Интересы и занятия дворянской женщины. Интересы и занятия дворянской молодежи (по роману А.С

Штатскими высшими учебными заведениями были университеты. В нач XIX в их было 5: Московский Харьковский, Дерптский Виленский, Казанкий.

Онегин, как уже было сказано, никогда не носил военного мундира, что выделяло его из числа сверстников, встретивших 1812 г. в возрасте 16-17 лег. Но то, что он вообще никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина, решительно делало Онегина белой вороной в кругу современников

Неслужащий дворянин формально не наршал закон империи. Однако его положение в обществе было особым

Правительство также весьма отрицательно смотрело на уклоняющегося от службы и Не имеющего никакого чина дворянина. И в столице, и на почтовом тракте он должен был пропускать вперед лиц, отмеченных чинами

Наконец, служба органически входила в дворянское понятие чести, становясь ценностью этического порядка и связываясь с патриотизмом. Представление о службе как высоком служении общественному благу и противопоставление ее прислуживанию «лицам» (это чаще всего выражалось в противопоставлении патриотической службы отечеству на полях сражений прислуживанию «сильным» в залах дворца) создавало переход от Дворянского патриотизма к декабристской формуле Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»

Итак, складывалась мощная, но сложная и внутренне противоречивая традиция отрицательного отношения к «неслужащему дворянину».

Однако была и противоположная (хотя и значительно менее сильная) традиция.

Однако, пожалуй, именно Карамзин сделал впервые отказ от государственной службы предметом поэтизации в стихах, звучавших для своего времени достаточно дерзко:

Войне добра не видя,

В чиновных гордецах чины вознснавидя,

Вложил свой меч в ножны

(«Россия, торжествуй, -сказал я, -без меня"») .

То, что традиционно было предметом нападок с самых разных позиций, неожиданно приобретало контуры борьбы за личную независимость, отстаивания права человека самому определять род своих занятий, строить свою жизнь, независимо от государственного надзора или рутины протоптанных путей. Право не служить, быть «сам большой» (VI, 201) и оставаться верным " «науке первой» - чтить самого себя (III, 193) стало заповедью зрелого П. . Известно, как упорно заставлял Николай 1 служить Вяземского в министерстве финансов, Герцена - в провинциальной канцелярии, Полежаева - в солдатах и к каким трагическим последствиям привела самого П придворная служба.

В свете сказанного видно, во-первых, что то, что Онегин никогда не служил, не имел чина, не было неважным и случайным признаком - это важная и заметная современникам черта. Во-вторых, черта эта по-разному просматривалась в свете различных культурных перспектив, бросая на героя то сатирический, то глубоко интимный для автора отсвет.

Не менее бессистемный характер носило образование молодой дворянки. Схема домашнего воспитания была та же, что и при начальном обучении мальчика-дворянина: из рук крепостной нянюшки, заменявшей в этом случае крепостного дядьку, девочка поступала под надзор гувернантки - чаще всего француженки, иногда англичанки.

Наиболее известными государственными учебными заведениями этого С типа были Смольный институт благородных девиц и аналогичный ему Екатерининский институт (оба в Петербурге

П колебался в том, какой тип воспитания дать дочерям Прасковьи Лариной. Однако глубокая разница в отношении автора к героиням этих двух произведений исключала возможность одинакового воспитания. Первоначально П думал вообще дать своим героиням чисто отечественное образование:

Показательно, однако: засвидетельствовав, что Татьяна в совершенстве знала французский язык, и, следовательно, заставив нас предполагать наличие в ее жизни гувернантки-француженки, автор предпочел прямо не упомянуть об этом ни разу.

Подчеркивая в поведении Татьяны естественность, простоту, верность себе во всех ситуациях и душевную непосредственность, П не мог включил» в воспитание героини упоминание о пансионе.

Интересы и занятия дворянской женщины .

Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. "В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17-19 лет. Однако сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет (ему шел 23-й год

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу. Вот как выглядели провинциальные дамы в 1812 г., увиденные глазами умной и образованной москвички М. А, Волковой, обстоятельствами военного времени заброшенной в Тамбов: «Все с претензиями, крайне смешными. У них изысканные, но нелепые туалеты, странвый разговор, манеры как у кухарок; притом они ужасно жеманятся, и ни у одной нет порядочного лица. Вот каков прекрасный пол в Тамбове!» (Двенадцатый год в воспоминаниях и переписке современников

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие се от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной Группы/Дворянская женщина начала *** в. значительно меньше была втянута в систему спужебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам иди даже к императору.

Поэтому не случайно то, что после 14 декабря 1825 г., когда мыслящая часть дворянской молодежи была разгромлена, а новое поколение интеллигентов-разночинцев еще не появилось па исторической арене, именно женщины-декабристки выступили в роли хранительниц высоких идеалов независимости, верности и чести.

Двоюяискос жилище и его окружение в городе и поместье .

Весь пространственный мир романа (если исключить «дорогу», о которой речь пойдет отдельно) делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня.

Онетинский Петербург имеет весьма определенную географию. То, какие районы столицы упоминаются в тексте, а какие остались за его пределами, раскрывает нам смысловой образ города в романе.

Реально в романе представлен лишь Петербург аристократический и щегольской. Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная, видимо, набережная Фонтанки (вряд ли гувернер водил мальчика Евгения в Летний сад издалека), Летний сад, Малая Морская - гостиница «Лондон»^ Театральная площадь.



Интересы и занятия дворянской женщины 1

На общем фоне быта русского дворянства начала ХIХ в. «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начальными знаниями по истории, географии и словесности.

Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала ХIХ в. определяли книги.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале ХIХ в. вступали рано. Нормальным возрастом для брака считался возраст 17-19 лет. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начиналось значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу.

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие ее от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала ХiХ в. значительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мТжчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам или даже к императору.

Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений - женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьей, заботами о детях, чем с государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной средой, чем существование ее отца, мужа или сына.

УРОК 44

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

ПИСЬМО ТАТЬЯНЫ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЕЁ ЧУВСТВ,

ДВИЖЕНИЯ ЕЁ ДУШИ.

ГЛУБИНА, ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ГЕРОИНИ
...Татьяна - существо исключительное,

натура глубокая, любящая, страстная.

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Устный или письменный опрос по 2-6 пунктам домашнего задания.
II. Анализ третьей главы романа. Беседа по вопросам:

1. С чего начинается третья глава?

2. Вспомните, какое отношение у соседей-помещиков вызывал Онегин. Как эти слухи могли повлиять на чувство Татьяны? (Они могли вызвать интерес к нему, подчеркнуть его исключительность.)

3. А какую роль в растущем чувстве любви героини могли сыграть книги, которые она читала? В.Г. Белинский в своей статье о Татьяне писал: «Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де-Линаром и Вертером?..

Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать…» 1

4. Проверка индивидуального задания. Сообщение на тему «Интересы и занятия дворянской женщины» (по карточке 27).

5. Прочитайте строфы ХVII-ХIХ. Почему о любви Татьяна говорит со старой няней? Сравните две любви, две судьбы.

6. Как строфы ХХII-ХХV объясняют читателю смелый поступок Татьяны - решение писать Онегину, открыть свою душу?

7. Проверка домашнего задания - выразительное чтение наизусть письма Татьяны.

8. Найдите строфы, в которых показано томительное ожидание Татьяной ответа на свое признание.

9. Как в ХХХVIII и ХХХIХ строфах показано смятение героини, ее страх перед долгожданной встречей?

Обратим внимание учащихся на то, что в самый напряженный момент развития сюжетного действия вдруг начинает звучать песня. (Если есть возможность, нужно дать запись «Песни девушек» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».) Как эта песня готовит читателя к предстоящему объяснению?

10. Прочитайте последнюю строфу (ХLI) третьей главы. Почему автор заканчивает главу на самом напряженном и интересном событии?
III. Домашнее задание.

а) Как отнесся Онегин к письму Татьяны?

б) Что мешает героям быть счастливыми?

в) Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

УРОК 45

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

ИСПОВЕДЬ ОНЕГИНА.

КОНТРАСТ МЕЖДУ КАРТИНАМИ

СЧАСТЛИВОЙ ЛЮБВИ И УЧАСТЬЮ ТАТЬЯНЫ
Открыв письмо Татьяны, мы - провалива-

емся. Проваливаемся в человека, как в реку, ко-

торая несет нас вольным, переворачивающим

течением, омывая контуры души, всецело вы-

раженной потоком речи...

Абрам Терц (А.Д. Синявский)
ХОД УРОКА
I. Беседа по четвертой главе романа:

1. Четвертая глава романа - самая многозвучная. Здесь мы слышим полифонию голосов, мнений, мотивов: это и монолог Онегина, и его диалог с Ленским, и повествование о героях и событиях, и раздумья автора о жизни, о возможности счастья, любви, дружбы.

Какие события происходят в жизни героев в четвертой главе? (Два события: свидание Онегина и Татьяны (оно началось еще в третьей главе) и обед в зимнюю пору в доме Онегина, на котором Ленский передает ему злополучное приглашение на именины Татьяны. Эпизоды широко развернуты, а вокруг них авторские лирические отступления.)

2. С чего начинается четвертая глава? (С шести пропущенных строф. Эта пауза заставляет нас, подобно пушкинской героине, затаив дыхание, ждать развития событий.) И вот начинается текст:
Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей...
Чьи это мысли? Автора? Онегина?

Строфы УIII-Х показывают, насколько опустошена душа Онегина, и то, что произойдет между Онегиным и Татьяной, после их прочтения кажется предопределенным.

3. Как отнесся Онегин к письму Татьяны? (Ответ предполагает анализ ХI и предшествующих строф.)

4. Выразительное чтение исповеди Онегина. (Строфы ХII-ХVI.)

5. Этот монолог литературоведы называют по-разному: исповедь, проповедь, отповедь. А как думаете вы? Свой ответ аргументируйте.
Слово учителя

Проповедь Онегина противопоставлена письму Татьяны совершенным отсутствием в ней литературных клише и реминисценций.

Смысл речи Онегина именно в том, что он неожиданно для Татьяны повел себя не как литературный герой («спаситель» или «соблазнитель»), а просто как хорошо воспитанный светский и к тому же вполне порядочный человек, который «очень мило поступил // С печальной Таней». Онегин повел себя не по законам литературы, а по нормам и правилам, которыми руководствовался достойный человек пушкинского круга в жизни. Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к «счастливым свиданьям», и к «гибели», но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем, намеки на которые были так щедро разбросаны в предшествующем тексте. Не случайно во всех последующих строфах главы доминирующей делается тема литературной полемики, разоблачения литературных штампов и противопоставления им действительности, истины и прозы. Однако при всей наивности начитавшейся романов героини в ней есть непосредственность и способность к чувству, отсутствующие в душе трезвого героя.

6. Что мешает героям быть счастливыми? (Однозначного ответа здесь быть не может: видимо, встреча эта, как думает Онегин, произошла слишком поздно для героя, а, может быть, наоборот, рано, и Онегин еще не готов полюбить. Особое внимание следует обратить на то, насколько необычен этот роман. Традиционная схема была такой: на пути к счастью есть серьезные преграды, злобные враги, а здесь никаких препятствий нет, но нет и взаимной любви.)

7. Какой важный жизненный совет дает Онегин Татьяне?
(Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймет;

К беде неопытность ведет.)
Только все дело в том, что не «всякому», а именно Онегину открывает Татьяна свое сердце, и к беде ведет не неопытность, искренность Татьяны, а слишком богатый жизненный опыт Евгения.
8. Слово учителя.

Но от друзей спаси нас боже!
С чем это связано? Обратимся к комментарию Ю.М. Лотмана к ХIХ строфе, из которого мы узнаем, с какой низостью, подлостью столкнулся А.С. Пушкин, кто такой «враль», рождающий клеветнические слухи, и о каком «чердаке» идет речь.

На чердаке вралем рожденной... – смысл стихов раскрывается сопоставлением с письмом П.А. Вяземскому 1 сентября 1822 г.: «...мое намерение было (не) заводить остроумную литературную войну, но резкой обидой отплатить за тайные обиды человека, с которым расстался я приятелем и которого с жаром защищал всякий раз, как представлялся тому случай. Ему показалось забавно сделать из меня неприятеля и смешить на мой счет письмами чердак князя Шаховского, я узнал обо всем, будучи уже сослан, и, почитая мщение одной из первых христианских добродетелей - в бессилии своего бешенства закидал издали Толстого журнальной грязью».

Толстой Федор Иванович (1782-1846) - отставной гвардейский офицер, бретер, картежник, одна из наиболее ярких личностей ХIХ в. Его имел в виду Грибоедов, когда писал о «ночном разбойнике, дуэлисте» («Горе от ума», д. 4, явл. IV).

Пушкин узнал об участии Толстого в распространении позорящих его слухов и ответил эпиграммой («В жизни мрачной и презренной...») и резкими стихами в послании «Чаадаеву». Пушкин долгое время собирался драться с Толстым на дуэли.

Чердак - литературно-театральный салон А.А. Шаховского. «Чердак» помещался в доме Шаховского в Петербурге на Малой Морской, на углу Исаакиевской площади. Постоянными посетителями его были представители театральной богемы и литераторы, близкие к «архаистам»: Катенин, Грибоедов, Крылов, Жихарев и др.

О сплетнях, распространяемых Толстым на «чердаке», Пушкин узнал от Катенина.

10. Зачем в конце четвертой главы показана счастливая пара влюбленных: Ленский и Ольга?

11. По какому принципу построено описание «картин счастливой жизни» Ленского и Ольги относительно предыдущих строф? (Принцип антитезы, контраста.)

Обратите внимание: автор подчеркивает состояние души Владимира Ленского, его ожидание счастья: «Он весел был», «Он был любим» и «был счастлив», но есть стиховой перенос, настораживающий внимательного читателя: «...По крайней мере!! Так думал он». Опять зазвучала авторская ирония. Надо ли верить в любовь, если тебе как будто отвечают взаимностью? Как обстоит все на самом деле и нужно ли об этом узнавать? Может быть, лучше не рассуждать, а безоглядно верить? А Татьяна хотела и верить, и знать. Поистине, знание приумножает скорбь 1 .

12. Время в четвертой главе бежит очень быстро. Как мы помним, объяснение между Онегиным и Татьяной происходило в пору сбора ягод, и вот уже автор рисует картины осени: «И вот уже трещат морозы // И серебрятся средь полей...». А изменился ли за это время Онегин? Как проходили его дни в деревенской тишине? (Он спокоен, его жизнь ничем не напоминает петербургскую суету; он забыл «и город, и друзей, и скуку праздничных затей».)

Но зимой в глуши что делать в эту пору? (Остается радость общения с другом, Ленским. Евгений ждет его, не садится без него обедать. Строфы ХLVII-ХLIХ рисуют зимний обед друзей.)
II. Домашнее задание.

1. Как Ленский передал приглашение на именины Татьяны? Почему он так настаивает на приезде Онегина?

3. Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Народные приметы, встречающиеся в пятой главе» (по карточке 28).

Карточка 28

Народные приметы, встречающиеся в пятой главе

Героиня романа в пятой главе погружена в атмосферу народной жизни, и это решительно изменило характеристику ее духовного облика. Пушкин противопоставил заявление в третьей главе «она по-русски плохо знала» противоположному по значению «Татьяна (русская душою)...» Этим он привлек внимание читателей к противоречивости образа героини.

Ее тревожили приметы... - П. А. Вяземский к этому месту текста сделал примечание: «Пушкин сам был суеверен» (Русский архив. 1887. 12. С. 577). В эпоху романтизма вера в приметы становится знаком близости к народному сознанию.

Настали святки. То-то радость! - Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства, имеющих целью повлиять на будущий урожай и плодородие. Святки - время гадания на суженых и первых шагов к заключению будущих браков. «Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на святках: в эти дни все русские веселятся. Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на святках» 1 .

«По старине торжествовали /7 В их доме эти вечера», то есть святочные обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна.

Посещение дома ряжеными в пушкинском романе опущено, но следует отметить, что традиционной центральной фигурой святочного маскарада является медведь, что, возможно, оказало воздействие на характер сна Татьяны.

Во время святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в «страшные вечера».

Как ваше имя? Смотрит он... - Иронический тон повествования создается за счет столкновения романтических переживаний героини и простонародного имени, решительно несовместимого с ее ожиданиями.

Девичье зеркало лежит. - Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место. Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют.

ХI - ХII строфы - переправа через реку - устойчивый символ женитьбы в свадебной поэзии. Однако в сказках и народной мифологии переход через реку является также символом смерти. Это объясняет двойную природу образов сна Татьяны: как представления, почерпнутые из романтической литературы, так и фольклорная основа сознания героини заставляют ее сближать влекущее и ужасное, любовь и гибель.

Большой, взъерошенный медведь... - Исследователи отмечают двойную природу медведя в фольклоре: в свадебных обрядах в основном раскрывается добрая, «своя», человекообразная природа персонажа, в сказочных - он представляется хозяином леса, силой, враждебной людям, связанной с водой (в полном соответствии с этой стороной представлений, медведь во сне Татьяны - «кум» хозяина «лесного дома», полудемона, полуразбойника Онегина, он же помогает героине перебраться через водяную преграду, разделяющую мир людей и лес. В этой, второй функции медведь оказывается двойником лешего, «лесного черта», и роль его как проводника в «шалаш убогой» вполне оправдана всем комплексом народных верований).

Х V I - Х V II строфы - содержание строф определено сочетанием свадебных образов с представлением об изнаночном, вывернутом дьявольском мире, в котором находится Татьяна во сне. Во-первых, свадьба эта - одновременно и похороны: «За дверью крик и звон стакана, // Как на больших похоронах». Во-вторых, это дьявольская свадьба, и поэтому весь обряд совершается «навыворот». В обычной свадьбе приезжает жених, он входит в горницу вслед за невестой.

Во сне Татьяны все происходит противоположным образом: прибывает в дом невеста (дом этот не обычный, а «лесной», то есть «антидом», противоположность дому), войдя, она также застает сидящих вдоль стен на лавках, но это лесная нечисть. Возглавляющий их Хозяин оказывается предметом любви героини. Описание нечистой силы («шайки домовых») подчинено распространенному в культуре и иконографии средних веков и в романтической литературе изображению нечистой силы как соединению несоединимых деталей и предметов.

Все приведенные примеры свидетельствуют о том, что Пушкин хорошо ориентировался в обрядовой, сказочной и песенной народной поэзии, поэтому сюжет главы основан на точном знании всех деталей святочных и свадебных обрядов.

Замечательна разоблачительная интонация этой строфы; выразительность характеристик усилена анафорическим началом строк (Всё… Всё… Всё…), синтаксическим параллелизмом парных строк:

(Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп…) -

и повтором слов: тот же, то же, так же... Это ироническое, злое, а не добродушно насмешливое описание провинци­ального дворянства. Типичность характеристик подчеркнута многообразием примеров, укладывающихся под общее правило.

Еще более обобщенная и убедительная характеристика московского дворянства дана в строфе 48:

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум,

Не дрогнет сердце, хоть для шутки:

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой!

Эта строфа звучит как гневное разоблачение. Долго сдерживаемое негодование вдруг прорывается, и строфа завершается уничтожающей насмешкой, горьким сарказмом. Здесь нужно анализировать каждую строку, многократно и внимательно воспринимать этот гнев поэта, его презрение и негодование.

Еще глубже и беспощадней дана сатира на высший свет в восьмой главе. В строфах 24, 25, 26 в окончательной редакции и в черновиках к ним выведена целая галерея сатирических образов представителей высшего света:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Здесь и «на все сердитый господин» и «диктатор бальный, прыгун суровый, должностной»; и «фертик молодой», «румян, как вербный херувим, затянут, нем и недвижим»; «Тут был Проласов, заслуживший Известность низостью души», «И путешественник залетный, перекрахмаленный нахал». Каждый образ пронизан здесь презрением поэта, его ненавистью.

Вспомним слова Белинского об отношении Пушкина к дворянскому классу: «Он нападает в этом классе на все, что противоречит гуманности; но принцип класса для него - вечная истина... И потому в сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование...»

Что в «Онегине» «принцип» дворянского класса не отрицается Пушкиным, это верно. О сатирических же моментах в характеристике провинциального дворянства нельзя сказать, что «в сатире его так много любви, что самое отрицание его так часто похоже на одобрение и любование». Это относится только к образам Лариных, хотя и здесь Пушкин не затушевывает отрицательных черт в их характеристике. Но вот Гвоздин - разве в этом образе есть авторское одобрение и любование?

Слова Белинского уже ни в какой степени не могут быть отнесены к характеристике столичного дворянства, данной резко и гневно, в ней нет ни грана «одобрения и любования». Важно отметить, что отрицательную характеристику Лариных Пушкин постепенно, по мере работы над романом, смягчал; и наоборот, обострял сатирическую, по-ювеналовски гневную характеристику высшего света, что явилось следствием развития политического мышления Пушкина под влиянием событий 1825- 1826 и последующих годов.

Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную «картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития…»

Глава II . Интересы и занятия дворянской женщины

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX века «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках, умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начальными знаниями по истории, географии и словесности.

Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX века определяли книги.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту.

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Нормальным возрастом для брака считался возраст 17-19 лет. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начиналось значительно раньше, как например, у Татьяны Лариной:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Она любила Ричардсона

Не потому, чтобы прочла,

Не потому, чтоб Грандисона

Она Ловласу предпочла…

Конечно, прочитанные Татьяной романы Ричардсона и Руссо воспитывали и культивировали в её душе эту жажду любви. Татьяна получила из таких романов не только представление о любви как о величайшей радости жизни, но и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе её чувства; таковы были любимые Татьяной литературные героини – Кларисса, Юлия, Дельфина. Поэтому естественным было то чувство, которое рождается в героине, как только Онегин был замечен ею:

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней ребенка.

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина. В юности это московская сентиментальная девица по имени Pachette :

…она была одета

Всегда по моде и к лицу…

Бывало, писывала кровью

Она в альбомы нежных дев,

Звала Полиною Прасковью

И говорила нараспев,

Корсет носила очень узкий,

Произносить умела в нос.

Выданная замуж за нелюбимого человека и увезённая «разумным мужем» в деревенскую глушь, мать Татьяны «рвалась и плакала сначала, /с супругом чуть не развелась». Но очень скоро она научилась самодержавно управлять супругом, всецело взяла в свои руки хозяйство:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Всё это мужа не спросясь.

И, наконец, «привыкла и довольна стала»:

Корсет, альбом, княжну Алину,

Стишков чувствительных тетрадь

Она забыла; стала звать

Акулькой прежнюю Селину

И обновила наконец

На вате шлафор и чепец.

Другой путь превращения юной девицы, выданной замуж, - в провинциальную сплетницу или столичную светскую даму. Одним из примеров является Татьяна, став светской дамой, она постепенно изменяется в соответствии с обществом, в котором ей приходится постоянно находиться. Татьяна надевает маску «равнодушной княгини», кажется «неприступною богиней». В ответ на признание Онегина Татьяна, хоть и любила его, дает прямой и безоговорочный ответ:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

В этих словах заключена вся сила характера Татьяны, её сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушать обет, данный ею мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие её от окружающего дворянского мира. Дворянство было служащим сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала XIX века значительно меньше была вытянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищённая к тому же, конечно, лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам или даже к императору.

Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений – женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьёй, заботами о детях, чем с государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной средой, чем существование её отца, мужа или сына.

Глава III . Поместное дворянство в романе.

В романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкин подробно и верно изображает современную ему русскую действительность. В.Г.Белинский охарактеризовал роман как «энциклопедию русской жизни». Действительно, открывая «роман в стихах», читатели погружаются в атмосферу пушкинской эпохи.

В первой главе перед ними во всём своём блистательном великолепии предстаёт чопорный Петербург, в котором проводит своё детство и юность главный герой, именем которого назван роман. В конце седьмой главы, трясясь с Лариным в кибитке, читатели имеют возможность оценить облик тогдашней Москвы:

церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг…

Но особенно ярко и образно изображён в «Евгении Онегине» деревенский помещичий быт.

Основная часть действия романа разворачивается в деревне, куда «молодой повеса» приезжает ухаживать за больным дядей, но не успевает застать того в живых. Кажется, что в доме его дяди, где поселяется Онегин, время давно остановилось: нет ни книг, ни газет, «нигде ни пятнышка чернил», валяется только «календарь осьмого года». Автор иронично объясняет это отсутствием какого бы то ни было интереса к образованию тем, что у дяди Онегина было «много дел», ведь

Деревенский старожил

Лет сорок с ключницей бранился,

В окно смотрел и мух давил.

Закоснелость, боязнь нововведений характеризует и помещиков – новых соседей Онегина. Из-за того, что Евгений заменяет «ярем барщины старинной» лёгким оброком, облегчая жизнь своим крестьянам, соседи решают, что он – «опаснейший чудак». Здесь можно провести параллель между Онегиным и Чацким, героем поэмы «Горе от ума». Мысли и идеи Чацкого кажутся опасными и сумасбродными московскому обществу на балу в доме Фамусова.

В «Евгении Онегине» автор не позволяет себе выносить однозначный приговор помещикам. Своеобразие пушкинского «романа в стихах» состоит в том, что он не столько строится по законам литературного произведения, сколько течёт и меняется как сама жизнь. Все явления русской действительности предстают в нём описанными с разных сторон.

По-новому, тепло и задушевно начинает звучать роман, когда в нём появляется семейство Лариных со своими «привычками милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слёзки три…

Автор добродушно посмеивается над помещиками, которым «квас, как воздух был потребен». В сценах романа, посвященных быту и нравам помещиков, авторская ирония соседствует с искренним любованием простотой и естественностью их жизненного уклада.

В юности мать Татьяны любила романы, имела «светские» манеры, «вздыхала» о гвардейском сержанте:

Корсет носила очень узкий,

И русский Н как N французский

Произносить умела в нос…

Однако замужество изменило её привычки и характер. Муж увёз её в деревню, где она занялась домом и хозяйством, навсегда забросив

Корсет, альбом, княжну Полину,

Стишков чувствительных тетрадь.

Постепенно Ларина привыкла к новому образу жизни и даже тала довольна судьбой:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь-

Всё это мужа не спросясь.

Вместо корсета, она надевает «на вате шлафор и чепец» и забывает про альбомы, чувствительные стишки и прочие романтические причуды. Автор предоставляет читателю право судить, какой образ жизни вести достойнее.

В деревне мать Татьяны зажила деятельной жизнью, занялась хозяйством, научилась «супругом самодержавно управлять». Привычка постепенно заменила ей счастье, к ним стала наезжать «соседей добрая семья», с которыми можно было «…и потужить и позлословить, И посмеяться кой о чём…». Автор не скрывает, что жизнь в деревне скучна и однообразна для тех, кто к ней ещё не привык. Однако, по сравнению с жизнью в Петербурге, деревенский быт спокойнее и, в то же время, деятельнее, естественнее.

Только в такой семье, где царили «нравы милой старины», могла появиться Татьяна «русскою душою». Её с детства окружали «преданья простонародной старины», она любила слушать страшные рассказы няни, гадать; её, как и самого автора «романа в стихах», «тревожили приметы». Всё это придавало Татьяне естественность, невыразимое обаяние и искренность, которые превратили её в «милый идеал» автора. В деревне она была окружена русской природой: лесами, рощами, лугами, - которые она искренне любила, черпала в них свои душевные силы, предавалась там отдыху, размышлениям и мечтам. С ними она, «как с давними друзьями», прощается перед отъездом в Москву.

Типичной уездной барышней в романе предстаёт и Ольга. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела…» - это обычная, посредственная девушка, простодушная и невинная как в своём незнании жизни, так и в своих чувствах. Ей не свойственны глубокие раздумья, сильные чувства, какая-либо рефлексия. Потеряв Ленского, она вскоре вышла замуж. Как заметил Белинский, из грациозной и милой девочки она «сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку. С небольшими изменениями, которых требовало время».

Картины русской природы украшают его «свободный» роман, придают повествованию особую правдивость, натуралистичность. Они часто заполняют авторские лирические отступления, на их фоне более живым и естественным выглядит описание помещичьего быта.

Среда эта глубоко чужда Татьяне, недаром все эти люди напоминают ей чудовищ. Д.Благой считал, что в образах чудовищ, привидевшихся героине во сне, дана карикатура на мелкопоместное дворянство.

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX века "мир женщины" выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных языках (чаще всего это бывали французский и немецкий, знание английского языка уже свидетельствовало о более чем обычном уровне образования), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. Конечно, бывали и исключения. Так, Г. С. Винский в Уфе в первые годы XIX века обучал 15-летнюю дочь С. Н. Левашова: "Скажу, не хвастаясь, что Наталья Сергеевна через два года понимала столько французский язык, что труднейших авторов, каковы: Гельвеций, Мерсье, Руссо, Мабли - переводила без словаря; писала письма со всею исправностию правописания; историю древнюю и новую, географию и мифологию знала также достаточно" (Винский Г. С. Мое время. СПб., с. 139). Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. В этом отношении в последней трети XVIII в. - в значительной мере усилиями Н. И. Новикова и H. M. Карамзина - произошел поистине поразительный сдвиг: если в середине XVIII столетия читающая дворянка - явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить

…барышней уездной,

С печальной думою в очах,

С французской книжкою в руках

(VIII, V, 12–14 ).

Еще в 1770-е гг. на чтение книг, в особенности романов, часто смотрели как на занятие опасное и для женщины не совсем приличное. А. Е. Лабзину - уже замужнюю женщину (ей, правда, было неполных 15 лет!), отправляя жить в чужую семью, наставляли: "Ежели тебе будут предлагать книги какие-нибудь для прочтения, то не читай, пока не просмотрит мать твоя. И когда уж она тебе посоветует, тогда безопасно можешь пользоваться" (Лабзина А. Е. Воспоминания. СПб., 1914, с. 34). В дальнейшем Лабзина провела некоторое время в доме Херасковых, где ее "приучили рано вставать, молиться богу, утро заниматься хорошей книгой, которые мне Давали, а не сама выбирала. К счастью, я еще не имела случая читать романов, да и не слыхала имени сего. Случалось раз начали говорить о вышедших вновь книгах и помянули роман, и я уж несколько раз слышала. Наконец спросила у Елизаветы Васильевны о каком она все говорит Романе, а я его у них никогда не вижу" (там же, с. 47–48). В дальнейшем Херасковы, видя "детскую невинность и во всем большое незнание" Лабзиной, отсылали ее из комнаты, когда речь заходила о современной литературе. Существовали, конечно, и противоположные примеры: мать Леона в "Рыцаре нашего времени" Карамзина оставляет герою в наследство библиотеку, "где на двух полках стояли романы" (Карамзин, 1, 764). Молодая дворянка начала XIX в. - уже, как правило, читательница романов. В повести некоего В. 3. (вероятно, В. Ф. Вельяминова-Зернова) "Князь В-ский и княгиня Щ-ва, или Умереть за отечество славно, новейшее происшествие во времена кампании французов с немцами и россианами 1806 года, российское сочинение" описывается провинциальная барышня, живущая в Харьковской губернии (повесть имеет фактическую основу). Во время семейного горя - брат погиб под Аустерлицем - эта прилежная читательница "произведений ума Радклиф, Дюкредюмениля и Жанлис, славных романистов нашего времени" (цит. соч. ч. I, с. 58), предается любимому занятию: "Взяв наскоро "Удольфские таинства", забывает она непосредственно виденные сцены, которые раздирали душу ее сестры и матери За каждым кушаньем читает по одной странице, за каждою ложкою смотрит в разгнутую перед собою книгу. Перебирая таким образом листы, постоянно доходит она до того места, где во всей живости романического воображения представляются мертвецы-привидения; она бросает из рук ножик и, приняв на себя испуганный вид, нелепые строит жесты" (там же, с. 60–61). О распространении чтения романов среди барышень начала XIX в. см. также: Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа, т. I, вып. 1. СПб., 1909, с. 11–13.

Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Характерны слова Фамусова, откровенно связывающего обучение дочери с будущим ее браком:

Дались нам эти языки!

Берем же побродяг, и в дом, и по билетам,

Чтоб наших дочерей всему учить, всему

И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!

Как будто в жены их готовим скоморохам

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось.

В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые в XVIII в. замужества 14- и 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17–19 лет. Однако сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов, начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет (ему шел 23-й год). В дневнике, в записи 9 июля 1805 г., он спрашивает сам себя: "…можно ли быть влюбленным в ребенка?" (см.: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". СПб., 1904, с. 111). Софье в момент действия "Горя от ума" 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в нее, когда ей было 14 лет, а может быть, и ранее, поскольку из текста видно, что до отставки и отъезда за границу он некоторое время служил в армии и определенный период жил в Петербурге ("Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь…" - III, 3). Следовательно, Софье было 12–14 лет, когда для нее и Чацкого наступила пора

Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,

Которые во мне ни даль не охладила,

Ни развлечения, ни перемена мест.

Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!

Наташе Ростовой 13 лет, когда она влюбляется в Бориса Друбецкого и слышит от него, что через четыре года он будет просить ее руки, а до этого времени им не следует целоваться. Она считает по пальцам: "Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать" ("Война и мир", т. I, ч. 1, гл. X). Эпизод, описанный И. Д. Якушкиным (см.: Пушкин в воспоминаниях современников, 1, 363), выглядел в этом контексте вполне обычно. Шестнадцатилетняя девушка - уже невеста, и к ней можно свататься. В этой ситуации определение девушки как «ребенка» отнюдь не отделяет ее от "возраста любви". Слова «ребенок», «дитя» входили в бытовой и поэтический любовный лексикон начала XIX в. Это следует иметь в виду, читая строки вроде: "Кокетка, ветреный ребенок" (V, XLV, 6 ).

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу. Вот как выглядели провинциальные дамы в 1812 г., увиденные глазами умной и образованной москвички М. А. Волковой, обстоятельствами военного времени заброшенной в Тамбов: "Все с претензиями, крайне смешными. У них изысканные, но нелепые туалеты, странный разговор, манеры как у кухарок; притом они ужасно жеманятся, и ни у одной нет порядочного лица. Вот каков прекрасный пол в Тамбове!" (Двенадцатый год в воспоминаниях и переписке современников. Сост. В. В. Каллаш. М., 1912, с. 275). Ср. с описанием общества провинциальных дворянок в EO .



Интересы и занятия дворянской женщины.

На общем фоне быта русского дворянства начала XIX в. «мир женщины» выступал как некоторая обособленная сфера, обладавшая чертами известного своеобразия. Образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. Оно обычно ограничивалось навыком бытового разговора на одном-двух иностранных (чаще всего это бывали французский и немецкий, знание английского языка уже свидетельствовало о более чем обычном уровне образования), умением танцевать и держать себя в обществе, элементарными навыками рисования, пения и игры на каком-либо музыкальном инструменте и самыми начатками истории, географии и словесности. Конечно, бывали и исключения. Так, Г. С. Винский в Уфе в первые годы XIX в. обучал 15-летнюю дочь С. Н. Левашова: «Скажу, не хвастаясь, что Наталья Сергеевна через два года понимала столько французский язык, что труднейших авторов, каковы: Гельвеций, Мерсье, Руссо, Мабли - переводила без словаря; писала письма со всею исправностью правописания; историю древнюю и новую, географию и мифологию знала также достаточно» (Винский Г. С. Мое время. СПб., . С. 139).
Значительную часть умственного кругозора дворянской девушки начала XIX в. определяли книги. В этом отношении в последней трети XVIII в. - в значительной мере усилиями Н. И. Новикова и Н. М. Карамзина - произошел поистине поразительный сдвиг: если в середине XVIII столетия читающая дворянка - явление редкостное, то поколение Татьяны можно было представить

Барышней уездной, С печальной думою в очах, С французской книжкою в руках (8, V, 12-14).

Еще в 1770-е гг. на чтение книг, в особенности романов, часто смотрели как на занятие опасное и для женщины не совсем приличное. А. Е. Лабзину - уже замужнюю женщину (ей, правда, было неполных 15 лет!), отправляя жить в чужую семью, наставляли: «Ежели тебе будут предлагать книги какие-нибудь для прочтения, то не читай, пока не просмотрит мать твоя (имеется в виду свекровь. - Ю. Л.). И когда уж она тебе посоветует, тогда безопасно можешь пользоваться» (Лабзина А. Е. Воспоминания. СПб., 1914. С. 34). В дальнейшем Лабзина провела некоторое время в доме Херасковых, где ее «приучили рано вставать, молиться богу, утро заниматься хорошей книгой, которые мне давали, а не сама выбирала. К счастью, я еще не имела случая читать романов, да и не слыхала имени сего. Случалось раз начали

Говорить о вышедших вновь книгах и помянули роман, и я уж несколько раз слышала. Наконец спросила у Елизаветы Васильевны (Е. В. Херасковой, жены поэта. - Ю. Л.), о каком она все говорит Романе, а я его у них никогда не вижу» (Там же. С. 47-48). В дальнейшем Херасковы, видя «детскую невинность и во всем большое незнание» Лабзиной, отсылали ее из комнаты, когда речь заходила о современной литературе. Существовали, конечно, и противоположные примеры: мать Леона в «Рыцаре нашего времени» Карамзина оставляет герою в наследство библиотеку, «где на двух полках стояли романы» (Карамзин-2. Т. 1. С. 64). Молодая дворянка начала XIX в. - уже, как правило, читательница романов. В повести некоего В. 3. (вероятно, В. Ф. Вельяминова-Зернова) «Князь В-ский и княгиня Щ-ва, или Умереть за отечество славно, новейшее происшествие во времена кампании французов с немцами и россиянами 1806 года, российское сочинение» описывается провинциальная барышня, живущая в Харьковской губернии (повесть имеет фактическую основу). Во время семейного горя - брат погиб под Аустерлицем - эта прилежная читательница «произведений ума Радклиф, Дюкре-Дюмениля и Жанлис1, славных романистов нашего времени», предается любимому занятию: «Взяв наскоро „Удольфские таинства", забывает она непосредственно виденные сцены, которые раздирали душу ее сестры и матери <...> За каждым кушаньем читает по одной странице, за каждою ложкою смотрит в разогнутую перед собою книгу. Перебирая таким образом листы, постоянно доходит она до того места, где во всей живости романического воображения представляются мертвецы-привидения; она бросает из рук ножик и, приняв на себя испуганный вид, нелепые строит жесты» (Указ. соч. С. 58, 60-61). О распространении чтения романов среди барышень начала XIX в. см. также: Сиповский В. В. Очерки из истории русского романа. СПб., 1909. Т. 1. Вып. 1. С. 11-13.
Образование молодой дворянки имело главной целью сделать из девушки привлекательную невесту. Характерны слова Фамусова, откровенно связывающего обучение дочери с будущим ее браком:
Дались нам эти языки!
Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему -
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам (д. I, явл. 4).

Естественно, что со вступлением в брак обучение прекращалось. В брак молодые дворянки в начале XIX в. вступали рано. Правда, частые в XVIII в. замужества 14-и 15-летних девочек начали выходить из обычной

________________________
1 Радклиф (Рэдклифф) Анна (1764-1823), английская романистка, одна из основательниц «готического» романа тайн, автор популярного романа «Удольфские тайны» (1794). В «Дубровском» П назвал героиню «пылкая мечтательница, напитанная таинственными ужасами Радклиф» (VIII, 195). Дюкре-Дюмениль (правильно: Дюминиль) Франсуа (1761-1819) - французский сентиментальный писатель; Жанлис Фелиситэ (1746-1830) - французская писательница, автор нравоучительных романов. Творчество двух последних активно пропагандировалось в начале XIX в. Карамзиным.

Практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17-19 лет1. Однако сердечная жизнь, время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка. Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12 лет (ему шел 23-й год). В дневнике, в записи 9 июля 1805 г., он спрашивает сам себя: «...можно ли быть влюбленным в ребенка?» (см.: Веселовский А. Н. В. А. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб., 1904. С. 111). Софье в момент действия «Горя от ума» 17 лет, Чацкий отсутствовал три года, следовательно, влюбился в нее, когда ей было 14 лет, а может быть, и ранее, поскольку из текста видно, что до отставки и отъезда за границу он некоторое время служил в армии и определенный период жил в Петербурге («Татьяна Юрьевна рассказывала что-то. Из Петербурга воротясь, / С министрами про вашу связь...» - д. III, явл. 3). Следовательно, Софье было 12-14 лет, когда для нее и Чацкого наступила пора

Тех чувств, в обоих нас движении сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно! (д. IV, явл. 14)

Наташе Ростовой 13 лет, когда она влюбляется в Бориса Друбецкого и слышит от него, что через четыре года он будет просить ее руки, а до этого времени им не следует целоваться. Она считает по пальцам: «Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать» («Война и мир», т. 1, ч. 1, гл. X). Эпизод, описанный И. Д. Якушкиным (см.: Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 363), выглядел в этом контексте вполне обычно. Шестнадцатилетняя девушка - уже невеста, и к ней можно свататься. В этой ситуации определение девушки как «ребенка» отнюдь не отделяет ее от «возраста любви». Слова «ребенок», «дитя» входили в бытовой и поэтический любовный лексикон начала XIX в. Это следует иметь в виду, читая строки вроде: «Кокетка, ветреный ребенок» (7, XLV, 6).

________________________
1 Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII в. нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Е. Лабзина была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет (см.: Лабзина А. Е. Указ. соч. С. X, 20); мать Гоголя, Марья Ивановна, пишет в своих записках: «Когда мне минуло четырнадцать лет, нас перевенчали в местечке Яресках; потом муж мои уехал, а я осталась у тетки, оттого, что еще была слишком молода. <...> Но в начале ноября он стал просить родителей отдать меня ему, говоря, что не может более жить без меня (Шенрок В. И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1892. Т. 1. С. 43); отец «в 1781 г. вступил в брак» с «Мариею Гавриловною, которой тогда было едва 15 лет от роду» (Маркович. С. 2). Проникновение романтических представлений в быт и европеизация жизни провинциального дворянства сдвинули возраст невесты до 17-19 лет. Когда красавице Александрине Корсаковой перевалило за двадцать, старик Н. Вяземский, отговаривая от женитьбы влюбившегося в нее сына, А. Н. Вяземского, называл ее «старой девкой, привередницей, каких мало» (Рассказы Бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, зап. и собр. ее внуком Д. Благово. СПб., 1885. С. 439).

Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу, как Прасковья Ларина, в столичную светскую даму или провинциальную сплетницу. Вот как выглядели провинциальные дамы в 1812 г., увиденные глазами умной и образованной москвички М. А. Волковой, обстоятельствами военного времени заброшенной в Тамбов: «Все с претензиями, крайне смешными. У них изысканные, но нелепые туалеты, странный разговор, манеры как у кухарок; притом они ужасно жеманятся, и ни у одной нет порядочного лица. Вот каков прекрасный пол в Тамбове!» (Двенадцатый год в воспоминаниях и переписке современников / Сост. В. В. Каллаш. М., 1912. С. 275). Ср. с описанием общества провинциальных дворянок в ЕО:
Но ты - губерния Псковская
Теплица юных дней моих
Что может быть, страна глухая
Несносней барышень твоих?
Меж ими нет - замечу кстати
Ни тонкой вежливости знати
Ни [ветрености] милых шлюх -
Я уважая русский дух,
Простил бы им их сплетни, чванство
Фамильных шуток остроту
Порою зуб нечистоту [
И непристойность и] жеманство
Но как простить им [модный] бред
И неуклюжий этикет (VI, 351).

В другом месте автор подчеркнул умственную отсталость провинциальных дам, даже по сравнению с отнюдь не высокими критериями образования и глубокомыслия провинциальных помещиков:
...разговор их милых жен
Гораздо меньше был умен (2, XI, 13-14}.

И все же в духовном облике женщины были черты, выгодно отличавшие ее от окружающего дворянского мира. Дворянство было служилым сословием, и отношения службы, чинопочитания, должностных обязанностей накладывали глубокую печать на психологию любого мужчины из этой социальной группы. Дворянская женщина начала XIX в. значительно меньше была втянута в систему служебно-государственной иерархии, и это давало ей большую свободу мнений и большую личную независимость. Защищенная к тому же, конечно лишь до известных пределов, культом уважения к даме, составлявшим существенную часть понятия дворянской чести, она могла в гораздо большей мере, чем мужчина, пренебрегать разницей в чинах, обращаясь к сановникам или даже к императору. Это в соединении с общим ростом национального самосознания в среде дворянства после 1812 г. позволило многим дворянкам возвыситься до подлинного гражданского пафоса. Письма уже упомянутой М. А. Волковой к ее петербургской подруге В. И. Ланской в 1812 г. свидетельствуют, что П, создавая в «Рославлеве» образ Полины - экзальтированно

Патриотической и мечтающей о героизме девушки, полной гордости и глубокого чувства независимости, смело идущей наперекор всем предрассудкам общества, - мог опираться на реальные жизненные наблюдения. См., например, письмо Волковой от 27 ноября 1812 г.: «...я не могу удержать своего негодования касательно спектаклей и лиц, их посещающих. Что же такое Петербург? Русский ли это город, или иноземный? Как это понимать, ежели вы русские? Как можете вы посещать театр, когда Россия в трауре, горе, развалинах и находилась на шаг от гибели? И на кого смотрите вы? На французов, из которых каждый радуется нашим несчастьям?! Я знаю, что в Москве до 31 августа открыты были театры, но с первых чисел июня, т. е. со времени объявления войны, у подъездов их виднелись две кареты, не более. Дирекция была в отчаянии, она разорялась и ничего не выручала <...> Чем более я думаю, тем более убеждаюсь, что Петербург вправе ненавидеть Москву и не терпеть всего в ней происходящего. Эти два города слишком различны по чувствам, по уму, по преданности общему благу, для того, чтобы сносить друг друга. Когда началась война, многие особы, будучи не хуже ваших красивых дам, начали часто посещать церкви и посвятили себя делам милосердия...» (Двенадцатый год в воспоминаниях... С. 273-274).
Показательно, что предметом критики становится не всякая форма увеселения, а именно театр. Здесь сказывается традиционное отношение к театральным зрелищам, как время провождению, несовместимому с порой покаяния, а година национальных испытаний и несчастий воспринимается как время обращения к своей совести и покаяния1.
Последствия петровской реформы не в одинаковой мере распространялись на мир мужского и женского быта, идей и представлений - женская жизнь и в дворянской среде сохранила больше традиционных черт, поскольку более была связана с семьей, заботами о детях, чем с государством и службой. Это влекло за собой то, что жизнь дворянки имела больше точек соприкосновения с народной, чем существование ее отца, мужа или сына. Поэтому глубоко не случайно то, что после 14 декабря 1825 г., когда мыслящая часть дворянской молодежи была разгромлена, а новое поколение интеллигентов-разночинцев еще не появилось на исторической арене, именно женщины-декабристки выступили в роли хранительниц высоких идеалов независимости, верности и чести.