповторимые приемы федоскинской росписи. Не утрачены они и по сей день.

Палехская миниатюра - народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.

Федоскинская миниатюра - вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Холуйская миниатюра - народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, кубышки, игольницы и т. д.



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .