Выразительные средства фонетики. Раздаточные материалы по русскому языку. Раздел "Фонетика"

Урок чтения во 2 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой

Учебник « Маленькая дверь в большой мир»

Тема: Скороговорки.

Цели:

1.Познакомить с новым видом устного народного творчества – скороговоркой.

2. Совершенствовать устную речь учащихся. Обучать выразительному чтению текста, правильной, красивой, устной речи. Развивать память, внимание, речь.

3. Воспитывать интерес к чтению, расширять кругозор уч-ся

Материалы: фрагмент фильма «Карнавал»; портреты дикторов: Левитана, Шатиловой, Кириллова, Андреевой; запись голоса Левитана; картинки к скороговоркам, выдержки из словарей.

Оборудование: DVD проигрыватель, магнитофон.

Ход урока:

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой класса.

Мы сегодня с вами узнаем новое. Я вас прошу не стесняться, работать активно. Все у вас получится, давайте только быть внимательным.

2.Сообщение целей и задач урока

Прочтите, что написано на доске «ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ ». Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать

И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Для начала прослушаем несколько скороговорок.

В четверг

Четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Чёрненьких,

Чумазеньких

Чертёнка

Чернилами

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке – рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!

Жили-были три японца:

Як, Як-цедрак,

Як-цедрак-цедрак-цедрони.

Жили-были три японки:

Цыпа, Цыпа-дрипа,

Цыпа-дрипа-дримпомпони.

Все они переженились:

Як на Цыпе,

Як-цедрак на Цыпе-дрипе,

Як-цедрак-цедрак-цедрони

На Цыпе-дрипе-дримпомпони.

И у них родились дети:

У Яка с Цыпой – Шах,

У Як-цедрака с Цыпой-дрипой – Шах-шарах,

У Як-цедрак-цедрак-цедрони

С Цыпой-дрипой-дримпомпони –

Шах-шарах-шарах-шарони.

3. Работа по теме урока.

Что же такое скороговорка? (Высказывания детей.)

Давайте обратимся к словарям. Слушаем внимательно определения, чтобы после ответить на мой вопрос.

Определение из Толкового словаря В. И. Даля:

" Скорогов о рка – частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.

Словарь русского языка под ред. А. П. Евгеньевой, М.: Русский язык 1981-1988).

"Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

"Малый толковый словарь" (В.Лопатин, Л.Лопатина, 1990).: "Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь"

Да. Скороговорка - жанр устного народного творчества.
Скороговорка придумывалась специально для обучения, поэтому она является не самостоятельным жанром искусства, а прикладным.
Скороговорки учат говорить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки". Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить звуки, слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. В ХХ веке появились и авторские скороговорки (при этом в творчестве признанных мастеров детской литературы первой половины века отмечена всего одна скороговорка – Д.Хармс "Иван Топорышкин"

ИВАН ТОПОРЫЖКИН

Даниил Хармс


С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорыжкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорыжкин пошел на охоту.
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для постановки звуков в речи детей.

Но надо сказать, что сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений.

Кто такой диктор?(высказывания детей)

Из словаря Ожегова: Диктор - работник радио или телевидения, читающий текст перед микрофоном.(вывесить слово на доску).

Вывесить портреты дикторов. Кто это ребята?

Это дикторы: Юрий Борисович Левитан (2 октября 1914, Владимир - 4 августа 1983, Москва) – легендарный радиодиктор, великий голос эпохи; Игорь Кириллов, Анна Шатилова - легендарные телеведущие советской эпохи, Екатерина Андреева - одна из современных наиболее профессиональных ведущих информационной программы "Время" первого канала.

Перед рассказом снять остальные портреты .

Юрий Левитан – легендарный диктор

Родился в семье портного. В детстве его дразнили трубой, т.к. его голос был слышен за несколько домов.

Юрий Левитан мечтал стать артистом. Не поступив в кинотехникум, Юрий решил поступить на курс радиодикторов. Приемную комиссию смутило его владимирское оканье, внешний вид (спортивные штаны и полосатая футболка). Но всё решил голос - чёткий, поставленный, завораживающий . Юрий Левитан был зачислен в группу стажёров Радиокомитета. Первое время Левитан занимался тем, что разносил по кабинетам различные бумаги, готовил коллегам чай и бутерброды, а по ночам усиленно избавлялся от владимирского говора, в том числе и посредством скороговорок. Наконец, Юрию поручили прочесть по радио статью из газеты "Правда» Надо же было случиться, что в тот день, а точнее, в ночь, когда стажёр Левитан впервые получил доступ к микрофону, у приёмника оказался руководитель нашей страны Сталин . Голос Сталину так понравился, что он пригласил Левитана читать его доклад на съезде. Левитан белый от волнения 5 часов читал священный текст и не сделал ни одной ошибки. На следующий день Сталин назначил девятнадцатилетнего юношу главным диктором Советского Союза. Несмотря на безоговорочное признание коллег и начальства, Левитан продолжал серьёзно работать над своей дикцией. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Левитан читал важнейшие официальные сообщения, одно из которых мы сейчас прослушали.

Вот так скороговорка помогает работать над дикцией.

Из словаря Ожегова: Дикция - произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи, пении. (повесить слово на доску)

Посмотрим фрагмент из фильма « Карнавал». Героиня фильма – провинциальная девчонка, мечтающая «выучиться на артистку». Но её тоже из-за говора не принимают в училище. Она остается в Москве с надеждой поступить на следующий год, работает дворником и одновременно работает над произношением (говорит скороговорки). Запомните, какие скороговорки произносила героиня.

Какие скороговорки произносила героиня?

Физкультминутка

Анализ скороговорок, собранных В.Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, "построенные" на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Не многие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии. Приведём примеры:

Короткая: (Таня)

В один, Клим, клин колоти.

Длинная: (Вадик Горьев)

Пётр Петрович,

По прозванью Перов,

Поймал птицу пигалицу;

Понёс по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он и продал так.

Рифмованная: (Настя Иванова)

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

Нерифмованная: (Алина)

Сыворотка из-под простокваши.

Сюжетная: (Женя Борец)

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Бессюжетная: (Арина)

Из-под кислого молока,

Из-под простокваши.

С повторами: (Влад)

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

Без повторов: (Женя Козлова)

По ремешку,

По брёвешку

Боком проведу кобылку.

На одном звуке: (Женя Ватутин)

Брат Аркадий зарезал буру корову

На горах Араратских.

(здесь в каждом слове звук "Р")

На сочетании звуков: (Яромир)

Бык тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа

(дифференциация звуков "Б" и "П")

А сейчас прочитаем скороговорки, которые есть у нас в учебнике. Читаем медленно и по слогам, проговаривая все звуки с. 81-82.

Мы читали скороговорки медленно. Потому, что не так-то легко без предварительной работы правильно произнести скороговорку.

Кто хочет диктором прослыть И гром аваций получить? Скажем мы скороговорку Чётко, ясно, быстро, громко.

Перед тем, как приступить к работе над скороговоркой поработаем над дыханием.

Дыхание.

Важно правильно дышать, чтобы грамотно делать акценты в речи, чтобы хватало воздуха на самые длинные предложения. Чтобы меньше уставать напрягаем не голосовые связки, а диафрагму. Диафрагма – грудобрюшная перегородка.
1. Стоим ровно (чтобы ни легкие, ни диафрагма не «сдавливались») – никаких стоек со скрещенными ногами, или на одной согнутой. – ровно на двух ногах. Дышим, чувствуем диафрагму.
2. Задуйте свечу . Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами торт. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов, пока легкие полностью не «сдуются».

В скороговорке необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе и тогда получается настоящая скороговорка.

Поработаем над скороговоркой, которую рассказывал Яромира.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа (без артикулярной разминки трудно!)
О чем (о ком) повествует эта скороговорка? Сколько здесь предложений? Значение какого слова вам непонятно? Какие согласные звуки здесь встречается чаще других? (б-8,т-3, п-3, к-3, г-3)

Сначала отработаем дикцию – проработка звуки и их сочетания. Определяем какой звук повторяется в скороговорке. 1. Взяли в руки «молоточки» и отрывисто отрабатываем «удары»: «б, б, б, б, б, б…»
Потом то же самое с «т», «п» , «к» и «г»
2. Начинать читать медленно, затем ускоряясь. Здесь важна не столько скорость, сколько четкое произношение глухих согласных, поэтому делаем на них акцент 1часть БыК ТупогуБ, тупогубенький бычоК... 2часть У быка бела губа была тупа.

Давайте послушаем, какие советы по скорочтению нам дает домовой Афанасий.(читает ученик)

Советы по скорочтению от домового Афанасия. 1.Читай скороговорку так: первый раз медленно (но не по слогам), чётко проговаривая звуки; второй раз – с обычной скоростью; третий раз – как можно быстрее. 2. Учись управлять своим дыханием. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.

Основываясь на проделанной нами работе и советы Афанасия, давайте составим план работы над скороговоркой . (На доске вперемешку пункты плана)

1. Прочитай медленно, проговаривая звуки. 2. Какие звуки, слоги повторяются? 3. Поработай над дикцией. 4. Прочитай плавно. 5. Читай быстрее.

Теперь поработайте со скороговоркой самостоятельно. 1 ряд «Перепел перепёлку и перепелят спрятал в перелеске от ребят» 2 ряд « Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку». 3 ряд «Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня»

Физкультминутка (на внимание)

Работа по тетради . Стр.12 давайте отметим как надо произносить скороговорку. (дети самостоятельно отмечают с последующей проверкой)

Соотнеси картинку и скороговорку .

Скороговорки можно ирисовать. Отгадайте, какие это скороговорки? Показывать детям картинки, а оно должны определит к какой скороговорке нарисована картинка.

Валин валенок провалился в прогалинок.


Наш Полкан попал в капкан.


Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.


Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.


В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.


Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Съел молодец

Тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.

4. Подведём итог урока:

1. С чем мы сегодня познакомились на уроке?

2. Зачем люди придумали скороговорку?

5. Оценить детей.

6. Домашнее задание : с 81-82 (выучить две-три любых скороговорки и к одной из них нарисовать рисунок.)

Дима дарит Дине дыни,
Дыни Дима дарит Дине.

У бабы бобы, у деда дубы.

До города дорога в гору,
От города - с горы.

У Бобы винт, У Вити бинт.

Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня.

От топота копыт пыль по полю летит.

У пеньков опять пять опят стоят.

Стоит поп на копне, колпак на попе,
Копна под попом, поп под колпаком.

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Булку, баранку, батон и буханку
Пекарь испек спозаранку.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Скороговорки на проработку звуков С, СЬ, З, ЗЬ.

У маленького Сани сани едут сами.
Сани едут сами у маленького Сани.

Оса боса и без пояса.

Вез на горку Саня за собою сани,
Ехал с горки Саня, а на Сане - сани.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сом с усами в сетях у Сони и Сани.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Топают гуськом гусак за гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.

Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.

Евсей, Евсей, муку просей.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит,
Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

По дороге топал тополь.
Тополь топал в Севастополь,
Ну а рядом топал Сева.
Тополь справа, Сева слева.
Где же Сева с тополем?
Уж под Севастополем.

Скороговорки на проработку звуков Ц, С.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,
Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,
Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца
Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Скороговорки на проработку звука Ш.

Наш шахматист вашего шахматиста
Перешахматит, Перевышахматит.

Кукушка купила ушат,
Решила купать кукушат.

У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки,
Кармашки - у рубашки, рубашка - у Ивашки.

У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка,
У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.

Тимошка Прошке крошит в окрошку крошки.

На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.

Маша под душем моет шею и уши.

Шапка да шубка - вот наш Мишутка.

Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Скороговорки на проработку звука Ж.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

Жужжит жужелица, жужжит и кружится.

Лежит ежик у елки, у ежа иголки.

Жужелица жужжа ужалила ужа.
Ужалила ужа жужелица жужжа.

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал
И на ужин к ней попал.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Скороговорки на проработку звуков С, Ш, З, Ж.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Шли шестнадцать мышей
И нашли шесть грошей.

Саша шапкой шишки сшиб,
Получил на лбу ушиб.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши поплоше несли по два гроша.

Саше дали кашу, а Клаше - простоквашу.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
Как в капюшоне он смешон.

Шашки - на столе,
Шишки на сосне.

Слушали старушки,
Как куковали кукушки на опушке.

У крошки матрешки пропали сережки.
Сережки Сережка нашел на дорожке.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на проработку звуков Ч, Ч+ТЬ.

Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.
День и ночь кричат грачи на верхушке каланчи.

В горячей печи пекарь пек калачи.

Течет речка, печет печка.
Печет печка, течет речка.

Караси в речке, овечки у печки,
Овечки у печки, караси в речке.

У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонка
Черепашьи башмачки.

Очень часто бьются у Танечки блюдца.

В печурке - три чурки, три гуся, три утки.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

Скороговорки на проработку звуков Щ, С.

Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

У осы не усищи, а усики.

У гуся усов ищи не ищи - не сыщешь.

Мама, нас ты не ищи,
Щиплем щавель мы на щи.

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

Чащи чаще в нашей пуще.
В нашей пуще чащи гуще.

Щебетал щегол и щелкал,
Раздувал, как шарик, щеки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.

Скороговорки на проработку звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ.

Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.

Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.

У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.

В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.

Наш полкан попал в капкан.

Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.

Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.

Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

Коля колья колет.
Поля поле полет.

Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.

Прохор и Пахом едут верхом.
Едут верхом Прохор и Пахом.

Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

На дворе - трава, на траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора.

Осип орет, Архип не отстает -
Кто кого переорет?
Осип осип, Архип охрип.

У Аграфены и Арины растут георгины.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Ел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Улучшение произношения слов у взрослых может потребоваться для получения престижной работы, которая подразумевает постоянное общение с людьми или обращения к ним. Использование скороговорок для развития дикции взрослых до сих пор остается самым эффективным способом повышения членораздельности речи и произношения отдельных звуков.

Скороговорка представляет собой короткий набор слов, собранных в предложение, намеренно содержащих затруднительные для быстрого произношения сочетания звуков. В большинстве случаев, скороговорка помогает улучшить произношение конкретного звука. Реже, она направлена на совершенствование нескольких звуков. Скороговорки бывают рифмованными или составляются без рифмы. Для более эффективного тренинга рекомендуется обращаться к профессиональному логопеду, который подберет удачное сочетание скороговорок.

Интересные факты про скороговорки

Текстовые упражнения для улучшения речи происходят из давнего фольклора. Тогда они использовались для проведения соревнований между ораторами или обычных праздничных игр. С тех пор поменялись некоторые нормы речи, поэтому каждый год создаются новые скороговорки.

В. Даль был первым человеком, который обратил внимание на такой жанр фольклора, как скороговорка. Он внес их в литературные источники, попытался систематизировать. Даль был тем, кто объяснил значение таких, на первый взгляд бессмысленных пословиц. Причем в те времена скороговорки были рассчитаны на взрослое население, так как для детей их смысл был полностью непонятен.

Правила развития дикции с помощью скороговорок

При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:

  • На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
  • Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
  • Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
  • Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
  • На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
  • В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
  • Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.

Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.

Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.

Скороговорки для развития проблемных звуков: р, л, н, м

Трудности с четким и быстрым произношением данных звуков встречаются чаще всего. Скороговорки для развития дикции у взрослых помогают исправить проблему, если правильно подобрать тренировочный текст. Наиболее эффективные для указанных звуков варианты:

  • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  • Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  • Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  • Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
  • Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Одновременная тренировка произношения звуков [л] и [р] помогает лучше разграничивать их. У многих людей отмечается проблема нечеткой дифференциации данных звуков, из-за чего речь становится совершенно невнятной. Трудности в произношении будут испытывать люди с французским акцентом, и зачастую исправить его не получается.

Улучшение произношения звуков: б, п, в, д, т, х, г, к

Дефекты речи, связанные с произношением данных звуков, встречаются очень редко. Однако именно они влияют на общую четкость дикции, так как требуют определенных усилий, особенно при повторах.

Для тренировки дикции у взрослых используются следующие скороговорки:

  • Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Наш голова вашего голову головой переголовил перевыголовил.

Люди, у которых не наблюдается специфических проблем с речью, как правило, нечетко произносят данный набор звуков. Тренировки для дикции в таком случае требуют специфического подхода. Например, сразу несколько скороговорок объединяются в одну, что усложняет упражнение. Главной целью человека является членораздельное произношение каждого согласного звука в предложении. Для коррекции собственных ошибок можно записывать чтение скороговорок на диктофон.

Тренировка звуков: з, ш, щ, ч, ж, с

Шипящие звуки трудно произносить четко и членораздельно. Скороговорки с ними считаются одними из самых тяжелых. Однако систематические тренировки позволят добиться идеального произношения.

Наиболее удачные скороговорки:

  • Свиристель свиристит свирелью.
  • Саша шапкой шишку сшиб.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.
  • Тщетно тщится щука ущемить леща.
  • Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.
  • Идет с козой косой козел.
  • Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Неправильное или нечеткое произношение свистящих звуков усугубляется тем, что их воспроизведение нарушается комплексно. Дикция становится невнятной, а в большинстве случаев совсем непонятной. Для исправления такого дефекта придется тренироваться годами, причем с квалифицированным логопедом. Самостоятельные упражнения скороговорками могут стать дополнительной нагрузкой, но не основой терапии.

Разновидности скороговорок

Выбирая тренировку для улучшения дикции с помощью скороговорок, следует учитывать большое количество разновидностей. Существуют простые и усложненные тексты, причем последние направлены на совершенствование произношения в целом, так как затрагивают сразу много звуков. Также существуют специфические скороговорки для дикции. Выделяются народные чистоговорки, с помощью которых ранее проводились увлекательные игры. Любой из вариантов поможет человеку усовершенствовать дикцию.

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

В художественных произведениях, и главным образом в поэзии, используются различные приемы усиления фонетической выразительности речи .

Особым образом организованная поэтическая речь получает яркую эмоционально-экспрессивную окраску. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе».

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени ,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени ,
И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались ,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали рисовались ,
Вкруг меня раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Звуковое сближение слов усиливает их образную значимость, что возможно только в художественном тексте, где каждое слово выполняет важную эстетическую роль.

Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания.

Например:
П ир ует П етр . И гор д, и я сен,
И сла вы по ло н взор его .
И цар ски й п ир его пр екра сен.

Здесь повторяются гласные [о], [а] и согласные [п], [р], [т] . Это делает стих музыкальным и ярким; в богатстве звуковых повторов словно отражается широта размаха воспеваемого победного торжества. Звучание речи подчеркивает основные, доминирующие в тексте слова пирует Петр .

Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Такова звуковая инструментовка пушкинских строк: Взгл яни: по д отдале нным сво до м гул яет вол ьная л уна; Взлеле ян ы в во сто чно й не ге , на се ве рно м, пе чально м сне ге вы не о ставил и сле до в (о ножках); Ей рано нра вились ро ман ы; Чья бла гор одная р ука потр епл ет ла вр ы стар ика!; И дам обдума нный на ряд ; Кро вать, покры тая ко вро м; Насле днико в сер дитый хор заво дит непр исто йный спор и т. д.

Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных». Теоретики стиха описывают разнообразные типы звуковой инструментовки. Назовем лишь самые главные из них.

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс .

Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.

Аллитерация - древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира. Чувство меры и художественный такт поэта определяют выбор, характер и уместность аллитерации в стихе; правил пользования ею нет и быть не может.

В русском народном стихе аллитерация занимает заметное место. Звучные аллитерации рассыпаны в тексте «Слова о полку Игореве »:

..Тр убы тр убят в Новегр аде, ст оять ст язи в Пут ивле...

Звукосочетания [тр] и [гр] создают ощущение собирающегося войска, в этих звукосочетаниях слышатся звуки военных маршей, грохот военного оружия, тогда как звукосочетание [ст] дает ощущение стабильности, но вместе с тем и скрытой угрозы. Все вместе – передает напряжение перед битвой, с одной стороны, уже волнительного, с другой стороны – пока еще спокойного настроения.

Великолепными мастерами аллитерации были А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин и К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Н. А. Некрасов.

Например:
Нев а в здув алась и рев ела
Ко тло м клоко ча и кл убясь.

(А.С. Пушкин)


Во лга , Во лга , в есно й многово дной
Ты не та к за ливае шь поля ...

(Н. Некрасов)

В строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук [ л ] :
Л ебедь упл ыл в пол умгл у,
Вдал ь, под л уною бел ея.
Л астятся вол ны к весл у,
Л астятся к вл аге л ил ея...

В пушкинских строчках заметны аллитерации на [н ], [ д ], [ с ], [ в ] :
Н ас танет н очь; лун а обход ит
Д озором д альний св од небес ,
И с олов ей в о мгле д рев ес
Н апев ы зв учн ые зав од ит.

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д.

Например:
Марш !
Чт об вр ем я
сзади
ядр ами р валось.
К ст ар ым дням
Чт об ветр ом
от носило
Т олько
пут аницу волос
(Маяковский).

Аллитерации на [ р ] в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна.

Так, только воображение поможет нам почувствовать в аллитерациях на ж - з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли »:
А вож ак в рубаш ке из металла
Погруж ался медленно на дно,
И з аря над ним образ овала
З олотого з арева пятно.

Звуковой символизм до сих пор оценивается исследователями неоднозначно. Однако современная наука не отрицает того, что звуки речи, произносимые даже отдельно, вне слов, способны вызывать у нас незвуковые представления. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер.

Как утверждают специалисты, фонетическая значимость создает вокруг слов некий «расплывчатый ореол» ассоциаций. Этот неопределенный аспект знания вами почти не осознается и лишь в некоторых словах проясняется, например: репей, хрыч, мямля, балалайка - арфа, лилия . Звучание таких слов заметно влияет на их восприятие.

В художественной речи, и прежде всего в поэтической, сложилась традиция деления звуков на красивые и некрасивые, грубые и нежные, громкие и тихие. Употребление слов, в которых преобладают те или иные звуки, может стать в поэтической речи средством достижения определенного стилистического эффекта.

Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придает звуковой инструментовке яркую изобразительность, однако восприятие ее не исключает субъективности. Вот пример из стихотворения Асеева «Заплыв »:
Легши на бок ,
напрягши плечо,
Я вперед уплываю
еще,-
постепенно
волной овладев,
по веселой
и светлой воде.
И за мной ,
не оставив следа,
Завивает
воронки вода
.

Нам представляется, что аллитерации на ш - п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.

Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.

Например , в строчках Б. Пастернака
С во й со н за писывал Шо пен
На черной выпилке пюпитра -

можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр »

В стихотворении Маршака «Словарь » изобразительна такая строка: В его столбца х мерца ют искры чувства . Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание ».

Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора.

Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным.

Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв» . Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.

Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я во льный ве те р, я ве чно ве ю,
Во лную во лны, ласкаю ивы,
В Ве твях вздыхаю, вздо хнув, не ме ю,
ле ле ю травы, ле ле ю нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е" .

В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.

Так, в строках из «Полтавы » Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха укра инская но чь.
Про зрачно небо .
Звё зды блещут.
Сво ей дремо ты прево змо чь
не хочет воздух.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.

Например , в другой строфе из «Полтавы » звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в иску шеньях долгой кары,
Перетерпев су деб у дары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дро бя стекло,
Ку ет бу ла т.

В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а .

В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мел о, мел о по вс ей земле
В о все пре де лы.
Све ча горел а на с толе ,
Све ча горел а
(Пастернак).

Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Т иш е, мыш и, кот на крыш е. А кот ят а ещ ё выш е ».

Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.

Диссонанс сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность.

Например:
Было:
социализм -
восторженное слово !
С флагом,
с песней
становились слева ,
и сама
на головы
спускалась слава .
Сквозь огонь прошли,
сквозь пушечные дула .
Вместо гор восторга
горе дола .

Стало:
коммунизм -
обычнейшее дело .

(В. Маяковский)

Крут
буржуев
озверевший норов .
Тьерами растерзанные,
воя и стеная ,
тени прадедов -
парижских коммунаров -
и сейчас
вопят
парижскою стеною .

(В. Маяковский)

Заберусь на рассвете на серебряный кедр
Любоваться оттуда на маневры эскадр .
Солнце, утро и море! Как я весело-бодр ,
Точно воздух - бездумен, точно мумия - мудр .
Кто прославлен орлами - ах, тому не до выдр .

(И. Северянин)

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание .

Звукоподражание – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.

Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.

Например:
Ввер ху р ычат гер манские мотор ы:
- Мы фюр ер а покорр ные р абы,
Мы пр евращаем горр ода в грр обы,
Мы - смер ть... Тебя уже не будет скорр о.

(«Пулковский меридиан» В. Инбер)

Повторение звука [р ] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.

Так, у Маяковского в фразе: «Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб .. .» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.
Знакомым ш умом ш орох их верш ин...
(А.Пушкин)

Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слыш но, бесш умно ш урш ат камыш и...
(К.Бальмонт)


Дро гнул дол , удар р азда лся...

(А.Майков)

Речь о взрыве; четыре [д] , три [р] , два ассонанса («уДАр разДАлся ») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Тв оей тв ердыни ды м и гро м...
(А.Пушкин)

Речь о пушечном салюте; дважды [тв] , два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.

Вот образец гораздо более тонкого звукоподражания:
И бл еск, и ш ум , и гов ор б ал ов,
А в ч ас п ир уш ки хол остой
Ш ип енье п енистых б окал ов
И п унш а пл амень гол уб ой.

(А.Пушкин)

Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п] ), шипящие ([ч], [ш] ) и сонорные ([р], [л] ), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.

Ещё один приём, который используется реже других – ономатопея .

Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «храп », «хруст », и производные слова «храпеть », «хрустеть » и т.п.

Например:
И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки , как хруст аль

(И. Северянин)

Более сложный приём звукописи - каламбурная рифма .

Каламбурные рифмы – это рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве.

Часто они используются с целью достижения комического эффекта. Пример такой рифмы есть у разных авторов, таких как, например, А. С. Пушкин, Д. Д. Минаев, В. В. Маяковский и другие.

В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.

Например:
Вы, щенки! За мной ступайте!
Будет вам по калачу ,
Да смотрите ж, не болтайте,
А не то поколочу .

(А. С. Пушкин)

Он двадцать лет был нерадив ,
Единой строчки не родив .
(Д. Д. Минаев)

Область рифм - моя стихия ,
И легко пишу стихи я ,
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки ,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром .
(Д. Д. Минаев)

Ещё один прием звукописи анафора и эпифора . Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.

Эпифора - повторение конца стиха.

Анафора , или единоначатие, - стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.

Звукопись - применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи.

Звукопись позволяет значительно (в разы) усилить воздействие речи и текста, подбирая слова с “правильными звуками”.

Например:
Трое сут ок было с лыш но, как в дороге скуч ной, долгой
Перестук ивали стык и: на восток , восток , восток. ..

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Или:
Возл е мен я по путям двигал ся ло ко мо тив.
Спра ва по р ельса м про еха л паро воз.

Звукопись часто встречается в русской литературе, особенно в стихах. Очень здорово её использует К.Д. Бальмонт, который дал образную характеристику звукам речи (звук есть «малый колдующий гном », волшебство) и, конечно, В.В. Маяковский.

Основные функции звукописи

Художественное назначение звукописи может заключаться в простом создании гармонии, музыкального звучания речи (У Че р но го мор я ч инар а стоит молодая… - Лермонтов М. Ю.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. Стройное повторение созвучий и отдельных согласных придает речи особую красоту.

Однако художники слова обычно не довольствуются красотой звучания речи и стараются привлечь звукопись к решению более сложных стилистических задач. Звукопись может выполнять серьезную смысловую функцию в поэтической речи: подчеркивать логически важные слова, художественные образы, мотивы, темы. На эту сторону звукописи обращал внимание В.В. Маяковский, рассказывая об особенностях художественного творчества. В статье «Как делать стихи? » он писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова ». Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения.

Звукопись может играть композиционную роль : сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ.

Например:
Ты рв ану лась движеньем испу ганной п тицы,
Ты п рошла, слов но сон мой легка...
И в зд ох ну ли дух и, задре мали рес ниц ы,
Заш епт ались т ревож но ш елка.

(А. Блок)

Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием "вздохнули духи " словно слышится вздох (эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х ), образное выражение "задремали ресницы" получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц ; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки…

Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах .

Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведенийРоса на рассвете », «Фонтаны Федоровки »). Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.

Если провести аналогию с приготовлением пищи, то звукопись позволяет не скучно готовить блюдо, а свободно экспериментировать в процессе, добавляя приправы и специи.

Пересаливать свою речь (устную, письменную) аллитерацией и ассонансом не стоит. Гораздо эффективней с их помощью подчеркнуть её основную сущность, вычленить сердцевину смысла, царапая собеседника в самое сердце.

Упражняясь в звукописи, можно не просто развить внимание, память и расширить словарный запас, но и (самое главное) почувствовать, как легко Ваши фразы изменяют свое звучание с МОЩНОГО и ВЕЛИЧЕСТВЕННОГО, на ТИХОЕ и ПРОНИКНОВЕННОЕ, стоит лишь правильно подобрать слова.

Процесс повелевания предложениями приятно поражает. Затягивает. Позволяет получить положительные эмоции при написании даже самых скучных текстов.

Дидактические материалы по русскому языку. Раздел «Фонетика»

    Распознавание твёрдых и мягких согласных. Использование

в изобразительных целях слов с повторяющимися звуками (звукопись).

Задание . Какой звук и какие сочетания звуков особенно часто повторяются в стихотворении и помогают передать весёлое звучание сильного дождя? Прочитайте стихотворение, выделяя голосом, где возможно, эти звуки. Выпишите эти слова с л в две группы: 1) слова, в которых л звучит мягко; 2) слова, в которых л звучит твёрдо.

Рулевой.

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперёд!»

Плещут волны! Хлещут волны!

Заливают с головой.

Что мне волны! Самый полный! -

Не сдаётся рулевой!

(В.Суслов)

2. Распознавание звонких согласных. Звукопись.

Задание . Какой звонкий согласный звук помогает передать (воспроизвести) жужжание жука? Спишите, подчеркните слова, в которых имеется этот звук.

    Жук жужжал в густой осоке.

    Скажите, для чего вы так жужжите?

    Использование согласных в скороговорках.

Задание. На повторении каких согласных звуков построены скороговорки? Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните буквы, обозначающие повторяющиеся в каждой скороговорке согласные звуки. Укажите количество повторений. Научитесь быстро произносить скороговорки.

    На дворе трава, на траве дрова.

    (Не) любила Мила мыло, мама Милу (с) мылом мыла.

    Все покупки (у) прилавка упакованы (в) кульки.

    Различение согласных звуков.

Задание. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Некоторые звуки в этих стихах используются для передачи грохота, шума. Какие это звуки? Укажите их. Гласные это или согласные?

Оттоль сорвался раз обвал

И с тяжким грохотом упал.

И всю теснину между скал

Загородил,

И Терека могучий вал

Остановил.

    Употребление звуков в изобразительных целях (звукопись). Повторение правописания гласных после шипящих.

Задание. Какой согласный звук повторяется в этом шутливом стихотворении? Как часто? В каких словах вам трудно его произнести? Почему? Спишите, подчеркните буквы, обозначающие сочетание «шипящий +гласный».

Плавниками трепеща,

И зубаста и тоща,

Пищи (на) обед ищ…,

Ходит щ…ка вокруг леща.

Вот так штука!

Тщетно тщится щ…ка

Ущемить леща.

(М.Горький)