Это гениально. Примитивизм в живописи: детские фантазии во взрослом исполнении Примитивная живопись художников

Наивное искусство (от лат. primitivus — первый, самый ранний) —
общее название творчества непрофессиональных

художников конца XIX-XX в., не знакомых с художественной грамотой или обращение
художников к формам т. н.примитивного искусства — первобытного, средневекового,
народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций,
детского творчества.

Наиболее известные художники-примитивисты:

Нико Пиросманишвили,
Иван Генералич,
Бабушка Мозес,
Мария Примаченко,
Екатерина Билокур,
Генри Дарджер,
Никифор Крыницкий,
Мартин Рамирес,
Бунлыа Сулилат,
Анри Руссо.


Пиросмани «Жираф».

Неопримитивизм

Особенности неопримитивизма заключаются в нарочитом упрощении художественных
средств и форм ради достижения наибольшей выразительности, использование
яркого, локального цвета, искаженного рисунка, простой композиции
и т. п. При этом неопримитивизм опирается на опыт примитивного искусства
(искусства архаических культур,
народного искусства и т. п.).

Неопримитивизм сказался в творчестве почти всех ведущих мастеров XX века.
Культура островитян вдохновляла П. Гогена, скульптура народов Африки
оказала влияние на кубистов и т. д. Особую роль сыграл неопримитивизм
в становлении русского авангарда

Современные примитивисты

Николай Копейкин

Художник-антижлобалист, противник исключительно общественно полезной функции
искусства и усиления коммерциализации в нем. В своем творчестве он, однако
обращается к злободневным темам окружающей его действительности.

Митьки

Митьки́ — группа художников из Санкт-Петербурга, объединяющая около двух десятков
человек и названная по имени одного из них, Дмитрия Шагина.

Вокруг «Митьков» сформировалось своеобразное общественно-эстетическое движение,
участники которого проявляют себя в изобразительном искусстве, прозе, поэзии и стиле
жизни. Главные принципы этого стиля — доброта, любовь к ближнему,
жалостливость, предельная простота в речи и манере одеваться.

Школа Тингатинга

Живопись тингатинга возникла в 60-х годах ХХ века и получила название по имени
основателя направления — Эдуардо Саиди Тингатинга. Не имея академического
бразования, он рисовал родные мотивы — солнце, природу, зверей, птиц,
мифы и танцы -автомобильными красками на всем, что попадается.
Начиная с 70-х годов выставки школы с триумфом
проходят в крупнейших галереях и музеях мира.

По мнению искусствоведов, в настоящее время наблюдается смещение культурных
центров из Европы в Азию и Африку, формируется устойчивое направление
мировой культуре — яркий образец современной живописи, основанный на
национальных традициях, но при этом с новым уникальным взглядом.

Андрей Самарин

В своем творчестве художник отдает предпочтение древнейшему из видов искусств —
а именно графике — сочетанию черного и белого. Использование столь скупых
выразительных средств обусловлено применением примитивных приспособлений
— программы Пэйнт и компьютерной мыши. В каждой его работе, выполненной с
присущим ему чувством юмора, присутствует тонкое проникновение в суть предмета,
что делает его картины поистине реалистичными. Каждый персонаж наделен своим
собственным характером, а его настроение передается зрителю, что является
неоспоримым достоинством истинного произведения искусства.
Как бы ни были уродливы рисунки господина Самарина, в них перед нами встают
цельные образы, полные драматизма, юмора и философии.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Как заказать диплом?

1. Заполните заявку на сайте

2. Менеджер связывается с Вами для уточнения деталей

3. Изготавливаем макет для утверждения

4. Полная готовность документа. Снимаем фото и видео для подтверждения.

5. Доставка документа и полная орлата за него

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Александр Григорьев-Саврасов 2015-10-23 в 02:10

Хочу нарушить традицию всеобщего восхищения сладкими картинками и сказать: “Это гениально!” - о произведениях совсем другого рода.

Будучи приверженцем традиционных взглядов на изобразительное искусство, я всё же не желаю быть слепым и не видеть прекрасного в иных формах творчества.

В великом множестве различных “измов” затерялось такое направление как наивное искусство, и именно в честь него я хочу написать эту статью.

Данное направление существует и, конечно же, имеет своих героев как, впрочем, и их почитателей.

Тяга к прекрасному есть у каждого из нас, не все имеют образование, но главное, что должно быть у творца — это желание высказаться. Как он будет это делать, какую форму, язык, трактовку изберёт — его право.

Традиционно обратимся к Википедии: Наивное искусство (англ. na?ve art) - одно из направлений примитивизма XVIII-XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Таких энтузиастов на просторах нашей страны и вообще в мире бесчисленное множество, среди них есть и те, кто достоин пристального внимания.

Самодеятельные художники — это своего рода живой родник, из которого может напиться как неискушённый зритель, так и высоколобый профессионал.

Мы привыкли воспринимать изобразительное творчество как невесту, непременно в белом, оно должно быть привлекательным, нарочито красивым, улыбчивым и, конечно, скромным.

Искусство многогранно, и видеть в нём только праздник — однобоко. Искусство — это способ познания, с его помощью Вы можете постичь радость и печаль, заглянуть в самые потаённые уголки человеческой души и представить космические дали.

Именно это движет творческим человеком вне зависимости от того, имеет он специальное образование либо нет.

Те художники, которых причисляют к наивному искусству, как правило, и понятия не имеют о данном жанре. Их мотивация понятна — это желание выразить своё отношение к миру доступными средствами.

В таком творчестве подкупает искренность и простота, отсутствие украшательства и желания понравиться зрителю. Великолепные качества, вот бы помпезным профессионалам взять их на вооружение!

Уверен, у многих есть примеры из реальной жизни, Вы знаете таких людей, либо слышали о них. Я, к примеру, знаю многих.

Мой старый знакомый дядя Ваня мастер резьбы по дереву. У него всё ручной работы — от поставленных им когда-то стен своего дома до стульев, столов и прочей хозяйственной мелочи.

Он утоляет свой творческий зуд не только резьбой, но и пишет внушительные полотна, которые закрывают все стены его дома.

Когда я спрашиваю его: “Дядя Ваня, откуда у Вас такая любовь к живописи?” — он отвечает, не задумываясь, что с детства мечтал стать профессиональным художником. Что-то там в его жизни не сложилось, он не профессиональный, но художник, и я по-другому к нему не отношусь.

У дяди Вани было несколько выставок в местной блиотеке и, конечно же, есть свои почитатели.

Подобных примеров много. Как и в профессиональной среде — кто-то ярче, кто-то скромней, но всех их объединяет искренняя любовь к творчеству. Что интересно, именно к творчеству, так как скопированных мотивов в багаже таких художников крайне мало.

На каком-то подсознательном уровне они понимают, что внешняя красивость не главное.

Вы только посмотрите на творчество небезызвестной бабы Любы (Любовь Майкова) — это гениально! Писать она начала в 79 лет, вот вам и начинающий художник!


Чего нет в её работах? Конечно, академизма, умения лепить форму, передавать достоверно видимую картинку, внешней красивости и т.д.

Что же в них есть? Мир конкретного человека, дорогие ему образы, в её картинах ощущается лёгкость бытия и творческая свобода.

За плечами этого человека целая жизнь, которая вряд ли была легкой, но автор сохранил юношескую непринуждённость и любовь к жизни.

Сейчас нас пичкают сладкими картинками сладкие художники, а где такие бабы Любы с их лёгкостью бытия, где истинные художники со своими мирами и собственным взглядом на искусство?

В живописи эпоху соцреализма и государственной пропаганды сменила эпоха украшательства. Знаю, она тоже пройдёт, рано или поздно основной ценностью художника будет его уникальность.

Конечно, здесь многое зависит от зрителя, но я в него верю! Я верю, что зритель — слышащий, видящий и думающий. Я хочу верить в то, что зритель — личность и сам принимает решения, что ему близко, чему он будет сопереживать.

Какая разница, в каком жанре работает художник? Важно, какие цели он перед собой ставит — выражать себя честно или угождать?

Мой знакомый дядя Ваня никому не угождает. Я люблю у него бывать и черпать вдохновение из его чистого колодца. Мы с ним никогда не говорим об искусстве, потому как ему нечего сказать, он не привык говорить, он просто живёт своим творчеством.

Так и вышеупомянутая баба Люба, свободная от академических знаний, отражала на своих полотнах жизнь, которой жила сама. Лично я ценю её подвиг — на исходе лет она оставила миру послание в собственном творчестве.

Замечательный пример начинающим художникам. Начните творить лучше поздно, чем никогда. Не существует непреодолимых трудностей и неразрешимых задач!

Если Вас ещё не покинуло чувство прекрасного, а мир по-прежнему ярок и свеж, расскажите об этом в своих картинах. Расскажите так, как Вы это умеете.

Отговорки, будто бы Вы ещё не обладаете должным мастерством — удел тех, кто им никогда обладать не будет. Как известно, не ошибается тот, кто ничего не делает.

Обращаясь к своим первым попыткам участвовать в выставках профессиональных художников, я с ужасом вспоминаю свои ранние работы. Но меня всегда греет мысль, что это были мои картины, я ни у кого их не копировал и не создавал по мотивам.

Остаться самим собой — непосильная задача, но я желаю Вам её осилить!

Я желаю Вам услышать — “Это гениально!” не потому, что Вы превзошли фотоснимок в своём мастерстве, а потому, что с Ваших полотен нисходит лёгкость бытия . И если Вы только зритель, я желаю Вам в совершенстве овладеть языком визуальных образов и больше никогда не обращаться к услугам косноязычных переводчиков.

Завершая нашу беседу о наивном искусстве, я хотел бы подчеркнуть, что искусство не нуждается в определениях и порой наивное во сто крат сильнее академического. Вы сможете увидеть это сами, если перестанете относиться к нему предвзято.

Мне интересно, есть ли у Вас знакомые , и знаете ли Вы творчество известных художников, работающих в жанре наивного искусства.

Расскажите об этом в комментариях.

C термином «примитивизм» в живописи не все так просто. Во-первых, искусствоведы не всегда сходятся во мнениях, говоря о расшифровке его значения. Помимо этого, все отягощается наличием синонимов, которыми его могут обозначать. Или не синонимов вовсе - смотря какой из точек зрения придерживаться.

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Лев и солнце

Разберемся по понятиям

В конце 19 - начале 20 веков некоторые прогрессивные европейские художники начинают сходить с ума по выразительности и лаконичности артефактов первобытных культур. Незамысловатая и грубая наивность африканских ритуальных масок и фигурок из дерева кажется им простым и очевидным ответом на поиски способов преодоления заскорузлости и застоя в академической живописи. К тому моменту импрессионизм уже утратил былую свежесть и скандальность, поэтому не мог претендовать на роль сотрясателя устоев.

К произведениям первобытных культур - предкам современных примитивистских шедевров - относятся как доисторическая наскальная живопись или каменные истуканы, так и культурные традиции современных племенных народов, заселяющих Африку, Океанию и им подобных. Африканские маски, похожие на эти, стали решающим фактором в возникновении многих авангардных течений в начале 19-го века.

Источник фото: newpackfon.ru

В одной из систем координат считается, что именно творчество профессиональных художников, обладающих академическим художественным образованием и всеми необходимыми навыками, но сознательно идущих на упрощение стилистических и технических приемов для подражания первобытному искусству, относится к примитивизму. Наследие же художников-самоучек, пишущих картины неумело, по-детски, в этом случае относят к наив-арту.

В другой искусствоведческой вселенной примитивизм и наивное искусство - полные синонимы и взаимозаменяемые понятия. С этой точки зрения термин «наивное искусство» - в своем роде эвфемизм, понадобившийся для большей благозвучности, в отличие от понятия «примитивизм», который во многих языках имеет несколько уничижительную коннотацию.

Мы примем за аксиому вторую версию и будем иметь в виду, что примитивизм, равно как и наивное искусство - стили, к которым относятся работы непрофессиональных художников, величина таланта которых перекрывает отсутствие некоторых скиллов вроде умения правильно выстроить перспективу или передать светотень.

Для наследия искушенных мастеров, со знанием дела подходящих к стилизации того или иного вида примитивного искусства (древней иконописи, этнических мотивов или лубка, например), мы применим термин «неопримитивизм». Именно так поступали в начале прошлого века члены русских художественных объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

Казимир Северинович Малевич. Дети
1908, 30.2×23.8 см

Наталья Сергеевна Гончарова. Беление льна. Из «Крестьянской серии»

Такие авангардисты как Казимир Малевич, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова черпали вдохновение в народном творчестве, которое также относят к примитивному искусству. А термин неопримитивизм вообще впервые был употреблен в памфлете Александра Шевченко, выпущенном художником в 1913 году: «Нео-примитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения».

Если в Западной Европе художники лишь частично использовали приемы наив-арта в своих работах, разрабатывая на их основе такие направления как фовизм, кубизм или экспрессионизм, то в России неопримитивизм стал значительным течением, из которого в конечном счете вырос и оформился супрематизм. Поэтому иногда западные искусствоведы применяют термин неопримитивизм именно в отношении российских приверженцев идеалов наивного искусства, усердно пропагандировавших и применявших их на практике.

Михаил Федорович Ларионов. Венера и Михаил
1912, 85.5×68 см

По замечанию Александр Бенуа, «Особенность неопримитивизма заключалась в том, что его представители стремились не к стилизации, не к подражанию народному мастеру, а к выражению существенных сторон народной эстетики. Здесь наиболее показательным примером оказывается творчество Ларионова, который - в соответствии с народной эстетикой - уравнивает важное и неважное, высокое и низменное, доходя в этом до крайности - культивируя принципы заборного рисунка и „казарменной живописи“» .

Назад к истокам

Путь через тернии к звездам примитивистам расчистили такие признанные творцы как Гоген, Пикассо и Матисс. После того, как в стремлении получить исцеление от тяжелого недуга, к которому Гоген причислял блага цивилизации, художник отправился на Таити и там всячески сливался с природой, попутно обогащая свой стиль яркими красками экзотического острова и наивными образами местной культуры, вслед за ним потянулись и другие.

Поль Гоген. Таитянские пасторали
1898, 87.5×113.7 см

Немецкие экспрессионисты Эмиль Нольде и Макс Пехштейн тоже пытали счастья на просторах Океании, а вот их соратники Эрнст Людвиг Кирхнер и Эрих Хеккель реконструировали первобытные декорации прямо у себя в мастерских. Французским художникам за вдохновением не приходилось ездить далеко, необязательно было даже покидать пределы Парижа. Из колоний Франции на Западе Африки торговцы привозили в столицу всевозможные этнические поделки, которые потом расселялись и по музеям, и мелким лавочкам.

Уилл Гомперц в книге «Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси» рассказывает, как художник Морис де Вламинк нечаянно становится катализатором вспышки интереса к примитивному искусству и как следствие - возникновения такого направления как фовизм. В 1905 году он увидел в одном из парижских кафе три резные африканские маски. Под влиянием экспрессии «инстинктивного искусства», как он его называл, Вламинк выкупил маски у владельца заведения и поспешил показать добычу своим друзьям-художникам.

Анри Матисс. Женщина в шляпе
1905, 24×31 см

Морис де Вламинк. Ресторан

Андре Дерен. Порт Кольюр
1905, 72×91 см

Анри Матисс и Андре Дерен разделяли увлечение Вламинка экпрессивной палитрой Ван Гога и экзотическими исканиями Гогена. Его расчет оправдался: приятели расценили приобретенные артефакты как проявление свободы мышления, не засоренного материалистскими идеалами цивилизации, но сохранившего детскую непосредственность и наивность. Итогом встречи трех художников стал вывод, что цвет и эмоции на холсте имеют доминирующее значение, в отличие от реалистичности и достоверности изображения.

В результате на свет появились картины, где они попытались максимально воплотить в жизнь свои новые художественные принципы. Расцвеченные безумными для того времени сочетаниями чистых, несмешанных цветов, нанесенных резкими раздельными мазками, полотна были настолько вызывающими, что организаторы Салона 1905 года поначалу отказывались принимать работы для показа. Лишь благодаря личному авторитету Матисса все-таки удалось продавить участие экспериментов троицы в Салоне.

Потом будут бурные и полные возмущения отзывы искусствоведов, один из которых, как это часто бывает (см. импрессионизм) подарит название новому авангардному течению - фовизму: маститый критик Луи Восель скажет, что брызжущие цветом картины нарисовали дикие звери - «les fauves» по-французски. Но это уже немного другая история.

Как Пикассо отрыл Руссо

Живопись молодого многообещающего испанца также проделала выдающийся кульбит под непосредственным влиянием примитивного искусства и его исповедников. Когда Пикассо увидел последний писк авторства Матисса - кричащие, ни на что не похожие холсты, свободные от каких бы то ни было академических предрассудков, он потерял покой и сон. Недолго думая, Пикассо отправляется в этнографический музей, где хранилось обширное собрание африканских масок. Там он в некотором роде прошел через обряд инициации. Кто знает, может быть, в этих ритуальных предметах действительно заключалась магическая сила?

«Я был совсем один , - вспоминал художник. - Хотелось бежать оттуда. Но я остался. Просто не мог уйти. Я понял нечто очень важное; что-то происходило со мной. Я смотрел на эти фетиши, и мне вдруг стало ясно, что я тоже против всех. Я тоже ощущаю, что вокруг неведомое и враждебное. Когда я стоял один в том ужасном музее в окружении масок, индейских кукол, пыльных манекенов, мне, должно быть, и явились «Авиньонские девицы»; не то чтобы их подсказали увиденные формы: та картина стала моим первым опытом экзорцизма - да, именно так! "

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907

Таким образом, несколько племенных артефактов заставили Пикассо написать картину, ставшую прародительницей кубизма, и, как его следствие, футуризма и еще доброй дюжины разных -измов. Но на этом их магическое вмешательство в тогдашнюю художественную жизнь французской столицы не ограничилась. Поддавшись очарованию первобытного искусства, Пикассо не смог пропустить феномен восходящей звезды наив-арта, и весомо приложил руку к тому, чтобы Париж всерьез отнесся к непрофессиональным творениям скромного работника таможни Анри Руссо.

Не имея художественного образования, Таможенник (как его прозвала парижская богема), тем не менее, имел серьезные амбиции в отношении живописи. Детская непосредственность сыграла на руку Руссо - иначе он вряд ли бы осмелился представить свои неловкие эксперименты на суд взыскательной публики Салона независимых 1986 года, где могли принимать участие все желающие художники.

Чуда не произошло, критики всячески изощрялись в насмешках над начинающим творцом сорока лет от роду, не имеющим понятия о линейной перспективе или принципах композиционного построения. Из стройного хора издевательств выбивался голос мэтра Камиля Писсаро, который отметил богатство тонов картины Руссо.

Анри Руссо. Карнавальный вечер
1886

Провал на Салоне независимых не смог сломить целеустремленного Таможенника. Напротив, он оставляет свою работу, чтобы все время посвятить карьере художника. Безгранично верил в него и главный его поклонник - Пикассо. Однажды он встретил в захолустной лавке картину Руссо, которая продавалась там по стоимости использованного холста - даже старьевщик не смел просить за нее большую цену. Испанец тут же купил ее и впоследствии хранил до конца своих дней, отвечая, что она его «захватила как наваждение … это один из наиболее правдивых психологических портретов во французской живописи» .


Анри Руссо. Портрет Ядвиги

Более того, он закатил званый ужин в честь странноватого портрета, куда позвал весь парижский бомонд и самого виновника торжества - первую суперзвезду наивного искусства. Картину Таможенника Пикассо повесил на самом видном месте в собственной мастерской, а ее автора усадил на кресло, больше смахивающее на трон. Это был настоящий триумф художника-любителя, хотя часть публики наверняка воспринимала происходящее как особо изощренную насмешку или розыгрыш.

Но только не Пикассо. Ему приписывают высказывание, что четыре года он учился писать, как Рафаэль, но целая жизнь ушла у него на то, чтобы научиться рисовать, как ребенок. Поэтому он восхищался даром Руссо, который позволил тому благополучно пропустить эти стадии и сразу приступить к созданию примитивистских шедевров.

Анри Руссо. Тигр в тропическую бурю

Из чего же сделаны картины примитивистов?

Какие признаки определяют, что перед вами - произведение наивного искусства, а не, скажем, работа экспрессиониста, абстракциониста или представителя какого-нибудь другого авангардного течения? К слову, прославившийся на поприще абстрактного экспрессионизма Марк Ротко искал вдохновение и секрет живописного мастерства в детском рисунке и даже посвятил этому целую книгу - еще до того, как начал самоотверженно возделывать живопись цветового поля.

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Медведица со своими медвежатами
1917, 140×100 см

Образцам примитивизма действительно свойственны характерные ошибки, которые допускают при рисовании дети. Но не обязательно наличие на одной картине всех нижеперечисленных. Кое-что художникам-самоучкам все же было под силу.

1. Отсутствие линейной перспективы: предметы на переднем плане равновелики объектам на заднем плане, из-за чего становится непонятным их соотношение в пространстве, а изображение теряет объем.

2. Детали фона прорабатываются с такой же тщательностью, как и предметы вблизи. Последствия такие же, как в предыдущем пункте.

Бабушка (Анна Мэри) Мозес. Застолье

3. Цвета не теряют яркости и насыщенности пропорционально удалению объектов от переднего края полотна. Изображение становится плоским и напоминает открытку.

4. Отсутствуют признаки каких бы то ни было источников освещения: даже при наличии на картине солнца все поверхности равномерно освещены, люди и предметы не отбрасывают теней, да и световых бликов тоже не сыщешь.

Камиль Бомбуа. Удивлённые купальщицы
1930, 65×81.5 см

5. Нарушение анатомии: пропорции человеческого тела, ошибки в изображении животных. А как же Пикассо, Сальвадор Дали, Фрэнсис Бэкон, и многие другие, по работам которых не скажешь, что они сколько-нибудь знакомы со строением человеческого тела? Они тоже примитивисты? - Нет. Глядя на картину представителя наив-арта, вы увидите, что человек старался, как мог, и именно благодаря этим усилиям их наивные попытки дотянуться до «больших» художников выглядят такими трогательными и обладают неотразимым обаянием. А вышеперечисленные деятели таких целей не преследовали, и в их списке точно не было пункта «всем понравиться».

6. Подобно детям, примитивисты не делают различий между реальностью и фантазией. На их картинах могут благополучно сосуществовать люди и единороги, причем в рамках не сюрреалистичной фантазии, а в качестве обыденности. Львы на таких полотнах не являются угрозой для человека, а олень может походить на сказочное существо.

Иван Генералич. Единорог

7. И, наконец, принципиальное различие, дающее ответ на закономерно возникающий вопрос, чем же все-таки отличаются беспредметные полотна модернистов в стиле «мой-5-летний-кто-угодно-может-лучше» от творений примитивистов. Непрофессиональные художники изображают предметы той степени реалистичности, которая им доступна в силу ограниченных знаний, навыков и умений. А представители авангардного искусства изо всех сил стараются забыть, чему их обучали в художественных школах или притворяются, что вовсе их не посещали. Но стройность и продуманность композиции, зашкаливающий символизм или предательски просвечивающий сквозь притворно-наивное и нарочито неумелое изображение культурный бэкграунд все равно выдаст профессионала. Да-да, можете разлогиниться, мы все равно вас узнали, товарищ Шагал и господин Клее.

Марк Захарович Шагал. Старик в очках
1950-е

Пауль Клее. Кукольный театр
1923

Примитивизм: шпаргалка. Художники, работавшие в стиле примитивизма

Анри Руссо, Нико Пиросманишвили, Иван Генералич, Бабушка Мозес, Мария Примаченко, Камиль Бомбуа, Никифор Крыницкий, Екатерина Билокур, Полина Райко, Серафина Луи, Олесь Семерня.

Знаковые картины примитивистов

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Актриса Маргарита
1909, 94×117 см

История картины Пиросмани стала легендой. Именно ее увековечил в стихах Андрей Вознесенский, которые положил на музыку Раймонд Паулс, создав песню «Миллион алых роз». Речь в ней идет о попытках бедного художника завоевать сердце неприступной французской актрисы Маргариты де Севр, выступавшей в Тифлисе в 1905 году, где и потерял от нее голову Пиросмани. По некоторым версиям, среди «моря цветов», которые прислал к гостинице своей зазнобы отчаянный Нико, были не только розы, и не только алые, но также маки, пионы, лилии, сирень, акация и другие цветочные дары земли грузинской. Все, что заслужил художник за свой поступок - лишь один поцелуй Маргариты. Но много лет спустя, растерявшая и толпы поклонников, и былую привлекательность актриса ежедневно приходила в Лувр, где в 1969 году экспонировалась картина Пиросмани, и часами вглядывалась в свой портрет. Так искусство пережило недолговечную любовь и скоропреходящую красоту.

Мария Авксентьевна Примаченко. Рыбный царь поймал удода и рад
XX век

Безграничная фантазия, смелые цветовые решения, обезоруживающий народный колорит - лишь немногие составляющие секрета непритязательного на первый взгляд искусства художницы из украинской глубинки. Лишь однажды увидев картины Марии Примаченко, вряд ли удастся перепутать их с произведениям другого автора, настолько они оригинальны и самобытны. Их по достоинству оценили и за пределами отечества: работы Марии имели громкий успех на выставках в Париже, Варшаве, Праге и других европейских городах.

Анри Руссо. Сон
1910, 298×204 см

«Сон» считается одной из лучших картин Руссо. Автор давал такой комментарий своей поздней (а, возможно, и последней) работе: «Ядвиге снится волшебный сон. Она спокойно уснула под звуки флейты неизвестного соблазнителя. Когда месяц отбрасывает свет на цветы и зеленые деревья, звери, и даже хищники, замирают, прислушиваясь к чудесным звукам музыки» . Полотно впечатляет технической сложностью, а богатство палитры, которую отмечал Писсарро еще на первой картине Руссо, здесь достигает апогея: шутка ли, больше двух десятков оттенков одного только зеленого! Гипнотизирующему воздействию «Сна» были не в силах противостоять даже самые язвительные критики, а соотечественник и современник Руссо, литератор Андре Бретон заявил, что картина «впитала в себя всю поэзию и все тайны нашего времени» .

Вы эксперт, если:

Не постесняетесь произнести слово «примитивизм», говоря о средневековых шедеврах Рогира ван дер Вейдена или Дуччо ди Буонинсеньи.

Можете с ходу определить, где - целомудренная красавица кисти настоящего примитивиста Пиросмани, а где - подделка «под наив» Михаила Ларионова.

Нико Пиросмани (Пиросманашвили). Ортачальская красавица. Правая часть диптиха

Михаил Федорович Ларионов. Еврейская Венера
1912, 147 см

Вы профан, если:

Принимаете за чистую монету нарочитое упрощение, необходимое для создания иллюстраций и карикатур, считая их образчиками незамутненного примитивизма.

Считаете, что к примитивизму относится любое произведение искусства, которое так и тянет назвать каляками-маляками. На самом деле примитивизм (осознанный, предумышленный в том числе) - не только неумелая форма, но и особый взгляд на суть вещей: чистый, непосредственный, детский или даже первобытный. За картинами Малевича, Кандинского, Мондриана стоят большие, взрослые теории.

Стиль примитивизм в живописи нашел широкое применение. Прежде всего представителями этого направления стали художники-самоучки, которые не имели достаточных профессиональных навыков, но стремились показать себя и свое видение мира. Как и любое другое нововведение, примитивизм вызвал большой Художники, добивавшиеся славы долгие годы после обучения, были недовольны новым направлением живописи, которое не отнимало у творцов половину жизни на шлифование художественных навыков. Однако большинству искусствоведов простые шедевры понравились, и примитивизм все-таки занял свое место в огромном многообразии стилей.

Особенности примитивизма

Примитивизм в живописи характеризуется упрощением образов: художники искажают окружающий мир, отчего картины больше похожи на обычные детские рисунки. Однако изменения сделаны намеренно: сквозь иллюзию простоты и беспечности просматривается глубокий смысл произведения. Как и во всех остальных художественных стилях, в примитивизме важны детали - они несут основную смысловую нагрузку.

Ар-брют

Ар-брют - важная отрасль примитивизма. Синонимом определения является термин "искусство аутсайдеров." Произведения данной отрасли представляют собой мир душевнобольных или фриков, которые когда-то отошли от общества и погрузились в особенную реальность. Важной чертой ар-брюта считается полное отсутствие четких границ между фантазиями художника и реальной жизнью. Обилие мелких деталей наталкивает на мысль о бездумности жизни и напрасной спешке современного мира - это один из самых распространенных авторских посылов ар-брюта.

Мнение о том, что за наивностью образов не скрывается никакая идея, ошибочно. Примитивизм в насыщают не антуражем, но внутренним состоянием души. Его можно заметить только после внимательного рассмотрения и разбора изображенных деталей - беглый просмотр здесь неуместен.

Как научиться правильно определять примитивизм в живописи

Примитивизм не существует без наивности и спонтанного вдохновения автора. Человек, который впервые встречается с подобными сюжетами, испытывает чувство, схожее с ностальгией. Детское видение мира заключается в ломаности пропорций, ярких и насыщенных цветах, глубоком моральном подтексте. Человек в примитивизме больше похож на куклу, чем на реального персонажа - это добавляет ему загадочности.

Умение обращать внимание на детали и правильно их интерпретировать - настоящий талант. При определении художественного стиля он не будет лишним. Научиться понимать художника можно самостоятельно. Для этого стоит запомнить несколько важных критериев, замечая которые отличить произведения примитивизма от сюрреализма будет легко.

Во-первых, чистые цвета. Изобилие тонов и полутонов, светотень, глубина пространства - это не примитивизм. В наив-арте используются чистые краски пастельных или, напротив, чересчур ярких оттенков. Во-вторых, ломаные пропорции. Если картина напоминает стилизованные иллюстрации к фантастической книге, значит, это примитивизм. В-третьих, смешение реальности с фантазийными представлениями - примитивизм в живописи соединяет спокойный пейзаж и слишком броские цвета, человека и невероятных существ.

Яркие представители стиля примитивизм

Не только абстракционистами и сюрреалистами полна современная живопись. Примитивизм открыл дорогу многим талантливым творцам, работы которых ранее не признавались. Среди них Бабушка Мозес, Анри Руссо, Нико Пиросмани, Мария Примаченко, Алена Азерная и многие другие. Картины самых известных художников-примитивистов хранятся в Музее наивного искусства в Ницце.

Мир детства

Примитивизм в живописи занимает особое место. В первую очередь это объясняется уникальной способностью художников погружать человека в мир беззаботности, наивности и душевной чистоты. Несмотря на отсутствие у многих примитивистов художественного образования, картины наполнены тем, чего так не хватает большинству других направлений: настроением. Любители искусства понимают и ценят это, именно поэтому работы в жанре примитивизма пользуются такой популярностью.